Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РА

РА - в др.-егип. религии - бог солнца. Культ Р. возник, по-видимому, в нач. 3-го тысячелетия до н. э. Позднее Р. был отождествлен с богом Фив Амоном.

РАБЛЕ ФРАНСУА

РАБЛЕ Франсуа (ок. 1494-1553) - французский писатель-гуманист, скептически относился к ре-лиг. догматам, выступал против религ. фанатизма. Роман Р. «Гар-гантюа и Пантагрюэль» подвергался запрету за свободомыслие. Гл. идея романа - отрицание аскетизма, прославление всестороннего, духовного и телесного, удовлетворения потребностей и безграничного развития личности. Мечту о счастливой жизни Р. воплотил в утопии Телемского аббатства -фантастич. проекте организации монастыря, где мужчины и женщины ведут свободный образ жизни,  где нет угнетения ни со стороны феодалов, ни со стороны церкви.

РАБОЧИЙ АПОСТОЛАТ

РАБОЧИЙ АПОСТОЛАТ - привлечение верующих трудящихся к практич. решению политич. задач, стоящих перед католич. церковью. С этой целью в различных странах были созданы многочисл. клерик. орг-ции, призванные распространять среди рабочих соц. доктрину церкви, препятствуя их участию в клас. борьбе.

РАВВИН

РАВВИН (от др.-евр. рабби - мой учитель) - служитель культа в иудаизме, судья по вопросам религ. и семейной жизни в евр. общине. Коллегия Р., раввинат, толкует предписания Талмуда, приспосабливая их к соц. условиям, стремится главенствовать во всей духовной и политич. жизни народных масс, особенно в совр. Израиле, где он практич. выполняет ряд гос. функций.

РАДЕНИЯ

РАДЕНИЯ - форма коллективного богослужения (моления) внек-рых старых рус. сектах: христво-веров, скопцов, молокан-прыгунов и др. Во время Р. члены сектант. общин, одетые в белые до пят одежды, босиком, ходили по кругу, подскакивая и выкрикивая: «Ой, дух! Ой, бог! Царь бог! Царь дух!» и т. п. Нередко имело место и самобичевание. Изнуренные постами, находясь в состоянии нервно-психич. возбуждения, сектанты впадали в экстаз, доходя до слух. и зрит. галлюцинаций, произносили бессмысленные слова (глоссолалия), изрекали «пророчества», переживали особую .духовную радость» от «накатывания духа». Р. во многом схожи с молитв, собраниями нек-рых пягидесягнических общин.

РАДЖАБ-БАЙРАМ

РАДЖАБ-БАЙРАМ - см. Мирадж.

"РАДЖОНЕ"

"РАДЖОНЕ" (итал. «Ragione» -»Разум») - журн., орган Нац. ассоциации свободомыслящих Италии «Джордано Бруно». Издается с 1854. В наст, вр. выходит раз в 2 месяца. На страницах «Р.» публикуются материалы по международ. и внутриполитич. проблематике, дается информация о деятельности орг-ций свободомыслящих в разл. странах мира, печатаются статьи религиовед. характера, освещаются вопросы истории свободомыслия и атеизма. «Р.» выступает против империализма, колониализма, фашизма, за мир, демократию и соц. прогресс.

РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) - основоположник рус. революц. традиции, писатель, философ-материалист. Осн. филос. трактат - «О человеке, его смертности и бессмертии». Р. сознательно сталкивает в этом произведении доводы материализма и идеализма по вопросу о смертности и бессмертии души. И хотя Р. предоставляет читателю самому сделать выбор, объективная слабость аргументов идеализма бросается в глаза. Р. отвергает вывод о бессмертии души. Вместе с тем он показывает, что ряд фактов актииности сознания невозможно совместить с исходными посылками мсхани-стич. материализма, к-рых он сам придержи вал ся.

РАДКЛИФФ-БРАУН АЛФРЕД РЕДЖИНАЛД

РАДКЛИФФ-БРАУН Алфред Реджиналд (1881-1955) - англ. этно-1раф и социолог, один из основоположников функционалист, направления в совр. бурж. этнографии. Обосновывал идеи «соц. антропологии» - познания общих законов соц. и культурного развития путем изучения совр. состояния народов, находящихся на стадии псрвобытн. общества.

РАДУНИЦА, РАДОНИЦА

РАДУНИЦА, радоница - навий день  (др.-рус. навь - покойник) день поминовения умерших у вост. славян. По др. традиции во время Р. совершались трапезы на могилах родителей и близких родственников. Правосл. церковь включила Р. в свой культ и приурочила ее к первой неделе после пасхи. В этот день проводятся богослужения, сохраняется и традиция посещать - кладбища, к-рая привлекает ныне людей в большей степени, чем поминальные службы в храмах.

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ - разделение христ. церкви на зап. и вост., христианства - на православие и католицизм. В основе Р. ц. лежали глубокие соц.-экономич. и поли-тнч. противоречия между зап.-европ. и визант. феодалами, борьба за верховенство в церкви и за церк. доходы между римск. папами и константиноп. патриархами. Разделение Римск. империи на Зап. и Вост. (кон. 4 в.) привело к образованию 2 религ. центров: в Риме и в Константинополе, между к-рыми к 7 в. выявились различия в догматике, обрядах, организации. Особенно обострились противоречия между ними во вт. пол. 9 в. из-за стремления римск. папы и константиноп. патриарха к господству над церковью Болгарии, принявшей христианство, и из-за споров о филиокве. Традиционно Датой Р. ц. считается 1054, когда углублявшиеся разногласия привели к rowy, что папа Лев IX и патриарх Кируларий предали друг друга анафеме. В 1965 на II Вати кан. соборе папа Павел VI и константиноп. патриарх Афинагор I объявили о своем решении «предать забвению» анафемы 1054. Это решение явилось результатом совр. экуменич. устремлений христ. церквей.

РАЗУМА КУЛЬТ

РАЗУМА КУЛЬТ - торжества, проноцимыц в период франц. бурж. революции н Париже и провинциях по инициативе представителей крайнего санкюлотиэма. Р. к. порожден движением за дехристиа-пизацию и подъемом рсволюц. патриотизма. Р. к. не носил религ. характера. «Культом» его можно назвать лишь потому, что в чем фигурировал ряд обрядов и сим-волич. церемоний, напоминающих религ. культ: цсрк. здания были переименованы и храмы Разума, статуи святых были заменены бюстами героев революции. Робеспьер запретил проведение «праздников Разума» и попытался противопоставить христианству и Р. к. вер-ховного существа культ.

РАЙ

РАЙ - см. Ад и Рай.

РАЙ РАММОХАН, РАМ МОХАН РОЙ

РАЙ Раммохан, Рам Мохан Рой (1772-1833) - инд. обществ, деятель, религ. реформатор, идеолог неоиндуизма. Р. Р. критиковал ортодокс. индуизм за его политеизм, идолопоклонство, кастовое деление, самосожжение вдов и т. п., развивал идею равенства людей перед единым богом, к-рого представлял неперсонифицированным универсумом. Р. Р. разработал религ.-филос. систему, в к-рой объединил элементы индуизма, ислама и христианства.

РАЙНИС ЯН

РАЙНИС Ян (наст. фамилия Пли-екшанс Янис, 1865-1929) - латышек. революц. поэт. Р. был убежденным материалистом и воинств. атеистом. В своих произведениях он критиковал проповедь покорности, фатализма, те-леологизма; религ. идеологию считал выражением интересов господств. классов капиталистич. общества. Р. писал, что человек будущего должен быть свободным от религии, призывал к борьбе с нею.

РАМА

РАМА (санскр. - милый, красивый) в др.-инд. эпосе «Рамаяна» и «Махабхарата» - сын царя Дашаратхи, мифич. герой, совершивший поход из Сев. Индии на о. Ланка (Шри-Ланка) для освобождения своей жены Ситы, похищенной демоном Раваной. Р. почитается в индуизме как одно из земных воплощений (7-я аватара) бога Вишну, является (наряду с Кришной) объектом поклонения верующих.

РАМАЗАН

РАМАЗАН (араб. - рамадан) 9-й месяц лунного мусульм. года. В Р. мусульмане, согласно Корану и шариату, обязаны соблюдать пост - уразу.

РАМАКРИШНА

РАМАКРИШНА (Гададхар Чаттер-джи, 1836-1886) реформатор индуизма. Развил идеи вишишты-адвайты, признающей реальность посюстороннего мира, рассматривающей его как часть абсолюта -брахмана. Опираясь на идеалистич. учение веданты о бессмертии души, проповедовал равенство людей. Отстаивал идеи улучшения миря путем ликвидации рслкг. различий. Обществ, деятельность Р. понимал как всеобщую заботу о «духовном совершенствовании». Хотя проповедь Р. носила характер пассивного протеста, она призывала к нац. единству.

РАМАНУДЖА

РАМАНУДЖА (11-12 вв.) - инд. религ. философ, основатель направления вишишты-адвайты (т. и. ограниченного монизма) школы веданта, являющейся филос. обоснованием индуизма. В своих комментариях к «Бхагавадгите», «Брахмасутре» и др. произведениях Р. провозгласил вечно и реально существующими материю и души, считая их частями бога. Бог, по Р., - это целое, а материя и души - части его. Идеи Р. явились основой мн. течений в бхакти.

"РАМАЯНА"

"РАМАЯНА" - др.-инд. эпич. поэма. Создана одновременно с «Ма-хабхаратой» или даже ранее; приписывается легенд, поэту Вальмики. Повествует о подвигах народного героя Рамы, борца со злом, защитника добра. «Р.» в средние века  стала одной из св. книг виш-нуизма, а Рама почитался как одно из воплощений Вишну.

РАНОВИЧ АБРАМ БОРИСОВИЧ

РАНОВИЧ Абрам Борисович (1885-1948) сов. историк, автор науч. и науч.-популярных работ по истории иудаизма и христианства. Р. перевел на рус. язык ряд первоисточников по истории религии и атеизма, сопроводив их комментариями. Осн. работы: «Происхождение христианских таинств» (1931), «Очерк истории древнееврейской религии» (1937), «Очерк истории раннехристианской церкви» (1941) и др.

РАСКОЛ

РАСКОЛ - религ.-обществ. движение в России, к-рое возн. в середине 17 в. и привело к разделению в рус. правосл. церкви, к образованию старообрядчества. Причины Р. коренились в обострении клас. борьбы, вызванной централизацией рус. гос-ва и укреплением самодержавия. Церк. реформа патриарха Никона была направлена на централизацию церкви, на борьбу с автономией местных церквей и монастырей, на ликвидацию принципа соборности. Несмотря на то что реформа не затрагивала основ православия, а касалась несуществ. деталей обрядовой практики, она вызвала решит, протест со стороны бывших членов «кружка ревнителей благочестия» (в к-рый ранее входил и Никон) протопопов И. HepovoBH, Аввакума, Даниила, Логгина и др. Они выступали против нововведений, обвинив греч. церковь в отступлении от «древлего благочестия». Противники реформы подверглись жестоким преследованиям. Это придало им ореол защитников «истинного православия» и обеспечило поддержку различных слоев общества, к-рым импонировала идеология Р. После церк. собора 1666-1667, принявшего решение предать анафеме противников реформы и подвергнуть их репрессиям, движение Р. приняло массовый характер. Жестокие преследования вынуждали приверженцев старой веры бежать в глухие места Севера, Поволжья, Сибири и создавать там свои общины.

"РАСКОЛ ВЕЛИКИЙ"

"РАСКОЛ ВЕЛИКИЙ" - под таким названием вошел в историю почти 40-летний (1378-1417) «смутный» период в судьбах папства. Он начался с избрания в Риме (впервые после 70-летнего «авиньонского пленения») папы-итальянца Урбана VI (1378-1389). Одновременно под давлением франц. короля Карла V часть кардиналов избрала папой Роберта Женевского (1378-1394), принявшего имя Климента VII. Урбан VI пребывал в Риме, а его соперник - в Авиньоне. Создалось своеобразное двос-папство, разделившее католич. мир на 2 враждующих лагеря, в борьбе к-рых активное участие принимали монархи, местные феодалы и городские власти. В этом факте отразилась борьба за власть различных политич. группировок в феод. Европе того времени. До 1417 папский престол занимали одновременно двое, а порой и трое пап, яростно боровшихся друг с другом. «Р. В.» нанес значительный ущерб авторитету папства и католич. церкви в целом. Конец «Р. В.» положил Констанц-ский собор, открывшийся в 1414. Он низложил правивших тогда 3 пап и избрал нового понтифика - Мартина V (1417-1431). С избранием Мартина V «смутное» время в истории папства окончитесь.

РАСПУТИН (НОВЫХ) ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ

РАСПУТИН (Новых) Григорий Ефимович (1864 или 1865-1916) -авантюрист, использовавший мистицизм и суеверие рус. царств, фамилии и высшей аристократии в своих честолюбивых и корыстных целях. Старался убедить правящ, круги общества в том, что он обладает даром прорицания и чудотворения. Имел огромное влияние на царя Николая II и императрицу, что давало ему возможность заниматься финансовыми махинациями, взяточничеством, а также неприкрытым развратом, ставшим достоянием широкой гласности. Был убит группой монархистов, к-рые рассчитывали т. о. укрепить рус. престол.

РАСПЯТИЕ

РАСПЯТИЕ (лат. crucifixio, букв. - укрепление на кресте) по евангелиям - казнь и смерть Христа на кресте. Р. называют также крест с фигурой Христа, являющийся объектом поклонения, особенно в католицизме, и др. изображения Христа на кресте, нередко встречающиеся в христ. культовом искусстве.

РАССЕЛ БЕРТРАН

РАССЕЛ Бертран (1872-1970) - англ. философ-позитивист, логик, обществ, деятель. Продолжал линию атеизма бурж. и рационализма. Идеалистич. взгляды обусловили его непоследовательность в критике религии, подход к ней лишь с позиций «науки и здравого смысла», как к своего рода «метафизике», непонимание соц. и гносеологич. корней религии, ее мировозэренч. противоположности науке. Р. отвергал осн. догматы христианства, доказательства бытия божия,  отрицал религ. мораль, видел основу религии в страхе, считал науку средством утверждения человека.

РАЦИОНАЛИЗМ

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный) - 1) в философии -направление в теории познания, считающее, что разум является источником и критерием достоверности знаний. Крупные представители Р.: Р. Декарт, Б. Спиноза. Г. Лейбниц. Р. отрывает мышление от чувствен, восприятия, тогда как в действительности чувствен, опыт и обществ, практика являются источником познания, а мышление перерабатывает данные чувствен, опыта, достигая более глубокого понимания отражаемой в ощущениях объективной реальности; 2) в богословии - направление, согласно, к-рому приемлемы только догматы веры, согласующиеся с логикой и доводами разума. Группы богословов различных религий в разное время провозгласили возможность постичь т. н. богооткровенные истины с помощью разума вопреки господствовавшему в офиц. религ. доктринах (особенно в средние века)  иррационализму, мистицизму. В ср.-век. христ. схоластике богословом, теологич. система к-рого претендует на рациональность, был Фома Аквинский. Его учение официально признано като-лич. церковью. В результате Реформации элемент Р. был внесен и в вероучение протестантизма. В 18-19 вв. рационалистическо-теологич. концепции получили широкое распространение в протест. церквах. Под натиском достижений совр. науки большинство богословов вынуждены в наст. вр. признать несовместимость релит. догматов с требованиями разума. Они отходят от Р., ориентируясь на мистику.

РЕАЛИЗМ НАИВНЫЙ

РЕАЛИЗМ НАИВНЫЙ (от поздне-лат. realis - действительный) -естеств.-стихийное, опирающееся на повседневный опыт и практику убеждение каждого человека в том, что мир существует независимо от нас, от нашего сознания, нашего ощущения. Это «наивное» убеждение человечества сознательно кладется материализмом в основу его теории познания» (Ленин В. И. ПСС, т. 18, с. 66).

РЕАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ

РЕАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ - направление в ср.-век. схоластике. к-рое продолжало линию Платона по вопросу о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного и являлось филос. основой католицизма. С 10 по 14 в. шел спор об универсалиях  (общих понятиях, идеях): существуют ли они реально и предшествуют ли появлению единичных вещей. Сторонники т. н. крайнего Р. (Эриугена) утверждали, что универсалии существуют идеально, до вещей. Представители умеренного Р. (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Противоположную Р. т. зр. на универсалии выражали приверженцы номинализма: универсалии существуют после вещи, это просто слова.

РЕАЛЬНОСТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ - в марксист, философии - понятие, обозначающее совокупность всего существующего в отличие от того, что не существует. Различаются объективная Р., или материальный мир во всех его формах и проявлениях, и Р. субъективная, представляющая совокупность образов и состояний сознания. Объективная Р. существует независимо от сознания человека. Субъективные образы и состояния, хотя они в конечном итоге порождены воздействием материального мира на органы чувств  и мозг человека и отражают материальный мир, представляют внутр. проявление деятельности сознания. В условиях, когда соц. отношения, уровень обществ, практики, накопленные обществом знания не обеспечивают контроля над процессом отражения каких-то существенных для людей факторов объективной Р., в сознании возникают образы, искаженно отражающие эти факторы, причем порой возникшие образы теряют сходство с отражаемым. Именно такими являются религ. образы, возникающие как иллюзорно-фантастич. отражения природных и соц. сил, господствующих над людьми в их повседневной жизни.

РЕВИВАЛИЗМ

РЕВИВАЛИЗМ (от англ. revival - возрождение) - религ. движение в протестантизме за духовное «возрождение» посредством усиления религиозности. Специфич. явление религ. жизни протест. церквей и сект, начиная с 18 в., прежде всего в США, а также в нек-рых странах Европы (Англия и др.). Характерно для пре-свитериан, конгрегационалистов и особенно баптистов и методистов. В Р. на первый план выступают религ. этика, эмоции и хариэ-ма. В руках реакц. буржуазии Р. стал орудием религ. спекуляции, оглупления масс, средством отвода революц. настроений трудящихся в религ. русло. Традиции Р. пытаются возродить в СССР нек-рые сектант, течения, напр. сторонники Совета церквей ЕХБ.

РЕВИЗИОНИЗМ И РЕЛИГИЯ

Искажение революц. сущности марксизма-ленинизма оппортунистами и ревизионистами связано не только с пересмотром (ревизией) его экономич., филос., политич. учения, но и фундамент, марксистско-ленинских оценок религии, ее соц.-политич. функции. На относительно раннем этапе ревизии марксизма Э. Беркшгейн, К. Каутский и др. стремились смягчить марксист. критику религии, представить религию фактором соц. прогресса. Оппортунистич. лидеры II Интернационала утверждали, что религия является частным делом для партии рабочего класса, и этим оправдывали возможность сосуществования марксист, и религ. мировоззрений. «Левый» ревизионизм объявлял войну с религией, требовал ее адм. запрещения. В. И. Ленин убедительно показал, что оба эти подхода не являются научными и противоречат принципам, целям и политике марксистско-ленинской партии. Ссылаясь на то, что религия ныне будто бы стала другой, что она изменила свою ориентацию, совр. правооппортунистич. теоретики требуют пересмотра данного К. Марксом определения религии как «опиума народа», к-рое В. И. Ленин назвал «краеугольным камнем всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии» (т. 17, с. 416). Отказ от марксистско-ленинской оценки религии они рассматривают как одно из условий плодотворного сотрудничества коммунистов и верующих в борьбе за общие цели. Такая уступка не может быть признана правильной. Принципиальная марк-систско-ленинская оценка религии обоснована научно, она проверена историч. практикой, обществ, развитием в целом. Коммунисты скрывают того, «ТО невозможно п»?.»гйрсяие между марксизмом-ленинизмом и религией, что исключается любой компромисс между ними. Другое дело - отношение к верующим. В последние годы получило распространение сотрудничество, диалог марксистов и верующих.  Решит, и после-доват. борьба с ревизионистами, искажающими атеизм марксист. и отстаивающими чуждую трудящимся массам реакц. идеологию, остается одной из важных и актуальных задач.

"РЕВОЛЮЦИОННАЯ БИБЛИЯ"

"РЕВОЛЮЦИОННАЯ БИБЛИЯ" («Новая Библия») - христ. Библия с новыми комментариями и иллюстрациями, опубликованная с разрешения местных церк. властей в Сантьяго (Чили) в 1972 группой священников - сторонников теологии освобождения. В 1980 в Мадриде вышло ее 17-е издание. От традиц. изданий «Р. Б.» отличается характером комментариев, иллюстраций, а также тем, что в качестве заставок в ней использованы цитаты из решений ? (1968) и III (1980) конференций СЕЛАМ (Совета епископов Лат. Америки). В комментариях к тексту книги Бытие сотворение мира интерпретируется в духе теории эволюции Ч. Дарвина. Мн. чудеса, содержащиеся в Ветхом и Новом заветах представляются как метафорич., фантастич. или на-зидат. рассказы. История трактуется как результат деятельности народных масс, к-рыми, однако, руководит бог. Иллюстрации носят светский характер. Среди них - фотографии бедняков, рабочих, портреты Мартина Лютера Кинга, «мятежного» бразильского епископа Элдера Камары и т. п. «Р. Б.» запрещена в странах Лат. Америки, где господствуют ультраправые диктатуры.

"РЕВОЛЮЦИЯ И ЦЕРКОВЬ"

"РЕВОЛЮЦИЯ И ЦЕРКОВЬ" - журнал, издававшийся с 1919 по 1924 Народным комиссариатом юстиции. Отв. редактором его был П. А. Красиков. «Р. и ц.» публиковал материалы, связанные с проведением декрета 1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», разоблачал контрреволюц. агитацию духовенства. Выходил нерегулярно. В 1921 издавался в виде газетных листков. В «Р. и ц.» выступали видные деятели Коммунистич. партии и Сов. гос-ва: Н. А. Семашко, А. В. Луначарский и др.

РЕДСТОКИСТЫ

РЕДСТОКИСТЫ - группа последователей еванг. христиан в России, возникшая в 1874 в Петербург. аристократич. об-ве под влиянием проповеднической деятельности англ. миссионера-евангелиста лорда Г. Редстока (отсюда название Р.). Редсток распространял традиц. для протестантизма идеи о получении спасения не через добрые дела, а лишь исключительно благодаря личной вере в искупит, жертву Иисуса Христа. Его последователями стали графиня С. П. Ливен, граф М. М. Корф, княгиня В. Ф. Гагарина, генеральша Е. И. Черткова, граф А. П. Боб-ринский, В. А. Пашков (см. Пашковцы) и др.

РЕИНКАРНАЦИЯ

РЕИНКАРНАЦИЯ (франц. reincarnation - перевоплощение, олицетворение) - термин, выражающий веру в способность богов, духов, святых и т. д. появляться среди людей в облике человека, животного, растения, даже неодушевленного предмета.

РЕЙНАЛЬ ГИЙОМ ТОМАС ФРАНСУА

РЕЙНАЛЬ Гийом Томас Франсуа - представитель франц. Просвещения, историк, социолог. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро. За свои антифеод. убеждения, критику като-лич. церкви и колониализма подвергался преследованиям. Осн. труд - «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» (т. 1-6, 1770).

РЕКВИЕМ

РЕКВИЕМ (лат.) - заупокойное богослужение в католич. церкви; многочастное произведение для хора (обычно с симфонич. оркестром) на текст молитвы «Requiem aetemam dona eis» («Покой вечный дам им»). Р., написанные Моцартом, Берлиозом, Верди и др., имеют внекультовсе значение, исполняются в концертных залах.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ - совокупность дисциплин, изучающих религию. 1. Р. бурж. возникло во вт. пол. 19 в. Оно опиралось на накопленный к тому времени историей, археологией, этнографией и лингвистикой конкр. материал. Нек-рые бурж. исследователи религии (Э. Тайлор и др.) пытались противопоставить теологич. догмам объяснение религии естеств-, земными причинами. Их теории в свое время играли прогрес. роль. Однако методология Р. бурж. оставалась в целом ненаучной, идеалистической. В 20 в. в Р. бурж. усиливаются откровенно реакц., фидеистич. и иррационалистич. тенденции, оно сближается с теологией. Совр. Р. бурж. включает в себя несколько дисциплин: историю религии, философию религии, феноменологию религии, социологию религии и психологию религии. В системе совр. бурж. идеологии Р. выполняет 2 осн. функции: идеологическую, заключающуюся в обосновании необходимости и благотворности религии, и утилитарную, связанную с использованием социоло-гич. и психология, исследований религиозности в целях усиления эффективности идеологич. обработки масс церковью. Теоретич. методологич. сторона Р. бурж. требует со стороны марксистов бескомпромиссной и острой критики, что не исключает критич. использования марксистами фактич. материала, накопленного бурж. Р., нек-рых его частных выводов, а также разработанных им методов и процедур эмпирич. исследований. 2. Р. марксист. есть применение диалектико-материалистич. метода к изучению религии. Основы Р. марксист, заложены классиками марксизма-ленинизма, к-рые впервые научно объяснили сущность религии.  Религия, как указывал Ф. Энгельс. есть фантастич. отражение в сознании людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни. Реальные природные и обществ, силы, к-рые господствуют над людьми в силу их ограниченных отношений к природе и друг к другу, превращаются в сознании людей в силы неземные, наделяются ими сверхъестеств. свойствами. 5 СЙСТСМ? Р. марксист, можно выделить Р. ис-торич. (т. е. историю религии) и теоретическое. Р. теоретич., в свою очередь, подразделяется на философию религии, социологию религии и психологию религии. Если Р. историч. изучает историю каждой религии во всем ее своеобразии и в хронологич. последовательности, то Р. теоретич. выявляет в развитии религии общие закономерности, отвлекаясь от случайного и несущественного. В основе Р. марксист, лежит изучение диалектики соц. и гносеологич. корней религии. Р. марксист, является важным разделом и неотъемлемой сост. частью науч. атеизма, как особой филос. дисциплины. Без науч. объяснения религии нельзя наметить реальные пути ее преодоления. Поэтому Р. марксист, имеет не только теоретич., но и практич. значение. Оно выступает как важный методологический ориентир системы науч.-атсистичсского воспитания трудящихся.

РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА

РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА - совокупность наиболее общих рслиг. представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент рслиг. мировоззрения. Р. к. м. в определенной форме присуща всем религиям, детально разработана в развитых рслиг. системах. Гл. признак Р. к. м. - разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолют, господстве первого над вторым. Для Р. к. м. иудаизма, христианства, ислама, ряда др. религий характерны трехъярусное строение мира (небеса, Земля, преисподняя), противопоставление небесного (совершеннейшего) земному (бренному), ей присущи гео- и антропоцентризм. Важнейшие элементы Р. к. м. - креационизм и эсхатология. Р. к. м. содержится в «св. книгах» (Веды, Библия, Коран). Христ. картина мира  сформировалась путем синтеза библ. идей творения и божьего промысла, космологич. элементов греч. философии и ряда естеств.-науч. представлений древности, вошедших в геоцентрич. систему Пто-лемея. Традиц. Р. к. м. была разрушена созданной естествознанием науч. картиной мира.

РЕЛИГИОЗНОСТЬ

РЕЛИГИОЗНОСТЬ - мировоззренч. ориентация индивида и группы, выражающаяся в совокупности религ. свойств сознания, поведения, отношений. Общим признаком, критерием религ. сознания является религ. вера, к-рая включает знание и принятие в качестве истинных религ. идей, представлений, понятий, мифов, и уверенность в объективном существовании сверхъестественного. Под степенью Р. понимается уровень интенсивности религ. свойств индивида и группы. Характер Р. можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт Р. индивида, группы, населения в целом. Типы Р. - это понятия, к-рые отражают определенный характер Р.. общий для нск-рого числа людей, и па этой основе выделяются соответствующие классификац. группы. Состояние Р. - это относительно устойчивая система рслиг. свойств индивида, группы. Р. изучается в ходе конкр. социологич. исслсдований

РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЛИКВИИ

РЕЛИКВИИ (лат. reliquiae - остатки, останки) - пользующиеся ре-

лиг. почитанием предметы, якобы связанные с жизнью Христа, богородицы, святых. К Р. относятся также мощи. Наиболее широко культ Р. распространен в католицизме. В католич. храмах и монастырях хранятся остатки «одежды Христа», кусочки «креста, на к-ром он был распят», гвозди, «к-рыми его прибивали к кресту», и т. п. Обладающие Р. храмы и монастыри привлекают многочисл. паломников и служат источником огромных доходов духовенства. В погоне за наживой церковь нередко прибегала к откровенному обману верующих, демонстрируя в качестве Р. «молоко богородицы», «пот Христа» и пр. И хотя этот обман неоднократно разоблачался, он имеет место и ныне. Примером может служить демонстрация т. н. туринской плащаницы, на к-рой якобы сохранилось изображение умершего Иисуса. Махинации служителей церкви с Р. ярко раскрыл датский писатель Г. Бергстед (1877-1955) в сати-рич. повести «Праздник святого Йоргена» (1919).

РЕМОНСТРАНТЫ

РЕМОНСТРАНТЫ - см. Арминиане.

РЕНАН ЖОЗЕФ ЭРНЕСТ

РЕНАН Жозеф Эрнест (1823-1892) - франц. писатель, историк и филолог-востоковед. В трудах «История происхождения христианства» и «История израильского народа» критиковал Библию с позиций тюбингенской школы, высказывал предположение об историчности Христа.

РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) - рус. художник. В ряде своих произведений с огромной реалистичностью отразил жизнь дореволюц. России, где знач. роль играла правосл. церковь. В картине «Крестный ход в Курской губернии» с большой худ. силой запечатлел реалън. событие, показывающее, как церковь сеяла семена темноты и невежества в массах. Одно из лучших полотен Р. -»Отказ от исповеди»; в нем. утверждается сила человеч. духа, раскрывается несостоятельность нравств. ценностей, предлагаемых церковью. Эти и др. картины Р. имеют неоценимое значение в формировании негативн. отношения ко всем видам духовн. гнета.

"РЕРУМ НОВАРУМ"

"РЕРУМ НОВАРУМ" - см. Энциклики пап социальные.

РЕФОРМАТЫ

РЕФОРМАТЫ - приверженцы кальвинист. церквей континент.-европ. происхождения. Вероучение Р. основывается на Библии, трудах Ж. Кальвина, особенно «Наставлении в христианской вере» (1536), и различных кальвинист, «вероисповеданиях», в части. «Бельгийском вероисповедании» (1561), «Гейдельбергском катехизисе» (1562). Богослужение Р. свели к проповеди, чтению Библии и пению псалмов. Отд. общины Р. избирают на определенный срок подотчетных им пасторов и пресвитеров (старейшин). Служители культа нескольких соседних общин составляют пресвитерии, входящие в провинц. и нац. синоды. Возглавляет церковь данной страны избираемый суперинтендант (епископ). Реформатские церкви имеются в Швейцарии, ФРГ, Франции, Венгрии, Чехословакии, США и др. странах. Существует международ. орг-ция Р. - «Всемирн. альянс реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианского строения», созданный в 1875. В СССР объединения Р., состоящие в основном из лиц вент. национальности, имеются в Закарпатской обл. Украины.

РЕФОРМАЦИЯ

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. refonna-tio - преобразование, исправление) - соц.-политич. движение 16 в. в Европе против феодализма и его гл. опоры - католич. церкви. Р., по словам Ф. Энгельса, была первым актом бурж. революции в Европе. Своеобразие этого движения состояло в том, что оно выступало в религ. форме. Р. породила новую разновидность христианства - протестантизм. Начало Р. положило выступление в 1517 в Германии М. Лютера, к-рый осудил злоупотребления католич. церкви. Вскоре Р. охватила мн. страны Европы. В ней существовало 3 осн. течения: кон

сервативно-католическое, буржуазно-реформаторское и плебейско-революционное. Последнее выдвигало требования ликвидации частной собственности, крепост. права и отмены сословных привилегий. Разрыв с католич. церковью проходил в разных странах не одинаково и не одновременно: в одних гос-вах в ходе гражд. (Германия. Швейцария) и нац.-освобод. (Голландия, Швеция) войн, в других - относительно мирн. путем (Анг-лия, Дания). В Германии Р. носила умеренно бюргерский характер, в Англии осуществлялась по инициативе королевской власти в еще более умеренных рамках, и лишь в Швейцарии требования буржуазии были в ходе Р. более последовательно и решительно воплощены в жизнь. Католич. церковь ответила на Р. контрреформацией, что привело к ожесточенным религ. войнам 16-17 вв.

РИБАТ

РИБАТ - см. Текке.

РИЗА, ФЕЛОНЬ

РИЗА, фелонь - парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церк. облачение священнослужителей в православии и католицизме. Р. в православии называют также метал-лич. оклад на иконе, оставляющий открытыми только лицо и руки образа.

РИЗНИЦА

РИЗНИЦА - помещение в христ. храмах и монастырях, где хранятся священническое облачение и церк. утварь. Р. может находиться как внутри храма (напр., при алтаре), так и в особой пристройке, а в монастырях - даже в небольшом отд. здании.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - см. Католицизм.

РИТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

РИТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ - судебные процессы по ложному обвинению в убийствах, якобы совершенных с целью человеч. жертвоприношения или использования крови в религ. обрядах. Наиболее известны Р. п. против евреев, специально подстроенные господств, классами и христ. церковниками с целью разжигания межнац. вражды и отвлечения внимания масс от острых соц. проблем. В Зап. Европе Р. п. известны с 1235. В России первый Р. п. по обвинению евреев в убийстве христианки (закончился оправданием обвиняемых) происходил в Белоруссии в 1799. В 1892-1896 в Вятской губ. происходил Р. п. против удмуртов, якобы приносивших христиан в жертву языч. богам, а в 1913 в Киеве по клеветнич. обвинению в ритуальном убийстве был сфабрикован Р. п. над евреем Бейлисом.

РИТЧЛЬ АЛЬБРЕХТ

РИТЧЛЬ Альбрехт (1822-1889) - нем. протест, теолог. Р. исходил из того, что религия может быть делом только веры, но не познания. Для христ. догматики бог существует исключительно как любовь, поэтому из теологии должны быть исключены вопросы, имеющие ме-тафизич. (филос.) характер, сама метафизика возможна лишь на основе христ. этики.

РОБЕРТСОН АРЧИБАЛД

РОБЕРТСОН Арчибалд (1886-1961) - англ. марксист, историк, обществ, деятель. Отстаивал принцип историч. подхода к анализу религии, исследовал вопросы происхождения христианства, историч. роли религии. В труде «Социализм и религия» обосновал необходимость сотрудничества коммунистов и верующих в борьбе за социализм.

РОБЕРТСОН ДЖОН МАККИННОН

РОБЕРТСОН Джон Маккиннон (1856-1933) - шотл. ученый, историк первонач. христианства. В книгах «Христианство и мифология» (1900), «Языческие хри-сты» (1903) и др. отстаивал позиции мифологии, школы. Источником мифа о Христе считал дохрист. культ Иисуса (Иошуа). По мнению Р., евангелия - собрание мифов, к-рые возникали вследствие неверного понимания явлений природы. Осн. методологич. порок взглядов Р. - отсутствие конкр. историч. анализа причин возникновения христианства.

РОБЕРТСОН-СМИТ УИЛЬЯМ

РОБЕРТСОН-СМИТ Уильям (1846-1894) - англ. историк, во

стоковед. Много внимания уделял критике Библии. Работа .Дохристианский Иисус» посвящена изучению дохрист. культов. Нач. ступенью развития религии считал магию. Идея Р.-С. о приоритете ритуала перед мифом положила основу концепции ритуального происхождения культуры, разработанной Фрейзером и его последователями. Этнологич. исследования 20 в. не подтвердили эту концепцию.

РОБИНЕ ЖАН БАТИСТ РЕНЕ

РОБИНЕ Жан Батист Рене (1735-1820) - франц. философ, непоследоват. материалист, сторонник гилозоизма и деизма. С одной стороны, он развивал материалистич. взгляд, что мир не имеет начала и не будет иметь конца ни в пространстве, ни во времени, что материя имеет внутр. источник развития. С другой - он утверждал, что первопричиной всего является бог. Р. подчеркивал внемировой и безличностный характер своего бога, по сути дела наделяя его только отрицат. определениями, превращая в пустую филос. абстракцию.

РОБИНСОН ДЖОН

РОБИНСОН Джон (1919) - англикан. епископ, представитель совр. радикальной теологии. В работе «Честность перед богом» провозглашает необходимость разработки новой концепции бога. В центр христианства ставит соц.-этич. учение. Подлинное христианство должно основываться на активном участии верующего в «мирской» жизни. Модернист, концепция Р. является попыткой вывести религию из состояния кризиса.

РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ

РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ - кладбище в Москве, основанное старообрядцами для захоронения жертв эпидемии чумы, превратилось в 1771 в духовный центр моек. старообрядч. общины поповцев-перемазанцев. В 1853 на Р. к. учрежден духовный центр Старообрядч. архиепископии Моск. и всея Руси, существующий и в наст. вр.

РОДО-ПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ

РОДО-ПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ - один из историч. типов религий. Р.-п. р. сложились в условиях первобьгтнообщин. строя. Для Р.-п. р. характерны культ предков, культ вождя, система возрастных инициации, а также фетишист., тотемич., магич., анимистич. верования. Со временем из анимистич. комплекса выделялся один из духов, к-рый приобретал черты племен, бога. По мере разложения родо-племен. орг-ции Р.-п. р. вытесняются народностно-нац. и мир. религиями. В наст. вр. Р.-п. р. распространены у нек-рых народов Азии, Африки, Юж. Америки, Австралии и др.

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ - христ. праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается 8 (21) сентября. Его значение определяется той ролью, к-рая отводится церковью божьей матери, давшей человечеству «спасителя», Иисуса Христа. Праздник Р. б. сложился не ранее вт. пол. 5 в. Тогда же была составлена более или менее полная «биография» богородицы. Обосновывая божественность Марии, церковь утверждала, что она была зачата «по божьему обетованию». Католич. церковь в 1854 даже приняла догмат о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. Однако правосл. церковь этот догмат не признает. Праздник Р. б. всегда использовался христ. духовенством для внушения верующим мысли о том, что каждый из них должен стремиться идти путем «великих праведников», среди к-рых ведущее место занимает богородица. При этом учитывалась особая популярность богоматери у верующих женщин, считавших, что она является «молит-венницей» и «заступницей» за них перед богом. Эти идеи и составляют осн. содержание праздника.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - один из гл. христ. праздников. В православии - относится к двунадесятым праздникам. Отмечается 25 декабря (7 января). Временное несовпадение празднования Р. X. зап. и вост. церквами объясняется принятыми ими различными системами летосчисления. Ос

нову праздника составляет еванг. миф о рождении сына божьего девой Марией. Однако своими истоками он уходит в дохрист. культы. В Др. Египте отмечался день рождения бога Осириса (6 января), в Др. Греции в тот же день праздновалось рождение Диониса. 25 декабря отмечалось рождение др.-иран. бога Митры. Праздники эти совпадали по времени с днем зимнего солнцестояния, с к-рым связывался «поворот к весне». Рождение богов ассоциировалось с весенним возрождением природы. Первоначально Р. X. отмечалось 6 января вместе с крещением и богоявлением, лишь в 4 в. оно было перенесено на 25 декабря, что было обусловлено попытками вытеснить широко распространенный в Римск. империи культ Митры. Утверждаясь в разных странах, Р. X. впитывало в себя мн. обряды и обычаи существовавших народных празднеств, к-рые получали новое толкование в соответствии с христ. вероучением. В часта., на Руси, где оно совпало с др.-слав. праздником - святками, христиане заимствовали наиболее распространенные святочные обряды, хотя никакого отношения к мифу о Христе они не имели. В наст. вр., как и в прошлом, Р. X. занимает одно из ведущих мест в системе христ. обрядности. Религ. проповедники подчеркивают, что с рождением Христа открывается возможность для спасения, вечной жизни и райского блаженства для всех людей, независимо от их соц. принадлежности и места в об-ве. В день Р. X. с церковных амвонов звучат проповеди клас. мира, способствующие примирению верующих с соц. несправедливостями эксплуатат. общества, настойчиво внушается мысль о полной зависимости человека от бога, без упований на к-рого нельзя рассчитывать на достижение счастья. Подобные идеи дают людям ложные жизн. ориентиры, обрекают их на пассивное ожидание милостей с неба.

РОЗАНОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919) - рус. религ. философ и литератор. В нач. 20 в. - один из видных представителей богоискательства. Христианство, по его мнению, выражает мироощущение безнадежности и смерти. Однако он критикует христианство ради другой, «живой» религии, ради иной церкви, ибо «нет народа без храма и бога». Свою философию жизни он пытался построить на обожествлении эротического, пола, семьи, рода. Отсюда его интерес к фаллическим культам. По своим по-литич. убеждениям примыкал к крайне правым кругам общества, выступал против революции. Соч.: «Около стен церковных» (2 тт., 1906), «Темный лик. Метафизика христианства» (1911), «Опавшие листья» (1913-1915), «Из восточных мотивов» (1916).

РОМА

РОМА - у др. римлян - богиня-защитница и покровительница Рима.

РОСЦЕЛИН ИОАНН

РОСЦЕЛИН Иоанн (ок. 1050-ок. 1120) - франц. теолог и философ-номиналист (см. Номинализм). Толковал троицу как совокупность 3 отд. богов, отрицая, т. о-, существование единой божеств, субстанции, объединяющей, согласно христ. догмату, бога-сына, бога-отца и бога-духа св. Церковь объявила это учение еретическим. Р. отрекся от него.

РОШ-ХАШАНА

РОШ-ХАШАНА - иуд. праздник нового года. В Библии он назван .днем трубного звука», вероятно, был связан с праздником луны, к-рый отмечался звуками труб, будто бы отгонявшими злых духов. После вавилонск. плена и под влиянием вавилонск. культуры Р.-х. превратился в праздник «небесного суда», когда Яхве выносит приговор всему живому.

РУБЛЕВ АНДРЕЙ

РУБЛЕВ Андрей (ок. 1360-1370-1427) - рус. живописец, создатель моек. школы иконописи. Его творчество опиралось на худ. традиции Моск. Руси. Р. был хорошо знаком с искусством Византии и южн. славян, что также нашло отражение в его произведениях. В рамках ср.-век. иконогра

фии Р. сумел показать духовн. и нравств. красоту человека («Спас», «Апостол Павел», «Апостол Михаил»). Иконы его письма и его настенные росписи наполнены глубоким поэтич. и филос. содержанием. В нек-рых произведениях Р. явно виден отход от церк. канона («Троица»). Творчество Р. - одна из вершин рус. и мир. культуры. В 1947 на территории бывшего Андроникова монастыря в Москве, в к-ром несколько лет жил и трудился Р., был открыт Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублева.

РУДРА

РУДРА - один из древн. доведич. божеств Индии. Считался богом молнии, грома, повелителем бурь и ветров. Поклонялись ему также как целителю, владыке лечебных трав, продлевающему жизнь. Претерпев ряд трансформаций и слившись с Шивой, Р. стал одним из гл. богов индуизма.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ, ХИРОТОНИЯ

РУКОПОЛОЖЕНИЕ, хиротония (греч. cheirotonia - действие силой рук) - обряд возведения в священнический сан (дьякона, священника, епископа и др.) в христианстве, прежде всего в православии и католицизме, где он рассматривается как таинство. в процессе к-рого при возложении рук вышестоящего служителя культа на голову посвящаемого последнему якобы чудесным образом передается «божеств, благодать». В протест, церквах посвящаются на служение посредством рукоположения пресвитеры, дьяконы и др. служители мужского пола, избранные церковью. В результате борьбы вокруг равноправия женщин в релит, жизни ряд протест, церквей (напр., епископальная церковь  США, пресвитерианская и лютеран, церкви в США. Нац. ассоциация конгрегациона-листских христ. церквей и др.) приняли решения о Р. женщин не только в сан дьякона, но и пресвитера.

РУЛЬЕ КАРЛ ФРАНЦЕВИЧ

РУЛЬЕ Карл Францевич (1814-1858) - рус. биолог-эволюционист, проф. Моск. ун-та. Развивал до Дарвина учение об обусловленности эволюции живой природы изменениями окружающей среды, но не поднялся до представления о естеств. отборе. Отвергал господств. взгляды о неизменяемости видов, критиковал теологич. характер учения Кювье, пропагандировал естественнонаучные знания.

РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - вторая (после Рус. правосл. церкви) по числу приверженцев правосл. церковь. Автокефальной стала в 1885, с 1925 возглавляется патриархом (он же митрополит Бухарестский). В 1948 произошло объединение Р. п. ц. с греко-католич., униатской церковью. Руководит Р. п. ц. синод и Нац. церк. собор. В состав Р. п. ц. входит 5 метрополий, 12 епархий, 8600 приходов, ее синоду подчинены также епископат в Америке и церк. округа в Иерусалиме, Софии, Вене, Лондоне, Баден-Бадене. Р. п. ц. имеет 2 теологич. института и ряд духовных семинарий, около 100 монастырей. Р. п. ц. - член Всемирн. совета церквей.

РУМЯНЦЕВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

РУМЯНЦЕВ Николай Васильевич (1892-1956) - автор ряда работ по истории христианства: «Языческие христы - античные предшественники христианства» (1929), «Дохристианский Христос» (1926), «Апокалипсис - Откровение Иоанна» (1934), «Правосл. праздники, их происхождение и клас. сущность» (1936). Р. принимал активное участие в работе общества «Атеист» и Союза воинствующих безбожников.

РУСАЛИИ

РУСАЛИИ - др.-слав. языч. празднества, связанные с поклонением духам плодородия, растительности, дождя. В Др. Руси сохранялись как пережиток дохрист. верований.

РУСАЛКА

РУСАЛКА - женский мифологич. образ, в верованиях вост. славян - существо, живущее в водоемах (иногда в лесах). В образе Р. соединились др. верования в духов воды, плодородия с более поздними представлениями о «нечистых» покойниках (напр., утопленницах) .

РУССИКУМ, КОЛЛЕДЖ СВ. ТЕРЕЗЫ

РУССИКУМ, колледж св. Терезы - спец. уч. заведение, находится под контролем и руководством ордена иезуитов и подчинено курии римск. Создано папой Пием XI в 1929. Р. готовит пропагандистские кадры для подрывной деятельности на территории СССР и др. социалистич. стран. Среди выпускников Р. немало выходцев из среды белоэмигрантов, принявших католичество.

"РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ"

"РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ" - см. Карловацкий раскол.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - самая крупная из правосл. автокеф. церквей. Возникла после принятия христианства на Руси (988) и в течение длит. времени находилась в зависимости от константиноп. патриарха. Лишь в середине 15 в. обрела фактич. самостоятельность. В 1589 в России было учреждено патриаршество, просуществовавшее до 1721, когда для руководства церковью был образован Синод во главе с обер-прокурором. Будучи гос. церковью Рос. империи, Р. п. ц. на протяжении всей своей истории защищала устои правящих классов, царского самодержавия. Являясь крупным собственником и эксплуататором, она выступала против революц. движений, любых проявлений свободомыслия, препятствовала развитию науч. знания, культурному прогрессу. После крушения самодержавного строя на поместном соборе 1917 было восстановлено патриаршество. Главой церкви стал Тихон (Белавин), к-рый предал анафеме Сов. власть. Р. п. ц. заняла откровенно враждебные позиции по отношению к революции. Лишь в кон. 20-х гг. она изменила политич. ориентацию, заявив о своем лояльном отношении к сов. строю. В наст. вр. Р. п. ц. является наиболее значительным по числу приверженцев религ. объединением в СССР. В ее ведении находятся 76 епархий и 4 экзархата. 3 экзархата и 2 благочиния имеются за рубежом, объединяя находящиеся там приходы. Приходы Р. п. ц. в США и Канаде входят в отд. округ. Управляется Р. п. ц. Синодом во главе с патриархом. Она готовит кадры духовенства в 3 духовных семинариях и 2 академиях, осуществляет издательскую деятельность, выпуская богослужебную лит-ру, а также «Журнал Моск. патриархии». Издаются Библия, ежегодные календари, богосл. труды. В ведении Р. п. ц. 18 монастырей (2 из них находятся за границей). Денежные ее доходы складываются из добровольных пожертвований, платы за требы и сумм, полученных от продажи свечей и предметов культа. Р. п. ц. пользуется равными правами с др. религ. объединениями. Конституционные гарантии свободы совести создают ей все возможности для удовлетворения религ. потребностей верующих.

РУССКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ (РСХД)

РУССКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ (РСХД) - белоэмигрантское объединение, ставящее, согласно заявлениям его лидеров, задачу привлечения верующей молодежи, выработки у нее христ. мировоззрения, а также подготовки «защитников веры и церкви» для борьбы с совр. материализмом и атеизмом. Создание РСХД провозглашено на съезде эмигрантской молодежи в Пшерове (Чехословакия, 1923). Активную роль в его становлении сыграли религ. философы С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Зеньковский (первый председатель РСХД) и др. Это в значит. степени определило общую направленность движения, центр к-рого обосновался в Париже. С первых дней своего существования РСХД стало на путь антисоветизма, принимало участие в различных акциях зап. пропаганды против Сов. гос-ва. После второй мир. войны часть участников движения покинула его ряды, поняв его бесперспективность. В то же время в него вошли оказавшиеся на Западе предатели Родины, спасавшиеся от справедливого возмездия. Курс РСХД становится более непримиримым, антисоветизм выходит в его деятельности на первый план, вытесняя вопросы религ. характера. РСХД сотрудничает с реакц. силами на Западе, оказывает поддержку мн. т. н. диссидентам в нашей стране. Нек-рые из них, покинув Советский Союз, стали активными участниками движения. Это наряду с др. причинами подорвало еще больше и без того шаткие позиции РСХД. Его попытки расширить свое влияние за пределами Франции, в части. в США, особого успеха не имели. В наст. вр. РСХД переживает тяжелый кризис, что вынуждены признать его лидеры. Оно пытается преодолеть его на путях еще большей активизации антисов. деятельности. О религ. целях движения его идеологи вспоминают все реже.

РУССО ЖАН-ЖАК

РУССО Жан-Жак (1712-1778) - франц. просветитель, идеолог революц. буржуазии 18 в., сторонник деизма. Подверг критике религ. догматику и политику духовенства, отвергал церк. учение о сотворении богом природы и управлении обществ, развитием, о божеств, характере монархич. власти и феод. привилегий, подчеркивал антигуманный характер христианства. Вместе с тем Р. признавал существование бога как существа, к-рое приводит в движение Вселенную и управляет миром. Р. высказывал предположение о замене христианства деизмом в качестве господств, религии. Эта мысль была практически реализована Робеспьером, провозгласившим Верховного существа культ в качестве гос. религии.

РУСТАВЕЛЛИ ШОТА

РУСТАВЕЛЛИ ШОТА (12 в.) - груз. поэт-гуманист и мыслитель, автор шедевра мир. лит-ры - поэмы «Витязь в барсовой шкуре». Р. являлся приверженцем пантеистич. взглядов, ареопагитиков и учения И. Петрици, за что подвергался гонениям со стороны клерик. кругов.

РЯСА

РЯСА (от греч. rason - истертая одежда) - внебогослужебная верхняя одежда католических и православных священнослужителей и монахов.

Предыдущая страница Следующая страница