Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Раав

Ра’ав -

а) (широкая) (Нав.2:1 ,3; Нав.6:16 ,22,24; Иак.2:25 ; Евр.11:31 ) - иерихонская блудница (см.), принявшая двух еврейских соглядатаев, посланных И.Навиным для осмотра Иерихона, и помогшая им скрыться, ибо верила, что город будет предан Господом в руки израильтян. Возможно, она же в Мат.1:5 названа Рахава; в таком случае Раав стала женой Салмона и родила Вооза (см. родить);

б) (надменность, гордость) (Пс.86:4 ; Пс.88:11 ) - образное название Египта. Это же слово в оригинале встречается и в Ис.30:7 (можно перевести так: «Раав не принесет пользы»);

в) (Ис.51:9 ) - некое морское чудовище или злая сила, которая в оригинале упоминается также в Рим.9:13 (переведено как «чудовище») и в Рим.26:12 (переведено как «дерзость»).

Раама

Ра’ама (дрожащий) (Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ) - один из сыновей Хуша, сына Хама и название его потомков, населявших область севернее Персидского залива (в Иез.27:22 назван Раема).

Раамия

Ра’амия (Неем.7:7 ) - ·аналог. Билшан (в Езд.2:2 назван Реелай).

Раамсес

Раамс’ес (сын бога солнца Ра) (Быт.47:11 ; Исх.1:11 ; Исх.12:37 ; Чис.33:3 ,5) - город для запасов, построенный (или отстроенный) евреями в земле Гесем, а также и другое название этой земли (·срн. Быт.46:28 ). Из этого города евреи вышли, покидая Египет. (см. Гесем)

Раб

- безответное и бесправное существо, полная собственность своего господина. Мастеровые и художники, управители имений, врачи и учителя в древности чаще всего были рабы. У язычников они были наследственной, вечной собственностью господ (как и рабы-язычники у евреев - Лев.25:44 -46), но для рабов евреев закон предписывал определенные смягчения (Исх.20:10 ; Исх.21:2 ,8-11,20,26,27; Лев.25:39 -43,53-55; Втор.12:12 ; Втор.16:11 ,14; Втор.21:14 ; Втор.23:15 ). Раб был вещью и цена его, установленная Моисеем, была 30 сиклей серебра (Исх.21:32 ) - примерно четырехмесячная плата поденного рабочего (см. деньги). Раб исполнял любую работу, которую давал ему его господин, а хороший раб еще знал наклонности и характер своего владыки. Поэтому выражения «раб Господень» или «раб Богу» выражают предельную степень преданности и верности. (см. слуга)

Рабсак

Рабс’ак (главное должностное лицо) (4Цар.18:17 ,19,26-28,37; 4Цар.19:4 ,8; Ис.36:2 ,4,11-13,22; Ис.37:4 ,8) - высокое должностное и доверенное лицо при ассирийском царе Сеннахириме, посланное с войском для осады и взятия Иерусалима (это не имя, а титул, название должности). Возможно, он подчинялся Тартану (см.) и служил переводчиком и глашатаем (·срн. Регем-мелех ). (см. имя)

Рабсарис

Рабс’арис (начальник евнухов или охранников) (4Цар.18:17 ) - как и ·предыд., некое должностное лицо, посланное с войсками к Иерусалиму (также является не именем, а названием должности - это же слово в Иер.39:3 переведено словами «начальник евнухов»). (см. имя)

Равва

Р’авва (великий) (Втор.3:11 ; Нав.13:25 ; 2Цар.11:1 ; 2Цар.12:26 ,29; 2Цар.17:27 ; 1Пар.20:1 ; Иер.49:2 ,3; Иез.21:20 ; Иез.25:5 ; Ам.1:14 ) - главный город аммонитян, расположенный на восток от Иордана, несколько южнее истоков Иавока. С 3 ·в. ·до-РХ назывался Филадельфия, ныне - Амман. (см. аммонитяне)

Равви

Равв’и (мой учитель) (Мат.26:25 ,49; Мар.9:5 ; Мар.11:21 ; Мар.14:45 ; Иоан.1:38 ,49; Иоан.3:2 ,26; Иоан.4:31 ; Иоан.6:25 ; Иоан.9:2 ; Иоан.11:8 ) - почетный титул, дававшийся выдающимся учителям закона в еврейском народе. Во многих местах, где в русском тексте стоит «Учитель» (Мат.22:16 ,24,36; Мар.10:51 ; Иоан.11:28 ; Иоан.13:12 ,14), в оригинале употреблено то же слово «Равви». Господь запретил Своим ученикам добиваться подобных титулов (Мат.23:7 -8).

Раввиф

Равв’иф (множество, толпа) (Нав.19:20 ) - ·аналог. Авец.

Раввуни

Раввун’и (мой господин учитель) (Иоан.20:16 ) - более высокий и более почетный титул, чем «равви». Присваивался только самым известным еврейским учителям.

Равнина

равн’ина - обширное пространство земли, годной для земледелия или пастбищ. Поскольку в гористой Палестине такие места были наперечет, многие имели свои названия: Моавитская (Чис.22:1 ; Чис.26:63 ; Чис.31:12 ; Чис.33:48 ,50; Чис.35:1 ; Чис.36:13 ; Втор.34:1 ,8), Иерихонская (4Цар.25:5 ), Мегиддо (2Пар.35:22 ), Оно (Неем.6:2 ).

Рагав

Раг’ав (друг) (Быт.11:18 -21; 1Пар.1:25 ; Лук.3:35 ) - сын Фалека, сына Евера и потомок Сима, сына Ноя, один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

Рагуил

Рагу’ил (друг Божий) -

а) (Быт.36:4 ,10,13,17; 1Пар.1:35 ,37) - ·аналог. Елифаз,а;

б) (Исх.2:18 ; Чис.10:29 ) - см. Иофор.

Раддай

Радд’ай (1Пар.2:14 ) - ·аналог. Аминадав,г.

Радоваться

р’адоваться (Деян.15:23 ; Деян.23:26 ; Иак.1:1 ) - распространенное в древности приветствие в письмах (посланиях). (см. приветствие)

Радость

р’адость - это слово в Писании имеет духовный и более глубокий смысл, чем обычная радость, и не имеет ничего общего с весельем (Пс.42:4 ; Рим.15:13 ; Евр.12:2 ).

Раема

Ра’ема (Иез.27:22 ) - см. Раама.

Разверзать

разверз’ать (Исх.13:2 ,12; Исх.34:19 ; Чис.3:12 ; Чис.8:16 ; Чис.16:32 ; Суд.15:19 ; 1Цар.2:1 ; Мар.1:10 ; Лук.2:23 ) - открывать, вскрывать, нарушать, расторгать.

Раздирать одежду

раздир’ать од’ежду - разрывать одежду (см.) в знак глубокой печали (Быт.37:29 ,34; Иоил.2:13 ). Первосвященники по закону не должны были ни по какому случаю раздирать своих одежд (Лев.21:10 ), поэтому судивший Иисуса первосвященник Каиафа нарушил закон, в чрезмерном усердии разодрав свои одежды (Мат.26:65 ; Мар.14:63 ).

Разноцветные одежды

разноцв’етные од’ежды (Быт.37:3 ,23,32; Суд.5:30 ; 2Цар.13:18 ) - значение слов в оригинале не ясно. Они могут означать и богатую одежду и богато украшенную.

Разон

Раз’он (важный) (3Цар.11:23 ) - сын (потомок) Елиады, бежавший от царя Сувского и сделавшийся главою шайки. Захватив Дамаск, он стал царем Сирии и был врагом Израиля во все дни царствования Соломона.

Рай

(сад) (Быт.2:8 ,10; Быт.3:8 ; Ис.51:3 ; Лук.23:43 ; 2Кор.12:4 ; Отк.2:7 ) - слово персидского происхождения, означающее сад, парк, прекрасное место, защищенное место. В оригинале то же слово употреблено и во многих других местах, которые переведены: «сад Едемский» (Быт.2:16 ; Быт.3:23 ,24; Иоил.2:3 ), «сад Господень» (Божий) (Быт.3:10 ; Ис.51:3 ; Иез.28:13 ; Иез.31:8 ), «сад» (Екк.2:5 ; Песн.4:13 ), «царский лес» (Неем.2:8 ). Судя по Быт.2:10 -14 рай состоял из нескольких земель: земли Хавила (Колхида? Персия? Индия? Египет?), орошаемой рекой Фисон; земли Куш (·возм., в южной Месопотамии) и Ассирии. В Быт.13:10 рай уподобляется земле Египетской, а во 2Кор.12:2 ,4 - небу. Иисус Христос сказал разбойнику, что он будет в тот же день с Ним в раю, но Господь еще 40 дней не восходил на небо, а являлся Своим ученикам на земле (Иоан.20:17 ; Деян.1:3 ). Следовательно, рай - это место или духовное состояние, не связанное с нашей земной жизнью, но открывающееся после нее (или вне ее) (главное - с Господом), и в таком случае уже безразлично, где оно находится (·возм., даже на земле, как в случае с этим разбойником). (см. Едем)

Рак

(2Тим.2:17 ) - в оригинале «гангрена», то есть болезнь, постепенно захватывающая все тело, начиная с кончиков пальцев.

Рака

рак’а (Мат.5:22 ) - по-арамейски означает «пустоголовый» или «дурак». Это слово, по-видимому, часто срывалось с языка в разговорах.

Раккаф

Ракк’аф (побережье) (Нав.19:35 ) - один из укрепленных городов удела Неффалимова, расположенный, как гласит предание, на месте, где впоследствии была расположена Тивериада.

Ракон

Рак’он (Нав.19:46 ) - ·аналог. Бене-Верак .

Рам

-

а) (1Пар.2:25 ,27) - ·аналог. Ахия,д;

б) (Рим.32:2 ) - по-видимому, означает Арам (см. Арам,а).

Рама

Р’ама (высота) -

а) (Нав.18:25 ; Суд.4:5 ; Суд.19:13 ; 3Цар.15:17 ,21,22; 1Пар.27:27 ; 2Пар.16:1 ,5,6; Езд.2:26 ; Неем.7:30 ; Неем.11:33 ; Ис.10:29 ; Иер.31:15 ; Иер.40:1 ; Ос.5:8 ; Мат.2:18 ) - город в уделе Вениаминовом, недалеко от Гивы, на полпути из Иерусалима в Вефиль (ныне селение Рам);

б) (Нав.19:8 ) - см. Ваал,г;

в) (Нав.19:29 ) - пограничный город удела Асирова недалеко от Тира (ныне село Раме);

г) (Нав.19:36 ) - ·аналог. Адама,а;

д) (1Цар.1:19 ; 1Цар.2:11 ; 1Цар.7:17 ; 1Цар.8:4 ; 1Цар.15:34 ; 1Цар.16:13 ; 1Цар.19:18 ,19,22,23; 1Цар.20:1 ; 1Цар.28:3 ) - родина пророка и судьи Израиля Самуила, где он провел почти всю свою жизнь и где он умер. Местоположение точно не известно, но, судя по значению слова, это могло быть просто возвышенное (или известное) место недалеко от Массифы (см. Массифа,в) (в таком случае это может быть местечко Рамле на север от Иерусалима) (в 1Цар.1:1 названа Рамафаим-Цофим, а в Мат.27:57 ; Мар.15:43 ; Лук.23:51 ; Иоан.19:38 - Аримафея);

е) (2Пар.22:6 ) - см. Рамоф,а.

Рамаия

Рам’аия (Иегова высок) (Езд.10:25 ) - ·аналог. Венаия,а.

Рамафаим-Цофим

Рамафа’им-Цоф’им (две высоты) (1Цар.1:1 ) - см. Рама,д, Цуф,б.

Рамаф-Лехи

Рам’аф-Л’ехи (Суд.15:17 ) - место около Лехи, где Самсон бросил ослиную челюсть, убив ею напавших на него Филистимлян.

Рамаф-Мицфа

Рам’аф-М’ицфа (высокое место, место для наблюдения) (Нав.13:26 ) - полагают, то же, что Рамоф (см. Рамоф,а), но, ·возм., это другое место на границе удела Гадова.

Рамена

рамен’а (Втор.33:12 ; 1Пар.35:3 ; Пс.80:7 ; Ис.9:6 ; Ис.10:27 ; Ис.14:25 ; Ис.22:22 ) - плечи.

Рамоф

Рам’оф (высокое место) -

а) (Втор.4:43 ; Нав.20:8 ; Нав.21:38 ; 3Цар.4:13 ; 3Цар.22:3 ,4,6,12,15,20,29; 4Цар.8:28 ,29; 4Цар.9:1 ,4,14; 1Пар.6:80 ; 2Пар.18:3 ,5,11,14,19,28; 2Пар.22:5 ) - левитский город и город убежища в Галааде, в уделе Гадовом, южнее Едреи. Надо полагать, занимал важное положение, из-за чего был предметом раздора между израильскими и сирийскими царями (в Суд.10:17 ; Суд.11:11 ,29,34 назван Массифа, а во 2Пар.22:6 - Рама); (см. тж Галаад,д, Рамаф-Мицфа )

б) (1Цар.30:27 ) - см. Ваал,г;

в) (1Пар.6:73 ) - см. Иармуф,б.

Раскаяние

раск’аяние - перемена отношения к своему поведению, отречение от соответствующего убеждения (Рим.42:6 ). Человеческое раскаяние - это скорее сожаление, перемена мнения о чем-то, чем новое убеждение и состояние - раскаялся и Иуда (Мат.27:3 ), но он не изменился. Бог иногда раскаивается (Быт.6:6 ; 1Цар.15:35 ), ибо Он может изменить Свои планы и действия (Исх.32:14 ; Иер.18:8 ; Иер.26:13 ,19; Ион.3:9 -10), но Бог раскаивается не как человек (1Цар.15:29 ). (см. покаяние)

Распятие

расп’ятие (распинание, растягивание на кресте) - самая мучительная, позорная и страшная казнь в древности. Осужденный привязывался и прибивался (через ладони и ступни ног) к деревянным брусьям, соединенным в виде креста (в форме букв Т или Х). Крест вкапывался в землю и устанавливался вертикально, так что казненный повисал на веревках и гвоздях и так оставлялся умирать. Смерть часто наступала только через двое или трое суток, поэтому распятых охраняли, чтобы их не сняли друзья или родственники. Для ускорения смерти применялся прием перебивания костей ног, ибо казненные, как им ни было тяжело, опирались на ноги, чтобы облегчить дыхание. С перебитыми же ногами они очень скоро задыхались. Осужденного на смерть часто перед казнью отдавали в руки солдат и палачей для истязаний и были случаи, что он умирал еще до распятия. Если же оставался жив, его заставляли нести к месту казни свой собственный крест, на котором его должны были распять. Казнь эта была известна в глубокой древности и применялась еще персами, о чем есть упоминание в Священном Писании (Езд.6:11 ; Есф.5:14 ). Римляне применяли эту казнь только для разбойников и рабов, римский гражданин не мог быть распят. Господь Иисус Христос претерпел эту страшную казнь и все мучения, связанные с ней, и это было искупительной жертвой за всех нас, которой Он освободил всех верующих во имя Его от суда Божия (Иоан.11:50 -51). (см. крест)

Рассеяние

расс’еяние (греч. - диаспора) (Иоан.7:35 ; Иак.1:1 ) - совокупность израильтян и иудеев, разбросанных в разное время по многим землям и странам, как после вавилонского плена, так и до него (·срн. Ис.11:12 ; Ис.56:8 ; Соф.3:10 ; 1Пет.1:1 ). (см. еврей, Еллинское рассеяние )

Расслабление

расслабл’ение (Прит.25:19 ; Мат.4:24 ; Мат.8:6 ; Мат.9:2 ,6; Мар.2:3 ,5,9,10; Лук.5:18 ,24; Деян.8:7 ; Деян.9:33 ) - паралич, при котором человек теряет частично или полностью способность двигаться и тяжело страдает (Мат.8:6 ).

Растения

раст’ения - в Библии упоминаются следующие растения:

| +аир | +маслина

| +алой | +миндаль

| +анис | +мирт(а)

| +ароматы | +можжевельник

| +бальзам | +мята

| +бдолах | +нарцисс

| -бобы | -огурцы

| +благовония | -орехи

| +благовонная трость | +пальма

| +благовонное дерево | +полба

| -бук | +полынь

| -верба | -пшеница

| -вереск | -пшено

| +виноград | -репейник

| +волчцы | +рожки

| -горчичное дерево | +рута

| +горькие травы | +ситтим

| +гофер (дерево) | +смоковница

| +гранатовое дерево | +теревинф

| +дрок | +терн(овник)

| -дуб | +тмин

| -дыня | -тополь

| -ель | +тростник

| -ива | +тутовое дерево

| -камыш | +финиковое дерево

| -каштан | +фисташки

| +кедр | +черное дерево

| +кипарис | +чернуха

| +кориандровое семя | -чеснок

| +корица | +чечевица

| -крапива | +шафран

| +красное дерево | -яблон

| +лен | +явор

| +лилия | -ясень

| +лук | -ячмень

| +мандрагоры |

(обозначения: + упомянуты в Словаре,

- не упомянуты в Словаре)

Рафа

Р’афа (1Пар.8:2 ) - ·аналог. Ард.

Рафуй

Раф’уй (исцеленный) (Чис.13:10 ) - отец (предок) Фалтия.

Рахава

Рах’ава (Мат.1:5 ) - см. Раав,а.

Рахал

Рах’ал (торговля) (1Цар.30:29 ) - ·аналог. Атах.

Рахам

Рах’ам (милосердный) (1Пар.2:44 ) - сын (потомок) Шемы из колена Иудина, основатель или начальник Иоркеама.

Рахиль

Рах’иль (овца) (Быт.29:6 ,9-12,16-18,20,25,28-31; Быт.30:1 ,2,6-8,14,15,22,25; Быт.31:4 ,14,19,32-34; Быт.35:16 ,19,20,24,25; Быт.46:22 ,25; Быт.48:7 ; Руф.4:11 ; 1Цар.10:2 ; Иер.31:15 ; Мат.2:18 ) - младшая дочь Лавана, любимая жена Иакова и его двоюродная сестра (как и Лия, см.). Рахиль родила Иакову двух последних из двенадцати его сыновей - Иосифа и Вениамина. Умерла Рахиль и погребена недалеко от Вифлеема (Быт.35:19 ) (по 1Цар.10:2 это место находится севернее Иерусалима).

Реаия

Ре’аия (Иегова видит) -

а) (1Пар.4:2 ) - см. Гарое;

б) (1Пар.5:5 ) - ·аналог. Ваал,д;

в) (Езд.2:47 ; Неем.7:50 ) - ·аналог. Аккув,в.

Рева

Р’ева (Чис.31:8 ; Нав.13:21 ) - ·аналог. Евий.

Ревекка

Рев’екка (Быт.22:23 ; Быт.24:15 ,29,30,45,51,53,58-61,64,67; Быт.25:20 ,21,28; Быт.26:7 ,8,35; Быт.27:5 ,6,11,15,42,46; Быт.28:5 ; Быт.29:12 ; Быт.35:8 ; Быт.49:31 ; Рим.9:10 ) - дочь Вафуила, сына Нахора, брата Авраама и сестра Лавана. Слуга Авраама, специально посланный в Месопотамию, где она жила, нашел ее как жену Исааку, по чудесному Божиему откровению. Ревекка родила Исааку Исава и Иакова. Последнему она хитростью помогла получить благословение отца. После этого она, по-видимому, больше не видела своего любимого сына. После смерти была погребена в пещере Махпела.

Ревнования приношение

ревнов’ания принош’ение (Чис.5:15 ) - см. приношение воспоминания .

Регем

Рег’ем (друг) (1Пар.2:47 ) - ·аналог. Гешан.

Регем-мелех

Рег’ем-мел’ех (друг царя) (Зах.7:2 ) - ·возм., это не есть имя одного из посланных, а его титул (если город Вефиль мог кого-то посылать, значит в нем был какой-то правитель, имевший своих должностных лиц). (см. друг царя , имя, Мелех, сын царя )

Регуил

Регу’ил (друг Божий) -

а) (Чис.1:14 ; Чис.2:14 ; Чис.7:42 ,47; Чис.10:20 ) - отец (предок) Елиасафа;

б) (1Пар.9:8 ) - ·аналог. Ивния,б.

Реелай

Реел’ай (трепещущий пред Иеговой) (Езд.2:2 ) - см. Раамия.

Река

рек’а - если не имеется в виду вообще река или определенная из контекста река, то подразумевается Евфрат (Быт.31:21 ; Исх.23:31 ; Нав.24:2 ,4,15; Езд.4:10 ,16; Пс.79:12 ; Ис.11:15 ; Ис.27:12 ; Зах.9:10 ), иногда - Тигр (Быт.36:37 ; 1Пар.1:48 ) и в некоторых случаях - Нил (Ис.19:5 -7; Ис.23:3 ,10; Зах.10:11 ). По именам в Писании упомянуты следующие реки (и потоки): Авана, Арнон, Евфрат, Гихон, Гозан, Иордан, Кане, Киссон, Нил, Тигр, Фарфар, Фисон, Хиддекель, Ховар, Хораф, Улай (см. тж Сихор,а). При реках у евреев очень часто устраивались молитвенные места (см. Пс.136:1 ; Деян.16:13 ; Ховар). (см. тж синагога)

Река Аравийская

рек’а Арав’ийская (Ис.15:7 ) - в оригинале «поток (или ущелье) тополей» (см. Зарай).

Река Египетская

рек’а Ег’ипетская (Быт.15:18 ; 3Цар.8:65 ; 2Пар.7:8 ; Ис.7:18 ) - см. поток Египетский . В Ис.7:18 в оригинале слово «река» стоит во множественном числе.

Рекем

Рек’ем (пестрый, разноцветный) -

а) (Чис.31:8 ; Нав.13:21 ) - ·аналог. Евий;

б) (Нав.18:27 ) - ·аналог. Аввим;

в) (1Пар.2:43 ,44) - ·аналог. Корей,г;

г) (1Пар.7:16 ) - один из сыновей (потомков) Шереша из колена Манассиина.

Религия

рел’игия (от ·лат. набожность, почитание святыни) - система традиций, обрядов и соответствующего поведения, основанная на определенном духовном учении. Наиболее распространенные в настоящее время религии (буддизм, индуизм, конфуцианство, иудаизм, мусульманство, католицизм, православие и протестантизм) формально имеют очень много общего - установленные и регламентированные «богослужения» в специально приспособленных для этого помещениях (богов ведь и господ много - 1Кор.8:5 ), свой набор обрядов, таинств и святых предметов, свою мораль, свою иерархию, разработанные теории толкования соответствующих писаний, отлаженную практику взаимоотношений с мирскими властями, гражданскими институтами и обществом. Таким образом, всякая религия не есть сама Истина (иначе их не было бы много), но самоопределяющаяся и самодовлеющая духовная система, выдающая себя за истину (и претендующая на единственность!).

Истина же - одна, она - Христос (Иоан.14:6 ) и Христианство (не религия, не строй канонов и обрядов а принадлежность Христу) проявляется не в набожности, религиозности, обрядности, формализме, которые предоставляют огромное поле для лицемерия, обмана, идолопоклонства (см. церковь), а в простой, чистой, полной, детской вере в Господа и Спасителя души человеческой - Иисуса Христа, Сына Божия.

В русской Библии слово «религия» не встречается, хотя в других переводах Священного Писания оно встречается, напр., в Деян.26:5 (русский текст - вероисповедание), Иак.1:26 -27 (благочестие), Гал.1:13 -14 (Иудейство). (см. тж христианство)

Ремалия

Рем’алия (Иегова украшает) (4Цар.15:25 ,27,30,32,37; 4Цар.16:1 ,5; Ис.7:4 ,5,9; Ис.8:6 ) - отец (предок) Факея.

Ремеф

Рем’еф (возвышенный) (Нав.19:21 ) - см. Иармуф,б.

Реммон

Ремм’он (гранатовое яблоко) -

а) (2Цар.4:2 ,5,9) - отец (предок) Бааны и Рихава;

б) (Зах.14:10 ) - см. Аин,б.

Ремфан

Ремф’ан (Ам.5:26 ; Деян.7:43 ) - идол, изображавший, как полагают, планету Сатурн.

Ресен

Р’есен (Быт.10:12 ) - см. Ниневия.

Реума

Ре’ума (высокая) (Быт.22:24 ) - наложница Нахора, брата Авраама.

Рефаил

Рефа’ил (Бог исцеляет) (1Пар.26:7 ) - один из сыновей (потомков) Шемаии, левит, привратник у южных ворот храма.

Рефаим долина

Рефа’им(ов) дол’ина (Нав.15:8 ; Нав.18:16 ; 2Цар.5:18 ,22; 2Цар.23:13 ; 1Пар.11:15 ; 1Пар.14:9 ; Ис.17:5 ) - широкая и плодородная долина на юго-запад от Иерусалима (в настоящее время называется Эль-Бекаа). (см. долины)

Рефаимов долина

Рефа’им(ов) дол’ина (Нав.15:8 ; Нав.18:16 ; 2Цар.5:18 ,22; 2Цар.23:13 ; 1Пар.11:15 ; 1Пар.14:9 ; Ис.17:5 ) - широкая и плодородная долина на юго-запад от Иерусалима (в настоящее время называется Эль-Бекаа). (см. долины)

Рефаимы

Рефа’имы (Быт.14:5 ; Быт.15:20 ; Втор.2:11 ,20; Втор.3:11 ; Нав.12:4 ; Нав.17:15 ; 2Цар.21:18 ,22; 1Пар.20:4 ,6,8) - исполины среди людей, жившие во многих местах Палестины уже во времена Авраама, а может быть и раньше (·возм., имеет то же значение, что и слово «исполины», см.). В Рим.26:5 ; Ис.14:9 ; Ис.26:14 это слово имеет значение «духи умерших». (см. Емимы, Замзумимы, народы древней Палестины )

Рефаия

Реф’аия (Иегова исцеляет) -

а) (1Пар.3:21 ) - см. Арнан;

б) (1Пар.4:42 ) - ·аналог. Неария,б;

в) (1Пар.7:2 ) - ·аналог. Иахмай;

г) (1Пар.8:37 ; 1Пар.9:43 ) - ·аналог. Ацел;

д) (Неем.3:9 ) - сын (потомок) Хура, начальник в народе, чинивший (во главе своего народа) один из участков стены Иерусалима.

Рефай

Реф’ай (богатство) (1Пар.7:25 ) - сын Берии и отец Решефа из колена Ефремова. (см. Аммиуд,а)

Рефидим

Рефид’им (пространство, широта) (Исх.17:1 ,8; Исх.19:2 ; Чис.33:14 ,15) - место последней стоянки израильтян перед Синаем. Здесь Моисей извел воду из скалы и израильтяне одержали верх над амаликитянами.

Реха

Р’еха (1Пар.4:12 ) - название некоей местности (положение не известно).

Рехав

Рех’ав (всадник) -

а) (Неем.3:14 ) - отец (предок) Малхия (·возм., то же лицо, что и следующее);

б) (Иер.35:6 ,8,14,16,19) - сын (потомок) Хамафа, родоначальник Рехавитов (см.) (в 4Цар.10:15 ,23 назван Рихав).

Рехавиты

Рехав’иты (Иер.35:2 ,3,5,18) - потомки Рехава, Бетрехав (см.), стойкие сторонники всякого воздержания. Кинеяне (1Пар.2:55 ), как потомки Хамафа, родственны им. (см. Хамаф,б)

Рехавия

Рех’авия (Иегова увеличивает) (1Пар.23:17 ; 1Пар.24:21 ; 1Пар.26:25 ) - ·аналог. Зихрий,д.

Рехов

Р’ехов -

а) (Чис.13:22 ; 2Цар.10:8 ) - см. Беф-Рехов ;

б) (Нав.19:28 ,30; Нав.21:31 ; Суд.1:31 ; 1Пар.6:75 ) - ·аналог. Аламелех (·возм., это два города - ·срн. Нав.19:28 и 30, или это некая характеристика местности);

в) (2Цар.8:3 ,12) - отец (предок) Адраазара, царя Сувы;

г) (Неем.10:11 ) - ·аналог. Венинуй.

Реховоф

Рехов’оф (пространное место) -

а) (Быт.26:22 ) - название колодца (местности) между Гераром и Вирсавией (точное положение не известно); (см. колодец)

б) (Быт.36:37 ; 1Пар.1:48 ) - город на реке Тигр - часть или пригород Ниневии (см.) (в Быт.10:11 назван Реховоф-ир).

Реховоф-ир

Рехов’оф-ир (Быт.10:11 ) - см. Реховоф,б.

Рехум

Рех’ум (любимый) -

а) (Езд.2:2 ) - см. Нехум;

б) (Езд.4:8 ,9,17,23) - советник, один из персидских чиновников, живших в земле Самарийской;

в) (Неем.3:17 ) - левит, сын (потомок) Вания, чинивший стену Иерусалима (как глава рода или семьи);

г) (Неем.10:25 ) - ·аналог. Азур,а;

д) (Неем.12:3 ) - священник из рода Елеазара, глава третьей священнической чреды и глава поколения священников, вернувшихся из плена с Зоровавелем и приложивших печать под договором на верность Богу (в 1Пар.24:8 ; Езд.2:39 ; Езд.10:21 ; Неем.7:42 ; Неем.10:5 ; Неем.12:15 назван Харим).

Рецев

Рец’ев (Рецеф) (4Цар.19:12 ; Ис.37:12 ) - один из городов, покоренных ассирийцами (положение не известно, хотя некоторые полагают, что это нынешняя Риссафа на северо-восток от Дамаска).

Рецеф

Рец’еф - см. Рецев.

Рецин

Рец’ин -

а) (4Цар.15:37 ; 4Цар.16:5 ,6,9; Ис.7:1 ,4,8; Ис.8:6 ; Ис.9:11 ) - сирийский царь (735-732 ·гг. ·до-РХ), пытавшийся в союзе с Факеем, царем израильским, захватить Иерусалим;

б) (Езд.2:48 ; Неем.7:50 ) - ·аналог. Аккув,в.

Речные ворота

Речн’ые вор’ота (Наум.2:6 ) - в оригинале слово «ворота» стоит во множественном числе: «двери рек(и)», поэтому выражение можно понимать фигурально, иносказательно (как характеристику города).

Решетка

реш’етка (Суд.5:28 ; 4Цар.1:2 ; Прит.7:6 ; Песн.2:9 ) - сплошная доска с мелкими (иногда фигурными) отверстиями, которой в древности закрывали окна. Через такую решетку можно было видеть, что делается снаружи, но ничего не было видно внутри помещения. (см. окно)

Решеф

Реш’еф (пламя) (1Пар.7:25 ) - сын Рефая и отец Фелаха из колена Ефремова. (см. Аммиуд,а)

Ржа

(2Пар.6:28 ; Мат.6:19 ,20) - ржавчина (окисление на воздухе, медленное перегорание, гниение), а также болезнь растений (особенно колосьев), проявляющаяся в виде бурого налета.

Ржавчина

рж’авчина (Втор.28:42 ; 3Цар.8:37 ; Иак.5:3 ) - см. ржа.

Рибай

Риб’ай (спорящий, противящийся) (2Цар.23:29 ; 1Пар.11:31 ) - отец (предок) Иттая.

Рибла

Р’ибла (плодоносный) (Чис.34:11 ) - см. Ривла.

Ривла

Р’ивла (плодоносный) (4Цар.23:33 ; 4Цар.25:6 ,21; Иер.39:5 ,6; Иер.52:9 ,10,26,27) - город на реке Оронт в земле Емаф (см.) недалеко от нынешнего Баальбека. Был расположен в удобном месте на пути, ведущем с севера в Палестину (в Чис.34:11 назван Рибла). (см. Дивлаф)

Ригия

Р’игия (Деян.28:13 ) - город в самой южной части Италии, в месте, где когда-то, ·возм., Сицилия соединялась с материком. Ныне - город Реджо, столица провинции Калабрия.

Риза

р’иза - во всех случаях означает в общем смысле одежду, верхнее облачение. Не имеет ничего общего с той форменной одеждой служителей православной церкви, с которой ассоциируется это слово русской Библии.

Рим

(Деян.2:10 ; Деян.18:2 ; Деян.19:21 ; Деян.23:11 ; Деян.28:16 ; Рим.1:7 ,15; 2Тим.1:17 ) - город в Италии на реке Тибр, древняя столица великой римской империи (Дан.2:40 ), влияние и владычество которой в модернизированном виде распространяется на весь цивилизованный мир до настоящих дней (глиняно-железные ноги истукана в Дан.2:41 -43). Рим был основан в 753 ·г. ·до-РХ Ромулом, который был его первым царем. В 509 ·г. ·до-РХ римляне свергли последнего царя Тарквиния Суперба (Гордого) за его деспотичность и установили республику с двумя консулами во главе. Рим постепенно расширял свое влияние и вскоре почти все страны Средиземного моря покорились ему. В 190 ·г. ·до-РХ римляне одержали верх над Антиохом Великим, царем Сирии, и начали подчинение себе стран Малой Азии, в основном мирным путем. По союзу с Маккавеями Палестина присоединилась к Римской империи, но позже отошла. В 63 ·г. ·до-РХ Помпей взял Иерусалим и Иудеей стал управлять римский наместник. После убийства Цезаря в 44 ·г. ·до-РХ во главе Рима стал триумвират (Антоний, Октавиан и Лепид), из которых вскоре остался один Октавиан, провозгласивший себя императором. При императоре Августе (27 ·г. ·до-РХ - 14 ·г. ·по-РХ) родился Спаситель, при Тиберии (14-37 ·гг.) Господь Иисус Христос был распят, к Нерону (54-68 ·гг.) ·ап. Павел обратился за судом.

Рим, расположенный на семи холмах, был всегда великолепно украшен, но при Нероне (в 64 ·г.) он почти полностью выгорел. До сих пор в Риме сохраняются многочисленные остатки древних построек, самая величественная из которых - Колизей, имевший в свое время 80000 сидячих мест.

Рим - это не просто столица мировой империи, это символ имперского духа этой первой и последней великой державы, не умирающий, являющийся основой цивилизации, формирующий основные институты современных держав, прочно вошедший в церковь (см.), философию, мышление, мораль и культуру последнего времени.

Римлянам, Послание ап. Павла

Р’имлянам, Посл’ание ап. П’авла - 13-я книга Нового Завета (см. Библия), письмо ·ап. Павла верующим в Риме, написанное им около 58 ·г. из Коринфа, незадолго до его последнего путешествия в Иерусалим. Послание к Римлянам является самым большим из всех Посланий, в нем наиболее систематично и глубоко изложены главнейшие положения христианского учения. М.Лютер называл это Послание самым важным. В нем ясно показано, что все люди безо всякого исключения являются грешниками и что спасение обретается только через веру в Иисуса Христа. В нем ясно говорится о том, что евреи, отвергшие Христа, не оставлены Богом, но лишь отстранены до времени, чтобы пропустить полное число язычников. И, наконец, в нем говорится о том, что истинно верующие должны стремиться являть действенную, практическую любовь во всех делах своей жизни.

Римлянин

Р’имлянин (Иоан.11:48 ; Деян.16:21 ; Деян.28:17 ) - не только житель или уроженец Рима, но всякий имевший или приобретший римское гражданство. Римлянин по закону Порция (247 ·г. ·до-РХ) не мог быть подвергнут порке, закован или подвергнут позорной казни. За определенные услуги Риму такая привилегия (римское гражданство) давалось и вне Италии как отдельным гражданам, так и целым городам. Она передавалась по наследству и могла быть куплена за деньги (Деян.22:28 ). Ап. Павел, будучи по наследству римским гражданином, не раз пользовался этим своим правом (Деян.16:37 ; Деян.22:25 ; Деян.25:10 ).

Риммон

Римм’он (гранатовое яблоко) -

а) (Нав.15:32 ; Нав.19:7 ; 1Пар.4:32 ) - см. Аин,б;

б) (Нав.19:13 ; 1Пар.6:77 ) - один из пограничных городов удела Завулонова, отданный левитам (см. Димна) (·возм., это нынешнее селение Румманех на север от Наблуса);

в) (Суд.20:45 ,47; Суд.21:13 ) - место в уделе Вениаминовом восточнее Михмаса (точное положение не известно);

г) (гром) (4Цар.5:18 ) - сирийское божество воздуха и бури.

Риммон-Фарец

Римм’он-Фар’ец (Чис.33:19 ,20) - ·аналог. Алуш.

Римский язык

Р’имский яз’ык (Иоан.19:20 ) - см. язык.

Ринна

Р’инна (возглас, крик радости) (1Пар.4:20 ) - ·аналог. Аммон,б.

Рисай

Рис’ай (Лук.3:27 ) - ·аналог. Авиуд,г.

Рисий

Р’исий (друг) (3Цар.1:8 ) - один из приближенных (друзей) Давида, оставшихся ему верными.

Рисса

Р’исса (развалины) (Чис.33:21 ,22) - ·аналог. Алуш.

Ристалище

рист’алище (от старорусского ристать - двигаться, бегать, ездить) (1Кор.9:24 ) - спортивное сооружение для бега, скачек, борьбы и других гимнастических упражнений, которые очень любили древние греки. Они устраивали ристалища почти во всех своих городах.

Ритор

р’итор (греч. оратор) (Деян.24:1 ) - распространенное у древних греков (и римлян) звание ученого человека, способного изящно и определенным образом излагать нужные мысли.

Рифат

Риф’ат (Быт.10:3 ; 1Пар.1:6 ) - один из сыновей (потомков) Гомера, сына Иафета.

Рифма

Р’ифма (растение) (Чис.33:18 ,19) - ·аналог. Алуш.

Рихав

Рих’ав (всадник) -

а) (2Цар.4:2 ,5,6,9) - ·аналог. Баана,а;

б) (4Цар.10:15 .23) - см. Рехав,б.

Риция

Р’иция (восхищение, удивление) (1Пар.7:39 ) - ·аналог. Арах,а.

Рицпа

Р’ицпа (горячий камень) (2Цар.3:7 ; 2Цар.21:8 ,10,11) - дочь Айя, наложница Саула, сыновья которой были выданы Гаваонитянам.

Ровоам

Рово’ам (умножение народа) (3Цар.11:43 ; 3Цар.12:1 ,3,6,12,17,18,21,23,27; 3Цар.14:21 ,25,27,29-31; 1Пар.3:10 ; 2Пар.9:31 ; 2Пар.10:1 ,3,5,6,12,13,17,18; 2Пар.11:1 ,3,5,17,18,21,22; 2Пар.12:1 ,2,5,10,13,15,16; 2Пар.13:7 ; Мат.1:7 ) - сын и преемник Соломона, царь иудейский, царствовавший в Иерусалиме 17 лет. Своей немудростью и жестокостью ускорил отпадение десяти северных колен (которое уже наметилось раньше - см. Израиль), а своей неверностью Богу способствовал впадению страны в идолопоклонство, за что был сурово наказан нашествием египетского царя Сусакима. Умер в возрасте 58 лет, оставив царство своему сыну Авии. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа (в 3Цар.15:6 его имя употреблено вместо имени сына - см. имя).

Рог

- поскольку рога многих животных являются действенным знаком их силы и могущества, так и в переносном смысле слово «рог» во многих местах Священного Писания символизирует величие царей, отдельных людей и целых народов (Втор.33:17 ; 1Цар.2:1 ; Плач.2:3 ,17; Дан.7:8 ; Зах.1:18 -19; Лук.1:69 ). На четырех углах постоянных жертвенников делались роги - выступающие вверх части, которые мазались кровью жертвенных животных (Исх.27:2 ; Исх.29:12 ) и обозначали священную силу этих жертвенников (3Цар.1:50 ; 3Цар.2:28 ;; Иер.17:1 ). Рога животных употреблялись для хранения елея (1Цар.16:1 ; 3Цар.1:39 ) и изготовления труб (Нав.6:4 ).

Рогель

Р’огель (2Цар.17:17 ; 3Цар.1:9 ) - см. Ен-Рогел .

Роглим

Рогл’им (2Цар.17:27 ; 2Цар.19:31 ) - город или местность в Галааде, где жил Верзеллий.

Род и род

- выражение обозначает огромную протяженность во времени или даже бесконечность: из поколения в поколение, вечно (Пс.134:13 ; Плач.5:19 ).

Род сей

- в большинстве мест в оригинале имеет значение, близкое к выражению: «это поколение», хотя в Лук.11:50 Господь, ·возм., имел в виду род фальшивых и лукавых ученых, являющихся помехой и преткновением другим (·срн. Лук.11:52 ).

Рода

Р’ода (розовый куст) (Деян.12:13 ) - служанка в доме Марии, матери Марка.

Родить

род’ить - это слово кроме обычного значения имеет в Священном Писании иногда и более глубокий смысл: явить потомка (явиться предком). Так, напр., в 1Пар.2:46 сказано, что Ефа родила Газеза, хотя последний был сыном (или потомком) Харана, ее сына (или потомка), а в Мат.1:8 сказано, что Иорам родил Озию (Азарию), в то время как между ними были еще Охозия, Иоас и Амасия (1Пар.3:11 -12). Показательным в этом отношении является также отрывок 1Пар.2:9 -15 (см. ниже схему). (см. тж Каин,б, сын)

| Есром | (в Египет, Быт.46:12 )

| | |

| Арам | (прошло более 300 лет)

| | |

| Аминадав |

| | |

| Наассон, Елисавета | (из Египта, Исх.6:23 )

| | |

| Салмон |

| | |

| Вооз | (прошло более 450 лет)

| | |

| Овид |

| | |

| Иессей | (время Саула)

| | |

| Давид |

Родос

Р’одос (розовые кусты) (Деян.21:1 ) - остров в Средиземном море у юго-западного побережья Малой Азии с городом того же названия.

Родословие

родосл’овие - в мире нет народа, кроме евреев, который бы так тщательно вел свои родословные списки. Для евреев это было необходимо для доказательства принадлежности к определенному колену, но особенно - к священническому роду (Езд.2:62 ).

В Священном Писании особенно обширные родословия приведены в ·1Пар.1 - 9; ·Неем.11; ·Мат.1; ·Лук.3 и менее обширные, но дополняющие первые - в ·Быт.4; 5; 10; 46; ·Исх.6; ·Чис.3; 26; ·1Пар.23; 24; 26. Родословия Иосифа, из семьи которого по плоти родился Господь Иисус Христос, в ·Мат.1 и ·Лук.3 не совпадают (·срн. 1Пар.1:1 -34; 1Пар.2:1 -15; 1Пар.3:1 -19). Это несовпадение некоторые объясняют тем, что одно из них посвящено Марии, но это объяснение не имеет подтверждения в Писании. Кроме Библии большое количество древних родословий имеется также в Талмуде. С прекращением существования Иудейского государства (см. Иерусалим), писание их прекратилось. В Приложении 10 и Приложении 11 показаны примеры родословий. Другие родословия приведены также в словах: Аттай, Елеазар, Зефам, Ифамар, левиты, Махол, родить, Саул, сын и в Приложении 8 и Приложении 12 . (см. тж сын)

Рождество

рождеств’о (Мат.1:18 ) - рождение. Этим же словом называется и один из «великих праздников христианства» - якобы день рождения Иисуса Христа, отмечаемый 25 декабря или 7 января. Этот праздник стал так популярен, что бесполезно кому-либо указывать на то, что рождение Христа не могло быть зимой, ибо зимой не пасут стад, а также и о том, что все события с пастухами, описанные во второй главе Евангелия от Луки, произошли не ночью, а днем. Это становится совершенно очевидным при внимательном и беспристрастном рассмотрении Лук.2:9 -15,18,20. Упоминание в ·ст. 8 ночной стражи не опровергает этого утверждения, а подкрепляет его, ибо эти ночные сторожа могли быть свободны только днем, когда основные пастухи ушли со стадами в поле. Но в мире продолжают праздновать «эту ночь». Эта потрясающая инерция традиции может быть объяснена только леностью мышления, нестремлением к истине и невольным желанием прикрыть тот факт, что этот праздник «Рождества Христова» был попросту заимствован из языческого праздника рождения бога-солнца, очень популярного в Римской империи, в период, когда христианство превращалось в государственную религию. (см. церковь)

Рожки

рожк’и (Лук.15:16 ) - стручки, съедобные плоды дерева, распространенного почти во всех странах Средиземноморья. Сладковатые и немного терпкие на вкус, они служили пищей бедняков и свиней. В некоторых местностях называются Иоанновым хлебом, так как по преданию такими рожками питался в пустыне и Иоанн Креститель.

Рожон

рож’он (Суд.3:31 ; 1Цар.13:21 ; Деян.9:5 ; Деян.26:14 ) - заостренный шест (·возм., с металлическим наконечником), которым погоняют быков, волов.

Розга

р’озга (Прит.10:13 ; Прит.13:24 ; Прит.22:15 ; Прит.23:13 ,14; Прит.29:15 ) - прут, хворостина, ветка. С глубокой древности и до недавнего времени пучок из нескольких розг использовался для порки детей и подростков.

Ромамти-Езер

Рома’мти-’Езер (великая помощь) (1Пар.25:4 ,31) - левит, один из сыновей (потомков) Емана, глава 24-й чреды певцов.

Рост

(Исх.22:25 ; Лев.25:36 ,37; Втор.23:19 ,20; Неем.5:11 ; Пс.14:5 ; Прит.28:8 ; Ис.24:2 ; Иер.15:10 ; Иез.18:8 ,13,17; Иез.22:12 ) - плата за данные взаймы деньги или товары (в настоящее время называется «ссудный процент», которым существуют банки и финансирующие организации). (см. лихва)

Рохга

Р’охга (крик, шум) (1Пар.7:34 ) - ·аналог. Арам,г.

Рош

-

а) (Быт.46:21 ) - ·аналог. Ард;

б) (Иез.38:2 ,3; Иез.39:1 ) - название земли, князем в которой является Гог. Некоторые под этим именем предполагают Россию, но в оригинале его значение не ясно и слова «князь Роша» могут означать «главный князь», «важный князь». (см. Гог,б)

Роща

р’оща - только в Быт.21:33 ; Екк.2:5 ; Ис.65:3 ; Ис.66:17 означает группу кустов, деревьев; во всех остальных местах - истукан Астарты. (см. дубрава)

Рубин

руб’ин (Исх.28:17 ; Исх.39:10 ; Рим.28:18 ; Ис.54:11 ,12; Иез.27:16 ; Иез.28:13 ) - драгоценный камень красного цвета, очень высоко ценимый в древности. Первый камень в первом ряду наперсника. (см. драгоценные камни )

Рубище

р’убище (грубое от рубаха) (Прит.23:21 ) - старая, ветхая, грубая одежда, негодные лохмотья.

Рувим

Рув’им (вот сын) - первенец Израиля, первый сын Иакова и Лии (Быт.29:32 ; Быт.49:3 ), лишенный, однако, чести первородного за свой грех (1Пар.5:1 ). Удел свой колено Рувимово получило на восток от Иордана и Мертвого моря и на север от Арнона (Чис.32:1 -33; Нав.13:15 -23). Колено Рувимово было в числе первых израильтян, уведенных в плен ассирийцами (1Пар.5:26 ). (см. колена Израилевы )

Рука

рук’а - как и десница (см.), в Священном Писании часто есть символ доброй или злой воли, силы, активного действия, покровительства, поддержки (Быт.16:12 ; Исх.23:1 ; Исх.33:22 ; Чис.11:23 ; Втор.2:15 ; Втор.13:9 ; 1Цар.24:7 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.3:15 ; Езд.9:2 ; Неем.2:18 ; Рим.22:3 ; Рим.33:7 ; Рим.37:7 ; Пс.23:4 ; Пс.25:10 ; Пс.72:23 ; Ис.26:11 ; Мат.6:3 ; Лук.22:21 ; Иоан.3:35 ; Иоан.10:28 -29; Отк.13:16 ).

Рума

Р’ума (4Цар.23:36 ) - см. Арума.

Румяна

рум’яна (4Цар.9:30 ; Песн.5:10 ) - красящие вещества для лица, известные с древнейших времен у всех народов. (см. притиранье)

Рута

р’ута (Лук.11:42 ) - растение с пряным запахом и горькое на вкус. Употребляется как лекарственное средство. Широко распространено в странах Средиземноморья.

Руф

(красный) -

а) (Мар.15:21 ) - один из сыновей Симона Киринеянина;

б) (Рим.16:13 ) - христианин в Риме, которого особенно тепло приветствует ·ап. Павел. Очень вероятно, что оба являются одним и тем же лицом.

Руфь

(Руф.1:4 ,14,15,16,22; Руф.2:2 ,8,18,19,21,22; Руф.3:5 ,9,16; Руф.4:5 ,10,13; Мат.1:5 ) - моавитская женщина, жена одного из сыновей Елимелеха, который со своей женой Ноеминью ушел из Вифлеема во время голода в Моавитскую землю. Вооз женился на ней и она стала праматерью Давида.

Руфь, книга

Руфь, кн’ига - восьмая книга Ветхого Завета, третья в ряду исторических книг (см. Библия). Она передает трогательную историю язычницы, моавитской женщины, чья любовь и преданность поставили ее в ряд избранных женщин и являются предметом восхищения и подражания многих верующих. Полагают, что описываемые события происходили во времена Гедеона (Суд.6:3 -4; Руф.1:1 ), но книга удивительна тем, что в ней нет и намека на жестокость внешних условий, хаос исторических событий и т.п., но все полно тем Божественным светом, который царит в душах людей (когда он есть) независимо от всего внешнего. (см. Судей книга )

Рыбные ворота

Р’ыбные вор’ота (2Пар.33:14 ; Неем.3:3 ; Неем.12:39 ; Соф.1:10 ) - одни из ворот в северной части городской стены древнего Иерусалима. (см. ворота)

Рыболов

рыбол’ов (Лев.11:17 ; Втор.14:17 ) - название нечистой птицы, точное значение которого не известно. То же слово в Ис.34:11 ; Соф.2:14 переведено как «пеликан».

Предыдущая страница Следующая страница