Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕФ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕФ")

ТАБОРИТЫ

ТАБОРИТЫ - радикально-демократич. крыло гуситов. Соц. основу «общины таборитской», разместившейся на г. Табор в Южи. Чехии (отсюда название «Т.»), составляли широкие слои крестьянства, городская беднота, ремесленники, низш. духовенство, часть мелкого дворянства. Наиболее революц. частью Т. были т. н. пикарты, возглавляемые Мартином Гус-кой и др. вождями. Их политич. платформа включала требования ликвидации сословий, феод. и церк. собственности, устранения «грешников и противников закона божьего», т. е. господ, дворян, рыцарей. Разделяя хилиастич. представления (см. Хилиазм), Т. толковали «тысячелетнее царство  божье на земле» как царство всеобщего равенства, отрицали церк. таинства, католич. культ, а нек-рые из них - все христ. святыни и обряды. Пикарты пытались и практически осуществить идеи равенства, что сталкивало их с более умеренной частью Т. - зажиточными крестьянами, низш. духовенством, состоят, горожанами. Всех их, однако, объединяла борьба против нем. засилья, чужеземных и чешских дворян, католич. церкви и папства. Противоречия Т. с чашниками (бюргерско-рыцар-ским лагерем в гусит, движении) привели к открытой войне между ними, в к-рой Т. были разбиты. Движение Т., их идеология оказали значит, влияние на подготовку Реформации.

ТАБУ

ТАБУ (полияез.) - религ.-магич. запрет в доклас. об-ве, за нарушение к-рого, по суеверным представлениям неминуемо следует кара (болезнь или смерть), насылаемая сверхъестеств. силой, духами, богами. Наиболее развитая система Т. существовала в Полинезии. Объекты Т. - вещи, слова, действия, животные, люди и т. д. Чаще табуация касается материальных предметов. По мере развития общества и его клас. расслоения Т. стали освящать обществ. неравенство. Часть Т. была кодифицирована нормами обычного права, другая, более многочисл., вошла в религии в виде запретов, нарушение к-рых ассоциировалось с понятием греха и следующего за его совершением божеств, воздаяния.

ТАИНСТВА

ТАИНСТВА (лат. sacramentum) - обрядовые действия в христианстве, в к-рых якобы «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божья». В православии и католицизме признается 7 Т. - крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). В большинстве протест, течений совершаются лишь крещение и причащение, к-рые рассматриваются просто как символич. обряды, не отличающиеся от всех др. По учению церкви, Т. установлены Иисусом Христом. В действительности же они вводились в христ. культ на протяжении длит. времени. Вначале крещение и причащение, затем священство и только в 4-5 вв. остальные. Истоки же Т. следует искать в древнейших верованиях, в магич. действиях наших далеких предков, к-рые были убеждены в возможности непссредств. общения со сверхъестеств. силами, воздействия на них. Т. по своей сути тоже исходят из такой возможности. При установлении Т. христианство заимствовало немало элементов я из мистерий вост. религий, Б части, митраизма. Большое значение церковь придает «правильному совершению Т., подразумевая при этом непременное участие в нем «законного» духовного лица и следование установленному порядку. Тем самым подчеркивается роль церкви в качестве «посредницы» между богом и людьми, без к-рой Т. считаются «недействительными». Это условие не признается протест, церквами, отвергающими идею посредничества церкви в общении человека с богом.

ТАЙЛОР (ТЭЙЛОР) ЭДУАРД БЕРНЕТТ

ТАЙЛОР (Тэйлор) Эдуард Бернетт (1832-1917) - англ. этнолог и религиовед. Т. наряду с Г. Спенсером. был основателем эволюционист. школы, объясняющей развитие человеч. культуры как непрерывный количеств, процесс. Идеал развития Т. приманил к анализу происхождения религии. Опираясь на понятие анимизма, он создал концепцию (в противовес мифологической), связывающую воедино все стадии развития религии на основе психич. деятельности человека в его попытках объяснить непонятные явления и факты. Анимистич. теория для своего времени была шагом вперед: последовательно выражала т. зр. прогресса и единства духовного развития человечества, опиралась на огромный фактич. этнографич. материал.

ТАКЛИД

ТАКЛИД (араб. - традиция, подражание) - принцип безоговорочного следования установкам авторитетных богословов и правоведов, исключающий всякую возможность самостоят, суждений по вопросам теологии, морали и права. Многовековое господство Т. на мусульм. Востоке вело к застою в соц.-культурной сфере. И в наст. вр. его влияние еще сильно в странах распространения ислама.

ТАКСИЛЬ ЛЕО

ТАКСИЛЬ Лео (подлинное имя - Габриэль Антуан Жоган-Пажес, 1854-1907) - франц. писатель и обществ, деятель, антиклерикал. В 70-х гг. опубликовал ряд памфлетов, направл. против католич. церкви. В 1885 Т. заявил, что раскаялся в своей прежней антицерк. и антирелиг. деятельности и готов служить церкви на поприще разоблачения масонства как «синагоги сатаны». Он выпустил несколько книг о чудовищных преступлениях, якобы совершаемых масонами в союзе с дьяволом. «Разоблачения» были с восторгом встречены церковью. В 1897 Т. Выступил с саморазоблачением, объявив, что 12 лет занимался мистификацией с целью дискредитации церкви. В дальнейшем он продолжал публикацию антирелиг. трудов, среди к-рых заслуживают особого внимания Забавная Библия (рус. пер., 1962); Забавное Евангелие (рус. пер., 1963); Священный вертеп (рус. пер., 1Эо5).

ТАЛИСМАН

ТАЛИСМАН (позднегреч. 1е1еат;а - посвящение, чары) - предмет, к-рый, по суеверным представлениям, обладает магич. способностью приносить его владельцу счастье, удачу и т. д. Вера в Т. связана с первобытн. магией, фетишизмом.

ТАЛМУД

ТАЛМУД (от др.-евр. ламейд - изучение) - свод релит, трактатов, закрепивших идеологич., культовые и религ.-правовые представления иудаизма феод. периода. Письменное оформление Т. длилось 3 века (3-5 вв.); как устная традиция возник значительно раньше (2-1 вв. до н. э.). В Т. отразился комплекс эсхатоло-гич. идей (представления о конце света, вера в страшный суд,  воскресение из мертвых и загробное воздаяние), неизвестных ранее ре-лиг. сознанию евреев. В нем разработана громоздкая система иуд. обрядности, состоящая из 248 повелений и 365 запретов. В условиях жизни в т. н. диаспоре культовые предписания Т. закрепляли господство иудаизма и способствовали превращению ср.-век. евр. общин в закрытые религ. корпорации во главе с раввинами. Этим же целям были подчинены и нормы религ. законодательства, составившие кодекс талмудист, уголовного, гражд. и семейного права. Т. связан с деятельностью соферим (книжников), к-рые возглавили синагоги, возникшие первоначально в Египте (3 в. до н. э.), а позднее - в др. странах. Соферим положили начало толкованию Торы, к-рая уже не соответствовала условиям диаспоры. В 210 н. э. глава школы таннаев (законоучителей) Иегуда Ганаси собрал накопившийся материал толкований, получивший название Мишны (вторичный закон). Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Т., в к-ром в весьма несистематизированном виде отразились феод. условия жизни евреев, религ. влияния различных эпох и народов (гл. обр. Востока), противоположные взгляды религ. школ и отд. богословов з самом иудаизме. Существуют 2 варианта текста Т., составленные в Вавилонии (Т. Бавли) и Палестине (Т. Иерушалми). Большим авторитетом иуд. традиция наделяет вавилонск. Т. Эсхатологич. доктрины в Т. тесно связаны с утверждением о никчемности земной жизни человека. На протяжении своей истории Т. использовался эксплуатат. верхушкой и раввинами для затемнения клас. сознания евр. трудящихся, подавления ах соц.активности.

ТАЛМУДИЗМ

ТАЛМУДИЗМ - термин, обозначающий традицию иуд. казуистич. толкования Библии. Схоластич. рассуждения талмудистов позволяли обходить предписания Торы, сохраняя одновременно ее «бого-иткровенный» характер. В огромной по количеству методов талму-;.;,ист. казуистике наиболее распространенными приемами являются т. н. гематрия (.замена букв ислами я совмещение на основе равенства их сумм различных понятий) и нотарикон (напр., разделение слова на части л получение неоооснованного вывода в результате их произвольного толкования) . В широком смысле Т. -синоним ;гачетничества, схоластики.

ТАЛМУД-ТОРА

ТАЛМУД-ТОРА - религ. школа для евр. мальчиков - сирот и детей бедняков, изучавших Тору (Пятикнижие) и Талмуд; окончившие ее могли поступить в ешибот. Т.-Т. возникла в 16 в. и использовалась раввинами и эксплуатат. верхушкой евр. общин как средство клерик. воспитания молодежи. В модернизир. форме (воскресные, летние, вечерние школы) иуд. лидеры на Западе пытаются возродить Т.-Т., связывая с «евр. образованием» возможность «выживания» иудаизма в наши дни. Традиции Т.-Т., пронизанные националистич. идеями сионизма, сильны в Израиле, где 36 проц. всех школ первой ступени (восьмилетка) являются религиозными.

ТАММУЗ

ТАММУЗ - бог воды и плодородия в религии народов др. Месопотамии, олицетворение земледельч. цикла. Культ Т. впоследствии ши роко распространился по всей Передней Азии.

ТАМПЛИЕРЫ, ХРАМОВНИКИ

ТАМПЛИЕРЫ, храмовники (франц. templiers, от temple - храм) - военно-монаш. орден, основанный франц. рыцарями в 1119 в Иерусалиме вскоре после 1-го крестового похода и получивший свое название по местонахождению первонач. резиденции - вблизи места, где, по преданию. находился храм Соломона. Орден Т., основанный для защиты паломников и завоеванных крестоносцами гос-в от мусульман, благодаря пожертвованиям верующих и земельным пожалованиям, занятию торговлей н ростовщичеством превратился в крупнейшего феодала и банкира Ближн. Востока и Зап. Европы. В 13 п. численность рыцарей достигала 15 тыс. Папство неоднократно использовало Т. в борьбе с ересями и народными восстаниями. После провала крестовых походов Т. обосновались ь Европе, гл. обр. ао Франции. Опасаясь роста могущества Т. л стремясь завладеть богатствами ордена, франц. король Филипп IV Красивый в 1307 добился ареста Т. и возбуждения против иих инквизиц. процесса. Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 были сожжены на костре, а имущество ордена перешло в королевскую казну. В 1312 папа Климент V упразднил орден Т.

ТАНИТ

ТАНИТ - богиня луны, плодородия и любви в религ. верованиях карфагенян. Т. считалась основательницей и покровительницей города. Т. - модификация финикийской богини Астарты. Греки отождествляли ее с Артемидой.

ТАННАИ

ТАННАИ - иуд. законоучители из школы в г. Ябне на Средиземном море, к-рые давали толкование Горы (Пятикнижия). Эти комментарии (3 в. и. э.) вызваны необходимостью приспособления богослужебной лит-ры к потребностям евреев диаспоры. Комментарии книжников (соферим), фарисеев и Т. составили Мишну (см. Талмуд).

ТАНТРА

ТАНТРА (санскр.) - св. тексты шактистских сект в индуизме. У др. направлений тантризма имелись свои сокровенные тексты: в шиваистских сектах - агамы, в вишнуистских - пураны. Часто термин «Т.» употребляют как обобщающее название всех этих текстов.

ТАНТРИЗМ

ТАНТРИЗМ (от санскр. тантра -хитросплетение, сокровенный текст, магия) - общее название различных школ и направлений в индуизме (шактизм, шиваизм, вишнуизм) и буддизме (ваджа-раяна). Индуистские секты возникли среди низких и низш. каст в противовес брахманизму. Характерный признак принадлежности к Т. - поклонение некоему половому энергетич. началу, чаще - женскому, реже - мужскому. Человек рассматривается как микрокосмос, его тело устроено аналогично космосу и из того же материала. С т. зр. Т. щедрость природы вызывается или усиливается имитацией акта оплодотворения. Обряды Т. связаны с йоги-ческой практикой, при помощи к-рой якобы высвобождаются дремлющие потенции человека.

ТАНЦУЮЩИЕ БРАТЬЯ

ТАНЦУЮЩИЕ БРАТЬЯ - христ. секта, выделившаяся в меннонитстве (см. Меннониты) в 20-х гг. нынешнего столетия. Весьма вольно трактуя учение Менно Симонса, члены секты на молитв, собраниях прыгают, скачут, кружатся, словно в танце, достигая с помощью таких приемов экстатич. состояния, что наносит серьезный ущерб психике верующих.

ТАРЕЕВ МАКСИМ МАТВЕЕВИЧ

ТАРЕЕВ Максим Матвеевич (1866-1934) - рус. правосл. богослов и философ. В отличие от патристики и схоластики не считал догматику и аскетаку достаточным обоснованием христианства. Стержень богословия Т. видел в христ. антропологии, осн. назначение к-рой - обоснование библ. представления о человеке как образе и подобии бога, а также признание веры изначальным свойством человека.

ТАРИКАТ

ТАРИКАТ (от араб. тарика - дорога, путь; в переносном смысле-путь к истине) - морально-психологические методы самосовершенствования в суфизме. Заключаются в отказе от логического рацио-нальн. познания мира, «умерщвлении» по указанию старца-наставника (пира, ишана) воли и плоти учеюжл-мюрида, превращении его в послушное орудие старца и т. п.

ТАРТАР

ТАРТАР - преисподняя, нижняя часть подземного мира в мифологии др. греков. Т. находятся от земли на таком же расстоянии, как земля от неба, и отделен от остального мира тройным слоем мрака и 3 медными стенами, вокруг к-рых вечно бушуют вихри.

ТАТИАН

ТАТИАН (ок. 120 - ок. 175) - христ. писатель, один из т. н. апологетов, выступавших в защиту христ. религии. В соч. «Обращение к грекам» отвергал античную науку и культуру. Третируя греч. философию, превозносил «мудрость варваров», пытался доказать их превосходство над эллинами в интеллект, и нравств. отношении. Развивал учение о Логосе как посреднике между миром и богом, разделял идею страшного суда и посмертного воздаяния.

ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686-1750) - рус. ученый, историк, философ, гос. деятель. По мысли Т., в истории «не все делается от бога, но много и от человека». Т. высоко оценивал петровские преобразования. Творчеству Т. присущ религ. скептицизм, он критиковал церковь, хотя был не до конца последователен. Гл. труд - «История «Тезисы о Фейербахе».

ТАТХАГАТА

ТАТХАГАТА (букв. - «так ^пришедший» или «так ушедший») - постоянный эпитет Будды Шакья-Муни.

ТАТХАТА. ТАТХАГАТАГАРБХА

ТАТХАТА. Татхагатагарбха - согласно филос. концепции Йогачара - некое особое, завершенное состояние, при к-ром все вещи обладают абсолют, тождеством, не имеют названия или объяснения. Т. не подчиняется никаким изменениям и не обладает никакими свойствами. Это основание всего существующего, хотя оно и не является субстанцией. Понимая крайнюю противоречивость и непоследовательность этой концепции, сама Йогачара признает, что Т. выходит за пределы возможностей человеч. познания.

ТВОРЕНИЕ

ТВОРЕНИЕ - согласно религ. верованиям, создание всего сущего (Вселенной, Земли, ее растит, и животного мира, человека) сверхъестеств. силой или существом. Идея Т. нашла отражение в мифологии всех народов, а также в различных религ. системах.

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (от старонем. teutones - названия герм. племени) - военно-монаш. орден, основанный нем. крестоносцами в кон. 12 в. на базе госпиталя («дома св. Марии») для герм. крестоносцев. Отсюда его полное название - Орден дома св. Марии в Иерусалиме. Утвержден папой в П&в. В нач. 13 в. обосновался в Сев.-Вост. Европе. Т. о. осуществлял политику феод.-католич, экспансии в Прибалтике и сев.-зап. рус. княжествах. На захваченных землях гевгонцы проводили политику насильств. германизации и окатоличивания населения. Агрecсия Т. о. встретила сопротивление со стороны населения Польши и Литвы, поддержанного рус. и др. слав. народами. В 1410 польско-литовско-рус. войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушит. поражение Т. о. В 16 в., когда Реформация охватила Пруссию, владения Т. о. были секуляризованы, вместе с богатством он потерял свою военную мощь и политич. значение. В качестве весьма мало-числ. церк. орг-ции Т. о. существует до сих пор в ФРГ и объединяет гл. обр. представителей аристократии.

"ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ"

"ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ" - 11 тезисов, написанных К. Марксом в 1845 и опубликованных после его смерти Ф. Энгельсом в 1888. По словам Энгельса, это «...первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 371). В тезисах сжато сформулированы осн. положения философии марксизма: материалистич. понимание истории  и обществ. практики, принципиально новый взгляд на человека, определение зависимости идеологич. феноменов (в т. ч. религии) от условий материальной жизни общества. В них критикуется историч. идеализм Фейербаха и утопич. социализм; раскрывается гл. недостаток всего предшествующего материализма - созерцательность; обосновываются сущность и задачи диалектико-материалистич. философии, ее значение в революц-преобразовании общества. Тезисы заложили фундамент науч.-философск., последовательно атеистич. истолкования материальной, земной основы религии, разработки теории революц. преодоления и пракгич. уничтожения социальных антагонизмов, порождающих ре-лиг. мировоззрение. Критикуя антропологич. философию Фейербаха, Маркс писал: «...сущность человека  не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (там же, ?. с. 3). Это означало, что подлинные истоки религ. представлений можно раскрыть, лишь изучая обществ, отношения. порождающие их. Цент-ральн. принцип нового революц. практич. мировоззрения Маркс формулирует в заключит, тезисе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (там же, с. 4).

ТЕИЗМ

ТЕИЗМ - религ. учение, признающее существование личного бога, трансцендентного миру, сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин «Т.» ввел англ. философ Р. Кедворт (1743). Т. учит о предустановленности событий мир. истории, их зависимости от ижеств. провидения, о возможности чудес. В отличие от пантеизма Т. рассматривает бога как личное существо, внешнее по отношению к миру сверхъестеств. предвечное начало; в отличие от деизма - признает постоянную непосредств. зависимость от бога всех природных и обществ. процессов. Теиогич. представления наиболее развиты в иудаизме, христианстве, исламе. Совр. теология модернизирует Т., используя методологич. инструментарий идеалистич. бурж. философии, фальсифицируя данные естеств. и обществ, наук.

ТЕЙШУБ, ТЕЙШЕБА

ТЕЙШУБ, Тейшеба - бог хуррито-урартск. пантеона, культ к-рого получил широкое распространение в Хеттском царстве (особенно в 14-13 вв. до н. э.). Почитался как бог грозы, изображался в виде быка.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН ПЬЕР

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881-1955) - франц. ученый-палеонтолог, философ, теолог. Вступил в орден иезуитов в 1899. Одну из гл. задач своего творчества видел в утверждении эволюц. теории и создании «науч. феноменологии», призванной снять противоположность науки и религии. Считал, что в основе всего сущего лежит «ткань универсума», обладающая материальной и духовной сторонами в виде «тангенциальной» и «радиальной» составляющих энергии. Причем именно «радиальная», т. е. «психическая», энергия влечет мир по пути эволюции. Двигателем и итогом развития универсума является божеств, дух, персонифицированный в точке Омега. Вселенная, по Т., в ходе движения к богу - Омеге проходит следующие этапы: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Ключ к решению проблем универсума Т. видел в человеке как привилегирозанном носителе эволюц. неразрывно связанной с богом. Обществ. жизнь он рассматривал как некую разновидность биологич. процесса. Католич. церковь осудила учение Т. как модернистское, однако идеи его получили на Западе широкое распространение.

ТЕЛЕЗИО БЕРНАРДИНО

ТЕЛЕЗИО Бернардино (1509-1588) - итал. натурфилософ, деист. Гл. соч. - «О природе вещей согласно их собственным началам». Т. основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. Т. считал материю неуничтожимой, а движущим началом - присущее природе тепло, борющееся с холодом. «Жизн. дух» - причина жизни и сознания животных и человека. Отстаивая идею единства живого, Т. при объяснении соц. природы человека признавал сотворенную богом «высш.» душу.

ТЕЛЕОЛОГИЯ

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. telos, род. падеж teleos - цель, результат, logos - учение) - религ.-идеали-стич. воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности, ради осуществления к-рых все окружающее существует и развивается. Т. выражается в антропоморфиза-ции природных предметов и процессов, связывании их с действием целеполагающих начал. Утверждая, что мир создан богом ради интересов человека, Т. смыкается с антропоцентризмом. Положение об абсолют, целесообразности всего существующего, предполагающее наличие ее сверхразумного творца, лежит в основе телеологич. доказательства бытия бога,  служит обоснованию креа-ционизма. Т. органически связана с теодицеей и предопределением, выполняет в антагонистич. об-ве функцию идейн. защиты интересов господств, классов. Совр. фидеизм модернизирует Т., используя фальсифицир. данные науки, концепции идеализма (холизм, неофи-нализм). Наука и практика объяснили развитие в природе и об-ве естеств. причинами и опровергли Т. Дарвинизм раскрыл естеств. характер органич. целесообразности; совр. естествознание углубило это представление. Историч. материализм на основе учения об объективных законах развития общества, неразрывной связи историч. необходимости со свободной деятельностью людей показал полную несостоятельность Т.

ТЕННОЙЗМ

ТЕННОЙЗМ - см. Синтоизм.

ТЕОГОНИЯ

ТЕОГОНИЯ - совокупность мифов о происхождении богов, олицетворяющих стихийные силы природы. Картина космоса, основанная на анимистич. представлениях (см. Анимизм), представляется цепью божеств, рождений и смертей. Первую попытку описать и систематизировать взаимосвязи известных божеств дал др.-греч. поэт Гесиод (8-7 вв. до н. э.): Гея. оплодотворенная Эросом, породила Урана, от брака с к-рым дошла целая плеяда богов, олицетворяющих силы природы, противоборствующих и побеждающих друг друга (Кронос - рана, Кроноса и т. д.).

ТЕОДИЦЕЯ

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theds - бог и dike - справедливость; букв. -богооправдание) - религ.-филос. учение, цель к-рого доказать, что существование в мире зла не отменяет религ. представлений о боге как абсолют, добре. Впервые понятие Т. встречается у Лейбница, рассматривавшего мир как «совершенное творение», считавшего зло благом для человечества, неразрывно связанным с добром. В ряде филос. систем зло выступает как ниспосланное богом испытание для людей, с помощью к-рого укрепляется их дух, их вера в бога. Значит, внимание Т. уделял Вл. Соловьев, у к-рого она выступает в оболочке агатодицеи (оправдания добра). Совр. Т. взаимосвязана с антроподицеей (оправданием человека), сочетаясь порой с демодицеей, т. е. оправданием данного народа, этноса и его духовной культуры. Практически «оправдание бога» в различных филос. системах служило оправданием эксплуатации, соц. несправедливостей, имело целью примирить массы с их тяжелым положением в клас.-антагонистич. об-ве.

ТЕОКРАТИЯ

ТЕОКРАТИЯ (от греч. theos - бог и kiatos - власть) - форма правления, при к-рой власть в гос-ве находится в руках главы церкви и духовенства. Характерна для рабовлад. и феод. строя. Т. существовала в 5-1 вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократич. гос-вами были халифаты Омейядов, Аббасидов, а также Папская область, где папа осуществлял и политическую и духовную власть. Теократич. гос-вом является и совр. Ваикан. Его глава - папа пимск. -пользуется неограниченной зла-лыо.

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ - см. Богословие.

ТЕОЛОГИЯ КРИЗИСА

ТЕОЛОГИЯ КРИЗИСА - см. Диалектическая теология.

ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - одно из лаправлений в совр. протест, теологии; крупнейший представитель - П. Тиллих. В работе «Религиозная субстанция культуры» (1959) он обосновывал необходимость диалога христианства с науками и искусством тем, что автономия культуры, утрата ею «религ. субстанции» равнозначна утрате смысла. Церковь должна стремиться не к тому, чтобы возрождать свои «культурные рудименты», а открывать в формах существующей автономно от нее культуры самые глубокие измерения - ее конечный смысл, отношение к безусловному. Целью является теономия, т. е. преодоление противоположности между культурой и церковью. Такая теономная культура, преодолевающая противоречия жизни посредством приобщения к «основе бытия», представляется в Т. к. как «предвосхищение царства божьего».

ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА

ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА - радикальное течение в т. н. секулярной теологии, сложившееся в 60-х гг. 20 в. на основе идей Д. Бонхёффера о полной разобщенности традиц. христ. религий с совр. (ставшим «совершеннолетним») миром. Поскольку теология, согласно этой концепции, должна исходить из существующей человеч. действительности, она вынуждена сегодня выразить опыт «смерти бога», т. е. тот факт, что большинство людей ныне живут так, как если бы бога не было, для них он попросту больше не существует. Поэтому теология поставлена перед задачей разработать «атеистич. христианство», атеистич. вариант христологии. Если умеренные представители секулярной теологии (Г. Ваганян, Г. Кокс) утверждают, что изжила себя лишь совр. культурно-историч. концепция бога, т. е. речь идет о «смерти» существующего понятия бога, то более радикально настроенные приверженцы «атеистич. христианства» (Т. Альтицер и др.) исходят из отрицания бога традиц. христианства, отрицания бога как трансцендентного существа, находящегося вне мира и с ним ничего общего не имеющего. Вера должна быть заменена приверженностью Иисусу Христу, к-рая реализуется в бескорыстном служении людям. Христианство трактуется как секулярная вера в еванг. Иисуса из Назарета.

ТЕОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ

ТЕОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ - одна из концепций модернист, христ. социализма, в к-рой христианство трактуется как «великая соц. надежда», ибо соц. освобождение, являясь триумфом христ. моральных идеалов, будет одновременно и спасением. Христ. надежда, согласно Т. н., это не только пассивное ожидание будущего, но и действие, направд. на радикальное обновление жизни во имя осуществления еванг. идеалов любви, справедливости и человеч. солидарности. Капиталнстич. порядки противоречат этим идеалам. Поэтому христиане должны сотрудничать с социалистами в борьбе за свержение капиталисгич. строя и осуществление социалнстич. идеала, к-рый соответствует еванг. идеалу. Следовательно, осуществление социалистич. идеала будет означать осуществление царства божьего на земле. Объединение христианства с социализмом, утверждают сторонники Т. в., является историч. необходимостью, поскольку христианство может возродиться, только став религией народных масс, а последние смогут осуществить свои соц. устремления, когда оживет вера в наступление царства божьего. Т. н. носит утопич. характер, ибо стремится отождествить противоположные по своей сущности соцналистич. и христ. идеалы, пытается ввести в русло христ. эсхатологии участие народных масс в борьбе за коренные соц. преобразования, за социализм.

ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ - одна из соц. концепций совр. католич. мысли, получившая распространение с кон. 60-х гг. в странах Лат. Америки. Гл. представитель - перуанский священник Г. Гутьеррес, автор кн. «Теология освобождения - перспективы». Сложилась в результате разочарования в христ. соц. движении, не ставившем под сомнение капиталистич. систему как таковую. «Теологи освобождения» высказались за революц. преобразования в латиноамер. об-ве, за социализм. «Освобождение» означает, прежде всего, ликвидацию колониального гнета, ликвидацию эксплуатации, т. е. соц. революцию. Наряду с этим «освобождение» означает «освобождение от греха» как последней причины нищеты, несправедливости, угнетения. Клас. борьба с этой т. зр. необходима для осуществления заповеди «любви к ближнему», но недостаточна для «спиритуального освобождения», освобождения от греха. Т. о. принимает революцию как инструмент борьбы с несправедливостью, тем не менее «царство божье» остается «даром свыше» и его нельзя идентифицировать ни с каким соц. устройством: освободиться от греха - значит довериться богу. Т. о. отражает революц. сдвиги в сознании мн. христиан, способствует диалогу коммунистов с верующими в создании единого фронта антиим-периалистич. борьбы, борьбы за мир. Вместе с тем она показывает слабость и несостоятельность попыток обосновать путь «христ. революции».

ТЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ

ТЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ - см. Политическая теология.

ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА

ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА - разновидность совр. протест, филос. теологии. Распространена гл. обр. в США и Англии. Основывается на философии неореализма А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна. Гл. представители - Ш. Огден и Дж. Кобб считают, что, поскольку мифоло-гич. утверждения о боге потеряли смысл, необходимо утвердить бога в контексте совр. светского сознания, т. е. на базе спекулятивной философии. Онтологич. сущность бога интерпретируется как космич. процесс «творческого становления, «порыва вперед»: бог постоянно воплощает самого себя в своем непрерывном творении мира. На этой основе пересматриваются осн. христ. представления. Наиболее интенсивно Т. п. разрабатывалась в 60-70-х гг. как секулярный вариант христианства, в к-ром более ортодокс. теологи усматривают опасность превращения бога в филос. абстракцию.

ТЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ТЕОЛОГИЯ ПРОГРЕССА

ТЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, теология прогресса - одна из совр. христ. концепций, к-рая вслед за документами II Ватикан, собора (1962-1965) и энцикликой Павла VI «Популорум прогрессио» (см. Энциклики пап социальные) определяет развитие как процесс, охватывающий одновременно технико-экономич., соц.-политич. и морально-идейн. сферы; субъек

том этого глобального процесса является человек, призванный изменять мир и господствовать над ним; прогресс выражается в гуманизации мира, к-рая означает освобождение личности в об-ве; история человеч. прогресса - это фрагмент истории спасения, и поэтому верующие должны принимать в историч. процессе активное участие. Т. о-, в Т. р. делается попытка теоретически обосновать с позиций христ. учения участие христиан в борьбе за соц. прогресс. Однако цель соц. активности верующих ограничивается в Т. р. лишь реформированием существующего капиталистич. порядка.

ТЕОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ

ТЕОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ - одно из течений совр. т.н. соц. теологии, идеологи к-рого стремятся с позиций христ. вероучения обосновать участие верующих в революц. борьбе на стороне левых сил. Известный теолог из ФРГ/О. Молътман определяет Т. р. как «теологию христиан, страдающих и борющихся». Христ. моральный идеал используется сторонниками Т. р. как основа для критики бурж. строя, к-рый объявляется ими противоречащим якобы содержащимся в еванг. сказаниях идеям справедливости, равенства и братства. Идеалы социализма, по мнению этих теологов, тождественны христ. ценностям. Социализм, по их утверждениям, не содержит в себе никакой метафизики, он не дает ответа на вопрос о смысле жизни человека и, следовательно, не вступает в противоречие с религией. Поэтому христиане могут участвовать в осуществлении социалистич. идеала, ибо т. о. они воплощают в жизнь христ. ценности и реализуют божеств, план спасения. Значит, распространение Т. р. получила в 60-х гг. в странах Лат. Америки. Колумбийский священник Камило Торрес писал, что революц. борьба является обязанностью христианина и священнослужителя, поскольку в существующих условиях только так можно воплотить в жизнь любовь к ближним. Т. р., по существу, является одной из разновидностей реформист идеологии: отзывается за социализм как за моральный идеал и за «революцию» как эсхатологии, событие, одновременно выступая против действит. соц. революции и реального социализма.

ТЕОРИЯ АТЕИЗМА

ТЕОРИЯ АТЕИЗМА - раздел науч. атеизма, изучающий закономерности преодоления религии и формирования научно-материалистич. мировоззрения, специфику религии как социальн. явления, причины ее возникновения и воспроизводства, ее роль и место в обществ. жизни, особенности религ. сознания. Т. а. включает критику религ. философии, теологии, раскрывает атеистич. значение науч. представлений о мире, человеке и об-ве, нравств. содержание атеизма, его гуманизм и творческий характер. Одной из задач Т. а. является показ несостоятельности бурж. и клерикальных фальсификаций науч. атеизма.

ТЕОРИЯ БЕЗРЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ

ТЕОРИЯ БЕЗРЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ - см. Безрелигиозного воспитания теория.

ТЕОРИЯ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ТЕОРИЯ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - сост. часть теории науч. атеизма. Пропаганда атеизма и свободомыслия имеет многовековую историю. Даже в самые мрачные эпохи засилья мракобесия были люди. бросавшие вызов религии и церкви. Но лишь с созданием материа-лястич. понимания истории атеистич. пропаганда, атеистич. воспитание были поставлены на почву подлинной науки и нужд соц. практики. Основоположники марксизма-ленинизма определили место науч.-атеистич. пропаганды в обшей системе коммунистич. воспитания, ее подчинение осн. задачам борьбы за революц. преобразование общества, необходимость сочетать идейн. борьбу с религией с укреплением единства неверующих и верующих трудящихся в достижении их общих гл. целей, отмечали ее большую прогрес., революционизирующую роль. Осн. компоненты теории науч.-атеистич. воспитания: его соц.-идеологич. функции, его филос., социологич., соц.-психологич., педагогич. аспекты, взаимосвязь науч.-атеистич. воспитания с идейно-политич., трудовым, нравств. воспитанием, средства и формы пропаганды атеизма, субъект и объект  этой пропаганды, вопросы повышения ее эффективности и др.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) - раздел философии, в к-ром изучаются сущность, цель и средства  воспроизведения действительности в сознании человека. С науч.-материалистич. позиций познание есть происходящее на основе практич. деятельности отражение в мозгу человека окружающего мира, существующего независимо от его сознания. При воздействии вещей на органы чувств  человека у него возникают ощущения, восприятия, отражающие отд. свойства и комплексы свойств вещей, а затем, в результате их обобщения, и более глубокие образы действительности - понятия, суждения и др., к-рые отражают вещи в их связях и отношениях. Значимость этих образов для человека состоит в том, что они позволяют ему ориентироваться в мире и успешно изменять его в своих интересах. Образы вещей, их связей и отношений, возникающие в сознании, человек соотносит с самими объектами отрлсения с помощью практики, к-рая выступает не только как основа и цель познания, но и как критерий истины,  отделяющий образы, правильно отражающие действительность, от образов, передающих ее искаженно. Религ.-ядеалистич. Г. п. извращают реальную картину человеч. познания, а также его цель и средства. Они провозглашают гл. целью познания раскрытие человеком величия бога и путей служения ему, а гл. средством познания - веру в откровение «св. писания к-рое якобы дает полные и окончат. ответы на высш. вопросы о боге, мире и человеке. В той мере, в какой это нужно для удовлетворения земных потребностей, человек признается способным познавать и окружающий его материальный мир с помощью своих органов чувств и разума, т. е. осуществлять науч. познание. Однако богословы и религ. философы отвергают возможность с помощью лишь науч. познания получить ответы на высш. вопросы бытия, дискредитируют познават. возможности науки.

ТЕОСОФИЯ

ТЕОСОФИЯ (от греч. theos - бог и sophia - мудрость, знание; букв. - богопознание) реакц. религ.-филос. учение о возможности «непосредств. постижения бога» с помощью мистич. интуиции и откровения, доступных избранному кругу «посвященных» лиц. Представители Т., как правило, пытаются дать субъективному мистич. опыту «богопознания» формально-логич. обоснование. Теоретич. основу Т. составляет пантеистич. представление о едином, безличном, всеобъемлющем абсолюте, о божеств, сущности всех вещей. Практич. сторона Т. находит выражение в мистич. «озарениях» и магии. Признание возможности непосредств. контактов со сверхъестеств., потусторонними силами сближает Т. со спиритизмом и оккультизмом. Истоки Т. уходят в глубокую древность. Элементы Т. можно обнаружить в брахманизме, буддизме, каббале. Духом Т. были проникнуты неоплатонизм и гностицизм в др. мире, секта катаров, орден розенкрейцеров, цех алхимиков в ср. века. В 16-18 вв. идеи Т. развивали Парацелъс, Беме, Сен-Мартен, Сведенборг и др. Элементы Т. нашли отражение в творчестве рус. религ. философа Вл. Соловьева, к-рый считал Т. высш. синтезом рационального и эмпирич. знания с мистикой. В Новое время теософич. воззрения усиленно насаждались «Теософским обществом», созданным в 1875 по инициативе Е. Блаватской. Базируясь сначала в Нью-Йорке, а затем в Мадрасе (Индия), об-во развернуло свою деятельность во мн. странах мира. Теософы признают перевоплощение душ. Они проповедуют соц.-утопич. идеи всечеловеч. братства, терпимости ко всем религиям, поскольку в каждой из них якобы скрыта единая божеств, сущность, пре

следуют цель «развивать сверх-чувстиен. силы человека», что в действительности часто оборачивается откровенным шарлатанством.

ТЕОФАНИИ

ТЕОФАНИИ - в Др. Греции - весенний праздник в честь рождения Аполлона.

ТЕОЦЕНТРЙЗМ

ТЕОЦЕНТРЙЗМ (от греч theds - бог, лат. centrum - центр) - теологич. концепция, согласно к-рой бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага. Подражание и уподобление богу рассматривается при этом как высшая цель и главный смысл человеч. жизни, а почитание бога и служение ему - как основа нравственности. Т. органически связан с теизмом и такими его фундаментальными принципами, как креационизм, провиденциализм и др.

ТЕРАПЕВТЫ

ТЕРАПЕВТЫ - религ.-аскетич. община, представлявшая собой или одну из групп ессеев (см. Эссены), или секту, близкую к ним. Возн. в 1 в. н. э. среди александрийских евреев; место поселения - окрестности Мареотидского оз. Т. считали себя «врачевателями» на службе бога, отсюда и самоназвание «Т.». Они не признавали рабства, отказались от собственности, презирали чувствен, удовольствия, проповедовали пацифизм. Осн. добродетель, с т. зр. Т., - воздержание, в соответствии с этим в общине строго поддерживалось безбрачие.

ТЕРПЕНИЕ

ТЕРПЕНИЕ - одно из качеств человеч. характера. Его моральная ценность несомненна. Т. - показатель мужества, внутр. силы, стойкости, одно из условий нравств. такта. Т. необходимо во всех делах - общественных и личных, в труде, в т. ч. и творческом. Нетерпеливость как противоположное качество часто признак болезненности, ведет к потере самообладания, ошибочным действиям. Т. в соц. плане может играть положит. роль в перенесении тягот, испытаний, в стремлении к большой цели. Т., возведенное в этим. принцип религией, получает содержание и направленность, вредные для нразств. развития личности и тормозящие соц. прогресс. Т. как религиозная добродетель -способ перенесения страданий и невзгод, когда устранить их кажется невозможным. Релит, концепции Т- придают ложный смысл перенесению страданий и оставляют нетронутыми их реальные причины. В христ. этике Т. выводится из представлений о любви, смирении и всепрощении.

ТЕРТУЛЛИАН КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС

ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220) - христ. апологет, автор многочисл. соч. по вопросам философии, теологии, церк. организации, практич. этики, праву. Защищал мировоз-зренч., догматич., институц. и кон-фее. принципы христианства; критиковал гностиков, осуждал античных философов как растлителей и распространителей ересей, был сторонником концепции «чистой веры», не нуждающейся в рациональных доказательствах («Верую, ибо нелепо»), высказывался против аллегорич. толкования «св. писания». Сформулировал принцип триединства христ. бога, ввел понятие «лиц» (ипостасей) триединого бога.

ТЕРЦИАРИИ

ТЕРЦИАРИИ (от лат. tertius -третий) - братства мирян, существующие при нек-рых католич. монаш. орденах (напр., францисканцев. доминиканцев, кармелитов). Одно из первых таких братств было учреждено в 1221 Фтнциском Ассизским вслед за созданными им же мужским и женским орденами францисканцев, т. е. это была третья по счету орг-ция францисканцев. Отсюда ее название, к-рое затем перешло и на др. подобные орг-ции. Т. являются активными помощниками церкви во всех ее начинаниях.

ТЕФИЛЛИН

ТЕФИЛЛИН - см. Филактерии.

Предыдущая страница Следующая страница