Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕЧ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕЧ")

ВААЛ, БААЛ

ВААЛ, Баал (финик. - владыка) - др. общесемитское божество, почиталось в Финикии, Палестине и Сирии. В. считался властителем земли, дождя и грозы, покровителем городов и жизни.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - см. Вавилонское столпотворение.

ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ

ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ - собират. наименование политеис-тич. верований в рабовлад. обществах Месопотамии - в Шумере, Аккаде, Вавилоне, Ассирии (4-1 тыс. до и. э.). Гл. идеи В. р. следующие: простые люди ничтожны перед богами; любимцы и ставленники богов - цари; существующие порядки и законы божественны. Боги В. р. выступают в антропоморфном виде. В Шумере в 4-3 тыс. до н. э. на основе слияния племен, культов сформировалось представление о великой троице богов (Ану, Энлиль, Эа), наряду с к-рыми признавались и др. боги, олицетворявшие силы природы и отд. стороны практич. деятельности людей. С др. времен в Месопотамии были развиты земледельческие культы,  особенно культ богини плодородия Иштар и бога земледелия Таммуза. С нач. 2 тыс. до н. э. во главе сонма богов ставится покровитель Вавилона бог Мардук. Процесс централизации власти в руках вавилон. царей отражается в появлении тенденции к монотеизму: др. боги начинают рассматриваться как разные проявления Мардука. В эпоху асеир. владычества (8-7 вв. до н. э.) В. р. пополнилась представлениями о племен. и нац. ассир. богах, прежде всего о боге Ашшуре. После крушения ассир. империи эти представления исчезли. В В. р. всегда сохранялись остатки перво-бытн. верований, в част. анимизм и магия, была развита мантика, важная роль отводилась астральным культам. В. р. нашла отражение в др. письменных памятниках - «Энума элиш», эпосе о Гильгамеше и др., нек-рые идеи и сюжеты этих соч. были заимствованы др. евреями (напр., легенда о потопе). В. р. характеризуется развитым институтом жречества, к-рое строго регламентировало сложный и пышный культ. Строились грандиозные храмы. С распространением в Месопотамии зороастризма, христианства, ислама В. р. постепенно размывалась, прекратив свое существование к 13 в. н. э.

ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН

ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН - в 597 до н.э.вавилон. царь Навуходоносор II осадил Иерусалим, разграбил его и увел в плен иудейскую знать, мастеров и ремесленников. В 586 до н. э. он вторично осадил Иерусалим, разрушил его и увел в плен значит, часть населения Иудеи. Плен длился ок. 50 лет. В 539 до н. э. перс. царь Кир II завоевал Вавилон и освободил иудеев из плена. История пленения иудеев и их освобождения из плена нашла отражение в книгах Ветхого завета и трактуется как свершение воли божьей.

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ - библ. легенда, согласно к-рой все люди первоначально говорили на одном языке, но после того, как они начали строить Вавилон, башню (столп) «до небес», «сошел господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие» (Быт. 11: 5), он расстроил их замысел: «смешал языки» людей, люди перестали понимать друг друга, и башня оказалась недостроенной. Легенды о недостроенной башне и возникновении разных языков бытуют у разных народов. Однако нек-рые историки полагают, что прообразом Вавилон, башни является вавилон. пирамида (зик-курат), к-рая, по данным археологии, состояла из 7 ярусов, а высота ее равнялась 90л. Это было огромное культовое сооружение. Иудеи и христиане считают В. с. символом тщеславия, наказуемого богом.

ВАКФ, ЧАЩЕ ВАКУФ

ВАКФ, чаще вакуф (араб.) - в странах распространения ислама подаренное или завещанное религ. или благотворит, орг-циям имущество (как правило, земля.). В. не отчуждается и не облагается налогом. Сохранился в нек-рых странах Востока, где составляет экономич. основу влияния мусульм. духовенства.

ВАКХ, БАХУС

ВАКХ, Бахус (греч. Bakchos - шумный) - в др.-греч. мифологии одно из имен бога Диониса. В Др. Риме почитался как бог виноделия, вина и веселья. Распространению культа В. в Италии способствовало развитие виноградарства и виноделия. В честь В. праздновались вакханалии.

ВАКХАНАЛИИ

ВАКХАНАЛИИ - религ. празднества в честь бога Вакха (Диониса) в Др. Греции и Риме. Носили характер необузданных оргий. В. происходили обычно по ночам, на лоне природы, при свете факелов. Гл. роль в В. играли женщины (вакханки, менады), приводившие себя вином и религ. экзальтацией в буйное состояние. Особое распространение и дикие формы В. приобрели в Италии во 2 в. до н. э. В 186 до н. э. В. были запрещены Римск. сенатом, но еще долгое время совершались тайно.

ВАЛЕНТИН

ВАЛЕНТИН ( 2 в. н. э.) - см. Гностики.

ВАЛИХАНОВ ЧОКАН ЧИНГАСОВИЧ

ВАЛИХАНОВ Чокан Чингасович (1835-1865) - казахск. просветитель-демократ, ученый и обществ. деятель. Мировоззрение В. сложилось под влиянием передовой рус. культуры. В объяснении явлений природы В. стоял на позициях материализма и атеизма. Осн. работа: «Следы шаманства у киргизов».

ВАЛКИРИИ, ВАЛЬКИРИИ

ВАЛКИРИИ, валькирии - в др.-герм. мифологии девы-воительницы, жрицы Одина, к-рые отбирали предназначенных к гибели воинов и на волшебных летающих конях уносили души павших в небесный чертог Одина - Валгаллу.

ВАЛТАСАР

ВАЛТАСАР - сын последнего царя Вавилонии Набонида. Погиб в 539 до н. э. при взятии Вавилона персами. С именем В. связана библ. легенда о том, что во время его пиршества на стене дворца появилась огненная надпись, предвещавшая падение Вавилона в ту же ночь. Валтасаров пир - символ беспечности перед грядущей катастрофой.

ВАЛЬДЕНСЫ (ПОЗДНЕЛАТ. VALDEN-SES), ЛИОНСКИЕ БЕДНЯКИ

ВАЛЬДЕНСЫ (позднелат. VALDEN-SES), лионские бедняки - последователи ср.-век. еретич. сектант. движения, возникшего в поел. четв. 12 в. среди крепост. крестьян и ремесленников Южн. Франции и распространившегося позднее в Сев. Италии, Германии, Чехии, Испании. Название происходит от имени основателя движения - купца Пьера Вальдо, к-рый в 1176 основал общину «совершенных». По своему характеру ересь В. - форма соц.-поли-тич. протеста плебейских масс и крестьян против феодализма и католич. церкви. В. отрицали право католич. церкви иметь собственность, собирать десятину; выступали против папы римск. и его претензии быть наместником апостола Петра. Отрицали католич. духовенство, таинства, почитание креста, догмат о чистилище и т. д., смыкаясь в этом плане с катарами (в части., с альбигойцами). Католич. церковь и феодалы жестоко преследовали В. Несмотря на это, В. сохранились в ряде областей Франции, Швейцарии и Италии и в 20 в.

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ (по имени св. игуменьи Вальпургии, память к-рой чтится католиками 1 мая). Ночь на 1 мая в дохрист. времена отмечалась у герм. народов празднествами в честь наступления весны и пробуждения сил природы. С распространением в Германии христианства эти языч. празднества были осуждены церковью как «нечистое, бесовское идолопоклонство», их участники предавались анафеме как служители дьявола. Впоследствии за В. н. закрепилось значение бесовского шабаша, оргий ведьм и чертей на самой высокой горе Гар-ца - Броккене. Предания о В. н. использованы Гете в «Фаусте».

ВАМПИР

ВАМПИР - см. Упырь.

ВАН ЧУН

ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь, 27-104) - кит. философ-материалист, скептик. Критиковал ндеалистич., в особенности конфуцианские, идеи. Осн. произведение В. Ч. -трактат «Лунь Хэн» («Критические рассуждения»). Изначальной субстанцией мира, по учению В. Ч., является «ци» - первооснова и источник вещей, к-рые вози. в результате сгущения этой субстанции. Таким же образом появляется и человек, к-рый в принципе не отличается от животного и так же смертей. Реальный мир познаваем, а источник этого познания - чувственное восприятие,  созерцание, исследование действительности и ее осмысление. В то же время В. Ч. присущи вера в предзнаменования и фатализм. Чезаре (1585 - итал. мыслитель, выступавший с резкой критикой религии, католмч. церкви. Отвергал веру в бессмертие души,  релит. мифы, высказывал материалистические взгляды. Обвиненный в атеизме, был сожжен на костре в Тулузе. Основные произведения: «Амфитеатр вечного провидения» (1615), «О чудесных тайнах природы, царицы и богини смертных» (1616).

ВАНЫ

ВАНЫ (др.-ист. vanir) - в сканд. мифологии группа богов плодородия, влаги, мореплавания. К числу В. относятся гл. обр. Ньерд (бог моря) и его дети - Фрейр и Фреия, наделенные магич. пророч. даром. Есть основания предполагать, что культ В. проник в Скандинавию из Германии и первоначально встретил сопротивление места. культа асов. Отсюда миф о войне асов с В., закончившейся их объединением.

ВАРНА

ВАРНА (санскр., букв. - качество, цвет) - сосл.-клас. группа в др.-инд. об-ве. Брахманы составляли высш. В. Они произошли якобы из уст - самой «чистой» части тела Брахмы. За ними следовали кшатрии - военная элита и вожди племен. Они осуществляли власть, распоряжались экономикой, являлись военной силой. Земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы - осн. масса свободных общинников - объединялись В. вайшьев. Они были гл. податным сословием и поставляли осн. массу воинов-пехотинцев в армию. Обслуживать высш. В. было обязанностью шудр, исполнителей самой тяжелой работы. Шудры, в отличие от 3 высш. В., «дважды рожденными» (дваджати) не считались и права «слушания вед» и свойства «слияния» с Брахмой не имели.

ВАРУНА

ВАРУНА - в ведич. религии величайший, наряду с Индрой, из богов. В Ведах он выступает как создатель (демиург) и хранитель мира, грозный бог-судья, карающий грешников и награждающий праведников. В послеведический период В. утрачивает свое ведущее положение в пантеоне богов и становится божеством водных стихий.

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ - кровавая расправа, к-рую учинили католики над гугенотами в Париже в ночь на 24 августа 1572, когда отмечался праздник св. Варфоломея. Организаторы В. н., возглавлявшиеся королевой-матерью Екатериной Медичи и руководителями католич. партии Гиза-ми, намеревались уничтожить главарей протестантов, использовав для этого удобный случай -свадьбу лидера протест, движения Генриха Наваррского, на к-рую съехались многие его сподвижники. Во время В. н. в Париже и ряде др. городов было уничтожено ок. 30 тыс. человек.

ВАСИЛИД

ВАСИЛИД (2 в. н. э.) - см. Гностики.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 330-379) - епископ Кесарии Каппа-докнйской (М. Азия), один из отцов церкви, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. В. В. разработал вариант литургии, регламентировал правила монастырской жизни. Он является автором «Шестоднева», в к-ром изложены основы христ. космологии, ряда руководств по церк. деятельности, наставлений и проповедей.

ВАТИКАН

ВАТИКАН (Vaticano) - 1) название одного из 7 холмов, на к-рых расположен Рим; 2) комплекс зданий, включающий храм св. Петра, апостолнч. дворец с Сикстинской капеллой, в к-рой с 15 в. избираются папы; 3) офиц. резиденция пап с 1870, когда была ликвидирована светская власть пап и Пий К провозгласил себя «узником» Ватикана; 4) территория гос-ва-города В. размером в 44 га, возникшего в 1929 в результате Латеранских договоров. заключенных Пием XI с Муссолини. Глава В. - чана римск., обладает неогранич. властью монарха. Адм. делами (финансами, строительством и пр.) В. управляют кардинальская комиссия губернатор, как правило, гражд. лицо, назначаемые папой - Церк. и политич. делами - курия римск. (пр-во). Главой курии (премьер-министром) считается кардинал-статс-секретарь, он же министр иностр. дел, к-рый руководит деятельностью нац. церквей за пределами Италии. По решению II Ватиканского собора при папе действует периодически созываемый с совещательным голосом церк. синод, в состав к-рого входят патриархи и митрополиты вост. католич. церквей, представители нац. епископских конференций, монашеских орденов и лица, персонально назначаемые папой. В. поддерживает дипл. отношения с более чем 100 странами (из социалистич. стран - с Югославией и Кубой), представители к-рых образуют при В. дипл. корпус. С СССР нет дипл. отношений. В. представлен в ООН и во мн. международ, орг-циях. Располагает мощным пропагандистским аппаратом - радиостанцией, вещающей на мн. языках, ежедневной газетой «Оссерваторе Романо», также выходящей на разных языках, типографией, сетью ун-тов, академий, колледжей и семинарий, в к-рых обучаются представители духовенства мн. зарубежных стран. В. имеет свой флаг, гимн, денежные знаки, марки, автопарк, музеи, библиотеки, архив, ж.-д. вокзал, тюрьму, жандармерию (т. н. швейцарскую гвардию), трибуналы, собств. весьма разветвленный разведывательный аппарат. В В. работают ок. 3 тыс. служащих, в основном итал. священник. Число подданных - ок. 1 тыс. чел. Посторонние допускаются на территорию В. по особым пропускам. Служащие В. пользуются правом беспошлинного ввоза и приобретения товаров общего пользования. Капиталы В. исчисляются миллиардами долларов.

ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ

ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ - см. Вселенские соборы. ??? Иоахим (1898-1955) - нем. релмгновед. С 1935 жил в США. Наиболее известная работа - «Социология религии» (1944). Социология религии, по его мнению, не может выявить сущность и природу религии, она способна лишь изучить соц. формы взаимоотношений между религией и обществом, к-рые сводятся им к взаимодействию между индивидом, религ. группой и обществом.

ВАХХАБИЗМ

ВАХХАБИЗМ - религ.-политич. течение в у сломе, возникшее в кон. 18 в. в Аравии. Основатель -араб. богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб выступил с проповедью возрождения «чистоты» ислама, за «подлинное» единобожие, исключающее всяких посредников между человеком и Аллахом. В. отвергал культ святых  (в т. ч. и самого пророка Мухаммеда), паломничество к мазарам, считая это проявлением многобожия, осуждал роскошь, курение, пение, танцы и даже пользование четками. Господств, классы Саудовской Аравии сделали В. офиц. идеологией, приспособив его к новым условиям.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ БОГОРОДИЦЫ

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ БОГОРОДИЦЫ - двунадесятый праздник правосл. церкви, отмечаемый 21 ноября (4 декабря). Посвящен важному с т. зр. церкви событию -торжеств, вступлению трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на воспитание. Церковь всегда учила, что родители Марии - это пример для всех верующих, к-рые должны приобщать своих детей с самого раннего детства к христ. вере, приводить их в храм, знакомить с церк. обычаями и традициями. Этим объясняется повышенное внимание духовенства к празднику в наши дни, когда вопросы пополнения религ. общин за счет молодежи приобретают для церкви первостеп. значение.

ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1888-1946) - один из лидеров обновленч. движения в православии, возникшего в 1922 и называвшего себя «Живой церковью». После раскола «Живой церкви» В. возглавил обновленч. «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), к-рый осудил контрреволюц. деятельность патриарха Тихона и его сторонников, провозгласил лояльное отношение к Сов. гос-ву, призвал духовенство и верующих руководствоваться принципами «христ. социализма». В. был сторонником модернизации вероучения и культа православия.

ВЕБЕР МАКС

ВЕБЕР Макс (1864-1920) - нем. бурж. социолог, историк, философ-идеалист. Отрицая объективность законов обществ, развития, В. утверждал, что сущность всякого соц.-экономич. явления определяется, прежде всего т. зр. исследователя. Для систематизации и понимания хаотич. единичных фактов историк в соответствии с принятыми в данном об-ве культурными ценностями создает лишенные объективного содержания и потому сугубо условные мыслительные конструкции («идеальные типы»), с к-рыми и соотносит действительность. В своих исследованиях В. уделял значит, внимание вопросам истории христианства, социологии религии («Протестантская этика и дух капитализма», «Протестантские секты и дух капитализма»). В. считал, что в идеологии ср.-век. зап.-европ. христ. сект сложились нормы хоз. этики, наиболее полно выражающие «капиталистич. дух». Они были развиты в 16-17 вв. различными течениями протестантизма. Именно поэтому Европа стала родиной совр. капитализма, к-рый В. объявляет самой совершенной формой экономич. деятельности. Взгляды В. были направлены против марксист, учения об обществ.-экономич. формациях.

ВЕДАНТА

ВЕДАНТА (санскр., букв. - конец вед) - наиболее распространенное инд. религ.-филос. течение; к В. в широком смысле относятся собственно В., пурва-миманса, нек-рые учения вишнуизма и шиваиз-ма, а также неоиндуизма. Собственно В. - одна из 6 ортодокс. (признающих авторитет вед) систем. Согласно учению В., высш. реальность и причина всего существующего - вечный несотворенный брахман. Целью бытия В. считает «освобождение», достижение изначального тождества индивид. духовного начала (атмана) и брахмана.

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, ВЕДИЗМ

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, ВЕДИЗМ - религ. верования и обрядность значит, части населения Индии в 1-м тыс. до н. э., получившие письменное закрепление в 4 сборниках (самхитах) др. гимнов, молитв, жертв, формул и заклинаний - Ведах: Ригведе, Яд-журведе, Самаведе и Атхарваведе. Боги ранней В. р. являлись антропоморфным олицетворением сил и явлений природы: Агни - бог огня, Индра - атмосферы, дождя и грозы, Сурья - солнца. Вару на (Дьяус) - неба. Сома - луны и опьяняющего напитка, Вритра - засухи и т. д. Позже боги стали наделяться соц. функциями: военными, юридич., управления и пр. Основу культа составляли жертвоприношения. Непосредственным дальнейшим развитием В. р. стал брахманизм.

ВЕДОВСТВО

ВЕДОВСТВО - вредоносное колдовство, сопровождаемое вредоносными магич. обрядами, в основе к-рых лежит вера «в порчу». Этнографы отмечают, что соц. основа вредоносной магии - в межплемен, отчужденности. Приписывание всяких болезней, смертных случаев колдовству чужеплеменника - явление, распространенное повсеместно при первобыт-нообщин. строе. Практика В. была, по-видимому, одним из источников формирования первобытн. анимистич. представлений, в часта. веры в злых духов.

ВЕДЫ

ВЕДЫ (санскр., доел. - священное знание) - древнейшие памятники инд. религ. лит-ры, складывавшиеся на протяжении мн. веков (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.). В. состоят из 4 сборников: Ригведа - собрание гимнов мифология, и космология, содержания; Самаведа - сборник песнопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуально-обрядовыми инструкциями; Яджурведа - описание ведич. ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Атхарваведа - сборник магич. заклинаний и формул. В. породили многочисленную лит-ру, толковавшую и комментировавшую их: брахманы (теоло-гич. обоснование ведич. практики) ; араньяки (мистич. толкование филос. доктрин и текстов В.); Упанишады (филос. толкование сущности мироздания). На основе В. сложилась ведич. религ. традиция, мн. образы и филос. концепции к-рой вошли впоследствии в такие религ.-филос. системы, как брахманизм, индуизм. джайнизм, буддизм.

ВЕДЬМА

ВЕДЬМА - по суеверным представлениям, восходящим к язычеству, женщина-колдунья, к-рая, благодаря тайным связям с «нечистой силой», якобы способна причинять несчастья людям, вредить животным и т. д. По народным преданиям, ведьма служит дьяволу. В средние века  церк. инквизиция преследовала и публично истребляла женщин, подозреваемых в колдовстве.

ВЕЗАЛИЙ АНДРЕАС

ВЕЗАЛИЙ Андреас (1514-1564) - естествоиспытатель эпохи Возрождения, основатель науч. анатомии. Считая, что в науч. исследованиях нужно опираться прежде всего на опыт, отвергал безоговорочные ссылки на авторитеты, в т. ч. и на признанные церковью. В процессе преподавания анатомии практиковал вскрытие трупов, что запрещалось церковью. Это стало одной из причин преследования В. инквизицией, к-рая приговорила его к паломничеству в Палестину для замаливания грехов. Во время паломничества он погиб.

ВЕЛЕС, ВОЛОС

ВЕЛЕС, Волос - др.-слав. языч. божество - покровитель домашнего скота. Возможно, считался и покровителем искусства, т. к. в «Слове о полку Игореве» Боян назван велесовым внуком. После принятия славянами христианства роль покровителя скота была в народных поверьях перенесена на св. Власия.

ВЕЛИ

ВЕЛИ (араб. - близкий) - человек, близко стоящий к богу, святой в исламе. В. приписывается способность к совершению всевозможных чудес: исцеление больных, воскрешение мертвых, вызов и предотвращение стихийных бедствий, предсказание будущего и т. д.

ВЕЛИЖСКОЕ ДЕЛО

ВЕЛИЖСКОЕ ДЕЛО - судебный процесс 1823-1835 по ложному обвинению группы евреев г. Велиж Витебской губ. в убийстве малолетнего сына солдатки Ивановой - Федора - в ритуальных целях. Процесс инспирирован церковниками и царскими властями для разжигания нац.-релит, розни. По этому делу было приговорено к тюремному заключению 42 чел. В кон. 1824 витебский суд признал обвинение недоказанным и прекратил дело. Однако под давлением реакции дело было возобновлено. В 1830 материалы по В. д. были перепаны в Сенат, а затем в Гос. совет, к-рый вынужден был признать все обвинения необоснованными и прекратить дело.

ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ

ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ - см. Православные праздники.

ВЕЛЬХАУЗЕН ЮЛИУС

ВЕЛЬХАУЗЕН Юлиус (1844-1918) - нем. востоковед и библеист. В книге «История Израиля» (1878), опираясь на множество история, данных и анализ текста первых 6 книг Библии, выделяет в нем т. н. Жреческий кодекс. имеющий более др. происхождение, чем остальные части Ветхого завета. Этим В. нанес сокрушит. удар по траднц- релит, версии о Моисее как авторе Пятикнижия.

ВЕНЕРА

ВЕНЕРА - в мифологии Др. Рима богиня весны и садов, одно из др. италийских божеств. С проникновением на территорию Др. Рима др.-греч. культов В. была отождествлена с Афродиюй и стала почитаться как богиня любви, красоты и брака.

ВЕРА

ВЕРА - 1) то же, что вероучение, т. е. система релит, взглядов, к-рых придерживается тот или иной человек (напр., христ., мусульм., будд. В.); 2) специфич. отношение к действительным или воображаемым объектам, явлениям (и соответствующее ему духовное состояние), когда их достоверность и истинность принимаются без теоретич. и практич. доказательств. Подобного рода В. (называемую слепой) противопоставляют знанию. Именно таким феноменом является В. религ., объектами к-рой выступают бог, ангелы, потусторонний мир, бессмертие души,  догматы и т. д.; 3) термином «В.» обозначают также основанную на знании убежденность, уверенность человека в истинности тех или иных науч. или обществ.-политич. идей.

"ВЕРА ВО ВТОРОМ МИРЕ"

"ВЕРА ВО ВТОРОМ МИРЕ" - межконфессиональное объединение реакц. клерикальных сил для подрывной деятельности против соц. стран. В ее состав входят кле-рикально-антикоммунистич. орг-ции 18 стран. Среди них Центр по изучению коммунизм и религии в Великобритании, Центр по изучению религии и прав человека в закрытых обществах (США), Общество прав человека (ФРГ) и др. Занимается фабрикацией клеветннч. материалов о якобы имеющих место «гонениях на веру» в соц. странах, ставя своей целью дезинформировать мировую общественность, возбудить антисоветск. настроения. Штаб-квартира находится в Цюрихе (Швейцария).

ВЕРА И РАЗУМ

ВЕРА И РАЗУМ - противопоставление веры и разума, внутренне присущее всякой религии, наиболее остро проявилось в христианстве. к-рое объявило веру в бога высш. духовной способностью человека. Теология, сводя возможности человеч. разума лишь к формальным логическим операциям, объявляет его неспособным не только к богопознанию, но и к истинному миропознанию без опоры на веру. Человеч. разуму в религии противопоставляется абсолют. божеств, разум, к-рый в действительности представляет собой абсолютизироторванные от человека и превращенные в самостоят. сущность человеч. познават. способности.

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ - не основанная на логических умозаключениях и данных науки уверенность в реальном существовании сверхъестеств. существ, свойств, отношений. В. р. представляет собой осн. признак религ. сознания, определяет культ религ., переживания и поведение верующих. В теологии В. р. рассматривается либо как неотъемлемое свойство человеч. души, либо как дарованная богом благодать, т. е. в качестве феномена, имеющего трансцендентную природу. На самом же деле способность верить обусловлена соц. природой человека, а превращение этой способности в В. р. вызвано соц. условиями, порождающими потребность масс в религии. В. р., как элемент психики верующих, представляет собой сложное образование, включающее интеллект., эмоц. и волевой моменты. Интеллект, элемент В. р. - это совокупность религ. представлений, образов, имеющихся в сознании верующих. Поскольку эти представления не могут быть научно доказаны и обоснованы и в то же время оцениваются верующими как жизненно важные, то большую роль в В. р. приобретает эмоц. элемент. Теологи, пытаясь возвысить В. р., объявляют ее высш. проявлением человеч. сознания: высш. нравств. ценностью, более высокой, чем разум, формой познания, что противоречит данным науки и практики. Устранение соц. факторов религиозности, усвоение науч. знаний ведет к преодолению В. р.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - название, к-рое получил в народном быту христ. праздник - вход господен в Иерусалим.

ВЕРИГИ

ВЕРИГИ - кандалы, цепи, оковы и др. метал, предметы, к-рые носили религ. фанатики «для укрощения плоти». Церковь рассматривала ношение В. как религ. подвижничество и всячески поощряла его.

ВЕРИГИНЦЫ

ВЕРИГИНЦЫ - течение в духоборчестве (см. Духоборы), возглавлявшееся Петром Веригиным, к-рый призывал не повиноваться властям и отказываться от воинск. повинности. Преследуемые царским пр-вом, В. переселились в конце 19 в. на о. Кипр, а затем - в Канаду, где и сейчас имеется их община.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ - принадлежность к к.-л. религии, церкви, конфессии, а также религ. объединение, имеющее свое вероучение, культ, орг-цию.

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - признание права на исповедание любой религии (свобода вероисповедания), терпимое, уважительное отношение к представителям всех верований. Борьба за В. возн. в условиях господства определенного религ. направления, преследующего инакомыслие, и носит прогрес. характер, содействуя гуманизации общества. В царской России В. практически не соблюдалась, хотя православие в корыстных целях иногда демагогически использовало понятие В. В отличие от бурж. конституций, сводящих свободу совести только к В., Конституция СССР гарантирует гражданам не только свободу отправления культа, но и право быть атеистом, вести атеистич. пропаганду. Тем самым уровень гуманизации общества и свободы его членов поднимается на качественно новую ступень.

ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА КУЛЬТ

ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА КУЛЬТ - гос. культ, введенный Конвентом 7. V. 1794 в период якобинской диктатуры во Франции. В основу В. с. к. была положена «гражд. религия» Руссо, к-рая рассматривалась Робеспьером как единственная моральная опора общества. Первый пункт декрета, принятого Конвентом, гласил: «Французский народ признает Верховное существо и бессмертие души» . Установление В. с. к. было вызвано издержками политики дехристшнизации во время революции, в нем сказалась мелко-бурж. попытка занять промежуточную позицию между католицизмом я атеизмом. В. с. к. содержал нерв-лиг. элементы, напр. требование исполнения человеком своих гражд. обязанностей. Праздники, связанные с В. с. к., посвящались также республике, свободе всего мира, любви к родине, истине, справедливости и т. д. В. с. к. рухнул после крушения якобинцев.

ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ И СОФЬИ ДЕНЬ ПАМЯТИ

ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ и СОФЬИ день памяти - отмечаемый 17 (30) сентября праздник правосл. церкви, в основе к-рого лежит мифич. история о жестокой расправе римск. императора Адриана (2 в.) над принявшими христианство римлянками Софьей и ее тремя дочерьми. За отказ отречься от своей новой веры они якобы подверглись страшным пыткам, от к-рых и скончались. Почитая этих христ. мучениц, причисленных к лику святых, церковь предлагает их верующим в качестве образца для подражания в отстаивании релит, убеждения. Однако в быту праздник не воспринимался в его церк. значении, а отмечался как день именин тех, кто носит имена этих святых. Отсюда и веселый характер праздника, явно не соответствующий содержанию, к-рое вкладывает в него церковь.

ВЕСТА

ВЕСТА - в римск. мифологии богиня домашнего очага. В каждом доме В. посвящался вход в дом - вестибул. В. имела и гос. культ. Жрицы - весталки поддерживали в очаге храма В. постоянный огонь как символ гос. надежности и устойчивости. Угасание огня В. считалось дурным предзнаменованием. Праздник в честь В. отмечался в Риме ежегодно 9 июля.

ВЕСТАЛКИ

ВЕСТАЛКИ (от лат. vestales) - жрицы богини Весты в Риме, поддерживавшие огонь в ее храме. Отбирались верховным жрецом из знатных семейств Др. Рима. Постоянно жили при храме, пользовались большими привилегиями и почетом.

ВЕТКА

ВЕТКА - см. Поповщина.

ВЕТТЕР ГУСТАВ

ВЕТТЕР Густав (р. 1911) - австр. католич. философ, неотомист, иезуит, советолог-антикоммунист. В своих книгах «Диалектический материализм. Его история и система в Советском Союзе» (1952), «Советская идеология сегодня» (1962) он в искаженном свете трактует вопрос об источниках марксизма, его месте в истории философии, дает извращенное представление об осн. содержании марксистско-ленинской философии, фальсифицирует в духе неотомизма совр. естеств.-науч. теории.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - часть Библии, рассматриваемая как св. писание и иудаизмом и христианством, содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Условно книги В. з. можно разделить на несколько групп: Пятикнижие Моисеева, книги историч., пророч. и Писания. К историч. можно отнести книги: Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Среди Пророков книг выделяются Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил как «великие», или «старшие»; кроме того, В. з. содержит еще 12 книг малых пророков - Амос, Осия, Иоиль и др. Раздел «писаний» чрезвычайно пестр как по содержанию, так и по форме. Он включает и повествования типа новелл (Руфь), и фи-лос. моралистич. трактаты (Иов, Екклезиаст), любовно-эротич. поэму «Песнь Песней», сборник молитв. песнопений - псалмов Псалтирь и т. д. В правосл. и католич. издания Библии включаются также 11 книг В. з., не являющиеся каноническими: Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи. Католич. церковь рассматривает их как канонические второго порядка; правосл. церковь не считает каноническими, но признает «душеполезными»; протест, церкви приравнивают их к апокрифам. Авторами подавляющего большинства книг В. з. являются отнюдь не те лица, к-рых называет церковь, даты появления книг В. з. также в большинстве случаев указываются неправильно. В часта., первые 5 книг не принадлежат, разумеется, мифич. Моисею. История создания В. з. в целом охватывает период с 9 в. до н. э. по 60-е гг. 2 в. до н. э. Оригинальный язык в.-з. книг - др.-евр-, за исключением отд. фрагментов (Дан. 2:4; 7:28; 1 Езд. 4:8; 18:7, 12-26; Иер. 10: 11), написанных на арамейск. языке. В последние два столетия до н. э. был осуществлен перевод В. з. на греч. язык (Септуагинта). Этот текст наряду с др.-евр. оригиналом рассматривается христ. церквами как богооткровенный. В кон. 4- нач. 5 в. н. э. блаженный Иероним перевел В. з. на лат. язык; этот перевод под названием Вульгаты (народный, общедоступный) признан богооткровенным на Три-дентском соборе католич. церкви (1545-1563). Кодификация и канонизация книг В. з. началась в 5 в. до н. э. и была завершена к кон. 1 в. н. э. Ямнийским раввинистич. собором. Христианством канон В. з. был воспринят в том виде, какой был придан ему иудаизмом. В течение ряда столетий текст В. з. редактировался масоретами. Помимо канонич. и неканонич. книг В. з. существуют также в.-з. апокрифы.

ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ - одна из форм атеистич. воспитания трудящихся. В. в. и о., как правило, проводят ученые, пропагандисты и лекторы - специалисты по различным вопросам теории, истории и практики науч. атеизма. Тема В. в. и о. может определяться характером вопросов, заданных в данной аудитории на предыдущих лекциях, беседах и представляющих не частный, а общезначимый интерес. Для определения темы В. в. и о. необходимо изучение запросов и интересов аудитории.

Предыдущая страница Следующая страница