Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "А" (часть 1, "ААР"-"АЛЬ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "ААР"-"АЛЬ")

ААРОНОВЦЫ, СООТВ. ААРОНОВЩИНА

ААРОНОВЦЫ, соотв. аароновщина - течение в старообрядчестве, отделившееся во вт. пол. 18 в. от беспоповцев-филипповцев. Название толка происходит от имени его основателя - ярославского мещанина Андрея (Аарона) Жукова. В отличие от филипповцев А. признавали светский брак, отвергали крайний аскетизм.

АББАТ

АББАТ (лат. abbas, от арамейск. «або» - отец) - наименование настоятеля монастыря в Зап. Европе с 5 в. В более общем значении употребляется как название священнослужителя в католич. церкви.

АББАТСТВО

АББАТСТВО - монастырь в католической церкви.

АБДО МУХАММЕД

АБДО Мухаммед (1849-1905) - теолог и обществ, деятель, лектор аль-Азхара, гл. муфтий Египта, реформатор ислама. В 1883-1889 А. жил в изгнании; в Париже в 1884 вместе с аль-Афгани издавал газету «Аль-Урва аль-вуска» («Неразрывная связь») панисламистского направления. А. - автор «Рисалат» («Трактат о единобожии», 1897), комментариев к Корану, заметок о реформе мусульм. судов и права и др.

АБЕЛЯР ПЬЕР

АБЕЛЯР Пьер (1079-1142) - франц. философ-схоласт и теолог. Был знаменит как преподаватель и мастер полемики. Высоко ценил античную философию и культуру. Характерная черта философии А. -рационализм. А. подчеркивал необходимость обоснования догматов веры с помощью знания. Объективно это вело к расшатыванию христианского вероучения. Источник христианской нравственности А. видел в т. н. естественной морали. Ф. Энгельс отмечал, что главное у А. - не сама теория, а сопротивление авторитету церкви. Соч.: «Да и нет», «История моих бедствий» и др.

АБРАМИТЫ (АВРАМИТЫ, АБРАГАМИТЫ), ЧЕШСКИЕ ДЕИСТЫ

АБРАМИТЫ (аврамиты, абрагамиты), чешские деисты - секта в католицизме, возн. в 18 в. в Богемии. Опираясь на учение гуситов, А. объявили себя приверженцами «религии Авраама», т. е. др.-евр. религии до утверждения в ней обряда обрезания. А., как и иудеи, верили в единого бога, в бессмертие души,  почитали субботу, не ели свиного мяса и т. д. Из Ветхого завета А. восприняли лишь 10 заповедей (декалог), а из Нового завета - молитву «Отче наш». Они отвергали христ. догматы о троице, боговоплощении (считая Христа лишь особо благочестивым человеком), отрицали христ. таинства и обряды (но по практич. соображениям крестили детей и венчались в костелах). С целью ослабления секты по указу австр. императора Иосифа II (1741-1790) А. были расселены в погранич. районах австр. империи. Вскоре секта распалась.

АБУЛЬ-АЛЯ АЛЬ-МААРРИ

АБУЛЬ-АЛЯ АЛЬ-МААРРИ (973-1057 или 1058) - араб. поэт и мыслитель из г. Мааррет эн-Нуман (Сирия). Всемирн. признание завоевали сборник стихов «Обязательность необязательного» - «Лузумийят», а также послания о прощении - «Рисалат аль-гуфран и об ангелах - «Рисалат аль-малаика», в к-рых он подверг критике традиц. мусульм. представления о загробном мире и идею о предопределении. Полагал, что земля возникла в результате естеств. процесса.

АВАТАРА

АВАТАРА (санскр., букв. - спуск, сошествие) - в индуизме воплощения божества в образах др. божеств, людей или животных. Будучи в древности связанным с верой в переселение души, получило распространение с 4-6 вв. н. э. Наиболее распространены представления о 10 А. Вишну, в т. ч. в человеч. облике; из них особенно почитаемы Рама и Кришна. В буддизме А. - вообще воплощение божества.

АВГУРЫ

АВГУРЫ (лат. augui, от avis - птица) - коллегия жрецов в Др. Риме, толковавших волю богов по поведению птиц. Принадлежность к А. была пожизненной и высоко ценилась, поскольку давала возможность влиять на ход политич. событий.

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ

АВГУСТИН Аврелий (354-430) - христ. теолог и философ, признанный в православии блаженным, а в католичестве - святым и «учителем» церкви. Сыграл видную роль в разработке и утверждении католич. догматики, в части, учения о божественном определении, благодати и загробном воздаянии, жестоко боролся с ересями, особенно с манихейством, догматизмом и пелагианством. Идеи А. и ныне пользуются влиянием в среде христ. теологов. Осн. соч.: «О граде божьем» и «Исповедь».

АВГУСТИНИЗМ

АВГУСТИНИЗМ - течение в христ. философии, выражающее антиинтеллект., интуитив. традицию. Осн. принципы А.: крайний реализм неоплатонич. толка, признание самодостоверности внутр. опыта, учение о непосредственно переживаемой связи человека с богом, отрицание рассудочных и выдвижение на передний план эмоц. средств воздействия, иллюминизм и фатализм. Основателем А. является ср.-век. богослов Августин Аврелий. В течение ряда веков А. был господств, учением в католич. церкви. После 13 в. его влияние ослабло, но он продолжал играть видную роль в идеологии католицизма. Наиболее яркие представители А. в католич. философии: ср.-век. мистики Б. Клервоский и Д. Бонавентура, в 17 в. - янсеннсты А. Арно, А. д’Аквильи, Сен-Сиран, Леметр де Сази и Б. Паскаль, в кон. 19 - нач. 20 - «католич. модернисты» (А. Луази, Э. Леруа, Л. Лабертоньер и т. д.), в наст. вр. - неоавгустинисты.

АВГУСТИНЦЫ

АВГУСТИНЦЫ - один из старейших католич. монашеских орденов. Возник в Италии в сер. 13 в., затем распространил свою деятельность на Испанию, Португалию и др. европейск. страны. В сер. 16 в. был причислен папой римским к нищенствующим орденам. В качестве устава ордена первонач. было принято т. н. «Правило св. Августина», авторство к-рого долгое время ложно приписывалось Августину (отсюда название ордена). А. использовались папством в борьбе с народными, еретическими движениями, а с 16 в. - для миссионерск. деятельности среди народов Центр, и Южн. Америки, на Филиппинах, в Китае, Японии, Индии и др. странах. В наст. время насчитывает несколько тыс. членов.

АВДИЯНЕ

АВДИЯНЕ - христ. секта, возникшая в 4 в. в Месопотамии. Ее основатель Авдий (ум. в 372) выступал за исправление нравов и в своих обличит, проповедях нападал на духовенство. Отделился со своими сторонниками от церкви и сам посвятил себя в сан епископа. В своем вероучении А. исходили из антропоморфизма, т. е. утверждения, что все места в Библии, где богу приписываются человеч. атрибуты и свойства, следует понимать букв. Ортодокс, церковь осудила учение А.

АВЕЛИТЫ, ИЛИ АВЕЛИАНЕ

АВЕЛИТЫ, или авелиане - секта первонач. христианства, гностич. толка. Название происходит от имени второго сына библ. Адама, Авеля, к-рый хотя и был женат, но, по воззрениям А., хранил целомудрие. По его примеру А. брали жен, но брак их был фиктивным. А. усыновляли девочку и мальчика, к-рые давали обет вступить между собой в такой же брак.

АВЕРРОЭС

АВЕРРОЭС - см. Ибн-Рушд.

АВЕСТА

АВЕСТА - см. Зороастризм.

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ - период пребывания пап римск. в Авиньоне (Южн. Франция), куда резиденция папы была перенесена по требованию франц. короля Филиппа IV. А. п. продолжалось с 1309 по 1377. В этот период папство использовалось франц. монархами в политич. целях.

АВЙДЬЯ

АВЙДЬЯ (санскр.) - неведение, незнание, заблуждение, в части, незнание релит, учения. В буддизме - одна из гл. причин перерождений-страданий.

АВРААМ

АВРААМ - библ. патриарх, чтимый в иудаизме, христианстве и исламе (в последнем - под именем Ибрахим). Считается родоначальником евреев (через сына Исаака) и арабов (через Исмаила). Религ. традиция связывает с А. начало веры в единого бога, заключение договора (газета} C богом, закрепленного обрядом обрезания. В преданиях об А. и его семье (напр., о жертвоприношении Исаака) отражены добибл. представления, восходящие, очевидно, к культу А. как племен, божества.

АВРЕЛИЙ МАРК

АВРЕЛИЙ Марк (121-180) - с 161 римск. император. Разделял воззрения поздн. стоицизма, к-рый уравнивал в теории перед мир. законом всех людей - свободных и рабов. При А. было облегчено освобождение от рабства, ограничено применение пыток. Однако церк. традиция приписывает ему гонения на христиан.

АВРОРА

АВРОРА (от лат. aura - предрассветный ветерок) - богиня утренней зари в рим. мифологии.

АВТОКЕФАЛИЯ

АВТОКЕФАЛИЯ (греч. autos - сам, kephale - голова) - независимость, самоуправление правосл. церквей. Первые автокеф. церкви возн. в процессе обособления патриархий и митрополий вост. провинций Византии (Антиохии, Палестины, Александрии), вызванного сепаратист, тенденциями, стремлением обособиться и стать независимыми от императорской и церк. власти. По мере распространения православия появлялись новые автокеф. церкви. В наст. вр. их насчитывается 15: Константинопольская, Александрийская. Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская. Румынская. Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская.

АВТОНОМИЯ ЦЕРКОВНАЯ

АВТОНОМИЯ ЦЕРКОВНАЯ (греч. autonomia - независимость) - относит. независимость церкви в вопросах внутр. управления, предоставляемая ей той или иной автокеф. церковью, в состав к-рой она входила ранее на правах экзархата или епархии. Главы автон. церквей избираются на поместных соборах с последующим утверждением их патриархами автокеф. церквей. В наст. вр. имеется 3 автон. правосл. церкви: Синайская (юрисдикция Иерусалимского патриархия), Финляндская (юрисдикция Константинопольского патриарха), автон. правосл. церковь Японии, к-рая находится в юрисдикции патриарха Московского и всея Руси.

АВТОРИТАРИЗМ ЦЕРКОВНЫЙ

АВТОРИТАРИЗМ ЦЕРКОВНЫЙ (от лат. auctoritas - власть) - иерархич. форма церк. управления, утверждающая беспрекословное подчинение низш. духовенства высшему, мирян - клиру. А. ц. ставит целью повышение авторитета религии и упрочение ее влияния на обществ, жизнь.

АВТОХТОННЫЕ КУЛЬТЫ

АВТОХТОННЫЕ КУЛЬТЫ (от греч. autochthon - коренной, местный) - исконные религ.-магич. культы коренного населения страны. Определение возн. в связи с необходимостью отличать места, самобытные культы от их синкретизированных с мир. религиями (или наиболее распространенными сектами) модификаций. А. к. включают тотемистич., фетишист., анимистич. верования, систему племен, инициации, культ предков, вождей и обожествленных царей, политеизм и др. ранние формы религии на разных стадиях их развития. Особенности историч. развития народов, условий природной среды определяют сходства и различия, общее и особенное в А. к.

АВШУР

АВШУР - центр, божество ассир. пантеона, покровитель ассир. царей. А. присущи черты мн. божеств: он - вершитель человеческих судеб, бог-судья, военное божество, божество мудрости. Изображался в виде крылатого солнечного диска, из к-рого выступает туловище воина, стреляющего из лука.

АГАДА

АГАДА (др.-евр. - рассказ) - в Талмуде назидательные комментарии к отд. законоположениям Галахи, изложенные в виде басни, притчи, анекдота, изречения. Существуя сначала (с 5 в. до н. э.) в устной передаче, А. была записана и включена в Талмуд в 3-5 вв. н. э. Ее назначение - популяризация религ. идей и заповедей. Мн. сюжеты и приемы А. использовались в евр. фольклоре и лит-ре.

АГАПЫ

АГАПЫ (греч. agape - вечери любви) - совместные ужины (вечери) членов раннехрист. общин в подражание тайной вечере Христа с учениками. Позднее А. были запрещены церковью.

АГА-ХАН

АГА-ХАН - наследств. титул главы мусульм. шиитской секты исмаилитов. А.-х. составляют династию, основателем к-рой был правитель Кермана (Иран) в 18 в. Абу-ль-Хасан, считавшийся прямым потомком шиитских имамов. Наиболее известным А.-х. был Султан Мухаммед-шах (1885-1957) -глава исмаилитов. Большинство исмаилитов считали его живым богом, платили ему громадную подать.

АГИОГРАФИЯ

АГИОГРАФИЯ (от греч. hagios -святой и grapho - пишу) - вид церк. лит-ры, жизнеописания (жития) святых. При создании житий христ. А. широко использовала античную мифологию, библ. сказания, народные легенды. Не случайно биографии христ. святых удивительно похожи на др. сказания о богах и героях. Рус. историк В. О. Ключевский, отмечая, что все лица, жизнь к-рых описана в житиях, сливаются перед читателем в один образ, делал вывод, что и в древнейших и в позднейших житиях неизменно повторяется один и тот же строго определенный агиографический тип. Естественно, жития святых  нельзя рассматривать в качестве надежного историч. источника.

АГНЕЦ

АГНЕЦ - ягненок - первенец в стаде, к-рого использовали как жертвенное животное. Употребляемое в христианстве выражение «агнец божий» означает Иисуса Христа, принесшего себя в жертву и тем искупившего грехи людей. Это не что иное, как элемент тотемистич. верований, к-рые впитал в себя миф о Христе. В Апокалипсисе, в молитвах и обрядах Иисус представляется А. непорочным, а на ранних фресках изображается пастухом с ягненком на плечах (олицетворение доброго пастыря). А. называется также вынутая на проскомидии часть просфоры.

АГНИ

АГНИ - один из гл. богов ведич. религии. Согласно представлениям др. индийцев, А. олицетворял св. огонь, имеющий очистительную силу.

АГОНИСТИКИ

АГОНИСТИКИ (от греч. agonisti-kos - способный к борьбе), или циркумцеллионы (лат. circumcel-liones, букв. - вокруг клетей бродящие) - члены демократич. христ. секты в римск. Африке в 4-5 вв., левое крыло донатистов. Соц. база А. - сельская беднота, колоны и рабы. А. проповедовали аскетизм, уход от мирских дел, добров. мученичество. Рассматривая офиц. церковь как врага «истинной веры», А. преследовали священников, разрушали церк. здания. Известно также, что А. возглавляли крупные восстания против Римск. империи.

АГРАРНЫЕ КУЛЬТЫ, ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ

АГРАРНЫЕ КУЛЬТЫ, земледельческие культы - система религ.-магич. обрядов и представлений, связанных с земледелием и направленных на обеспечение и сохранение урожая путем обращения за помощью к духам и богам. Зачатки А. к. в форме аграрной магии были присущи наименее развитым в соц. отношении народам. Целост. комплекс А. к. складывается с появлением развитой сельской общины, что исторически соответствует переходному между доклас. и клас. об-вами периоду. А. к. соответствует развитый политеистич. пантеон, в к-ром выделяются божества, покровительствующие земледелию. Среди них для земледельч. народов особенно характерен образ умирающего и воскресающего божества, культ к-рого оказал влияние на формирование образа Христа. Присущие А. к. матриархально-родовые верования, в свою очередь, оказали влияние на формирование образа богородицы.

АД И РАЙ

АД и РАЙ - согласно релит, верованиям, места, куда отправляются души умерших людей; ад (от греч. hades - подземное царство) - место посмертных мучений грешников; рай (др.-евр. - эден или эдем) - посмертное местопребывание праведников. Представления о загробном мире сложились на почве непонимания первобытн. людьми таких явлений, как жизнь и смерть, и веры в бессмертие, в посмертное существование чело-веч. личности. Наличие таких верований у др. людей доказывают находки в местах погребений: умерших хоронили с оружием, пищей, домашней утварью, т. е. всем необходимым для жизни. В дальнейшем складываются воззрения о том, что бессмертны только души, а не тела. Загробный мир в эпоху первобытн. общества мыслился как улучшенная копия земной жизни: умершие там всегда удачно охотились, в избытке собирали съедобные плоды и коренья. С возникновением клас. общества, с формированием его репрес. аппарата, с появлением идеи посмертного воздаяния за земное поведение первоначально единое для всех царство мертвых в релит, представлениях раздваивается на рай - место вечного блаженства праведников и ад - место мучений грешников. Однако представления о рае и аде не сразу объединяются в религиях др. мира в единое понятие загробного мира. Так, напр., др. египтяне верили в райскую жизнь праведников на св. полях Ялу (Налу), но при этом считали, что грешников пожирала злая богиня сразу же после «страшного суда» бога Осириса. Др. греки считали, что большинство умерших попадают в мрачное подземное царство бога Аида и только немногие избранные поселяются после смерти на Елисейских полях, маздеизме, религии др. иранцев, концепции рая и ада сливаются в одно целое. В таких мир. религиях, как христианство и ислам, уже встречаются четкие представления о загробном мире как о рае и аде. Эти представления на протяжении веков выполняли соц. функцию примирения человека с клас.-эксплуатат. строем, обещая ему посмертную награду за все тяготы земной жизни. Совр. богословы, стремясь примирить траднц. картины ада как подземной геенны огненной и рая как прекрасного сада с воззрениями совр. человека, утверждают, что рай и ад надо понимать не букв., не в физич. смысле, не как реальные наслаждения или мучения, а как духовное чувство удовлетворенности или нравств. муки и угрызения совести, к-рые переживают души праведников и грешников после смерти.

АДАМ (ДР.-ЕВР. - ЧЕЛОВЕК)

АДАМ (др.-евр. - человек) - согласно Библии, первый человек на земле, созданный богом по своему образу и подобию из праха земного на 6-й день творения после создания всего сущего (Быт., 1: 26-27; 2: 7; 5: 1-2). Библ., миф об А. восходит к мифам Др. Месопотамии. В свою очередь образ А. как первочеловека и прародителя рода человеч. перешел в ислам.

АДАМАНТОВЫ, ПАСТУХОВЦЫ

АДАМАНТОВЫ, пастуховцы - одно из согласий поморского толка старообрядцев-беспоповцев, возникшее в нач. 18 в. А. учили, что антихрист уже пришел и царствует в мире, отвергали деньги и документы, на к-рых якобы стоит печать антихриста. А. отрицали самосожжение, перекрещивали примыкавших к ним.

АДАМИТЫ

АДАМИТЫ - общее название религ. сект, проповедовавших возвращение к безгрешной райской жизни Адама и Евы, божественность естеств. чувств, культ наготы, общность имущества и т. д. Христ. писатели первоначально называли А. аскетич. секты сев.-афр. гностиков (2 в.). В кон. 14 в. в Болгарии учение А. распространялось проповедником Феодоси-ем. Значительным было влияние А. в Чехии и Моравии в нач. 15 в. Чешские А. составляли левое крыло таборитов. Их учение было направлено против эксплуатации и насилия, против частной собственности. Они отрицали всякую церк. орг-цию, релит, обрядность и семью.

АДАТ (АРАБ. "АДАТ" - ОБЫЧАЙ)

АДАТ (араб. "адат" - обычай) - обычное мусульм. право в отличие от офиц. права - шариата. А. охватывают традиции и обычаи народов в. странах распространения ислама. Между шариатом и А. существует тесная связь. В период распространения ислама шариат вобрал в себя мн. нормы обычного права покоренных арабами народов Египта, Сирии, Месопотамии, Ср. Азии, Кавказа. А. нередко действуют в рамках шариата, хотя часто лишь внешне и формально согласуются с его основами. А. способствуют сохранению патриархально-родовых, племен. отношений и пережитков (кровная месть, пеня за убийство, умыкание невест и т. п.).

АДВЕНТИСТЫ (ОТ ЛАТ. ADVENTUS - ПРИШЕСТВИЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДЖОРНАМЕНТО (ИТАЛ. AGGIOMA-MENTO)

АДЖОРНАМЕНТО (итал. AGGIOMA-MENTO) - обновление, осовременивание) - термин, под к-рым понимается курс на обновление като-лич. церкви и ее осовременивание. Этим термином папа Иоанн XXIII выразил стремление руководящих кругов католич. церкви вписать ее в совр. динамич. мир путем модернизации ее идейн. арсенала, культа, структуры. Цель А. - сделать католицизм более гибкой религией, вооружить его более утончен. средствами идеологич. воздействия на людей. Программа А., суть к-рой заключается в модернизации католицизма в соответствии с изменившимися в мире условиями, была утверждена на ? ?????. соборе и изложена в ряде одобренных им документов, в часта. в пастыр. конституции «О церкви в современном мире».

АДИБУДДА (САНСКР. - "ИЗВЕЧНЫЙ БУДДА")

АДИБУДДА (санскр. - "извечный будда") - в махаяне - высш. безликая субстанция мира. Иногда отождествляется с нирваной.

АДИГРАНТХ (ПЕНДЖ. - НАЧАЛЬНАЯ КНИГА)

АДИГРАНТХ (пендж. - начальная книга) - св. книга сикхизма, составленная 5-м гуру (наставником) сикхов Арджуной (1584- 1606). А. включает афоризмы основателя сикхизма Нанаки (1-го гуру), 3 последующих гуру, соч. самого Арджуны, Кабира и нек-рых др. деятелей секты бхакти. В кон. 17 в. 10-й (последний) гуру Говинд (1675-1708) внес в А. свои добавления. Подлинник А. хранится в главном - Золотом - храме сикхов в г. Амритсаре.

АДОНАЙ

АДОНАЙ - см. Яхве.

АДОНИС

АДОНИС - умирающий и воскресающий бог растительности в Финикии и Сирии. Празднества в честь А. совершались весной: торжество в честь умершего А. продолжалось несколько дней; после погребения статуи А. наступал праздник радости, воскресения бога. Влияние культа А. четко прослеживается в еванг. повествовании о смерти и воскресении Иисуса Христа.

АЗАЕЛ, АЗАЗЕЛ

АЗАЕЛ, Азазел - у др. евреев дух пустыни в образе козла. В праздник иом-кипур жрец переносил на козла грехи всего народа и отпускал его в пустыню к А. Отсюда выражение «козел отпущения» . В апокрифич. книге Еноха и Талмуде А. - падший ангел, у нек-рых христ. сект - имя Сатаны, у мусульман - злого духа.

АЗАН, ЭЗАН (АРАБ. - ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПРИГЛАШЕНИЕ)

АЗАН, эзан (араб. - объявление, приглашение) - возвещаемая муэдзином релит, формула, призывающая мусульман к совершению обязат. молитвы (намаза).

АЗАНЧИ

АЗАНЧИ - см. Муэдзин.

АЗИАТСКАЯ БУДДИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЗА МИР (АБКМ)

АЗИАТСКАЯ БУДДИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЗА МИР (АБКМ) - международ, релит. орг-ция, имеющая целью мобилизацию усилий последователей буддизма на борьбу за мир и дружбу между народами. В нее входят представители будд. объединений более 15 стран Азии. Создана в 1970 по инициативе буддистов Индии, Шри-Ланки, Вьетнама, Малайзии, МНР, Непала, СССР, Сингапура и Японии. Резиденция в Улан-Баторе. Высш. орган - Ген. конференция, исполнит, орган -Исполнит. Совет. За реализацию решений АБКМ отвечает ген. секретарь. АБКМ издает журнал «Буддисты за мир». АБКМ пользуется растущим авторитетом не только среди буддистов, но и в глазах мир. общественности, свидетельством чему является участие в работе .5-й Ген. конференции АБКМ представителей ген. секретаря ООН, Всемирн. Сове та Мира, Христианской мирной конференции. Всемирного братства буддистов и др. За активную поддержку справедливой борьбы вьетнамок, народа против агрессии США награждена орденом Дружбы СРВ.

АЗХАР-АЛЬ

АЗХАР-аль - мусульм. богосл. школа в Каире, с 19 в. - мусульм. ун-т. А. был открыт в 972 при мечети того же названия. С 13 в. является самым крупным и авторитетным мусульм. уч. заведением на Бл. и Ср. Востоке. В наст. вр. в А. обучаются более 40 тыс. студентов из стран Азии, Африки, Европы. А. ежегодно посылает сотни миссионеров в различные страны мира. В нем действуют ф-ты: шариатский, общебогословский, литературный. В последние годы открыты новые, светские ф-ты: медицинский, инженерный, сельскохозяйственный. После образования в Египте республики по указанию президента Насера А. был превращен в гос. ун-т.

АЗЫ

АЗЫ - см. Асы.

АИД, ГАДЕС

АИД, Гадес - в др.-греч. мифологии бог подземного царства мертвых, само это царство. А. - сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона - царствует вместе с супругой Персефоной над душами (тенями) умерших, к-рые приводит Гермес. В представлениях греков А. - место суда над душами и воздаяния им за их земные дела. Представление древних об А. было частично воспринято христианством в понятии ада.

АКАДЕМИЯ ДУХОВНАЯ

АКАДЕМИЯ ДУХОВНАЯ - вые. церк. уч. заведение, готовящее богословов, преподавателей теологич. дисциплин духовных уч. заведений и специалистов для церк.-практич. деятельности. В наст. вр. рус. правосл. церковь имеет в нашей стране 2 А. д. с 4-годич. сроком обучения (Московскую в г. Загорске Моск. обл. и Ленинградскую). Армяно-григорианская церковь имеет А. д. с 3-го-дич. сроком обучения в Эчмиад-зине, близ Еревана. В правосл. А. д. изучаются преимущественно церк. и богосл. дисциплины, а также история СССР, Конституция СССР, логика, др.-евр., греч., лат. и новые языки (англ., нем., франц.). В армяно-григорианской А. д. кроме церк.-богосл. предметов изучаются история Армении с др. времен до наших дней, арм. язык. А. д. имеются в католич. и нек-рых протест, церквах. Высш. богосл. образование в ряде стран дают также теологич. ун-ты и теологич. ф-ты при нек-рых светских ун-тах, программа к-рых включает как теологич., церк., религ.-юри-дич. предметы, так и философию и прикладные науки.

АКАДЕМИЯ НАУК ПАПСКАЯ

АКАДЕМИЯ НАУК ПАПСКАЯ (лат. Pontificia academia Scientia-гит) - ведет свое начало от созданной в Риме в 1603 Академии Линчей. Неоднократно подвергалась реорганизации. В нынешнем виде существует с 1936. Состоит из действит. членов (70 чел.), почетн. и сверхдействит., назначаемых папой по предложению общего собрания А. из числа ученых любой страны, представляющих естеств. и технич. науки. Издает бюллетень.

АКОСТА УРИЕЛЬ

АКОСТА Уриель - см. Дакоста.

АЛАВИТЫ, НУСАЙРИТЫ

АЛАВИТЫ, нусайриты - секта в шиизме. А. в вероучении близки секте исмаилитов, но включают также элементы др.-вост. астральных культов и христианства. А. почитают халифа Али как воплощенного бога. Солнце, Луну, веруют в переселение души, отмечают ряд христ. праздников. Проживают в Сирии и Турции.

АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из автокеф. правосл. церквей, образовавшаяся в 1922.

АЛЕКСАНДГО-НЕВСКАЯ ЛАВРА

АЛЕКСАНДГО-НЕВСКАЯ ЛАВРА - мужской правосл. монастырь, основанный в С.-Петербурге в 1710 по распоряжению Петра I; статус лавры получил в 1797. Был одним из гл. церк. центров, оказывавших влияние на все стороны религ.-политич. жизни царской России. В А.-Н. л. находились резиденция петербургского митрополита, консистория, духовные семинария и академия, комитет духовной цензуры. А.-Н. л. владела большими земельными наделами, доходными домами, складами и располагала огромными капиталами. В период Великой Октябрьской социалистич. революции была одним из очагов и опорных пунктов политич. реакции, что повлекло за собой ее закрытие. В наст. вр. из лаврских учреждений продолжают функционировать Троицкий собор и духовные семинария и академия.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ - поместная автокеф. правосл. церковь, образовавшаяся в г. Александрии - одном из гл. центров раннего христианства. В Египте уже во 2 в. были христиане и епископы, возглавлявшиеся епископом Александрии. Первый Вселенский собор (325) признал Александрийскую епархию одной из главных наряду с Римской и Антиохийской. В наст. вр. главой церкви является папа и патриарх Александрийский и всей Африки. А. ц. насчитывает несколько сот тысяч верующих, в основном греч. происхождения, объединенных в 14 епархий (митрополий). В АРЕ в юрисдикции патриарха - 21 греч. и 3 араб. храма; небольшое число храмов находится также в др. странах Африки. Церк. иерархия состоит из греков, получивших образование в духовных уч. заведениях Греции и др. стран. В последние годы в Уганду, Кению и Танзанию назначены епископы из места, священников и монахов африк. национальностей. Патриархат издает журнал «Пантенос», а ин-т вост. исследований при древнейшей библиотеке Александрийского патриарха (основана в 952) выпускает историко-богосл.

АЛЕКСЕЙ, АЛЕКСИЙ

АЛЕКСЕЙ, Алексий - митрополит Рус. правосл. церкви (90-е гг. 13 в. - 1378). Сын черниговского боярина Ф. Бяконта, находившегося с кон. 13 в. на службе у московского князя. Будучи почти четверть века (1354-1378) митрополитом Московским (так назывался в то время глава Рус. правосл. церкви, находившейся в церк.-адм. отношении в юрисдикции Константинопольской церкви), а во время княжения Ивана Ивановича Красного и малолетнего князя Дмитрия Ивановича (Донского) фактически главой пр-ва, добивался возвышения Московского княжества как центра объединения рус. земель, поддерживал Дмитрия в борьбе против тверских и суздальско-нижегородских князей; выступал против притязаний литовских князей, стремившихся создать отд. митрополию в Киеве.

АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, 1877-1970)

АЛЕКСИЙ (Симанский Сергей Владимирович, 1877-1970) - патриарх Московский и всея Руси (1945-1970). Родился в Москве. Окончил Московский лицей, юридич. ф-т Московского ун-та и Московскую духовную академию. Епископ; l919 - Митрополит Ленинградский и Новгородский (I944- 1945). Избран патриархом на поместном соборе в Москве в 1945 и возглавлял Рус. правосл. церковь более 25 лет.

АЛИЙЕН АБУ ТАЛИБ

АЛИЙЕН АБУ ТАЛИБ - четвертый халиф Араб. халифата (656-661), деятель раннего ислама из мекканского рода хашим племени курейш; убит секгантами-хариджитами. А. возвеличен мусульм. преданием как двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда, шииты объявили А. первым имамом. А. почитается как божество исмаилитами и алиилахами.

АЛЙ-ИЛАХИ ("ОБОЖЕСТВЛЯЮЩИЕ АЛИ", "АЛИБОЖНИКИ")

АЛЙ-ИЛАХИ ("обожествляющие Али", "алибожники") - мусульм. шиитская секта; ее приверженцы называют себя «ахли хакк» - «люди истины». Секта возникла в 15 в. в Зап. Иране и Вост. Турции; теперь распространена в Афганистане, Иране, Турции, Ираке, Сирии, в южн. районах Азербайджанской ССР. Верят в предвечность нераздельного с богом Али и его воплощение в мусульм. пророков от Адама до Мухаммеда, в святых и в шиитских имамов, в грядущего махди. Отрицая существование рая и ада, А.-и. верят в перевоплощение души (метемпсихоз/. Они совершают радения, подобные «громкому зикру» дервишей, их гл. почитаемая книга -»Саранджам» («Завершение»). Секте присущи конспиративность, скрытность.

АЛЛАХ (ОТ АРАБ. "ИЛАХ" - БОЖЕСТВО)

АЛЛАХ (от араб. "илах" - божество) - имя бога в мусульм. религии. «Нет бога, кроме Аллаха...» -провозглашается в исламе. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его восхваления: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного...» Согласно исламу, бог сотворил все существующее. Он является всесильным, мудрым существом, абсолют, владыкой мира, к-рый всецело управляет природой и обществом. Человек должен ему покоряться. В Коране прямо указывается, что благочестие перед богом есть покорность. Ислам явился идеологич. выражением соц.-экономич. процессов, происходивших в Аравии в период перехода от первобытнообщин. к клас. об-ву. До возникновения ислама арабы жили отд. племенами, каждое из к-рых имело своего бога. С разложением первобытнообщин. строя и переходом к клас. об-ву возн. идея единого бога, способствовавшая объединению племен в одно гос-во. Единым богом был провозглашен А. - бог племени курейшитов, игравших значит. роль в создании араб. государственности. Именем А. мусульм. религия освятила соц. устои клас.-антагонистич. общества, основанного на эксплуатации человека человеком.

АЛЛЕН ИТЕН (1738-1789)

АЛЛЕН Итен (1738-1789) - амер. просветитель, герой войны за независимость США, автор первого в Америке антирелиг. памфлета «Разум - единственный оракул человека, или Краткое изложение системы естественной религии» (1784), где отрицается божественность Христа, подлинность Библии, отвергаются чудеса и откровение, к-рым противопоставляются законы природы  и рац. познание. Книга А. вызвала нападки религ. мракобесов.

АЛЛИЛУЙЯ (ДР.-ЕВР. - "ХВАЛИТЕ ГОСПОДА")

АЛЛИЛУЙЯ (др.-евр. - "хвалите господа") - в христ. богослужении припев церк. песнопения, обращенный ко всем ипостасям божеств. троицы. В православии А. произносится 3 раза с добавлением «Слава Тебе, Господи», у старообрядцев - 2 раза, третье пение заменяется фразой «Слава тебе, боже». В иудаизме А. - возглас, прославляющий бога.

АЛОМАНТИЯ (ГРЕЧ. HALOS - СОЛЬ, MANTEIA - ГАДАНИЕ, ПРОРОЧЕСТВО)

АЛОМАНТИЯ (греч. HALOS - соль, MANTEIA - гадание, пророчество) -гадание на повар, соли, распространенное у мн. др. народов и связанное с верой в ее магич. свойства. Элементы А. сохранились в святочных гаданиях.

АЛОХАНЬ

АЛОХАНЬ (кит.) - то же, что Архат.

АЛТАРЬ

АЛТАРЬ (лат. altaria, от altus - высокий) - у древних так назывался жертвенник, сооружавшийся в «св. местах» в виде очага. У ранних христиан - стол, на к-ром приготовлялось и распределялось причастие. В христ. церкви - часть храма, в к-рой священнодействует духовенство и где находится престол. У православных алтарь ориентирован на восток и отделен иконостасом.

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ - донауч. стадия в развитии химии. Возникла в первые века н. э. в Александрии на почве синтеза оккультных представлений Востока и Запада, вобравших в себя всевозможн. гностич. и манихейск. учения. Мифич. покровителем А. считался Гермес Трисмегист. Развитая и усовершенствованная арабами и накопившая богатый эмпирич. материал А. получила широчайшее распространение в средневек. Европе. Наиболее извест. алхимиками были Альберт Великий, Николай Фламен, Арнольдо из Виланова, Роджер Бэкон. Конечн. цель всех алхимич. поисков - получение «философск. камня», якобы способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивать любые болезни, омолаживать организм, неогранич. продлевать жизнь. Было распространено мнение, что алхимики владеют тайнами «белой» и «черной» магии. В процессе бесплода. поисков чудодейственной субстанции алхимики открыли мн. ценные хим. вещества и лекарствен. препараты, изобрели хим. вещества, описали мн. хим. реакции и процессы, разработали нек-рые методики хим. исследований и т. д.

АЛЬБИГОЙЦЫ

АЛЬБИГОЙЦЫ - последователи еретич. движения во Франции, в Италии и Германии в 12-13 вв. против католич. церкви, препятствовавшей развитию ср.-век. городов. Одним из центров движения был г. Альби (франц. провинция Лангедок). А. отвергали догмат о триединстве бога, церк. таинства, почитание креста, икон, не признавали власть папы, называя католич. церковь «дьявольской силой». Преданные папой анафеме, они создали свою церковь, объявив ее независимой от католич. Папа Иннокентий III в 1209 предпринял против А. крест, поход, к-рый окончился их разгромом. В кон. 13 в. А. были окончат, истреблены.

Следующая страница