Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")

ДАВИД

ДАВИД (кон. 11 в. до н. э. - ок. 950 до н. э.) - царь Изр.-Иуд. гос-ва. Прославляется церковью как кроткий праведник, хотя из библ. описания его жизни видно, что это был вероломный и жестокий деспот. Д. создал централизован. державу со столицей в Иерусалиме. С целью возвысить значение Иерусалима он перенес туда ковчег завета  и учредил богослужение при нем. Религ. традиция приписывает Д. авторство псалмов. С развитием в иудаизме веры в приход мессии Д. стал почитаться и как предок мессии. В христианстве Христу приписывается происхождение от Д.

ДАВИД ЛИННСКИЙ

ДАВИД Линнский (кон. 12 - нач. 1 в.) - франц. философ и естествоиспытатель, создал вариант натуралистич. пантеизма. Д. Д. считал, что бог есть субстанция всего сущего. Признание бога безличным абсолютом, лежащим в основе природных вещей, вело к отказу от христ. идеи ничтожества человека, создавало почву для отрицания идеи загробного воздаяния. Соч. Д. Д. уничтожались церковью.

ДАГОБА

ДАГОБА (сингал., доел. - погребальное сооружение над останками) - в Шри-Ланке и в Бирме то же, что ступа.

ДАДЗАЙ СЮНДАЙ

ДАДЗАЙ СЮНДАЙ (Дзюн, 1680-1747) - яп. философ, противник неоконфуц. идеализма и будд. мистики. Под лозунгом возвращения к др. конфуцианству Д. С. выступал с критикой чжусианской морали, являвшейся офиц. гос. идеологией в период правления дома Токугава. Вместе с тем критиковал конфуцианство за то, что «оно признает господство духа над материей», и отвергал учение о первичности идеального начала. В целом философия Д. С. подготовила развитие материалистич. идей в Японии.

ДАЖБОГ

ДАЖБОГ - в др.-слав. мифологии бог Солнца, покровитель плодородия, природы, источник света и тепла. В рус. летописях Д. упоминается как сын бога неба Сев-рога.

ДАЙ ЧЖЭНЬ

ДАЙ ЧЖЭНЬ (Дай Дуныоань, 1723-1777) - кит. философ-материалист. Возглавлял одну из группировок филос. течения «Хань Сюе», провозгласившего возврат к изучению конфуц. классиков в редакции периода Хань и направленного против сунского неоконфуцианства. Д. Ч. отвергал идеа-листич. трактовку неоконфуциан-цами «Ли» - закона как высш. начала, ниспосланного небом и предшествовавшего вещам. Материальной основой мира являются частицы,Ди», а их движение и изменения приводят к беспрерывному возникновению жизни.

ДАКОСТА

ДАКОСТА (Акоста) Уриель (ок. 1585-1640) - голл. вольнодумец, гуманист, родом из Опорто (Португалия), получил католич. образование. В 1614 бежал в Голландию, принял иудаизм. В 1616 в «Тезисах против традиций» обвинил иуд. клерикалов в искажении Торы, в 1623 был предан херему за антирелиг. трактат «О смертности души человеческой». В трактате «Испытание фарисейских традиций в сравнении с писаным законом» мужественно защищал свои убеждения и право на свободомыслие. В 1640 Д. покончил жизнь самоубийством, оставив трагич. исповедь «Пример человеческой жизни», в к-рой отрицал религию откровения, божеств, происхождение Библии и морали.

ДАЛАЙ-ЛАМА

ДАЛАЙ-ЛАМА (монг.-тибет., букв. - море-лама, т. е. лама, великий, как море) - титул главы ламаист, духовенства, являвшегося до присоединения в 1951 Тибета к КНР также главой светской власти в Тибете. Титул установлен в 1391. Первым Д.-л. был Гэндун-дуб (1391-1474). 5-й Д.-л. Агван-лобсан-джамцо подчинил своей власти почти весь Тибет и превратил его в теократич. гос-во. Последний - 14-й - Д.-л. Лозондант-зен-джамцо-нгванг (род. в 1935) в 1959 покинул Тибет и проживает в Индии. Д.-л. рассматривается в ламаизме как высш. лицо среди «перерожденцев» (санскр. «маха-ратна», тибет. «римпоче», монг. «хутухта»), земное воплощение высоко почитаемого бодхисатвы Аволокитешвары, живой бог, -абсолют, авторитет для верующих. Смерть живого бога становится началом его нового земного воплощения, поэтому специальная, наделенная высокими полномочиями, комиссия из высш. лам «отыскивала» среди младенцев, родившихся на протяжении года после смерти Д.-л., того, в ком воплотилась его божеств, сущность. Младенец помещался в монастырь, где получал соответствующее воспитание. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. его функции выполнялись регентом.

ДАЛАМБЕР ЖАН ЛЕРОН

ДАЛАМБЕР Жан Лерон (1717-1783) - франц. ученый и философ-просветитель. Работал вместе с Д. Дидро над созданием «Энциклопедии» (вел разделы математики и физики). Д. принадлежат выдающиеся открытия в математике, физике и астрономии. Филос. взгляды Д. носят непоследовательный, противоречивый характер. В теории познания он стоял на позициях сенсуализма, склоняясь в то же время к скептицизму. Скептицизм распространял и на религию, считая, что невозможно достоверно утверждать ни о существовании бога, ни о вечности или сотворенности материи. Д. не перешел на позиции атеизма, связывая с религией существование неизменных нравств. принципов.

ДАМИАНИ ПЕТР

ДАМИАНИ Петр (1007-1072) - представитель ранней схоластики, возглавлял монастыр. школу в Равенне (Сев. Италия), епископ, затем кардинал католич. церкви. В вопросе о соотношении веры и разума занимал антирационалистич. позицию, сформулировал тезис о философии как «служанке» теологии. Отстаивал идею всемогущества бога и его ничем не ограниченной воли, недоступной чело-веч. сознанию. Являлся сторонником теократич. программы подчинения светской власти государей духовной власти папы римск.

ДАНИЛОВЦЫ

ДАНИЛОВЦЫ - см. Поморский толк.

ДАНЭМ БЕРРОУЗ

ДАНЭМ Берроуз (р. 1905) - амер. философ-материалист. Д. рассматривает философию как теорию освобождения человечества. Историю политич. мысли Д. трактует как борьбу «ересей» против ортодокс. религ.-политич. доктрин. При этом Д. идеализирует образ Христа, полагая, что соц.-конформист. содержание внесено в эту религию апостолом Павлом.

ДАОСИЗМ

ДАОСИЗМ - филос. учение в Китае в 4-3 вв. до н. э., на основе к-рого во 2 в. н. э. складывается религия, получившая то же название. Принципы филос. Д. изложены в книге «Дао дэ цзин», авторство к-рой приписывается полулегендарному мыслителю древности Лао-цзы. Гл. понятие в ней, «дао», объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, «матерью всех вещей». Это некий естеств. «путь», по к-рому должен следовать окружающий мир  и все люди. В филос. Д. проявляются элементы материализма и стихийной диалектики. В религ. Д. естеств. процессы получают мистич. истолкование, складывается божеств, пантеон, возглавляемый троицей - Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религ. орг-ция строится по иерархич. принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В нач. 5 в. оформляется вероучение и ритуал Д., он становится гос. религией. Однако в его недрах возникает множество сект, отличающихся самостоят. интерпретацией теологич. проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верующих. Среди последователей Д. были суровые аскеты, а наряду с ними - люди, вовсе не считавшие отказ от жизнен, благ условием достижения высш. блаженства. Для религ. Д. характерно эклектич. сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, др. мистич. представлений. Даосские жрецы, проповедуя идеи нравств. самосовершенствования личности, предлагают верующим и определенную методику достижения долголетия, включающую диету, систему физич. упражнений и др. В то же время они занимаются изгнанием «злых духов», гаданиями и т. п. Д. давно утратил былые позиции, уступив их др. религиям, получившим распространение в Китае. Число его приверженцев сравнительно невелико.

ДАРВИН ЧАРЛЗ РОБЕРТ

ДАРВИН Чарлз Роберт (1809-1882) - англ. естествоиспытатель, основоположник науч. эволюц. учения о развитии органического мира путем естеств. отбора - дарвинизма. Родился в семье врача, с детства увлекался изучением живой природы. Поступил на мед. ф-т Эдинбургского ун-та, но по настоянию отца перешел на богосл. ф-т Кембриджского ун-та. Окончив ун-т (1831), отправился как натуралист в 5-летнее кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Собранный фактич. материал по зоологии, геологии, палеонтологии, этнографии, данные с.-х. практики и науки привели Д. к выводам о естеств. развитии органического мира, о целесообразности строения организмов как результате действия естеств. отбора. Осн. положения своего учения, опровергавшие телеологию и креационизм, Д. изложил в кн. «Происхождение видов...» (1859). Науч. работа привела Д. к отходу от религии. Д. стал на позиции стихийного естеств.-науч. материализма и естеств.-науч. атеизма. Совр. фидеизм усиленно фальсифицирует мировоззрение Д.

ДАРВИНИЗМ

ДАРВИНИЗМ - материалистич. учение о развитии живой природы. Осн. положения изложены в труде Дарвина «Происхождение видов...» Д. раскрыл материальные естеств. факторы развития органического мира - изменчивость, наследственность и естеств. отбор, выступающий гл. движущей силой эволюции и видообразования. Д. материалистически объяснил целесообразность строения и функций организмов как результат естеств. отбора, показал ее относительность. Т. о., развитие органического мира было объяснено на основе действия объективных законов природы, без участия сверхъестеств. сил. В труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин дал материалистич. обоснование процесса выделения человека из животного мира, но не раскрыл его соц. факторы. Д. подорвал основы религ. идеологии, внес огромный вклад в развитие науч.-материалистич. мировоззрения. Д. утвердился в ожесточенной борьбе с антидарвинист, религ.-идеалистич. теориями. Продолжателями Д. были Геккепъ, Гексли, в России - Тимирязев, Мичурин идр. К.Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин дали высокую оценку Д., к-рый явился одной из естеств .-науч. предпосылок диалектич. материализма. «Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними» (Ленин В. И. ПСС, т. 1, с. 139). Значит, вклад в обогащение Д. внесли сов. ученые А. Н. Север-цов, Н. И. Вавилов, С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен и др. Развитие совр. биологии (генетики, биокибернетики) углуЗило Д., увеличило его материалистич., миро-воззренч. и методологич. значение. На основе синтеза классич. Д. и генетики, особенно популяционной, формируется совр. теория эволюции.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - в правосл. и католич. церкви особая шкатулка (ковчег), в к-рой хранятся кусочки «освященного» хлеба - т. н. св. дары для тех верующих,. к-рые не смогли присутствовать на причащении.

ДАУМЕР ГЕОРГ ФРИДРИХ

ДАУМЕР Георг Фридрих (1800-1875) - нем. философ. В ранних трудах подвергает резкой критике христианство, выводя его из культа Молоха. После 1848 Д. пропагандирует собств. новую религию, в 1858 Д. переходит в католицизм и становится богословом. Д. критиковали Маркс и Энгельс.

ДАЦАН

ДАЦАН - в Тибет., монг. и кал-мыц. буддизме (ламаизме) название ф-та (отделения) монастыр. ун-та; в бурят, ламаизме Д. - название самого монастыря.

ДВМШЙАН

ДВМШЙАН (1651) - гл. соч. англ. философа-материалиста Г. Гоббса, содержащее его учение о происхождении и сущности гос-ва. Обосновывая необходимость абсолютной власти гос-ва, Гоббс выступает решит, противником клерикализма (в особенности католического), объявляет гос-во высш. судьей в вопросах религии. В «Л. «содержится рационалистич. трактовка Библии, критикуются христ. вероучение и культ, фактически отвергаются сверхъестеств. источники религ. верований. «Л.» в 17 в. был внесен в «Индекс запрещенных книг» и осужден англикан. церковью. Рус. перевод (1864) был конфискован царской цензурой.

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ГЕОРГИЯ

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ГЕОРГИЯ - сложившееся в 12-14 вв. учение о том, что философия и богословие представляют самостоят. пути постижения истины и приобщения к богу. Сторонники этого учения Ибн Рушд, Сигер Брабант-ский, Дунс Скот, У. Оккам считали, что философия приводит человека к истине через познание окружающего мира разумом, теология же формулирует истину, опираясь на веру в откровение. Философия не должна подчиняться теологии. Ибн Рушд, Сигер Бра-бантский утверждали, что вытекающие из философии Аристотеля выводы о несотворенности мира, о вечности бога и мира, о смертности индивид, души человека и бессмертии безличного родового че-ловеч. разума являются более высокими истинами, чем богосл. утверждения о сотворении мира и личном бессмертии. Оккам полагал, что философия вообще не должна заниматься познанием бога, т. к. она есть естеств. рациона-листич. знание, знание о мире, бог же иррационален и недоступен для нее, он постигается верой. Но и теология не должна препятствовать философии исследовать свой объект. Прогрес. стороной Д. и. т. было то, что она способствовала развитию рационализма, обосновывала право философии и науки на выводы, противоречащие богосл. построениям. Д. и. т. сохраняла прогрес. значение в эпоху Возрождения и в начале Нового времени. Мусульм. и христ. церковники преследовали Д. и. т. Ка-толич. церковь противопоставляла Д. и. т. учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры. В наст. вр. теологи используют положение Д. и. т. о независимости друг от друга богословия и филос. науч. познания для примирения религии и науки как якобы взаимодополняющих областей духовной жизни.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - 12 наиболее значит, праздников правосл. церкви. К Д. п. относятся рождество Христово, крещение господнесретение, благовещение, вход господень в Иерусалим, вознесение, троица, преображение, рождество богородицы,  воздвижение креста, введение во храм богородицыуспение богородицы.  Церковь на всем протяжении своей истории использовала Д. п. для пропаганды своего вероучения, для идеологич. и эмоц.-психологич. воздействия на верующих.

ДЕ ВЕТТЕ ВИЛЬГЕЛЬМ МАРТИН ЛЕ-БЕРЕХТ

ДЕ ВЕТТЕ Вильгельм Мартин Ле-берехт (1780-1849) - нем. протест. богослов и библеист. Доказал, что в основе Второзакония (см. Пятикнижие) лежит «Книга закона», о к-рой в Библии говорится, будто она была найдена в Иерусалим, храме первосвященником Хелкией в царствование Иосии (4 Цар. 22:8 и ел.), и к-рая на самом деле была написана храмовыми жрецами по заданию Иосии в 621 до н. э., что послужило отправным пунктом для датировки остальных элементов Пятикнижия и книги Иисуса Навина. Наиболее значит, работа - «Очерки к введению в Ветхий завет».

ДЕВАДАТТА

ДЕВАДАТТА - в будд. мифологии родственник и один из первых учеников основателя буддизма Шакья-Муни, предавший заветы учителя. В отличие от умеренного пути Будды, настаивал на строгом аскетизме и суровой дисциплине в монашеском ордене. В легендах о Д. отразились противоречия и ожесточенная внутр. борьба в первонач. буддизме.

ДЕЗАМИ ТЕОДОР

ДЕЗАМИ Теодор (1803-1850) - представитель франц. утопич. коммунизма. В философии разделял взгляды фр. материалистов 18 в., выступал убежденным противником религии. Резко критиковал учение Кабе об осуществлении коммунизма мирн. путем и идеи «христ. Социализма Ламенне.

ДЕИЗМ

ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - филос.-религ. учение, по к-рому бог есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества. Истоки Д. - в ср.-век. философии. В период духовной диктатуры церкви деистич. учения служили формой выражения атеистич. идей независимости природы от божьей воли, активности человека, неограниченной возможности познания им мира. Как филос. направление, отражающее интересы прогрес. буржуазии Нового времени, Д. оформляется в 17 в. Его родоначальником считается Чербери (Англия). Д. не был однородным в филос. плане течением; к нему примыкали материалисты, просветители (напр., Толанд, Локк, Вольтер, Руссо, Лессинг, Радищев) и идеалисты (напр., Лейбниц). Деисты отвергали традиц. «положит.» религию, противопоставляя ей «естеств. религию разума». Они отрицали божеств, откровение, провидение, мн. религ. догматы и обряды, выступали против религ. нетерпимости, за свободу совести. Деисты стремились освободить науку и философию от засилья церкви, разум - от веры. Для материалистов Д. есть «не более, как удобный и легкий способ отделаться от религии» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 144). Исторически-прогрес. роль Д. исчерпалась к кон. 18 в., когда Гольбах и Дидро с позиций метафизич. материализма и атеизма подвергли его критике. С сер. 19 в. Д. используют защитники религии в борьбе с атеизмом. В наст. вр. Д. является формой компромисса между религией и естествознанием.

ДЕИСУС

ДЕИСУС (от греч. deesis - моление) - икона, изображающая Иисуса Христа в архиерейском облачении, богоматерь по правую и Иоанна Предтечу по левую его сторону а молитв, позе. Иногда Д. называется ряд икон, в к-ром помешен собственно Д., а иногда и весь многоярусный иконостас.

ДЕКАБРИСТЫ

ДЕКАБРИСТЫ - представители дворянок, революц. движения, осуществившие 14 декабря 1825 вооруж. выступление против самодерж.-крепостнич. строя в России. В. И. Ленин называл Д. «самыми выдающимися деятелями дворянского периода» рус. освободит. движения (т. 25, с. 93). На формирование мировоззрения Д. оказали влияние бурж. революции в странах Зап. Европы, соч.А. Н. Радищева и франц. просветителей 18 в. Будучи единодушными в стремлении уничтожить самодерж.-крепостнич. строй, Д. различались по своим мировоззренч. взглядам. Нек-рые из них стояли на религ.-идеалистич. позициях, считали, что в революц. агитации среди солдат нужно использовать христ. идеи, большинство же Д. были сторонниками скептицизма, деизма и атеизма. Однако мировоззренч. разногласия не препятствовали политич. объединению Д. Представители материалистич. атеистич. крыла движения Д. - П. И. Борисов, И. Д. Якушкин, В. Ф. Раевский, А. П. Барятинский, Н. А. Крюков, И. И. Горбачевский, И. И. Иванов, С. М. Семенов и др. органически сочетали подготовку восстания с разработкой мировоззренч. проблем. Они подвергли критике осн. религ. представления о существовании бога и загробной жизни, показали, что вера в эти вымыслы способствует закабалению народа. Идеи материалистич. крыла Д., а также их открытое выступление против освящаемого церковью крепостнич. строя оказали огромное влияние на последующее развитие свободомыслия и атеизма в России.

ДЕКАЛОГ

ДЕКАЛОГ - см. Заповеди.

ДЕКАРТ РЕНЕ

ДЕКАРТ Рене (1596-1650) - франц. философ, математик, физик и физиолог. Сделал ряд крупных естеств.-науч. открытий, выступал против ср.-век. религ.-схо-ластич. представлений о природе. Философия Д. характеризовалась делением мира на 2 независимых друг от друга начала: «мыслящую» и «протяженную» субстанции. Человек, по Д., есть созданное богом соединение бездушного телесного механизма и обладающей мышлением и волей души. Т. о-, философия Д. содержала элементы как идеализма, так и материализма. Прогрес. значение имело материалистич. учение Д. о бесконечной телесной субстанции - его «физика», в отличие от «метафизики», включавшей онтологич. доказательство бытия божия и признание бессмертия души.

ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - программный документ Великой франц. бурж. революции, принятый Учредит, собранием 26 авг. 1789. 1-я ст. Д. п. гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». 6-я ст. декларировала, что все граждане равны перед законом. 7, 9, 10-я и 11-я статьи утверждали свободу личности, свободу совести, слова и печати. Д. п. стала знаменем борьбы против феод.-абсолютист. порядков не только во Франции, но и в др. странах. Крупная буржуазия вкладывала в демократич. лозунги Д. п. свое клас.-огранич. содержание.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ - один из первых законодат. актов Сов. гос-ва, принятый 2(15) ноября 1917. Д. резко осудила политику натравливания одной нации на другие, проводившуюся царизмом и бурж. Временным пр-вом в отношении народов России, терпевших гнет и произвол помещиков и капиталистов. Д. заложила основы сов. нац. политики: равенство и суверенитет народов; право народов на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоят. гос-ва; отмена всех и всяких нац. и нац.-религ. привилегий и ограничений; свободное развитие нац. меньшинств и этнич. групп, населяющих территорию России. Д. нанесла сильнейший удар по идеологии великодержавного шовинизма и бурж. национализма, положила начало практич. претворению в жизнь ленинской программы по нац. вопросу.

ДЕКРЕТАЛИИ

ДЕКРЕТАЛИИ (лат. decretum -определение, решение) - постановления (с кон. 4 в.) пап римск. в виде посланий, составляющие гл. содержание Корпуса канонич. права - свода законов католич. церкви. С 5 в. появляются подложные Д., наиболее известны т. н. Лжеисидоровы Д., к-рые папство использовало для укрепления своей власти, борьбы со светскими государями.

ДЕЛИЧ ФРИДРИХ

ДЕЛИЧ Фридрих (1850-1922) - нем. историк-ориенталист. Впервые в библеистике Д. провел науч.-историч. сопоставление Ветхого завета с ассиро-вавилон. мифологией, доказав, что Библия часто заимствует вавилон. мифы и предания (в часта., о всемирн. потопе). В своем гл. соч. «Библия и Вавилон» Д. развивает т. н. пан-вавилонизм, преувеличивая влияние ассирийцев и вавилонян на последующую историю мир. культуры.

ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ

ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ - оракул при храме Аполлона в Дельфах - одном из религ. центров Др. Греции. С вопросами к Д. о. обращались как частные лица, так и представители общин, городов и гос-в перед принятием ответственных решений. Пророческие изречения от имени Аполлона давала жрица Пифия, затем они редактировались и облекались в стихотворную форму жрецами храма. Прорицания Д. о. сохранились в соч. Геродота и в др. источниках.

ДЕМБОВСКИЙ ЭДВАРД

ДЕМБОВСКИЙ Эдвард (1822-1846) - польск. революц. демократ, философ и лит. критик, один из руководителей Краковского восстания (1846). Филос. взгляды Д. прошли сложную эволюцию от идеализма к материализму я атеизму. Д. пришел к выводу, что соц. условия определяют всю духовную жизнь эпохи. По своим социологич. воззрениям Д. был представителем утопич. коммунизма. Сост. частью его учения является критика религии как навязанного народу «ярма фанатизма и суеверий».

ДЕМЁТРА

ДЕМЁТРА - др.-греч. богиня плодородия, земледелия, брака и семейной жизни. В мифе о Д. и ее дочери Персефоне отражается более др. культ периодич. возрождения и умирания растительного мира. Культ Д. был распространен по всей территории средиземноморской культуры.

ДЕМИУРГ

ДЕМИУРГ (греч. - творец, создатель) - филос.-теологич. категория, восходящая к Платону, у к-рого Д. - бог, создающий мир из извечно существующего хаоса, в отличие от христ. бога, творящего мир из ничего. У гностиков Д. - творец материального мира с его злом и греховностью. В христ. богословии и объективно-идеалистич. философии Д. - идеальное первоначало, творящее мир.

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ - понятие, выражающее осн. содержание теологич. концепций, призывающих интерпретировать библ. мифы в соответствии с представлениями совр. человека. Родоначальник «де-мифологизированной» теологии Р. Бультман в очерке «Новый завет и мифология» (1941) предложил разграничивать в Библии божеств. содержание (керигму) и языковую форму выражения истин веры. Поскольку в наше время, писал Бультман, люди не верят в библ. мифы, то их следует рассматривать лишь как символич. образы, выражающие отношение человека к богу. Т. О., миф не отбрасывается, а получает экзистенциальную трактовку. Концепции Д. стремятся избавить христ. теологию как от безнадежно устаревших положений ортодоксии, так и от протест, «либерализма».

ДЕМОКРИТ

ДЕМОКРИТ (ок. 470 или 460 до н. э. - ум. в глубокой старости) - Др.-греч. философ-материалист, гл. представитель античной атомистики. По Д., бесконечный мир состоит из неделимых, а следовательно, невозникаюших и неуничтожимых частиц (атомов), различающихся формой, порядком сочетаний и положением («поворотом»), и пустоты, в к-рой они движутся, соединяясь в отд. тела, затем снова распадающиеся. В мире царит естеств. необходимость, причинно определяющая все явления. Детер-минизм Д. исключает как творение мира богом, так и направляемое провидением течение событий в нем. Д. считал религию искусственным («по установлению») установлением человека, основанным на непонимании грозных явлений природы, страхе перед смертью и загробными наказаниями за дурные поступки. Атеизм Д. критиковался и извращался многочисленными теологами и философами-идеалистами.

ДЕМОНОЛОГИЯ

ДЕМОНОЛОГИЯ (греч. daimon - дух, божество и logos - слово, учение) - религ. учение о демонах. Восходит к первобытн. вере в злых духов. Д. получила особое развитие в вавилон. и др.-иран. религиях, откуда проникла в иудаизм, христианство и ислам. Католицизм и православие до сих пор настаивают на реальном существовании демонов, нек-рые протестанты склонны понимать их символически. Д. неотрывна от религ. морали, в к-рой дьявол - источник и носитель греха. Согласно Д., человек всегда и везде окружен демонами, угрожающими его душе, и избавить от них или нейтрализовать их злокозненное действие может только церковь своими молитвами, заклинаниями, реликвиями, иногда специальными культовыми действиями по изгнанию дьявола (экзорцизм). На Д. основана изуверская концепция ведовства, приведшая к позорному преследованию и уничтожению ведьм во времена инквизиции. С Д. связана т. н. мед. магия - от языч. знахарства до совр. религ. суеверий, по к-рым причина физич. и психич. болезней (одержимость, кликушество) - действие демонов. Д. -необходимая часть соц. доктрины це.ркви, возводящей корни чело-веч. бедствий к сверхъестеств. сатанинскому источнику.

ДЕМОНЫ

ДЕМОНЫ (греч. daimon - дух, божество) - фантастич. существа, олицетворяющие злую, «нечистую» силу, - черти, бесы, дьяволы, джинны, ведьмы и т. д. Иудеохрист. предание объявляет Д. падшими (вышедшими из повиновения богу) ангелами. С помощью веры в Д. религия пытается оправдать наличие в мире зла, допускаемого всемогущим и всеблагим богом (теодицея). Служа целям запугивания, вера в Д. является источником самых диких суеверий.

ДЕНАРИЙ СВ. ПЕТРГ

ДЕНАРИЙ СВ. ПЕТРГ - название ежегодного поголовного налога, взимавшегося с католиков папой римск., к-рый считается преемником апостола Петра. Введенный в 10 в., был сначала добровольным даянием, но вскоре стал обя-зат. налогом. Д. с. П. население Польши, Англии, Дании платило с сер. 11 в., Швеции и Норвегии -с сер. 12 в., Пруссии - с нач. 14 в., взимался он и с католиков др. стран. Д. с. П. вызывал многочисленные протесты масс верующих. Был ликвидирован Реформацией в 16 в. Вновь введен (как добровольное даяние) после 1870.

ДЕНОМИНАЦИЯ

ДЕНОМИНАЦИЯ (от лат. denomi-natio - наделение специальным именем) - в общем смысле - группа лиц или предметов, объединенных одним названием. В религиоведении термин «Д.» чаще всего употребляется для обозначения ре-лиг. объединений, находящихся в стадии становления, организац. оформления, а иногда как синоним вероисповедания, конфессии.

ДЕПЕРЬЕ БОНАВЕНТЮР

ДЕПЕРЬЕ Бонавентюр (ок. 1500 -ок. 1544) - франц. писатель-гуманист. В своих произведениях прославлял радости земной жизни, выступая против католицизма и протестантизма. Разоблачал релит. чудеса, показывая, что они - источник наживы для церковников; утверждал, что религия превращает верующих в ослов, таскающих тяжести и безропотно сносящих удары; высмеивал невежество и алчность священников и монахов. Одно из наиболее значит, произведений - «Кимвал мира» (1537).

ДЕРВИШ

ДЕРВИШ (перс. - нищий, бедняк) - мусульм. нищенствующий монах. Д. принадлежат к различным суфийским орденам. Странствуя, распространяют суеверие и фанатизм. Нередко отказываются от брака, ведут аскетич. образ жизни.  В раннем средневековье различали 2 типа Д.: бродячие, отличавшиеся нередко распущенными нравами, нарушавшие обществ. порядок, и ученые - суфии. Среди последних встречались историки, философы, поэты, к-рые критиковали соц. несправедливость, ханжество и невежество духовных лиц. Офиц. духовенство обвиняло их в ереси.

Предыдущая страница Следующая страница