Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Имя

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Имя

’имя - в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт.17:5 ,15; 1Пар.22:9 ; Иер.20:3 ; Деян.13:8 ; Фил.2:9 -10; Евр.1:4 ; Евр.7:2 ). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, напр., и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, напр.:

Авраам (отец множества),

Бенони (сын скорби),

Вениамин (сын счастья),

Галгал (колесо, круг),

Иаков (держащий за пяту),

Исав (волосатый),

Мессия (Помазанный),

Мицпа (наблюдение),

Моисей (спасенный из воды),

Рама (высота) и т.д.

В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным - охарактеризовал их (Быт.2:20 ).

Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, ·возм., было дано позже?), напр.:

Гаал (непринятие, бунт),

Гедеон (срубающий),

Гоморра (потопление, погружение),

Давид (возлюбленный),

Дина (суд),

Евтих (удачливый),

Иаков (вытесняющий, выживающий),

Идифун (восхваляющий),

Исаак (он будет смеяться),

Ханаан (подвластный) и т.д.

Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (Быт.32:29 , ·срн. Суд.13:17 ); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (·срн. Иоан.3:18 ).

Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (напр., см. следующие):

| Авимелех,а | Манахаф

| Амелсар | Мени

| Апарсы | Менуха

| Асир,г | Меонним

| Асор,в | Мефег-Гаама

| Афарим | Мизгав

| Баит | Милло

| Беф-Мерхат | Мифоар

| Битрон | Мицпа

| Гагедолим | Мицфа

| Гад,в | Море

| Галменюхот | Овил

| Гаммифкад | Рабсак

| Гараккахим | Рабсарис

| Гарми | Регем-Мелех

| Гацорфий | Самгар-Нево

| Гоим | Севина

| Горенгаатад | Села-Гаммахлекоф

| Даги | Ситтим

| Дума,в | Соферийцы

| Емек | Сур

| Иарев | Тавифа

| Иекев-Зив | Тартан

| Иеминий | Фарурим

| Иесод | Фирия

| Иефер,г | Фихол

| Изреель,д | Харашима

| Иосафата долина | Хен

| Ир-Мелах | Хозай

| Иудия | холм (см. тж Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»).

| Кедумим |

В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт.10:4 Иаван означает Грецию; Киттим - Кипр; Фарсис - далекие страны, Испанию; в Быт.10:6 Мицраим означает Египет; Ханаан - Палестину и т.д. (·срн. Иез.27:13 ). Также и в Быт.25:2 ,13-14; 1Пар.1:13 -15 (·срн. народы древней Палестины).

Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей - род, семья, поколение (напр., см. Хареф, Хашум). Так, в ·Неем.3 почти каждое имя - это группа (·срн. ·ст. 18), также и в ·Неем.10 - среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар.9:11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. тж Шевуил,а). В Суд.8:2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка - Авиезером (Суд.6:11 ), а всех остальных израильтян - Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом - весь род человеческий.

Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка - напр., в 3Цар.15:6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. тж Ахимелех,а; Екклесиаст, Иодай,а).

Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лук.1:59 ; Лук.2:21 ), но в дальнейшем могло меняться (Руф.1:20 ; Иер.20:3 ; Иоан.1:42 ), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария - Озия, Ана - Мааха, Мемфивосфей - Мериббаал, Гедеон - Иероваал и т.д.

Имя можно восстановить (Руф.4:5 ,10), имя можно и изгладить (Пс.9:6 ; Отк.3:5 ). Словом имя, поэтому, в Отк.11:13 , по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.

Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис.7:14 ; Ис.8:8 ; Ис.9:6 ; Иер.23:6 ) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мат.1:21 ). (см. Адонаи, Библия, Ваал,а; Мелех, сын, язык)

В начало словаря