Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЛА"-"БЭЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЛА"-"БЭЛ")

БЛАГОЧИННЫЙ

БЛАГОЧИННЫЙ - адм.-судебное должностное лицо в правосл. церкви, помощник епископа, осуществляющий надзор за церквами и духовенством одного из районов епархии - благочиния (от 10 до 30 церквей). Должность введена при Петре I. «Духовным регламентом» 1719 в обязанность Б. вменялось доносить епископу о состоянии дел в приходах, о поведении церковников. Позднее утвердилась должность старших Б., призванных осуществлять надзор за Б. Кроме того, имеются Б. монастырей для надзора за настоятелями монастырей и монахами.

БЛАЖЕННЫЕ

БЛАЖЕННЫЕ - особый разряд подвижников в католицизме и православии. В православии Б. - юродивые и нек-рые святые; в католицизме - лица, после их смерти объявленные папой римск. «богоугодными».

БЛАЖЕНСТВО

БЛАЖЕНСТВО - в религ. мировоззрении и морали - высш. счастье, даруемое сверхъестеств. силами человеку (его душе), «стяжание небесных радостей» (или достижение нирваны) в воздаяние за веру. Высш. и вечное Б., как правило, достигается лишь после смерти, в раю. В христианстве пути достижения Б. указаны в т. н. «заповедях Б.», в Нагорной проповеди Христа (Матф. 5:3-12). Ре-лиг. учение о Б. носит ярко выраженный соц.-клас. характер, т. к. дает угнетенным призрачное утешение, отвращает их от реальной жизни, что, разумеется, выгодно эксплуататорам. Оно переносит на небо компенсацию за испытанные лишения, оправдывая тем самым дальнейшее существование этих лишений на земле. Новейшие попытки модернизировать религ. учение о Б., сблизив его с земным счастьем, не меняют его мистич. и антигуманной сущности.

БЛОНДЕЛЬ МОРИС

БЛОНДЕЛЬ Морис (1861-1949) - франц. католич. философ, представитель модернист, течения в католицизме; примыкает к неоавгусти-низму (в учении о том, что вера в бога внутренне присуща человеку) и интуитивизму (в своей «философии действия», утверждающей примат интуитив. принятия благодати веры). Б. отстаивал тезис о том, что наука без дополнения ее религией не способна постичь сущность вещей.

БОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГДО-ГЭГЭН

БОГДО-ГЭГЭН (монг. «богд» -святой, священный; «гэгэн» - светлый), богдо-хан, богдо - титул верховного правителя ламаист. церкви в Монголии, установленный в 17-м в. Б.-Г. почитался как живой бог (хубилган). В 1924 умер последний Б.-Г. Чзабцун Дамба хутухты.

БОГЕМСКИЕ БРАТЬЯ

БОГЕМСКИЕ БРАТЬЯ - см. Чешские братья.

БОГОБОРЧЕСТВО

БОГОБОРЧЕСТВО - негативное отношение индивида к сверхъестеств. силам, признаваемым существующими. В основе Б. - неприятие «превратного» мира, к-рый представляется богоборцу несовместимым с идеей блага. Бог объявляется причиной зла в мире. Б. дискредитировало христ. идею греховности человека как причины несовершенства соц. отношений. «Вина» человека, якобы обусловленная первородным грехом, трансформируется в Б. в вину бога. Б. отрицает нек-рые черты ре-лиг.-этич. идеала: смирение, безропотное приятие страданий. Недаром выступления трудовых низов против господств, классов нередко психологич. подготавливались богоборч. идеями. С развитием секуляризации идеи Б. используются в светской культуре; фигура богоборца становится символом стремления к свободе и переустройству мира (напр., в творчестве Байрона, Лермонтова и др.). Иногда Б. (напр., у Ницше или у т. н. богоборч. экзистенциалистов) выступает как форма утверждения права индивида на «своеволие».

БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРАХ БОЖИЙ

БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, страх божий - переживание человека, связанное с фактом возможного нарушения им предписаний религ. и уверенностью, что за этим последует возмездие со стороны сверхъ-естеств. сил. Б. является одним из проявлений религиозности, обусловлена учением религии о полной зависимости судьбы человека от воли бога и системой жестких религ. предписаний, малейшее нарушение к-рых грозит якобы человеку вечными муками ада. Служители культа, стремясь усилить влияние религии, всемерно способствуют утверждению и усилению Б. верующих, объявляя ее одной из религ. добродетелей.

БОГОДУХНОВЕННОСТЬ

БОГОДУХНОВЕННОСТЬ - религ. концепция, утверждающая, что «св. книги» даны людям богом или богами в виде откровения. Сторонники иудаизма считают бо-годухн. Ветхий завет, христиане -Ветхий и Новый заветы, мусульмане - Коран, буддисты - тексты Трипитаки и т. д. Науч. критика показала, что все эти книги являются памятниками культуры, возникшими в определенную историч. эпоху и имеющими земных авторов. В христ. богословии высказывались различные т. зр. на Б. Библии. Часть богословов (Афинагор, Юстин Мученик, Тертуллиан, богословы старой протест, школы 17 в.) считали, что в Библии богодухно-венно не только содержание, но и каждое слово, каждая буква. Др. богословы (Ориген, Епифаний, Иероним, Василий Великий, Иоанн Златоуст) аллегорически толковали нек-рые места Библии. Третья т. зр. высказывается богословами-модернистами, стремящимися ограничить Б. библ. книг их общим содержанием.

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религ.-идеологич. течение, возникшее в нач. 20 в. в России. Его представляли различные круги либеральной интеллигенции - литераторы, философы, религ.-церк. деятели (Д. Мережковский, Н. Минский, П. Перцов, В. Розанов, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Тернавцев и др.). Богоискатели критиковали социалистич. теории, прежде всего марксизм и его филос. принципы, отстаивали религ.-идеалистич. миросозерцание. Понимая, что христ. церковь (в т. ч. и правосл.) скомпрометировала себя апологией господств. порядков, богоискатели стали говорить о необходимости выработать новое религ. сознание, неохристианство, о поисках бога, соответствующего современности. Появились теории мистич. реализма, анархизма, соборного индивидуализма и т. п. Цель этого мифотворчества заключалась в том, чтобы блокировать растущее влияние науч. социализма на прогрес. слои интеллигенции, на передовую ^асть рабочего класса. По мнению сторонников Б., соц. движения, вся культура могут быть плодотворны только в том случае, если через них будет осуществляться идеал христ. общественности, т. е. идеал богочеловечества, если дело соц. преобразования освободится от «политич. окраски» и станет делом религ. Тогда учение о революции и клас. борьбе делается просто излишним. Идеи богоискателей изложены в сб. «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Науч. оценка Б. дана в трудах В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и др. марксистов.

БОГОМИЛЬСТВО (ПО ИМЕНИ СВЯЩЕННИКА БОГОМИЛА)

БОГОМИЛЬСТВО (по имени священника Богомила) - антифеод. движение в форме религ. ереси, отразившее настроения крепост. крестьян и городской бедноты. Возн. в Болгарии в 10 в., Б. получило распространение в 11 в. в Сербии, Хорватии и нек-рых др. странах. Противник Б. пресвитер Козьма писал: «Хуля богатых, учат своих не подчиняться хозяевам, ненавидят царя... приказывают каждому слуге не работать на своего господина». Б. выдвинуло идею обществ, собственности в духе потребит. коммунизма. Гл. книга Б. - т. н. «Иоанново евангелие» («Тайная книга»). В основе учения - дуализм, восходящий к манихейству и павли кианству. Бого-милы отвергали церк. таинства и обряды, рассматривая их как действия, лишенные мистич. смысла, выступали против почитания креста, икон и мощей, но сохраняли молитву. Б. распадалось на ряд направлений: большинство участвовало в крестьян, восстаниях и нац.-освободит. движении против визант. ига; часть богомилов отвергали насилие, призывали к смирению. В 14 в. Б. превратилось в секту, объединявшую часть духовенства и горожан. Б. повлияло на зап.-европ. ереси.

БОГОМОЛОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

БОГОМОЛОВ Алексей Сергеевич (1927-1983) - видный сов. ученый, автор ряда работ по критике совр. бурж. и релит, философии, по истории атеизма и свободомыслия. Фундаментальный характер носят его исследования: «Немецкая буржуазная философия после 1865 года» (1969), «Английская буржуазная философия XX века» (1973), «Буржуазная философия США XX века» (1974). Под редакцией Б. в 1977 издан сборник «Современная буржуазная философия и религия».

БОГОПОДОБИЕ

БОГОПОДОБИЕ - категория христ. антропологии, согласно к-рой бог сотворил человека по своему образу и подобию, но это изначальное Б. было разрушено грехопадением. Надежду на восстановление Б. (т. н. оббжение) дает, по христ. учению, Христос своим вочеловечением, смертью, воскресением и победой над грехом. Доктрина Б. используется для проповеди подражания Христу, т.е. укрепления в вере и пр. релит. добродетелях. Идея Б. внутренне противоречива, т. к. Б. утверждается наряду со всяческим уничижением человека. Новейшие попытки усмотреть в доктрине Б. гуманизм несостоятельны, т. к. неотъемлемое от нее представление о возрастании «духовного» начала на пути к полному отказу от земного означает игнорирование реальной природы человека.

БОГОПОЗНАНИЕ

БОГОПОЗНАНИЕ - богосл. и ре-лиг.-филос. понятие, означающее возможность, пределы и пути постижения божеств, сущности человеком. Традиционно христ. т. зр. по этому вопросу сводится к утверждению, что бог непостижим для человеч. разума и может быть познан только в той мере, в какой он сам раскрывает себя в посюстороннем мире. Различные концепции Б. имеют целью восполнить недостаточность т. н. рациональных доказательств бытия бога, к-рые в конечном счете сводятся к онтологич. доказательству, содержащему ту логическую ошибку, что существование бога выводится из наличия представлений о его существовании. Гл. задачей всех разновидностей Б. является утверждение бытия бога посредством определения его осн. качеств. особенностей. Христ. теология выделяет естеств. и откровенный путь Б. Первый сводится к рационалистич. обоснованию божеств. свойств, построенных на извращенном истолковании различных аспектов реальной действительности. Второй (называется также путем опытного Б.) опирается на признание библ. рассказов о боге непререкаемой истиной, на переживание верующими «божеств. присутствия», на «озарение», чувство благоговения человека перед божеств, величием, на наличие самой веры. Совр. теологи ввиду неудовлетворенности верующих ортодокс. схемами теизма предлагают перейти к новым символам выражения божеств, реальности. Они предпринимают попытки разработать новый язык Б., адекватный представлениям человека нашего времени, сформулировать новые принципы герменевтики, понятные миру, где господствуют секулярные идеи. В этом вопросе богословы апеллируют к религ. философии, охотно принимают и берут на вооружение ранее осуждавшийся пантеизм, поддерживают такие представления, в к-рых бог перестает быть статичным, потусторонним, аитропоморф. существом, а выступает в роли динамич. начала, имманентного всем сферам соц. и духовной жизни общества и человека.

БОГОРАЗ ВЛАДИМИР ГЕРМАНОВИЧ

БОГОРАЗ Владимир Германович (псевдоним - Тан Н. А., 1865-1936) - рус. и сов. этнограф, историк религии, лингвист. Как участник народ овольч. движения в 1890-1898 отбывал ссылку на Колыме, где изучал быт и верования народов Крайнего Севера. В его монографии «Чукчи» содержится глубокое исследование шаманства. Руководил организацией ленинградского Музея истории религии и атеизма и был его первым директором.

БОГОРОДИЦА, БОГОМАТЕРЬ

БОГОРОДИЦА, БОГОМАТЕРЬ - в христианстве - богиня-мать, дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая его в результате непорочного зачатия во исполнение «божеств. плана» спасения человечества. Культ Богородицы сложился под влиянием языч. культов богинь плодородия, матерей «божеств. младенцев», таких, как егип. Исида, вавилон. Иштар, финик. Астарта и др. Он был тесно связан с представлениями об умирающем и воскресающем божестве. В христианстве долгое время велись споры между богословами, следует ли считать деву Марию богородицей. Дева Мария была объявлена христ. богословами «пречистой», «вечной девственницей» (вопреки упоминанию в Новом завете о братьях Христа). На вселенском соборе 431 дева Мария была официально признана богородицей. В католицизме, где культ богородицы (мадонны) наиболее популярен, были провозглашены отсутствующие в православии догматы: в 1854 - о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной, в 1950-0 телесном вознесении богородицы после ее смерти на небо, в 1964 папа Павел VI провозгласил богородицу матерью церкви. Культ богородицы получил широкое распространение среди верующих, т. к. оказался более понятным широким массам, чем абстрактная троица. Богородица всегда рекламировалась церковью как «заступница» перед богом, особенно хорошо знающая нужды людей, в первую очередь женщин. В России, кроме того, богородица считалась покровительницей земледельцев, что в значит, степени способствовало ее популярности среди верующих.

БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ

БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение; учение о боге) - система обоснования и защиты религ. учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религ. нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Б. включает в себя доказательства сверхъестеств. происхождения св. писания, богодухновенности св. предания, божеств, сущности церк

ви, а также ряд практич. дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы Б. исходят из признания личного бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам. Осн. филос. истоки офиц. Б. христианства - учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Христ. Б. никогда не было единым учением. Есть Б. правосл., протест., католич. и др. Каждое имеет свои специфич. особенности, отличающие одну систему от др. И тем не менее у них есть немало общего. Под системой Б. понимается набор различных богосл. дисциплин, каждая из к-рых излагает различные стороны вероучения и культа. Так, правосл. Б. состоит из осн. Б., или апологетики, к-рое излагает и защищает в апологетич. спорах с инаковерующими и неверующими нек-рую сумму исходных тезисов; догматич. Б., в к-ром доказывается богоустановленность, истинность осн. догматов, принятых двумя первыми вселенскими соборами; нравств. или практич. Б., к-рое учит тому, как должен действовать христианин в земной жизни, чтобы последняя стала средством для достижения вечного блаженства; обличит, или сравнит. Б., к-рое доказывает преимущество православия перед др. христ. вероисповеданиями; экзегетики; пастыр. Б., освещающего практич. вопросы деятельности священника; к нему примыкают литургика (теория богослужения), гомилетика (раздел Б., рассматривающий вопросы теории и практики пропо-веднич. деятельности), каноника (теория церк. права). В наст. вр. Б. переживает кризис, выражением к-рого является отказ от нек-рых традиц. представлений и появление огромного количества самых противоречивых теологич. концепций, таких, как теология кризисатеология мертвого богатеология революции  и т. п.

"БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ"

"БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ" - периодически издающиеся Московской патриархией сборники, в к-рых публикуются статьи видных церк. иерархов и богословов, отчеты о богосл. дискуссиях, документы библ. комиссии по новому переводу Ветхого завета, рецензии и др. материалы.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ - религ. издания, излагающие содержание культовых действий, порядок проведения храмовых служб. Много Б. к. в православии (см. Богослужебные книги православные). Многочисленны они и у католиков: это лекционарии (указания о порядке чтения фрагментов евангелий), указания о проведении мессы и т. п. В ежегодно выпускаемом в нашей стране календаре еванг. христиан-баптистов публикуются библ. чтения на каждый день, используемые в богослужениях. Свои Б. к. имеются и в др. религиях.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ ПРАВОСЛАВНЫЕ

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ ПРАВОСЛАВНЫЕ - книги, к-рые читаются в храмах во время богослужений или же содержащие порядок совершения церк. служб, таинств и др. треб. К первым относятся Евангелие, Апостол, включающий в себя н.-з. .Деяния апостолов», соборные послания ипосланияапо-стола Павла и Псалтирь. Ко вторым относятся Служебник, излагающий порядок богослужений. Часослов - руководство по совершению всех служб, кроме литургии, Требник, содержащий «чинопоследование» таинств (кроме причащения и священства). Октоих - сборник церк. песнопений. Минея месячная - сборник молитв и песнопений в честь святых на каждый день года. Минея общая - такой же сборник, но содержащий песнопения, относящиеся ко всем святым в целом. Триодь постная -в к-рой собраны молитвословия на период поста и приготовительные к нему недели, Триодь цветная - собрание песнопений на период от пасхи до недели всех святых. Последовательность ритуала богослужения, песнопений и мо-литвословий излагается в Типиконе. Наличие такого количества богослужебной лит-ры свидетельствует о тщательно разработанном порядке богослужений в правосл. церквах.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

БОГОСЛУЖЕНИЕ - совокупность специфич. действий, обрядов, церемоний, непосредственно связанных с системой религ. представлений и призванных в эмоц.-образной форме воспроизводить тот или иной аспект вероучения. Осн. назначение Б. состоит в закреплении основополагающих догматич. принципов в сознании верующих, приобщение их к церк. жизни, формирование религ. миросозерцания. Как сост. элемент культа религ. Б. регламентировано строго установленными правилами. Несмотря на большое разнообразие богослужебной практики в различных ре-лиг. системах, определяемое условиями жизни исповедующих эти религии народов, нац. особенностями, уровнем соц. развития, традициями и т. п., общим для всех без исключения Б. является наличие магич. элемента, представлений о возможности воздействия на сверхъестеств. силы. Такие элементы Б., как молитвы, песнопения, обнажение головы, поклоны, поцелуи св. предметов, окропле-ние водой, сожжение свечей, чтение св. текстов и др., создают иллюзию общения человека с богом, его причастности к потустороннему миру счастья и благополучия, обещанного данной религией ее последователям. Б. в любой религии является гл. средством идео-логич. воздействия на верующих, способствует закреплению религ. требований об обязательности для человека личного участия в культовой практике, играет роль интегратора во внутрицерк. связях и обособлении исповедующих данную религию от неверующих и инаковерующих, помогает усилению воздействия священнослужителей на присутствующих в храмах. Как правило, всякая форма Б. тесно переплетена с нац., семей-но-бытовыми традициями и обычаями и этим способствует формированию ошибочных мнений о тождестве религиозного и национального, о проявлении в культовой практике высш. культурно-худож. достижений народа.

БОГОСЛУЖЕНИЕ СУТОЧНОЕ

БОГОСЛУЖЕНИЕ СУТОЧНОЕ - в православии установленный порядок церк. службы в течение суток. Всего таких служб 9. Вечерня, совершаемая в конце дня; повечерие, к-рое совершается после вечерни; полунощница, происходящая в полночь; утреня - в конце ночи, перед восходом солнца; 1-й, 3-й, б-й и 9-й час, соответственно совершаемые в 7, 9, 12 часов утра и в 3 часа дня. Особо выделяется литургия - гл. христ. Б. с. На практике же проводятся 3 службы -вечерня, утреня илитургия. Остальные «присоединяются» к ним. В дни наиболее значит, праздников религ. проводится всенощное бдение - служба, продолжающаяся всю ночь.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО - филос.-этич. течение, возникшее в среде рус. социал-демократии после поражения революции 1905-1907. Его представители (В. Базаров, П. Юшкевич, А. Луначарский и др.; к Б. примыкал и М. Горький, но под воздействием В. И. Ленина порвал с ним) пытались соединить науч. социализм с религией, придать ему «характер религиозного верования». Значит, влияние на богостроителей оказали рост религ. настроений среди бурж. интеллигенции и махистская философия, прежде всего эмпириомонизм Богданова с его идеей индивидуально и коллективно организованного опыта. Сторонники Б. полагали, что этич. ценность марксист, миросозерцания, если оно примет религ. форму, будет понятнее массам, особенно верующим крестьянам. Поэтому богостроители стали говорить о космосе и народе как новых объектах поклонения, обожествлять народное творчество и коллективные чувства (напр., патриотизм), борьбу же за социализм, к-рый, по их мнению, является высш. формой религии, рассматривать как богосозидание. Религия интерпретировалась Б. как мышление и мирочувствие, преодолевающее «контраст» между законами жизни и механизмом природы, а бог отождествлялся с комплексом идей, организующих соц. чувства. Хотя сторонники Б. подчеркивали, что их учение «диаметрально противоположно» богоискательству, родство того и другого не вызывало никаких сомнений. Идеи Б. популяризировались в печати, активно пропагандировались в организованной махистами на о. Капри партийной школе. В. И. Ленин и партия подвергли резкой критике Б. Против него выступил и Г. В. Плеханов. К началу первой мир. войны Б. в России прекратило свое существование.

БОГОХУЛЬСТВО

БОГОХУЛЬСТВО - церк. понятие, обозначающее оскорбление любого объекта религ. поклонения. Теоретически к Б. относятся лишь акты глумления над богом и пр. святынями, оскорбляющие религ. чувства верующих. Практически же это понятие всегда произвольно распространялось и на различные формы критики или непринятия самой идеи бога, не содержащие в себе ничего оскорбительного для религ. человека, - от свободомыслия до атеизма. Особенно широко практикуют такую подмену понятий совр. реакц. кле-рик. круги, стремящиеся обвинением в Б. скомпрометировать свободомыслие и атеизм в глазах мир. общественности. Обычно апологеты любой религии объявляют Б. лишь оскорбление кем-то их собств. святынь; свое же глумление над чужими святынями неизменно квалифицируют как проявление борьбы за «истинную веру» и посрамление суеверия. Именно так поступали христиане по отношению к храмам и пр. объектам языч. культа; аналогичным образом вели себя и язычники по отношению к христианству. Мусульмане не считали Б. осквернение христ. храмов, а христиане - мусульм. мечетей. Более того, католики не усматривали Б. в глумлении над правосл. святынями, а православные - над католич.; так же поступали сунниты по отношению к объектам поклонения шиитов, и наоборот. Законодательством тех стран, где церковь тесно связана с гос-вом, Б. наказывается как уголовное преступление. Так, законами Российской империи за Б. полагалось наказание от ареста до 15 лет каторжных работ.

БОГОЧЕЛОВЕК

БОГОЧЕЛОВЕК - в релит, вероучениях - бог, воплотившийся в человеке. Представления о Б. свойственны мн. религиям древности и выражены в мифах об умирающих и воскресающих богах. В христианстве это Иисус Христос, к-рый является одновременно богом-сыном и смертным человеком. Догмат о Б., зафиксированный в символе веры, призван подтвердить богосл. утверждения о божеств. происхождении христианства, о его абсолют, истинности как божеств, откровения, данного людям самим богом в образе человека. Противоречивость догмата о Б. стала идейной основой различных ересей: арианства, докетизма, монофизитства. В совр. протест. теологии Б. рассматривается как единство двух миров.

БОГОЯВЛЕНИЕ

БОГОЯВЛЕНИЕ - второе название христ. праздника крещения. По словам христ. проповедников, этим названием подчеркивается, что при крещении Иисуса «было особое явление всех лиц божеств. троицы». Первоначально в христианстве 6 января (ст. ст.) отмечался тройной праздник - рождество, крещение, Б. С 4 в. рождество было выделено в особый праздник, а Б., как и прежде, праздновалось 6 января. В наст. вр. пишьАрмяно григорианская церковь продолжает отмечать Б. одновременно с рождеством.

БОДХИСАТВА

БОДХИСАТВА (санскр., букв. - тот, чья сущность - знание) - согласно учению буддизма, существо, достигшее высш. совершенства и имеющее право погрузиться в нирвану, но отказывающееся от этого из-за любви и сострадания к живым существам и стремления помочь им в спасении. В раннем буддизме Б. считался только Гаутама до того, как он достиг «просветления» и стал Буддой. Позднее будд. пантеон пополнился множеством Б. Махаяна считает, что каждый мирянин может стать Б. и, приобретя сверхъестеств. силы и возможности, отвечать на людские молитвы и заклинания, содействовать людям в преодолении мучений сансары. Наиболее почитаемые Б. махаяны: Манджушри (олицетворение высш. трансцендентной мудрости), Ваджрапани (олицетворение власти), Авалокитешвара (олицетворение добра), Майтрея. В ламаизме Б. составляют 4-й разряд божеств.

БОККАЧЧО ДЖОВАННИ

БОККАЧЧО Джованни (1313-1375) - итал. писатель-реалист, гуманист. Вершина творчества Б. - «Декамерон» (1350-1353). Одна из осн. тем книги - критика като-лич. церкви, осмеяние духовенства - монахов, папского двора. Проповеди христ. добродетели смирения и самоотречения Б. противопоставляет философию подвига во имя др. людей, во имя дружбы, любви. Б. защищает право человека на наслаждение земной жизнью. Перу Б. принадлежит ряд др. работ, в к-рых он закладывает основы гуманистич. науки о человеке:  «О превратностях судьбы знаменитых людей» (1355-1360), «О знаменитых женщинах» (1360- 1362), «Происхождение языческих богов» (1350-1363).

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из 15 автокеф. правосл. церквей; образовалась в 9 в. Во время завоевания страны греками (10-12 вв.) и турками (14-19 вв.) находилась в подчинении у Константинопольского патриарха, к-рый посылал в Болгарию греч. священнослужителей, действовавших в его интересах. В сер. 19 в. в связи с ростом нац. самосознания Б. п. ц. стала открыто высказывать недовольство анти-болг. политикой Константинопольского патриарха и требовать признания своей самостоятельности. Однако патриарх отказался удовлетворить эти требования. Турецкое пр-во, стремясь углубить эти противоречия, султанским фирманом от 1870 учредило независимый болг. экзархат во главе со старейшим болг. митрополитом и разрешило созыв синода под его же председательством. Хотя избрание экзарха должно было совершаться с согласия султана, этот акт обеспечивал известную независимость Б. п. ц. Болг. экзархат не был признан Константинополем. В ответ на это Б. п. ц. объявила о своем адм.-церк. отделении от Константинопольской церкви, к-рое Константинопольский патриарх расценил как схизму. Схизма была снята с Б. п. ц. лишь в 1945, тогда же ей был возвращен статус патриархии. В 1953 Б. п. ц. получила полную независимость - автокефалию. Во главе Б. п. ц. стоит патриарх. В Б. п. ц. имеется 11 епархий, 3720 храмов и часовен, 120 монастырей, духовная академия и духовная семинария. Б. п. ц. лояльно относится к социалистнч. строю. С 1961 является членом Всемирн. совета церквей, выступает за мир и сотрудничество между народами.

БОЛИНГБРОК ГЕНРИ СЕНТ-ДЖОН

БОЛИНГБРОК Генри Сент-Джон (1678-1751) - англ. писатель и полнтич. деятель. В «Письмах об изучении и пользе истории» (1735), ряде философских н публицистич. сочинений выступал с позиций деизма, противопоставлял христианству и др. вероисповеданиям, неотделимым от суеверий и предрассудков, «естественную религию», основанную на «универсальных принципах разума», настаивал на независимости нравственности от релит, убеждений, пропагандировал идеи гуманизма и свободомыслия.

БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ

БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ - соглашение между франц. королем Франциском I и папой Львом X, заключенное в 1516. Б. к. делал нек-рые уступки папе по сравнению с условиями, в к-рые он был поставлен Прагматической санкцией 1438, установившей относит. самостоятельность церкви во Франции, главенство церк. соборов над папами, особые права короля при назначении высш. духовенства. Согласно Б. к. папы сохраняли право быть верховной инстанцией церк. суда, были восстановлены аннаты. Б. к. умалчивал о правах церк. соборов, но подтверждал Браво короля назначать на высш. перк. должности.

БОНАВЕНТУРА ДЖОВАИИ ФИДАНА

БОНАВЕНТУРА Джоваии Фидана (1221-1274) - итал. католич. философ, генерал францисканского ордена, кардинал. Развивал идеи августнновского неоплатонизма, высш. формой познания считал мистич. экстаз. Созванная Б. картина мира,  его ортодокс. мистика были иапрамяпл против передовых идей, антифеод. движений. Канонизирован католич. церковью.

БОНЗА

БОНЗА (от яп. «бодзу» - священник, будд. монах, бритоголовый) - название, данное европейцами будд. священникам в странах Азии.

БОНХЁ-ЕР ДИТРИХ

БОНХЁ-ЕР Дитрих (1906-1945) - нем. протестант, теолог, участник движения Сопротивления, казненный гитлеровцами. Осн. теологич. идея были сформулированы им в письмах из тюрьмы в 1943-1944. Б. идет далеко в критике традиц- релит, представлений. По его мнению, в совр. мире «бог, как моральная, политическая, естественнонаучная гипотеза, преодолен и отброшен». Мир стал «совершеннолетним» и не нуждается в идее бога- Б. является сторонником безрелиг. христианства. Христианство должно отбросить идею потустороннего бога, отказаться от дуализма божеств, и человеч. Сущность христианства, по Б., - в учении о любви к. ближнему. Это учение должно реализоваться практически в «делании справедливого для людей». Поэтому необходимо активное сопротивление силам соц. зла. Идеи Б. были восприняты мн. совр. теологами, в части. представителями теологии «мертвого бога» «теологии освобождения» ит.п.

БОНЧ-БРУЕВИЧ ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ

БОНЧ-БРУЕВИЧ Владимир Дмитриевич (1873-1955) - депеш, Коммунистнч. парив и Сов. гос-ва, публицист и ученый, соратник В. И. Ленина. Принял активное участие в Великой Октябрьской сощиалнстнч. революции, участвовал в подготовке и проведении в хилц. ленинского декрета Об отделении церкви от государства и шкалы от церкви- С 1946 Б.-Б. возглавлял Музеи истории религии и атеизма в г. Ленинграде, а с 1947 - сектор crop- религии и атеизма в Ин-те истории АН СССР. Особое внимание уделял изучению крестьян, движений соц.-политич. протеста, выступавших в релит, оболочке, опубликовал «Материалы к истории и изучению русского сектантства», «Материалы по истории религиозно-общественных движений в России», подготовил для II съезда РСДРП доклад «Раскол и сектантство в России», одобренный В. И. Лениным и Г. В. Плехановым, выпускал по решению съезда спец. листок для сектантов «Рассвет» (Женева, 1904) и др. Работы Б.-Б. по вопросам науч. атеизма собраны в «Избранных сочинениях», т. 1 (1959), и в книге «Избранные атеистические произведения» (1973).

БОССЮЭ ЖАК БЕНИНЬ

БОССЮЭ Жак Бенинь (1627-1704) - франц. епископ, отстаивал представление об обществ, истории как осуществлении божеств. цели. В этой связи уделял большое внимание доказательству божеств, происхождения абсолют. монархии, обязанности и долгу верующих беспрекословно подчиняться властям. Стал широко известен в связи с требованием к Ватикану о предоставлении автономии франц. католич. церкви. Критику реакц. воззрений Б. дали франц. просветители 18 в., в первую очередь Вольтер.

БОХЕНЬСКИЙ ЮЗЕФ МАРИЯ

БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария (р. 1902) - швейц. философ-неотомист, доминиканец, антикоммунист. Для работ Б. характерна фальсификация теории и практики социализма. Однако рост влияния идей научного коммунизма вынудил Б. признать целесообразным диалог с марксистами. В своих филос. произведениях Б. дает религиозно-идеалистич. трактовку коренных филос. проблем. Вся история философии,  с т. зр. Б., говорит в пользу истин религии. Соврем. наука, утверждает Б., помогает лучше понять филос. учение неотомизма о путях постижения бога.

БОЭЦИЙ, АНИЦИЙ МАНЛИЙ СЕВЕРИН

БОЭЦИЙ, Аниций Манлий Северин (ок. 480-524) - рим. философ, теолог и поэт, представитель теистич. ориентированного объек-тивн. идеализма. Он эклектич. сочетал аристотелизм, платонизм и неоплатонизм с принципами христианства. Общефилос. идеи Б. нашли отражение в его теологич. произведениях «О святой троице», «О католической вере» и др. Осн. филос. труд Б. - «Утешение философией». Филос.-теологич. воззрения Б. оказали значит, влияние на средневек. философию и философию Возрождения. Бог, в представлении Б., это бог-личность, любящая свой мир, пожелавшая создать человека по своему образу и подобию и внемлющая его молитвам. Задолго до Ансельма Кентерберийского и ФомыАквин-ского Б. сформулировал несколько доказательств бытия бога и применял логику Аристотеля к теологич. проблемам. Философия, с т. эр. Б., будучи служанкой теологии, должна сохранять относит. независимость.

БРАК ЦЕРКОВНЫЙ

БРАК ЦЕРКОВНЫЙ - брачный союз, освященный и санкционированный церковью именем божьим. По утверждениям церковников, только Б. ц. гарантирует прочность, счастье и благополучие семьи. Б. ц. служит средством воздействия церкви на молодежь и семьи верующих. В различных религиях вступление в брак сопровождается установл. ритуалом, специально разработанными для этого обрядами. В католицизме и православии совершение брака считается таинством.

БРАКА ТАИНСТВО

БРАКА ТАИНСТВО - одно из семи таинств в католич. и правосл. церквах, к-рое совершается при заключении брака церк. Б. т. утвердилось в христианстве позднее др. таинств. Его ритуал сложился лишь в 16 в. По учению церкви, будущие супруги, давая перед алтарем обещание в верности друг другу, получают через совершение Б. т. «благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христ. воспитанию детей». Т. о., сам бог якобы оберегает брачный союз людей. Церковь подчеркивает, что главным в браке является не юридич. или эконо-мич., а нравств. элемент, к-рый тождествен религиозному. Поэтому без совершения Б. т. невозможны истинно нравств. семейные отношения. В действительности же церковь всегда очень мало заботилась о нравств. стороне брака. Она освящала неравные браки, браки по расчету и т. п. Б. т. и поныне служит церкви средством влияния на семьи верующих.

БРАМИН

БРАМИН - см. Брахман.

"БРАТСКИЙ ВЕСТНИК"

"БРАТСКИЙ ВЕСТНИК" - журнал Всесоюз. совета еванг. христиан-баптистов, издаваемый с октября 1944. Периодичность - шесть номеров в год. Осн. задачу журнала руководство ВСЕХБ видит в «правильном воспитании» членов церкви «как с духовной, так и с гражданской точки зрения» («Б. в.» № 3, 1969, с. 65).

БРАТСТВА

БРАТСТВА - 1) широко распространенные с 11-12 вв. в ср.-век. Европе религ. объединения и союзы взаимопомощи, тесно примыкавшие к цеховым корпорациям. Б. группировались вокруг к.-л. церкви и объединяли ремесленников определенной профессии, имели свои уставы. Б. часто становились очагами религ. свободомыслия и ересей. Преследуемые католич. церковью, они превращались в тайные орг-ции. С усилением абсолютизма Б. распадаются; 2) нац.-религ. и просветит. обществ, орг-ции 15-18 вв. при правосл. церквах Украины, Белоруссии, Литвы, Чехии. Б. боролись за нац.-культурн. независимость укр. и белорус, народов; 3) кле-рик. орг-ции в России, созданные по закону 1864 для борьбы со старообрядчеством и сектантством; занимались также миссионерством; 4) нек-рые монашеские ордены

БРАХМА

БРАХМА - в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божеств, троицу (тримурти). Первоначально Б. выступал как высш. божество, творец и управитель мира. В позднем индуизме он отступает на задний план, отдавая первенство двум др. членам троицы.

БРАХМАН

БРАХМАН (санскр.) - 1) представитель высш. верны и касты в Индии, профес. жрец в брахманизме и индуизме. Б. монополизировали изучение и толкование древнейших литературно-религ. памятников Сев. Индии - вед и культовую деятельность; 2) в ре-лиг.-филос. идеалистич. учении веданты - безликое божество, абсолют, являющийся якобы единств. реальностью, лежащей в основе иллюзии мира.

БРАХМАНИЗМ

БРАХМАНИЗМ - религия в Др. Индии, явившаяся, по существу, дальнейшим развитием ведич. религии в период становления раннего рабовладения. В св. лит-ру Б. входят Веды и обширные к ним комментарии (брахманы, арнья-ки, Упанишады). Б. давал религ. обоснование делению общества на верны, учению о переселении душ. Важнейшими добродетелями Б. считал беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхар-мы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Все это якобы создает благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а в конечном счете - к слиянию с высш. абсолютом - богом-творцом Брах-мой. ибо все живые существа лишь его частицы. Нарушение же требований дхармы приводит к несчастливым перерождениям. В Б. сохранилась вера в осн. богов ведич. религии, хотя нек-рые их функции изменились, отражая клас. расслоение общества.

"БРАХМО САМАДЖ"

"БРАХМО САМАДЖ" («Общество Брахмы») - бурж. религ.-реформат. об-во в Индии, организованное (1828) выдающимся инд. просветителем 19 в.. Раммоханом Раем. Активными членами «Б. С.» были дед и отец Рабиндраната Тагора. Цель «Б. С.» - объединение передовых сил складывавшейся бурж. нации, подъем культурн. уровня страны, борьба за уничтожение кастовых, расовых, религ. и др. перегородок, за реформу общего образования. Членами «Б. С» был составлены учебник географии, астрономии, геометрии, грамматики и т.д. Средством обществ. переустройства на бурж. началах («по типу Запада») руководители «Б. С.» счщали реформированную религию в духе монотеизма. к-рая должна быть единой, общей, «универсальной» и представлять собой синтез «прогресс. сторон» индуизма, ислама, христианства. .Проповедь реформаторских пей «Б. С.» сыграла видную роль в развитии обществ, жизни Индии, ее лит-ры, науки и культуры. В 20 в. «Б. С.» выродилось в ряд более мелких ндейн. направлений и об-в.

БРЕВЕ

БРЕВЕ (от лат. bievis - краткий) - послание лапы римск. по вопросам второстеп. значения, отличающееся от буяяы менее торжеств, формой. Б. скрепляется приложением папской печати, но подписывается не папой, а кар-дииалом-секретярсгл.

БРЕВНАРИЙ

БРЕВНАРИЙ (naT.breviarium - сборник кратких текстов) - служебник католич. духовенства, содержащий короткие отрывки из Библии, соч. «отцов церкви», «????? святых». псалмы, молитвы, гимны м др. тексты, употребляемые при богослужении. Б. состоит из 4 частей (соответственно временам года) по 4 главы в каждой.

БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ

БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ (лат. unio - союз) - объединение правосл. церкви на Украине ив Белоруссии с католич., организационно оформленное в 15% на соборе в г. Бресте. По условиям Б. ц, у. правосл. церковь подчинилась папе римск. и приняла католич. догматику, сохранив правосл. обрядность. Релит, подоплекой Б. п. у. было стремление Ватикана расширить свою экспансию на правосл. Восток, а соц.-политич. - стремление польск. феодалов закрепить свое господство на Украине и в Белоруссии, расторгнув с помощью унии союз укр. и белорус, народов с братским рус. народом. Трудящиеся массы Украины и Белоруссии оказали Б. ц. у. решит. противодействие. Все антифеод. выступления 17-18 вв. были направлены не только против польск. феодалов, но и против приверженцев Б. ц. у-как поборников нац.-релнг. гнета. Плодом Б. ц. у. явилась униат, церковь, защищавшая интересы Ватикана и действовавшая вразрез с интересами укр. и белорус, народов. Руководители униат, церкви до Октябрьской революции добивались распространения униатства в России, а после ратовали за отторжение Украины от Сов. Союза, разжигали бурж.-националнстич. настроения. В годы второй мировой войны они тесно сотрудничали с гитлеровцами, чем окончат, скомпрометировали себя в глазах верующих. В марте 1946 собор униат. духовенства, собравшийся в г. Львове, принял решение о ликвидации Б. п. у. и переходе всех бывших униат, приходов в состав Рус. правосл. церкви. Ватикан не признал этого решения и поныне продолжает поддерживать последыша Б. ц, у. - эмигрантскую укр. католич. (униат.) церковь

БРУНО БАУЭР И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО

БРУНО БАУЭР И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО - работа Ф. Энгельса, написанная для газеты «Dei Sozialdemokrat» в апреле 1882 по поводу смерти Бауэра. Несмотря на разрыв с Б. Бауэром в результате его политич. эволюции - вправо, к аполог- прус. монархии, и философское - к субъективному идеализму, Маркс и Энгельс продолжали следить за его работами по критике Нового завета и истории раннего христианства и высоко их оценивали, что нашло свое выражение в статье Энгельса. Отмечая, что «официальные теологи... списывали у него и поэтому единодушно его замалчивали», Энгельс утверждает, что Бауэр «стоил больше, чем все они, вместе взятые, и сделал больше их всех в вопросе... об историческом происхождении христианства» (Соч., т. 19, с. 306) и в выяснении того, как и почему народные массы Римск. империи предпочли христианство др. распространенным тогда религиям. В результате проделанного Бауэром анализа евангелий, отмечает Энгельс, в их содержании «не осталось почти абсолютно ничего, что могло бы быть доказано как исторически достоверное, - так что можно объявить сомнительным даже историческое существование Иисуса Христа» (с. 307). Указывая на «идеализм немецкого философа», к-рый «мешает ему ясно видеть и четко формулировать», Энгельс дает свое «понимание этого вопроса, основанное не только на работах Бауэра, но и на собственных исследованиях» (с. 310). Он рассмотрел вопрос о времени и месте возникновения христианства, раскрыл социальн. причины и условия его возникновения, показал его идейные истоки, проанализировал классовый состав первых христ. общин, их социальн. требования и идейные установки. Энгельс показал, почему христианство стало одной из мировых религий, превратившись затем в господств, идеологию. Работа Энгельса имеет огромное методо-логич. значение для научного анализа религии.

БРУНО ДЖОРДАНО ФИЛИППО

БРУНО Джордано Филиппо (1548-1600) - итал. мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной, подвергший критике религ. картину мира, мн. христ. догматы. Отдавая дань пантеизму, отрицал наличие бога, творца и управителя мира. Развивал гелиоцентрич. систему Н. Коперника, выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Решительно, отвергал представления о существовании загробной жизни. В религии Б. видел силу, порождающую войны, раздоры и пороки в об-ве. За свои выступления подвергся преследованиям инквизиции, был арестован и сожжен на костре.

БУБЕР МАРТИН

БУБЕР Мартин (1878-1965) - реакц. философ, проф. иуд. философии и теологии Иерусалимск. ун-та. Борясь с марксистской философией и атеизмом, развивал т. н. диалогич. философию, объявлявшую смыслом жизни человека «встречу» и «диалог» с богом посредством мистики хасидизма. Отстаивал идею «общечеловеч. ценности» иуд. монотеизма и в.-з. этики. Свои религ.-философ, концепции Б. объединял с бурж.-националистич. представлениями сионизма. Примыкал к религ. экзистенциализму, испытывал влияние филос. иррационализма и мистики. Идеи Б. популярны среди иуд. и др. теологов-модернистов на Западе. Осн. соч.: «Даниил» (1913), «Я и Ты» (1923), «Происхождение и сущность хасидизма» (1960).

БУДДА

БУДДА (санскр. - просветленный, постигший высш. истину) -в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолют, совершенства и способное указать другим путь к религ. спасению. В этом осн. широком значении Б. может стать каждое человеч. существо в результате накопления добродетелей и достижения. понимания тщетности всех земных привязанностей. Будд. пантеон насчитывает сотни различных будд. В более узком смысле Б. - имя основателя буддизма -Сиддхартхи Гаутамы, прозванного после «просветления» Буддой Шакья-Муни. Согласно легенде, он был сыном царя небольшого гос-ва, расположенного в среднем течении Ганга. Жена царя Маха-майя родила его в результате непорочного зачатия. Став взрослым, Гаутама пришел к выводу о том, что всякое существование есть страдание. Уйдя в отшельничество, он через 7 лет «познал истину» и начал ее проповедовать по городам и селам Индии. Осн. положения своего учения он изложил в бенаресской проповеди в форме «четырех благородных истин». Его ученики составили первую на земле монашескую общину. Умер он в 80-летнем возрасте. В 1956 буддисты торжественно отметили 2500-летие этого события. Вопрос о том, лежит ли в основе составленных во 2-3 вв. н. э. «жизнеописаний» Б. воспоминание о реальном проповеднике, еще не решен наукой. Несомненно лишь, что Шакья-Муни единоличным «создателем» буддизма, каким его представляет будд. канонич. литра, быть не мог.

БУДДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - филос. содержание и обоснование будд. учения. Ранний буддизм распространялся в виде притч и афоризмов Будды, прокомментированных его учениками. Буддизм усвоил идею цепи перерождений из др.-инд. религий. Путь от перерождения к перерождению обрекает человека на страдания, избавиться от к-рых можно, лишь достигнув нирваны. Человек своими силами, без посредников, добродетельной жизнью, пройдя 4 ступени мудрости (став архатом), может прервать цепь перерождений и уйти в нирвану. Буддисты признавали реальность внешнего мира и духовного мира человека, считая вместе с тем, что в мире нет ничего, кроме процессов становления. Душа не является постоянной субстанцией и потому не может существовать вечно. Осн. содержанием учения его последователи считали проповедь любви ко всему живому (в философии -сантана) и строгую подчиненность велениям ума: знания должны служить благочестивой жизни, они необходимы для избавления от страданий. После смерти Будды между его учениками произошел раскол. Часть их (направление хинаяна) придерживались традиц. взглядов, пытаясь, однако, придать учению строгую логич. последовательность (филос. школы вайбхашиков и саутрантиков, последним присущи элементы диалектики). Др. направление, махаяна, реформировало все стороны будд. учения, придав Будде атрибуты божества, введя религ. обряды, поклонения, молитвы, отказалось от «восьмиричного пути», указав массам широкий и легкий путь спасения благодаря культу бод-хисатв-наставников и пр. Реформатор буддизма и основатель школы шунья-вада (мадхьямика) поэт Нагарджуна сформулировал идею Булла единства материального и духовного мира на основе их иллюзорности, развитую позднее Дхар-мопалой, Асангой (главой школы «йогачара»), философом Васабун-ду. Суть ее такова: существует сантана - поток сознательной жизни, к-рый состоит из комбинаций дхарм - элементов, единственной характеристикой к-рых служит их относительность, мгновенность. Мир, состоящий из мгновенных комбинаций мгновенных дхарм, является нереальным, иллюзорным. Существование же предметного мира объясняется наличием кармы (общей и индивидуальной) . Рождение и смерть также лишь мгновения в этом нескончаемом потоке мгновений. Нагарджуна считал, что шуньята (пустота) является абсолютной, истинной даже в сравнении с нирваной раннего буддизма.

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - рус. экономист и философ-мистик. С 1923 - в эмиграции, в 1925-1944 - проф. догматики рус. богосл. ин-та в Париже. Б. эволюционировал от «легального марксизма» к религ. миросозерцанию. По мнению Б., культура, соц. и нац. отношения, создаваемые помимо христ. идеалов, гибельны для человечества. Поэтому безрелиг. революции, происшедшие в России в 20 в., являются предвестием катастрофич. конца истории. Доминирующей в учении Б. стала идея богов оп-лощения, т. е. связи, посредствующего звена между богом и созданным им миром - софии. Софиология Б., носившая целиком мистико-мифологич. характер, изложена в работах «Свет невечерний» (1917), «О богочеловечест-ве» (1933-1945) и др.

БУЛЛА

БУЛЛА (лат. buua - шарик) - в средние века  круглая метал. печать, скреплявшая папские, королевские, императорские акты; так же называются наиболее важные акты пап римск., содержащие обращения, постановления, распоряжения. Называются Б. по нач. словам их текста, написанного на лат. языке.

БУЛЬТМАН РУДОЛЬФ

БУЛЬТМАН Рудольф (1884-1976) - нем. протест, теолог. В 20-е гг. примыкал к неоорто-доксии, впоследствии разошелся с К. Бортом и обратился к философии экзистенциализма. Бог, по Б., не есть некая метафизич. сущность, объект, внешний для человека. Бог существует лишь как неотьемл. коррелят человека. Его существование не доказывается рационально, а постигается «экзистенциально», в акте веры. Б. выдвинул концепцию «демифологизации» Нового завета. Б. считает, что, поскольку совр. человек утерял веру в реальность библ. мифов, следует «демифо-логиэировать» христианство, т. е. интерпретировать христ. мифы не букв., а антропологически, экзистенциально, рассматривая их лишь как символич. образы, выражающие отношение человека к богу. Б. оказал большое влияние на всю совр. христ. теологию.

БУХАРИ, АЛЬ, МУХАММЕД ИБН ИСМАИЛ АЛЬ-ДЖУФИ

БУХАРИ, аль, Мухаммед ибн Исмаил аль-Джуфи (810-870) -мусульм. деятель, сыгравший значит. роль в составлении ислам. св. предания - сунны. Составленный Б. сборник «Аль-Джами ассахих» считается самым авторитетным из ее 6 канонич. сборников.

БУХМАНИЗМ

БУХМАНИЗМ - религ.-этач. учение, отрицающее соц. природу антагонистич. противоречий капитализма и сводящее их причину к «моральному несовершенству» личности. Основатель Б. - амер. протест, священник Фрэнк Бух-ман (1878-1961). Релит, апология капитализма тесно связана в Б. с проповедью антикоммунизма, стремлением объединить на этой основе всех последователей христ. веры. Б. - воинств, клерик. движение, имеющее свою международ. орг-цию - «Моральное перевооружение». Призывая следовать «четырем абсолютам» (честность, чистота, самоотречение и любовь), эта орг-ция широко использует церк. и светские средства массовой информации  для внедрения идей Б. в обществ, сознание. Реакц. деятельность «Морального перевооружения» направляется ежегодными конференциями, а также 3 центрами, к-рые находятся в США, Англии и Швейцарии.

"БХАГАВАДГИТА"

"БХАГАВАДГИТА" (санскр.-песнь богов) - входящий в состав «ахабхараты» трактат, излагающий основы брахманизма и индуизма. Каждый человек, требует «Б.», должен выполнять свой долг (дхарму) в соответствии с той варкой, к к-рой он принадлежит. Гл. добродетелью являются смирение и покорность, терпение и самоотвержение, ахим-са; однако в обязанности кшатриев (воинов) может входить насилие и даже убийство. Борьба со злом - удел бога, временами являющегося с этой целью на землю (аватара). Лишь служение богу - Брахме - может привести к слиянию с ним, т. е. к спасению.

БХАКТИ

БХАКТИ (санскр., букв. - преданность, любовь к богу) - религ. течение в индуизме; на его основе развилось народное сектантское движение в Индии, гл. обр. в 12-17 вв. Б. провозглашало равенство людей перед богом, отрицало деление их на касты. Из Б. сформировался сикхизм.

БЫТИЕ

БЫТИЕ - название первой книги Ветхого завета в рус. переводе Библии; в евр. оригинале она названа по первому слову текста «Берешит» («В начале»), в переводах на новые языки - «Генезис» («Происхождение»). Первые главы содержат мифологич. историю сотворения мира и человека, грехопадения первых людей и изгнания их из рая, размножения потомков Адама и Евы, всемирн. потопа, строительства вавилон. башни. Затем идут жизнеописания праотцев Авраама, Исаака и Иакова. Особо существенны в этой части книги: «обетование», данное богом Аврааму, а затем Исааку, «умножить их семя» и сделать их потомство своим избранным народом; повествования о продаже Иосифа в егип. рабство, о поселении евреев в Египте. Синагогой и церковью книга Б. приписывается Моисею, как и остальные книги Пятикнижия. На самом деле текст книги Б. восходит к 3 источникам Пятикнижия: Яхвисту, Элохисту и Жреч. кодексу. Наиболее др. фрагменты ее относятся к 9 в. до н. э.

БЭКОН ЕРДЖЕР

БЭКОН Ерджер (ок. 1214-1292 - англ. философ и естествоиспытатель. Был монахом-брвнцисканцем. Выступал против схо-ластич. умствования и слепого почитания церк. авторитетов. Основу познания видел в опыте; целью развития науки считал овладение силами природы. Критиковал феод. порядки, невежество духовенства, предлагал развивать светское образование. Церк. властями был отстранен от преподавания в Оксфорде, пробыл ок. 14 лет в монастырской тюрьме.

БЭКОН ФРЭНСИС

БЭКОН Фрэнсис (1561-1626) - англ. философ, родоначальник англ. материализма. В трактате «Новый Органон» (1620) и др. соч. утверждал, что целью науки является познание природы, овладение ее силами, требовал очищения разума от предрассудков и заблуждений («идолов», или «призраков»). Б. разработал метод науч. индукции, развивал концепцию «двойственной истины», подчеркивал приоритет знания перед верой, выступал против схоластнч. философии. В то же время Б. признавал бытие бога, существование особой разумной души. Однако объективно его учение было направлено против религ.-идеалистич. мировоззрения, вело к материалистич. пониманию природы и человека.

БЭЛ, БЕЛ

БЭЛ, Бел (вавилонск. - Билу, греч. - Вил - владыка) - вавилоно-ассир. бог Земли. Соответствует верховному шумерий-скому божеству Энлнлю, а также евр.-финикийскому Вашу. В честь Б. проводились мистерии, в к-рых в образной форме раскрывалось содержание мифа о Б.:, убийство божества, и его воскрешение.

Предыдущая страница Следующая страница