Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПРЕ"-"ПЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПРЕ"-"ПЯТ")

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ - предустановленность жизни и поведения человека, его спасения и осуждения в вечности волей бога. В иудаизме, христианстве, исламе - один из осн. догматов. П. - объект борьбы различных рслиг. течений, пытающихся преодолеть противоречие между представлениями об абсолют. П. и свободой воли человека, его моральной ответственности за поступки. В христианстве борьба вокруг П. шла особенно остро в период патристики и Реформации. В противовес признанному еретическим учению пелагианства о возможности спасения человека собственными силами Августин утверждал, что получение благодати и спасение целиком зависят от воли бога. Кальвинизм выдвинул учение об абсолют. П. Ислам, сохраняя ориентацию на фатализм, сочетает П. с допущением в известных рамках свободы воли. Православие и католицизм обосновывают совмещение свободы воли с божеств. П., провидящим пути использования человеком дарованной ему богом свободной воли. Совр. теология стремится смягчить фаталистич. характер П. при модернизации религ. футурологии, эсхатологии.

ПРЕДПИСАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ

ПРЕДПИСАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ - требования, предъявляемые к.-л. религ. верой и церковью от имени бога, пророков или во имя их. П. р. могут регламентировать не только культ, но и самые разнообразные сферы жизни: быт, труд, взаимоотношения семейные, половые и т. д. Примером могут служитьмногочисл. установления Ветхого завета. Сфера действия П. р. имеет тенденцию к сужению, сосредоточению в области моральных предписаний и культа, поскольку развитие обществ. практики, науки, культуры обнаруживает полную несостоятельность и вред мн. П. р. Хотя христ. церкви официально признают де-сятословие, но умалчивают при этом о таких заповедях, как праздновать субботу, не варить козленка в молоке его матери и т. д. При всей случайности и нелепости мн. П. р., в целом их происхождение следует объяснять не просто произволом религ. фантазии, но когда-то существовавшей практич. потребностью. Религ. санкция норм, правил, предписаний оказывала и оказывает парализующее воздействие на мысль, поиски лучших решений и тем препятствует прогрессу в тех сферах обществ, и личной жизни, к-рые регламентировались религией. Мн. преступления против человечности  совершались людьми, следовавшими П. р.

ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ

ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ - понятие, входящее в круг идей учения о перевоплощении и означающее те его этапы, к-рые предшествовали данному, теперешнему, и оказали на последнее свое воздействие. Напр., подробно разработано П. Будды Шакья-Муни, возвестившего миру учение о спасении. Факты П. изложены в т. н. джатаках, повествующих о 550 прежних перерождениях Будды. Материал для джатак черпался гл. обр. из инд. фольклора.

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ - 1) предвзятое, отриц. отношение к ч.-л., к.-л.; 2) ложное убеждение, связанное с мировоззренч. заблуждениями, напр. с религиозными. Ошибочность П. субъективно не осознается; несмотря на его противоречие действительности;реальному опыту, знаниям и истин, убеждениям самой личности. Восприятие, поддержание и стойкое закрепление мн. П. осуществляется по психологич. каналам подражания, внушения и самовнушения в обход критики и собственного реального опыта верующего - под воздействием веры в бога, проповедей, культа, религ. среды и отношений. Ядро этих П. - принятые на веру измышления о чудесах, мистически окрашенные представления, чувствен, иллюзии и пр. Преодолению П. способствует расширение соц. связей верующего, стимулирование обществ, активности, приобщение к достижениям науки и культуры, усвоение материалистич. мировоззрения.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АТЕИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АТЕИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ - необходи мая связь между предшествующими и последующими атеистич. идеями, в более широком смысле - между этапами развития атеизма, а также между атеистич. учениями и прогрес. элементами всей духовной культуры человечества. Атеизм несовместим с нигилистич. отрицанием культурных достижений прошлого. П. а. у. выражается в поступат. развитии атеизма: каждое атеистич. учение, опираясь на сумму знаний, вносит элементы нового в осмысление религии и методы ее критики. П. а. у. опирается на материалист, концепцию самодостаточности и вечности природы, развивающуюся исторически от допущения невмешательства бога в дела природы и общества до последоват.-материалистич. отрицания сверхъестественного. П. а. у. выявляется, напр., в вопросе о происхождении религии. Осн. мысль, проходящая через всю историю атеизма, - идея земного, естеств. происхождения религии. До марксизма эта идея имела гл. обр. пси-хологич. обоснование: религия -продукт страха, невежества и обмана. Марксизм, не отрицая этих факторов, совершил переворот во взглядах на религию и ее происхождение, увидев причины религии прежде всего в несвободе человека по отношению к окружающему миру, порожденной его бессилием перед природой и процессом обществ, развития. Мысли о связи религии с соц. факторами, с господством одних и угнетением других высказывались и до Маркса (напр., Фейербахом), но носили стихийный характер. Более систематическими являлись положения революц. демократов о связи религии с соц. факторами. П. а. у. обнаруживается и в вопросе о роли религии в об-ве, о путях ее преодоления. Совр. марксист, атеизм - закономерный результат предшеств. развития атеистич. мысли.

ПРЕЛАТ

ПРЕЛАТ (лат. praelatus - предпочтенный, поставленный над кем-либо) - в католич. и англикан. церквах - звание, присваиваемое высш. духовным лицам.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

ПРЕОБРАЖЕНИЕ - праздник правосл. церкви, относимый к чис

лу двунадесятых праздников. Отмечается 6(19) августа. Установлен в честь якобы реального события - «преображения» Иисуса Христа, о к-ром повествуется в Евангелии от Луки. По еванг. сказанию, однажды, когда Иисус молился на горе со своими учениками, лицо его преобразилось, одежда сделалась белою и из облака раздался голос божий: «Сей есть сын мой возлюбленный; его слушайте» (Лк. 9 : 35). Тем самым, по словам правосл. духовенства, Иисус будто бы совершил одно из самых больших своих чудес, чтобы «явить» свою божеств. сущность. Однако это чудо прямо заимствовано из ветхозаветной книги «Исход», где повествуется о П. Моисея (24, 34). Еванг. сказание имело целью возвысить Иисуса в глазах верующих, устами господа назвать его «сыном божьим». Праздник П. был установлен в 4 в. На Руси он появился вместе с христианством и был приурочен к старинному земледельч. празднику, с к-рого начиналась уборка яблок в садах. Отсюда сложившееся в народе др. название праздника - яблочный спас. Церковь освятила бытовавший обычай не есть яблок до их созревания, связав сбор урожая со временем праздника П. Т. обр. церк. праздничная дата вошла в народный календарь.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Петр Федорович (1894-1941) - сов. историк, занимавшийся исследованием раннего христианства, влияния античных культов на формирование христ. догматики, морали и обрядности. Осн. труды вошли в сб. работ П. «В мире античных идей и образов» (1967).

ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ - находящийся в Москве центр старообрядческой (беспоповской) общины Федосеев ского толка. П. к. было основано в 1771 во время эпидемии чумы купцом Ковылиным, получившим участок земли близ Преображенской заставы и основавшим 2 монастыря-общежития: мужской и женский. В нач. 19 в. число обитателей их достигало 1500, а число прихожан - 10 тыс. Царское правительство в 1847 передало П. к. под начало попечительского совета, а верующих пыталось обратить в единоверие. Однако уничтожить общину так и не удалось. Она сохраняется и в наши дни, осуществляя руководство всеми общинами Федосеевского толка, продолжающими существовать в стране.

ПРЕСВИТЕР

ПРЕСВИТЕР (греч. presbyteros - старейшина) - управляющий в раннехрист. общинах, а после образования христ. церкви - священнослужитель. В протестантизме П. - руководитель общины, избираемый, как и пастор, из состава мирян.

ПРЕСВИТЕРИАНЕ

ПРЕСВИТЕРИАНЕ (от Греч. presbyteros - старейшина) - течение в кальвинизме, возникшее в период Реформации в Шотландии и Англии. Выражая интересы крупной буржуазии и нового дворянства, П. выступали против королевского абсолютизма и поддерживавшей его англикан. церкви; сыграли важную роль в англ. бурж. революции 17 в. Основал церковь П. в Шотландии Дж. Нокс (1505-1572). Он выдвинул требование республикан. церк. устройства и возврата к первонач. христианству. Осн. принципы вероучения П. изложены в «Вестминстерском вероисповедании» (1648) и выдержаны в духе ортодокс, кальвинизма, с его верой во всеобщую греховность людей и абсолют, предопределение. Культ предельно упрощен. Богослужение состоит из проповеди, общей молитвы, пения псалмов. Управляются общины П. консисторией в составе пресвитеров и пастора, избираемых из мирян. Несколько общин объединяются в ассоциацию, возглавляемую пресвитерией в составе пресвитеров и пасторов от каждой общины. Ассоциации входят в провинц. и нац. синоды. Высш. органом у П. является ген. ассамблея, состоящая из пресвитеров и пасторов, направляемых пресвитериями. Значит, часть П. входит в свою международ, орг-цию - «Альянс реформатских церквей мира, придерживающихся пресвитерианского строения», учрежденную в 1875. В наст. вр. П. имеются в Шотландии (гос. церковь), Англии, Ирландии, США, Канаде, Австралии и др. странах.

ПРЕСТОЛ

ПРЕСТОЛ - гл. принадлежность христ. храма, предмет, религ. поклонения; небольшой четырехугольный стол, часто художеств. исполнения, находится посредине алтаря; место размещения антиминса, креста и евангелия. Возле П. совершается евхаристия, проводятся богослужения.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ - праздники правосл. церкви, посвященные различным персонажам или событиям «св. истории», в честь к-рых построен данный храм или его придел. Отсюда др. название - храмовые праздники. На Руси П. п. сложились в период распространения христианства. В условиях феод. раздробленности отд. княжества стремились обзавестись «собственными» святыми, к-рые бы покровительствовали им. В их честь воздвигались храмы, а связанные с ними праздники становились ежегодными, приобретая особое значение в данной местности. И поныне церковь рассматривает культ местных «покровителей» как эффективное средство идеологич. воздействия: «свои» святые оказываются для верующих более близкими, на них возлагаются особые надежды в «заступничестве» перед богом. Это одна из гл. причин сохранения П. п. в наст. вр. Попытки оправдать их существование в наши дни народными традициями безосновательны.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ - посягательства на устои религии, имущественные и иные интересы жреч. корпораций, личность и привилегии священнослужителей, отклонение от религ. догматов и обрядности, различные нарушения религ. запретов и безверие. Строго преследовались рабовлад. уголовным правом. В сред-невек. Европе перечень П. р. еще более расширился. Под влиянием канонич. права светское право рассматривало как наиболее опасные преступления ересь, колдовство, богохульство и кощунство. Репрессии за П. р. приобрели массовый характер и отличались исключит, жестокостью. Бурж. уголовное право до 19 в. рассматривало П. р. как посягательства на бога и его предписания. В ряде стран до сих пор сохраняется ответственность за богохульство и кощунство. К П. р. относятся также воспрепятствование совершению рели г. обрядов и церемоний, оскорбление религии и служителей культа и др. Охраняя религию и интересы религ. орг-ций, бурж. право не предусматривает ответственность за посягательства па материалистич. мировоззрение, на атеистич. чувства, за дискриминацию атеистов.

ПРИДЕЛ

ПРИДЕЛ - особый алтарь в христ. храме, обращенный, как и гл. алтарь, к востоку, располагается впереди или позади гл. алтаря (в православии) или на сев. или юж. стороне храма (в католицизме) . П. существуют для того, чтобы в один день совершать несколько литургий (по числу П.).

ПРИЗВАНИЕ

ПРИЗВАНИЕ (нем. der Beruf) - протест, учение о религ.-нравств-значении обществ.-практич. деятельности человека, о «службе богу» в миру. М. Лютер, а вслед за ним и остальные реформаторы, провозгласив принцип «всеобщего священства» и «превратив мирян в попов» (К. Маркс), превратили мирскую деятельность верующего в деятельность религиозную. М. Beбер (1864-1920) отмечал, что в протестантизме «повседневная деятельность, превратившаяся в П., сделалась источником спасения». М. Лютер истолковывал П. в смысле ограничения человеком своих стремлений рамками, данными ему богом, профессией и состоянием. Отсюда вытекало его требование подчинения властям, покорности и смирения. Ж. Кальвин развил учение о П. как активном деянии человека, к-рым он доказывает свою принадлежность к рангу избранных богом. Кальвинист. концепция П. стала идейн. оружием в руках пуритан, радикальных англ. сект, боровшихся с монархией. В дальнейшем, по мере того как буржуазия утрачивала свой рсволюц. пыл, учение о П. трансформировалось в требование выработки особого типа жизн. поведения, таких нравств. добродетелей, к-рые бы способствовали достижению делового успеха в земной жизни.

ПРИМАС

ПРИМАС (лат. - первенствующий) - в католич. и англикан. церквах - титул глав церквей. Напр., архиепископ кентерберийский  - П. англикан. церкви Великобритании.

ПРИОР

ПРИОР (лат. - первый, важнейший, старший) - 1) настоятель небольшого мужского католич. монастыря; 2) должностное лицо в монаш. орденах, рангом ниже великого магистра.

ПРИСТЛИ ДЖОЗЕФ

ПРИСТЛИ Джозеф (1733-1804) - англ. естествоиспытатель, философ-материалист. В гл. филос. соч. «Исследования о материи и духе» (1777) отстаивал материалистич. решение психофиз. проблемы, обосновывал положение о материальной природе сознания, его зависимости от нервной системы и мозга. Выступал против религ. представлений о нематериальности и бессмертии души, утверждал, что «человек весь материален». Являясь сторонником деизма, П. делал уступки религ. идеологии.

ПРИТВОР

ПРИТВОР - зап. часть христ. храма, отделенная от средней его части глухой стеной. В П. могли входить не только «истинно верующие», но и иноверцы и еретики. В день пасхи в П. миряне приносят для освящения куличи, яйца, сыр и т. п.

ПРИТЧА РЕЛИГИОЗНАЯ

ПРИТЧА РЕЛИГИОЗНАЯ - небольшой устный или письменный рассказ аллегорич.-назидательного содержания, в к-ром смысл событий, их развитие представляются зависящими от сверхъестественною. Образная форма, построение сюжета на житейских ситуациях и наблюдениях, иносказат. характер - все это способствовало популярности П. р. среди верующих, делало их удобным сродством распространения соц. и моралыю-религ. идей. Как фольклорн. жанр притчи были известны всему Др. Востоку, нередко содержали обличит. мотивы, но с появлением религ. лит-ры они почти полностью теряют эту направленность и используются жрецами для проповеди смирения и покорности. Много П. р. в Ветхом завете (напр., притчи Соломона), сванг. притчи вложены в уста Хрисга. В евангелиях также содержится немало народных притч, поговорок, житейских наблюдений.

ПРИХОД

ПРИХОД - низш. церк.-адм. единица в христианстве, имеющая церковь с причтом и общину верующих. В Рус. правосл. церкви П. возглавляет церк. совет, избираемый на общем собрании верующих из мирян. Являясь исполнит. органом общины, совет выполняет ряд административно-хозяйств. функций: нанимает духовенство для удовлетворения религ. потребностей прихожан, заботится о сохранности церк. здания и предметов культа, следит за расходованием средств П. и т. п. Духовенство, ограничиваясь богослужебной практикой, не может вмешиваться в деятельность церк. совета.

ПРИЧАЩЕНИЕ, ЕВХАРИСТИЯ

ПРИЧАЩЕНИЕ, евхаристия (греч. eucharistia) - одно из 7 таинств в католич. и правосл. церквах, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, в к-рых якобы воплощены «тело и кровь» Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся «стелесниками Иисуса Христа», «участниками божеского естества». Иисусу приписывается и установление П. В действительности же это пережиток др. обычая поедать мясо и пить кровь св. животного. Эти обычаи, тесно связанные с то-тсмистич. верованиями (см. Тотемизм), имели место в мистериях, посвященных различным богам гл. обр. вост. религий, многие элементы к-рых были заимствованы христианами. П. называют гл. таинством христ. религии. Оно занимает центр, место в литургии. До последнего времени порядок совершения П. в православии отличался от установленного в католицизме. Кепи правосл. верующие причащались и хлебом и вином, то у католиков мирянам разрешалось совершать П. только хлебом. Лишь II Ватик. собор принял решение разрешить им П. и вином. В протест, церквах П. рассматривается не как таинство, а как символич. обряд, лишенный мистич. смысла. Однако во всех случаях П. служит закреплению в сознании верующих отсталых, антинауч. представлений.

ПРИЧЕТНИК

ПРИЧЕТНИК - см. Псаломщик.

ПРИЧТ

ПРИЧТ - в христианстве - священно- и церковнослужители одного храма (прихода). В П. входят: настоятель, священник (иногда 2-3 и более), дьякон, пономарь, псаломщик, чтец и т. д.

ПРОВИДЕНИЕ, ПРОМЫСЛ БОЖИЙ

ПРОВИДЕНИЕ, промысл божий - по представлению верующих и согласно религ. учениям - деятельность бога, определяющая весь ход событий в мире. Вера в П. в фантастич. форме отражает придавленность человека силами природы и гл. обр. соц. силами в эксплуатат. об-ве. Вера в П. снижает творческую активность верующих, примиряет их с соц. несправедливостью. В своем крайнем выражении она ведет к фатализму.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia - провидение) - теологич. концепция истории как промысла божьего. Согласно П., любое обществ, событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, свидетельствуют о присутствии бога в мире, являются проявлением его воли и осуществлением заранее поставленной им цели. П. тесно переплетен с телеологией. В христианстве идеи П. разрабатывались мн. апологетами, а затем ..отцами церкви» и в систематизированном виде были изложены Августином, к-рый в соч. «О граде божьем» представил мировую историю как осуществление божеств, плана, направл. на достижение людьми потустороннего «царства божьего». В эпоху средневековья идеи П. были господствующими в историч. и филос. мысли Европы. В наст. вр. их пытаются возродить и модернизировать представители т. н. «христ. философии истории» (Ж. Маритен, Р. Нибур и др.). Идеи П. пронизывают учение ислама о предопределении, служат обоснованием его фатализма. Они освящают об-во неравенства и угнетения, изображают его вечным и предустановленным «сстсств. порядком», в к-ром человек является пассивным орудием божеств. воли.

ПРОГРЕСС

ПРОГРЕСС - особый тип развития, к-рый включает в себя не только изменение, но и совершенствование, переход от низшего к высшему. П. не является всеобщей формой развития, в часта., он отсутствует во мн. процессах развития неорганич. природы. Понятие П. неприложимо и ко Вселенной в целом (т. с. ко всему объективному материальному миру). Признание однонаправленности прогрес. развития Вселенной ведет к ре-лиг.-идеалистич. выводу о начале и конце мира (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 22, 362-363). П. носит относит, характер, он присущ нек-рым формам движения материи, прежде всего биологической и социальной. Критерии П. специфичны в каждой из этих форм. П. обществ, означает постулат., восходящее развитие общества от более низких ступеней развития к более высоким. Обществ. П. не следует понимать как заданную заранее цель историч. развития. П. общества определяется объективными законами его развития, и в част. законом соответствия производств, отношений характеру производит, сил. В. И. Ленин считал развитие производит. сил высш. критерием обществ. прогресса. Более высокому уровню развития производит, сил соответствует и более прогрес. система производств, отношений, дающая больший простор развитию производства, способствующая более полному и глубокому познанию окружающего мира и использованию этих знаний в прак-тич. деятельности людей. С этой т. зр. псрвобытн. об-во, рабовлад., феод., капиталистич. и коммунистич. формации представляют собой осн. ступени обществ. П. П. общества не исключает моментов регресса, движения вспять в отд. сферах его жизни. В клас. об-ве П. носит антагонистич. характер. В капиталистич. об-ве развитие науч.-технич. П. осуществляется в интересах монополий, подчинено извлечению наивысш. прибыли. Только в условиях социализма науч.-технич. и культурный П. осуществляется в интересах трудящихся, способствует удовлетворению их материальных и духовных потребностей и развитию личности. Совр. бурж. идеология враждебна идее П. Нек-рые бурж. историки и социологи (А. Тойнби, Л. Сорокин) противопоставляют соц. П. идею циклич. развития, круговорота цивилизаций. Другие рисуют гибель цивилизации как неизбежный результат науч.-технич. П. Эти идеи используются совр. теологией, к-рая с их помощью пытается обосновать эсхатологич. выводы о конце мира.

ПРОЗЕЛИТ

ПРОЗЕЛИТ (греч. proselytos, букв. - пришелец) - человек, принявший к.-л. новую веру; новообращенный горячий приверженец ч.-л.

ПРОЗЕЛИТИЗМ

ПРОЗЕЛИТИЗМ (от греч. preselytos, букв. - пришелец) - 1) стремление обратить в свою веру лиц др. исповедания; 2) горячая преданность вновь принятой вере.

ПРОЗЕРПИНА

ПРОЗЕРПИНА - см. Персефона.

"ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ"

"ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ" - гл. труд Ч. Дарвина. Полное название - «Происхождение видов путем естеств. отбора, или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь». Изучив огромный науч. материал за время кругосветного путешествия, Дарвин подготовил рукопись по теории естеств. отбора (1842), к-рую затем расширил (1844). В 1859 был издан труд «П. в.», в к-ром показывалось, что многообразие видов растений и животных, целесообразность их строения не продукт божеств, творения, а результат длит. эволюции органич. мира путем естеств. отбора. Создание Дарвином «П. в.» - революц. переворот в биологии, сокрушит. удар по догматам религии. Труд «П. в.» получил поддержку всех передовых ученых и подвергся ожесточенным нападкам клерикалов.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

Бесспорные свидетельства первонач. религ. верований датируются временем верхнего палеолита (20-40 тыс. лет до н. э.). Одной из древнейших форм религии была магия - совокупность верований и обрядов, с помощью к-рых первобытн. человек пытался сверхъестеств. образом воздействовать на окружающий мир,  чтобы добиться своих практич. целей. В магии особенно четко видна соц. основа религии. Первобытн. человек прибегал к магии в тех случаях, когда не был уверен в результатах своих практич. действий, когда в его жизнь, в его судьбу вмешивались неведомые ему и не контролируемые им факторы. Т. обр-, причины возникновения религии (корни религии)  следует искать не в сфере сознания, а в ограниченности первобытн. практики, в бессилии людей перед лицом природы и общественных отношений. В основе всякой религии лежит вера в сверхъестественное. В первобытн. религии первоначально возникает вера в сверхъестеств. свойства материальных предметов {фетишизм) или вера в сверхъестеств. связи между реальными объектами (ма-гйя, тотемизм). Лишь на дальнейших этапах развития первобытн. общества сверхъестественнее стало мыслиться как самостоят., нематериальная сущность, возникает вера в духов и души (анимизм), к-рые противопоставляются материальным вещам и мыслятся существующими без них. Представления о богах, т. е- о духовных существах, каждое из к-рых имеет свое имя и индивид, особенности, возникают в основном уже в клас. об-ве и отражают в превратном виде антагонист, обществ, отношения. Религии первобытн. общества формировались в рамках отд. ро-доплемен. общностей и отражали в своих верованиях и обрядах условия их жизни, особенности их материальной и духовной культуры. Изменения в характере производств. деятельности племени и в его соц. отношениях получали свое фантастич. отражение в религ. верованиях. Так, переход от охоты к скотоводству и земледелию нашел свое религ. отражение в превращении охотничьей магии и тотемизма в культы духов -покровителей животных и духов растений. Переход от матриархата к патриархату привел к тому, что господствовавшие ранее женские духи уступили место мужским и т. п. В раннеродовом об-ве существовало полное соц. равенство соплеменников. Это находило свое отражение и в культовой деятельности рода или племени. В ней на равных основаниях участвовали все члены общества. Лишь в эпоху разложения родового общества возникает специализация культовых действий. Гл. роль в них начинают играть колдуны или шаманы. Эта специализация усиливается и закрепляется в клас. об-ве. В нем формируется особый соц. слой служителей культа.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН

ПРОКОПОВИЧ Феофан (1681-1736) - рус. гос. и церк. деятель, писатель, сподвижник Петра I, с 1718 - епископ, с 1721 - вице-президент Синода, с 1724 до смерти - архиепископ новгородский. В разработанном им .Духовном регламенте» (положении о Синоде), в политич. трактате «Правда воли монаршей» и др. П. обосновывал упразднение патриаршества и учреждение Синода, выступал как сторонник петровских реформ, развивал идеи просвещенного абсолютизма. П. был одним из образованнейших людей своего времени, принимал участие в создании Российской академии наук.

ПРОМЕТЕЙ

ПРОМЕТЕЙ (греч. - провидец) - в греч. мифологии - защитник людей от произвола богов и покровитель человеч. рода. Согласно мифу, П. похитил с Олимпа огонь, отнятый у людей Зевсом. За это он был приговорен к вечным мукам. Его образ стал символом могучего несгибаемого борца за интересы людей.

ПРОПОВЕДЬ

ПРОПОВЕДЬ - пропаганда религ. идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие положения вероучения и побуждающей к соответствующему поведению. П. получает наибольшее развитие в миров, религиях. В средне-век. православии и католицизме появляется П. гимнологичсская, политическая, панегирики - П. по случаю различных событий. Протестантизм превращает П. в центр, момент богослужения. В условиях совр. кризиса религии значительное внимание в П. уделяется соц.-этич. проблемам и апологетике.

ПРОРИЦАТЕЛЬ

ПРОРИЦАТЕЛЬ - общее название предсказателей судьбы, пророков, волхвов, жрецов, оракулов, гадателей и гадалок, астрологов, толкователей снов и примет, «ясновидящих» и т. д., якобы получающих достоверные сведения о будущем свсрхъестеств. путем - через знамения свыше, мистич. наитие, озарение, откровение. П. приписывались особые провиденциальные качества, к-рыми якобы не обладают др. люди. П. существовали и существуют во все времена, во всех религиях. В наст. вр. в капиталистич. мире процветает множество П. (напр., в США ок. 90 тыс., во Франции ок. 40 тыс. официально зарегистрированных профессиональных П.).

ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ

ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ - прорицатели, гадатели, по своим функциям и характеру деятельности близкие к шаманам, у народов Ханаана и в Др. Израиле. Во время актов «пророчества» впадали в экстаз. Некоторые из П. б. вели бродячий образ жизни,  взимая с населения плату за свои услуги, другие находились на постоян. службе у царей, родовых старейшин. В Ветхом завете часто упоминаются пророки Самуил, Гад, Нафан, Илия, Елисей. Нек-рые из П. б. записывали свои проповеди, к-рые впоследствии вошли в Ветхий завет как пророков книги

ПРОРОКОВ КНИГИ

ПРОРОКОВ КНИГИ - группа ветхозав. книг, авторство к-рых приписывается пророкам. Среди них - 4 «великих» (Ясеня, Иеремия, Иезекииль, Даниил) и 12 «малых» (Осия, Иокль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Агтей, Захария, Малахия). Порядок, в к-ром расположены П. к. в Ветхом завете, не соответствует реальной последовательности их появления. Нек-рые из П. к. объединяют несколько произведений, принадлежащих разным авторам. Так, из 66 глав, составляющих книгу Исаии, главы 1-39 относятся ко второй половине 8 в. до н. э., 40-55 написаны в период плена и, естественно, другим автором; в библсистичсской литературе эта часть именуется Второисаисй. Остальные 11 глав («Трстьсисаия») написаны еще позже. Из трех разнород. частей состоит также книга Захарии. Во многих других П. к. также безусловен элемент компилятивности, так что их принадлежность опрсдсл. авторам может признаваться лишь условно. По времени появления П. к. делятся на группы: доплснныс (Пер-воисаия, Осия, Амос, Михей), эпохи пленения и пребывания евреев в плену (Иеремия, Иезекииль, Второисаия, Авдий и др.), поздние (Иона, Иоиль, Даниил). П. к. представляют собой фантаст.-ми-фологич. объяснение причин бед и несчастий, обрушивавшихся на др. евреев в течение столетий и непонятных им, особенно в свете учения о богоизбранности Израиля. Пророки изобличают евреев в неверности заключенному с Яхве завету, толкуют все их несчастия как наказание за неверность, предрекают еще худшие беды и грядущее в конце концов спасет, вмешательство Яхве, к-рый простит свой народ и через посредство мессии восстановит его положение в мире. Вместе с тем в П. к. звучат ноты протеста против усиливавшегося угнетения неимущих, обезземеливания и закабаления свободных общинников. В этом стихийно выражались настроения соц. протеста низших слоев общества.

ПРОРОЧЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ

ПРОРОЧЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ - во мн. релит, учениях прорицание, предсказание будущего, основанное якобы на том, что пророк получает свои сведения из сверхъестеств. источника. Большое место занимают П. р. в Библии, Вера в П. р. фигурирует во мн. религиях. Особенно большую роль она играет в исламе, где гл. и самым выдающимся пророком считается основатель этой религии Мухаммед.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО - пропаганда и попытки осуществления идеи о том, что осн. путь преодоления религии - распространение истин, знаний, просвещение, т. е. воздействие на сознание людей. П., основанное на идеалистич. понимании общества и утверждения, что религия порождается гл. обр. невежеством, свойственно атеизму франц. просветителей 18 в., Фейербаху, рус. революц. демократам, а также совр. бурж. атеизму и свободомыслию. Науч. атеизм не отрицает того, что незнание истин. причин природных и обществ, явлений - непременный корень религии, но, исходя из материали-стич. понимания общества, гл. путем преодоления религии считает коренное изменение тех условий обществ, бытия, к-рые порождают и поддерживают религию (см. Корни религии). Тем самым снимается и преодолевается односторонность просветительского подхода к атеистич. воспитанию.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСКОМИДИЯ

ПРОСКОМИДИЯ - первая часть христ. литургии, во время к-рой священнослужители приготовляют хлеб и вино  для причащения верующих.

ПРОСФОРА

ПРОСФОРА (греч., букв. - приношение) - в первые века существования христианства так назывались приношения христиан в общину, часть к-рых использовалась для причащения, а остатки - для «вечери любви», устраивавшейся после литургии. Позже П. в пра-восл. церквах стали называться небольшие круглые булочки, выпекаемые из квасного пшеничного теста, употребляемые для причащения. У католиков для этих целей употребляются гостии.

ПРОТАГОР

ПРОТАГОР (ок. 480 - 410 до н. э.) - др.-греч. философ, основатель школы софистов. Считал человека мерой существования или несуществования вещей. Исходя из этого, утверждал, что о богах нельзя знать «ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать это: и неясность вопроса, и краткость чело-веч. жизни». П. рассматривал об-во как результат дарования людям огня и искусств Прометеем, похитившим их у богов, и дарования Зевсом стыда и правды. Был изгнан из Афин, а его книга о богах сожжена.

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТИВОРЕЧИЯ БИБЛИЙСКИЕ

ПРОТИВОРЕЧИЯ БИБЛИЙСКИЕ - см. Библейские противоречия.

ПРОТОИЕРЕЙ

ПРОТОИЕРЕЙ (от греч. protos -первый и hieros - священный), протопресвитер, протопоп - старший правосл. священник, настоятель соборной церкви. Звание П. нередко жалуется священникам как отличие за личные заслуги перед церковью.

ПРОФСОЮЗЫ ХРИСТИАНСКИЕ

ПРОФСОЮЗЫ ХРИСТИАНСКИЕ - см. Христианский синдикализм.

ПРОХАНОВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ

ПРОХАНОВ Иван Степанович (1869-1935) - религ. и политич. деятель, руководитель Вссрос. Союза еванг. христиан (1908 - 1928). В марте 1917 создал христ.-дсмократич. партию «Воскресение»; Октябрьскую революцию встретил враждебно. Позднее под давлением рядовых верующих встал на путь политич. лояльности, стремился приспособить свою утопич. соц.-рслиг. программу к условиям социалистич. строительства. В 1928 П. эмигрировал из СССР.

ПРЫГУНЫ

ПРЫГУНЫ (духовные христиане- прыгуны, максимисты) - одно из экстатич. и эсхатологич. направлений в молоканстве (см. Молокане) . Возникновение секты, относящееся к 40-м гг. 19 в., связано с именем Максима Рудомсткина, крестьянина из Тамбовской губ., гл. идеолога прыгунства (отсюда название «максимисты»). М. Ру-домсткин проповедовал близкое наступление «тысячелетнего царства», изображал в своих соч. яркие картины «царства божия» - «Нового Иерусалима», ожидающего верующих. Молитв, собрания П. отличались особой экзальтацией, носили форму радений: верующие неистово прыгали; добиваясь «схождения св. духа». Особое распространение прыгунство получило в Закавказье. По мере того как у П. усиливалось влияние бурж. элементов, мистико-экс-татич. сторона их культа отступала на задний план. Борьба рядовых П. со своими руководителями, столкновения с властями привели к росту эмиграционных настроений. В 1901-1911 свыше 3500 П. выехало в Калифорнию. В наст. вр. небольшие группы П. на территории СССР имеются в Азербайджане и Армении.

ПСАЛМЫ

ПСАЛМЫ (греч. psalmoi) - песнопения, составляющие Псалтирь; произведения иуд. релит, лирики (не ранее 6 в. до н. э.), вошедшие в христ. культ. Жанровые разновидности: хвала богу, мольба, жалобы и проклятия. В мир. поэзии известны многочисл. переложения П.

ПСАЛОМЩИК, ДЬЯЧОК, ПОНОМАРЬ, ЧТЕЦ, ПРИЧЕТНИК

ПСАЛОМЩИК, дьячок, пономарь, чтец, причетник - низш. служитель в правосл. церкви, т. и. церковнослужитель, в обязанности к-рого входит чтение и пение на клиросе и цсрк. делопроизводство.

ПСАЛТИРЬ, ПСАЛТЫРЬ

ПСАЛТИРЬ, псалтырь (греч. psalterion - книга псалмов) - в.-з. книга, содержащая 150 молитв. песнопений. Традицией П. приписывалась царю Давиду, но в тексте П. есть указания на то, что ему принадлежит только 71 псалом (71:20). Библейской критикой установлено, что к царскому периоду относятся не больше 9 псалмов. Новые псалмы включались в П. вплоть до канонизации Ветхого завета. В Септуагинте помимо псалмов, содержащихся в евр. тексте, имеется 1 дополнительный, чем объясняется несогласованность в нумерации псалмов в изданиях Библии, переводившихся с др.-евр. текста и с Септуагинты. Нек-рые псалмы включены в ритуал христ. и иуд. богослужения.

ПСИХЕЯ

ПСИХЕЯ - в др.-греч. мифологии олицетворение человеч. души, изображалась в виде молодой девушки с крыльями бабочки.

ПСИХОАНАЛИЗ

ПСИХОАНАЛИЗ - см. Фрейдизм.

ПСИХОЛОГИЯ ВЕРУЮЩИХ

ПСИХОЛОГИЯ ВЕРУЮЩИХ - особенности психики релит, людей, вытекающие из их веры в сверхъестественное. В отличие от идеа-листич. и теология, концепций, пытающихся в психике людей обнаружить некую «божеств.» или ре-лиг. сущность («религ. чувство» у Р. Отто, «коллективное бессознательное»  у К. Г. Юнга и т. п.), марксизм исходит из того, что законы функционирования человеч. психики едины для верующих и неверующих. П. в. отличается от психологии неверующих только тем, что мн. психич. процессы Рвлиг. людей (познавательные, эмоциональные, волевые) приоб

ретают спсцифич. направленность на иллюзорные объекты рслиг. веры (бога, духа и т. п.). Т. обр., особенности П. в. носят не фи-зиологич. и не общспсихологич., а соц.-психологич. характер, они определяются усвоением индивидом религ. верований и представлений из окружающей его соц. среды. В зависимости от глубины и интенсивности рслиг. веры она может оказывать большее или меньшее воздействие не только на сознание, но и на поведение индивида. Возможны случаи (хотя и редкие), когда рслиг. вера почти полностью определяет не только содержание взглядов индивида, но и его практич. поведение в об-вс. В социалистич. об-вс преобладает тип верующего, у к-рого рслиг. ориентация занимает второстепенное место и слабо мотивирует его поведение.

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - одна из отраслей знания о религии. Она изучает психологич. закономерности возникновения, развития, функционирования и отмирания религ. явлений в общественной, групповой и индивидуальной психологии; содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религ. комплексе и влияние на внерелиг. сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Исходные методологич. принципы последовательно науч. П. р. сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом и развиты В. И. Лениным. Осн. содержание П. р. составляет соц.-психолорич. объяснение религ. явлений. П. р. пользуется диалектико-материалистич. методом, а также методами общепсихологич. и соц.-психологич. исследований. Психологич. теорию религии образуют: 1) учение о психологич. корнях религии; 2) положения, раскрывающие специфику религ. психологич. явлений в разных обществ, системах, у разных классов, этнич., профессиональных, демографич. групп, у представителей различных психологич. типов личностей; 3) психология религ. групп и личностей; 4) методика конкр. психологич. исследований религиозности и атеистичности. Бурж. П. р. сформировалась в кон. 19- нач. 20 в. благодаря трудам В. Вундта, Т.Рибо, Т. Флурнуа, У. Джемса. Е. Д. Старбска, Дж. А. Леуба и др. В ней имеются светское и конфсс. направления, между к-рыми существует идейн. союз. Филос. базой светской П. р. служит идеализм: позитивизм, прагматизм, феноменология и др. Конфес. (христ.) П. р. основывается на теологии -католической, протестантской, православной и нередко использует в апологетич. целях идеалис-тич. философию. Для объяснения религ. явлений привлекаются разл. психологич. теории - бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм) и др. Конфес. П. р. имеет практич. задачу найти эффективные средства воспитания и укрепления религиозности. В рамках конфес. П. р. выделена пастыр. психология, к-рая призвана научить служителей культа использовать данные психологии в их деятельности.

ПТА

ПТА - в др.-егип. мифологии -первонач. бог-творец и бог мертвых в Мемфисе, позднее (в эпоху Ср. и Нового царств) занял место во всеегип. пантеоне как демиург всего сущего. Изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду. П. приписывали способность открывать уста умерших для возвращения им жизни.

ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ

ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (ок. 90-ок. 168) - греч. астроном, автор геоцентрич. системы мира. Система П., ставящая Землю в центр конечной Вселенной, соответствовала христ. миропониманию и на протяжении средних веков использовалась и поддерживалась церковью. Она была опровергнута гелиоцентрич. системой Коперника.

ПУРИМ

ПУРИМ (от др.-евр. пур - жребий) - иуд. праздник в честь избавления др. евреев от козней злого Амана во времена перс. царя Артаксеркса (4 в. до н. э.), о к-ром рассказывается в библ-кн. «Есфирь».

ПУРИТАНЕ

ПУРИТАНЕ (от лаг. purus - чистый) - англ. кальвинисты, сторонники решит, осуществления идей Реформации в Англии ???? вв. и преобразования англи-кан. церкви в духе последоват. протестантизма. П. требовали упразднения цсрк. иерархии и введения священства всех верующих, отделения церкви от государства, ее удешевления, упрощения обрядности. В этих требованиях в ре-лиг. форме нашли отражение соц.-политич. и моральные принципы буржуазии эпохи первонач. накопления. П. сыграли заметную роль в подготовке и проведении Английской буржуазной революции 17 в.

ПУСТЫНЬ

ПУСТЫНЬ - в православии - уединенное, монаш. поселение. Позже так назывались и многолюдные монастыри.

ПУТИНЦЕВ ФЕДОР МАКСИМОВИЧ

ПУТИНЦЕВ Федор Максимович (1899-1947) - сов. исследователь проблем эволюц. религ. сектантства в период строительства социа-листич. общества. П. разработал пособие «Вопросник и указания по собранию сведений о сектах», на основе к-рого были проведены конкр.-социологич. исследования, давшие более или менее целостную картину сектантской религиозности в кон. 20 - нач. 30-х гг.

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837) - рус. поэт и писатель, родоначальник новой рус. лит-ры, создатель рус. лит. языка. Уже в ранних стихах ярко выразилось отрицат., насмешливое отношение П. к религии, церкви, ее служителям. Поэма «Гавриилиада» (1821) стала одним из шедевров мир. антирелиг. сатиры. Народной насмешкой над духовенством пронизана «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830). Творчество П. утверждает идеалы добра, справедливости, свободы, в т. ч. и от религ. уз, от «мглы предрассуждений», от «ложной мудрости», как называл П. религию.

ПЯТИДЕСЯТНИКИ

ПЯТИДЕСЯТНИКИ - протест, течете, возникшее в начале 20 в. в США, основой вероучения к-рого является миф о «сошествии св. духа» на апостолов на 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они получили «дар про-рочествования» - «говорения на иноязыках». ? вероучении пятиде-сятничества большое место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. П. соблюдают обряды крещения, хлебопреломления, большое значение придают мистич. общению с богом. При этом особая роль отводится «св. духу»: считается, что угодный богу человек может стать орудием «сошедшего на него духа». Такое «сошествие» происходит в условиях крайней религ. экзальтации, доходящей до умопомрачения на молитв. собраниях, и проявляется в глоссолалиях. Для П. характерна мистич. обстановка молений, вера в «явления» и «видения», культ пророков и пророчиц. Последствиями молитв, собраний и обрядов являются психич. изнурение, проявления религ. изуверства. Деятельность нек-рых групп П. носит антиобществ, характер. У нас в стране различаются несколько течений пятидесятничества, названных в основном именами их основателей (воронаевцы, смородин-цы, мурашковцы и др.). В 1945 часть П. объединилась с еванг. христианами-баптистами.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

ПЯТИДЕСЯТНИЦА - см. Троица.

ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЕВО

ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЕВО - христ. и иуд. наименование первых 5 книг Ветхого завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзако

ние. Библ. критикой установлено, что совр. текст П. М. комплектовался на протяжении 500 лет одновременно с текстом 6-й книги Ветхого завета - Иисуса Навина, в связи с чем библ. критика и оперирует теперь названием Шести-книжия. В 10-9 вв. до н. э. в Иудее был создан документ, известный теперь в науч. лит-ре под названием Яхвиста. Его отличит, признаком в тексте Шестикнижия является то, что бог обозначается в нем именем Яхве и в нем выражены идеологич. и политич. интересы юж. евр. гос-ва - Иудеи. Практически одновременно, а может быть, несколькими десятилетиями позже в сев. царстве Израиль появился документ, известный под названием Элохиста, - его автор говорит о боге во множ. числе, а сам документ отражает интересы и идеологию царства Израиль. В 621 до н. э. возник 3-й документ, вошедший впоследствии в П. М., - Второзаконие. В период вавилон. плена или сразу после него иуд. жрецы составили т. н. Жреч. кодекс. В библеист. лит-ре эти 4 документа обозначаются соответственно лат. символами J (Jahwist), Е (Elohist), D (Deu-teronomium) и ? (Priesterkodex). Около 444 до н. э. Ездра обнародовал скомпонованные им вместе указанные источники в виде П.М.

ПЯТНИЦА

ПЯТНИЦА - день недели, к-рый христ. предание связывает с «крестными страданиями Христа». Церковь объявила все П. днями постов, за исключением случаев, когда они совпадают с празднованием рождества Христова и крещения.

Предыдущая страница Следующая страница