Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕР"-"НЮН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕР"-"НЮН")

НЕРЕЙ

НЕРЕЙ - в греч. мифологии - морск. божество, обладавшее даром прорицания, олицетворение спокойной морской глубины.

НЕРОН КЛАВДИЙ ЦЕЗАРЬ

НЕРОН Клавдий Цезарь (37-68) - римск. император с 54. Согласно источникам, жестокий, самовлюбленный и развратный тиран. Проводил политику массовых репрессий, чем восстановил против себя различные слои римск. общества. С именем Н. связано первое массовое гонение на христиан, обвиненных в поджоге Рима в 64.

НЕРОНОВ ИВАН

НЕРОНОВ Иван (1591-1670) - церк. деятель, один из предводителей раскола, наставник и друг протопопа Аввакума. За выступления против патриарха Никона в 1653 был сослан в Спасо-Каменный Вологодский, а позднее -в Кандалакшский монастырь, откуда бежал в Москву. В ссылке продолжал обличать Никона. На церк. соборе 1666 раскаялся. В 1669 получил назначение архимандритом Данилова монастыря в Переславле-Залесском.

НЕСМЕЛОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ

НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович (1863-1920) - рус. релит, философ и богослов. Гл. внимание уделял проблемам религ. антропологии. По его мнению, осн. цель философии - изучение существования «свободно-разумного человека», к-рый, будучи «простой вещью физического мира», в то же время принадлежит миру идеальному, являя собой образ божий. Бытие и познание бога даны человеку непосредственно духовн. опытом. Это «антропологическое» доказательство бытия бога выступает у Н. догматич. предпосылкой учения о действительности, о связи зла, греха и вины со свободой человека, о нравственном как «богоподобном» и т. д. Осн. работа: «Наука о человеке» (1-2 тт., 1895-1896).

НЕСТОРИАНСТВО

НЕСТОРИАНСТВО - течение в христианстве, возникшее в Византии в нач. 5 в. Основатель - константиноп. патриарх Несторий, признававший Христа человеком, к-рый преодолел человеч. слабость и стал мессией. На этом основании считал деву Марию не богородицей, а человекородицей. В отличие от ортодокс, учения, Несторий показал, что в Христе человеч. и божеств. начала пребывают лишь в относит, соединении, никогда полностью не сливаясь. Н. было осуждено как ересь на Эфесском вселен, соборе (431). Подвергавшиеся гонению несториане стали расселяться к востоку от Визант. империи. Совр. зап. богословы пытаются доказать, что Н. не выходит за рамки ортодокс, учения. Сейчас несториане имеются в Иране, Ираке, Сирии и Индии.

НЕСТОРИЙ

НЕСТОРИЙ (ум. ок. 450) - константиноп. патриарх в 428-431, до этого был священником в Антио-хии (Сирия), основатель несторианства. Эфесским вселен, собором 431 был низложен, осужден как еретик и сослан в Египет.

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО - религ.-политич. течение в России кон. 15 в.-нач. 16 в., приверженцы к-рого выступили с требованием отказа церкви от «стяжания» (т. е. от приобретения земельных и иму-ществ. ценностей) как противоречащего еванг. идеалам и наносящего ущерб авторитету церкви. Идейное обоснование этого требования содержалось в трудах Нила Сор-ского, Вассиана Патрикеева, старца Артемия и др. Так, в «Монастырском уставе» Нил Сорский утверждал, что приобретение собственности несовместимо с монаш. обетом, обязывающим к отречению от всего мирского, строгому, аскетич. образу жизни, личному труду как источнику существования. Его ученик Вассиан Косой выступил за конфискацию монастыр. земель и образование земельного фонда для надела мелких и средних феодалов. Н. отвечало интересам крупного боярства и удельных князей, стремившихся сохранить свои владения, а потребность великокняжеской власти в земле для дворянства удовлетворить за счет секуляризации церк. земель. Против Н. выступили осифлянс во главе с Иосифом Волоцким, убедившие Ивана Ш отказаться от поддержки нестяжателей как противников политики усиления великокняжеской власти. Собор 1503 осудил Н. и высказался за сохранение церк. земельной собственности. Однако борьба нестяжателей с осифлянами не прекратилась. Лишь на церк. соборе 1531 Н. потерпело окончат, поражение. Н. оказало значит, влияние на формирование антифсод. еретич. движений 16 в.

НЕТЕРПИМОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ

НЕТЕРПИМОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - вражда и ненависть к ина-коверующим, а также действия, вытекающие из них. Н. р. распространяется не только на иноверцев, но и на толки, деноминации, порой отличающиеся от господств. религии незначит. догматич. или культовыми деталями. Н. р. проистекает из репрессивной функции эксплуатат. гос-ва и связанной с ним господств, церкви. В силу историч. причин Н. р. нередко переплетается с нац. враждой. Высш. степень Н. р. - физич. истребление иноверцев, еретиков: крестовые походы  средних веков, религ. войны Реформации, Варфоломеевская ночь, инквизиция, погромы, резня под религ. флагом. Н. р., кроме того, - насилие в вопросах совести: деление религий на господствующие (государственные) , терпимые и гонимые, принудительное навязывание господств. религии, ограничение иноверцев в гражд. правах, проповедь неприязни к ним и т. д. Провозглашенная буржуазией веротерпимость оказалась иллюзорной: до сих пор во мн. капиталистич. странах существует привилегир. гос. религия, сохраняется питаемая клас. противоречиями религ. вражда. Во всем бурж. мире терпимость не распро

страняется на свободомыслящих и атеистов, но ею пользуются внс-вероисповсдные формы мистики астрология, знахарство, спиритизм, теософия и т. д. В социа-листич. об-вс нет почвы для Н. р., а ее проявления носят пережиточный характер, как и религия в целом. Конституция СССР (ст. 52) гласит: «Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается».

НЕТОВЩИНА

НЕТОВЩИНА - см. Спасовский толк.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ - собират. понятие, используемое в совр. религиовсдч. лит-ре для обозначения новых религ. движений и культов, возникших в капиталистич. странах (прежде всего в США) в 60-х и 70-х гг. Н. к. представляют собой одно из проявлений совр. общего кризиса религии. Традиц. церкви и деноминации в значит, степени дискредитировали себя политически как прислужники империализма и колониализма; их вероучение и культ архаичны и подвергаются острой критике. Н. к. в этих условиях стали средоточием религ. поисков части молодежи Запада, разочарованной в традиц. религ. ценностях, но не желающей или неспособной целиком порвать с религией. Различают Н. к., возникшие в русле азиатской религ. традиции (гл. обр. индуизма и буддизма), и Н. к., продолжающие традиции христианства. К 1-му виду Н. к. относятся движения и группы, возникшие в 60-х гг. в США («Харе Кришна», «Миссия божественного света» и т. п.), распространившиеся впоследствии и в ряде др. стран. Наиболее известным движением в русле христ. традиции является «Движение Иисуса», объединившее вокруг себя первоначально амер. студенч. молодежь, пытавшуюся противопоставить антигуманизму и жестокости капиталистич. строя идею христ. любви. Вероучение большинства Н. к. носит синкретич. характер. В нем эклектически переплетены элементы мн. религий и филос. систем. Имеются группы и секты, к-рые берут на вооружение теософию, спиритизм, черную магию или веру в сатану, ведьм, чертей и т. п. Н. к, содержали первоначально элементы соц. протеста, но он носил пассивный характер, проявлялся в уходе от жизни, проповеди самосозерцания и духовного обновления личности. Бурж. об-во довольно быстро ассимилировало Н. к., выветрив из них остатки молодежного бунта и придав многим из них характер внешней моды.

НЕФТИДА

НЕФТИДА - в др.-егип. религии - богиня, дочь богини неба Нут и бога земли Геба, сестра Осириса и Исиды, жена Сета. Вместе с Исидой И. оплакивает Осириса, убитого Сетом, и произносит ряд заклинаний с целью воскресить его. Н. почиталась как охранительница мертвых.

НЕЧЕСТИВЫЙ, НЕЧЕСТИВЕЦ ГРЕШНЫЙ, ПОРОЧНЫЙ

НЕЧЕСТИВЫЙ, нечестивец грешный, порочный - так служители культа называют тех, кто не проявляет должного почтения к религии, приверженцев др. религий, атеистов.

НИБУР РЕЙНХОЛЬД

НИБУР Рейнхольд (1892-1971) - амер. теолог, один из крупнейших в совр. протестантизме. Кризис, потрясший в кон. 20-х гг. США, привел Н. к отказу от традиций либеральной теологии с присущей ей верой в прогресс и был осмыслен Н. с позиций т.н.диалектич. теологии в духе соц. пессимизма. В работе «Нравственный человек и безнравственное общество» (1932) Н. выступает против оптимистич. этики «соц. евангелия», утверждает иллюзорность надежд на совершенствование человека, подчеркивая его «греховность». По Н., задача христианства - помочь человеку осознать «двусмысленность его природы» и отказаться от попыток подчинить себе историю, проникнуться чувством вины перед богом и уповать на спасающую силу его любви.

НИГИЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

НИГИЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. nihil - ничто) - «бунт» против религии с позиций эго-истич. индивида; абсолют, отрицание религии, не связанное ни с какими положит, идеалами. Н. р. на уровне обыденного сознания выражается в бездуховности, сугубо прагматич. отношении к жизни; на теоретич. уровне связан с субъективно-идеалистич. философией волюнтарист. толка. Черты Н. р. отчетливо обнаруживаются в соч. М. Штирнера и Ф. Ницше: противопоставление «сильной личности», стоящей «по ту сторону добра и зла», «серой массе», открыто антигуманная позиция, игнорирование объективных закономерностей. Разрыв с позитивным содержанием духовной культуры, беспринципность и цинизм обусловливают поверхностный характер критики религии представителями Н. р., к-рые могут перейти и на позиции мистицизма. Ныне Н. р. выступает в различных формах: расисты в США обрушиваются на христианство, противопоставляя идее христ. равенства идею «качества» - расовой чистоты; «сатанисты» взамен христ. заповедей выдвигают «заповеди ненависти» и т. д. Отождествле- ние атеизма с Н. р., свойственное бурж. фальсификаторам марксизма, совершенно неправомерно: атеизм вообще, и более всего научный, ничего общего с Н. р. не имеет.

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (ок. 1141-ок. 1209) - азерб. поэт и мыслитель. Выступал против религ. представлений о строении Вселенной, защищал идею шарообразности Земли. Особое значение имеет скептицизм Н. в отношении потустороннего мира.

НИКА, НИКЕ

НИКА, Нике - в др.-греч. мифологии - олицетворение победы в бою или в состязании; изображалась в виде женщины с крыльями, с лавровым венком и пальмовой ветвью в руке. Н. - один из эпитетов Афины как богини победы.

НИКАХ

НИКАХ (араб.) - религ. бракосочетание в исламе, совершаемое служителем культа, к-рый читает соответствующие места из Корана и молитву. Н. может совершаться как в мечети, так и дома. Шариат разрешает мусульманину иметь одновременно до четырех законных жен. Мужчина может расторгнуть брак, произнеся трижды слово «талак» («отпущение»). Брак может быть расторгнут и по инициативе женщины (по суду).

НИКЕЙСКИЕ СОБОРЫ

НИКЕЙСКИЕ СОБОРЫ - см. Вселенские соборы.

НИКИТА (ЕРЕТИК)

НИКИТА (Еретик) - дьякон, основатель и руководитель антицерк. движения 14-15 вв. в Пскове и Новгороде, известного кяк стригольничество. За выступление с требованием упразднить церк. иерархию, монашество, отд. догматы и таинства, церк. поборы с населения Н. подвергся преследованиям и был казнен в Новгороде в 1375.

НИКИТА ПУСТОСВЯТ

НИКИТА ПУСТОСВЯТ (наст. фамилия и имя - Добрынин Никита Константинович; ?-1б82) - один из идеологов церк. раскола. Собором 1666-1667 был отлучен от церкви и раскаялся. В 1682 Н. П. включился в движение стрельцов-раскольников за восстановление в России «старого благочестия». Принимал участие в открытом церк. диспуте 5 июля (т. н. прении о вере) в Грановитой палате. По приказу царевны Софьи был схвачен и казнен.

НИКОЛАИТЫ

НИКОЛАИТЫ - христ. секты и течения разных времен, обвинявшиеся их противниками в нарушении седьмой заповеди, т. е. в блуде и прелюбодеянии: 1) секта ранне-христ. на Ближн. Востоке, к-рой приписывалась общность жен; 2) католич. священники, отказавшиеся после ключийской реформы (10-11 вв.) от соблюдения обета безбрачия /целибата); 3) чешек, секта 15 в. (ответвление адамитов), отрицавшая семью (во имя «райской невинности») и собственность. В учениях и жизни Н. отразился протест против церк. аскетизма и ханжества, а в учении чешек. Н. - в какой-то степени и ранние утопич.-социалистич. идеи с религ. окраской.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) - нем. философ, ученый, теолог, кардинал римск. церкви. В гл. соч. «Ученое незнание» развил идеи пантеизма, связанные с еретич. мистикой. Как ученый, искал точные методы исследования природы. В философии защищал принцип единства противоположностей, идеи связи всего сущего, бесконечности Вселенной, тождественности законов небесного и земного миров, был предшественником гелиоцентризма. Признание могущества человеч. разума, бесконечного движения к познанию истины опиралось у Н. К. на гуманистич. трактовку человека. Н. К. оказал влияние на развитие натурфилософии Возрождения.

НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ

НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ - см. Николай Чудотворец.

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ - один из наиболее почитаемых христ. святых. По церк. версии, он был архиепископом г. Миры Ликийской обл. в Малой Азии, при жизни прославился чудотворениями, за что и был канонизирован. Однако, как установлено, Николай - личность мифич., а его житие почти дословно переписано с жития др. святого, Николая Пинарского. В первые века христианства образ Н. Ч. был создан для вытеснения культов др.-греч. бога морей Посейдона и римск. Нептуна. Популярности Н. Ч. среди верующих способствовало то, что он был объявлен покровителем торговли и земледелия, защитником «бедных и неимущих», «помощником простого люда в горестях и бедах». Фактически культ Н. Ч. служил закреплению бесправного положения бедноты, к-рая видела единств. выход из положения в молитвах этому святому, надеясь на его помощь.

НИКОЛЬСКИЙ ВЛАДИМИР КАПИТОНОВИЧ

НИКОЛЬСКИЙ Владимир Капитонович (1894-1953) - сов. историк, этнограф и историк религии. Занимался историей старообрядчества, историей первобытн. общества, уделяя особое внимание проблеме происхождения религии. Осн. работы. «Происхождение нашего летосчисления» (1938), «Происхождение религии» (1940).

НИКОЛЬСКИЙ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

НИКОЛЬСКИЙ Николай Михайлович (1877-1959) - сов. историк-востоковед и историк религии. Опубликовал ряд работ, излагавших и отстаивавших выводы исто-рич. критики происхождения Ветхого завета. Занимался историей Рус. правосл. церкви. Осн. работы: «История русской церкви» (1931), «Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история» (1931), «Политеизм и монотеизм в древнееврейской религии» (1932).

НИКОН (НИКИТА МИНОВ

1605-1681) - патриарх Московский и всея Руси. Был священником в Москве, затем монахом, архимандритом москов. Новоспасского монастыря (1646), а с 1648 -митрополитом Новгородским. Сблизился с царем Алексеем Михайловичем, при содействии к-рого в 1652 стал патриархом. Для укрепления позиций рус. православия и поднятия его престижа провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по визант. образцам, коррективы в обрядности, введение регулярной церк. проповеди и т. п.), вызвавшую к жизни движение за сохранение старых обрядов (старообрядчество), к-рое привело к церк. расколу. Попытка поставить патриаршество выше самодержавия породила конфликт между Н. и царем. Рассчитывая, что царь не сможет обойтись без него, Н. в 1658 демонстративно отрекся от патриаршества, однако шантаж успеха не имел. Собор 1666 низложил Никона. Он был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

НИЛ СОРСКИЙ

НИЛ СОРСКИЙ (в миру - Майков Николай, ок. 1433-1508) - рус. церк. деятель, идеолог релнг.-политич. движения нестяжательства, основатель монаш. скита на Р. Соре, вблизи Кирнлло-Белозер-ского монастыря. В своем гл. соч. «Монастырский устав» проповедовал аскетизм, «уход от мира», отказ монастырей от земельной собственности и накопления богатства, т. е. от всякого стяжательства. Этим Н. С. надеялся поднять моральный авторитет церкви, направить ее деятельность в сугубо ре-лиг. русло. В 1503 на церк. соборе в Москве поддержал предложение Ивана III о лишении монастырей земельных владений. Однако это предложение встретило сильную оппозицию со стороны осифлян и было отклонено. После смерти Н. С. разработку его идей и отстаивание их в борьбе против осифлян продолжали Вассиан Патрикеев (князь Васьян Косой), Артемий (игумен Троице-Сергиева монастыря) и др.

НИМБ

НИМБ (от лат. nimbus - облако, туча) - усл. обозначение сияния обычно вокруг головы на изображениях богов, в христианстве - также богородицы, святых, ангелов, пророков, а в Др. Греции - и героев. Происхождение Н. связано с солярным и астральными культами у земледельческих народов, от к-рых христианство заимствовало иконографич. символику Н. В христ. иконографии Н. различается: при изображении ангелов и святых это просто блестящий кружок, у богородицы Н. часто украшается звездами, Н. бога-отца имеет форму шестиконечной звезды.

НИМФЫ

НИМФЫ (греч. - юные девы) -в греч. мифологии - категория низш. женских божеств, олицетворения элементов земного ландшафта: морских и речных вод (океаннды, нереиды), источников и ручьев (наяды), деревьев (дриады), гор (ореады), лугов (ли-мониады), островов, холмов и т. д.

НИНГИРСУ

НИНГИРСУ - др.-шумер. бог, покровитель общины г. Лагаша, сын бога Энпиля, владыка земледелия. От Н. якобы зависело плодородие полей и скота.

НИНУРТУ

НИНУРТУ - в шумер, мифологии бог растительности и плодородия, ипостась Нингирсу.

НИРВАНА

НИРВАНА (санскр., букв. - угасание) - центр, понятие религ. философии буддизма» джайнизма. Этим термином обозначается полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. - разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолют., ненарушимый покой. Н. не поддается никаким определениям. По поводу того, «как именно надо ее понимать, среди будд. теологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме Н. - слияние с Брахмой.

НИЦШЕ ФРИДРИХ

НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) - нем. мыслитель, оказавший влияние на бурж. философию и лит-ру 20 в. В его соч. («Так говорил Заратустра», «Человеческое слишком человеческое», «Антихристианин», незаконч. «Воля к власти» и др.) подвергнута резкой критике христ. этика, к-рая, по его мнению, лишает человека полноты жизни, культивирует его бессилие и слабость, ослабляет инстинкт самосохранения. Христианство. с его т. зр., вредоноснее любого из пороков. Н. - один из наиболее яростных противников народных масс, приближающейся «неизбежной революции», к-рым он противопоставлял идеал сверхчеловека, ставящего себя выше добра и зла и утверждающего свою волю к власти. Хотя Н. отвергал идеи потустороннего мира, его нельзя отнести к атеистам: его атеистич. воззрения противополагаются религиозным и существуют только в связи с ними, являясь их отрицанием. Мир есть становление, бесцельность к-рого конкретизируется в идее «вечного возвращения», имеющего у Н. мистич. смысл. Идеи Н. явились обоснованием аморализма, культа силы, использовались им-периалистич. реакцией в борьбе против демократии и социализма.

НИЦШЕАНСТВО

НИЦШЕАНСТВО - направление в духовной культуре Европы кон. 19 - нач. 20 в., сложившееся под влиянием идей Ф. Ницше. Характеризуется радик. разрывом с традициями классич. философии, идеями бурж. демократии, ему присущи реакционность полигич. позиций, крайний этич. индивидуализм. Идеи Н. использовались империа-листич. реакцией, в части, фашизмом, для пропаганды расизма и концепции мирового господства арийской расы.

НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНЫ

НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНЫ - в католицизме - монашеск. ордены, уставы к-рых требуют от их членов обязательного соблюдения бедности в духе первонач. христианства, т. е. отречения от какого бы то ни было имущества, существования на подаяние. К такого рода орденам принадлежат: францисканцы, бернардинцы, капуцины, доминиканцы, кармелиты, августинцы, тринитарии и мн. другие. Первонач. (13 в.) Н. о., напр. францисканцы, создавались в знак протеста против роскоши папского двора и образа жизни церковных иерархов. Они строго соблюдали обет бедности. Уставы этих орденов запрещали не только каждому отдельн. монаху, но и ордену в целом владеть к.-л. имуществом, приносящим постоянные доходы. Папство поначалу подозрительно отнеслось к Н. о. и не спешило утверждать их уставы. Однако, увидев, что они быстро разрастаются, приобретая авторитет и влияние, решило официально признать их и использовать для борьбы со ср.-век. еретич. движениями, в часта, с альбигойцами и вальден-сами. Позднее Н. о. превратились в мощное орудие расширения и укрепления влияния католицизма во всем мире и борьбы с прогрессивными движениями и идеями. В разное время мн. Н. о. обращались к папе с просьбой смягчить их уставы, и эти просьбы нередко удовлетворялись. Это стало причиной раскола Н. о. на сторонников строгого соблюдения первонач. устава (обсервантов) и сторонников его смягчения. В наст. время обет бедности соблюдается Н. о. весьма относительно.

НОВАТИАНЕ

НОВАТИАНЕ (по имени священников 3 в. - римск. Новатиана и карфагенск. Новата) одна из раннехрист. сект, отпавших от церкви при императоре Деции. Н. настаивали на том, что церковь не может дать прощение христианам, к-рые под угрозой репрессий со стороны римск. нластей принесли жертвы языч. бо¦ам и тем самым предали свою веру. Церковь осудила учение Н. как еретическое, но их общины сохранялись Ди 8 в. В движении Н. сказалось недовольство наиболее «твердых в вере» христиан компромиссом церкви с «языч. властью». Следствием учения Н. был совершившийся к кон. 3 в. повсеместный переход христ. церкви от обществ, покаяния к частной исповеди.

НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ

НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ (церк. название - жидовствующие) антицерк. и анти-фсод. движение в России в сер. 15 в. Подобно ср.-век. ересям Зап. Европы, она была одной из форм оппозиции феодализму, выступала за возрождение раннехрист. церкви и упразднение замкнутого сословия священников. Общая соц.-политич. направленность ересей Новгорода и Москвы не исключала наличия специфич. черт в их программах. Для Н.-м. е. было характерным: критич. отношение к христ. догмату о троице; отрицание святости икон, причащения и др. таинств; отрицание церкви как института, церк. иерархии, «поставленной по мзде» и ведущей недостойный образ жизни.  В этом Н.-м. е. была близка к стригольничеству. Требование отказа от накопления церковью богатств служило идейным обоснованием секуляризации Новгород, церк. земель. Т. О., критика основ христианства была направлена против феодал, гос-ва. Новгород, ересь была представлена в основном служителями культа из белого духовенства и членами их семей. Соц. состав московских вольнодумцев выглядел иначе. Здесь были представители боярства, купечества, дьяки и др. Они ставили под сомнение авторитет писаний «св. отцов» церкви, отвергали монашество, отрицали учение о страшном суде, о воскресений из мертвых и личном бессмертии. Церк. соборами 1488, 1490 и 1504 Н.-м. с. была осуждена, ее участники преданы анафеме и многие из них казнены.

НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866 1924) рус. бурж. юрист и социолог. После 1917 белоэмигрант. Отвергая материализм с позиций трансцендентного идеализма, Н. пытался доказать зависимость нравственности от абсолют. божеств, начала и на этой основе сформулировать традиционную для соц. теологии концепцию сстсств. права.

НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО, НЕОХРИСТИАНСТВО

НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО, неохристианство - религ.-обновленч. направление в рус. обществ, мысли нач. 20 в., ориентированное на поиски средств приспособления христианства к существованию в условиях кризиса самодержавия и связанных с ним границ, форм обществ.-политич. жизни. Возникло как реакция на неспособность традиц. рус. православия эффективно противостоять развитию ре-волюц. событий в России и распространению в массах идей марксизма-ленинизма. Наиболее известными представителями Н. х. в церк. кругах были епископ Сергий (позже - патриарх), протоиерей С. А. Соллертинский, протопресвитер И. Л. Янышев, архимандрит Антоний и др. Идеи Н. х. широко пропагандировали Н. А. Бердяев, Д. С. Мережковский, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др. Взяв за основу рус. православие, они пытались так реформировать его, чтобы образовалась динамичная религ. идеология, способная подчинить своему влиянию не только либеральную буржуазию и бурж.-дворянскую интеллигенцию, но и широкие народные массы. Политич. идеалом неохристиан была заимствованная у Вл. Соловьева идея «свободной теократии», а религ. кредо - т. н. динамич. догматизм, не отбрасывающий христ. догматы, а лишь предусматривающий новое истолкование их в соответствии с духом времени. Религ. реформизм неохристиан близок модернизму цсрк. обновленцев. После Великого Октября многие идеологи Н. х. оказались в лагере контрреволюции. Их гюпитич. воззрения взяты на вооружение совр. антикоммунизмом. В наст. вр. рслиг. принципы Н. х. используются сторонниками модернизации совр. рус.православия.

"НОВЫЙ ГУМАНИСТ"

"НОВЫЙ ГУМАНИСТ" («New Humanist») ежемесячник англ. Ассоциации рационалистич. печати, тесно связанный с Всемирн. союзом свободомыслящих. «Н. г.» выступает за безоговорочное признание доминирующей роли разума, противопоставленного вере религ., за рационалистич. философию и этику, светское образование, секуляризм. Теоретич. позиции «Н. г.» можно охарактеризовать как атеизм бурж.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

НОВЫЙ ЗАВЕТ - часть Библии, почитаемая в качестве св. писания христианами. Название Н. з. связано с учением о новом договоре (др.-рус. «завет» - договор) бога с людьми через Иисуса Христа. Состоит из 27 «книг»: 4 евангелия, Деяния апостолов, 21 Послание, Откровение Иоанна (Апокалипсис) . Последовательность появления книг Н. з. не совпадает с той, в к-рой они располагаются в каноне и к-рая отстаивается христ. традицией. Первым появилось во вт. пол. 68 - нач. 69 Откровение Иоанна, в кон. 90-х гг. 1 в. ив нач. 2 в. - нек-рые из Посланий, во вт. чете. 2 в. - евангелия, в нач. вт. пол. 2 в. - Деяния и остальные Послания. Общий смысл всех «книг» Н. з. церковь и христ. традиция усматривают в повествовании о воплощении в человеч. образе сына божьего Иисуса Христа (мессии), явившегося на землю, чтобы искупить первород. грех, о выполнении им этой миссии; о его воскресении после казни и вознесении на небо, где он должен дожидаться, когда ему надо будет второй раз явиться на землю и завершить дело спасения рода человеч.; о проповеднич. деятельности апостолов Христа, в результате к-рой возникли первые христ. общины, а затем и церковь. Отд. звенья этого вероучения выражены в Н. з. сбивчиво и противоречиво, так что связать их в нечто цельное оказалось весьма нелегкой задачей для богословов. Отсюда многочисл. противоречивые толкования смысла Н. з., к-рыс являлись в истории христианства оправданием вероисповедных и соц.-политич. позиций боровшихся между собой направлений. Канон Н. з. устанавливался постепенно в обстановке борьбы между разными общинами первых христиан. В течение длит. времени были в ходу в качестве священных и по существу канонических мн. произведения, либо не вошедшие впоследствии в канон («Пастырь « Гермы, Послания Климента Римского и Варнавы и др.), либо признанные апокрифическими (см. Апокрифы} (десятки апокрифич. евангелий - Фомы, Иакова, Петра и др.. Откровение Петра, ряд Посланий и Деяний). С др. стороны, долго вызывала сомнение каноничность Откровения Иоанна, вошедшего в христ. канон позднее. Считается, что канон Н. з. был утвержден на Лаоди-кейском соборе (364), но фактически его состав неоднократно был предметом обсуждения и на последующих поместных и вселен. соборах. Претерпел множество изменений и текст канонич. книг Н.э.

"НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ"

"НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ" - «лубковцы» - одно из течений христово-веров, реформированное на бурж.-церк. началах. Возникло в кон. 19 в. в результате раскола среди последователей Катасонова («Старый Израиль») после его смерти. Основатель «Н. И.» - В. Ф. Мокшин сделал попытку освободиться от «предрассудков, суеверий, невежества» старого христововерия: ограничить мистицизм, централизовать организацию, укрепить духовную иерархию. Его преемник В. С. Лубков (отсюда второе название секты) отменил все аске-тич. запреты, практику радений. «хождение в духе», «говорение на иноязыках», отверг почитание икон и выполнение обрядов пра-восл. церкви. Богослужения «Н. И.» свелись к пению псалмов и проповеди. Тем самым «Н. И.» превратился в своеобразную бурж.-протест. церковь. В нач. 20 в. в России насчитывалось до 20 тыс. «новоизраильтян» (крестьяне, представители сельской и городской буржуазии). В результате преследований со стороны церкви и царизма часть из них во главе с В. С. Луб-ковым в 1911 эмигрировала в Уругвай. После Октябрьской революции нек-рые «новоизраильтяне» вернулись на Родину. В наст. вр. существуют лишь малочисл. группы последователей «Н. И.».

НОЙ

НОЙ - мифич. библ. праведник, спасшийся вместе со своей семьей в ковчеге во время всемирн. потопа. Вместе с ним спаслись представители (по паре) животного мира. По окончании 150 дней потопа все обитатели ковчега вновь расселились на земле.

НОМИНАЛИЗМ

НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen - имя) - одно из гл. направлений ср.-век. схоластич. философии. Настаивая на объективном существовании лишь единичных вещей, сторонники Н. отвергали положения реализма, признававшего объективное существование общих понятий в божеств, уме. Если для крайних номиналистов существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь «звук», то для умеренного Н. последние возникают в человеч. познании в процессе абстрагирования и существование общих понятий признается если не вне человеч. разума, то в самом познающем уме.И применении к христ. теологии Н. вел к отрицанию единой божеств, субстанции трех лиц христ. троицы. Решение проблемы общих понятий в Н. было антидиалектично и могло вести к субъективизму. В то же время Н. ориентировал познание на отход от богосл. проблематики и на изучение мира природных явлений.

"НОМОКАНОН"

"НОМОКАНОН" (греч.) - сб. ви-зант. канонич. (церковного) права, включавший императорские постановления (ndmoi), касающиеся Церкви, и церк. правила (kanon). Нунции В кон. 13 в. «Н.» в рус. переработке лег в основу «Кормчей книги (от старославян. «кръмьчии» - рулевой), к-рая служила руководством для церкви, особенно для суда церк.

НОНКОНФОРМЙСТЫ

НОНКОНФОРМЙСТЫ - см. Диссентеры.

НОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ

НОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - вид соц. норм, устанавливаемых религией. Воздействуя на сознание людей, определяют их поведение. Любая религия включает совокупность Н. р., при помощи к-рых регулирует обществ, отношения. Н. р. состоят из правил поведения (предписаний совершать определенные действия или запрета к.-л. действий), указаний на их сверхъ-сстеств. происхождение и на средства, обеспечивающие исполнение этих правил (обещание награды или кары от сверхъсстеств. сил, угроза церк. наказанием). Для «священных» книг характерно рассредоточение в их тексте указ. элементов Н. р. Так, заповедь о почитании родителей в одних местах Библии подкрепляется обещанием благополучия и долголетней жизни за ее исполнение, в других - угрозой смертью ее нарушителям, в третьих - вообще не имеет санкции. Н. р., в отличие от др. соц. норм.; возникают на основании религ. представлений. Церк. правила поведения, к-рые устанавливаются религ. орг-циями, выдаются богословами за конкретизацию «законов божьих». В эксплуатат. об-ве исполнение Н. р. в ряде случаев обеспечивается также мерами гос. принуждения.

НРАВСТВЕННОСТЬ

НРАВСТВЕННОСТЬ - см. Мораль.

НУНЦИЙ

НУНЦИЙ (лат. nuntius - вестник) - постоянный дипломатич. представитель (посол) Ватикана в гос-вах, с к-рыми последний поддерживает дипломатич. отношения. В ряде стран Н. является дуайеном (старшиной) дипломатич. корпуса. Н. осуществляет также наблюдение за деятельностью католич. церкви в стране его пребывания.

НУСАЙРИТЫ

НУСАЙРИТЫ - см. Алавиты.

НУТ

НУТ - см. Геб.

НЬЮТОН ИСААК

НЬЮТОН Исаак (1643-1727) - англ. физик и математик. Опираясь на сформулированные им законы классич. механики и закон всемирн. тяготения, разработал теорию движения небесных тел, завершил формирование гелио-центрич. системы, создал первую науч., механич. картину мира, к-рая разрушала религ. картину мира и способствовала развитию науки и материалистич. философии. Ограниченность механистич. материализма обусловила признание Н. «первого толчка» как причины появления мира, но он «запретил» богу «всякое дальнейшее вмешательство в свою солнечную систему» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 20, с. 515). Н. обосновывал автономию науки, неортодокс. трактовку ряда библ. пророчеств.

НЬЯЯ

НЬЯЯ - одна из школ др.-инд. философии, возникновение к-рой связано с именем Готамы. Осн. принципы окончательно сформулированы ко 2 в. В учении Н. разрабатывались вопросы гносеологии, впервые в Индии была создана теория силлогизма. Школа Н. теснейшим образом связана с др.-инд. филос. системой вайшешика (осн. сутры оформились не позднее 1 в.). Примерно с 7 в. учение Н. принимает осн. принципы онтологич. учения и атомизм системы вайшешика, к-рая имела сильные материалистич. традиции.

"НЬЯЯ-СУТРА"

"НЬЯЯ-СУТРА" - первоисточник системы ньяя, автором считается Готама. Окончат, редакция произведена между 2-4 вв. Состоит из 5 книг, каждая из к-рых содержит 2 раздела. Согласно «Н.-С.», познание ведет к устранению ложного знания, это, в свою очередь, устраняет зло и страдание. Мудрость, содержащаяся в ведах, не сверхъестественна. Те же мудрецы, к-рые были авторами мед. трактатов, были и авторами вед. «Н.-С.» безразлична к идее бога, он не является ни подлинной причиной человеч. деятельности, ни причиной существования Вселенной, к-рая возникла в результате свабхававады, т. е. естеств. причинности. Позднейшие интерпретаторы «Н.-С.» попытались выхолостить ее атеистич. смысл.

НЮНКА ВЛАДАС ЮОЗОВИЧ

НЮНКА Владас Юозович (1907-1983) - сов. ученый, академик АН Литовской ССР. Автор ряда книг, брошюр и статей, посвященных критике совр. клерикализма, идеологии и политики католицизма. Осн. работы: «Национально-освободительное движение и религия» (1972); «Современный Ватикан» (1980).

Предыдущая страница Следующая страница