Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕФ"-"ТЮР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕФ"-"ТЮР")

ТЕФСИР

ТЕФСИР (араб. - толкование) - схоластич. толкование Корана, основывающееся на св. предании ислама - сунне.

ТИАМАТ

ТИАМАТ - в вавилоно-ассир. мифологии - существо, олицетворяющее первозданный хаос. Изображалась в виде чудовищного дракона. Т. - прародительница богов, с к-рыми затем вступила в борьбу. В битве с Мардуком Т. была убита, а из ее тела образованы земля небо.

ТИАРА

ТИАРА - тройная корона папы римск. В ее основе - епископская митра, на к-рую как бы надеты 3 короны, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя. Изготовлялась из драгоценных металлов и украшалась драгоценными камнями. Венчает Т. крест. В таком виде Т. существует с 14 в. Папа Павел VI пожертвовал свою Т. бедным, а последующие папы -Иоанн Павел I и Иоанн Павел II - вообще отказались от акта коронации.

ТИЛИКЕ ХЕЛЬМУТ

ТИЛИКЕ Хельмут (род. в 1908) - нем. протест, теолог. Известен, прежде всего, работами в области христ. этики. Гл. предметом этики считает отношения между человеком и гос-вом. Т. не представляет к.-л. течения или школы протест. теологии, он выступает как ее популяризатор и проповедник. Он является сторонником безрелигиозного христианства, призванного дать верующему ориентацию в совр. мире. Его этика носит не столько теологич., сколько политич. характер. Она является образчиком использования религии в качестве идеологического средства борьбы против коммунизма.

ТИЛЛИХ ПАУЛЬ

ТИЛЛИХ Пауль (1886-1965) - нем.-америк. протест, теолог, один из создателей теологии культуры. Задача теологии, считал Г., - восстановить утраченный синтез христианства с совр. сознанием, культурой, дать ответ на коренные вопросы человеч. существования. Бога надо искать не в потустороннем мире, а в «глубине бытия мира и человека. Человек отчужден от бога, от мира и от самого себя. Цель истории - преодоление этого отчуждения. Носителем «нового бытия», преодолевающего отчуждение, является Иисус Христос - не бог, ставший человеком, а человек, каким он должен быть, и в этом смысль «образ божий», воплощенный в человеке. В религии Т. видел «субстанцию культуры», в культуре - форму выражения религии.

ТИМИРЯЗЕВ КЛИМЕНТ АРКАДЬЕВИЧ

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843-1920) - рус. биолог-дарвинист, обществ, деятель, продолжатель традиций прогрес. ученых-естествоиспытателей. Являлся пропагандистом и популяризатором дарвиновского учения и естеств.-научного материализма. В развитии дарвинизма большую роль сыграли работы Т. «Исторический метод в биологии» и «Факторы органической эволюции». Отстаивая материалистич. позиции, Т. выступал против идеализма в науке, против попыток использования науч. данных для укрепления релит, веры. Одним из первых рус. ученых перешел на сторону Сов. власти. Сборник его статей «Наука и демократия» получил высокую оценку В. И. Ленина. В целом ряде своих работ Т. выступал против попыток примирения науки с религией, указывал на реакционную роль клерикализма в решении социально-политических вопросов.

ТИНДАЛЬ МЭТЬЮ

ТИНДАЛЬ Мэтью (1657-1733) - представитель англ. деизма. По Т., позитивное христ. откровение не прибавляет ничего к естеств. религии, изначально открытой богом человеку при помощи одного разума; с позиций деизма Т. подверг суровой критике Библию, особенно Ветхий завет. Его осн. работа «Христианство - старое, как Сотворение мира...» (1730) рассматривалась как «библия» рационалистич. деизма и оказала определенное влияние на творчество франц. мыслителей 18 в. Вольтера к Гольбаха

ТИПЫ РЕЛИГИЙ

ТИПЫ РЕЛИГИЙ (от греч. typos - отпечаток) - классификационные группы религий, выделяемые по общим для данных религий признакам. Типологич. группировка используется для сравнительно-историч. изучения существ. свойств, связей, функций тех или иных религий. Она дает не формальную, а содержат, классификацию, выявляет не только сходство религий данной группы и несходство их с религиями др. групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов. Немарксист, типологич. схемы исходят из религ.-идеали-стич. или метафизич. понимания религии. На базе этих предпосылок выбираются соответствующие основания деления и различаются религии «языческие» и «откровенные», «естественные» и «духовные», «естественные» и «этические», «монотеистические» и т. д. Марксизм считает религию обществ. явлением и поэтому строит классификацию религий на основе соц. критериев. При такой классификации выделяются родопле-мен.,народностно-нац. и мир. религии. Типологию религий нельзя рассматривать как абсолютную, она достаточно условна, но вместе с тем она адекватно характеризует социально-исторические тенденции развития и отмирания религии.

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ - понятия, к-рые отражают определенный характер религиозности или нерелигиозности, общий для нек-рого числа людей, и на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Т. присущи как качеств., так и количеств. признаки. По происхождению типология представляет собой разновидность эмпирич. обобщения и имеет опытное содержание. Вместе с тем в ней присутствует и теоретич. элемент, позволяющий дать объяснение известным явлениям. В советской социологии принято выделять следующие Т. р. и н. и.: 1) верующие, у к-рых религиозная ориентация является доминантной; 2) верующие, у к-рых религиозная ориентация подчинена другим; 3) колеблющиеся между верой и неверием, с неустойчивой религиозной ориентацией; 4) индифферентные по отношению к религии и атеизму; 5) атеисты стихийные; б) атеисты сознательные.

ТИР, ЦВУ

ТИР, Цву - см. Древнегерманская религия.

ТИТАНЫ

ТИТАНЫ - второе поколение богов в др.-греч. мифологии: дети, а иногда и внуки Урава (Неба) и Геи (Земли). Все они - олицетворения стихия и сил природы. Общая сюжетная канва связанных с Т. мифов такова: Т. во главе с Кроюсом свергли своего отца Урана; в свою очередь, Кроноса сверг его сын Зевс, и началась война Т. против нового поколения богов - олимпийцев (семьи богов во главе с Зевсом, поселившихся на Олимпе). Олимпийцы победили Т. Побежденные были низвергнуты в Тарпр. В мифах о борьбе Т. и олимпийцев отразилась эпоха становления общегреч. олимпийской религия.

ТИХОН

ТИХОН (Белавин Василий Иванович, 1865-1925) - патриарх Моск. и всея Руси, избранный на Всерос. поместном соборе в ноябре 1917. Призывал верующих к свержению Сов. власти, предавал ее анафеме, выступал против декрета об отделении церкви от гдова, препятствовал изъятию церк. ценностей на нужды голодающих. В 1922 за ангисов. деятельность, был арестован, затем осознал свою вину и призвал духовенство и верующих к лояльному отношению к Сов. власти (ем. Тихоновщина).

ТИХОНОВЩИНА

ТИХОНОВЩИНА - направление в религ.-полит. деятельности контрреволюц. правосл. духовенства после Октябрьской революции. .Название связано с именем патриарха Тихона, к-рый предал анафеме Сов. власть и стремился превратить церковь в оплот контрреволюции. Сторонники Тихона саботировали, мероприятия Сов. власти, поддерживали белогвар-дейщину, кулацкие выступления, выступили против отделения церкви от гос-ва; следуя призыву Тихона объединяться «около своих храмов и пастырей» и идти «в защиту святынь», в 1922 организовали саботаж и вооруженные выступления в связи с изъятием церк. ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья. Убедившись, что открытая борьба против Сов. власти бесперспективна м ведет лишь к утрате церковью паствы, патриарх Тихон выступил в 1923 с заявлением об отказе от контрреволюц, деятельности и призвал духовенство м верующих встать на позиции лояльного отношения к Сов. власти. Нек-рые представители контрреволюц. духовенства отказались следовать призыву Тихона и перешли к подпольным методам борьбы против Сов. власти. Позднее они вошли в релит, группировки истинно-правосл. церкви {ИПЦ}, а также истинно-правом, христиан (ИПХ).

ТОЛАНД ДЖОН

ТОЛАНД Джон (1670-1722) - англ. философ-материалист. Развивал учение о движении как существ, свойстве материи, одном из ее атрибутов, о неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. В соч. «Хрио тианство без тайн» (1696) и др. критиковал с позиций деизма религию и церковь, стремился раскрыть «человеч. происхождение богов», земные корни представлений о бессмертии души, загробной жизни и т. п. В «Пантеиста-коне» (1720) пропагандировал идеи натур алистнч. пантеизма, отстаивал положение о материальности мира, бесконечности и вечности Вселенной.

ТОЛК

ТОЛК - разновидность к.-л. релит. учения. Наиболее широкое распространение получили Т. в старообрядчестве (см., напр., Беглопо-повцы. Поморский толк, Спасов-ский толк, Филипповекий толк и др.). Старообрядч. толки распадались на более мелкие течения -согласия.

ТОЛСТОВСТВО

ТОЛСТОВСТВО - религ.-утопич. обществ, движение в России. Вози. в кон. 80-х гг. 19 В. на базе религ.-этич. учения Л. Н. Толстого. Оценивая соц. корни учения Толстого, В. И. Ленин указывал, что оно отражало взгляды миллионов крестьян, что Толстой внес в свое учение «их наивность, их отчуждение от политики, их мистицизм, желание уйти от мира, «непротивление злу» , бессильные проклятья по адресу капитализма и «власти денег» (т. 20, с. 40). Сам Толстой решительно выступал против использования его учения в качестве новой сектант, доктрины (в 1906 он издал брошюру «Против толстовства»). Соц. состав толстовцев был весьма разнородным:

Я них кроме интеллигентов крестьяне, мелкие служащие, пришлые из деревень полупролетаризированные элементы. Толстовцы возведя в кредо самые слабые стороны религ.-этнч. учения писателя: центральными стали идеи соц. пассивности, «непротивления злу насилием», аскетизм, мистико-этич. квиетизм, идеализация патриархального строя обществ. и семеян. жизни, проповедь «всеобщей любви» и всепрощения. Для движения Т. характера! отказ от платежа податей и несения воинской службы, организация с.-х. кологай на «евангелистских» началах, просветиг.-издат. деятельность по распространению книг для народа. В условиях подъема революц. движения проповедь идей Т. была реакционное и утопичной. В. И. Ленин прямо писал, что толстовское непротивление злу было «серьезнейшей причиной пораженяя первой революционной кампании» т. 17, с. 213). В 30-е гг. в условиях развернутого колхозного строительства весьма не-многочнсл. толстовские коммуны окончательно свернули свою деятельность. Под напором передовых явлений обществ, жизни индивидуалистнч. идеалы толстовцев потерпели крах.

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910) - рус. писатель, творчество к-рого оказало огромное влияние на мир. лит-ру, отразило противоречия целой эпохи рус. общества (1861-1905). В. И. Ленин назвал его «зеркалом русской революции». Т. - автор романов «Война и мир», «Анна Каренина»; «Воскресение», множества повестей, пьес и рассказов. В то же время он был религ.-утопич. мыслителем, стремившимся преобразовать об-во при помощи морально-религ. самосовершенствования. Т. - автор ряда филос.-религ. и религ.-этич. работ. Религиозно-этическое учение Т. было глубоко противоречиво, отражало как сильные, так и слабые стороны обществ, настроений пореформенного крестьянства. С одной стороны, он дал глубокую критику правосл. церкви как носителя лицемерия, «посредством которого одни люди хотят властвовать над другими», показал пресмыкательство церкви перед царской властью. С др. стороны, он проповедовал всеобщую любаяъ, непротивление злу насилием/  аскетизм. Несмотря на утопизм моралыю-ре-лиг. учения, критика православня и царизма Т. была столь острой, что Л.Н. Подвергался гонениям со стороны властей и церкви. В 1901 Синод принял решение об «отпадении графа Толстого» от правосл. церкви.

ТОМИЗМ

ТОМИЗМ - доминирующее течение в католич. философия. Было основа») Фомой Аквинским, от имени к-рого и получило свое название (ро латыни Фома - Thomas). Католицизм использовал идеи Т. в борьбе против науки Нового времени. Реформация и бурж. революции привели к кризису католич. идеологии в целом и к упадку Т. Во вт. пол. 19 в. начинается возрождение Т. в форме неосхоластики я неотомизма.

ТОНЗУРА

ТОНЗУРА (лат. tonsura - стрижка) - выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству в католицизме.

ТОР

ТОР - в сканд. мифологии - бог грома, бури и плодородия, сын Одина и богиня земля Ерд, один из гл. асов. Изображался рыжебородым мужчиной, вооруженным громовым молотом Мьёльнир, к-рый постоянно попадал в цель и сам собой возвращался обратно, поясом силы и железными перчатками. Т. - гл. защитник богов и людей от исполинов я чудовищ. У континент, германцев Т. соответствовал Дрнар, у англосаксов - Тумор (Тонар).

ТОРА

ТОРА (сефер-тора - книга закона, учения) - др.-евр. наименование Пятикнижия. Для культовых целей используется только текст, написанным вручную на свитке пергамента.

ТОРКВЕМАДА, ТОРКЕМАДА ТОМАС

ТОРКВЕМАДА, Торкемада Томас (1420-1498) - монах-доминиканец, глава инквизиции в Испании, автор инквизиц. кодекса и процедуры инквизиц. суда, ввел в практику аутодафе, известен также преследованиями мусульман и евреев.

ТОРРЕС КАМИЛО

ТОРРЕС Камило (1929-1966) - колумбийский священник, один из первых представителей т. н. мятежной церкви Лат. Америки. Решительно осуждал союз церкви с олигархией и империализмом, выступал за сотрудничество с компартией в борьбе за социальные преобразования. Вступил в партизанский отряд и был убит в столкновении с карателями. «Движение Камило Торреса» в 60-е гг. объединяло наиболее активных «мятежных священников».

ТОСАООТ, ТОСЕФТА

ТОСАООТ, тосефта (др.-евр. - дополнение) - в евр. релит, лит-ре -сборник толкований «Моисеева закона», сходный с Мишной (см. Талмуд). Содержит преимущественно законодат.-религ. постановления и материалы, не вошедшие в Мишну. Является источником для библ. экзегетики.

ТОТ, ДЖЕХУТИ

ТОТ, Джехути - в др.-епш. мифологии - бог пуны, мудрости, письма и счета, покровитель библиотек и архивов, творец св. книг. На загробном суде Осириса ведет запись деяний умершего, охраняет его и сопровождает в царство мертвых. Т. изображался в виде человека с головой ибиса. Центр культа - г. Гермаполь.

ТОТЕМИЗМ

ТОТЕМИЗМ (на языке северо-америк. индейцев оджибве «от-отем», букв. - его род) - одна из ранних форм религии, суть к-рой - вера в сверхъестеств. родство между человеч. группами (родами) и животным и растит, миром (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем - растение или животное (чаще последнее) -воспринимался как реальный предок, от к-рого магич. образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Вместилищами духов тотемных предков считались чуринги, хранившиеся в св. местах. Традиц. комплекс представлений, связанный с Т., - это вера в возможность постоянного «непорочного» воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных членов рода, т. е. в своих живых потомков; в то, что можно магич. путем воздействовать на тотем и вызвать изобилие соответствующих животных и растений на территории своего рода (племени) и обеспечить его материальное благополучие; в то, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Наиболее обстоятельно Т. изучен у австралийцев, негров Центр. Африки, индейцев Сев. Америки, но пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.

ТРАВЕСТИ

ТРАВЕСТИ (от франц. travestir -переодевать) - изменение человеком своей роли путем переодевания в одежду и усвоения черт поведения представителей противоположного пола. Различают следующие виды Т.: игровой (театральный), ритуальный, сексуальный. Наиболее известные формы ритуального Т. - т. н. шаманы превращениего пола у народов Сев.-Вост. Азии, т. е. шаманы, придающие себе женский облик, мотивируя это требованием «избравшего» их шаманского духа мужского пола. Ритуальное исполнение мужчинами женских ролей, реже женщинами - мужских имело место в обрядах инициации у австрал. аборигенов, племен и народов Африки, в ор-гиастич. культах ближневост. и античных религий, в карнавальных мистериях средневековья.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ - направление в богослов-, отвергающее попытки пересмотра релит, догматики, соц.-нравств. концепций церкви применительно к развитию науки, переменам в обществ, жизни и сознании верующих. В противовес модернистам, рассчитывающим спасти авторитет религии, отказавшись от наиболее абсурдных с совр. т. зр. представлений, сторонники Т. настаивают на вечном и неизменном характере содержания релит, учений, опасаясь, что отказ от части релит, догм подорвет все здание религии. Особенно отчетливо Т. проявляется в том ил ином релит, направлении в периоды значит, обществ. перемен. В нач. 19 в. термином «Т.» обозначались позиции группы франц. писателей (Шатобриан, Ж. де Местр, Ламенне), отвергавших деизм н антиклерикализм 18 в. На II Ватикан, соборе сторонник Т. выступал против определенной демократизации культа, изменений в соц. учеши церкви.

ТРАДИЦИЯ

ТРАДИЦИЯ (лат. tiaditio - передача) - форма преемственности в различных видах человеч. деятельности, материальной и духовной, предполагающая полное мл частичное воспроизведение спосо- бов, приемов и содержания деятельности предыдущих поколений. В клас. об-ве Т. носят клас. характер и в зависимости от их соц. содержания могут играть различную роль. В развитии соцналястич. культуры м формировании нового человека большое значение приобретают социалист. Т.

ТРАДУЦИАНИЗМ

ТРАДУЦИАНИЗМ (от лат. toadu-со - переводить) - направление в христ.-богосл. учении о душе. В противоположности, креацианизму, утверждающему, что душа создается богом из ничего и получает бессмертие в каждом случае рождения человека, сторонники Т. полагают, что душа создана богом при сотворении первого человека - Адама и затем передается от родителей детям при зачатии. Приверженцами Т. были Тертуялиан, Лютер.

ТРАНС РЕЛИГИОЗНЫЙ

ТРАНС РЕЛИГИОЗНЫЙ (франц. trance - оцепенение) - термином «транс» обозначают состояние помрачения сознания, а также отрешенность, экстаз, «ясновидение». Т. р. как следствие гипноза или самогипноза отмечен в разных конфессиях и разных культовых ситуациях: медитация в буддизме, состояние оракулов в момент изречения ими предсказаний (напр., Дельфийский оракул в Др. Греции, гос. оракул при дворе далай-ламы в Тибете), медиумов в некромантии и оккультизме, пророков в христианстве и исламе.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (букв. выходящий за пределы данного предмета, области явлений и т. д.) -в схоластике - переход из сферы посюстороннего бытия в сферу потустороннего, над миром лежащего. Иной аспект понимания Т. - главный в последующей философии: выход за пределы возможности опыта, превышение возможности человеч. познания. Кант считал Т. бога, душу, бессмертие. В общеупотребит. значении Т. -сверхчувственный, потусторонний, сверхъестественный.

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ - в христ. теологии философии - надмир-ское, сверхъестественное, выходящее за рамки чувственно данного человеку н доступного его познанию. Т. лежит за пределами чувственно данной действительности как сверхчувственное, чисто духовное начало - бог и человеч. душа. Понятие Т. используется в совр. философии экзистенциалистами (у К. Ясперса Т. - открытость человеч. экзистенции абсолюту, переход от «чистого бытия» к «самобытню»; уМ. Хай-деггера Т. - переход от единичного человеч. существования к миру вообще, существующему в целом, к экзистенции).

ТРАУР

ТРАУР (от нем. Trauei - печаль, скорбь) - форма внешнего выражения скорби по умершему или по случаю к.-л. обществ., общенац. бедствий, выражающаяся в траурных обычаях - ношении одежды особого цвета, самоистязаниях, обрезании волос, раздирании одежды, причитании и восхвалении покойника, постах, множестве релит, запретов и т. п. Траурные обычаи, уходящие своими корнями в первобытн. верования - анимизм, предков культ  и др., - на всех этапах развития общества использовались господств, религией для утверждения своего влияния на верующих.

ТРЕБА

ТРЕБА - молитва и священнодействие, совершаемые священнослужителями по просьбе одного или нескольких верующих. По церк. учению, обладает особой таинств, силой. К Т. относятся чины (порядок произнесения молитв) литургии, таинств, погребений, а также спец. службы на разные случаи (т.н. молебны за здравие, по случаю засухи и т. д.).

ТРЕБНИК

ТРЕБНИК - богослужебная книга в православии, содержащая молитвы, относящиеся к любой требе, и изложение порядка совершения треб.

ТРЕЗВЕННИКИ

ТРЕЗВЕННИКИ - релит, секта, возникшая в России в кон. 19 в. и близкая по вероучению к духовным христианам. Ее соц. базой являлись мелкобурж. слои городского населения, однако Т. усиленно вербовали в свои ряды и деклассированные элементы. В секте существовал ряд группировок, получивших названия по фамилии их руководителей: чуриковцы, ко-лосковцы, григорьевцы, аниси-мовцы, мироновцы и др. Т. призывали к отказу от употребления алкоголя, утверждая, что гл. причиной зла на земле является вино, а средством спасения - трезвость. Преодоление пьянства и др. пороков, считали они, можно достичь путем нравств. самоусовершенствования. Т. признавали особую «благодатную силу» своих «пророков» - руководителей, в связи с чем в секте процветали шарлатанство, знахарство, кликушество, суеверия, инсценировались «чудесные исцеления». Наиболее влият. была группировка последователей Ивана Чурикова, действовавшая в Москве, Петербурге и прилегающих к ним районах.

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР - см. Вселенские соборы.

ТРИМУРТИ

ТРИМУРТИ (от санскр. - 3 образа, лица) - в индуизме и брахманизме 3 ипостаси единого и безличного космич. духовного начала - брахмана, выражающие 3 его осн. функции: Брахма - бог -созидатель Вселенной, Вишну - сохранитель всех миров и Шива - их разрушитель.

ТРИНИТАРИИ

ТРИНИТАРИИ (от лат. trinitas -троица) - члены католич. монаш. ордена «пресвятой троицы», основанного в кон. 12 в. В 1609 Т. причислены к нищенствующим орденам. Гл. задачей Т. ставили выкуп христиан, попавших в плен к мусульманам. Помимо соблюдения общих монаш. обетов Т. не употребляли в пищу мясо, отказы вались от собственности в любой форме. Т. отличались крайней нетерпимостью по отношению к инакомыслящим. С одобрения папы Иннокентия III активно поддерживали существовавшие феод. порядки. В период Реформации влияние Т. стало заметно падать, а к кон. 18 в. орден практически прекратил свое существование. В наст. вр. сохранилось лишь несколько монастырей Т.

ТРИОДЬ

ТРИОДЬ (греч. triodion - букв. - трипеснец) - богослужебные книги  в правосл. церкви. Состоит из 2 книг: Т. постной, содержащей песнопения и молитвы к великому посту, и Т. цветной, посвященной прославлению пасхи и последующих праздников.

ТРИПИТАКА, ТИПИТАКА

ТРИПИТАКА, Типитака (санскр. - 3 корзины) - наиболее ранний и полный сборник будд. релит. канонич. лит-ры, выдаваемый за откровения Будды в изложении его учеников. В течение веков эти откровения передавались изустно, впервые, по легенде, получили лит. оформление в 1 в. до и. э. Т. состоит из 3 частей (питак). Первая - виная-питака, включающая 5 книг, посвящена принципам организации будд. монаш. общины, правилам приема в нее и требованиям к монашеству. Виная-питака подробно регламентирует всю жизнь монахов и их отношения с мирянами. Сутта-питака - второй раздел Т., состоящий из 5 сборников (никай), излагающих учение Бунды в форме приписываемых ему и его ближайшим ученикам притч и бесед, а также сборников легенд, афоризмов, поэм, комментариев и т. д. А6-хидхарма-питака, «корзина толкования учения», состоит из 7 книг, содержащих теологич. трактовку оси. положений вероучения. Изменявшиеся в течение времени разнообразные редакции текстов Т. дают возможность изучать действит. ход развития буддизма в различные времена и в различных странах.

ТРИПТИХ

ТРИПТИХ (от греч. «tripthycho» - сложенный втрое) - первоначально - складная икона, состоящая из 3 остей. В наст. время Т. называется любое произведение искусства из 3 картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных общей идеей или сюжетом.

ТРИТОН

ТРИТОН - в др.-греч. мифологии - сын Посейдона и Амфитриты, живет с ними в залогом дворце на дне моря. Изображался морским кентавром. ^^ f

ТРОИЦА

ТРОИЦА - 1) по христ. представлениям, 3 лица бога - бог-отец. бог-сын и бог-дух святой. Вера в то, что бог существует в 3 лицах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на церк. соборе в Константинополе в 381. Внушая ее своим последователям, христ. церковь подчеркивает «непостижимость» догмата для человеч. разума, что якобы свидетельствует о его сверхъестест. характере. В действительности представления о божеств. Т. сложились в глубокой древности. Т. существовали в религиях Др. Египта (Осирис, Исида, Гор), Др. Индии (Брахма, Вишну, Шива), Вавилонии (Ану, Эа, Бэл) и др., явившись отражением факта существования моногамной семьи. По мнению ряда исследователей, Т. богов возникли как связующее звено между многобожием и единобожием в период перехода от, политеизма к монотеизму; 2) христ. праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается на 50-й день после пасхи (отсюда его др. название - пятидесятница). Содержание Т. составляет почерпнутый из новозаветной кн. Деяния апостолов» миф о сошествии «св. духа» на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они «заговорили на разных языках, никогда им не учившись». В богословии этот миф толкуется как указание Христа нести весть о христианстве «всем народам и языкам». В христианстве праздник сложился в 4 в., после того как был принят догмат о Т. Заимствовав мн. элементы из иуд. пятидесятницы, он вобрал в себя обычаи и обряды народных празднеств тех стран, где утверждался вместе с христианством. Так, на Руси Т. слилась с широко отмечавшимся праздником семикам. Семицкие обычаи, берущие начало в верованиях др. славян, почитавших духов растительности, сохранились в культе Т., хотя никакого отношения к церк. мифу о сошествии «св. духа» на апостолов не имели. Т. привлекала к себе верующих прежде всего тем, что с ней совпадало завершение важного с.-х. цикла. Для многих привлекательной была и обрядовая сторона праздника, включающая поминание умерших, украшение жилищ зеленью и т. п. Ныне былая популярность Т. утрачена, хотя она по традиции продолжает отмечаться, преимущественно в сельской местности.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА - крупнейший рус. монастырь, нахо-д¦ггся в совр. Загорске (71 км к северу от Москвы), основан в сер. 14 в. Сергием Радонежским. Наименование «лавра» присвоено в 1744. В 14-18 вв. Т.-С. л. играла важную роль в полит, жизни Руси, являлась крупнейшим феод.хозяйством. В наст. вр. на территории Т.-С. л. находятся резиденция патриарха Рус. правосл. церкви, духовная академия и семинария.

ТРОПАРЬ

ТРОПАРЬ - в правосл. богослужения - песнопение, в к-ром раскрывается сущность отмечаемого церковью праздника млн события, перечисляются подвиги прославляемого святого.

ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920) - рус. релит, философ, последователь В. Соловьева, изложивший в своих кн. «Миросозерцание В. С. Соловьева» (1913), «Метафизические предположения познания» (1917), «СмыслжизшГ (1918) собственную филос. систему. По его учению, смысл жизни  определяется не человеком и обществом, а «абсолют, сознанием», «вес-единым умом», т. е. богом. Только бог является началом и концом эволюция, ее основой и смыслом. «Абсолют, сознание» оплодотворяет познание истины, делает сознание активным. С ортодокс. позиций Т. отстаивал библ. креационизм, обосновывал наличие зла свободой воля человека, доказывал зависимость обществ. жизни от божеств, промысла.

ТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905) - рус. релит, философ, последователь А Соловьева. Осн. работы посвящены обоснованию хряст, вероучения, в т. ч. идея бессмертия. Особое внимание удалял разработке закона «универс. соотносительности», сводившегося к утверждению, что знание приобретает яогич. последовательность лишь в случае, когда оно является следствием уняверс. разума или второй ипостаси божеств. троицы.

ТРЯСУНЫ

ТРЯСУНЫ - то же, что Пятидесятники.

ТУКАЙ (ТУКАЕВ) ГАБДУПЛА

ТУКАЙ (Тукаев) Габдупла (1886-1913) - тат. поэт и публипяст. В поэтич. и публицнсгич. произведениях дал резкую критику реакц, соц. сущности ислама и антинародной деятельности мусульм. духовенства. Т. выступал против учения о нац. исключительности мусульман, пантюркизма, унижения исламом женщин. Призывая к дружбе с рус. народом, считая ее необходимым условием соц. освобождения татар.

ТУРИНСКАЯ ПЛАЦАНИЦА

ТУРИНСКАЯ ПЛАЦАНИЦА (покров, плат) - одна из хряст. реликвий; кусок ткани с туманно проступающим очертанием человеч. тела, к-рый церковь объявила погребальным покровом Иисуса Христа, сохранившим на себе следы его крови и пота. Наиболее раннее известие о Т. п. относится к перв. пол. 14 в. (Франция); источник ее появления неизвестен. С 1578 Т. п. хранится в Турине в соборе Св. Джиованни Батнсты я периодически выставляется на всеобщее обозрение. Осн. аргументы против подлинности Т. п. первоначально выдвинула сама церковь: противоречие библ. данным о типе погребальной одежды др. евреев, неизвестность местонахождения Т. п. в течение 13 вв., появление нескольких десятков покровов такого типа в Европе после крестовых походов. До сих пор не дано офиц. согласия церкви на радиокарбоиовый анализ ткани, без к-рого не представляется возможным ее точно датировать, а следовательно и сделать науч. выводы о ее пошпвносо.

ТШЛЬЧ ЭРНСТ

ТШЛЬЧ Эрнст (1865-1923) - нем. теолог и философ. Стремился закрепить позиции христианства, обосновать его интегрирующую функцию в обществ, жизни, приспосабливая его в этих целях к изменившимся соц. условиям. Т. рассматривал христианство как высш. точку развития зап. культуры, видя его призвание в гуманизации обществ, порядков. В христ. этике и соц. учении видел средство преодоления клас. антагонизмов. Идеи Трёльча широко используются в наст. вр. в бурж. и социал-де-мократич. идеологии, особенно в ФРГ.

ТЭЙЛОР Э. Б.

ТЭЙЛОР Э. Б. - см. Тайлор Э. Б.

ТЭНРИКЁ

ТЭНРИКЁ - релит, течение, возникшее в Японии в 1838. Его основательница Мики Накаяма (1796-1887) выступила с проповедью от имени бога родителей, объявив себя его «живым храмом». Учение Т. представляет смесь элементов синтоизма, буддизма, христианства. Признавая, что все существующее дано богом «взаймы», приверженцы Т. считают долгом бескорыстно трудиться на благо церкви, распространяя ее учение. В «св. городе» Тэнри созданы ун-т, школы, мед. учреждения. Пропаганду Т. ведут издательство, радиостанция, киностудия.

ТЭРА

ТЭРА (яп.) - будд. храм. Т., как правило, строились на возвышенностях, горах или холмах. С целью распространения буддизма в Японии издавались указы о строительстве будд. храмов в каждой провинции, зачастую вблизи синтоист. святилищ. В столице находился центр, храм или группа храмов, к-рым подчинялись вровииц. храмы. В позднем средневековье на

чали строить смешанные синго-будд. храмы - результат синто-будд. синкретизма.

ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА

ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА - группа либерально-протест. богословов 19 в., виднейшим представителем к-рой был Ф. К, Баур. В начале своей деятельности ее поддерживал Д. Штраус. Иногда ее называют ново-тюбингенской школой, в отличие от группы тюбингснских теологов 18 в. Т. ш. внесла вклад в исследование истории первонач. христианства, в библ. критику. Баур и его последователи доказали, что в Новом завете отражена борьба различных тенденций и направлений в христианстве, вскрыли противоречия, содержащиеся в евангелиях.

ТЮРБЕ

ТЮРБЕ (тур.) - надгробное сооружение, мавзолей в странах Ближн. и Ср. Востока.

Предыдущая страница Следующая страница