Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "С" (часть 3, "СКО"-"СПА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СКО"-"СПА")

СКОПЦЫ

СКОПЦЫ - одна из изуверских старых рус. сект, выделившаяся из христововерия (см. Христововеры) в 60-70 гг. 18 в. и получившая первоначально распространение среди оброчных крестьян в ряде центр, губ. России. Основателем скопчества и его наибольшим авторитетом считается К. Селиванов. Аскетизм у С. принял крайнюю форму выражения и требовал от верующих «огненного крещения» - кастрации. Различались 2 степени кастрации, соответственно и 2 ступени посвящения: «первое убеление» - «малая печать» и «большое убеление» - «большая печать». Идеологи скопчества ссылались на Евангелие от Матфея, где говорится, что «есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного» (19 :12). Считалось, что именно С. и будут составлять те 144 тыс. «избранных», «ангелоподобных людей», к-рые останутся после страшного суда. В идеологии скопчества отразились настроения пессимизма и отчаяния, бессилия перед миром соц. несправедливости, к-рые усилились среди крестьян в 70-х гг. 18 в. после поражения восстания Е. Пугачева. У С., как и у христововеров, моления происходили в форме радения. Их тайные, законспирированные общины назывались «кораблями». В ходе истории соц. база скопчества менялась. Руководство общинами С. перешло к зажиточным элементам: купцам, ростовщикам, менялам, промышленникам и т. п., эксплуатировавшим своих единоверцев. Аскетизм С. постепенно выродился в бурж. скаредность. Царские власти жестоко преследовали С., неоднократно ссылали их. Перед Октябрьской революцией насчитывалось приблизительно 5-6 тыс. С. После революции общины С.

СКОРБЬ

СКОРБЬ - состояние психики человека, возникающее в связи с к.-л. личной (чаще всего смертью близких людей) или обществ, утратой. В племен, религиях и религиях раннеклас. общества границы между жизнью и смертью стерты (смерть считалась возвращением в страну предков и т. д.) и С. по усопшим не существовала. В исламе, христианстве и в меньшей степени в буддизме нравста. кодекс возвел С. в некую институционализир. категорию и разработал форму ее проявления: траур, с его специфич. по этому случаю одеждой, а в ряде конфессий - даже и прической, ритуал поведения, даты поминовения усопших и т. п. С. всячески культивируется и поддерживается церковью, ибо со С. тесно связана одна из гл. функций религии - утешительная.

СКОРИНА ФРАНЦИСК

СКОРИНА Франциск (до 1490 - ок. 1541) - белорус, просветитель, с именем к-рого связано начало книгопечатания в Белоруссии и Литве, становление белорус, лит. языка и письменности. Обществ.-политич. и филос. взгляды С. имели гуманистич. направленность. Он выступал сторонником широкого просвещения народа, соц. равенства, веротерпимости.

СКОТИЗМ

СКОТИЗМ - направление в поздней схоластике, связанное с деятельностью англ. философа Иоанна Дунса Скота (ок. 1266-1308). В противовес учению томизма о философии - служанке богословия, дающей рациональное обоснование догматов веры, С. разработал учение о строгом разграничении разума и веры, областей философии и теологии. Философия, опираясь на разум, постигает мир природы, положения веры не нуждаются в разумном обосновании; теология рассматривается как наставление человека в принципах христ. нравственности. В противовес интеллектуализир. пониманию бога скотисты выдвигали на 1-е место в боге волевое начало; из догмата о божеств. всемогуществе делался вывод о том, что бог сообщил материи способность к мысли. С. отстаивал принцип свободы, воли человека, составляющей Сущность человеческой души.

"СКРЫТЫЙ ИМАМ"

"СКРЫТЫЙ ИМАМ" - по учению шиитов-имамитов, двенадцатый имам - прямой потомок Али и Фатимы, к-рый якобы скрылся в 9 в., но продолжает быть руководителем шиитов. С его возвращением на земле восторжествует справедливость и наступит благоденствие.

СЛАВО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

СЛАВО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - первое высш. общеобразоват. уч. заведение в Москве. Открыто под названием Эллино-греч. академия в 1687 для подготовки церк. кадров и гос. служащих; с 1775 именуется С.-г.-л. а. Она осуществляла также функции борьбы со свободомыслием, суда над еретиками, цензуры духовных книг. В 1814 преобразована в Моск. духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - религ.-идеалистич. течение рус. обществ. мысли сер. 19 в. (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин), утверждавшее необходимость особого, в отличие от зап.-европ., пути развития России. При этом славянофилы исходили прежде всего из мистифицир. представления о крестьян. общине как осн. и неизменном элементе рус. народного быта. Особое место в концепции соц.-историч. процесса С. отводило религии, к-рая, определяя якобы характер мышления людей, определяет и характер обществ, жизни. Историч. путь тех народов, к-рые обладают истинной религией и, следовательно, истинным строем мышления, является истинным. По мысли славянофилов, только в слав. народах (по преимуществу» в русском), исповедующих православие, «питая цельность» к-рого противостоит «рассудочности» католицизма, заложены истин, принципы обществ, жизни, выражением чего и является община. Хотя С. имело нек-рые положит, стороны (требование отмены крепост. права, критика бюрократизма адм. аппарата царизма, углубленный интерес к рус. народному быту, фольклору и т. п.), в целом оно представляло собой консервативное течение. Славянофилы выступали против революц.-демократич. лагеря и его мировоззренч. основы - филос. материализма.

СЛАВЯНСКАЯ МИССИЯ

СЛАВЯНСКАЯ МИССИЯ - международн. религиозно-пропаганд. центр, одно из звеньев в системе клерикалы!, антикоммунизма. Возникла в нач. 20 в. как «общ-во по распространению евангелия в России, ставившее целью распространение протестантизма на рус. земле. После Октябрьск. революции используется нмпериали-стич. реакцией и церк. эмиграцией в антасоветск. целях. Штаб-квартира С. м. находится в Стокгольме (Швеция). Она разрабатывает планы враждебн. акций против социалистич. стран Европы. Издает значит, количество религмозно-пропаганд. литературы, к-рая нелегально засылается в соц. страны. Радиопропаганду С. м. осуществляет через сеть радиостанций ИБРА, к-рые принадлежат т. н. Траясьев-ропейск. радио. В последнее время наблюдается значит, активизация деятельности С. м., включившейся в провозглашенный американск. администрацией «крестовый поход» против социализма.

СЛУЖЕБНИК

СЛУЖЕБНИК - богослужебная книга для священников в православии. С. содержит тексты церк. служб на каждый день, порядок их проведения, месяцеслов.

СМЕРТЬ

СМЕРТЬ - прекращение жизнедеятельности организма, в результате чего заканчивается его индивид. существование. Релит, представления о С. носят антинауч. характер. С. человека рассматривается как С. его тела, являющегося вместилищем божеств, души, к-рая продолжает самостоят, существование в потустороннем мире. Релит, идея бессмертия души, пребывающей после С. человека в раю или аду в зависимости от его поведения в «этом мире», противоречит здравому смыслу, основана на отсталых, невежеств. представлениях о сущности жизни и С. Страх С. всегда использовался церковью для духовного закабаления людей. Наука рассматривает С. как естеств. процесс. По словам Энгельса, отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, - смертью» (т. 20, с. 610). С» означающая конец жизни, вовсе не обесценивает реальную земную жизнь, как это пытаются представить релит, идеологи. Напротив, жизнь приобретает особую ценность как период плодотворной деятельности человека, имеющей обществ, значимость. Истинное бессмертие - в делах человека, оставляющего свой неповторимый след в жизни (см. Бессмертие).

СМИРЕНИЕ

СМИРЕНИЕ - добродетель, проповедуемая буддизмом, христианством, исламом и др. религиями; связана с идеей божеств, провидения. С. практически означает самоунижение, самоумаление личности, добровольное рабство, покорность перед насилием. С. подавляет самостоятельность и веру в свои силы, гасит революц. энергию, иалравл. на соц. переустройство. Науч. атеизм, отвергая релит. С., утверждает веру в человека, в его силы.

СМОРОДИНЦЫ

СМОРОДИНЦЫ - одно из течений шггидесятннчества (см. Пятидесят-ники) в России, возн. в 1911. Названо по фамилии одного из первых руководителей общины пятидесятников в Петербурге - Н. П. Смородина. С. отрицают необходимость существования церкви как посредницы между богом и людьми, но признают необходимость орг-ции и дисциплины в секте, отвергают троичность бога: по их мнению, только во Христе воплощается бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Отсюда их др. название - единственники, иисусовцы. В наст. вр. число последователей С. незначительно.

СМЫСЛ ЖИЗНИ

СМЫСЛ ЖИЗНИ - понятие, обозначающее цель жизни,  назначение человека.  В различные историч. эпохи представления о С. ж. приобретали разное содержание, обусловленное потребностями и интересами обществ, классов и соц. слоев. Проблема С. ж. приобретает особую остроту в переломные периоды историч. развития, в революц. эпохи, когда формируются новые и переоцениваются старые соц. идеалы. В бурж. этич. теориях С. ж., как правило, связывается с индивидуалистич. устремлениями личности. В релит, этике решение вопроса о С. ж. ставится в зависимость от отношения человека к божеству, ибо целью существования человека объявляется достижение личного спасения в потустороннем мире. Тем самым практически обесценивается сама реальная жизнь. Марксист, этика связывает вопрос о С. ж. со всей совокупностью обществ, отношений. Этим определяются особенности представлений людей о цели своего существования в различных конкр.-историч. условиях, на разных этапах обществ, развития. Человек осознает свое истин, назначение в борьбе против мира угнетения, за счастье всех людей. Новое содержание и высокий смысл получает жизнедеятельность личности в условиях социализма, направленная на построение коммунистич. общества.

СНЫ ВЕЩИЕ

СНЫ ВЕЩИЕ - сновидения, в к-рых будто бы предсказываются грядущие события. Вера в С. в. является одним из распространенных суеверий. Церковь, выступающая против суеверий, тем не менее разделяет представление о возможности пророч. сновидений, объясняя их сверхъестеств. причинами. Науч. взгляд на природу сна и сновидений решительно отвергает мистич. домыслы. Как установлено, во время сна большая часть клеток головного мозга заторможена. Однако отд. участки мозга продолжают функционировать, в результате чего и возникают различные образы, содержание к-рых определяется хранящимися в памяти людей представлениями, впечатлениями, п. М. Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений». В наст. вр. ученые в эксперименте вызывают с помощью тех или иных раздражителей определенные сновидения, что служит убедит, доказательством истинности науч. представлений о природе сна и сновидений. В то же время установлено, что в сновидениях могут находить отражение нек-рые заболевания, протекающие первоначально в скрытом виде, напр. отд. виды неврозов, гипертония и др. Этот факт также дает основание для возникновения веры в С. в. Чаще же всего «сбывшиеся сны» объясняются совпадениями. Таких совпадений гораздо меньше, чем «несовпадений, но каждое из них запоминается и сразу же становится объектом суеверных толкований. Одной из важных предпосылок преодоления веры в С. в. является широкое разъяснение науч. представлений о сне и сновидениях.

СОБЕК

СОБЕК - см. Себек.

СОБОР

СОБОР - 1) в католицизме и православии - собрание епископов для обсуждения важных вопросов церк. и релит, жизни (С. бывают вселенские и поместные); 2) в христианстве - гл. храм епархии, города или монастыря, где совершает богослужение высш. духовное лицо (патриарх, архиепископ и т. д.).

СОБОРНОСТЬ

СОБОРНОСТЬ - термин правосл. богословия и рус. релит, философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение (собор) индивидов на основе любви к богу и друг к другу. О специфике С. подробно писали славянофилы (см. Славянофильство), особенно А. С. Хомяков (1804-1860). Католицизм, с их т. зр., преувеличивает в религии значение общего, авторитета, вл&сти церк. иерархии, игнорирует личное релит, творчество верующих; протестантизм акцентирует внимание на индивидуальном, не видит подлинного смысла общей релит, жизни. Только православию якобы свойственна С., гармонически сочетающая своеобразие потребностей верующего и церкви в целом. Хомяков считал, что вне релит, «свободного» общения, вне христ. любви (т. е. вне С.) познать истину, понять сущность человека  невозможно. Эта идея оказала влияние на рус. релит, философию (В. Соловьев, С. Трубецкой, Н. Лосский, Н. Бердяев и др.), на правосл. учение о церкви, для к-рого сами догматы о троице, о богочеловеч. природе Христа выражают соборный характер божеств, духа. Нередко концепции С. придается реакц.-политич. смысл. Социалистич. коллективизму, рассматриваемому как «принудительный», враждебный личности и свобода, противопоставляется С. - «братство людей во Христе», «вхождение в общение живых и умерших». С т. зр. марксизма С. есть не что иное, как ложная, религ.-мистич. интерпретация коллективист, отношений, складывающихся в практич. деятельности людей, попытка идеализировать мнимоколлективный характер релит, жизни.

СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ - см. Елеосвящение.

СОВЕСТЬ

СОВЕСТЬ - категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания. С. не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, к-рые выработаны в обществ. практике, а следовательно, зависит в конечном счете от клас. и обществ, принадлежности человека. Науч. атеизм выступает как против нигилистич. отношения к С., считая ее существ, чертой духовного облика личности, так и против отношения к ней как неизменному и непогрешимому судье, данному нам богом. С ходом соц. и культурного прогресса интеллект. честность как одно из требований С. все более настоятельно требует отказа от релит, веры, как не имеющей логич. и фактич. обоснования, а также и морального оправдания.

СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР - союзный орган, образованный в 1965 в целях последоват. осуществления политики Сов. гос-ва в отношении религий, контроля за соблюдением законодательства о релит, культах. С. принимает решения о регистрации и снятии с регистрации релит, объединений, об открытии и закрытии молитв. зданий и домов; дает разъяснения по правильному применению законодательства о культах; выносит обязат. предписания об устранении его нарушений; осуществляет связь между правительством СССР и релит, орг-циями. С. содействует также релит, орг-циям в осуществлении международ, связей, участии в борьбе за мир, за укрепление дружбы между народами. С. имеет в союзных и автон. республиках, в краях и областях уполномоченных. В Украинской ССР существует Совет по делам религий при Совете Министров Украинской ССР, а в Армянской ССР - Совет по делам армянской церкви при Совете Министров Армянской ССР. Предшественниками С. являлись Постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме СНК СССР; с 1943 - Совет по делам рус. пра-восл. церкви, а также (с 1944) Совет по делам релит, культов при Совете Министров СССР.

СОВРЕМЕННРЕ БУРЖУАЗНОЕ СВОБОДОМЫСЛИЕ

СОВРЕМЕННрЕ БУРЖУАЗНОЕ СВОБОДОМЫСЛИЕ - одно из течений бурж. идеологии, характеризующееся критикой религии и церкви в условиях развивающейся секуляризации. С одной стороны, совр. бурж. критика религии является поиском приспособления бурж. идеологии к условиям распространения атеизма, вообще неверия; с другой - выражением настроений части мелкой и средней буржуазии и бурж. интеллигенции, протестующей против усиления власти монополистич. капитала, порядков, освящаемых религией. С. б. с. неоднородно, его диапазон - от сомнений в религии, пантеизма, деизма, агностицизма до бунтарского, нигилистич. отрицания религии. Филос. основа С. б. с. - гл. обр. различные виды идедлистич. философии (напр., неопозитивизм, богоборческий экзистенциализм, неогегельянство) . Видными представителями С. б. с. являлись Б. Рассел и Ж.-П. Сартр. Ряд представителей С. б. с. связывают критику религии с борьбой против марксизма. Не-многочисл. отряд бурж. свободомыслящих, примыкающих к позициям франц. материализма 18 в. и отражающих настроения наиболее демократич. слоев буржуазии (напр., К. Ломот, Р. В. Селларс), содействует укреплению влияния атеизма в совр. капиталистич. об-ве. В целом С. б. с. не обладает цельной, научно обоснованной атеистич. позицией. Антирелиг. выступления бурж. идеологов не связаны с задачей коренного преобразования капиталистич. общества, отсюда незаинтересованность в науч. анализе религии и причин ее существования. Осн. черты С. б. с.-антидогматизм, антиавторитаризм, антиклерикализм, проповедь светской нравственности (буржуазной по содержанию), непоследовательность критики религии, утрата воинств, характера атеизма Нового времени. Мн. представители С. б. с. являются членами Всемирн. союза свободомыслящих и Международ. гуманистич. и этич. союза, в к-рых идет полемика между ними и марксистами. Не следует отождествлять С. б. с. со свободомыслием в бурж. об-ве: второе понятие является более широким.

СОГЛАСИЕ

СОГЛАСИЕ - группа объединений верующих в старообрядчестве, придерживающаяся той или иной разновидности «древлеправосл.» (староправосл.) обрядовой практики. С. - это структурные подразделения, входящие в др. более крупные формирования - толки. Так, филипповский толк  беспоповщины включал в себя согласия нечадородных, чадородных, аароновцев и др., а поморский толк включал Адамантово С. и поморцев-брачников.

СОЗЕРЦАНИЕ

СОЗЕРЦАНИЕ - процесс непо-средств. восприятия; 1) в идеалистич. философии С. связывается с интуицией. Традиция, восходящая к Платону, трактует С. как внечувствен. постижение идей. Для И. Канта, напротив, априорные элементы чувствен. С. лишь исходные посылки для деятельности рассудка и разума. Обе эти традиции развивались в различных вариантах бурж. идеалистич. философами. Домарксовский материализм истолковывал С. как процесс пассивного отражения внешнего мира. Диалектич. материализм рассматривает С. как чувствен. ступень познания; 2) в индуизме и буддизме С. составляет необходимый элемент медитации (см. также Йога). Это крайняя степень сосредоточения, отрешенности от мира, видение «внутр. зрением» фантастич. миров и образов, воздвигаемых и разрушаемых по воле созерцателя.

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ - см. Материя и сознание.

СОКА ГАККАЙ

СОКА ГАККАЙ - необудд, орг-ция в Японии, основанная в 1931. Она пропагандирует гуманистич. и моральные ценности буддизма. пытаясь соединить их с достижениями совр. культуры. На поли-тич. арене С. г. выступает с проповедью «среднего пути», идеями пацифизма и клас. мира; имеет свою Партию чистой политики (Комэйто), созданную в 1964, к-рая опирается на неорганизованных рабочих и мелких предпринимателей. С. г. имеет также свои спорт, и художеств.-самодеят. орг-ции, печатные органы. Деятельность С. г. отвлекает трудящихся от борьбы за свои права.

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ - рус. правосл. мужской монастырь, основанный в перв. половине 15 в. на соловецком о-ве в Белом море. Был центром принудит, христианизации рус. Севера и пограничн. крепостью, играл также важную роль в экономим, жизни Севера благодаря добыче соли и промысловой деятельности. В С. м. ссылались лица, неугодные царизму и церкви. Монаст. тюрьма, основанная в 17 в., отличалась тяжелейшими условиями содержания узников. Она просуществовала до 1903. В наст. время С. м. - исто-рико-архитект. заповедник: к 16 в. относятся крепост. стены с башнями, трапезная с Успенск. собором, Преображенск. собор; к кон. 16-17 вв. - церковь Благовещения и каменные палаты. Интересны гидротехнич. сооружения: в 16 в. на территории С. м. были прорыты первые каналы, к-рые связали между собой 52 озера.

СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ

1668-1676 - восстание крестьян, посадск. людей, беглых крепостных, стрельцов, а также части священников и монахов Соловецкого монастыря, явившееся выражением стихийн. протеста против феод.-крепостнич. гнета. С. в. началось как раскольнич. движение: повстанцы отказались признать реформу патриарха Никона. В ответ на это царские власти решили отписать от монастыря «все вотчинные села и деревни, соляные и всячие промыслы, и на Москве и в городах дворы», но покорности не добились. Посланных из Москвы стрельцов встретили на Соловках пушечным огнем с монаст. стен. Большие запасы продовольствия, имевшиеся в монастыре, позволяли выдержать долгую осаду. Началось т. н. соловецкое сидение. Антикрепостнич. характер восстания ярко проявился, когда после казни Степана Разина к восставшим присоединились разницы во главе с беглым крепостным Исачко Ворониным. В этот период восстание уже в значит, степени утратило релит, оболочку. Повстанцы отказывались молиться за царя, заявляли, что не признают ни старой, ни новой веры, изгоняли неугодных им священников. Верхушка монаст. братии, не поддерживавшая соц.-политич. требований осн. массы повстанцев, отошла от восстания. Предательство монаха Феоктиста, показавшего осаждавшим тайный вход в монаст. крепость, помогло царским войскам взять монастырь. Руководители восстания и многие его участники были казнены или сосланы.

СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900) - рус. релит, философ-мистик, к-рый в своих работах «Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о богочеловечестве» (1877-1881), «Оправдание добра» (1897-1899) и др. попытался создать всеобъемлющее филос.-богосл. учение - «метафизику всеединства». Исходным в нем явилась идея о «всеедином сущем» - единстве творца и творения (посредником между ними выступает т. н. мир. душа). «Всеединство» как нерасторжимая цельность истины, добра и красоты постигается, по С., лишь .дельным» знанием, к-рое является синтезом эмпирич. (научного), рационального (филос.) и мистич. (религ.-созерцат.) знания. В об-ве «всеединство» реализуется в «свободной теократии» («царстве божьем» на земле), к-рая должна быть создана на основе объединения католицизма и православия в рамках церк.-монархич. государственности. Этику С. основывал на утверждении всеобщих моральных ценностей посредством приобщения к «абсолют, добру», принесенному на землю Христом. Реакц. идеи С. оказали значит, влияние на рус. идеалистич. философию кои. 19 - нач. 20 в. (С. Н. и Ё. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев и др.).

СОЛОМОН

СОЛОМОН - царь Израильско-Иудейского царства в 965-928 до н. э., сын Давида. Добивался централизации релит, культа, построил храм Яхве в Иерусалиме. Вместе с тем в Библии о С. сообщается, что он строил храмы и др. богам, напр. Молоху, Астарте. Библ. традиция, именующая С. мудрым, приписывает ему авторство ,??-клезиаста», «Притчей Соломоновых» и «Песни песней». Однако науч. критика Библии доказала, что эти произведения сложились в более позднюю эпоху, в 8, 3 и 2 вв. до н. э.

СОЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ

СОЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ - см. Натурис-тическая теория.

СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ

СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ - почитание солнца; относится к числу древнейших религий. Человек рано связал пробуждающееся к жизни семя злаков с благодатным солнечным теплом. Соответственно и сакрализация солнца была связана в первую очередь с развитием земледелия. Ярче всего С. к. отразился в праздниках в честь возрождения природы. Это др.-римск. сатурналии, зап.-европ. карнавалы, рус. масленица и красная горка, праздники Ивана Купалы, декабрьские колядования, праздник народов Ближн. и Ср. Востока навруэ. Все они концентрировались вокруг 4 календарных рубежей: осеннего и весеннего равноденствий и зимнего и летнего солнцестояний. На эти праздники жгли колеса и костры, символизируя этим приобщение к солнцу и его теплу, жарили яичницу (яйцо - знак солнца и природы), пекли блины, лепешки и др. Мит-раистский праздник «Непобедимого солнца», отмечавшийся 25 декабря, христ. церковь в 4 в. превратила в праздник рождества Христова. Много вариантов почитания солнца дает мифология и релит, культ индейцев Америки. В фольклоре, народном прикладном искусстве и сейчас нередко встречаются солярные символы: солнечное колесо, кольцо, венок, чаша, золото, жар-птица, свадебный каравай и т. д.

СОМА

СОМА - 1) опьяняющий напиток, приносимый в жертву богам в Др. Индии; 2) один из богов ведич. пантеона, посредник между небожителями и людьми, бог жертвен. питья и жертвы вообще.

СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968) - бурж. социолог, род. в России. С 1922 - в эмиграции, с 1930 - проф. Гарвардского ун-та. С. развивал идеалистич концепцию развития общества, считая первичной систему ценностей, носителями к-рых являются отд. личности и обществ, институты. Соц. действительность, пс С.. - сложная иерархия различных соц. и культурных систем и подсистем. В основу типологии обществ. ценностей С. кладет те или иные филос. постулаты, в соответствии с к-рыми выделяет 3 типа культуры: 1) чувственный - господство непосредств-, чувствен. представлений; 2) идеациональный - преобладание рационального мышления; 3) идеалистический - господство интуитив. методов. Весь историч. процесс, с т. зр. С., лишь вариации существования этих типов культуры. Совр. кризис капитализма С. связывает с кризисом науч. знания и материализма, возлагая надежды на торжество религ.-идеалистич. культуры.

СОТЕРИОЛОГИЯ

СОТЕРИОЛОГИЯ (от греч. soteri-on - спасение, избавление и logos-учение) - учение о спасении, имеющее место во ми. развитых религиях (буддизме, христианстве, исламе и пр.); часть теологии, занимающаяся проблемой спасения.

СОФИОЛОГИЯ

СОФИОЛОГИЯ (от греч. sophia - мудрость и logos - учение, слово) - влиятельное течение рус. религ.-филос. и богосл. мысли кон. 19 - перв. трети 20 в. Представители: В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков. Центр, понятие С. -»София-Премудрость» употребляется ими весьма неоднозначно. Это и внутр. сущность бога (по-греч. усия), и одна из его ипостасей («четвертая ипостась» божества,. Это и грань между богом и миром, и одна из двух противоположнья сторон мир. души. София в ее зам-ном аспекте понимается как организующее начало «соборности», т. е. всечеловеч. единства, реальным воплощением и средоточием к-рого выступает христ. церковь. София раскрывается то как совершенный мир (космос), то как безупречный человек (святой), то как идеальная, не имеющая недостатков орг-ция. Реформированную церковь софиологи представляют как кристаллизованную историч. память, как хранительницу нац. и общечеловеч. культуры. Возникшая в условиях кризиса европ. цивилизации, рус. С. есть разновидность утонч. христ. апологетики, утопич. цель к-рой состоит з том, чтобы оправдать христианство в глазах совр. человека и попытаться построить целостную культуру всеединого человечества, зависящую от авторитета обновленной церкви.

СОФИЯ

СОФИЯ (греч. sophia - мастерство, знание, мудрость) - понятие-мифологема античной и ср.-век. «Социализм и религия» философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенное™ вещей. Нашло отражение в ортодокс, и мистич. лит-ре иудаизма и хрис тианства, выражено в правое» богослужении, храмовой архитектуре, иконописи. На Западе к символу С. обращается нем. мистика 14-17 вв. (Г. Сузс, Я. Бёме), в России кон. 19-нач. 20 в. идея С, леп. в основу учений Соловьева, Флоренского. Булгакова и др. (см. Софиоло-гия). Идея С., допускающая бесконечный ряд ее символич. истолкований, способствовала возникновению рус. символизма (Белый, Блок, Волошин, Вяч. Иванов и др.).

"СОЦИАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ"

"СОЦИАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ" - статья В. И. Ленина, впервые опубликованная в газ. «Новая жизнь» (№ 28, 3/16 декабря 1905). В. И. Ленин разрабатывает теоре-тич. основы политики коммунистич. партии по отношению к религии, развивает марксист, учение о сущности религии и ее соц. роли. Определяя религию как «один из видов духовного гнета», В. И. Леню» указывает на соц. истоки религиозности трудящихся: «Гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества» (т. 12, с. 146). В работе дается классич. формулировка клас. корней религии. В. И. Ленин подвергает критике оппортунистич. взгляд на религию как на частное дело не только по отношению к гос-ву, но и к коммунистич. партии, разрабатывает марксист, понимание свободы совести. Отделение церкви от гос-ва, подчеркивает он, не означает отказа от воспитания трудящихся в духе материалистич. мировоззрения, идейн. борьба с религией является обще-парт. делом. Выдвигая на первый план уничтожение социальных корней религии, В. И. Ленин формулирует один из важнейших принципов политики коммунистических партий по отношению к религии, церкви и верующим: требование подчинять борьбу с религией задачам классовой борьбы, добиваться объединения трудящихся, независимо ог их отношения к религии.

СОЦИАЛИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ

СОЦИАЛИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ - см. Христианский социализм..

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ОБРЯДНОСТЬ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ОБРЯДНОСТЬ - система коллективных символич. действий, воплощающих в себе социалистич. идеи, ценности и идеалы и вызывающих интенсивные чувства и переживания их участников. Предпосылки С. о. возникали еще до победы социалистич. революции, в процессе развития рабочего и революц. движения масс. Уже тогда формировались нек-рые обряды, гл. обр. обществ.-политические, к-рые в эстетически насыщенной, торжеств. форме воплощали революц. и со-циалистич. идеи. В социалистич. об-ве постепенно создается система гражд. обрядов, в к-рую входят обряды обшеств.-политиче-ские, воинские, трудовые, детские и юношеские, семенные. Содержание С. о. составляют социалистич. идеология, нормы, ценности, принципы и идеалы социализма. С. о. представляет собой важное средство коммунисткч. воспитания. Обряд - это органич. сплав идейн. и эмоц.-психологич. воздействия ка личность. Сила обряда и его преимущество по сравнению с др. способами воспитат. воздействия состоят в том, что он представляет собой сопереживание всеми его участниками соответствующих идей, представлений и чувств. Это способствует глубокому усвоению воплощенных в нем идей, норм и представлений. В жизни отд. человека, семьи или общества существуют определенные «узловые точки», знаменующие переход в новое состояние, формирование новых отношений. В жизни человека это его рождение, вступление в брак, появление ребенка. В жизни общества - победа в освободит, войне, революция, принятие Конституции и т. п. Подобные «узловые точки» требуют обрядового оформления, ибо нуждаются в коллективной обществ, санкции, выраженной в эмоц.-насыщенной и яркой форме. Обряд занимает определенное место в жизни социалистич. общества, но его роль ае следует абсолютизировать. Обрядовое оформление противопоказано тем событиям, к-рые носят динамич. характер, в ходе к-рых осуществляются поиски и выработка новых решений. И напротив, обряд необходим в тех случаях, когда речь идет об усвоении отд. людьми уже выработанных обществом идей и решений. В различных республиках и областях нашей страны накоплен значит. опыт формирования и внедрения С. о. Общее идейн. содержание С. о. яе исключает, а предполагает наличие нац. особенностей в формах обрядов в разных республиках. С. о. вбирает в себя лучшие элементы народных обрядов, бытовавших в прошлом. Особое значение в этой связи приобретает ее эстетич. сторона, использование в ней народной музыки, песен, танцев. Чрезвычайно велика роль С. о. в системе атеистич. воспитания. Только удовлетворяя объективную потребность в обрядовом оформлении значимых для лич-чоста, кол-ва и общества событий, можно противостоять влиянию на людей обрядов религиозных. Практика развития С. о. в нашей стране г-оказывает, что распространение новых обрядов уменьшает количество людей, участвующих в религ. обрядах, в части, в венчаниях, крещениях, церк. похоронах и т. п.

"СОЦИАЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ"

"СОЦИАЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ" - разновидность «соц. христианство», возникшая в американском протестантизме зо зт. пол. 20 в, ак попытка разрешить противоречия капиталистич. общества на осно-ге примирения классов и христианизации. Наиболее видный представитель этого движения Раушенуш видел в христианстве единственную силу, способную реализовать в обшеств. жизни принципы христ. морали и привести к «царству божьему» на земле, в к-ром отношения между людьми будут строиться не на соц. антагонизме, а на взаимной любви и уважении. «Соц. евангелие» было осуждено консерваторами с позиций апологии «свободы предпринимательства» за сведение понятия греха к конкретному и потому преодолимому социальному или моральному злу, за теологич. пантеизм.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ РЕЛИГИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ РЕЛИГИИ - см. Корни религии.

СОЦИАЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ

СОЦИАЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ - периодически организуемые католич. церковью во Франции, Италии, Бельгии, Канаде и др. странах публичные семинары, на к-рых обсуждаются актуальные проблемы в свете соц. доктрины Ватикана. Эти семинары проводятся обычно раз в год в течение недели. Впервые соц. недели были организованы во Франции в 1903 и проводились ежегодно, каждый раз в др. городе. Они имели своей целью пропаганду соц. доктрины католицизма, вооружение деятелей католич. церкви аргументами для опровержения марксизма. Каждый семинар посвящен одной теме, напр.: «Кризис производства и католическая мысль», «Социальные проблемы в колониях». В последнее время соц. недели проводятся нерегулярно.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭНЦИКЛИКИ ПАП

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭНЦИКЛИКИ ПАП - см. Энциклики пап социальные.

СОЦИНИАНЕ

СОЦИНИАНЕ - последователи Ф. Социна, основавшего в Польше рационалистич. направление в протестантизме, отличавшееся религ. радикализмом. С т. эр. обшеств.-политич. содержания, социнианство было консервативным крылом Польских братьев. С. были антитринитариями (т. е. отрицали догмат о троице), считали Христа не богом, а человеком, к-рый указал путь к спасению и обрел божеств. свойства после воскресения. С. признавали св. писание единственным источником вероучения, но только тогда, когда оно не противоречит разуму; считали, что первородного греха не существует, поэтому не нужно и искупление; отвергали кальвинист. догмат о предопределении. Филос. взгляды нек-рых С. представляли собой, по существу, скрытый деизм. Изгнанные в 1658-1660 из Польши, С. поселились в Голландии, Германии, Англии, где растворились в др. течениях протестантизма.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - одна из отраслей религиоведения. Марксистская С. р. является разделом науч. атеизма, изучает соц. детерминированность религии, закономерности ее возникновения, развития, функционирования и отмирания, ее элементы и структуру, место и роль религии в об-ве. Основополагающие принципы науч. С. р. были сформулированы в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты В. И. Лениным. Общей методологией познания соц. явлений, в т. ч. и религии, является истории, материализм. Кроме того, в С. р. используются спец. теоретич. и эмпирич. методы, методы конкр.-социологич. исследования. В состав социологич. теории религии входят: 1) фундамент. положения, раскрывающие сущность религии;  2) знания о различных феноменах религии - о релит. сознании, культе, отношениях, объединениях и т. д.; 3) совокупность операционально-интерпретационных понятий и эмпирич. обобщений; 4) методика конкр.-социологич. исследований в области религии и атеизма. Бурж. С. р. в качестве отрасли знания сформировалась в кон. 19 - нач. 20 в. Ее основателями считаются М. Beбер и Э. Дюркгейм, хотя нек-рые ее положения были уже разработаны в трудах бурж. социологов О. Конта и Г. Спенсера. В бурж. С. р. выделяются светские и конфес. направления, между к-рыми существует идейн. союз. Филос. базой светской С. р. служит идеализм в различных формах: неокантианство, позитивизм, философия жизни,  прагматизм, феноменология и пр. Идеалистнч. философия нередко используется и конфес. социологией. В различных школах бурж. С. р. зачастую метафизически абсолютизируются частные методы исследования: эмпирические, статистические, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и пр. Задачей конфес. С. р. является поиск средств усиления влияния религии на сознание и поведение людей.

СОЦИОРЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА

СОЦИОРЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА - соц.-политич. общность, представители к-рой исповедуют одну веру. Содержание образа жизни С. г. определяется экономич. отношениями, находящими отражение в политич., клас., сословных, этаич. и пр. потребностях и интересах. В то же время на нравств. нормы, быт, брак, семью, на традиции и обычаи, географич. расселение этих групп оказывает влияние и релит, фактор. Релит. принадлежность препятствует адекватному осознанию действит. клас., нац. и пр. потребностей и интересов и осложняет процессы формирования клас. и нац. самосознания. В одних случаях релит. фактор ослабляет соц. противоречия, в др. они обостряются релит. конфликтом (напр., межэтннч. рознь). Процесс формирования С. г. достигает разного уровня развития в различных соц. условиях. Напр., в наст. вр. более или менее отчетливо С. г. выделены в таких странах, как Сев. Ирландия, Ливан, Кипр, в меньшей мере они конституированы в Нидерландах, а в США их формирование только намечено.

СОЦЙН ФАУСТ

СОЦЙН Фауст (1539-1604) - деятель Реформации в Италии и Польше, основатель особого течения (см. Социниане). Пользовался злиянием 1;реди антитринитариев. выступавших против христ. догмата о троице. Преследовался инквизицией. Борьба С. против католицизма имела прогрессивное значение, способствуя развитию рационализма и свободомыслия.

СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ СССР

СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ СССР (СВБ) - добровольная обществ, орг-ция, ставившая своей целью идейн. борьбу с религией во всех ее проявлениях. Создана на основе объединения актива газ. .безбожник». В 1925 на съезде корреспондентов газеты был основан Союз безбожников, получивший в июне 1929 название Союза воинств, безбожников. Эта массовая орг-ция развернула большую работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску науч. и науч.-популярной лит-ры, а также ряда периодич. изданий (газ. «Безбожник», журн. «Безбожник», «Лигорелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и ряд других, выходивших на различных языках народов СССР). Значит, количество лит-ры выходило в свет в издательстве «Безбожник», впоследствии Гос. издательстве антирелиг. лит-ры (ГАИЗ). Число ячеек СВБ достигло к 1940 96 тыс., а число членов союза - 3 млн. человек. Серьезное внимание уделялось подготовке атеистич. кадров. Были открыты спец. курсы (очные и заочные) для подготовки пропагандистов науч. атеизма. Проводилась работа по внедрению в быт новых, безрелиг. праздников и обрядов. В СВБ активно сотрудничали видные деятели Коммунистич. партии - Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. А. Красиков, И. И. Скворцов-Степанов и др. Во главе СВБ стоял Ем. Ярославский. В 1947 функции СВБ перешли к Всесоюзному об-ву по распространению политич. и науч. знаний (ныне об-во «Знание»). Деятельность СВБ внесла значит, вклад в развитие массового атеизма в нашей стране.

СПАСЕНИЕ

СПАСЕНИЕ - по религ. представлениям, высш. блаженство, к-рое даруется человеку богом при выполнении ряда условий и требований, предъявляемых от его имени. В различных религиях выдвигаются разные пути к С. Христианство, напр., исходит из того, что человек якобы греховен от рождения, и поэтому учит, что путь к С. лежит через преодоление греха «обновлением и воссозданием» личности, примирение ее с богом. Среди условий достижения С. в христианстве - непременное соблюдение бибп. заповедей, покаяние, исполнение предписываемых церковью обрядов я др. В католицизме « православии С. объявляется возможным только с помощью церкви. В протестантизме, где посредническая роль церкви отвергается, выдвигается тезис об «оправдании верой». В буддизме выдвигается «благородный восьмиричный путь» С., следуя к-рому можно достичь высш. степени блаженства - нирваны, а после смерти - прекращения перерождений (сачсары). В исламе человек, стремящийся к С., обязан неуклонно выполнять целый ряд различных предписаний, включающих обязат. молитвы, соблюдение поста, паломничество к святыням и т. д. За праведную жизнь верующим обещается вечная безмятежная жизнь в раю. Религ. учение о С. на протяжении мн. столетий мешало трудящимся постичь истин, причины их тяжелой, бесправной жизни в об-ве, увидеть реальные пути к освобождению от всех видов духовного и физич. гнета, к земному счастью. Оно в извращенной форме представляет сложившиеся в клас.-антагонистич. обчве отношения людей, засоряет сознание масс несбыточными иллюзиями, ложными представлениями.

СПАСОВСКИЙ ТОЛК

СПАСОВСКИЙ ТОЛК - нетовщиа - течение в беспоповщине (старообрядчество), возникшее в кон. 17 в. в керженских лесах. С. т. был распространен в Нижегор., Яросл. и Костром, губ. Соц. базу его составляло крестьянство. Исходя из общей установки беспоповских соборов о наступлении на земле «царства антихриста», к-рый якобы истребил все таинства, спасовцы утверждали, что добиться спасения души какими-то действиями, лишенными «благодати божьей», невозможно. Путь спасения известен только Спасу (Христу) -поэтому необходимо уповать на его милость и молиться. За отрицание правосл. духовенства, таинств, благодати, храмов, вечерни «. пр. приверженцев этого толка поповцы называли нетовиами. В процессе эволюции Г. т. распался на ряд согласий, среди к-рых были умеренные, почти смыкавшиеся с поповщиной, и крайние, отрицавшие всякую обрядность. К первым относились глухая нетовшина, в к-рой считалось возможным совершать обряд крещения и бракосочетания в правосл. церкви, новоспасовщина (поющая нетовщина), разрешавшая своим наставникам совершать бигсстужения, крещение, венчание. Крайним ответвлением С. т. являлись некрещеная (или строгая) нетовщина, отрицавшая к.-л. обряды, и дырники, молившиеся, обращаясь к небольшому отверстию в вост. стене избы. Самокрещенцы, крестившие себя сами, и бабушкино согласие занимали промежуточное положение. В наст. вр. число последователей С. т. незначительно.

СПАСЫ

СПАСЫ - сложившееся в православии общее название 3 праздников, к-рые связываются со «спасителем» - Иисусом Христом. Первый, или медовый, С. отмечается 1(14) августа и носит офиц. название «происхождение (изнессние) честных древ животворящего креста господня». В его основу лег бытовавший в Константинополе обычай носить крест по улицам для «отвращения болезней». В рус. православии празднику придается особое значение, т. к., по преданию, именно в этот день в 988 крестился князь Владимир. Вторым, или яблочным, С. именуют праздник преображения, а третьим, или С. на полотне, - праздник «перенесения из Едессы в Константинополь нерукотворного образа господа Иисуса Христа». Речь идет о «чудотворной» иконе, представляющей собой полотенце, на к-ром якобы оставил свой лик Иисус. Как и пр. праздники православия, С. использовались для расширения релит, пропаганды, эмоц.-психологич. воздействия на верующих.

Предыдущая страница Следующая страница