Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НЕР")

НАБУ

НАБУ - в вавилон. религии - бог мудрости, покровитель наук и искусств. Входил в число 12 осн. богов Вавилона и отождествлялся с планетой Меркурий. Культ Н. получил распространение в Ассирии.

НАВИЙ ДЕНЬ

НАВИЙ ДЕНЬ - см. Радуница.

НАГАРДЖУНА

НАГАРДЖУНА (ок. 2 в.) - др.-инд. философ, теолог, поэт, реформатор буддизма, основатель школы шуньявада (мадхьямика). Н. доказывал, что в мире нет ничего, кроме следствий, обусловленных причинами, а все остальное мираж, пустота (шунья). Следовательно, нет ни вещей, ни мыслей, имеется лишь непрерывный поток сансары, или процесса перерождения. От Н. берут начало школы виджнянавада, тантрич. буддизм, дзэн-буддизм, основывающиеся на идее интуитив. знания.

НАГАСЕНА

НАГАСЕНА (2 в. до н. э.) - один из ранних интерпретаторов буддизма. Выдвинул тезис о том, что индивид - это сиюминутное состояние сознания, поэтому он появляется на мгновение и тут же исчезает. Подобное отождествление объекта и субъекта оказало влияние на развитие будд. философии, выразившееся в отрицании существования объектов. Мир - всего лишь комбинация дхарм.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - моральное наставление, с к-рым, согласно двум евангелиям - от Матфея (гл. 5-7) и от Луки (гл. 6), - Христос обратился к народу. Н. п. начинается с заповедей, определяющих образ идеального в христ. понимании человека через перечисление нравств. (благих) качеств: блаженны «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды», «милостивые», «чистые сердцем», «миротворцы», «изгнанные за правду». Осуждению подлежат «богатые», «пресыщенные». Далее излагаются вне видимой логич. связи поучения, выражающие суть христ. этики: не гневаться, мириться с соперником, не испытывать вожделения к женщине, любить врагов, подставлять др. щеку ударившему тебя, творить милостыню тайно, молиться наедине, не собирать сокровищ, не заботиться о завтрашнем дне, о том, что есть и пить, искать прежде всего царства небесного. Таков путь спасения, разрешения всех человеч. проблем, предлагаемый Н. п. Отношение учения Христа к в.-з. закону выражено в Н. п. в такой повторяющейся форме противопоставления: «Вы слышали, что сказано... (напр., «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»). А я говорю вам: любите врагов ваших». Максимализм требований Н. п. (не судить, не давать клятв, не разводиться, подставлять щеку и т. п.) был смягчен и приближен к реальной жизни уже в посланиях апостола Павла. В церк. практике эти требования обходились, истолковывались как иносказания, а суды, клятвы, присяги, разводы, участие в войнах обычно благословлялись от имени того же Христа.

НАГУАЛИЗМ

НАГУАЛИЗМ (от мекс. «нагуал» - дух-хранитель) - развитая форма культа личных духов-покровителей, представлявшихся в виде зверя или птицы, у индейцев Центр. Америки.

НАДЕЖДА РЕЛИГИОЗНАЯ

НАДЕЖДА РЕЛИГИОЗНАЯ - в христианстве упование на бога в ожидании спасения и загробного блаженства. Гарантом Н. р. считается Христос, а средствами утвердиться в ней - молитва и следование учению /заповедям) о блаженстве. Н. р. - сост. часть доктрины о вере, надежде и любви. Н. р. - иллюзорное восполнение несбывшихся или несбыточных надежд обещанием их осуществления в царствии небесном, фантастич. компенсация чувства отчаяния (безнадежности). неотъемлемая сторона соц. проповеди религии.

НАЗАРЕТ

НАЗАРЕТ - город в Галилее (Палестина). Согласно евангелиям, место проживания родителей Иисуса Христа и его самого до 30-летнего возраста. Т. к. Н. не упоминается ни в списке галил. городов в книге Иисуса Навина, ни в соч. Иосифа Флавия, ни в Талмуде, нек-рые исследователи считают, что во времена, к к-рым относят жиэнь Иисуса Христа, И. еще не было. Другие ученые предполагают, что Н. не упоминается в вышеназв. источниках, поскольку в то время он был всего лишь небольшим поселением.

НАЗАРЯНЕ

НАЗАРЯНЕ - христ. секта, возникшая в 20-х гг. 19 в. в Венгрии. Н. получили нек-рое распространение на территории Чехословакии, Венгрии и на юге России, в части. в Закавказье. Н. выступали против духовенства и церк. иерархии, культа мощей и святых. Крайние элементы среди Н. отвергали светскую власть, присягу, воинскую повинность, проповедуя непротивление злу насилием.  В России Н. были близки к молоканам, с к-ры-ми слились в нач. 20 в.; Н. на Западе в это же время слились с баптистами.

НАЗАРЯНИН

НАЗАРЯНИН - так иногда в евангелиях именуют Иисуса Христа, к-рый якобы происходил из г. Назарета или жил в нем.

НАЗОРЕИ

НАЗОРЕИ (др.-евр. «назар» - отказываться, воздерживаться) -проповедники-аскеты в Др. Иудее. Внешним признаком принадлежности к Н. был отказ от стрижки волос и от употребления вина. В последние столетия до н. э. движение назорейства слилось с ессейством.. Возможно, что из этих кругов вышли первые христиане.

НАЛБАНДЯН МИКАЭЛ

НАЛБАНДЯН Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич, 1829-1866) - арм. писатель, философ-материалист, революц. демократ. Считал религию извращенным отражением сил природы в головах людей. Причины возникновения религии видел в невежестве и соц. гнете. Н. критиковал рслиг. мораль, т. к. считал, что истинно моральных отношений между людьми не может быть в об-вс, основанном на соц. гнете и эксплуатации.

НАМАЗ

НАМАЗ (перс. - молитва, по-арабски - салат) обязат. ежедневная пятикратная молитва в исламе, включающая чтение «Фати-хи» и отрывков из др. сур Корана, произнесение точно установленных молитв, формул, сопровождаемые поклонами, вставанием на колени, простиранием ниц, сидением на полу с поджатыми ногами и т. д. Н. разрешается совершать в любом чистом месте, став на молитв, коврик, циновку или расстеленную верхнюю одежду. По пятницам шариат рекомендует совершать Н. в мечети.

НАНАК

НАНАК (1469-1539) - основатель сикхизма, родился в Пенджабе (Индия) в семье торговца из касты кшатриев. Н. побывал во мн. религ. центрах Индии и стран Ближн. Востока, после чего объявил себя гуру (наставником) и изложил основы своего учения, представляющего собой попытку синтеза индуизма и ислама. Н. осуждал многобожие, индуист. и мусульм. обрядность, провозглашал веротерпимость, резко обличал кастовую систему, требовал соц. равенства и активной деятельности на благо общества. Позднее учение Н. стало знаменем народной антифеод, борьбы.

НАНТСКИЙ ЭДИКТ

НАНТСКИЙ ЭДИКТ - указ, изданный франц. королем Генрихом IV Бурбоном в 1598; явился своего рода завершением религ. войн во Франции между католиками и протестантами (гугенотами). Н. э. предоставлял гугенотам свободу вероисповедания и ряд гражд. прав, к-рых они ранее были лишены. Он вызвал сопротивление католич. духовенства и провинц. парламентов, находившихся в руках церкви. Был отменен королем Людовиком XIV в 1685.

НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ - один из историч. типов религий. К их числу относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др. Н.-н. р. генетически связаны с родо-племен. религиями, образы и элементы культа к-рых они переработали и ассимилировали. В отличие от ро-до-племен. религий Н.-н. р. складывались и эволюционировали в период становления и развития клас. общества. Они отражали процессы формирования народностей, а затем и наций. По словам К. Маркса, «истинной религией» древних был культ их собственной «национальности», их «государства» (т. 1, с. 99). Носителями Н.-н. р. являются в основном представители данного этноса, хотя и лица др. этнич. принадлежности могут при соблюдении определенных условий стать их последователями. Н.-н. р. свойственны детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до приема пищи, соблюдения гигиенич. правил, омовений и т. д.), специфич. обрядность, строгая система религ. предписаний и запретов, к-рые затрудняют общение с иноверцами. Ряд элементов вероучения и культа Н.-н. р. зачастую способствует срастанию религиозности с этно-центризмом, служит фактором изоляции и обособления данного этноса от других, используется для обоснования идеи нац. исключительности, распространения националистич. настроений, усиливает нац. рознь и т. д.

НАСТАВНИК

НАСТАВНИК - служитель культа в беспоповском старообрядчестве. (см. Беспоповщина), избираемый верующими общины. На него возлагаются обязанности совершать таинства крещения и покаяния, а также отправлять духовную службу и требы. У беспоповцев-брачников Н. совершает также брака таинство

НАТУРИСТЙЧЕСКАЯ (АСТРАЛЬНО-МИФОЛОГИЧ., МИФОЛОГИЧ., СОЛЯРНО-МЕТЕОРОЛОГИЧ.) ТЕОРИЯ

НАТУРИСТЙЧЕСКАЯ (астрально-мифологич., мифологич., солярно-метеорологич.) ТЕОРИЯ - концепция, объясняющая происхождение религии  из непонимания человеком явлений природы, особенно астральных и метеорологических. Предшественником се можно считать Ш. Дюпюи, к-рый выдвинул осн. идеи, развитые затем сторонниками Н. т. К сер. 19 в., когда наукой был накоплен большой фактич. материал по сравнит, мифологии и филологии др. индоевропейцев, сопоставление материалов по религии и мифологии разных народов позволило сторонникам Н. т. и развивавшей ее мифологич. школе обосновать теорию, утверждавшую вслед за Ш. Дюпюи, что др. религ. верования, отождествляемые ими с мифологией, зародились потому, что люди, не понимая причин движения светил по небу, причин ветра, грозы, дождя и пр., обоготворяли эти явления, олицетворяя их в человеч. или зверином образе. По мнению представителей Н. т., герои сказок, песенного фольклора, народные обряды и обычаи - отголоски др. астрально-мифоло-гич. верований. Хотя .эта теория была построена на обширном фактич. материале, ее ограниченность определялась тем, что религия рассматривалась всего лишь как со-зерцат. и мыслит, деятельность человека в отрыве от ее соц. корней, и не в развитии от низш. форм к высшим, а как упадок и деградация того, что было в древности. Наиболее яркие представители этого направления - М. Мюллер, А. Кун, В. Шварц, Я. Гримм, рус. ученые А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер. В нач. 20 в. нек-рые этнографы пытались оживить Н. т. («лунарная» и «солярная» мифология у Э. Зикке, Л. Фробениуса, Ф. Гребнера), чем воспользовались создатели реакц. теории пра-монотеизма.

"НАУКА И РЕЛИГИЯ"

"НАУКА И РЕЛИГИЯ" - ежемес. науч.-попул. атеистич. иллюстр. журнал Всесоюзн. общества «Знание». Издается с сентября 1959. Рассчитан на массового читателя, в т. ч. верующего, а также на пропагандистов атеизма. Освещает широкий круг вопросов, касающихся теории науч. атеизма, марксист. религиоведения, практики атеистич. воспитания, критики религ. идеологии, истории религ. верований, свободомыслия и атеизма, роли религии и церкви в истории народов и в совр. мире, разоблачения клерик. антикоммунизма, мировоззренч. осмысления актуальных проблем и достижений науки и т. д. Осн. рубрики: «Духовный мир человека», «Практика: опыт, проблемы», «Университет лектора», «Религия, церковь, верующий», «История и современность», «Горизонты науки и др.

-----------------------------------

НАУКА И РЕЛИГИЯ - формы обществ, сознания, к-рые противоположны по своей сущности и соц. роли. Наука, включающая систему знаний о законах природы, общества и мышления, а также деятельность, направленную на достижение этих знаний, возникает и развивается в связи с прогрессом обществ. практики и познават. потребности людей. Религия, выражая слабость людей перед непознанными, неконтролируемыми природными и соц. силами, насаждала иллюзорные представления о могучих свсрхъестеств. духовных существах, о полной зависимости от них человека и природы, чем ограничивала самостоятельность, активность, инициативу человека, затрудняла развитие познават. и преобразующей деятельности. Зачатки наук (астрономии, математики, механики, логики) появились в странах Др. Востока (Египет, Двуречье, Китай, Индия), они развивались в Др. Греции и Риме. Зарождавшееся науч. знание нередко приходило в столкновение с господств, религ. мировоззрением. В 15-16 вв. под влиянием потребностей зарождавшегося капиталистич. производства стало развиваться естествознание как система наук о природе. Его достижения, начиная с гелиоцентрич. системы Коперника, на протяжении 300 лет подрывали содержащиеся в Библии, Коране и др. св. книгах представления о мире и человеке. Религ. идеологи,используя власть церкви в об-ве, пытались подчинить естеств.-науч. знания религ. догмам, а науч. теории, противоречащие св. писанию, и их защитников подвергали преследованиям. Вопреки усилиям апологетов религии, во вт. пол. 19 в. естествознание освободилось из-под опеки религии, показав несостоятельность религ. взглядов на природу. Создание Марксом и Энгельсом истории, материализма бьшо решающим ударом по религ. пониманию человека, общества, истории. Стремит, развитие науки в 20 в. еще полнее выявило анти-науч. сущность религ. мировоззрения. Успехи науки и распространение знаний способствовали освобождению от религиозности широких масс трудящихся. Именно поэтому теологи пытаются создать видимость примирения совр. науки с религ. мировоззрением. В этих целях они вынуждены модернизировать религию, а также прибегать к др. приемам: разграничению сфер Н. и р. в познании, использованию нерешенных науч. проблем для обоснования необходимости религ. руководства наукой и т. п. Все эти ухищрения извращают дсйствит. отношения Н. и р. Данные совр. науки опровергают модсрнизир., подчищенные религ. взгляды на мир и человека.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕЛИГИЯ. НТР

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕЛИГИЯ. НТР - знаменует собой качественно новый этап в многовековой борьбе между наукой и религией. НТР - это гигантский прогресс в науч. познании мира, углубление знаний о природе, об-ве и человеке, расширение возможности воздействия человека на окружающую его природную и соц. среду. НТР выступает как фактор формирования науч.-материалистич. мировоззрения, утверждает новую, диалектико-мате-риалистич. в своих филос. основах картину мира, способствует росту авторитета науки, науч. принципов мышления и методов познания, утверждает человека в качестве подлинного и единств, творца истории. Под натиском науч.-технич. прогресса религия вынуждена отказываться от былых притязаний контролировать науч. знание, признавать разрушение традиц. религ. картины мира, констатировать, что совр. мир утратил бога. Чем разрушительнее для религии достижения НТР, тем настойчивее попытки примирить, совместить религию с наукой, дав ей религ.-идеали-стич. интерпретацию, выхолостив диалектико-материалистич. мировоззренч. характер ее развития. В теологич. истолковании НТР рассматривается абстрактно, вне конкр. соц.-историч. контекста. «Признавая» и позитивно оценивая НТР как продолжение человеком «божеств, творения», теологи лишь придают новые формы фидеизму, продолжая попытки дискредитировать в гносеологич. и соц. плане науку, ограничить разум, чтобы сохранить место для веры. Для обоснования вывода о невозможности с помощью доступных науке и технике методов познания постичь «глубинные причины вещей» гипертрофируется относительность науч. знания. Теологи абсолютизируют противоречия и трудности НТР, выводят их из «греховности человеч. природы», из нарушения равновесия в совр. мире, в самом человеке, к-рый подпадает под власть созданий своего ума и воли: «земной» прогресс не в состоянии идти в ногу с «духовным» прогрессом. Теологич. интерпретация НТР закрывает путь к реальному пониманию сложностей и трудностей НТР, поискам новых путей их решения, предлагая в качестве альтернативы «тлетворным последствиям пер-вород. греха», обнаруживающимся в негативных последствиях НТР (экологич. кризис, появление средств массового уничтожения и т. д.), утопию христ. гуманизма, нравств. совершенствования личности на путях приобщения к богу. Марксизм-ленинизм рассматривает НТР в контексте определяющих ее соц.-экономич. факторов и противостоит как сциентистско-техно-кратич., так и антрополого-ирра-ционалистич. религ. интерпретациям НТР.

НАУЧНЫЙ АТЕИЗМ

НАУЧНЫЙ АТЕИЗМ - марксистский.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ - см. Народноспо-национальные религии. 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ХРИСТА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ХРИСТА - наиболее крупное и влият. межконфессиональное объединение ряда протест, и правосл. церквей США. Создана 1952 на основе преобразования Федерального совета церквей, существовавшего с 1904. Ведущую роль в НСЦХ играют протест, церкви: Объединенная церковь Христа, Объединенная пресвитерианская церковь и Объединенная методистская церковь. НСЦХ придерживается либерально-теологич. ориентации, в нем сильны экуменич. тенденции.

НАЧЕТЧИК

НАЧЕТЧИК - в старообрядчестве - человек, знающий (начитанный) богосл. и церк. книги; руководитель общины. Н. выступали на диспутах против правосл. миссионеров, сочиняли апологетич. произведения, отстаивавшие важнейшие принципы староверия.

НАЯДЫ

НАЯДЫ - нимфы рек и источников в др.-греч. мифологии. Представление о Н. восходит к первобытн. культу воды. Н. считались покровительницами людей, животных и растений, способными исцелять, предсказывать судьбу, вызывать поэтич. вдохновение.

НЕДОНСЕЛЬ МОРИС ГУСТАВ

НЕДОНСЕЛЬ Морис Густав (р. 1905) - франц. католич. философ, один из представителей пер-сонализма. Для него характерна наиболее абстрактная антиисторич. трактовка центр, понятия персонализма - личности. Важнейшей чертой личности он считает способность открывать в себе чувства «другого», вкладывая в понятие «другой» мистич. смысл. Высш. формой этого понятия у него является бог. Только мистич. «причастность» человека к богу, по Н., обусловливает связь между людьми. На этой основе он стремится установить «универсальное братство личностей», к-рое носит ярко выраженный утопич. характер.

НЕЕМИЯ

НЕЕМИЯ - иуд. политич. деятель 5 в. до н. э., назначенный перс. царем Артаксерксом I (465-425 до н. э.) наместником Иудеи. Под его руководством был восстановлен Иерусалим, храм, разрушенный в 586. Соч. Н., проникнутые релит, фанатизмом и шовинизмом, нетерпимостью ко всем др. народам, вошли в состав Библии под названием «Книга Н.».

НЕЖОН ЖАК АНДРЕ

НЕЖОН Жак Андре (1738-1810) - франц. философ-материалист и атеист, представитель младшего поколения просветителей. В своем гл. произведении «Воин-философ» (1768) Н. утверждает, что все религии ложны. Как и др. материалисты 18 в., Н. не дошел до понимания сущности и клас. корней религии, считая возможным уничтожение религии через развитие просвещения и законодат. путем.

НЕЙТ

НЕЙТ - в др.-егип. религии - богиня войны, позднее выступает матерью богов, особенно солнечных, богиня - созидательница мира. Др. греки сопоставляли Н. с Афиной.

НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-1878) - рус. поэт, лит. деятель. Антирелиг. и антиклерик. мотивы у Н. неразрывно связаны с главной темой творчества - народом. Показывая его страдания, нищету, изображая мужественные и благородные народи, характеры, особенно женские, Н. разоблачал церковь как идейную защитницу крепостничества, раскрывал несостоятельность религ. морали смирения и всепрощения («Кому на Руси жить хорошо», «Муза»). Н. показал презрение народа к духовенству, с болью писал об опутывавших массы суевериях («Мороз, Красный нос», «Знахарка»), сати-рич. изобразил ад («Влас»). Вместе с тем поэзия Н. выразила глубокую веру в могучие творч. силы народа.

НЕКРАСОВЦЫ

НЕКРАСОВЦЫ - старообрядцы-беспоповцы (см. Беспоповщина), потомки донских казаков, во главе с атаманом Игнатом Некрасом (Некрасовым) бежавшие от преследований пр-ва в Турцию. Там поселились частью в Добрудже, частью в Малой Азии. В условиях более чем 250-летнего чуждого им этнич. окружения община Н. превратилась в особую этноконфессиональную группу. Н. не поддались процессу ассимиляции. В 1962 Н. реэмигрировали на родину и поселились в Ставропольском крае. В условиях новых экономич. и соц.-культурных обществ, отношений произошла эволюция духовного облика Н.; исследователи фиксируют демократизацию патриархальной структуры семьи и тра-диц. семейных отношений, интенсивно идет процесс отхода от религии.

НЕКРОЛАТРИЯ

НЕКРОЛАТРИЯ (греч. nekros - мертвый, latreia - обожествление) - обожествление мертвых, распространенное почти во всех религиях, а в нек-рых составляющее гл. содержание. В религ. фантазии покойники приобретают сверхчеловеч., божеств, черты, им приписывается способность покровительствовать или вредить живым. Поддерживаемая страхом смерти, верой в душу и загробный мир, Н. порождает многочисл. погребальные и поминальные обряды. Проявление Н. - культ предков, поклонение мощам, святым, суеверия, связанные с могилами, призраками (привидениями). Н. -один из наиболее устойчивых элементов религ. культа и религии вообще.

НЕКРОЛОГИЯ

НЕКРОЛОГИЯ (греч. nekros - мертвый, logos - слово, учение) - учение о мертвых, сост. часть вероучения, связанная с некролатрией и включающая представления о посмертной судьбе душ (духов, теней) людей в царстве мертвых, об их влиянии на живых, о похоронных обрядах, о телах умерших. В более узком смысле Н. -ведение церковью книг (списков) умерших, в первую очередь высш. священнослужителей, монархов, благотворителей, имена к-рых провозглашаются на богослужениях. Извещения об их смерти, обычно панегирич. содержания, назывались некрологами.

НЕКТАР

НЕКТАР - в др.-греч. мифологии напиток, употреблявшийся богами наряду с амброзией, к-рая служила им пищей. По Гомеру, Н. был похож на красное вино и при питье смешивался с водой. Н. давал богам бессмертие и вечную юность, а тела смертных предохранял от тления.

НЕМЕСИДА, НСМСЗИДА

НЕМЕСИДА, Нсмсзида - в др.-греч. мифологии - богиня возмездия и кары. Изображалась с атрибутами «равновесия, контроля, наказания и быстроты» (весы, уздечка, мочь или плеть, колесница, запряженная грифонами).

"НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ"

"НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ" (1845-1846) - произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, в к-ром изложен историч. материализм как целостная концепция в форме критики нем. послегегелевской философии. В работе впервые были сформулированы предпосылки историко-материалистич. взглядов и проанализирована диалектика производит, сил и производств, отношений. В «Н. и.» впервые появилась формула соотношения обществ. бытия и обществ, сознания. С этих общеметодологич. позиций в «Н. и.» даны и оценки религии как одной из форм обществ, сознания. Классики марксизма отбросили богосл. и идеалистич. представление о наличии «собственной», «особой» сущности религии, стоящей вне и над обществом, показали ее земные основания, оценивая религ. отчуждение лишь как один из видов отчуждения человеч. сущности в условиях эксплуатации человека человеком. В «Н. и.» классики марксизма исследовали природу соц. иллюзий. С момента выделения духовной деятельности как особого рода занятий «сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики, что оно может действительно представлять себе что-нибудь, не представляя себе чего-нибудь действительного, -с этого момента сознание в состоянии эмансипироваться от мира и перейти к образованию «чистой» теории, теологии, философии, морали и т. д.» (т. 3, с. 30). Однако религия, как и др. виды идеологии, имеет лишь относит, самостоятельность, ее развитие в целом зависит от развития всей системы обществ. отношений. Объяснив соц. истоки иллюзорных форм сознания, в т. ч. и религии, Маркс и Энгельс указали в общих чертах пути их преодоления - перестройку самой обществ. основы на коммунистич. началах.

НЕМОЕВСКИЙ АНДЖЕЙ

НЕМОЕВСКИЙ Анджей (1864-1921) - польск. поэт, публицист, представитель мифологич. школы. В трудах «Бог Иисус», «Философия жизни Иисуса» утверждает, что подлинных доказательств в пользу реального существования Иисуса нет. Для Н. евангелия художеств, произведения, к-рыс отражают угасающую рслиг.-аст-ральную поэзию и философию. Считал, что одним из источников мифа об Иисусе Христе являются др.-вост. религии. Теория Н. страдает многочисл. произвольными построениями и натяжками.

НЕОАВГУСТИНИЗМ

НЕОАВГУСТИНИЗМ - одно из течений совр. католич. философии, развивающее в ней платоновско-августинистскую традицию. Н. базируется на принципах интуитивизма. Для него характерны отрицание рассудоч. и абсолютизация эмоц. средств воздействия, апелляция к эмоц. и нравств. опыту человека. Не отвергая традиц. для католицизма средств приобщения к религии, решающее значение Н. придает формированию психоло-гич. установки, благоприятствующей принятию рационал. аргументов. Вера, по Н., - это не познание, а непосредственно переживаемая связь-человека с богом, внутр. чувство, возникающее из потребности божественного. Н. представлен рядом религ.-филос. школ: философия действия (М. Блон-дель и др.), философия духа (Л. Лавель, М. Ф. Шакка и др.), христ. экзистенциализм (Г. Марсель и др.), активизм (И. Гессен и др.), персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель и др.).

НЕОБУДДИЗМ

НЕОБУДДИЗМ - религ.-реформат. движение, направленное на приспособление буддизма к современности. Различные тенденции, между к-рыми ведется острая борьба, отражают своеобразие соц. условий в странах распространения этой религии. Неоднозначность Н. связана также с тем, что буддизм не имеет четкой, строгой, централиз. орг-ции и однозначно сформулированной филос. концепции. В целях соц. интерпретации буддизма используются нек-рые положения его философии о причинных связях, элементы диалектики, теории познания, психоанализа и т. п. Вводятся представления об историч. движении и развитии, не акцентируется учение о карме. Делаются попытки сблизить коммунизм и буддизм, ссылаясь на нек-рые принципы жизни будд. монаш. общины. В совр. Н. прослеживается тенденция к принижению разума и возвышению веры.

НЕОИНДУИЗМ

НЕОИНДУИЗМ - религ.-реформат. движение, направленное на устранение ряда отживших соц. норм, установлений индуизма прежде всего в обл. отношений между кастами, и особенно отношения к неприкасаемым. Ведет проповедь политич. и трудовой активности, необходимости внедрения новшеств, ориентированности на повседневные нужды. В интерпретации осн. целей жизни гл. внимание обращено на идеалы дхармы (исполнение семейных, религ. и общинных предписаний, причем от индивида требуется прежде всего выполнение соц., а не религ. предписаний) . Меньшее значение стало придаваться идеалу мокша - освобождения. Последователи Н. выступают за рационализацию ряда религ. представлений, за секуля-ризм, к-рый в условиях Индии означает прежде всего равенство всех конфессий.

НЕОКОНФУЦИАНСТВО

НЕОКОНФУЦИАНСТВО - крупнейшее после классич. конфуцианства филос. течение в истории кит. мысли, возникшее при династии Сун (960-1279) и получившее дальнейшее развитие при династии Мин (1368-1644). Его становление и расцвет связаны с именами ряда мыслителей, среди к-рых: Чжоу Дунь-и (1017-1073), Чжан Цзай (1020-1077), братья Чэн - Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107) - и Чжу Си (1130-1200). Важнейшая из школ Н. -школа Чэн - Чжу, т. с. братьев Чэн и Чжу Си. В изложении Чжу Си концепции Н. обрели форму дуалистич. учения о 2 началах: идеальном, первичном «ли», и материальном, вторичном «ци». «Ли» нуждается в прикреплении к определенному «ци», «ци» же нуждается в «ли» как законе своего существования; поэтому они неразделимы. Все действительное и возможное содержится в лишенном физич. формы Великом пределе,» существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. «Ли» человека (или вещи) является его природой, реальной и конкретной. Среди неоконфуцианцев эпохи минской династии самым знаменитым был Ван Шоужэнь (Ван Янмин, 1472-1529). Он развивал монистич. учение, в к-ром идеальное - «ли» (дух) - является первопричиной мира, тогда как материальное - «ци» - лишь производное от «ли».

НЕООРТОДОКСИЯ

НЕООРТОДОКСИЯ - термин, к-рый использовали теологи школы К. Борта и Э. Бруннера, чтобы подчеркнуть свою приверженность принципам Реформации, преемственность между взглядами Лютера и Кальвина идиалектич. теологией, призванной преодолеть либеральную протест, теологию. Н. исходит из неразрешимости трагических противоречий человеч. бытия. Она тяготеет к соц. пессимизму, выражая его в противопоставлении человека и бога, творения и творца, разума и веры.

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА - в библ. мифологии - горящий, но не сгорающий терновый куст, с к-рым связано «знаменательное откровение»: из этого куста раздался голос бога, повелевшего Моисею отправиться в Египет и вывести израильтян из плена в землю обетованную. Бог впервые открылся Моисею под именем Яхве и снабдил его чудотворной силой.

НЕОПЛАТОНИЗМ

НЕОПЛАТОНИЗМ - последнее и самое влият. идеалистич. направление антич. философии 3-6 вв., возникшее на основе переработки учения Платона в духе эллинист.-римск. эклектизма и религ.-филос. синкретизма. Основателем Н. был александрийский платоник Аммоний Саккас. Неоплатоники стремились оживить умирающее язычество путем интерпретации поли-теистич. мифологии в терминах греч. философии. Теология Н. включает учение о божеств. Перво-едином, из к-рого путем эманации (истечения) происходят все остальные разряды сущего - «мировой ум» и «мировая душа» , порождающие природу. Нижним пределом эманации Н. полагает материю, отождествляя ее с небытием. Процесс эманации дополняется процессом возвращения всего сущего к единому первоначалу - верховному богу, завершающимся в человеке. Христианство при выработке своей догматики заимствовало у Н. ряд кардинальных идей. Н. оказал влияние на философию отцов церкви и на всю ср.-век. философию.

НЕОСИНТОЙЗМ

НЕОСИНТОЙЗМ - течение в синтоизме, возникшее гл. обр. в послевоенной Японии и охватывающее целый ряд орг-ций, входящих в т. н. «новые религии» (синко-сюкё). Это наиболее многочисл. и наименее однородная группа «новых религий». Часть из них близка к храмовому синто или находится под влиянием конфуцианства. Их деятельность в наст. вр. не особенно активна. Др. часть неосинтоист. религий представляет собой результат взаимного влияния синто и др. религий (буддизма, христианства). Среди них имеются как старые орг-ции (Куродзумике, Тэнрике, Конкокё), так и орг-ции, появившиеся после войны (Тэнсё котай дзингу кё).

НЕОСХОЛАСТИКА

НЕОСХОЛАСТИКА - собирательное понятие, объединяющее различные течения религ. философии (гл. обр. католической, отчасти протестантской), стремящейся к реставрации ср.-век. схоластики. Возникновение Н. относится к 16 в. Неосхоласты предпринимали попытки приспособить учение Фомы Аквинского к новым веяниям в науке и философии и тем самым защитить схоластику от критики передовых мыслителей Возрождения и Нового времени. На рубеже 18 и 19 вв. в Италии и Германии начинается т. н. католич. реставрация, направленная на восстановление влияния схоластич. философии. Со вт. пол. 19 в. распространение Н. принимает все более широкие масштабы и новые формы: оно идет в основном в русле неотомизма.

НЕОТОМЙЗМ

НЕОТОМЙЗМ - объективно-идеалистич. направление в совр. бурж. философии, господств, течение в философии католицизма. Широкое распространение получил в странах католич. вероисповедания (Испания, Италия, Франция, нек-рые страны Лат. Америки). Главную свою цель неотомисты (Маритен, Жильсон, ван Стеенбер-ген, Лотц и др.) усматривают в филос. обосновании христ. вероучения. Сохранив верность осн. идеям томизма (филос. теодицея, томистский рационализм и др.), сторонники Н. приспосабливают его к совр. условиям. С этой целью они дают теологич. интерпретацию совр. естеств.-науч. теориям, пытаются соединить томизм с отд. положениями новейших идеалистич. школ (феноменологии, филос. антропологии, фрейдизма и др.). Эта ориентация Н., особенно усилившаяся после II Ватикан. собора, отразилась и на его соц.-политич. программе: углубила ее компромиссный характер, усилила тенденцию к обоснованию соц. роли католицизма как «третьей силы» в борьбе между социализмом и капитализмом. Однако все это не отменяет объективной направленности соц. доктрины католицизма, заключающейся в оправдании и консервации бурж. обществ, порядков.

НЕОФИТ

НЕОФИТ (греч. neophytos) - первоначально - новообращенный в христианстве: только что крещенный последователь учения Христа, только что рукоположенный в сан священник, только что принявший постриг монах. Позднее термин получил более широкое толкование - новообращенный в любой религии вообще.

НЕОХРИСТИАНСТВО

НЕОХРИСТИАНСТВО - см. Новое христианство.

НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ

НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ - утвержденный Ватикан, собором в 1870 католич. догмат, согласно к-рому папа, когда он выступает по вопросам веры и морали «с амвона» (ex cathedra), т. е. как пастырь всех христиан, обладает непогрешимостью. Этим догматом собор стремился упрочить пошатнувшиеся в связи с революц. движением в Европе позиции папства. Н. п. служила и служит мишенью для критики как со стороны противников католицизма, свободомыслящих и атеистов, так и со стороны нек-рых деятелей и теологов самой католич. церкви. Тем не менее II Ватикан. собор (1962-1965) подтвердил этот догмат.

НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ

НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ - еванг. миф о чудесном, сверхъестеств. рождении Христа Марией, к-рая, зачав его непорочно от св. духа, осталась девой (пречистой, при-снодевой). Тем самым богочеловек Христос оказывается свободным от первород. греха. Миф о Н. з. имеет аналоги в дохрист. религиях (так, за несколько веков до н. э. в буддизме уже существовал миф о Н. з. Гаутамы девою Майей). Офиц. церк. догматом Н. з. становится с III (Эфесского) вселен, собора в 431. Усиленное развитие культа мадонны в католицизме приводит в 1854 к провозглашению Пием IX нового догмата - Н. з. Марии ее матерью Анной. Евангелисты пытаются найти пророчество о Н. з. в Ветхом завете (сообщение Исайи о «приятии во чреве» девою Еммануила), связывая его с легендой о благовещении, а нек-рые отцы церкви  - даже у римск. поэта-»язычника» Вергилия. Мистич. и абсурдный характер догмата о Н. з. неоднократно делал его объектом критики со стороны иноверцев, скептиков и свободомыслящих.

НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ ДЕВЫ МАРИИ

НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ ДЕВЫ МАРИИ - см. Непорочное зачатие.

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ - принцип поведения и учение, основанные на истолковании насилия (в т. ч. и революц. насильств. борьбы) как безусловного зла. Это учение составляет соц.-нравств. ядро различных мелкобурж. идеологий, являясь отражением угнетения человека порождающими политич. и экономим, бесправие обществ, силами, отражением неорганизованности людей, их отчаяния и смирения. Идея Н. з. н. свойственна мн. религиям и религ.-филос. системам (джайнизму, буддизму, христианству, исламу и др.). Поскольку для последователей непротивленчества любое применение силы - антидуховная акция, разъединяющая людей, они в принципе отрицают возможность достижения справедливой цели с помощью насилия, даже если оно направлено против страшных форм изуверства. Всякая революц. теория и действие ими отвергаются. Будучи злом, насилие может породить якобы только зло. Заповедь Н. з. н. неизбежно ведет к пассивности, квиетизму, к принятию любых форм жизни. Поэтому деятельность таких гуманистов, как Л. Толстой, В. Гаррисон, М. Ганди и др., активно протестовавших против соц. гнета и жестокости, осуществлявших на практике «гражд. неповиновение», «ненасильств. сопротивление» властям, во многом выходит за рамки их этич. установок, ориентированных на непротивление. Марксизм-ленинизм отвергает учение о Н. з. н. не только потому, что оно антиисторично, ложно понимает насилие, добро и зло,  но прежде всего потому, что это учение антигуманно, ибо обрекает человека на страдания, препятствует борьбе масс за свое освобождение.

НЕПТУН

НЕПТУН - один из гл. богов Др. Рима. Первоначально - бог текучей воды (источников и рек), предохранявший поля от засухи. После отождествления с греч. богом Посейдоном (ок. 300 до н. э.) стал почитаться как бог морей. В христианстве образы св. Фоки и св. Николая Мирликийского впитали в себя мн. черты Н.

НЕРЕИДЫ

НЕРЕИДЫ - в др.-греч. мифологии - многочисл. дочери бога моря Иерея, якобы помогавшие морякам во время кораблекрушений. Наиболее известны из них Амфитрита, Фетида, Галатея.

Предыдущая страница Следующая страница