Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "А" (часть 3, "АРИ"-"АЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АРИ"-"АЯТ")

АРИЙ

АРИЙ (ум. в 336) - священник из г. Александрии; в 318 выступил против учения христ. Церкви сущности бога-сына и бога-отца, утверждая, что Христос по божеств, свойствам, сущности и славе ниже бога-отца, ибо бог-отец предвечен, а Христос создан им. А. был осужден церковью и изгнан из Александрии, но его учение (арианство) нашло множество приверженцев (особенно среди городских ремесленников и торговцев) и получило распространение далеко за пределами Египта, в части. в Зап. Европе.

АРИМАН

АРИМАН - см. Анхра-Майнью.

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) - др.-греч. философ и ученый-энциклопедист. Ученик Платона, А. выступил с критикой его учения об идеях как о чем-то первичном по отношению к вещам. Его критика платоновской теории идей, по словам В. И. Ленина, «есть критика идеализма как идеализма вообще» (т. 29, с. 255). Вместе с тем Ленин указывал на непоследовательность этой критики, на колебания А. между идеализмом и материализмом. А. признавал объективное существование материального мира, рассматривал ощущения, представления и понятия как производные от реальных вещей. Сущность вещей А. искал в самих вещах. Однако в материи он видел только пассивное начало, к-рое подчиняется особому активному началу - «форме», причем высш. «формой всех форм» является, по его мнению, бог. Колебания между материализмом и идеализмом сопровождались у А. колебаниями между диалектикой и метафизикой. Он признавал движение в природе и об-ве, указывал на существование разл. видов движения (возникновение, уничтожение, рост, уменьшение, качественные изменения и смена в пространстве), видел взаимосвязь противоположностей и зависимость качеств, изменений от количеств., исследовал переход возможности в действительность. В его трудах содержатся и др. элементы диалектики. Вместе с тем источник движения - «первый двигатель», бог, по А., лежит вне материи и, будет сам неподвижен, приводит в целесообразности цвйжСние весь мир. Бог - конечная причина,  высш. цель развития всех вещей, то, что А. называл энтелехией. Подводя итог развитию фи-лос., естеств.-науч. и обществ.-политич.. взглядов Др. Греции, А. оказал громадное влияние на все последующее развитие духовной культуры как отриц., так и положит. сторонами своих трудов. Идеалистич. и метафизич. тенденции А. использовались в философии неоплатонизма, ср.-век. схоластов и в богословии для обоснования релит, мировоззрения. «Схоластика и поповщина, - писал В. И. Ленин, - взяли мертвое у Аристотеля, а не живое: запросы, искания...» (там же, с. 326). Учение А. об энтелехии поныне широко используется в теологич. концепциях витализма, финализ-ма. Напротив, материалистич. и диалектич. положения А. оказали плодотворное воздействие на развитие прогрес. науч. воззрений в араб. и визант. философии средних веков, а также в философии эпохи Возрождения.

АРМАГЕДДОН

АРМАГЕДДОН - место, в к-ром согласно Откровению Иоанна (16: 16), при наступлении конца света произойдет последняя битва с участием всех царей земли. Имеются основания предполагать, что А. - искаженное евр. словосочетание, переводимое дословно как «гора у города Меггмдо» (на севере Палестины), где в древности происходили (в силу географич. положения этой местности) мн. решающие сражения. В вероучении Свидетелей Иеговы А. называется битва сил Иеговы против сил Сатаны, в результате к-рой все человечество, кроме иеговистов, погибнет.

АРМИНИАНЕ, ИЛИ РЕМОНСТРАНТЫ

АРМИНИАНЕ, или РЕМОНСТРАНТЫ (лат. remonstro - отказываюсь) - последователи голландск. реформатора Я. Арминия (1560-1609), отвергающие учение Кальвина о предопределении, искуплении я спасении. А. учат, что человек наделен свободой воли и может достичь спасения сам, личной верою, преодолев своею волей первород. грех. Доктрина А. отчасти. напоминает ересь Пелагия и предвосхищает бурж. гуманизм 16-17 вв. В наст. вр. насчитывается ок. 5 тыс. А. в Голландии. Их учение оказало определенное влияние на часть методистов и баптистов.

АРМИЯ СПАСЕНИЯ

АРМИЯ СПАСЕНИЯ (англ. Salvation Army) - международ, религ.-филантропич. орг-ция, созданная в 1865 и реорганизованная в 1878 по военному образцу методистским проповедником У. Бутсом, ставшим ее первым генералом, для релит, пропаганды среди беднейших слоев населения Лондона. А. с. распространила вскоре свою деятельность и на др. страны, в часта, на США и Канаду, а ныне действует во мн. капиталнстич. странах. Деятельность А. с. поддерживалась буржуазией, гл. обр. Англии и США, рассматривавшей ее как важнейшее средство борьбы против «анархии и духа неповиновения, развивающегося в мире» (Бутс). А. с. содержит на свои средства ночлежные дома, столовые, больницы. Получающие материальную помощь должны принимать участие в разнообразных ре-лиг. мероприятиях.

АРМЯНО ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

АРМЯНО ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Армянская апостольская церковь - одна из древнейших христ. церквей. Христианство проникло в Армению и начало распространяться в первые века н. э. В 301 было провозглашено официально гос. религией. В 303 был построен собор Эчмиадзин (близ Еревана), ставший гл. собором А.-г. ц. Название А.-г. ц. происходит от имени первого католикоса Григора Партева. В 506 А.-г. ц. отделилась от Византии, став автокефальной. По вероучению, она принадлежит к монофизитской ветви христианства (см. Монофи-зитство). Отсюда и специфич. особенности ее догматики. А.-г. ц., как большинство церквей, враждебно встретила Великую Октябрьскую социалистич. революцию. В наст. вр. занимает лояльные позиции по отношению к Сов. власти, участвует в борьбе за мир. Во главе А.-г. ц. - верховный патриарх, католикос всех армян, с резиденцией в Эчмиадзине. Издается журнал «Эчмиадзин». Имеется специальное духовное уч. заведение. Эчмиадзинскому католикосату подчиняются Киликийский католикосат. Иерусалимское и Константинопольское патриархатства и епарх. управления в США, Южн. Америке, Европе, на Бл., Ср. и Дальн. Востоке.

АРНО АНТУАН

АРНО Антуан (1612-1694) - франц. философ, логик, теолог, проф. Сорбонны, изгнанный оттуда за проповедь идей янсенизма и борьбу с иезуитами. Последователь рационализма Декарта. В «Логике, или Искусстве мыслить» (1662), написанной вместе с П. Ни-колем под влиянием Паскаля, определял логику как искусство правильного использования разума в науках о природе и в математике. Способствовал освобождению философии от схоластич. метода мышления.

АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ

АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ - один из вождей антифеод, и антикато-лич. демократич. движения в Италии, представитель бюргерской ереси. Вместе с П. Абеляром вел ожесточенную полемику с ортодокс. мистиком Бернаром Клервоским. Взгляды А. Б. содержали элементы будущей протест. идеологии: проповедь секуляризации церк. имущества, освобождение городов от власти католич. иерархов, требование дешевой церкви. Дал неортодокс, трактовку причащения и крещения, хотя в целом не отвергал католич. таинств и догм. Казнен по приказу папы.

АРТЕМИДА

АРТЕМИДА - в др.-греч. мифологии дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Почиталась как богиня плодородия, охоты. Луны, покровительница животных, защитница целомудрия, помощница рожениц. Культ А. сохранил пережитки первобытн. релит, представлений (поклонение ей в образе медведицы) и был связан с человеч. жертвоприношениями. Гл. святилище А. было в Эфесе.

АРХАНГЕЛЫ

АРХАНГЕЛЫ (греч. - начальник ангелов) - согласно принятой в христианстве «небесной иерархии», старшие ангелы. Ортодокс. христ. традиция называет по именам 3 А.: Михаила - «верховного военачальника» в космич. войне с врагами бога, ангела-хранителя всех христиан, Гавриила - божьего посланника, принесшего «благую весть» Марии, и Рафаила -ангела-целителя.

АРХАТ

АРХАТ (санскр. букв. - достойный) - в буддизме - человек, достигший высш. совершенства, вплотную подошедший к состоянию нирваны, праведник, святой. Чтобы достичь положения А., человек должен пройти долгий путь перевоплощений, являющихся результатом его благочестивого поведения, суть к-рого состоит в подавлении страстей, интереса к жизни. В хинаяне А. считаются монахи высш. (четвертой) ступени монашества.

АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ

АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ (греч. archaiologia, букв. - изучение древнего) - науч. дисциплина, занимающаяся поиском и изучением вещественных памятников, связанных с историей Библии и отд. ее текстов и сюжетов. Археологич. раскопки с этой целью ведутся на территории Др. Палестины, Месопотамии, Египта, а также в различных районах Средиземноморья. Полученные результаты позволили подвести историч. базу под библ. критику, проверить достоверность сообщений Библии. Не менее важной является возможность уточнения при помощи А. б. происхождения библ. книг и их датировки. С сер. 19 в. бурж. науч. общества и орг-ции стали отпускать большие средства на археологич. экспедиции в «библ.» странах, рассчитывая на религ. пропаганд. эффект от ожидавшегося подтверждения сообщений Библии. Однако ожидания не оправдались. Так, «всемирн.» потоп оказался наводнением места, значения в Южн. Месопотамии. Археологич. работы в Египте, призванные подтвердить сказания о пребывании израильтян в египетском плену и об исходе из него, доказали мифо-логич. характер соответствующих повествований. То же относится и комн. др. сюжетам Ветхого завета. Не подтвердили они ни одного сказания из Нового завета. Вместе с тем нек-рые в.-з. сюжеты в свете А. б. оказались частично или даже полностью историчными. Были обнаружены конюшни в Мегиддо и остатки медеплавилен в Эцион-Гебере, стела Меши, клинописные тексты, относящиеся к завоеванию евр. гос-в Ассирией и Вавилоном. Существенный материал для характеристики идеологич. обстановки, предшествовавшей возникновению Нового завета, дали кум-ранские находки. Наряду с науч. А. б. существует и богосл. дисциплина, именуемая А. б. Ее предметом является описание географич., историко-бытового и т. д. фона, на к-ром якобы происходили библ. события.

АРХИДИАКОН

АРХИДИАКОН (греч. archi - главный, старший и diakonos, букв. - служитель) - духовный сан в христианстве, старший из диаконов. помощник епископа при богослужении - титул, присваиваемый первому диакону кафедрального собора правящего епископа.

АРХИЕПИСКОП

АРХИЕПИСКОП (от греч. archi - старший и episkopos - надзиратель) -- духовный сан, одна из высш. ступеней в христ. церк. иерархии. Хотя считается, что все епископы равны и имеют одинаковую власть, апостольскими правилами для «сохранения единства между церквами и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах» отд. епископам дано право верховного надзора за другими, при этом им присваивается титул А.

АРХИЕПИСКОП КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

АРХИЕПИСКОП КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ - гл. епископ гос. англикан. церкви, примас всей Англии, первый пэр королевства. Назначается королем по рекомендации парламента. Резиденция А. К. -Ламбетский дворец.

АРХИЕРЕЙ

АРХИЕРЕЙ (греч. archiereus -старший священник) - общее название для высш. чинов из числа черного духовенства в правосл. церк. иерархии.

АРХИМАНДРИТ

АРХИМАНДРИТ (греч. archimandrites - старший над оградой, т. е. монастырем) - высш. духовное звание у монахов правосл. церкви, почетный титул настоятелей крупных мужских монастырей. Может быть почетным званием ректоров духовных семинарий, глав духовных миссий.

АРХОНТИКИ

АРХОНТИКИ (греч. archontes -старцы, отцы) - одно из направлений гностицизма. По учению А., восходящему к Василиду, от «нерожденного отца» рождаются зоны - творческие мир. силы и мифологич. существа, называемые также архонтами, т. е. первоотца-ми, предками, прародителями. Высш. архонт отождествлялся с Христом, прочие - с доблестями, началами и ангелами, создавшими множество небес. Учение А., как и гностиков в целом, критиковавшееся с христ. позиций Иринеем как еретич., было осуждено и отвергнуто формировавшейся офиц. христ. церковью к кон. 2 в. как языческое и слишком аллегорическое.

АРЬЯ САМАДЖ

АРЬЯ САМАДЖ (хинди - общество ариев) - религ.-реформат, и просветит, об-во Индии. Основано в 1875 Даянандом Сарасвати. А. с. объединило в своих рядах мелко-бурж. интеллигенцию и выдвинуло в качестве осн. идеи борьбу с англ. колониальным господством, за нац. самобытность Индии, возрождение нац. культуры, в т. ч. ведич. религии и философии. Соц. платформа А. с. включала в себя борьбу с кастовым строем, распространение просвещения, равноправие женщин.

АСКЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

АСКЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от греч. askesis - упражнение, подвиг) - отказ от жизнен, благ, удовольствий, подавление в себе естеств. желаний и побуждений. Проповедь А. характерна для большинства религий. В христианстве А. рассматривается как «основной закон жизни верующего». Соц. смысл проповеди А. - в примирении трудящихся с тяжелыми условиями жизни в эксплуатат. об-ве. В наст. вр. духовенство, учитывая настроения верующих, прямо не призывает к «бегству от мира», пренебрежению «плотскими удовольствиями», делая акцент на «духовном» А. Однако в работах церк. авторов, в часта, публикуемых в «Журнале Московской патриархии», пропагандируются «подвиги» святых, ставятся в пример верующим лица, к-рые уходили в монашество, истязали свою плоть, доводили себя до изнеможения постами, обрекали себя на одиночество. Подобные примеры в церк. публикациях и проповедях, несомненно, определенным образом ориентируют верующих в отношении А.

АСКЛЕПИЙ

АСКЛЕПИЙ - в др.-греч. мифологии - сын Аполлона и нимфы Ко-ронкды, воспитанник кентавра Хи-рона, бог врачевания. А. издревле считался покровителем лекарей и аптекарей. Культ его был особенно распространен в Эпидавре, куда в поиске исцеления стекались больные со всей Греции.

АСМОДЕЙ

АСМОДЕЙ (др.-евр. Ашмедай - искуситель) - злой дух, разрушитель браков. Упоминается в Талмуде (как князь демонов), в Ветхом завете (Тов. 3:8) и апокрифах. Образ заимствован иудеями из перс. религии. В славян, лит-ре 16-го и 17-го вв. миф об А. воспроизводится в «Сказании о Соломоне и Китоврасе» и в «Разговоре Соломона с Морольфом» (Китоврас и Морольф - др. имена А.).

АССАСИНЫ

АССАСИНЫ (перс. хашшашин -курильщики хашиша) - террористич. религ.-политич. орг-ция (орден), отделившаяся от шиитской секты исмаилитов в кон. 11 в. Центром А. был замок Ала-мут в Сев.-Зап. Иране. Основатель - Хасан Саббах. Учение А. распространилось в Иране, Сирии, Ливане. Характерная его черта -обожествление имама - главы А. Руководители А. воспитывали рядовых членов орг-ции в духе фанатизма и слепого повиновения, вели борьбу против сельджукеких правителей и крестоносцев. Крупные феодалы использовали А. для уничтожения своих политич. противников. Конец деятельности А. положили в 13 в. монг. завоеватели и войска мамлюков.

АССИРО-ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ

АССИРО-ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ - см. Вавилонская религия.

АСТАРТА

АСТАРТА - в финик, религии богиня земного плодородия, любви и материнства. Обычно изображалась в виде обнаженной женщины с коровьими рогами.

АСТРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

АСТРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ - см. Натуристическая теория.

АСТРАЛЬНЫЕ КУЛЬТЫ

АСТРАЛЬНЫЕ КУЛЬТЫ (от греч. astron - звезда) - религ. почитание небесных светил и явлений и сопровождающие его религ.-магич. действия; известны в той или иной степени всем народам. А. к. были особенно распространены в Др. Двуречье, Египте и Др. Индии, где храмы одновременно служили обсерваториями, т. к. ирригац. земледелие, практиковавшееся там, требовало наблюдений за небесными явлениями, в хронологич. зависимости от к-рых находятся разливы Г к. В вавилон. религии Луна и видимых невооруженным глазом планет были объявлены богами и получили имена Сим (Луна), Шамаш (Солнце), Мардук (Юпитер), Иштар (Венера), Нергал (Марс), Набу (Меркурий) и Ни-нурту (Сатурн). Уран и Нептун не были известны народам др. мира. На основе А. к. в вавилон. религии возн. астрология, гадание и пророчества религ. Пережитком А. к. в христианстве являются легенды о вифлеемской звезде и семи звездах в Апокалипсисе.

АСТРОЛОГИЯ

АСТРОЛОГИЯ (от греч. astron - звезда и logos - слово, учение) -лженаука о будто бы существующем влиянии небесных светил на жизнь и судьбы отд. людей и народов. Возн. в Др. Ассирии, Вавилоне и Египте. А. объявила возможным предсказание судеб людей, исхода предстоящих событий по положениям светил, что привлекло к ней широкое внимание. Авторитет А. был настолько высок, что мн. императоры, полководцы принимали важнейшие решения только с учетом предсказаний астрологов. Будущее определялось с помощью особых чертежей -гороскопов. Несостоятельность А. неоднократно подтверждалась жизненной практикой. Подавляющее большинство предсказаний не сбывалось. Однако и редких, случайных совпадений предсказаний с наступившими событиями было достаточно для того, чтобы им продолжали верить. Мн. мыслители прошлого выступали против А., показывая ее нелепость. Сокрушит. удар по ней нанесли астроно-мич. открытия, в первую очередь учение Коперника. Несмотря на то что ложность астрологич. предсказаний давно доказана, в наст. вр. они вновь приобрели популярность в бурж. странах. В условиях роста мистич. настроений на Западе А. обрела вторую жизнь. В прес

се постоянно печатаются гороскопы, существуют астрологич. общества, выходят специальные журналы, имеющие многочисл. читателей. По признаниям печати, миллионы жителей капиталистич. стран подвержены ныне влиянию А.

АСТРЮК ЖАН

АСТРЮК Жан (1684-1766) - один из основателей библ. критики и т. н. документальной гипотезы происхождения Ветхого завета. В 1753 в Брюсселе анонимно опубликовал книгу «Предположения о первоначальных источниках, которыми пользовался Моисей при составлении книги Бытия», где указал по меньшей мере на 12 источников первой библ. книги, обратив особое внимание на выделение 2 источников, отличающихся друг от друга наименованиями бога - Элохим и Иегова. «Эти два слова, - писал А., - никогда не смешиваются: есть целые главы и большие части глав, где бог называется Элогим и никогда - Иегова; есть другие... где богу не дают иного имени, кроме Иегова, и никогда не называют его Элогим». Предположения, высказанные А., оказались чрезвычайно плодотворными и позволили последующим поколениям ученых убедительно показать земной характер Библии.

АСЫ, АЗЫ

АСЫ, Азы (др.-исл. aesir) - в сканд. мифологии оск. группа богов, иногда - обозначение богов вообще. К А. относятся: Один, Тор, Бальдр, Хеймдалль (небесный страж богов). Браги (бог поэзии), Видар (бог лесов), Форсети (хранитель правды), Улль (бог охоты), Фригг, Идунн (богиня юности), Сага (богиня сказаний), Сиф (супруга Тора) и др.

АТЕИЗМ

АТЕИЗМ (от греч. «а» - отриц. частица и theos - бог; букв. - безбожие) - система взглядов, отвергающих религ. представления (веру в бога, в бессмертие души,  в воскресение из мертвых и т. п.) и религию в целом. А. как система взглядов не сводится только к историч., филос., естеств.-науч. критике религии. А. раскрывает специфику и сущность религ. отражения действительности, материалистически объясняет причины возникновения и источники веры у масс, изучает соц. природу религии, условия и способы ее преодоления. А. представляет собой одну из важных сторон материалистич. мировоззрения, материалистич. философии и опирается на ту же естеств.-науч. базу, что и материализм. Он утверждает науч. взгляд на природу и об-во, освобождает человека от заблуждений и предрассудков. А. следует отличать от индифферентизма религ., антиклерикализма и свободомыслия. От А. необходимо отличать также деизм я пантеизм, к-рые часто бывают глубоко связаны с А. Развитие А. всегда шло параллельно с развитием материализма в философии. Чем более последователен материализм, тем более надежную основу представляет он для А. Наивный материализм был идейн. основой борьбы против религии в странах Др. Востока и в античных обществах Др. Греции и Др. Рима. Метафизич. материализм, развившийся в европ. странах в 16-18 вв., нередко выступал в силу своей ограниченности в связи не с А., а с деизмом. Филос. основой А. марксистского является диалектич. и истории. материализм. А. возник в глубокой древности как отражение обществ.-экономич., соц.-клас. отношений, на основе успехов науки и материалистич. философии. Он, как правило, выражал интересы прогрес. обществ, сил, боровшихся против консерв. порядков и релит, идеологии, освящавшей эти порядки. В каждую историч. эпоху изменялись объем и содержание понятия  А. Исторически первой формой А. был Л. ? рабовлад. об-ве. Наибольшего развития он достиг в Др. Греции и Др. Риме. В период феод. средневековья религия стала господств, формой идеологии. Церковь использовала любые средства для борьбы против А. и свободомыслия в феод. об-ве, однако была не в силах остановить развитие науч. мысли. Дальнейшим шагом в развитии атеистич. мысли был А. буржуазный эпохи Возрождения и Нового времени, являвшийся духовным оружием прогрес. классов в борьбе с феодализмом и феод. церковью за свои экономии, и поли-тич. интересы. Особое место в до-марксовском А. занимает А. рус. рев. демократов. Несмотря на свою историч. ограниченность, до-марксовский А. представлял выдающуюся веху в духовной жизни человечества и явился составным элементом развития цивилизации. Но высш., до конца последовательной формой А. является А. марксистский.

АТЕИЗМ БУРЖУАЗНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТЕИЗМ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТЕИЗМ В СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТЕИЗМ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

АТЕИЗМ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ - см. Свободомыслие в феодальном обществе.

АТЕИЗМ В ФОЛЬКЛОРЕ

АТЕИЗМ В ФОЛЬКЛОРЕ - элементы свободомыслия, антиклерикализма и атеизма в народно-поэтич. творчестве. В нем отражен протест трудящихся масс против экономич., политич. и духовного угнетения. В народном творчестве высмеиваются духовенство и монашество, подвергается критике релит, мораль, выражается скеп-тич. отношение к релит, догмам. В сказках и песнях, анекдотах и пословицах показывается реакц. роль религии, средствами сатиры и юмора разоблачается связь духовенства с эксплуататорами. Атеистич. фольклор имел большую популярность среди трудящихся, передавался от поколения к поколению и служил средством подрыва авторитета церкви.

АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТЕИЗМ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"АТЕИЗМУС"

"АТЕИЗМУС" («Atdzihus») - ежемесячный журнал Ин-та науч. атеизма Словацкой академии наук. Издается с 1973 в Братиславе на словац. языке. Печатает науч. статьи по вопросам науч. атеизма н религиоведения, формирования науч., материалистич. мировоззрения.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

АТЕИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА - одна из действенных форм атеистич. воспитания. А. б. - словесное общение между беседчиком (пропагандистом, агитатором) и, как правило, небольшой группой людей. А. б. затрагивает обычно к.-л. узкую тему или какой-то отд. факт, случай, вокруг к-рого развертывается беседа. Темой А. б. может быть статья, заметка в газете, журнале, передача по радио, телевидению, конкр. случай, связанный с проявлением религиозности в труд. кол-ве или любой другой группе людей. Необходимым условием А. б. является вовлечение слушателей в обмен мнениями.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ - Одно из средств устной атеистич. пропаганды. Вошла в арсенал последней с первых лет Сов. власти и играла важную роль в идейно-воспитат. работе. Особенно широко А. л. стала применяться в период деятельности Союза воинств. безбожников. С созданием во вт. пол. 30-х гг. лекторских групп при республиканских, краевых, областных и районных орг-циях Союза воинств, безбожников А. л. стала гл. средством науч.-атеистич. пропаганды. В наст. вр. лекционную науч.-атеистич. пропаганду в основном ведет об-во «Знание». Деятельность лекторов-атеистов объединяют и направляют науч.-методич. советы по пропаганде атеистич. знаний, созданные при республ., краевых и областных орг-циях общества, и соответственно секции в городских и районных орг-циях. Особенность лекции состоит в том, что она позволяет подробно, последовательно и систематично осветить определенную тему, разъяснить слушателям наиболее сложные ее аспекты. Лектор должен учитывать состав аудитории, ее общеобразоват. уровень, возраст, интересы. Успех лекции определяется прежде всего ее содержанием. Лекция должна быть науч. по содержанию и в то же время понятной для аудитории во всех ее аргументах и выводах. В лекции необходимо избегать всего, что может оскорбить релит. чувства верующих. Сейчас все большее распространение получают циклы лекций, лектории, преимущество к-рых состоит в том, что они имеют, как правило, более или менее стабильную аудиторию и позволяют дать систематизированные знания не по одной к.-л. теме, а по целой проблеме, разделу науч. атеизма.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ - книги, периодич. издания, наглядные пособия и др. печатная продукция атеистич. содержания, предназначенная для широкого круга читателей, в т. ч. и верующих, и призванная содействовать формированию науч., материалистич. мировоззрения, атеистич. убеждений. Традиции А. п. в СССР восходят к статье В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма» (19.22) и др. ленинским произведениям, в к-рых затрагиваются вопросы атеизма, религии, церкви, к антирелиг. работам В.Д.Бонч-Бруевича, М. И. Калинина, П. А., ?. К. Крупской, А. В. арского, И. И. Скворцовачова, Ем. Ярославского, к таким периодич. изданиям, как «Революция и церковь» (1919-1924), и т. д. Большую издательскую работу вел Союз воинств, безбожников. Он имел свое издательство, выпускал ежедневную газету «Безбожник», журналы «Безбожник», «Антирелигиозник», «Безбожник у станка», .деревенский безбожник», «Юные безбожники», ряд журналов в союз. республиках на нац. языках. В наст. вр. центр, и мести, издательствами СССР издается разнообразная атеистич. литра (науч., уч., справочн., науч.-по-пулярн., худож. и т. д.). Всесоюзное об-во «Знание» издает ежемесячный журнал «Наука и религия», об-во «Знание» Украинской ССР -»Людына и свит» («Человек и мир»). Статьи на атеистич. темы публикуют центр., республ. и мести, журналы и газеты. Журналисты, пишущие на атеистич. темы, объединены в секцию при Правлении Союза журналистов СССР. Разнообразная атеистич. литра издается в др. социалистич. странах, выходят и периодич. издания: еженедельник «Аргументы», ежемесячник «Человек и свято-погльонд» («Человек и мировоззрение»), квартальник «Эухемер» в Польше, ежемесячники «Вила-гошшаг» («Свет») в Венгрии, «Атеизмус» в Чехословакии, «Ате-истична трибуна « в Болгарии.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА - разъяснение несостоятельности религ. вероучения и обоснование науч.-материалистич. мировоззрения в процессе идейн. воздействия на отд. человека или группу людей. А. п. - необходимая сост. часть атеистич. воспитания. Ст. зр. используемых средств воздействия различают устную и печатную А. п., с т. зр. объекта воздействия - массовую и индивидуальную. К осн. формам массовой А. п. относятся лекции, групповые беседы, вечера вопросов и ответов, тематич. вечера. Наиболее распространенной формой массовой А. п. является атеистич. лекция. Групповая атеистич. беседа в отличие от лекции предполагает больший контакт пропагандиста с аудиторией. Здесь значит, часть времени посвящается обмену мнениями, выступлениям слушателей. Большим успехом пользуются умело подготовленные вечера вопросов и ответов и тематич. вечера на атеистич. темы. Их преимущество состоит в том, что в них могут быть широко использованы средства наглядности и эстетич. воздействия: документ, и худож. кинофильмы, диафильмы, пьесы и отрывки из пьес, отрывки из литературных произведений и т. п. А. п. должна дифференцироваться в зависимости от конкр. условий. В сельской местности, напр., наряду с упомянутыми выше формами значит, роль могут сыграть читки и обсуждения естеств.-науч. и худож. лит-ры, школы естеств.-науч. и обвдеств.-политич. знаний. Большую роль в системе А. п. играет использование печати, радио и телевидения. Массовые формы А. п. должны дополняться индивидуальной работой с отд. верующими или колеблющимися.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ - целенаправл. воздействие на детей и подростков в процессе семейного воспитания для выработки у них науч. миропонимания и правильного мироощущения, негативного отношения к ре-лиг. предрассудкам и суевериям. В ходе А. в. в с. преодолевается отриц. влияние, к-рое оказывает на подрастающее поколение религия, дающая неверные жизнен. ориентиры, ложные представления о мире, цели и смысле существования, назначении человека, порождающая раздвоенность сознания, травмирующая в конечном счете детскую психику. А. в. в с. должно строиться с учетом возрастной психологии, конкр. обстановки, реальных взаимоотношений между взрослыми и детьми. Его эффективность находится в прямой зависимости от взглядов и поведения родителей, их авторитета в глазах детей. Начинать А. в. в с. следует, когда ребенок становится способен осознавать окружающее. Нужно давать ему исчерпывающие ответы на возникающие вопросы, к-рые являются своеобразной формой познания действительности. Формируя у ребенка правильные представления о процессах и явлениях, крайне важно нейтрализовать возможное влияние на него различных суеверий, напр. веры в приметы, вещие сны, гадания и т. п. Учитывая особенности детского восприятия мира, необходимо использовать разные формы атеистич. воздействия: целенаправл. подбор лит-ры антирелиг. и антиклерик. содержания, разнообр. игры, расширяющие кругозор ребят, и т. д. Формирование атеистич. миропонимания осуществляется также в процессе ознакомления. детей с памятниками культуры, при посещении музеев, выставок. А. в. в с. следует проводить в тесном контакте с дошкольными учреждениями, а затем - со школой, добиваясь последовательности в формировании атеистич. взглядов. А. в. в с. - один из гл. факторов прекращения воспроизводства религиозности в новых поколениях.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ - воздействие трудового кол-ва, направленное на формирование атеистич. убежденности его членов. Располагая большими возможностями для вовлечения людей в активную произв., обществ.-политич. и культурн. деятельность, трудовой кол-в способствует повышению их сознательности, расширению кругозора, осознанию своего места в об-ве. Успех А. в. в т. к. во многом зависит от морального климата в кол-ве, общего состояния идейно-воспитат. работы. Чуткость, внимание к человеку, его нуждам и запросам являются важными факторами преодоления ре-лиг. пережитков, формирования атеистич. взглядов. Вместе с тем необходима повседневная, систематическая работа по атеистич. воспитанию, с использованием силы обществ, мнения, всех сложившихся форм и методов. Партийные комитеты и обществ, орг-ции, планируя атеистич. работу в трудовом кол-ве, опираются на конкр.-социологич. исследования, позволяющие выявить специфику религ. обстановки, уровень религиозности и атеистич. убежденности членов кол-ва. С учетом этого планируются различные мероприятия, . основанные на умелом сочетании форм массовой и индивид, воспитат. работы. Чрезвычайно важное значение имеет при этом подготовка квалифиц. кадров пропагандистов и организаторов атеистич. работы. Большим атеистич. потенциалом обладают социалистич. праздники и обряды, связанные как с профессиональной деятельностью, так и с семейно-бытовой сферой (посвящение в рабочие, комсомольские свадьбы, чествование ветеранов и др.). Успех А. в. в т. к. обеспечивается его тесной связью с жизнью, с практич. задачами данного кол-ва, с осуществлением комплексного подхода с учетом различных категорий трудящихся.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ - систематическое и направленное воздействие на учащихся школ с целью выработать у них атеистич. убежденность, сост. часть коммуиистич. воспитания подрастающего поколения. В социалистич. об-ве, где подорваны соц. корни религии,  господствует науч.-материалистич. мировоззрение, школа отделена от церкви, существуют объективные предпосылки для успешной работы по А. в. учащихся, к-рое выступает как важный фактор прекращения воспроизводства религии. А. в. в ш. включает в себя планомерный процесс формирования науч.-материалистич., атеистич. взглядов в ходе преподавания различных уч. дисциплин: истории, лит-ры, биологии, географии, обществоведения, физики, химии и др. Значит, роль играет внеклассная работа. Во мн. школах созданы кружки юных атеистов, оформляются «уголки атеиста», проводятся вечера вопросов и ответов на атеистич. темы и др. мероприятия. Наряду с этим педагоги используют для А. в. в ш. посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов, спектаклей. Проводятся читат. конференции по книгам атеистич. направленности. Все это помогает формированию у школьников сознат. отношения к вопросам атеизма и религии. Науч. рекомендации по организации А. в. в ш. разрабатываются с учетом возрастной психологии, уровня знаний учащихся, их склонностей и интересов. Эффективность А. в. в ш. во многом зависит от умелого сочетания массовых форм с индивид, работой. Большое значение имеют контакты педагогов с семьями учащихся, разъяснение родителям необходимости А. в. в семье. Особенно важно нейтрализовать влияние верующих родителей, к-рые могут противодействовать усилиям школы, оказывать религ. влияние на детей. Разработка методики и организации А. в. в ш. является актуальной задачей сов. педагогич. науки.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ - одно из важных направлений воспитат. работы, ставящее целью формирование атеистич. убежденности у молодого поколения. Хотя, согласно конкр.-социологич. исследованиям, процент верующих среди молодежи невелик, у нек-рой ее части проявляется индифферентное отношение к вопросам атеизма и религии, мировоззренч. непоследовательность. Это обусловливает необходимость целенаправл. работы по А. в. м., включающей в себя различные формы и методы идейн. и эмоц. влияния при дифференцированном подходе к различным группам молодежи. Условиями успеха в А. в. молодого поколения являются его комплексность, тесное единство с труд-, интернац-, патриотич., нравств. и др. сост. частями коммунистич. воспитания, а также преемственность, предполагающая наиболее полное использование возможностей дошкольн. учреждений, средней школы, ПТУ, техникумов, вузов. Большое значение имеет организация досуга молодежи, ее приобщение к различным формам самодеят. творчества. Известное влияние на формирование атеистич. убежденности юношества оказывает сложившаяся в нашей стране система новой, социалистич. обрядности, особенно молодежные обряды, такие, как торжеств, вручение паспорта, посвящение в студенты, рабочие, колхозники и т. д. В А. в. м. необходимо учитывать специфику рабочей, сельской, студенч. молодежи, интересы и психологию каждой из этих групп, умело сочетать различные формы массовой и индивид. работы, направленные на формирование науч.-материалистич. мировоззрения, коммунистич. идейности. Важнейшую роль в А. в. молодого поколения играет комсомол, формирующий у молодежи активную жизнен, позицию, вовлекающий ее в обществ, деятельность. Необходимыми условиями А. в. м. являются его систематичность, научность» конкретность и доходчивость.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - оценка групповым или массовым сознанием тех или иных явлений и событий с позиций атеистич., науч.-материали-стич. мировоззрения. А. о. м. формируется в условиях, когда в стране или в определенной соц. группе, кол-ве господствует науч. мировоззрение. А. о. м. противостоит ре-лиг. обществ, мнению, к-рое оценивает факты с позиций религ. мировоззрения. А. о. м. играет важную роль в системе атеистич. воспитания, в преодолении мн. вредных, отживших традиций и обычаев прошлого. Особенно большое значение имеет А. о. м. в сельской местности. Необходимо активно формировать А. о. м. в сельских населенных пунктах, совхозах и колхозах. Здесь, особенно в ряде нац. республик, важно учитывать роль наиболее пожилых и уважаемых сельских жителей. В Дагестане и Средней Азии имеется интересный опыт привлечения старейших жителей сел для преодоления ряда вредных традиций и обычаев и пропаганды новых социалистич. праздников и обрядов. Правильно сформированное А. о. м. призвано содействовать вовлечению верующих в активную обществ, и культурн. деятельность, их приобщению к интересам социалистич. кол-вов.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - сознание людей, не верящих в существование сверхъестественного и убежденных в истинности мате-риалистич. мировоззрения. Следует различать безрелиг. сознание и А. с. В безрелиг. сознании отсутствует вера в бога, в сверхъестественное, но оно не всегда включает в себя атеистич. убеждения. В совр. капиталистич. странах имеется немало людей, чье миросозерцание чуждо религии, но в то же время далеко и от атеизма. В его основе нередко лежат мировоззренч. скептицизм, агностицизм, индифферентизм и т. п. А. с. предполагает сознат. принятие филос. материализма как единственно подлинной теоретич. основы атеизма. В совр. эпоху А. с. основано на науч. диалектико-материали-стич. мировоззрении. А. с. воспринимает мир таким, каков он есть, без всяких посторонних прибавлений. Оно исходит из того, что окружающий мир  представляет собой вечно движущуюся и бесконечно изменяющуюся материю, к-рая в процессе своей эволюции создала мыслящего человека как свой высш. продукт. А. с. не совместимо ни с религией, ни с идеа-листич. философией любого рода, включая и самые утончен, формы субъективного идеализма. А. с. может существовать как на уровне идеологии (тогда оно объективируется в определенных книгах, статьях, произведениях, искусства и т. п.), так и на уровне обществ. психологии. В последнем случае оно характеризуется как реально функционирующее сознание индивидов.

"АТЕИСТИЧНА ТРИБУНА"

"АТЕИСТИЧНА ТРИБУНА" - журнал Болг. общества по распространению науч. знаний им. Георгия Киркова. Издается с 1974 в Софии (до 1981 издавался Нац. советом, Софийск. городским комитетом Отечественного фронта и Софийск. Домом социалистического быта и культуры). Освещает широкий круг вопросов теории и истории атеизма, религиоведения, практики атеистической воспитательной работы.

АТМАН

АТМАН (санскр.) - одно из осн. понятий в религ.-мифологич. системе индуизма. В ведийск. лит-ре, прежде всего в Упанишадах, обозначает субъективное психич. начало, индивид, бытие, «душу», понимаемые -и в личном, и в универсальном планах. Как субъективное, индивид, начало А. выступает в соотношении с объективной первичной реальностью - брахманом; постижение их тождества составляет одну из осн. заповедей индуизма.

АТОМИСТИКА, АТОМИЗМ

АТОМИСТИКА, атомизм (от др.-греч. atomos - неделимый) - 1) филос. учение в Др. Греции (Левкипп, Демокрит, Эпикур), Риме (Лукреций) и Индии (школа вайшешика), признающее мир состоящим из неделимых, не возникающих и неуничтожимых частиц, движущихся в пустоте. Соединение их - «рождение» вещи, распадение - уничтожение, «смерть». В запад, вариантах А., исходя из вечности движения и природной необходимости, выступает теоретич. основой атеизма. Инд. А. приписывает роль инициатора движения духовному началу, а его направляющей силой считает «мир. душу» и моральный закон  (дхарма). Спиритуалистич. А. развивалась в учении мутакал-лимов; 2) естеств.-науч. учение о дискретной структуре материи. Развитие А., шедшее от механич. (17-18 вв.) и химич. (19 в.) ее форм (классич. А.) к современной, выступает одним из важных конкр.-науч. оснований диалектич. материализма.

АТОН

АТОН (букв. - солнечный диск) -др.-егип. божество, культ к-рого был введен фараоном Аменхотепом IV.

АТТИС

АТТИС - фригийский бог природы. Согласно мифу, А. был пастухом, и его полюбила мать богов Кибела; смертельно раненный на охоте кабаном, он превратился после смерти в сосну. В М. Азии, а затем и в Риме, воспринявшем культ А. ок. 200 до н. э., ежегодно отмечались смерть и воскресение А. Христианство заимствовало нек-рые элементы культа А.

"АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ"

"АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ" (лат. «Confessio Augusta-na») - важнейший документ лютеранства, изложение основ его вероучения. «А. и.» было составлено Ф. Меланхтоном под наблюдением Лютера и на основе выдвинутых им положений, а также статей, принятых ранее лютеранами на конференциях в Марбурге, Шваба-хе и Торгау. Состоит из 2 частей: в 1-ю входит 21 статья веры (о троице, первород. грехе, сыне божьем, оправдании и т. д.), а во 2-ю - 7 статей с подробным изложением заблуждений и злоупотреблений папской церкви, к-рые преодолевает Реформация. «А. и.» было, по ел. Ф. Энгельса, «конституцией реформированной бюргерской церкви» (т. 7, с. 366), т. е. «дешевой церкви», упразднявшей пышную обрядность и упрощавшей церк. иерархию. В июне 1530 в Аугсбурге «А. и.» было зачитано рейхстагу и императору и отвергнуто ими. Приверженцы католицизма ответили на «А. и.» «Опровержением», в ответ на к-рое Ф. Меланхтон написал «Апологию», теологич. обоснование «А. и.». В 1555 по Аугсбургскому релит. миру «А. и.» формально получило офиц.-правовое признание. «А. и.» признается и ныне всеми лютеранами в качестве документа, излагающего основы и оправдание их веры как веры истинной, восстанавливающей подлинное значение «слова божьего».

АУСПИЦИИ

АУСПИЦИИ (лат. ния) - см. Авгуры.

АУТОДАФЕ

АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto da fe - акт веры) - церемония приведения в исполнение приговора инквизиции. А. включало: торжеств. процессию, в к-рой принимали участие духовенство, члены инквизиц. трибунала, их помощники, монахи, релит, братства, осужденные, одетые в шутовские, позорящие их одежды (санбенито); торжеств, молебен; оглашение приговора в присутствии королевского двора или места, властей; исполнение приговора - наказание плетьми или сожжение на костре осужденных, что осуществлялось светской властью. Последнее А. было совершено в Валенсии в 1826.

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 295-373) - один из отцов церкви. Решит, противник арианства, в борьбе с к-рым разработал мистич. учение о «единосущ-ности» бога-отца и бога-сына, вошедшее в «Символ веры». Следуя неоплатонистской традиции, А. отстаивал представление о всемогуществе бога, его коренном отличии от мира (результата творения), о вере как определяющем условии достижения человеком бессмертия. Богосл. идеи А. в своей основе были заимствованы у Иринея, Оригена и др. раннехрист. апологетов.

АФИНА

АФИНА - в др.-греч. мифологии одна из гл. олимпийских богинь-девственниц. Почиталась как богиня войны и побед, гос. мудрости, символ разума. Считалась покровительницей героев, ремесел и искусств, защитницей обществ, порядка, а также целомудрия.

АФРОДИТА

АФРОДИТА - в др.-греч. мифологии богиня любви и женской красоты. Согласно одной версии, А. - дочь Зевса и океаниды Дионы, согласно второй - возн. из морской пены. А. почиталась как богиня плодородия, дающая земле изобилие, вечную весну и жизнь, как богиня гор и моря, богиня браков и родов. Постоянным спутником А. является ее сын - Эрот.

АХБАР

АХБАР (араб., множ. число от хабар - известие, сообщение) - шиитское св. предание. А., как и сунна, охватывает деяния, поступки и слова Мухаммеда, к-рые должны служить дополнением к Корану для решения соц.-экономич. и об-ществ.-правовых вопросов. Большинство текстов А. по содержанию совпадает с суннитск. хадисами, различаясь лишь именами тех, кто передавал их.

АХИМСА, АХИНСА

АХИМСА, ахинса (санскр.) - непричинение боли и зла живым существам; религ.-этич. принцип, характерный для индуизма, буддизма, джайнизма, где он возводится в степень релит, долга. Принцип А. связан с учением о переселении души и перерождении одних живых существ в другие.

АХМАДИЕ

АХМАДИЕ - мусульм. секта, названная по имени основателя Мирзы Гулама Ахмада Кадиани (ум. в 1908), к-рый в 1891 был провозглашен новым пророком и махди, проповедовал учение, стремившееся примирить ислам с христианством и индуизмом. В наст. вр. -св. 1 млн. последователей А. проживают гл. обр. в Пакистане и Индии. Всемирной исламской лигой А. объявлена «враждебным исламу течением».

АХУН, АХУНД

АХУН, Ахунд (букв. - наставник) - духовное звание мусульм. богословов и служителей культа, стоящих выше муллы.

АХУНДОВ МИРЗА-ФАТАЛИ

АХУНДОВ Мирза-Фатали (1812-1878) - азерб. философ-материалист и воинств, атеист, открыто выступивший против ислама. Отвергая идею бога как первопричины мира, он утверждал, что природа не создана никем. Она была, есть и будет, существует объективно, без помощи к.-л. высш. силы. Природа есть причина самой себя. В трудах А. дана для того времени глубокая, всесторонняя критика ислама. Его филос.-поли-тич. трактат «Письма Кемаль-уд-Довле» является одним из лучших атеистич. произведений в вост. лит-ре.

АХУРАМАЗДА

АХУРАМАЗДА (др.-перс., букв. -господь премудрый) - верховное божество в зороастризме и маздеизме, доброе начало, находящееся в постоянной борьбе со злым богом Анхра-Майнъю. Др. греки называли его Оромаз или Ормузд.

АХЯАРИ, аль Абу-ль-Хасан Али ибн Исмаил (873/874-935 или 941) - основоположник мусульм. схоластич. учения калама. Первоначально был приверженцем мута-зилитского течения, затем перешел в ряды ортодокс, ислама. А. защищал идеи о вечности и несотворенности Корана, о предопределении и вместе с тем отстаивал концепцию свободы воли человека и его ответственности за свои поступки, обосновывал положения ортодокс, ислама не только ссылками на Коран и хадисы, но и с помощью логических доводов, .заимствованных им из учения мутазилитов.

АШОКА (АСОКА)

АШОКА (Асока) (268-232 до н. э.) - инд. царь из династии Маурья, завершивший объединение почти всей Индии в единое гос-во (3 в. до н. э.). Пытался превратить в гос. законы нек-рые релит, положения. В последние годы жизни покровительствовал буддизму, видя в нем идеологич. силу, способствующую объединению гос-ва. В конце жизни А. принял монашество.

АШУРА

АШУРА (араб. - десятое) - кульминац. день траура у мусульман-шиитов, сопровождаемый театрализованными шествиями, песнопениями, проповедями и самоистязаниями в память «великомученика» Хусейна, внука Мухаммеда, сына халифа Али ибн Абу Талиба. Проводится в 10-й день месяца мухар-рем (первого месяца мусульм. лунного календаря). На протяжении столетий духовенство использовало А. для разжигания фанатизма религ., вызываемого публичным самобичеванием цепями, нанесением верующими себе ран саблями и кинжалами и т. д. В республиках Сов. Востока, где сохраняется шиизм, самоистязания запрещены законом. А. вошла в лит-ру как «Шахсей-вахсей» (искаженное от перс. восклицания «Шах Хусейн, вах Хусейн!» - «Царь Хусейн, ах Хусейн!», издаваемого участниками траурных церемоний).

АЯТ

АЯТ (араб. - чудо, знамение) - ритмическая единица главы (суры) в Коране. Согласно мусульм. вероучению, в А. запечатлены подлинные слова самого бога.

АЯТОЛЛА

АЯТОЛЛА (от араб. «аят» - чудо, знамение и «аль-илах» - Аллах -божье чудо, божеств, знамение) -шиитский мусульм. деятель, пользующийся популярностью как среди своих последователей, так и среди авторитетных религ. деятелей.

Предыдущая страница Следующая страница