Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕТ")

ПАВЕЛ

ПАВЕЛ - один из апостолов христианства. Согласно христ. легенде, он родился в малоазийском г. Тарсе в иуд. семье, имевшей римск. гражданство. Поэтому ему якобы было дано 2 имени - свр. Савл и римск. Павел (в новозаветных текстах упоминаются оба). Первоначально он был ярым гонителем христиан, но после того как однажды ему явился Христос, он стал столь же ревностным христианином, «апостолом язычников». Легенда о П. изложена в ..Деяниях апостолов», но о его смерти там сведений нет. Церковь утверждает, что он был казнен во время гонений на христиан, после пожара Рима в 64. В Новом завете содержится 14 посланий, авторство к-рых приписывается П. Однако ученые, большинство из к-рых признают историчность П., считают, что только нек-рые из посланий могли быть написаны им самим. К таковым обычно относят оба послания к коринфянам, послания к римлянам, к галатам, возможно, к филиппийцам, 1-е послание к фессалоникийцам и к Филимону. П. выступал за разрыв с иудаизмом, за распространение христианства среди всех народов, за примирение с существующим обществ, строем. Гл. идеей, проходящей через все его наставления, является духовное спасение.

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ - еретик 3 в., антитринитарий, епископ в Антиохии. П. С. учил, что слово и дух святой находятся в боге так же, как разум и дух в человеке, отрицал божеств, сущность Христа. Аятиохийский собор 269 лишил его епископства, а учение признал ересью. Последователем П. С. был Лукиан, (220-311), учение к-рого послужило идейн. источником арианства я несторианства.

ПАВЛИКИАНСТВО

ПАВЛИКИАНСТВО (греч. Paulikia-noi - предположительно от имени апостола Павла) - еретич. движение в христианстве, возникшее в 7 в. в Армении. Соц. база П. -крестьяне, ремесленники, городская беднота. П. выступало против феод. эксплуатации, материального и политич. неравенства. Идейн. источники П. - манихейство, маз-дакизм. Вероучение П. дуалистично: мир разделен на враждебные царства - духовное, или царство бога (добра), и материальное, или царство сатаны (зла). П. отвергало христ. церковь как защитницу порядков, созданных сатаной, культ богородицы, пророков, святых, икон. Его приверженцы отказывались от крещения, причащения, постов. П. оказало влияние на развитие ереси гондракийцев в Армении, хуррамитов в Азербайджане, богомильства в Болгарии и Византии.

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - сов. физиолог, лауреат Нобелевской премии, основоположник эксперимент, изучения высш. нервной деятельности животных и человека. Учение П. об условных рефлексах явилось фундаментом для науч.-материалистич. подхода к исследованию высш. функций мозга животных и человека. Оно нанесло удар по религ. мировоззрению, показало несостоятельность утверждений богословов о целесообразности в поведении человека как проявлении сверхъестеств. нематериальных сил (души).

ПАГОДА

ПАГОДА (от тамильск. pagavadi, через португ. pagode) - общепринятое в европ. языках название буддийск. ступы в Китае, Индокитае, Непале, Японии. П. - многоэтаж. сооружение, хранилище буддийск. святынь, строится во дворах монастырей рядом с храмами.

"ПАКС РОМАНА"

"ПАКС РОМАНА" (лат. - «Римский мир») - под этим названием объединены 2 орг-ции. проводящие влияние католич. церкви в среде интеллигенции: Международ. движение католич. интеллигенции и Международ, движение католиков-студентов. Обеими орг-циями руководит комитет «П. Р.».

ПАЛОМНИЧЕСТВО

ПАЛОМНИЧЕСТВО (от лат. раlmа - пальма) - путешествия верующих к «св. местам» в надежде получить «сверхъестеств. помощь». У христиан П. началось с путешествия в Палестину, откуда паломники привозили пальмовую ветвь; отсюда термин «П.». Кроме Палестины католики посещают Рим, Лорето, Компостелло (Италия), Лурд (Франция), Фатиму (Португалия), православные - гору Афон (Греция), Бари (Италия); мусульмане совершают П. (хаджж) в Мекку, Медину (Сауд. Аравия), Кербелу (Ирак), буддисты и синтоисты - в Нару (Япония), ламаисты - в Лхасу (Китай). П. используется церк. орг.-циями как средство укрепления влияния религии и значит, источник доходов.

ПАН

ПАН - в др.-греч. мифологии - бог стад, пастбищ, пастухов. Сын Гермеса. Изображался волосатым мужчиной с козлиными ушами, рогами, хвостом и копытами. В римск. мифологии ему соответствует Фавн.

ПАНАГИЯ

ПАНАГИЯ (греч. panagia - пресвятая, церк. эпитет богородицы) - в православии: 1) небольшая круглая икона богоматери, к-рая как знак архиерейск. достоинства носится епископами на груди; 2) просфора в честь богоматери.

ПАНЕНТЕЙЗМ

ПАНЕНТЕЙЗМ (от греч. pan -все, en - в и theos - бог; все в боге) - религ.-филос. учение, согласно к-рому мир пребывает в боге, а бог проявляет себя в мире. П. стремится объединить теизм и пантеизм и является своеобразным обоснованием мистич. диалектики, проявившейся у Дионисия Ареопагита, Иоанна Эриугены, Николая Кузанского и др. П. обнаруживается в учении мн. представителей рус. религ. философии, в частности в работах Л. П. Карсавина я С. Л. Франка. Термин введен нем. философом-идеалистом К.Краузе (1828).

ПАНИКАДИЛО

ПАНИКАДИЛО (от греч. poly - много и kandela - свеча) - в правосл. храме - свисающая с потолка люстра из множества свечей или лампад. В наст. вр. они часто заменяются электрич. лампочками.

ПАНИСЛАМИЗМ

ПАНИСЛАМИЗМ (от греч. pan -все и ислам) - религ.-полит. течение в исламе, возникшее в кон. 19 в. Его основоположник Дже-мальад-Дин аль-Афгани (1839- 1897) выдвинул идею о «единстве» мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульм. гос-ве под руководством халифа. С самого зарождения П. носил противоречивый характер. В П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, «освободительное движение против европейского и американско-гр империализма с укреплением позиций ханов - помещиков, мулл и т. п.» (т. 41, с. 166). После победы Октябрьской революции П. был использован реакцией и агентами империализма в борьбе против народной власти, с целью отторжения республик Сов. Востока от СССР.

ПАНИХИДА

ПАНИХИДА (от греч. pannychida - всенощная) - 1) христ. церк. служба, совершаемая над телом покойного, а также в годовщину его смерти. Совершаются также вселен, панихиды: в память всех умерших достойной христ. смертью и в память всех умерших скоропостижно, без церк. напутствия. Спец. заупокойная всенощная в правосл. церкви называется парастасом. 2) гражд. П. - траурное собрание возле гроба (урны с прахом), посвященное памяти умершего.

ПАНТЕИЗМ

ПАНТЕИЗМ (pan - все, thcos - бог) - филос. учение, сближающее или полностью сливающее в единое целое бога с природой. В различных филос. системах П. выражает как натуралистич. и материалистич., так и идеалистич. тенденции. П. в виде идей гилозоизма имел место в др. философии. Средневек. натуралистич. П. противостоит религ. представлениям о боге как предвечной сверхприродной личности, идее свободного творения мира из ничего. Мистич. П. учит о безличном боге, непосредственно постигаемом через раскрытие божественного в каждом индивиде без помощи церкви. Мистич. П. (И. Эккарт, Т. Мюнцер, анабаптисты) служил обоснованию программ плебейско-демократич. движений. В период Возрождения усиливаются материалистич. тенденции в П., достигая расцвета в 16-17 вв. (Г. Кампанелла, Дж. Бруно, Б. Спиноза). У Бруно природа выступает как «бог в вещах», к-рый немыслим вне природы, не является ее творцом, а лишь внутр. деятельной силой; у Спинозы бог и природа сливаются в единую субстанцию, к-рая есть причина самой себя. Материалистич. П. противостоит деизму, дуализму и креационизму теизма. Религ. П. (Н. Мальбранш, персонализм кон. 19 - нач. 20 в.) рассматривает все сущее содержащимся в боге и творимым им. В 20 в. идеи материалистич. П. присущи ряду бурж. ученых (Э. Геккель, М. Планк, А. Эйнштейн), стоявших на позициях естеств.-науч. материализма.

ПАНТЕОН

ПАНТЕОН (греч. pantheion - доел. «все боги») - 1) первоначально «Храм всех богов» в античных религиях, из к-рых наибольшую известность получил П. в Риме, построенный во 2 в. при императоре Адриане с целью создания единой религ. идеологии; 2) в рели-гиоведении термин «П.» стал использоваться для обозначения совокупности всех богов к.-л. религии; 3) усыпальница выдающихся людей.

ПАНЧЕН-ЭРТНИ, ПАНЧЕН-ЛАМА

ПАНЧЕН-ЭРТНИ, панчен-лама (санскр.-тибетск. панчен - великий мудрец; эрдени - драгоценность) - титул «живого бога», земного воплощения (хубилгана) будды Амитабхи. П.-э. - второе по своему значению после далай-ламы лицо иерархии ламства в Тибете. Титул установлен в 16 в. П.-э. рассматривается как вые. авторитет в религ. вопросах, поскольку является аватарой не бодхисатвы, а будды.

ПАПА РИМСКИЙ

ПАПА РИМСКИЙ (лат. papa, от греч. pappas - отец) - глава католич. церкви и гос-ва-города Ватикан. Избирается кардинальской коллегией, как правило из числа кардиналов, большинством в ^з 1 голос при тайном голосовании. В Ватикан, реестре фигурируют 264 папы.

ПАПЕРТЬ

ПАПЕРТЬ - площадка перед притвором христ. храма. На ней в первые века христианства стояли кающиеся. В центре ее был бассейн, в к-ром верующие омывали лицо и руки. На П. стояли также в ожидании подаяния нищие.

ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЦЕРК. ОБЛАСТЬ, ЦЕРК. ГОС-ВО

ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. область, церк. гос-во - светские владения папы римского. Существовала с 756, когда франкский король Пипин Короткий подарил папе Стефану II Римск. область, Равеннский экзархат и Пентапо-лис, до 1870, когда итал. войска вошли в Рим и провозгласили его столицей Италии. Папская светская власть простиралась на провинции Италии - Романью, Марке, Умбрино, Палермо. Границы П. о. неоднократно менялись. В 19 в. П. о. представляла собой средневек. анклав в Италии, где было запрещено строить железные дороги, фактически не было школ и больниц, жители подвергались жестоким преследованиям со стороны инквизиции и папских жандармов. Ликвидация П. о. положила конец светской власти римск. понтификов.

ПАПСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАМИТЫ

ПАРАМИТЫ (санскр. - высш. совершенство, путь перехода на др. сторону) - обеты, принимаемые в махаяне верующими: «дана» -щедрость; «вирья» - решимость идти по пути добродетели; «дхья-на» - йогич. сосредоточение сознания; «праджна» - высш. мудрость, интуигивн. познание мира дхарм.

ПАРАНДЖА

ПАРАНДЖА (от араб. фарад-жийя - дословно - «верхняя свободная одежда») - халатообразная накидка сложными, связанными на спине рукавами, прикрывающая фигуру женщины с головы до пят. П. дополнялась чачваном. П. и чачван носили таджички и узбечки, для женщин др. стран мусульм. мира был характерен покрой одежды типа чадры. Ношение П., чадры, чачвана предписывалось нормами шариата.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ

ПАРАПСИХОЛОГИЯ (греч. para - возле, вне) - направление ведущихся в бурж. странах исследований, ставящее своей целью установить факт существования, специфику проявления и природу чувствительности, не объяснимой деятельностью известных органов чувств, а также выявить формы воздействия живого существа на окружающие явления без посредства мышечных усилий. Эти исследования нередко используются шарлатанами в интересах наживы, а нек-рыми религ. идеологами - для доказательства самостоят., не связанного с материей существования духовных явлений, наличия форм познания, не опирающихся на показания органов чувств. В наст. вр. наука не располагает надежными данными относительно существования пара-психологич. явлений и каналов их передачи.

ПАРАСКЕВА

ПАРАСКЕВА (греч. - пятница) - по христ. представлениям - великомученица, якобы пострадала в годы гонения на христиан при римск. императоре Диоклетиане (304-305). Согласно христ. агиографии, она была обезглавлена за отказ отречься от христианства. Культ П. получил широкое распространение в быту правосл. верующих (особенно на рус. Севере), он синкретизировался с до-христ. поверьями о пятнице как о св. дне. Изображения П. широко представлены не только в иконографии, но и в народной культовой скульптуре (напр., пермская деревянная скульптура).»

ПАРКИ

ПАРКИ - в др.-римск. мифологии богини судьбы. Соответствуют грсч. мойрам.

ПАРМЕНИД

ПАРМЕНИД (ок. 540-ок. 470 до н. э.) - др.-греч. философ; выдвинул ряд астрономич. и физич. гипотез, в к-рых отразились его стихийно-материалистич. взгляды на природу. Мир, по П., - неподвижный и сплошь заполненный шар. П. выражал недоверие к показаниям органов чувств и высоко оценивал умозрительное знание, что позволяет говорить о наличии элементов рационализма в его учении.

ПАРСИЗМ

ПАРСИЗМ - см. Зороастризм.

ПАРСОНС ТОЛКОТТ

ПАРСОНС Толкотт (1902-1979) - амер. бурж. социолог, один из создателей структурно-функциональной школы в социологии. П. сводил соц. структуру к взаимодействию людей в рамках определенных институтов, к-рыс устанавливают нормы поведения индивидов. Религия рассматривалась П. как центр, аспект культуры, обеспечивающий интеграцию общества. В работах по социологии религии П. рассматривал прогрессирующую секуляризацию общества как результат его структурной дифференциации, к-рая приводит ко все большему обособлению религ. институтов. Теоретич. установки П. оказали влияние на амер. социологов Л.Шнайдера, Т. О. Динг, М. Ингера и др.

ПАРТИЦИПАЦИЯ

ПАРТИЦИПАЦИЯ (от франц. participation - причастность, сопряженность, соучастие) - в христ. философии - понятие, раскрывающее характер взаимоотношения бога и человека. В религ. онтологии понятием П. выражается одна из осн. идей христ. платонизма о том, что чувственные вещи не существуют сами по себе, а являются обнаружением божеств. сущности. В религ. антропологии П. выражает форму глубоко личных, интимных отношений бога и человека. В теории познания П. выступает основой для непосредств. постижения истин откровения.

ПАСКАЛЬ БЛЕЗ

ПАСКАЛЬ Блез (1623-1662) - франц. религ. философ, писатель, ученый. П. - один из основоположников науки Нового времени, стоявший у истоков теории вероятностей, дифференциального исчисления, создатель гидростатики и т. д. Развивая логич. метод познания, П. пришел, однако, к выводу об ограниченности разума, невозможности постичь мир только рациональными методами. Он считал, что реальность может быть постигнута через «сердце» и инстинкт, утверждая, т. о., превосходство веры над разумом. Круг филос. интересов П. - религ.-этич. проблемы, в часта, двойственность природы человека (доброго и злого в нем), разрешение к-рых он видел в христианстве. П. сблизился с янсенизмом, вел отшельнический образ жизни  в аббатстве Пор-Рояль, выступал против иезуитов, но критика П. этого монаш. ордена подрывала устои католицизма в целом. П. заложил иррациональные тенденции в философии, предвосхитил религ. экзистенциализм. Осн. филос. труд -»Мысли».

ПАСТВА

ПАСТВА - термин, традиционно применяемый в христ. церкви по отношению к рядовым верующим, мирянам, к-рые сравниваются с овцами, пасомыми пастырями (пастухами). В роли последних выступают священнослужители, к-рые якобы заботятся о П., указывая ей путь к спасению и ведя ее по этому пути.

ПАСТОР

ПАСТОР (лат. pastor, букв. - пастырь, пастух) - служитель церкви в протест, течениях, отрицающих институт священства.

ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ - один из разделов богословия в православии и католицизме, в к-ром сформулированы осн. требования, предъявляемые к священникам как духовным наставникам в церкви и за ее пределами. П. б. требует от священнослужителей знания «св. писания», «св. предания», умения формировать религ. миропонимание у верующих, совершенствовать способы и приемы проведения богослужений и чтения проповедей. П. б. формулирует осн. правила назначения священников на должность, посвящения в сан (хиротония), регламентации их деятельности.

"ПАСТЫРЬ"

"ПАСТЫРЬ" - произведение раннехрист. лит-ры, написанное во 2, а возможно, ив 1 в.; относится к жанру откровений; получило свое название по описываемым в нем видениям, где действует человек в одежде пастыря. Автор «П.» называет себя Герма. Книга состоит из «Видений», «Притч» и «Наставлений». Она полна сочувствия к беднякам, но призывает только к благотворительности. Герма формулирует осн. христ. добродетели, такие, как вера, воздержание, терпение, правдивость и т. д.; выступает за единство церкви. «П.» выражает идеи де-мократич. течения в христианстве. Он включен в древнейший список Нового завета, т. н. Синайский кодекс, но затем церковь не признала «П.» св. книгой.

ПАСХА

ПАСХА (от др.-евр. песах - прохождение) - гл. христ. праздник, установленный в честь «чудесного воскресения» распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествуется в евангелиях. Однако, как установлено, своими корнями П. уходит в более далекое прошлое. Первоначально это был праздник др.-иуд. скотоводч., а затем земледельч. племен. Некогда его содержание составляло умилостивление духов с целью заручиться их помощью и поддержкой в период весеннего отёла скота, а затем - начала жатвы. Отсюда сохранившийся в иудаизме обычай приготовления на П. мацы - пресных лепешек и выпекание на христ. П. куличей, окраска яиц и пр. С развитием у евреев культа бога Яхве праздник стал связываться в иудаизме с мифич. исходом из Египта, с ожиданием мессии, с идеями национализма. Основываясь на еванг. сказаниях о том, что Иисус был казнен и воскрес в дни празднования иудеями П., христиане отмечали вначале свою П. одновременно с иудейской. Лишь в 325 I вселен. (Никейский) собор христ. церкви установил, что П. должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, непременно отдельно от П. иудейской, П. является, т. о., «кочующим» праздником. Для вычисления дня празднования П. составляются особые тябпищл-пасхалии. Христ. церковь отмечает П. очень торжественно, используя ее для пропаганды идей клас. мира, всепрощения, всеобщего христ. братства, к-рые призваны притупить клас. самосознание трудящихся, примирить их с соц. несправедливостью в клас.-антагонистич. об-ве. Оказывая сильное эмоц.-психоло-гич. воздействие на людей, пасхальные службы являются эффективным средством укрепления религиозности и роста влияния церкви на нек-рую часть населения.

ПАСХАЛИИ

ПАСХАЛИИ - составляемые христ. церковью на много лет вперед таблицы дат празднования пасхи в соответствии с установлениями Никейского (325) собора, согласно к-рым ее надлежит отмечать в первое воскресенье, «следующее за полнолунием, совпадающим с весенним равноденствием или бывающим после него», но ни в коем случае не допуская ее совпадения с иуд. пасхой. Учет этих обстоятельств играет осн. роль при составлении П. Ряд церквей составляют П. по юлианскому календарю (русская, болгарская, сербская, иерусалимская правосл. церкви и др.), а католические - по григорианскому. Отсюда расхождение во времени празднования пасхи различными Церквами.

ПАСХАЛЬНИКИ

ПАСХАЛЬНИКИ - секта, возникшая в 19 в. в недрах старообрядчества в Черниговской губ. Основатель - беглопоповец Иван Землянский. Отвергая, как и др. старообрядцы, реформы патриарха Никона, П. установили твердую дату празднования пасхи - 23 марта по ст. ст. Отсюда и название секты, просуществовавшей очень недолго.

ПАТЕР

ПАТЕР (лат. pater - отец) - священник в католич. церкви. Утверждая данное обращение рядовых верующих к священнику, церковь стремилась формировать у них чувства религ. смирения и послушания.

ПАТЕРИК, ОТЕЧНИК, ОТЕЧНАЯ КНИГА

ПАТЕРИК, отечник, отечная книга (греч. Paterikon, от pater - отец) - в правосл. церк. лит-ре - сборник жизнеописаний «отцов»-монахов. Рассказы о «подвижнич.» жизни и якобы совершенных монахами чудесах составлялись с целью прославления того или иного монастыря. П. появились в Византии в 4 в. Особой популярностью пользовались П. Египетский (кон. 4 в.) и Синайский, или Лимонарь. Из рус. П. наиболее известны Киево-Печерский и Соловецкий.

ПАТРИАРХ

ПАТРИАРХ (греч. patriarches -родоначальник) - в православии - высш. духовный сан; глава правосл. церкви в ряде стран. В католицизме сан П. носят главы отд.епархий.

ПАТРИАРХАТ

ПАТРИАРХАТ - церковь, управляемая пагридрхол<.

ПАТРИАРХИЯ

ПАТРИАРХИЯ - церк. область, подчиненная патриарху.

ПАТРИАРШЕСТВО

ПАТРИАРШЕСТВО - система церк. управления во главе с патриархом.

ПАТРИСТИКА

ПАТРИСТИКА (от лат. patres - отцы, подразумевается «отцы церкви» ) - термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ. писателей 2-8 вв. Во 2-3 вв. П. выполняла по преимуществу апологетич. функции. Юстин (2 в.), Афинагор (ум. ок. 177), Тертуллиан изображали христианство самой совершенной религией, защищали его от нападок властей и сторонников античного политеизма. Климент Александрийский. и Ориген предприняли первую попытку создать теология, систему христианства. Они пропагандировали идею единства веры и знания, союза теологии и философии. Христианство они рассматривали как завершение античной философии, хотя при этом активно боролись с античным материализмом. Признавая огромные заслуги Климента и Оригена в разработке христ. богословия, церковь отвергла как еретич. учение Оригена о бесконечности миров, о предсуществовании душ, о приоритете первой божеств, ипостаси над второй. После Никейского вселен, собора (325), конституировавшего осн. догматы, в П. гл. внимание стало уделяться систематизации христ. вероучения, борьбе с многочисл. еретич. учениями (арианством, монтанизмом, докетизмом, моно-физитством и др.). Высш. точки П. достигает в деятельности кружка «каппадокийцев» (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на Востоке и Августина на Западе. Их сочинения были признаны важнейшей сост. частью «св. предания» и в течение мн. веков наделялись статусом непогрешимости. Заключит. период П. связан с деятельностью Иоанна Дамаскина, систематизировавшего христ. вероучение и заложившего основы схоластики. В наст. вр. как католич., так и правосл. богословы широко используют различные идеи вост. и зап. П., рассматривая ее в качестве неоспоримого авторитета.

ПАТРИЦИ ФРАНЧЕСКО

ПАТРИЦИ Франческо (1529-1597) - итал. натурфилософ-пантеист. Исходя из положения о тождестве бога и мира, отрицал божеств. творение из ничего. Вселенная, по П., бесконечна; на этой основе отвергал геоцентризм. Признавал 4 начала: пространство, свет, тепло и поток. Активное начало - свет (божественный и зримый). Жизнь мира - непрерывный поток вещей, пронизанный оживляющей его душой. В отличие от христианства мери

лом нравственности считал личное благо. Гл. соч. - «Новая философия Вселенной» (1591).

ПАТРОЛОГИЯ

ПАТРОЛОГИЯ (лат. patres - отцы, греч. logos - учение) - в католицизме и православии - одна из богосл. дисциплин, занимающаяся изучением и комментированием учений «отцов и учителей» церкви, описанием их жизни и деятельности. Правосл. богословие не различает П. и патристику. В католицизме П. в отличие от патристики дает сведения не только об «отцах и учителях», но и о др. писателях, оказавших услуги церкви. Православие и католицизм считают сочинения «отцов церкви» непогрешимыми, составляющими св. предание. Протест. церкви отвергают представление об этих сочинениях как выражении божеств, откровения. В последние годы богословами пересмотрены нек-рые принципиальные вопросы ортодокс. П. Непогрешимость вселен, учителей, с их точки зрения, не распространяется на каждого из них в отдельности и на каждое в отдельности высказывание. Кроме того, они не признаются более авторитетами в оценке обществ.-политич. и науч. проблем.

ПАУЛИНИЗМ

ПАУЛИНИЗМ - понятие, используемое в религиоведч. лит-ре для характеристики тех соц. установок, нравств. принципов и вероучит. положений, к-рые характеризуются отходом от бунтарских настроений первонач. христианства и приписываются апостолу Павлу. В «Послании к римлянам» дают-ся такие рекомендации: «благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте» (12 : 14), «побеждай зло добром» (12 : 21), «всякая душа да будет покорна высшим властям» (13: 1). Этич. нормы в посланиях Павла выполняют охранительную функцию и сводятся к требованиям повиновения «властям предержащим» и признанию, что «нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены» (Рим. 13:1). Смирение и покорность выдвигаются в качестве нравств. эталона: «никому не воздавайте злом за зло» (Рим. 12: 17, «утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы» (Рим. 12: 12), «последуйте смиренным» (Рим. 12 : 16). Второе пришествие Христа отодвигается на неопрсд. срок. Для П. в противоположность петринизму характерна тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом.

"ПАЦЕМ ИН ТЕРРИС"

"ПАЦЕМ ИН ТЕРРИС" - см. Энциклики пап социальные.

ПАЦИФИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

ПАЦИФИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от пат. pacificus миротворческий) религ. разновидность бурж.-либерального политич. течения, в основе к-рого лежит пассивная проповедь мира и осуждения войн. Идсйн. истоком П. р. является идеалистич. понимание происхождения и сущности войн. П. р. объясняет возникновение войн отсутствием истинной религиозности масс, испорченностью чело-веч. души. Он призывает верующих к пассивному сопротивлению войне (пропаганда против войны, отказ от службы в армии). Отрицая деление войн на справедливые и несправедливые, пацифисты осуждают революц. действия масс. Тем не менее, в обстановке растущей угрозы новой мировой войны коммунисты положительно оценивают участие в антивоенном движении лиц, стоящих на позициях религиозного пацифизма.

ПАШКОВЦЫ

ПАШКОВЦЫ - секта еванг. христиан в России, к-рую в поел. четв. 19 в. возглавил полковник в отставке В. А. Пашков (первоначально известны как редсто-кисты). П. развернули активную миссионер, деятельность в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Туле, в ряде центр, губ. В 1876 П. организовали «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», к-рое занялось переводом и изданием религ. литры. Для распространения еваиге-лизма среди рабочих в 1875 ? 886 издавался журн. «Русский рабочий». П. установили связи и контакты со штундистами (см. Штундизм) Украины, баптистами Кавказа. В 1884 Пшиков прсдпринял неудачную попытку объединения своей группы с баптистами, штупдистами, молоканами (см. Духовные христиане) и братскими мсннонитами.

ПЕЙН ТОМАС

ПЕЙН Томас (1737 1809) идеолог англо-амер. Просвещения, участник франц. и амер. бурж. революций 18 в., представитель бурж. свободомыслия. Обосновывая неотъемлемое прано народа па ниспровержение тиранич. обществ. институтов (франц. абсолютизма, брит. колониальной системы, рабства в Америке), П. резко критиковал церковь и все мир. религии как идейно-политич. формы поддержания тирании, разоблачал библ. мифологию как плод невежества, заблуждения и прямого обмана. Нередко П. поднимается до прямых атсистич. выводов, однако сто критика религии не была последовательной. Гл. антирелиг. соч. - «Век разума» (1794-.1795).

ПЕЛАГИАНСТВО

ПЕЛАГИАНСТВО - течение в христианстве, возникшее на рубеже 4-5 вв. и названное по имени его основателя Пелагия. По своему существу П. направлено против наиболее мрачных сторон учения Августина, против прославления аскетизма. С т. зр. приверженцев П., первородный грех  не извратил положительных качеств человека. Крещение лишь приобщает верующего к общине, но не является искупительным. Достижение спасения связывается П. больше с нравств. силами самого человека, со «свободой выбора», чем с божеств, благодатью. Нравств. жизнь, т. обр., задача трудная, но достижимая. П. тяготеет к античной философии, поэтому оно и было встречено в штыки ортодокс, идеологами, объявлено ересью, а его последователи подвергались гонениям.

ПЕЛАГИЙ

ПЕЛАГИЙ (от греч. пелагос - морская гладь) - христ. имя англ. монаха Моргана, жившего на рубеже 4-5 вв., основателя пелагианства. В 384 основал школу в Риме. Свое учение о «свободе выбора» изложил в «Послании Димстриаде». Был обвинен в ереси, предан анафеме, изгнан. Ум. после 418.

ПЕНАТЫ

ПЕНАТЫ - духи и божества, хранители семейного и обществ. благополучия в религии др. римлян. Семейные П. охраняли дом, содействовали материальному достатку семьи и продолжению рода. Обществ. П. охраняли устои гос-ва и процветание народа. Главной из них считалась Веста.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА - понятие религ.-идеалистич. философии, выражающее творческую, прежде всего космогоническую функцию божества. Вводится на основе космологич. доказательства бытия бога:  причинная обусловленность всех конечных процессов распространяется на мир в целом. В европ. философии понятие П. п. сформулировано Аристотелем, понимавшим под нею безличный «перводвигатель». Под воздействием христ. теизма это понятие видоизменяется за счет более по-следоват. проведения аналогии между творением мира богом и актом практич. деятельности человека. Бог-творец как «действующая причина» творит мир на основе «причины-образца» (causa exemplaris), т. е. совокупности идей в божеств, уме, руководствуясь «конечной причиной» (целью) , и воздействует на мир в качестве провидения. Развитое на базе соединения аристотелизма с платонизмом, учение о П. п. составляет в наст. вр. важный элемент томизма. В рамках деизма 17-18 вв. роль П. п. сводится к творению мира и приданию ему исходного импульса движения, после чего мир развивается по собственным законам. Несостоятельность учения о П. п. очевидна в свете всесторонне обосновываемого сов р. наукой и материалистич. философией принципа самодвижения материи.

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ - см. Грехопадение.

ПЕРВОТОЛЧОК

ПЕРВОТОЛЧОК - понятие, выражающее признание божеств, силы в качестве нач. причины и источника движения материи. Возникло в 17-18 вв. в связи со стремлением объяснить явления природы на основе законов механики, рассматриваемых в качестве всеобщих универсальных. Большую роль в утверждении идеи «П.» сыграл И. Ньютон. Франц. материалисты П. Гольбах, Д. Дидро и др. противопоставили идее «П.» тезис о движении как внутр. свойстве материи. Однако он не мог быть убедительно обоснован с мсханистич. позиций, на к-рых стояли эти мыслители. Идея «П.» полностью устраняется диалекти-ко-матсриалистич. миропониманием, где движение рассматривается как изменение материи, проявляющееся в многообразных формах.

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ - см. Переселение души.

ПЕРЕЖИТКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ

ПЕРЕЖИТКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ - религ. верования и обряды, соц. корни к-рых в данном об-ве подорваны или преодолены и к-рые сохраняются в нем в силу традиций как наследие прошлых исто-рич. эпох. В социалистич. об-ве, напр., религия представляет собой пережиток прошлого. Ее соц. корни подорваны, система социалистич. отношений не нуждается в ней для своего функционирования и развития. Это не значит, что при социализме нет соц. причин, поддерживающих существование религии. Это значит лишь, что религия выступает как вне-системное образование, т. е. относится к числу пережитков прошлого в сознании и поведении людей.

ПЕРЕКРЕЩЕНЦЫ

ПЕРЕКРЕЩЕНЦЫ - см. Анабаптисты.

ПЕРЕМАЗАНЦЫ

ПЕРЕМАЗАНЦЫ - см. Беглопо-повцы.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШИ, ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ, МЕТЕМПСИХОЗ

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШИ, перевоплощение, метемпсихоз (греч. metempsychosis) - концепция перевоплощения души из одного тела в другое (человека, животного, иногда даже в растение или в предмет неживой природы), характерная для ряда филос. систем древности (орфики, пифагорейцы) и мн. ранних и развитых форм религии. В основе концепции П. д. лежит псрвобытн. анимизм, наделявший душой все предметы и явления окружающего мира. Особое развитие идея П. д. получила в фи-лос.-рслиг. традиции Индии: в брахманизме, индуизме, буддизме, где она тесно переплетается с понятиями дхармы и кармы. В брахманизме и индуизме представление о душе не отличается в принципе от того, как ее трактует большинство религий: она - частица высш. божества - Брахмы и после множества перерождений может слиться с ним, в чем и заключается ее спасение от страданий в сансаре. Несколько иначе подходит к вопросу о душе и ее перевоплощении буддизм. Здесь духовная сущность состоит -из множества мельчайших, неделимых частиц - дхарм, к-рые распадаются в момент смерти живого существа и соединяются затем в новый комплекс, снова творящий иллюзию мира страданий. Однако такая трактовка сути дела не меняет: конкр. форма нового комплекса и всего им переживаемого зависит от кармы, суммы всех добродетелей и грехов всех прежних перерождений. В буддизме благоприятным считается только перевоплощение в человеч. облике. Конечный этап цепи перерождений в буддизме - нирвана. Общим во всех учениях о П. д. является положение о том, что судьба данного живого существа зависит только от него самого, от его поступков в прежних перерождениях. Такое учение оправдывает всякое зло, соц. неравенство, эксплуатацию, ибо считает их результатом «неправедного» поведения в прошлой (до данного рождения) жизни.

ПЕРСЕФОНА

ПЕРСЕФОНА - в др.-греч. мифологии - богиня подземного царства, растительности и земного плодородия, дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. П. часть года проводит с матерью на земле, а остальное время - в подземном мире. Ежегодное возвращение П. на землю является вариантом распространенного в древности мифа об умирающем и воскресающем божестве, символизирующем ежегодное умирание и пробуждение растительности. В Риме П. называли Прозерпиной.

ПЕРСОНАЛИЗМ

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona - личность) - религ.-идеалистич. течение, получившее распространение в кон. 19 - перв. пол. 20 в. в США (Б. Боун, Р. Т. Флюэл-линг, Э. Ш. Брайтмен), во Франции (Э. Мунье, М. Недонсель), в Германии (В. Штерн) и др. странах. П. исследует «личность» (не реальную, а некую духовную сущность, первоэлемент бытия), наделенную активностью, обладающую волей, самосознанием, постигаемым в конечном итоге ее причастностью к богу. Для П. в целом характерны фетишизация и мистификация творческого начала человека. Религия и наука рассматриваются П. как равно значимые требования человеч. духа: религия присуща разуму в той же степени, что и моральные и эстетич. ценности. Обращая внимание на кризис бурж. цивилизации, персоналисты, однако, выступают не за революц. преобразования капиталистич. общества, а за «революцию» в сознании человека. Мн. идеи и лозунги католич. П., ранее осуждавшиеся Ватиканом, обнаруживаются в соц. энцикликах Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ОЖНВОТВОРЕННЕ, ОДУХОТВОРЕНИЕ

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ, олицетворение, ожнвотворенне, одухотворение (от лат. persona - лицо, личность и facere - делать) - элемент релит, верований, заключающийся в наделении предметов и явлений природы свойствами живых существ, часто даже человеческими; способностью мыслить, чувствовать, говорить, антропоморфным обликом и т. д. П. тесно связана с др. элементами релит, мировосприятия - анимизмом, магией, фетишизмом и вместе с ними входит как в разные формы ранних религий (промысловые, эротические, астральные, аграрные культы, тотемизм, шаманство и др.), так и в развитые религ.-мифологич. системы (др.-греч. и др.-римск. религии, ведич. и доарийские культы Индии и возникшие на их основе брахманизм и индуизм, др.-егип., др,-герман., др.-славян., др.-кит. религии, синтоизм и др.). П. неба, планет, созвездий, метеорологич. явлений, стихий природы дала один из самых многочисл. отрядов богов и божеств (напр., бог солнца Сурья, богиня утренней зари Ушас в Индии, боги-громовержцы Юпитер, Тор, Перун в римск., германо-скандинав. и славян, ре-религ.-мифич. системах). Не менее многочисленны П. матери-земли в цепом и духов - хозяев лесов, гор, озер, рек: напр., богини плодородия, покровительницы жен щин, семьи, детей и воспроизводства всего живого на земле фригийская Кибела, егип. Исида, римск. Юнона; фавны, сатиры, наяды, дриады антич. религий, водяной, леший, русалки у славян. П. соц. явлений клас. общества можно считать богов греко-римск. пантеона: Аполлон - бог-воитель, покровитель воинского искусства, путников, мореходов, пастухов, также поэзии; Гермес - покровитель скотоводов и торговли; Афина - наук и мудрости и т. д. Боги мировых религий в концентрированной форме несут на себе черты П.: в буддизме Амитабха - будда бесконечного csvra., Манджушри - бодхисатва мудрости; в христианстве бог-отец - П. всех созидающих и карающих сил природы, дева Мария - жертвенности и страдания, Иисус Христос - искупления. П. - распростр. художеств. прием в фольклоре (мифы, легенды, сказки, героич. эпос).

ПЕРУН

ПЕРУН - гл. бог др.-славян. пантеона, бог дождя, молнии и грома. П. соответствовал греч. Зевсу и римск. Юпитеру. Культ П. сохранялся до принятия христианства на Руси. Черты П. были затем перенесены на Илью-пророка и Георгия Победоносца (см. Святых культ).

"ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ"

"ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ" - небольшая любовно-эротич. поэма, включенная в состав Ветхого завета. Богословы приписывают ее царю Соломону и толкуют как выражение обоюдной любви между богом и его «избранным народом» (в иудаизме) или между Христом и церковью (в христианстве). В действительности «П. п.» - светское произведение, написанное в 3 в. до н. э. Исследователи Ветхого завета полагают, что «П. п.» - это собрание фольклор, интимно-лирич. песен, исполнявшихся на свадьбах. Отвергая релит, ханжество, их автор откровенно воспевает любовь, красоту женского тела. Культ красоты тела, навеянный эллинизмом, имел для автора «П. п.» мировоззренч. смысл и бью направлен против релит, аскетизма. Нерелиг. характер поэмы проявляется и в том, что в ее 116 стихах ни разу не упоминается имя бога.

ПЕТР

ПЕТР - один из 12 апостолов. о к-рых говорится в евангелиях. Согласно христ. легенде, рыбаки Симон, позже прозванный Петром (греч. - «камень»), и его брат Андрей были первыми призваны Иисусом в ряды его учеников. Во время допроса и пыток Иисуса П. трижды от него отрекся, но затем раскаялся. Католич. церковь считает его первым епископом римск. христиан. Никаких исто-рич. достоверных сведений о П. нет. Поскольку иудео-христиане почитали П., а Павел называл его апостолом для иудеев, в науке употребляется термин «петринизм» для обозначения того течения в раннем христианстве, к-рое выступало за сохранение нек-рых иуд. обрядов, против разрыва с иудаизмом (см. Иудео-христиане).

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (нач. 12 в. - 1160) - католич. теолог, использовавший методы схоластич. философии для систематизации теологии. Гл. соч. - «Четыре книги сентенций» (1150-1152), где осмыслены с августиниан. позиций тексты Библии, соч. отцов церкви, теологов 12 в. Изложение П. Л. дискуссионных теологич. проблем, еретич. мнений (напр.. Ария, Абеляра) без их опровержения вызывало первоначально осуждение со стороны церк. руководства, но в 1215 книга П. Л. была одобрена Латеранским собором и до нач. 16 в. считалась осн. уч. пособием, использовалась в борьбе с ересями.

ПЕТРА И ПАВЛА ДЕНЬ

ПЕТРА И ПАВЛА ДЕНЬ - христ. праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля). Связан с именами т. н. первоверховных апостолов, к-рым приписывается начало проповеди христ. учения. Жизнеописания П. и П. составлены с таким расчетом, чтобы их подвижничество служило примером для верующих. Введенный первоначально в Риме, епископы к-рого (папы) объявили себя наследниками апостола Петра, праздник быстро распространился за его пределы. Его популярности способствовало то, что он совпадал с определенными вехами с.-х. цикла. На Руси - с началом сенокоса. В Финляндии, Исландии, Карелии за 10 недель до него начинались посевные работы. Кроме того, Петр считался покровителем рыбаков. Все это использовалось церковью, придававшей празднику большое значение. Он предварялся многодневным постом, к-рый создавал особый настрой у верующих. В наст. вр. в значит, мере утратил былую популярность, хотя и продолжает отмечаться, в основном в сельской местности.

ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО

ПЕТРАРКА Франческо (1304-1374) - основоположник итал. нац. поэзии, родоначальник гуманизма эпохи Возрождения. Выступал против средневек. авторитетов, схоластики, в т. ч. аверроизма, считал, что философия должна носить практич. характер. П. положил начало гуманистич. культуре, в основе к-рой лежала возрожденная античность. Не отказываясь от веры в бога, П. отвергал христ. аскетич. мораль, идею презрения к миру и ничтожества человека. В диалоге «Моя Тайна» оправдывал радости земной жизни, стремление человека к земной славе. Поворот от геоцентризма к антропоцентризму, начатый П., способствовал формированию новой светской антропологии и этики.

Предыдущая страница Следующая страница