Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СЕК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СЕК")

САВАОФ

САВАОФ (от др.-евр. цебабот - воинственный) - в иудаизме -один из эпитетов бога Яхве, В христианстве С. отождествляется с первым лицом троицы, с богом-отцом.

САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЙ

САВВАТИЙ Соловецкий (ум. 1435) - один из основателей Соловецкого монастыря. Был монахом Кирилло-Белозерск. монастыря, затем жил в уединении на о-ве Валааме. Впоследствии переселился на Соловецкий о-в, положив начало монастырок, общежитию. Причислен к лику святых.

САВОНАРОЛА ЛЖИРПЛАМО

САВОНАРОЛА Лжирпламо (1452-?3?8) - итал. религ.-политич. реформатор, проповедник, монах-доминиканец. Призывая вернуться к апостольскому идеалу, осуждал роскошь, развлечения, «суетное» светское искусство.  После падения в 1494 тирании Медичи и восстановления во Флоренции республики провел ряд демократич. реформ. Однако стремление С. соединить республику с теократией лишило его поддержки народных масс, чем воспользовались сторонники римск. папы и Медичи, добившиеся, чтобы С. был предан суду по обвинению в ереси и казнен.

САДДУКЕИ

САДДУКЕИ (от имени Садока, основателя династии первосвященников Иерусалим, храма) - религ-политич. группа в Иудее (2 - 1 вв. до н. э.), состоявшая из жреч. аристократии. С. защищали позиции рабовлад. верхушки, с к-рой были связаны их интересы. Признавали Тору (Пятикнижие) и отрицали возникавшие в тот период мессианск. и эсхатологич. идеи, а также загробную жизнь.

САКРАЛИЗАЦИЯ

САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacer - священный) - 1) вовлечение в сферу религ. санкционирования обществ., групп, и индивид, сознания, деятельности и поведения людей, соц. отношений и институтов. Тенденция к С. особенно характерна для докапиталистич. обществ.-экономич. формаций; 2) наделение материальных предметов, персон, действий, речевых формул, норм поведения и пр. магич. свойствами и возведение их в ранг сакральных, священных, святых. С. могла происходить стихийно, традиционно; в ряде конфессий разрабатывались спец. процедуры освящения. Св. предметы, персоны, действия, тексты, речевые формулы и пр. могут подвергаться десакрализации. Напр., протестантизм изъял из культовой практики предание, иконы, святых, мощи, таинства и др.

САКРАЛЬНОЕ, СВЯЩЕННОЕ, СВЯТОЕ

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. - sacer - священный) - 1) вымышленные, наделяемые сверхъестеств. качествами существа - персонажи религ. мифов; 2) религ. ценности - вера, «истины» вероисповедания, таинства, церковь; 3) совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр., входящая в систему религ. культа. С. противопоставляется мирскому, не относимому к сфере религии.

САКРИСТИЯ

САКРИСТИЯ (лат.) - название помещения в католич. храме, в к-ром хранятся предметы культа, используемые при богослужении: священнич. одежды, культовая утварь и пр.

САКЬЯ-МУНИ

САКЬЯ-МУНИ - см. Шакья-муни. САЛАТ - см. Намаз.

САЛИИ

САЛИИ (лат. Salii, от salio - прыгаю, пляшу) - др.-римск. жрецы бога Марса и его ипостаси бога Квирина, составлявшие 2 коллегии, по 12 человек в каждой: палатинскую и квиринальскую (по названиям районов Рима). С. избирались из патрициев и возглавлялись магистром. Во время ежегодн. празднеств, посвященных Марсу, С. пели магич. гимны и исполняли св. пляску (отсюда название С. - плясуны), ударяя копьями в св. щиты (анкилы), один из к-рых, по преданию, упал с неба. Кроме римск. С. существовали коллегии С. и в нек-рых цр. италийских городах.

САМОВНУШЕНИЕ

САМОВНУШЕНИЕ - внушение человеком самому себе определенного состояния, чувства, отношения к окружающему миру; индивид. способ психич. саморегуляции. В отличие от самоубеждения С. происходит обычно без привлечения логич. доводов. Как определенная система воздействия на деятельность организма и самочувствие человека С. зародилось на Др. Востоке. Различные религ,-филос. учения, особенно йога, использовали для достижения своих мистич. целей (медитация, состояние релит, экстаза и т. п.) сложные многоступенчатые системы С. Психофизиологич. механизм его достаточно сложен, что открывает возможность истолковывать С. в религ.-мистич. духе. В действительности его основу составляет воздействие с помощью слов и связанных с ними образов на кору и далее на подкорковые нервные центры головного мозга, «отвечающие» за определенные функциональные системы организма. В С. важную роль играют процессы представления и воображения, а также индивид. психич. качества, в части. внушаемость. Если предметом С. выступают религ. представления и идеи, оно становится для индивида одним из средств укрепления веры в бога, создает благоприятную почву для молитв, состояний, для некритич. восприятия церк. проповедей и т. д. В совр. психотерапии С. используется с целью укрепления организма при больших нагрузках и в стрессовых ситуациях (аутогенная и психомышечная тренировка) .

САМОКРЕЩЕНЦЫ

САМОКРЕЩЕНЦЫ - см. Спасовский толк.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (самовоспитание) - сознат. и целенаправл. деятельность личности по развитию в себе определенного нравств. сознания и нравств. качеств в соответствии со своими представлениями о нравств. идеале. Стремление к С. - закономерное следствие развития самосознания, нравств. формирования человека, осознающего себя как личность. К. Маркс отмечал, что в отличие от животного человек .делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» (т. 42, с. 93). Личное С. - важнейший элемент религ.-этич. систем клас. общества. Однако они, отрывая личность от общества и ориентируя на достижение сверхъестеств. идеала (слияние с абсолютом, богом и т. д.), мистифицируют процесс нравств. С. Напр., в буддизме С. связано с достижением нирваны, в результате чего якобы достигается слияние с абсолютом, прекращение процесса перевоплощений, избавление от страданий. Христ. учение о С. многое восприняло от филос. взглядов представителей позднего стоицизма. Оно предполагает веру в бога, к-рый якобы направляет человека на путь духовного совершенства, помогает одержать победу над плотью, спасти бессмертную душу. Христ. С. требует неукоснит. соблюдения кодекса нравств. добродетелей христианства (любовь к богу и ближнему, смирение, долготерпение и т. п.). В католицизме С. сводится к познанию с помощью церкви вечных и неизменных христ. добродетелей и следованию им в жизни. Человек, несмотря на грехопадение, обладает достаточными силами для С. Протестантизм, напротив, подчеркивает неспособность человека своими силами стать нравственным. Это может сделать только бог. Марксист, этика рассматривает С. как самовоспитание личности, направленное на удовлетворение потребности в нравственности. Она подчиняет С. служению обществ. целям, связывает его с творческим и сознат. усвоением принципов коммунистич. морали.

САНКХЬЯ

САНКХЬЯ - одна из ортодокс. школ др.-инд. философии. Учение изложено в Санкхья-карике и Санкхья-сутре. С. считает, что мир имеет 2 первоначала: первомате-рию (пракрити), к-рой присущи 3 качества - саттва (ясность, свет), тамас (тяжесть, инертность), раджас (активность), и духовное начало, пуруша (сознание). Взаимодействие пракрити и пуруши является началом развития Вселенной и индивида.

САНСАРА

САНСАРА (санскр. - странствование) - в индуизме и буддизме -представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цепь переходов из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, трансмиграция, метемпсихоз. Душа может пребывать в теле человека, животного, растения, а ее переселение происходит в соответствии с законом кармы (воздаяния). Цель спасения человека - освобождение от перерождений и достижение мокши (осознания душой того, что она - часть божеств, души) и нирваны. Выход из перерождений обеспечивает дхарма, т. е. выполнение обязанностей, налагаемых на человека религией. Только она может дать лучшее перерождение и спасение. С., возлагая ответственность за соц. зло на самого человека, оправдывает условия его существования.

САРТР ЖАН ПОЛЬ

САРТР Жан Поль (1905-1980) - франц. писатель, драматург, философ-экзистенциалист, идеолог т. н. атеистич. экзистенциализма. Осн. филос. работы: «Бытие и ничто» (1943) и «Критика диалектического разума» (1960). С. отвергал теологию и признавал несостоятельными все доказательства бытия бога,  подчеркивал внутр. противоречивость самого понятия «бог». Он утверждал, что божеств. провидение и человеч. свобода исключают друг друга. Однако идеалистич. характер философии С., ее противоречивость лишали его атеизм действенности.

САТАНА

САТАНА (от др.-евр. сатан, букв. - противодействующий), дьявол - по учению ряда религий - злой дух или глава злых духов, виновник зла в мире, властелин ада, толкающий людей к греху. Историч. истоки веры в С. коренятся в представлениях первобытн. общества о добрых и злых духах. С формированием клас. общества складываются представления об иерархии гл. и подчиненных духов, к-рые в ходе развития монотеистич. религий трансформировались в представление о С. Для обозначения дьявола употребляются также имена: Вельзевул, Люцифер, Мефистофель, Воланд и Др.

САТИРЫ

САТИРЫ - в др.-греч. мифологии - низшие божества, полубоги, первоначально, видимо, лесные и горные духи, олицетворяющие силы природы. Изображались в виде людей с козлиными рогами, ушами и ногами.

САТУРН

САТУРН (от лат. satus - посев) - в др.-римск. мифологии - бог посевов, покровитель земледелия. Культ С. был одним из наиболее распространенных в Др. Италии. С. изображался в виде человека с большой бородой и обычно с серпом в руке. К кон. 3 - нач. 2 в. до н. э. культ С. сливается с культом греч. бога Кроноса. С. вошел в христианство как св. Сатурнин.

САТУРНАЛИИ

САТУРНАЛИИ - в Др. Риме -ежегодный праздник в честь Сатурна, к-рый приходился на период зимнего солнцестояния (вт. пол. декабря) и длился несколько дней. В память о существовавшем якобы в царствование Сатурна в Италии всеобщем равенстве рабы в дни С. уравнивались в правах с господами, нередко господа прислуживали рабам. С превращением христианства в гос. религию Римск. империи С. были запрещены.

СВАРОГ, СВАРОЖИЧ

СВАРОГ, Сварожич (др.-индоев-роп. Swarda - небо) - др.-слав. божество, покровитель небесного огня. Эпоха культа С. датируется концом бронзового и началом железного века (1-е тысячелетие до н. э.). Согласно мифу, С. сбросил или уронил с небес кузнечные клещи и «поча люди оружье кова-ти». С культом С. связывается также такой эпохальный переворот в обществ, жизни праславян, как установление патрилокально-го моногамного брака.

СВЕДЕНБОРГ ЭММАНУЭЛЬ

СВЕДЕНБОРГ Эммануэль (1688-1772) - шведск. естествоиспытатель и философ-мистик. Написал ряд работ по математике, астрономии, механике, горному делу. В философии сначала придерживался механистич. рационалистич. взглядов, затем перешел на позиции, близкие неоплатонизму. В 40-х гг. 18 в. впал в мистику, объявил себя «духовидцем», стал проповедовать теософское учение о точном соответствии земных и «потусторонних» явлений.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ - согласно религ. мировоззрению, сверхчувствен, реальность, противопоставляемая действительному, чувствен, миру и стоящая над ним. Религия превращает фантастич. существа, свойства, связи в объект поклонения и объявляет их С. К С. причисляют богов, духов, ангелов, души, чудеса, провидение и пр. Религия внушает веру в то, что и реально существующие предметы и лица в результате «дара свыше» могут наделяться сверхъ-естеств. свойствами (икона, крест, священнослужитель, чудотворец и пр.). Естеств. мир мыслится производным от С. В вопросе о путях постижения С. религ. сознание прибегает к ссылкам на откровение. Науч. атеизм на основе принципа материального единства мира вскрывает несостоятельность представлений о С. Религ. образы складываются закономерно (см. Корни религии). Представления о естественном и С. превратно отразили господство над людьми стихийных природных и обществ. процессов, наличие областей познанного и непознанного, различие между явлением и сущностью, отдельным и общим, единичными событиями и законами их движения, конечным и бесконечным, чувственно воспринимаемым и умопостигаемым и т. д.

СВЕЧИ ЦЕРКОВНЫЕ

СВЕЧИ ЦЕРКОВНЫЕ - принадлежность культа в различных религиях. Используются при богослужении в храмах. Являются остатком др. верований, связанных с представлениями о магич. значении дыма и очистит, силе огня.

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ - религ. орг-ция протестанток, толка, возникшая в США в нач. 70-х гг. 19 в. Ее основатели назвали себя исследователями Библии, с 1931 офиц. название - орг-ция С. И. Руководит орг-цией Бруклинский центр, имеющий 95 филиалов. Орг-ция строго централизована: ее президент имеет практически неограниченную власть, сверху вниз идут инструкции и лит-ра, снизу вверх - отчеты и деньги. С. И. располагают своими печатными органами («Сторожевая башня», «На страже», «Пробудись!» и др.). Лит-ра издается на 163 языках народов мира. С. И. ведут исключит, активную миссионер. деятельность. Вероучение С. И. имеет нек-рую специфику: они отрицают триединство бога, объявив Христа и духа святого порождением Иеговы, признавая вместе с тем искупит, миссию Христа. Бог наделяется наивысш. нравственностью и справедливостью, от него исходит универс. и неизменный нравств. закон. Касаясь космогонич. проблем, С. И. утверждают, что бог - «первая причина  мира», к-рый развивается далее по установленным Иеговой законам эволюции. История общества представляется бруклинским теологам полем противоборства божеств, и сатанинских сил. Ведь совр. мир - олицетворение сатаны, борьба с к-рым священна. С. И. - непримиримые противники самой идеи преобразования мира людьми на основе равенства и справедливости. Орг-ция противопоставляет себя светским гос-вам и обществ, орг-циям, выступает против всего прогрессивного, в т. ч. и против борьбы за мир. С. И. пророчествуют о наступлении царства божьего на земле лишь для праведников и своих приверженцев, что же касается всего рода людского, то он должен погибнуть в армагеддоне, к-рый часто связывается с реальными обществ, противоречиями: нарушением эколо-гич. равновесия, угрозой третьей мир.войны и т. д.

СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ

СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ - см. Кумранские рукописи.

СВИФТ ДЖОНАТАН

СВИФТ Джонатан (1667-1745) - англ. писатель-сатирик, политич. деятель. В памфлете «Сказка о бочке» (1704) высмеял религ. распри между католич., англикан. и кальвинист, пуритан, церквами. Осн. произведение С. «Путешествие Гулливера» (т. 1-2, 1726) представляет собой острую сатиру на политику господств, классов, порядки и нравы совр. ему общества. В «Путешествии Гулливера» в са-тирич. духе изображена также англикан. церковь, осуждаются религ. нетерпимость и фанатизм.

СВОБОДА ВОЛИ

СВОБОДА ВОЛИ - способность человека делать сознат. выбор в своих действиях в соответствии с поставленными им целями. В ре-лиг. направлениях, разделяющих идею божеств, предопределения, С. в. практически отрицается. Однако в таком случае возникает непреодолимое противоречие: отрицание С. в. фактически снимает с человека ответственность за его грехи. Пытаясь преодолеть это противоречие, правосл., католич., ислам, теологи стремятся сочетать веру в божеств, предопределение с признанием, что человек обладает С. в., к-рая понимается как свобода выбора между добром и злом. Т. о., человек оказывается ответственным за греховные поступки. С. в. в ее религ. понимании не зависит от внешних условий, полностью обусловлена отношением индивида к богу. Однако в рамках религ. концепций невозможно разрешение всех возникающих противоречий. Неразрешимой оказывается и проблема наследственной вины, греховности человека от рождения (см. Первородный грех). Только марксист, философия дает последовательно науч. представление о С. в. Она исходит из того, что деятельность людей детерминирована внешними условиями, но при этом человек обладает свободой выбора. Познавая закономерности окружающего мира, он может принимать решения с учетом всех внешних факторов. Как отмечал Энгельс, С. в. -это способность принимать решения со знанием дела. Отсюда следует вывод о моральной и соц. ответственности личности за свои поступки. Марксист, учение, основанное на диалектико-материали-стич. подходе к проблеме С. в., решительно отвергает как фатализм, так и волюнтаризм, антинауч. концепции, страдающие прямолинейностью и односторонностью.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ - противоположные филос. категории, соотношение между к-рыми составляет одну из важнейших проблем концепции человека и истории. Известная в христ. теологии под названием проблемы свободы воли, она вызвала много споров в силу того, что идея всемогущества бога не согласуется со свободой воли человека. Если человек обладает свободой, то бог не всемогущ; если же свободы нет, то человек не ответствен за поступки, а зло в мире исходит от бога. Католицизм опирается на учение Августина о том, что человек не свободен в добре, поскольку на этом пути в нем действует благодать, но свободен во зле, к к-рому влечет его греховная природа. В протестантизме доминирует идея предопределения всех судеб волей бога, что превращает С. в иллюзию. Науч.-материалистич. понимание С. и н. опирается на принцип причинной обусловленности психич. явлений, как и физических, но выступает против механич. подхода, не оставляющего места С. и ведущего к фатализму. Человек обладает С. и в силу этого ответствен за свои действия. Но условия, в к-рых реализуется его С., подчинены законам внешней и его собственной природы. Достижение реальной С. в процессе историч. развития осуществляется путем осознания и практич. освоения как внешнего мира, так и внутреннего путем раскрепощения человека, освобождения от всех видов духовного гнета.

СВОБОДА СОВЕСТИ

СВОБОДА СОВЕСТИ - право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять релит, культы или вести атеистич. пропаганду. Таково марксист.-ленин. понимание С. с. и ее определение, содержащееся в Конституции СССР. С. с. - органич. неотъемлемая сост. часть сов. социалистич. демократии, включает в себя: равноправие граждан, независимо от их отношения к религии; равенство всех религий перед законом; отсутствие какого бы то ни было принуждения в отношении исповедания или неисповедания религии; запрет принудит, сборов в пользу церкви; невмешательство гос-ва во внутр. (богослужебные, канонические) дела церкви; невмешательство церкви в дела гос-ва. С. с. означает также свободу атенстич. пропаганды, исключающей оскорбление релит, чувств верующих, запрещение возбуждения вражды и ненависти в связи с религ. верованиями. Марксист.-ленин. понимание С. с. в корне отличается от буржуазного. Бурж. С. с., отмечал К. Маркс, «не представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем возможным видам религиозной свободы совести» (т. 19, с. 30). С. с. в условиях капитализма и поныне подавляется. Она осуществляется только в условиях социализма. Так, в СССР С. с. не только провозглашается, но и гарантируется. Гарантии ее многосторонни. Это -отделение церкви от гос-ва; общедоступность для всех граждан образования и культуры; отделение школы от церквисекуляризация церк. собственности; предоставление верующим определенных материальных условий, необходимых для удовлетворения их религ. потребностей (передача в бесплатное пользование молитв. зданий и культового имущества, являющегося собственностью гос-ва, предоставление возможности для издания церк. лит-ры, богослужебных книг и т. п.). С. с. гарантируется статьей 52 Конституции СССР, а также системой гос. контроля за соблюдением законодательства советского о культах.

СВОБОДОМЫСЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ

СВОБОДОМЫСЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ - см. Современное буржуазное свободомыслие.

СВОБОДОМЫСЛИЕ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОД, ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

СВОД, ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - собрание законодат. актов, действовавших в России до Октябрьской революции (1-е изд. относится к 1832). Регламентировал, в части., все стороны жизни орг-ций религ. Определял структуру и функции орг-ций разрешенных вероисповеданий, их внутрицерк. деятельность, культ и даже вероучение; формы и методы руководства со стороны гос. органов этими орг-циями и порядок назначения духовных лиц; возлагал на священнослужителей выполнение нек-рых гос. функций, предусматривал предоставление им имуществ. льгот и личных привилегий, выделение гос-вом ассигнований на содержание господств, правосл. церкви и оказание финансовой помощи др. покровительствуемым конфессиям. Попирая принципы свободы вероисповедания, С. з. Р. и. подразделял разрешенные вероисповедания на более или менее покровительствуемые, наделяя их учреждения и служителей культа неодинаковыми правами и преимуществами, всячески способствовал насильств. обращению в православие лиц иных исповеданий, лишал гражд. прав старообрядцев и сектантов. Вневероисповедное состояние законом не допускалось. Религ. обряды и акты были обязательны для всех граждан. С. з. Р. и. санкционировал применение ре-лиг. норм в различных сферах обществ, жизни, полностью возлагал на них регулирование брачно-семейных отношений. Многие правовые акты текстуально воспроизводили нормы права церковного. На основании С. з. Р. и. действовали духовные суды разрешенных вероисповеданий. В нем предусматривались спец. меры «предупреждения и пресечения преступлений против веры» и строгие наказания за эти преступления. В обязанности полиции, губернаторов и всех должностных лиц входило оказание «защиты и пособия» правосл. и иным церквам.

СВЯТКИ

СВЯТКИ (т. н. «святые дни») - 12 дней С 25 декабря (7 января) по б (19) января], установленные правосл. церковью в память мифич. рождения и крещения Христа. На эти дни (период зимнего солнцеворота) у др. славян приходились праздники, связанные с культом природы, к-рые сопровождались религ.-магич. обрядами, заклинаниями об урожае, приплоде скота, гаданиями, ряжением и т. п. Церковь, внедряя христ. веру в сознание народа, столкнулась с невозможностью преодолеть силой языч. верования. Тогда она ассимилировала их, придав им хрнст. содержание, характер прославления Христа.

СВЯТОВИТ, СВЕТОВИТ

СВЯТОВИТ, Световит - бог войны в религ. верованиях зап. славян.

"СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ"

"СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ" (лат. «San-cta Sedes») - папа римск. и римск. курия, помогающая папе в управлении католич. церковью, а также Ватикан.

СВЯТЦЫ

СВЯТЦЫ - список святых пра-восл. церкви, составленный в порядке месяцев и дней года, в к-рые чествуется святой. Включается в богослужебные книги.  Отдельно издающиеся С. называются месяцесловом.

СВЯТЫЕ МЕСТА

СВЯТЫЕ МЕСТА - места, связанные, согласно религ. представлениям, с деяниями богов и святых, теми или иными событиями «св. истории», различными чудо-творениями и являющиеся объектами поклонения верующих, совершающих паломничество к ним. С. м. имеются практически во всех религиях. Наряду с широко почитаемыми (Палестинские святыни у христиан, Мекка и Медина у мусульман и др.) существует много таких С. м., поклонение к-рым носит региональный, а зачастую местный характер. Духовенство способствует распространению слухов о «чудесных исцелениях» и пр. чудесах, якобы происходящих у С. м., т. к. паломничество к ним приносит огромные доходы религ. орг-циям. В бурж. странах С. м. широко рекламируются с помощью средств массовой информации, а паломничество поставлено на коммерч. основу (см. Лурд, Фатима). Вера в С. м. нередко используется разного рода околорелиг. шарлатанами, спекулирующими на фанатизме и суевериях. В нашей стране, в часта, в республиках Ср. Азии, на Сев. Кавказе, организацией паломничества занимаются, как правило, самозваные муллы. Всякое попустительство их противозаконной деятельности способствует культивированию не-вежеств. взглядов и представлений, распространению суеверий, подогреванию религ. фанатизма.

СВЯТЫХ КУЛЬТ

СВЯТЫХ КУЛЬТ - религ. почитание лиц, называемых церковью святыми, к-рых бог якобы за их праведную жизнь, стойкое исповедание веры, «подвиги благочестия» наделил даром чудотворения, сделал посредниками между собой и людьми. Святые считаются покровителями простых смертных, «заступниками» и «молитвенниками» за них. С. к. занимает важное место в иудаизме, исламе, христианстве (католицизм, православие). Он возникает в период перехода от политеизма к монотеизму, когда выделяются гл. боги. Остальные же превращаются в святых. Истоки С. к. лежат в первобытн. культе предков (см. Предков культ). В христианстве он сформировался на почве существовавшего в др.-греч. об-ве культа героев. Полный христ. месяцеслов включает тысячи святых, названных поименно и безыменных. Среди них есть и вымышленные (Илья-пророк, Георгий Победоносец и др.) и реальные лица. Церковью канонизировались (см. Канонизация) видные церк. иерархи, основатели монастырей, светские правители. К числу святых она относит т. н. пророков, праведных, преподобных, апостолов, святителей, мучеников. В честь святых установлены праздники, во время к-рых всячески прославляется их праведная жизнь. В составленных церк. авторами житиях святых красочно описываются их деяния, наполненные откровенно фантастич. вымыслами. Религ. проповедники наставляют верующих в необходимости обращаться к святым букв. во всех случаях жизни. Они будто бы могут помочь вырастить хороший урожай и обеспечить благополучие в семейной жизни, исцелять от недугов и охранять от всяческих бед. Т. о., вся жизнь верующих оказывается связанной с «небесными покровителями». Церковь использовала С. к. и в политич. целях. Так, с помощью канонизации святых она стремилась отвлечь внимание верующих от революц. борьбы. С. к. использовался для разжигания национализма и шовинизма и т. п. Он и поныне остается действенным средством религ. влияния на верующих, используемым церковью для сохранения и укрепления своих позиций.

СВЯЩЕННИК

СВЯЩЕННИК (офиц. церк. -иерей, пресвитер) - служитель религ. культа в православии, допущенный к самостоят, ведению богослужения. С. совершает все таинства (кроме священства).

СВЯЩЕННИКИ-РАБОЧИЕ

СВЯЩЕННИКИ-РАБОЧИЕ - франц. католич. священники, посланные епископатом на заводы и фабрики в качестве рабочих с целью укрепить влияние католицизма в массах, вернуть отошедших от религии рабочих в лоно церкви. В 1942 был организован спец. семинар для подготовки священников к выполнению этой миссии, а в 1944 начали свою деятельность первые С.-р. Эксперимент франц. епископата - «хождение священников в рабочий класс»  - не увенчался успехом. Подавляющее большинство С.-р., оказавшись в положении рабочих, стало поддерживать их выступления в защиту своих интересов и прав, принимать участие в профсоюзном движении и политич. демонстрациях. С.-р. не прислушались к предостережениям церк. иерархии о недопустимости их участия в работе профсоюзов и политич. выступлениях. В 1953 Ватикан потребовал прекращения эксперимента со С.-р. и отзыва их с предприятий. В 1965 Ватикан официально разрешил возобновить деятельность С.-р. под контролем епископата, запретив им вступать в профсоюзы и участвовать в политич. жизни.

СВЯЩЕННОЕ

СВЯЩЕННОЕ - см. Сакральное.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ - см. Писание священное.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ - см. Предание священное.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ - служители религ. культа в правосл. и католич. церквах, возведенные в духовный сан (см. Рукоположе

ние, Священство). К С. относятся: епископы, священники, дьяконы. С. (кроме дьяконов) имеют право самостоятельно совершать богослужения, обряды и таинства.

СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ

СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ - облачения священнослужителей во время богослужений, имеющие якобы особое .духовное» значение. К ним в православии относятся стихарь - длинная прямая одежда с широкими рукавами, фелонь (риза) - длинная одежда без рукавов с отверстием для головы, саккос - короткий стихарь с небольшими рукавами. Последний носят лишь епископы. Дьяконы носят на левом плече орарь - узкую длинную ленту, а священники и епископы - епитрахиль, широкую ленту, надеваемую на шею. Значение придается и головным уборам лиц, совершающих богослужение: скуфье - круглой, бархатной шапке и камилавке - высокому бархатному головному убору. Епископам, а также некрым священникам в знак «особых заслуг» дано право носить митру. К С. о. относятся также набедренник - четырехугольный продолговатый платок и палица -такой же платок в форме ромба. Они носятся на поясе, ниспадая на бедра. В облачение епископов входит и омофор - широкая лента, к-рая вешается через плечо. Свои С. о. имеют служители культа в исламе, иудаизме, буддизме и др. религиях. Им придается в каждом отд. случае свой смысл, связанный с особенностями того или иного вероисповедания.

СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА

СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА - числа натурального ряда, к-рым приписываются сверхъестеств. происхождение и смысл. Корни веры в С. ч.: трудность для первобытн. мышления преодоления крайних (предельных) чисел древних систем счета (3, 7, 10, 12, 40, 60 и др.), мифологич. объяснение числовых соотношений в природных периодах (циклах), неумение понять законы чисел и операций над ними, числовое значение букв в древней нумерации. С. ч. так или иначе фигурируют во всех религиях и мистич. учениях (пифагореизм, гностицизм, каббала и др). К С. ч. причислялись: 3, 7, 9, 12, 40 и т. д. Им противопоставлялись .дьявольские» числа: несчастливое число 13 (как следующее за счастливым 12), антихристово («звериное») число 666 (сумма числовых значений имени Нерона). С. ч. - основа числ. мистики (аритмолатрии).

СВЯЩЕНСТВО

СВЯЩЕНСТВО - одно из семи таинств в католицизме и православии, посредством к-рого совершается возведение в сан священнослужителя. Согласно церк. вероучению, С. есть таинство наделения через епископское рукоположение (хиротонию) рукополагаемого особой благодатью «св. духа», делающей его посредником между богом и людьми. С. имеет 3 степени: дьякона, пресвитера и епископа.

СЕБЕК, СОБЕК

СЕБЕК, Собек - егип. бог воды и разлива Нила, дающий изобилие и плодородие. Расцвет культа С. приходится на 19-18 вв. до н. э. Изображался в виде крокодила или человека с головой крокодила. Позднее отождествлен с Ре и Амоном.

СЕИД, СЕЙНД

СЕИД, сейнд (араб. - господин) - почетный титул мусульман, ведущих свое происхождение от Мухаммеда (у шиитов - от Али). В знак отличия носят зеленую чалму. В ср. века С. называли также предводителей племен и представителей знати.

СЕКРЕТАРИАТ ПО ДЕЛАМ НЕВЕРУЮЩИХ

СЕКРЕТАРИАТ ПО ДЕЛАМ НЕВЕРУЮЩИХ (лат. Secretariatus pro поп credetobus) - учреждение в составе курии римск. созданное в 1965. Задача С. по д. н. сформулирована Ватиканом следующим образом: «Секретариат занимается изучением атеизма для того, чтобы выявить его причины и установить диалог с неверующими». С. по д. н. - один из ведущих католич. центров, занимающихся проблемами борьбы с марксист, атеизмом. Во мн. странах функционируют его отделения - нац. секретариаты. Им был проведен ряд региональных симпозиумов в Зап. Европе, Лат. Америке, Африке и Азии. С. по д. н. координирует свою деятельность, направленную на усиление идеология, борьбы против атеизма и его растущего влияния в совр. мире, с др. католич. орг-циями, занимающимися антиатеистич. пропагандой, в части. с орденом иезуитов. Под эгидой секретариата было выпущено в свет четырехтомное изд. филос. ф-та Салезианского ун-та «Современный атеизм», в к-ром фальсифицируются марксист, атеизм, его история, положение религии и церкви в социалистич. странах. В 1970 С. по д. н. опубликовал записку об изучении марксизма в католич. семинариях, с тем чтобы будущие священники получили определенные сведения о марксизме и атеизме, интерпретированные, естественно, в антикоммунистич. духе. С. по д. н. издает бюллетень «Ateismo e dialogo» («Атеизм и диалог»), к-рый рассылается во все епархии.

СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ

СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ (лат. sekta - образ мыслей, учение) - один из типов релит, объединений. С. р. возникает как оппозиц. течение по отношению к тем или иным релит, направлениям. Порожденная клас. противоречиями, она может быть выразителем соц. протеста групп, недовольных своим положением в клас. антагонистич. об-ве. Для С. р. характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейн. принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению (ревивализм), признаком к-рого считается строгое соблюдение определенного нравста. кодекса и ритуальных предписаний. Эта установка нередко ведет к фанатизму. С. р. отрицает институт священства, лидерство считает хариз-матическим, право на него признает за лицом, к-рое получило якобы как милость божью особую способность к руководству. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на «обращение», предшествующее членству. Указанные черты, отдельно взятые, могут быть обнаружены и у релит, объединений иных типов. Однако совокупность признаков характерна именно для С. р. Общие признаки по-разному модифицируются в различных сектант, течениях. Историч. судьба С р. неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в церкви или деноминации. То или иное направление эволюции С р. детерминируется соц. условиями.

Предыдущая страница Следующая страница