Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАВИЙА

ЗАВИЙА - см. Текке.

ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ

ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ - см. Нестяжательство.

ЗАГОВОР, ЗАКЛИНАНИЕ

ЗАГОВОР, ЗАКЛИНАНИЕ - словесная формула, имеющая, по суеверным представлениям, чудодейств. свойство влиять наестеств. ход событий. 3. являлся неотъемлемой частью др. религий, магич. культа. 3. рассматривался как способ предотвращения или насыла-ния несчастья, исцеления от болезни, обеспечения удачи и т. д. В совр. религиях сохранился в виде проклятий, молитв, хотя формально совр. церковь не признает 3.

"ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ

"ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ (речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920г.)» - речь В.И.Ленина. Впервые опубликована в газете «Правда» 5, 6, 7 окт. 1920. В речи раскрыты осн. пути формирования коммунистич. сознания, преодоления пережитков прошлого в сознании людей, в частности и религ. пережитков. Важнейшей задачей всего дела воспитания и образования молодежи В. И. Ленин считал воспитание морали коммунистической. Он разоблачал клевету бурж. идеологов на коммунистов, якобы отрицающих всякую мораль. В. И. Ленин показал, что коммунисты, утверждая коммунистическую мораль, нравственность,  отрицают нравственность, проповедуемую буржуазией, выводимую из велений бога, из идеалистич. фраз. Характеризуя сущность коммунистич. морали, В. И. Ленин одновременно разоблачал антиобществ, суть морали религиозной, вскрывая ее клас. содержание и реакц.роль.

ЗАКЛИНАНИЕ

ЗАКЛИНАНИЕ - то же, что Заговор.

"ЗАКОН"

"ЗАКОН" - см. Пятикнижие Моисеева.

ЗАКОН БОЖИЙ

ЗАКОН БОЖИЙ - обязат. предмет в начальных и средних уч. заведениях царской России, преподавался священнослужителями. Целью преподавания З. б. было воспитание учащихся в духе православия. Учащихся знакомили со структурой и содержанием Библии, с осн. молитвами, заповедями и т. д. После Октябрьской революции преподавание 3. б. в СССР в общеобразовательных уч. заведениях было отменено.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОЕ О КУЛЬТАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, СОВЕТСКОЕ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, СОВЕТСКОЕ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ -нормы сов. права, к-рые определяют понятие и содержание свободы совести и ее гарантии, обеспечивают право граждан исповедовать любую религию и отправлять ре-лиг. культы, свободу атеистич. убеждений и пропаганды, регулируют обществ, отношения, возникающие в связи с осуществлением свободы совести. Основа 3. с. о с. с. - конституц. нормы. Осн. принципы и положения 3. с. о с. с. были сформулированы в декрете СНК РСФСР от 23 января 1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви «.

ЗАКОНЫ МАНУ

ЗАКОНЫ МАНУ (санскр. Манавад-хармашастра) - др.-инд. сборник наставлений, определяющих поведение человека  в частной и обществ. жизни, памятник обществ.-политич. и правовой мысли др.-инд. рабовлад. общества. В нем отражены догматика и идеология брахманизма. 3. ?. приписываются мифич. полубожеств, предку людей Ману. 3. ?. написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший, разбитых на 12 глав. В З. М. содержатся древнейшие представления о происхождении Вселенной, чело-

веч. общества, сословий - вврн, а также правила обыденной жизни, культовые предписания, наставления о гос. управлении, о судопроизводстве, семейных отношениях, обязанностях членов варн, предписания о покаянии и ритуальном очищении и др. Существующий строй неравенства и угнетения объявляется в 3. ?. установленным богами, вечным и неизменным.

ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - см. Исторический материализм.

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ - объективно существующие, общие, устойчивые связи вещей, явлений природы, к-рые существенно влияют на изменения вещей, явлений. В живой и в неживой природе действуют многообразные законы, различающиеся по сфере действия, степени общности. Существуют законы, охватывающие сравнительно узкий круг вещей или явлений (напр., взаимосвязи давления и объема газа при постоянной температуре, плавания тел,численности популяций определенного вида организмов), законы, действие к-рых обнаруживается в обширных сферах природы (механики, электромагнетизма, естеств. отбора и др.), и, наконец, законы, действующие во всех областях природы (сохранения и превращения энергии, массы, всемирного тяготения, передачи и преобразования информации). Открытие 3. п. и путей использования их в человеч. деятельности стало важнейшей задачей естеств. наук с момента их появления. Религия усматривает в существовании 3. п. сверхъестеств. смысл. Подчиненность вещей, явлений действию законов, согласно богосл. утверждениям, говорит об исполнении природой божеств, предначертаний, предустановленной богом цели. Однако ход науч. познания опровергает богосл. понимание источника и смысла 3. п. Если в период своего открытия 3. п. выступает как нечто таинственное, то последующее изучение природы раскрывает те естеств. стороны ее, к-рые полностью обусловливают существование и характер этого закона. Содержание любого 3. п., как свидетельствует естествознание, исчерпывается только естеств. моментами, связанными со структурой, взаимодействием и изменением вещей. И в наст. вр. имеются природные явления, к-рые еще не могут быть объяснены до конца. Но объяснение неясного сегодня будет достигнуто на новом этапе развития естествознания.

ЗАКЯТ

ЗАКЯТ (араб. - очищение) - обязат. «очистительная» милостыня, один из «пяти столпов ислама», предусмотренный в Коране. В соответствии с шариатом З. уплачивается взрослым мусульманином, имеющим определенный минимум имущества, и подлежит распределению среди бедных, сирот и одиноких женщин. Его размер - 140 с доходов от ремесла и торговли, с домовладения; для земледельцев и скотоводов процент сбора значительно повышается. В феод. мусульм. странах 3. был превращен в обязат. налог, к-рый шел в основном на нужды эксплуатат. гос-ва. С развитием во многих из этих стран капиталистич. отношений налоговая система изменилась, а 3. стал уплачиваться служителям культа. В СССР нек-рая часть мусульман вносит 3. в виде добровольных пожертвований в кассы мечетей.

ЗАПОВЕДИ, ДЕСЯТОСЛОВИЕ, ДЕКАЛОГ

ЗАПОВЕДИ, десятословие, декалог (от греч. deka - десять и logos - слово, учение) - содержащиеся в Пятикнижии нормы поведения др. евреев, будто бы начертанные богом на 2 каменных плитах - «скрижалях завета», переданных им Моисею на горе Синай. Как история этой передачи, так и содержание З. излагаются в Пятикнижии в разных вариантах (Исх. 20-23; Второзак. 12 и ел.). В 3., к-рые фигурируют в Исх. (34), преобладают культовые предписания: не поклоняться чужеземным богам, разрушать их жертвенники, не делать себе «богов литых» и т. д. Из норм личного поведения здесь содержится только запрещение смешанных браков. В 2 др. вариантах З. помимо перечисленных культовых предписаний содержат

ся еще 6 нравств. норм поведения: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность. Нравств. З. отражают этические представления, к-рые сложились в эпоху разложения первобытнообщин. строя и начала формирования рабовлад. общества. Многие из них носят ярко выраженный клас. характер. Их смысл значительно уже тех словесных формул, в к-рые они облечены. Так, заповедь «не убивай», напр., распространяется лишь на соплеменников-израильтян, ибо иноплеменников бог не только позволяет, но и предписывает убивать. Своих тоже предписывается карать смертью за те или иные прегрешения. Следовательно, запрещение убийства имеет некий конкр.-исторически обусловленный смысл. Т. о., совершенно несостоятельны попытки апологетов религии изображать 3. как совокупность норм абсолют, нравственности, пригодных для всех времен и народов. Это подтверждается всем содержанием Библии, персонажи к-рой систематически нарушают 3. В тексте Ветхого завета встречаются повеления, противоречащие 3. Запрещению убийства, напр., противостоит норма «...душу за душу, глаз за глаз...» (Исх. 21:23, 24). Для христианства существенно и то, что предписания ветхозаветн. З. нередко отвергаются/Уовьгл* заветом.

ЗАПРЕТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ

ЗАПРЕТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - нормы обычного права, закрепленные традицией, осмысляемые как религ. (магич.) запрет, нарушение к-рого карается богами, духами или некой сверхъестеств. силой. Большая часть 3. р. (половые, пищевые, промысловые, производственные и др.) имеют биологич. или соц. основу, внешне, как правило, выступающую в мифологич. оболочке.

ЗАРАТУШТРА

ЗАРАТУШТРА (Иран., греч. - Зо-роастр) - пророк и реформатор др.-Иран. религии, получившей название зороастризм. Время жизни 3. предположительно относится к перв. пол. 6 в. до н. э. Наукой установлено, что 3. - реальное историч. лицо, к-рому принадлежит составление «Гат», древнейшей части «Авесты» - св. книги зороастризма. Полагают, что 3. проповедовал свое учение в Вост. Иране и Ср. Азии. Проповедь его была направлена против власти родоплем. вождей, старого жречества, культа старых богов. Вост. легенды рассказывают, что 3. жил в Бактрии при царе Виштаспу; еще в молодости он удалился на высокую гору, где бог Ормузд открыл ему новое учение; под влиянием совершенных 3. чудес Виштаспу первый принял его учение. Более поздние отделы «Авесты» представляют 3. в виде мифич. борца с демонами, действующего против них не только словом и чудесами, но и оружием.

ЗЕВС

ЗЕВС - в др.-греч. мифологии -верховн. божество, отец богов и людей, глава олимп. семьи богов. Его имя означает «светлое небо». Сын Кроноса и Реи. Принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение -титанов (см. Теогония). В ходе истории Др. Греции образ 3. претерпел эволюцию - от зооморфного божества, древнейшие символы почитания к-рого обнаружены на о. Крит, до общегреч. верховн. бога-вседержителя в эллинистич.эпоху. Низвергнув своего отца - Кроноса и др. титанов в Тартар и утвердившись на горе Олимп, З. постепенно преобразует мир, порождает богов, внося в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. З. Олимпийский -отец мн. героев (Геракла, Персея и др.), осуществляющий божеств. волю и благие замыслы. В то же время З. - грозная карающ. сила. Он несколько раз уничтожает че-ловеч. род, пытаясь создать совершенного человека. Мифология З. Олимпийского отражала процесс укрепления патриархальной власти и клас. расслоения общества. В римск. мифологии 3. соответствует Юпитер.

ЗЕЙДИТЫ

ЗЕЙДИТЫ - шиитская секта, возникшая в 8 в. Ее основатель - Зейд ибн Али, внук шиитского мученика имама Хусейна. Зейд возглавил восстание в Куфе против Омеяд-ского халифата в 740 и был убит. У З. отсутствует крайняя непримиримость в отношении суннитов, они не опровергают законность первых 3 халифов (Абу-Бакра, Омара, Османа). На вероучении З. сказалось влияние филос. течения мутазилитов. 3. в отличие от ортодокс. суннизма и шиизма не признают предопределения и считают Коран не «предвечным», а созданным Аллахом. В 864 3. образовали теократич. гос-во в Сев.-Зап. Иране, а в 10 в. захватили власть в горном Йемене. В наст. вр. 3. имеются в ЙАР, НДРЙ, Саудовской Аравии, Иране (там их называют ноктавитами).

ЗЕЛОТЫ

ЗЕЛОТЫ (от греч. Zelotai - ревнители) - соц.-политич. и религ. течение, сложившееся в Др. Иудее во вт. пол. 1 в. до н. э. Выступали против римск. владычества и местн. иуд. знати, шедшей на компромисс с Римом. Приняли активное участие в иуд. войне 66-73, оказали влияние на бунтарские настроения в среде первонач. христиан.

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ - см. Аграрные культы.

ЗЕМЛЕР ИОГАНН-СОЛОМОН

ЗЕМЛЕР Иоганн-Соломон (1725-1791) - нем. историк-богослов, глава рационалистич. школы в лютеранстве. З. доказывал историч. недостоверность библ. сообщений, признавал за ними лишь назидательно-моральный смысл, отрицал богодухновенность Библии, рационалистически толковал библ. чудеса. По 3., история христ. догматики есть история ошибок, слабостей и суеверий. 3. выступал за право свободного истолкования догматов, независимость теологии от офиц. церкви. Взгляды 3. и его сторонников (В. Теллер, К. Бардт) вызвали осуждение протест, ортодоксов и пиетистов.

ЗЕНЬКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881-1962) - рус. религ. философ. С 1915 - проф. Киевского унга. В 1919 эмигрировал за границу. В 1926 стал проф. богосл. ин-та в Париже и председателем Рус. студенческого христ. движения. Искажая в своих работах историю развития марксизма, фальсифицируя историч. материализм, 3. одновременно извращал теорию и практику коммунистич. строительства в СССР.

ЗИЗАНИЙ ЛАВРЕНТИЙ

ЗИЗАНИЙ Лаврентий (ум. ок. 1633) - белорус, богослов и просветитель. В 1626 3. по заданию моек. патриарха Филарета сочинил «Катихизис», где склонялся к лютеранству и, кроме того, сделал попытку согласовать христ. вероучение с естеств. объяснением природы, основанным на опыте и наблюдении. Это соч. 3. моек. богословами (т. н. «Книжной палатой») было признано еретическим и отвергнуто.

ЗИЗАНИЙ СТЕФАН

ЗИЗАНИЙ Стефан (ок. 1570 - ок. 1621) - белорус, священник и писатель. В своих проповедях и поле-мич. соч. («Катихизис», «Казанье св. Кирилла об антихристе») осуждал политику насильственного ока-толичивания белорусов, резко критиковал папство и иезуитов, объявив их слугами антихриста, клеймил произвол и корыстолюбие светских и духовных феодалов. 3. был отлучен от церкви и объявлен вне закона.

ЗИКР

ЗИКР - радение у суфиев (см. Суфизм), цель к-рого добиться «слияния с богом». Бесконечно выкрикивая молитвы, кружась, распевая песнопения и приплясывая под музыку, суфии доводили себя до религиозного экстаза, впадая в состояние невменяемости, и считали это слиянием с богом.

ЗИММЕЛЬ ГЕОРГ

ЗИММЕЛЬ Георг (1858-1918) - нем. философ-идеалист, социолог, представитель «философии жизни». Познание мира следует искать не во внешних фактах, а в религии и психологии, считал 3. Лишь с помощью религ. интуиции можно охватить целостность мира. Все связи человека с миром имеют ре-лиг. окраску, поскольку порождают определенное «настроение души, к-рое становится религией, как только оно проецируется в особенных образах». Позиция 3. ведет к субъективно-индивидуалистич. интерпретации истории, его взгляды носят бурж.-апологетич. характер.

ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ

ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ (16 в.) - рус. церк. писатель-монах, ученик Максима Грека. 3. О. - автор соч., в к-рых велась полемика с матери-алистич. философией, осуждалась ересь Феодосия Косого, отстаивалась догматика православия, обосновывались крепостничество и монастыр. землевладение.

"ЗНАНИЕ" ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЩЕСТВО

"ЗНАНИЕ" Всесоюзное общество - добровольная обществ, орг-ция в СССР, созданная в 1947 для распространения политич. и науч. знаний. Руководящий орган -Правление, избираемое на всесоюзных съездах сроком на 4 года. Всесоюзное об-во объединяет 15 об-в «З.» союзных республик. Первичные орг-ции общества «З.» имеются на предприятиях, в учреждениях, уч. заведениях. Об-во организует по всем отраслям знания публичные лекции, доклады, конференции, семинары, консультации. Значит, место в работе общества занимает науч.-атеистич. пропаганда. Об-во имеет лектории, планетарии, дома науч.^гехнич. пропаганды, дома науч. атеизма. «З.» ведет большую издательскую работу, имеет свое издательство («Знание»), выпускает несколько журналов, в т. ч. «Наука и жизнь», «Знание - сила», «Наука и религия». В 1972 за заслуги в распространении науч. и политич. знаний Всесоюзное об-во «З.» награждено орденом Ленина.

ЗНАХАРИ

ЗНАХАРИ - т. е. знающие люди. В России вплоть до кон. 18 в. 3. выполняли функцию лекарей. По народным представлениям, 3. лечили людей «с божьей помощью», не прибегая к «нечистой силе». Впрочем, считалось, что в отд. случаях 3. могли «насылать» болезни. 3. делились на зелейников (или зелейщиков), т. е. знатоков силы трав и кореньев, и обаянников, ? е. заклинателей, к-рые могли якобы заговаривать змей, хищных животных, оружие. Используя нек-рые приемы народной медицины, 3. сплошь и рядом прибегали к суеверным действиям, не облегчая, а усугубляя положение больных.

ЗНАХАРСТВО

ЗНАХАРСТВО - магич. врачевание. 3. как первобытн. форма религии представляет собой комплекс след. элементов: выделение в общине особых людей, владеющих приемами народной медицины; смешение этих приемов со средствами лечебной магии и заговорами; представление о причине внутр. болезней как об инородном предмете, попавшем в тело человека (отсюда широко распространенная практика шаманов «высасывать» болезнь из тела). 3. широко используется разного рода шарлатанами, спекулирующими на суевериях людей.

ЗООЛАТРИЯ

ЗООЛАТРИЯ - см. Анимализм.

ЗООМОРФИЗМ

ЗООМОРФИЗМ - наделение чер-гами животных образов реальных или воображаемых объектов. В истории религии 3. предшествует, как правило, антропоморфизму. Зооморфными чертами наделялись образы духов, а затем богов. Напр., в Др. Египте бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сохмет - с головой львицы и т. п. 3. анимистич. и теистич. образов связан обычно с пережитками тотемизма. 3. в сфере религии означает одновременно зоолатрию.

ЗОРОАСТРИЗМ, ПАРСИЗМ

ЗОРОАСТРИЗМ, парсизм - религия, возникшая на территории Др. Ирана (Персии - отсюда парсизм) в 7-6 вв. до н. э., представляет собой маздеизм, реформированный пророком Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-иран. Зардушт), историчность к-рого в науке в наст. вр. не подвергается сомнению. Ему приписывается авторство Гат - самой др. части св. книги 3. и маздеизма - Авесты, или Зенд-Авесты (букв. - текст с комментариями). Осн. идея З. - зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Олицетворением положит, начала Вселенной является Ахурамазда, отриц. - Анхра-Майнью. Оба они сыновья «Бесконечного времени» - бога Эрвана. Человек в этой борьбе не игрушка в руках высш. сил, а личность, обладающая свободой выбора, способная своей активностью повлиять на торжество мир. справедливости. В Гатах прослеживается противостояние кочевнического и земледельч. образов жизни, первый осуждается и рассматривается как проявление мгр. зла, второй поощряется как проявление добра, что отражает многовековые войны др.-иран. земледельцев с окружавшими их кочевыми племенами. Эсхатология 3. утверждает, что мир. история длится 12 тыс. лет, из них 3 тыс. лет -»золотой век»  Ахурамазды, вслед за к-рым начались 3 тыс. лет господства Анхра-Майнью, однако зло не вечно. З. обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды, осуждение на страшном суде и всяческие муки его противникам. Для обрядовой практики З. характерно почитание 4 элементов Вселенной - воды, огня, земли, воздуха. Специфичен сохранившийся до наших дней погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких ярусах «башни молчания» - дакмы, где их поедают птицы; очищенные от мяса кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Тем самым достигается то, что ни с одной из «чистых» стихий «нечистый» труп не приходит в соприкосновение. В храмах 3. горит вечный огонь. Идейн. концепции 3. повлияли в свое время на формирование манихейства, митраизма, иудаизма, христ. ересей павликиан (см. Павликианство) и катаров. В наст. вр. 3. существует в форме парсизма, в к-ром при сохранении прежних дуалистяч. идей развились представления о едином всемогущем боге.

ЗОСИМА БРАДАТЫЙ

ЗОСИМА БРАДАТЫЙ - рус. гос. и церк. деятель 15 в., ставленник великого князя Ивана III. В 1490-1494 митрополит Московский. За свою близость к видным представителям новг.-моск. ереси сам был заподозрен в ереси. В 1495 лишен сана и сослан в Троице-Сергиев монастырь. 3. приписываются слова: «А что то царство небесное,  а что то второе пришествие,  а что то воскресение мертвых, ничего того несть: умер кто ин то умер, по та места и был»,

ЗОСИМА СОЛОВЕЦКИЙ

ЗОСИМА Соловецкий (ум. 1478) - один из основателей Соловецкого монастыря. В 1436 поселился на Соловецком о-ве, где с помощью прибывших сюда монахов возвел храм и монастырок, помещения. Канонизирован Рус. правосл. церковью.

Предыдущая страница Следующая страница