Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДОБ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДОБ")

"ДЕРЕВЕНСКИЙ БЕЗБОЖНИК"

"ДЕРЕВЕНСКИЙ БЕЗБОЖНИК" - журнал, орган Центр, и Моск. обл. советов Союза воинств, безбожников СССР. Выходил в Москве в 1928-1932. Среди материалов, публиковавшихся в журнале, большое место занимали сообщения селькоров.

ДЕРЕР ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ДЕРЕР Василий Григорьевич (1834-1882) - рус. художник, один из инициаторов организации Товарищества передвижных художеств. выставок. Значит, место в творчестве П. занимает антикле-рик. тема. В картинах дЧаепитие в Мытищах», «Монастырская трапеза», «Сельский крестный ход  на пасху» он ярко и убедительно обличил ханжество правосл. духовенства, аморализм служителей церкви. Картины П. по требованию цсрк. иерархов запрещались для экспонирования на выставках, а сам художник подвергался критике духовных и светских властей.

ДЕСНИЦКИЙ СЕМЕН ЕФИМОВИЧ

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (ок. 1740-1789) - рус. просветитель, основоположник историч. школы права в России. Призывал изучать происхождение обществ. институтов в связи с изменением условий хоз. деятельности людей. Исходя из этого принципа, доказывал, что релит, верования возн. в древности под влиянием страха, через наделение явлений природы человеч. свойствами. Взгляды Д. противоречили религ.-идеалистич. учению о богоустановленности обществ. порядков.

ДЕСНОЕ БРАТСТВО

ДЕСНОЕ БРАТСТВО - см. Ильинцы.

ДЕСЯТИНА

ДЕСЯТИНА - отчисление в пользу служителей культа, церкви десятой части всех денежных и натуральных доходов верующих. Д. существовала в др. времена у мн. народов. Упоминается в Библии, чем христ. духовенство и обосновывало необходимость соблюдать этот обычай. Сохранялась в феод. Европе и крепости. России до замены ее др. формами взимания средств на содержание храмов и духовенства. В наст. вр. является обязательной у адвентистов, где составляет осн. статью доходов церкви.

ДЕСЯТИСЛОВИЕ

ДЕСЯТИСЛОВИЕ - см. Заповеди.

"ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ"

"ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ" - см. Заповеди.

ДЕТЕРМИНИЗМ

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determine - определяю) - филос. концепция, утверждающая объективное существование всеобщей закономерной взаимосвязи явлений и ее причинной обусловленности, когда одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие). Д. является существенным элементом материалистич. понимания мира. Материалисты всегда противопоставляли его как индетерминизму, так и телеологии. Концепция Д. развивалась на основе обобщения успехов практики и науч. познания. Успех в познании механич. причинности породил у ряда естествоиспытателей и философов 18-19 вв. стремление свести к ней всякую причинную связь. Однако это вело к искажению картины действительности и открывало лазейки для протаскивания идеи бога в объяснение природы. Ограниченность механистич. детерминизма была преодолена в марксистской философии. Марксистская концепция детерминизма признает существование не сводимых к механич. форме мн. др. форм причинной связи, реализующихся при посредстве не только необходимых, но и случайных факторов, существующих, как и необходимые, объективно. Она требует учета кроме причинной также и др. типов связей: коррелятивных, функциональных, симметрии, ассоциаций. Это полностью исключает возможность объяснения явлений природы и общества действием сверхъес-теств.сил.

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ - мероприятия, направленные против христ. религии и церкви в годы франц. бурж. революции. Особенно остро Д. развернулась в 1793, когда начавшаяся еще в 1791 борьба с контрреволюц. католич. духовенством переросла в борьбу с христ. и др. религиями как таковыми. Были ограничены права католич. церкви, служителям всех культов было запрещено отправлять их обязанности вне культовых зданий, принимались меры против религ. фанатизма и суеверий. Католич. культу, равно как и др. религ. культам, был противопоставлен «культ Разума» (см. Разума культ). Был введен новый, республиканский календарь, а также новые, безрелиг. праздники, в т. ч. и «Праздник Разума». Франц. революция была первой, к-рую буржуазия совершила не под ре-лиг., а под политич. лозунгами. Д. - воплощение в политич. практике филос. идей франц. Просвещения. Ф. Энгельс отмечал: «Во Франции между 1793 и 1798гг. христианская религия действительно исчезла до такой степени, что самому Наполеону не без сопротивления и не без труда удалось ввести ее снова» (т.21,с. 292-293).

ДЕШАНЛЕЖЕ МАРИ

ДЕШАНЛЕЖЕ Мари (1716-1774) - франц. философ-материалист и атеист, построил систему, проникнутую рационализмом и диалектич. идеями. Д. считал, что на смену феод.-абсолютист, порядкам должно прийти об-во нравственности, где все находится в общем владении и где устанавливается социальное равенство.  Д. доказывал, что те, в чьих руках богатство и власть, не могут обойтись без религии, но ее ненужность служит основой ее полного преодоления.

"ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ"

"ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ" - одна из книг Нового завета наряду с евангелиями, посланиями апостолов, Откровением Иоанна Богослова (Апокалипсисом). В первых 12 главах «Д. а.» рассказывается о проповеди христианства апостол ом Петром среди иудеев. Последующие 16 глав повествуют о проповеднич. деятельности апостола Павла среди язычников. Это позволяет предположить, что «Д. а.» отражают определенный этап в истории христианства: его превращение из иудаист. секты в универсальную, рассчитанную на мн. народы религию. Церк. традиция приписывает авторство «Д. а.» евангелисту Луке. Однако анализ, содержания и формы «Д. а.» и Евангелия от Луки показывает, что они принадлежат разным авторам, отделенным друг от друга несколькими десятками лет. Нельзя считать цельным произведением, принадлежащим одному автору, и сами «Д. а.». Следует полагать, что «Д. а.» написаны после Посланий, во вт. пол. 2 в. Ф. Энгельс писал, что «евангелия и Деяния апостолов представляют собой поздние переработки утерянных теперь сочинений, зыбкую историческую основу которых в настоящее время  уже невозможно распознать под легендарными наслоениями» (т. 22, с. 491).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - проявление активности ре-лиг. индивидов, групп и общностей, институтов и орг-ций, диктуемое религ. убеждениями и чувствами, релит, долгом, культовыми установлениями, религ. задачами, стоящими перед той или иной религ. орг-цией. Выделяется 2 осн. вида Д. р.: внекультовая и культовая. Внекультовая Д. р. осуществляется в духовной и практич. сферах. В духовную сферу входят производство религ. идей, систематизация и интерпретация догматов, сочинение богосл. и религ.-фи-лос. произведений и пр. К практической относятся миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богосл. дисциплин, управленч. деятельность в системе религ. орг-ций и институтов, пропаганда религ. взглядов через печать, радио, телевидение, религ. воспитание в семье и т. д. Культовая деятельность является важнейшим видом Д. р. (см. Культ религ.). Не следует, однако, считать религиозной всякую деятельность религ. индивидов, групп, институтов и орг-ций. Они ведут экономич., политич., просветит, и др. деятельность, к-рая, хотя и может принимать религ. окраску, не является собственно религиозной.

ДЖАБАРЙТЫ

ДЖАБАРЙТЫ (от араб. «джабр» - необходимость, принуждение) -в исламе сторонники учения, отрицающего свободу действия человека (в отличие от кадаритов).

ДЖАГГЕРНАУТ

ДЖАГГЕРНАУТ (искаж. санскр. Джаганнатх, букв. - владыка мира) - одно из воплощений индуист. бога Вишну. Наиболее известен по храму Джаганнатха, находящемуся в г. Пури в Индии (штат Орисса), и ежегодному празднику «вывоза колесницы». Во время празднества в июне - июле каждого года изображение бога Д. провозится на огромной колеснице (высотой больше 13 м).

ДЖАДИДИЗМ

ДЖАДИДИЗМ (от араб. «усул-и-джадид» - новый метод) - бурж. националистич. движение, зародившееся среди татарской буржуазии (80-е гг. 19 в.), а затем в 90-х гг. 19 в. получившее распространение в Ср. Азии. Название связано с тем, что первонач. приверженцы Д. выступали за реформу образования путем европеизации мусульм. обучения, за устранение ряда феод. пережитков, препятствующих развитию капитализма, за приспособление к нуждам развития капита-листич. общества. После Октябрьской революции они были среди организаторов выступлений против Сов. власти, активно участвовали в басмаческом движении.

ДЖАЙНИЗМ

ДЖАЙНИЗМ (от имени собств. Джина) - одна из религий Индии, возн. в 6 в. до н.э. По преданию учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из к-рых - Вардхамана Махавира (прозванный Джина). Джина - победитель, тот, кто победил карму и устранил препятствия с пути религ. спасения. Джайны поклоняются своим полуми-фич. пророкам как божествам. Центр, место в Д. занимает учение о вечной душе, к-рая может вселяться последовательно в различные материальные тела. Душа человека ответственна за все совершенное им вследствие действия закона кармы, к-рый связывает тело с душой, приковывает человека к земным делам, определяя и его дальнейшие перерождения. Спасения и вечного блаженства может достичь тот, кто ведет наиболее праведную жизнь. От каждого требуется вера в истинность учения, основанные на нем совершенное знание и совершенная жизнь, т. е. неукоснительное соблюдение предписаний религии. Существуют 2 осн. направления Д.: дигамбары, полагающие, что др. тексты утрачены, отказывающиеся от всех соблазнов жизни, и шветамбары, к-рые пытаются восстановить утраченные тексты и канонизировать их, проповедуют менее строгий подход к жизни.

ДЖАТАКИ

ДЖАТАКИ (санскр., букв. -о прежних рождениях) - в буддизме притчи, проповеди, сказки, басни, мифы, обращенные к массам, предназначенные для наставления слушателей, носят ярко выраженную религ.-идеологич. направленность, преимущественно морально-этич. характера. Это эпизоды из жизни бодхисатв, рассказы об их деятельности. Первонач. вариант был составлен к 5-2 вв. до н. э., к-рый в дальнейшем подвергся лит. обработке и редактированию. Одновременно распространялись Д., являющиеся модификациями, подражаниями. Их сюжеты можно встретить в лит-ре мн. вост. стран, а в 19-20 вв. - в творчестве ряда европ. и амер. писателей. Д. отличаются традиц. композицией с обязат. моральной сентенцией, показывающей пути к нравств. совершенствованию в духе идеологии буддизма.

ДЖАХИЗ, АЛЬ-ДЖАХИЗ АБУ УСМАН АМР ИБН БАХР

ДЖАХИЗ, аль-Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр (ок. 767-868) - араб. писатель и философ, идеолог мутазилитов. Пытался применить доводы разума к религ. догматам ислама, признавал свободной волю человека, считал материю вечной, постоянно меняющейся.

ДЖЕМС УИЛЬЯМ

ДЖЕМС Уильям (1842-1910) - амер. философ-идеалист и психолог. Один из гл. представителей прагматизма. По Д., «гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно». Традиц. теизм с его дуализмом творца и творения Д. считает бесплодным. Каждый индивид обладает своим опытом общения с высш. силами, сам ищет пути к спасению. Д. одним из первых обратил внимание на необходимость изучения психологии веры. В подсознательном «я» усматривал посредника между эмпирич. сознанием и сферой потустороннего. Подчеркивая практич. ценность т. наз. религ. опыта человека, пытался примирить науку и религию. Гл. соч.: «Зависимость веры от воли» (1896), «Многообразие религиозного опыта» (1902), «Прагматизм» (1907).

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС

ДЖЕФФЕРСОН Томас (1743-1826) - амер. философ-просветитель, госуд. и общественно-поли-тич. деятель, автор проекта Декларации независимости США. В период войны америк. народа за независимость вел борьбу за отделение церкви от государства  и свободу каждого исповедовать любую религию, выступал также в защиту свободы науч. исследований, развития естествознания, культуры; в сочинениях и письмах пропагандировал идеи англ. и франц. материалистов, критиковал с рациона-листич. позиций Библию, находился под влиянием деизма.

ДЖИНН

ДЖИНН - злой или добрый дух др.-араб. мифологии, представления о к-ром сохраняются и в исламе.

ДЖИХАД

ДЖИХАД (араб.) - усердие, рвение в деле распространения ислама и обеспечения его торжества. Первонач. под Д. подразумевалась война за веру (газават), предписанная Кораном. Отличившийся в Д. называется гази, погибший -шахидом - мучеником. По мусульм. представлениям, последнему в час кончины уготовано место в раю. Первонач. призывы к Д. служили политич. и религ. объединению араб. племен. В Халифате, позднее в Османском султанате и др. мусульм. феод. гос-вах Д. использовался в интересах агрессии и для подавления народных восстаний. Под лозунгами Д. после Октябрьской революции выступали против Сов. власти контрреволюционеры в Дагестане, Чечне, Средней Азии. Уже начиная с 9 ? ? вв. появляется представление о духовном Д., т. е. самоусовершенствовании на пути к Аллаху, а также понятие о четырех типах Д. - Д. меча, Д. сердца, Д. языка и Д. руки. Иногда Д. становился выражением народной борьбы против колонизаторов (напр., в 19 в. в Судане, в 20 в. в Ливии, Ираке, Иране, Омане). В совр. условиях часть религ. деятелей истолковывает Д. как борьбу за прогресс народов стран распространения ислама.

ДЖОНСОН ХЬЮЛЕТТ

ДЖОНСОН Хьюлетт (1874-1966) - англикан. священник (в 1931-1963 - настоятель Кентерберий-ского собора), видный обществ. деятель, член Всемирн. Совета Мира, лауреат международ. Ленинской премии «За укрепление мира между народами». В СССР переведена книга Д. «Христиане и коммунизм» (1957), в к-рой он трактует христ. учение как совпадающее по своим идеалам с коммунизмом.

ДЖУМА

ДЖУМА (араб.) - пятница, в исламе - день полуденного торжеств. богослужения, организуемого в мечети с обязательной совместной молитвой и выступлением проповедника. Праздничный, но не обязательно нерабочий день.

ДЗИММУ ТЭННО

ДЗИММУ ТЭННО (яп. тэнно - верховный правитель, Дзимму - имя собств.) - персонаж др.-яп. мифов о богах и героях - «Кодзики», «Нихонги» и др. Д. т. приписывается легенд, поход и завоевание престола царей Ямато (др. название Японии) на о. Хонсю, его родословная восходит к солнечной богине Аматэрасу. На этом строится обоснование божеств, происхождения яп. императорской династии.

ДЗИНДЗЯ, ДЗИНГУ

ДЗИНДЗЯ, дзингу - культовый синтоистский комплекс. Д. состоит из хондэна - внутр. камеры, в к-рой хранится «тело» божества, - и хайдэна, где происходят ритуальные церемонии.

ДЗЭН

ДЗЭН - яп. эквивалент кит. «чань» или «чань-на» от санскр. «дхъяна», обозначающего как в индуизме, так и в буддизме «сосредоточенное созерцание», или медитацию. Д.-буддисты связывают дхъяну с практикой «сатори» - неожиданным «просветлением», заключающимся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном преображенном сознании человека. Д.-буддизм появился в Китае в перв. пол. 6 в. Его возникновение связано с деятельностью 1-го дзэнского патриарха Бодхид-хармы, к-рый пришел в Китай из Индии в 520. Д.-буддизм проникает в др. страны: во Вьетнам -в форме «таен», в Корею - в виде «сэн», в 12-13 вв. - в Японию. Сейчас в мире насчитывается ок. 10 млн. последователей Д.-буддиз-ма, большая часть (ок. 9 млн.) проживает в Японии. От традиц. буддизма махаяны Д. отличается своеобразной прагматизацией фи-лос. основы учения, тяготением к иррационализму и мистике. В Д.-будд. лит-ре упоминаются следующие его особенности: 1) непосредственная («от сердца к сердцу») передача учения; 2) прямой контакт с духовной сущностью человека («всеобщей истинной мудростью Будды»); 3) независимость от письменных знаков и форм (букв, слов, предложений); 4) достижение совершенства Будды посредством обращения к внутр. миру человека. В Японии действуют следующие Д.-будд. ре-лиг; орг-ции: Обаку, Риндзай и Со-то. От них следует отличать совр. модификации - «коджо», «мирской», «немонастырский» Д., созданный в 19 в. и широко пропагандируемый в зап. капиталистических странах Дайджестом Тейтаро Судзуки (1870-1966); «бит-Д.» -искаженную форму Д.-будд. медитации, практикуемую наряду с употреблением наркотиков и др. пси-ходелических средств, к-рая была распространена в 50-60-е гг. 20 в. в Зап. Европе, США, Канаде; Д. как разновидность психотерапии, психоанализа, особого метода «промывания мозгов» и т.д.; Д.-медитацию, практикуемую специальными группами и центрами; христ. Д., представляющий одно из модных течений в католич. ре-лиг. модернизме. Увлечение зап. молодежи Д.-буддизмом отвлекает ее от решения реальных соц.-экономич, и политич. проблем.

ДИАЛЕКТИКА

ДИАЛЕКТИКА (греч., первонач. значение термина - искусство вести беседу, рассуждать) - учение о развитии. В домарксистской философии существовали 3 осн. формы Д.: стихийная Д. древних, идеа-листич. нем. Д. кон. 18 - нач. 19 в. и Д. рус. революц. демократов 19 в. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Освоив достижения Д. Гегеля, К. Маркс коренным образом переработал ее и создал материалистич. Д., к-рш не только отлична от гегелевской, но и составляет ее прямую противоположность. У Гегеля в основе диалектич. процесса лежит развитие мышления, оторванного от человека и превращенного в самостоят, субстанцию. В основе Д. вещей у Гегеля лежит Д. понятий. С марксистской т. эр. Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутр. противоречиями. Объективная Д. (движение и развитие природы и общества) определяет субъективную Д., т. е. движение чело-веч. понятий. В. И. Ленин определял диалектику как самое полное, всестороннее и богатое содержанием учение о развитии. Осн. законами диалектики являются: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные;  отрицание отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей составляет ядро диалектики, ибо он объясняет источники движения материи, заложенные в ней самой. Движение материи выступает как ее самодвижение, что подрывает любые религ. и идеалистич. представления о «творце», перводвигателе и т. п. Закон перехода количественных изменений в качественные выявляет Д. количественных и качественных изменений, показывает, что развитие в природе и об-ве включает в себя скачки, перерывы постепенности. Закон отрицания отрицания характеризует соотношение различных этапов развития, когда развитие как бы повторяет пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени. Законы Д. дополняются диалектич. закономерностями, выявляюшими соотношение формы и содержания, сущности и явления, необходимости и случайности, причины и следствия,единичного, особенного и всеобщего и т. п. Диалектич. законы - это законы развития не только материального мира, но и человеч. познания. Д. выступает как всеобщий метод познания. Диалектич. метод не заменяет частных науч. методов, он выступает лишь как их общая тео-ретич. предпосылка. Д. вооружает марксистско-ленинские партии и всех трудящихся методом и науч. познания, и революц. преобразования действительности.

"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ"

"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ" - произведение Ф. Энгельса, в к-ром дано диалектико-материалистич. обобщение важных достижений естествознания вт. трети 19 в., освещены ключевые проблемы диалектики как теории и метода познания. «Д. п.» не была закончена автором. Рукопись «Д. п.» состоит из 10 статей и 169 отд. заметок и фрагментов. Осн. часть «Д. п.» была написана Ф. Энгельсом в 1873-1882. Опубликована «Д. п.» впервые полностью в СССР в 1925 на нем. и рус. языках. В содержании «Д. п.» можно выделить 3 осн. раз1 дела: естествознание и философия; классификация наук  и диалектич. их содержание; критика идеализма и метафизики в естеств. науках. В работе над «Д. п.» Ф. Энгельс ставил задачу вскрыть диалектич. закономерности, действующие в природе, и на этой основе показать необходимость сознат. применения учеными-естествоиспытателями диалектич. метода, подвергнуть критике их идеалистич. и метафизич. заблуждения. «Д. п.» имеет большое значение и для науч. атеизма. В ней освещены мн. проблемы, науч. анализ к-рых подрывает религ.-идеалистич. представления и догмы. В части., в «Д. п.» Ф. Энгельс впервые изложил теорию происхождения человека, показав, что труд сыграл решающую роль в процессе формирования человеч. разума. Тем самым был нанесен серьезный удар по ре-лиг. представлениям о человеч. душе и ее непосредственном сотворении богом. Большое атеистич. значение имели также идеи Энгельса о сущности жизни, направленные против витализма. Энгельс критикует попытки нек-рых естествоиспытателей прибегнуть к идее творца мира, опираясь на отд. несостоят. гипотезы (напр., гипотезу «тепловой смерти Вселенной»), остроумно и метко высмеивает увлечение спиритизмом. Несмотря на то, что мн. конкр.-науч. данные и положения, использованные в «Д. п.», устарели, ее общее филос. содержание полностью сохраняет свое методологич. значение.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (теология кризиса)  - направление протест, теологии, сложившееся в 20-е гг. 20 в. и распространенное гл. обр. в ФРГ и США. Идейн. истоки Д. т. - учение Кьер-кегора и экзистенциализм. Противоречия капитализма получили в Д. т. своеобразное отражение в утверждении о существовании непреодолимого противоречия между богом и несовершенным и греховным по своей природе человеком, что обусловливает трагизм человеч. бытия. Стремление человека силой чувств и разума понять бога - тщетно; бог для него - непостижимая тайна. Единственный путь приобщения к богу - вера в истинность божеств, откровения. Признание абсурдности мира, бессмысленности жизни, истолкование кризиса бурж. общества как неустранимого кризиса человеч. бытия - все эти идеи Д. т. по своему соц.-историч. смыслу означали увековечивание капитализма. Сторонники Д. т.: К. Барт, Ф. Гогартен, Р. Бультман, П. Тиллих, Р. Нибур. В рамках Д. т. уживались различные соц.-филос. концепции: религ. изоляционизм, отказ от идей соц. прогресса и попытки связать идею греховности человека с признанием его активной роли в истории, его ответственности за свои поступки.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАЛОГ МАРКСИСТОВ И ВЕРУЮЩИХ

ДИАЛОГ МАРКСИСТОВ И ВЕРУЮЩИХ - сотрудничество, встречи, обмен мнениями между марксистами и верующими по важнейшим соц.-политич. проблемам современности (война и мир, капитализм и социализм, неоколониализм и развивающиеся страны и Др.). Д. м. и в. стал весьма актуальным и получил широкое распространение. Мн. религ. объединения поддерживают в наст. вр. идею Д. м. и в., стремясь укрепить свое пошатнувшееся влияние на массы. Коммунистич. и рабочие партии рассматривают его как важное средство установления контактов с верующими и их вовлечения в борьбу за мир, демократию и социализм. Марксистско-ленин-ская концепция Д. м. и в., разработанная международ, коммуни-стич. движением и сформулированная в документах международ. Совещания коммунистич. и рабочих партий 1969, Конференции коммунистич. и рабочих партий Европы 1976, отвечает коренным жизнен, интересам всех трудящихся, независимо от их отношения к религии. Наиболее успешно идеи Д. м. и в. осуществляются в социалистич. странах. Для коммунистов сотрудничество с верующими - не временная тактика, а принципиальная линия и долговременная программа. Коммунисты направляют свои усилия на сплочение всех трудящихся, верующих и неверующих, в антиимпериалистич. и анти-монополистич. борьбе, рассматривают проблему сотрудничества с верующими в тесной связи с борьбой классов, с борьбой двух соц. систем - социализма и капитализма. Развивая сотрудничество с верующими, марксисты выступают против к.-л. идеологич. компромиссов, против попыток синтеза марксизма и религии. Коммунисты считают, что различие мировоззрений не исключает возможности сотрудничества коммунистов и верующих.

ДИАНА

ДИАНА - богиня охоты в др.-римск. мифологии. Соответствует др.-греч. Артемиде.

ДИАСПОРА

ДИАСПОРА (греч. - рассеяние) -так называли евр. колонии вне Палестины, впервые возникшие в 6 в. до н. э., во время т. н. Вавилон. плена. Д. увеличивалась в 5-1 вв. до н. э. в связи с завоеваниями Палестины Персией: Македонией, Римом. Д. породила среди евреев мессианские чаяния. Термин «Д.» применяется и к др. религ. и эт-нич. группам, живущим в новых для себя  районах на положении нац.-культ. меньшинства.

"ДИДАХЕ"

"ДИДАХЕ" (греч. didache - поучение) - один из др. (нач. 2 в.) памятников христ. лит-ры неизвестного автора. Полное название - «Учение двенадцати апостолов». «Д.» состоит из 3 частей: в гл. 1-6 излагаются «пути жизни и смерти», т. е. нравств. нормы поведения христиан; в гл. 7-10 дается описание (впервые в христ. лит-ре) обрядов и молитв; в гл. 11-16 содержатся наставления об отношении христ. общин к странствующим проповедникам (апостолам и пророкам) и указания о выборе должност. лиц (епископов и дьяконов) в общинах. В «Д.» отсутствуют к.-л. свидетельства земной жизни Иисуса. О нем говорится лишь как об «отроке божьем», пришествие к-рого еще только предстоит.

ДИДРО ДЕНИ

ДИДРО Дени (1713-1784) - франц. философ-материалист, основатель и редактор «Энциклопедии», один из выдающихся представителей бурж. воинств, атеизма. Филос. взгляды Д. претерпели сложную эволюцию: начинал он как сторонник теизма, затем стал деистом, а в зрелом периоде перешел на позиции материализма и атеизма. Часто подвергался гонениям со стороны светских и церк. властей. В 1749 за распространение мате-риалистич. и атеистич. произведений был заточен в Венсенский замок. После выхода из тюрьмы основал и возглавил знаменитую «Энциклопедию» (1751-1780), 35 томов к-рой выпустил, несмотря на все чинимые ему препятствия. В своем творчестве большое внимание уделил проблемам всесторонней критики религии, убедительно показав ее несовместимость с науч. мировоззрением. Отвергая релит, мораль, он справедливо указывал на то, что она убивает в человеке активность, калечит его, прививает ему рабскую покорность. Подверг глубокой критике вероучение и практику христианства, показав . несостоятельность догмата о троице, нелепость веры в чудеса, противоречивость еванг. рассказов. Д. считается одним из предшественников мифологии, школы, он, ссылаясь на отсутствие к.-л. достоверных свидетельств, ставил под сомнение историчность Христа. Одним из первых он установил преемственную связь между античными и христ. мифами. Выступая против реакц. деятельности духовенства, выдвигал требование свободы граждан в делах веры, выступал за упразднение контроля церкви над школой. Атеизм Д. носил исторически ограниченный, просветит. характер, религию он рассматривал как продукт невежества и страха людей, обманутых духовенством, считал просвещение гл. средством преодоления религии, не требовал отделения церкви от гос-ва. Однако в целом творчество и деятельность Д. были важной вехой в развитии атеистич. воззрений. Осн. работы: «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли к объяснению природы» (1754), «Монахиня» (1760), «Философские основания материи и движения» (1770) и др.

ДИОНИС

ДИОНИС - в др.-греч. мифологии бог виноградарства и виноделия. Культ Д. носил оргиастич. характер: празднества (дионисии) сопровождались необузданным весельем.

ДИОНИСИЙ

ДИОНИСИЙ (ок. 1440 - после 1502) - рус. живописец. Работал в период, когда Моск. гос-во стремилось использовать искусство для укрепления великокняж. власти и поэтому усилило его регламентацию. Для икон и фресок Д. характерен тонкий рисунок и изыскан. колорит.. Однако в них можно заметить нек-рое единообразие приемов; им присуши также праздничность и декоративность, к-рые несколько затушевывают психологич. выразительность образов («Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах»). Сохранились лишь немногие из произведений Д. Иконы его письма находятся гл. о. в Русском музее и в Третьяковской галерее.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - по еванг. легенде, судья афин. ареопага, живший в 1 в. и обращенный в христианство апостолом Павлом. Впоследствии стал первым афин. епископом. Во вт. пол. 5 в. под его именем появились религ.-филос. соч., т. н. ареопагитики (10 писем и 4 трактата), проникнутые духом неоплатонизма. Идеи о божестве как сверхразумном тождестве бытия и небытия, приписывавшиеся Д. А., оказали большое влияние на филос. мысль Византии и Зап. Европы, в т. ч. на мыслителей Возрождения.

ДИПТИХ

ДИПТИХ (греч. diptychos - сложенный вдвое) - икона в виде двухчастного складня с рельефным (чеканка, гравировка) или живописным (на дереве) изображением. Д. встречается в правосл. и католич. культовом искусстве. 2 части Д. могут быть связаны (но не обязательно) определенным сюжетом или религ. идеей.

ДИССЕНТЕРЫ, НОНКОНФОРМИСТЫ

ДИССЕНТЕРЫ, нонконформисты (англ. dissenters, от лат. dissentio - не соглашаюсь) - в Англии общее название лиц, расходившихся во взглядах с учением господств. церкви и ее руководства, отделяясь от них и организационно. Так именовались члены религ. сообществ, отколовшихся от государств. церкви. С сер. 19 в. более употребительным становится термин «нонконформисты», обозначающий не «раскольников», а инакомыслящих, расходящихся с господств. церковью по частным вопросам. Позднее, в условиях развивающейся секуляризации, борьбы заотдеяение церкви от гос-ва и ликвидации привилегий гос. церкви, этот термин применяется и к последователям так называемых «свободных церквей» (баптизм, конгрегационализм, методизм и др.).

ДИССИДЕНТЫ

ДИССИДЕНТЫ - букв. несогласные, придерживающиеся иных взглядов, чем того требует господств. церковь. В этом смысле термин применялся уже в средние века,  но особенно широко - с 16 ? 7 вв., когда в ходе бурж. революций и формирования совр. наций остро встал вопрос о Д., их гражд. правах в Англии (диссентеры). во Франции (гугеноты) и в Польше (все некатолики, т. е. поляки-протестанты и православные в условиях господства католицизма). Позднее - все, стоящие вне господств. в данной стране (государств.) церкви или свободомыслящие, вообще порвавшие с ре-лиг. верой. Переноси. - инакомыслящие.

ДИЦГЕН ИОСИФ

ДИЦГЕН Иосиф (1828-1888) - нем. философ, взгляды к-рого формировались под влиянием Л. Фейербаха, а позднее - К. Маркса и Ф. Энгельса. Самостоятельно пришел к диалектич. материализму. В соч. «Сущность головной работы человека», «Религия социал-демократии» и др. Д. подверг критике религию и филос. идеализм. Д. связывал преодоление религии не только с развитием теории познания на основе практики, но и с упразднением порождающих ее соц.условий.

ДОБРО И ЗЛО

ДОБРО и ЗЛО - этич. категории для выражения положит, или от-риц. оценки обществ, явлений, а также поступков отд. людей. Представления о Д. и 3. исторически изменчивы и в клас. об-ве имеют клас. характер. Д. обозначает моральную ценность как таковую и несводимо к удовольствию, счастью, благополучию, прогрессу, пользе (обществ, или личной). 3. является отрицанием моральной ценности. Религ. представления о независимости Д. и 3. от прак-тич. интереса, о вечности и неизменности их основополагающих характеристик всецело определялись исходным принципом божеств. сущности морали. Духовный кризис совр. бурж. общества, разочарование в науке и ее прак-тич. применении приводят часть людей к ложному убеждению, будто без религии Д. и 3. теряют свое основание, исчезают, уступая место утилитарному расчету. Этому заблуждению способствуют идеи бурж. философов о невозможности науч. обоснования моральных ценностей. Науч. объяснение сущности понятий Д. и 3. дает марксистская этика. Энгельс указывал, что «представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому» (т. 20,с. 94). Историч. преходящий характер нравств. требований, их классовая природа и социальная обусловленность полностью опровергают систему религ. представлений о сущности Д. и 3. Все богословск. концепции о боге как олицетворении Д. и о свободе воли человека, порождающей 3. (см. Теодицея}, несостоятельны. По мере уничтожения соц. неравенства, развития культуры и достижения справедливости и правды Д. и 3. приобретают все более ясный и согласующийся с наукой смысл нравственных ориентиров на пути развития личности и общества.

ДОБРОДЕТЕЛЬ

ДОБРОДЕТЕЛЬ - свойство характера, одобряемое с моральной т. зр.; означает направленность разума и воли на нраветв. образ действия. Д. противоположна пороку. В античной философии осн. добродетелью считалась мудрость, разумность. Платон считал 4 Д. основными («кардинальными»): мудрость, мужество, справедливость и умеренность. Д. и счастье считались совпадающими понятиями, поскольку одинаково означали жизнь, согласную с разумом и природой. Христианство принизило роль разума и противопоставило античным 3 «теологич. Д.»: веру, надежду и любовь. Д. в религ. понимании - средство быть угодным богу, путь личного спасения. Однако и верующие люди, совершая добрые поступки, делают это не ради расположения бога, а руководствуясь земными мотивами, стремлением к тому, чтобы жизнь стала лучше, а сам человек совершеннее. С т. зр. науч. атеизма Д. хотя и не гарантирует счастья, тем не менее она его необходимое условие. 

Предыдущая страница Следующая страница