Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАА"-"ПОЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАА"-"ПОЛ")

Паарай

Паар’ай (2Цар.23:35 ) - см. Наарай.

Павел, Апостол

Статья большая, находится на отдельной странице.

Павлин

павл’ин (3Цар.10:22 ; 2Пар.9:21 ; Рим.39:13 ) - птица из семейства фазановых с очень красивым оперением и пушистым хвостом, но с неприятным голосом, жадная, с хищным нравом. Некоторые комментаторы сомневаются в точности перевода, ибо в Рим.39:13 в оригинале упомянута какая-то другая птица.

Пагиил

Паги’ил (встреча с Богом) (Чис.1:13 ; Чис.2:27 ; Чис.7:72 ,77; Чис.10:26 ) - сын (потомок) Охрана, главный в колене Асировом при исчислении израильтян в пустыне Синайской.

Пажить

п’ажить - пастбище (Быт.47:4 ), источник насыщения и благополучия (Иер.25:36 ), милость Божия и всякое благо (Пс.22:2 ; Пс.73:1 ; Пс.78:13 ; Иоан.10:9 ).

Пакибытие

пакиб’ытие (от ·ст.-слав. «паки» - опять, снова и «бытие») (Мат.19:28 ) - возрождение, обновление, новое бытие, век грядущий.

Палтитянин

Палтит’янин (2Цар.23:26 ) - Херец (Хелец), один из главных воинов Давида, уроженец Беф-Палета, ефремлянин, позже начальник и управитель на седьмой месяц (в 1Пар.11:27 ; 1Пар.27:10 назван Пелонитянин).

Пальма

п’альма (·евр. «тамар») - ценное и широко распространенное в древней Палестине вечнозеленое дерево, теперь почти исчезнувшее. Ее изображение использовалось как украшение в храме Соломона (3Цар.6:29 ,32,35; Иез.41:18 -19) и чеканилось как символ Иудеи на древних еврейских и римских монетах. Пальмовые ветви были символом победы и мира (Иоан.12:13 ; Отк.7:9 ). Несколько пальм могли дать фиников достаточно для небольшой семьи на целый год (Иоил.1:12 ). Слово «паломник» произошло от названия этого дерева, ибо путешественники в Святую землю всегда возвращались с пальмовыми ветвями.

Пальма Деворина

П’альма Дев’орина (Суд.4:5 ) - место, где жила пророчица Девора. (см. Ваал-Фамарь )

Памфилия

Памф’илия (Деян.2:10 ; Деян.13:13 ; Деян.14:24 ; Деян.15:38 ; Деян.27:5 ) - провинция Малой Азии.

Папировые суда

пап’ировые суд’а (Ис.18:2 ) - лодки, сплетенные из тростника (папируса). Это же слово в оригинале употреблено и в Исх.2:3 .

Паралипоменон, 1 и 2 книги

Паралипомен’он, 1 и 2 кн’иги (·евр. - летописи, греч. - упущение, добавление) - 13-я и 14-я книги Ветхого Завета, 8-я и 9-я книги в ряду исторических книг (см. Библия). Иероним в Вульгате назвал их Хрониками. Изложение истории в этих книгах подразделяется следующим образом: ·1Пар.1 - 9 - от Адама до Давида, ·1Пар.10 - 29 - история Давида, ·2Пар.1 - 9 - история Соломона и ·2Пар.10 - 36 - от Ровоама до возвращения иудеев из плена. Хотя в этих книгах многие места заимствованы из книг Царств, они от последних отличаются тем, что в них приведены обширные родословия и повествования сосредоточены почти исключительно на южном - Иудейском царстве. Автором (составителем) книг Паралипоменон еврейская традиция считает Ездру, который прилагал много стараний во всей своей деятельности к укреплению духа вернувшегося из плена израильского народа и возобновления и упорядочения храмового богослужения. В Новом Завете не встречается мест из книг Паралипоменон.

Парваим

Парва’им (страна золота) (2Пар.3:6 ) - может означать, как думают, либо качество золота, либо местное название страны Офир (см.).

Пармашфа

Пармашф’а (Есф.9:9 ) - ·аналог. Адалья.

Пармен

П’армен (Деян.6:5 ) - ·аналог. Никанор.

Парош

П’арош (блоха) (Езд.2:3 ; Езд.8:3 ; Езд.10:25 ; Неем.3:25 ; Неем.7:8 ; Неем.10:14 ) - один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем, среди потомков которого были вернувшиеся с Ездрою и имевшие жен иноплеменок; один из приложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода).

Паруах

Пару’ах (цветущий) (3Цар.4:17 ) - отец (предок) Иосафата.

Парфяне

Парф’яне (Деян.2:9 ) - жители Парфии, бывшей до 3 ·в. ·до-РХ областью Мидии, а позже - отдельным царством. В этом царстве, расположенном в гористой и малоплодородной земле, жило много евреев, потомков тех, которые были переселены из Самарии за Евфрат.

Паршандафа

Паршандаф’а (Есф.9:7 ) - ·аналог. Адалья.

Паршивость

парш’ивость (Лев.13:30 -37; Лев.14:54 ; Лев.21:20 ; Лев.22:22 ) - «проказа на голове или на бороде» (Лев.13:30 ), заразная болезнь кожи - парша; чесотка, струп, короста, шелудивость.

Пасах

Пас’ах (1Пар.7:33 ) - ·аналог. Ашваф.

Пасеах

Пасе’ах (хромой) -

а) (1Пар.4:12 ) - ·аналог. Беф-Рафа ;

б) (Езд.2:49 ; Неем.7:51 ) - ·аналог. Аккув,в;

в) (Неем.3:6 ) - отец (предок) Иоиады.

Паства

п’аства (Пс.94:7 ; Иер.23:1 ; Иез.34:31 ) - стадо, опекаемые, пасомые, народ Божий.

Пастух

паст’ух (пастырь) - означает одно и то же, но первое слово чаще употребляется в прямом смысле (пасущий), редко - в переносном (Зах.11:17 ). Слово же «пастырь» реже употребляется в значении «пастух» (Быт.4:2 ), но почти везде - в значении руководитель, наставник, хранитель (Иер.3:15 ; Иез.34:2 ; 1Пет.5:1 ; Еф.4:11 ). Священное Писание часто называет Бога Пастырем (Пс.22:1 ; Пс.79:2 ; Ис.40:11 ), а Господь Иисус Христос назван Пастырем добрым (Иоан.10:11 ,14) и Пастыреначальником (1Пет.5:4 ). (см. тж овца, старейшина)

Пастырь

п’астырь - см. пастух.

Пасха

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пасхор

П’асхор -

а) (Иер.20:1 -3,6) - сын (потомок) Еммера, священник во дни Иеремии;

б) (Иер.21:1 ; Иер.38:1 ) - ·аналог. Амций,б, родоначальник поколения священников, вернувшихся из плена с Зоровавелем, среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок, и который поставил печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода) (в 1Пар.9:12 ; Езд.2:38 ; Езд.10:22 ; Неем.7:41 ; Неем.10:3 назван Пашхур);

в) (Иер.38:1 ) - отец (предок) Годолии.

Патара

Пат’ара (Деян.21:1 ) - небольшой город в Ликии в Малой Азии. На его месте до сих пор существуют развалины с тем же названием.

Патмос

П’атмос (Отк.1:9 ) - небольшой скалистый остров в Эгейском море недалеко от западного побережья Малой Азии на юго-запад от Ефеса (ныне остров Патино), на который был сослан ·ап. Иоанн (как повествует предание, около 95 ·г. при императоре Домициане) и где ему было видение Иисуса Христа.

Патриарх

патри’арх (греч. родоначальник) (Деян.7:8 ,9; Евр.7:4 ) - отец и глава семейства (племени, народа). В Деян.2:29 Давид назван праотцом (в оригинале - патриархом), также, как названы Авраам и двенадцать сыновей Иакова.

Патров

П’атров (Рим.16:14 ) - ·аналог. Амплий.

Патрос

П’атрос (Ис.11:11 ) - южная (верхняя) часть Египта с главным городом Но (Фивы), населенная потомками Патрусима, сына Мицраима (в Иер.44:1 ,15; Иез.29:14 ; Иез.30:14 названа Пафрос).

Патрусим

Патрус’им (Быт.10:14 ; 1Пар.1:12 ) - один из сыновей Мицраима, сына Хама, родоначальник и собирательное имя племен, населявших южную часть Египта.

Пау

П’ау (Быт.36:39 ; 1Пар.1:50 ) - город (земля) едомского царя Гадара.

Паф

(Деян.13:6 ,13) - город на западной оконечности Кипра, который был столицей острова и местопребыванием проконсула (ныне Куклия).

Пафахия

Паф’ахия (Иегова освобождает) (Езд.10:23 ) - ·аналог. Елиезер,и.

Пафрос

П’афрос (Иер.44:1 ,15; Иез.29:14 ; Иез.30:14 ) - см. Патрос.

Пахаф-Моав

Пах’аф-Мо’ав (правитель Моава) (Езд.2:6 ; Езд.8:4 ; Езд.10:30 ; Неем.3:11 ; Неем.7:11 ; Неем.10:14 ) - один из глав народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа различаются на 6) и с Ездрою, и один из приложивших печать под договором на верность Богу. Среди его потомков были чинившие стену Иерусалима и имевшие жен иноплеменок.

Пашхур

Пашх’ур (1Пар.9:12 ; Езд.2:38 ; Езд.10:22 ; Неем.7:41 ; Неем.10:3 ) - см. Пасхор,б.

Певг

(2Пар.2:8 ; Ис.60:13 ) - род хвойного дерева (пихта?).

Пегий

п’егий (Зах.1:8 ; Зах.6:3 ) - пятнистый, пестрый, крапчатый.

Педаил

Педа’ил (Бог спасает) (Чис.34:28 ) - сын (потомок) Аммиуда, представитель колена Неффалимова среди участников раздела земли.

Педацур

Педац’ур (скала искупления) (Чис.1:10 ; Чис.2:20 ; Чис.7:54 ,59; Чис.10:23 ) - отец (предок) Гамалиила.

Пелена

пелен’а (Рим.38:9 ; Иез.16:4 ; Лук.2:12 ; Лук.24:12 ; Иоан.11:44 ; Иоан.19:40 ; Иоан.20:5 -7) - покрывало, полотно для укутывания тела умершего; в общем смысле - покров.

Пелет

Пел’ет (избавление, освобождение) (1Пар.2:47 ) - ·аналог. Гешан.

Пелеф

Пел’еф (поспешность) (1Пар.2:33 ) - ·аналог. Заза.

Пеликан

пелик’ан (Лев.11:18 ; Втор.14:17 ; Пс.101:7 ; Ис.34:11 ; Соф.2:14 ) - нечистая по закону водоплавающая птица из отряда веслоногих, напоминающая размерами лебедя, но отличающаяся длинным клювом с мешком с нижней стороны, в который самка откладывает пойманную рыбу для кормления птенцов. (см. рыболов, филин)

Пелонитянин

Пелонит’янин -

а) (1Пар.11:27 ; 1Пар.27:10 ) - см. Палтитянин;

б) (1Пар.11:36 ) - Ахиа, один из главных воинов Давида, видимо, уроженец Беф-Палета (в параллельном месте 2Цар.23:34 не упомянут).

Пение

п’ение - в Новом Завете упоминается только в следующих местах: Мат.26:30 ; Деян.16:25 ; Иак.5:13 ; Рим.15:9 ; 1Кор.14:15 ; Еф.5:19 ; Кол.3:16 ; Отк.5:9 ; Отк.14:3 ; Отк.15:3 и в них во всех говорится об известном с ветхозаветных времен строго регламентированном песенном сопровождении богослужения в храме, разработанном и установленном Давидом (1Пар.6:32 ; 2Пар.23:28 ; 2Пар.29:27 ; Неем.12:46 ; Пс.41:9 ; Пс.118:54 ; Авв.3:1 ). Ни одно из них не говорит о женском пении и о каком бы то ни было отходе от установленных канонов. Истинное пение уповающего на Господа - это Он Сам (Ис.12:2 ), а то пение, которое мы постоянно слышим теперь в церквах, слишком похоже на концерты «духовной музыки», чтобы быть истинным.

В Ветхом Завете часто говорится о пении и веселии во имя Господа, но это, видимо, нужно понимать как состояние, как особое отношение к Богу, ибо в этом смысле, сказано, поют и радуются горы, леса и даже развалины (Пс.64:14 ; Пс.65:4 ; Ис.44:23 ; Ис.49:13 ; Ис.52:9 ). В Новом Завете также под пением больше подразумевается радостное, молитвенное настроение сердца и духа (Еф.5:19 ; Кол.3:16 ), чем буквальное, постоянное концертное пение. Всякое же постороннее пение и веселье неизменно осуждалось в обоих Заветах (Исх.32:6 ; Иак.4:9 ; Еф.5:4 ). (см. женщина, музыка)

Примечание: Августин, возможно последний из людей, предупреждал, что в песне важны слова, а не музыка, которая сильно действует лишь на чувственность (поэтому нужно быть очень внимательным к тому, что мы поем или слушаем).

Пенуел

Пену’ел (лицо Бога) (1Пар.4:4 ) - один из сыновей (потомков) Хура из колена Иудина, основатель или начальник Гедора.

Пенуил

Пену’ил (лицо Бога) (3Цар.12:25 ) - см. Пенуэл.

Пенуэл

(лицо Бога) (Быт.32:30 ,31; Суд.8:8 ,9,17) - город (место) на восток от Иордана у потока Иавок, где Иаков боролся с Ангелом. Точное положение не известно (в 3Цар.12:25 назван Пенуил).

Пеня

п’еня (Втор.22:19 ; 4Цар.23:33 ; Езд.7:26 ) - штраф, налог, подать, наказание.

Перацим

Перац’им (прорыв, пролом) (Ис.28:21 ) - см. Ваал-Перацим .

Первенец

п’ервенец - первородный мужского пола (и из людей, и из скота), который по закону должен быть посвящен Господу (Исх.13:2 ,12). Первенец в семье имел преимущество, являясь начатком силы отца (Быт.49:3 ; Втор.33:17 ; Пс.104:36 ), и получал двойную долю в наследстве по сравнению с остальными (Втор.21:17 ), а сын царя - трон (2Пар.21:3 ). Первенец смерти в Рим.18:13 поэтому фигурально означает какую-то наиболее лютую ее причину: болезнь, несчастный случай (см. начаток). Первенцем иногда почитался и не перворожденный по плоти (см. Рувим, Фарес, ·срн. Исав и Иаков, а также Евр.12:23 ; Отк.14:4 ).

В израильском народе, вышедшем из Египта, было насчитано 22273 первенцев мужского пола (Чис.3:43 ). Отсюда можно сделать интересный вывод. Если допустить (что вполне естественно), что первородных девочек было примерно столько же, то всего в народе было около 50 тысяч семей. В то же время в народе было насчитано 603550 мужчин старше 20 лет (Чис.1:3 ,46). Очевидно, что всего мужчин в народе было не менее 1 ·млн, а всех вышедших из Египта в таком случае - более 2,5 ·млн. Деля все количество народа на число семей (2,5 млн./50 тыс.) получаем, что в каждой семье было в среднем 50 человек (в основном детей)! Примерно то же мы получаем и из другого расчета. Если (примерно) половина всех мужчин родилась в семьях с первенцем-мальчиком, то на каждого первенца-мальчика приходится не менее 20 мужчин не первенцев (0,5 млн./22273). Женщина может иметь только одного первенца, значит у каждой женщины в среднем должно было быть более 20 детей!

Первородство

первор’одство - преимущественное право первенца в семье, обеспеченное законом и благословением отца (в случаях Исава и Рувима оно отошло не к перворожденному). Но земное первородство ничего не значит в сравнении с небесным, о чем говорит ·ап. Павел верующим (Евр.12:16 ), ибо во Христе все верные Его - все первенцы (Евр.12:23 ), поскольку Сын Божий является первородным между многими братьями (Рим.8:29 ) и наследником всего (Евр.1:2 ). (см. первенец)

Первосвященник

первосвящ’енник - старший в священническом роде (из потомков Аарона), которому одному (помимо других священнических обязанностей) дозволялось входить во Святое-святых в день очищения. Он имел также и отличную от других священников одежду: верхнюю мантию голубого цвета (Исх.28:31 -35), ефод, наперсник и кидар. К первосвященнику предъявлялись более высокие требования в отношении его чистоты и поведения, чем к другим священникам (Лев.21:10 -15). По смерти Аарона первосвященство перешло к его потомкам по линии Елеазара (Чис.20:28 ; Втор.10:6 ), но от Илия до Авиафара оно оказалось в линии Ифамара - другого сына Аарона, а затем вновь перешло к потомкам Елеазара (3Цар.2:27 ). Первосвященники, наследуя своему отцу, занимали эту должность до своей смерти. Но во времена Христа они назначались царем (как и сами цари поставлялись римлянами), поэтому в Новом Завете встречаются упоминания одновременно о нескольких первосвященниках (Мар.14:53 .55; Анна и Каиафа). Но первосвященство было упразднено как и сам Ветхий Завет Тем, Кто, принеся Собой однажды достаточную жертву, навсегда стал Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр.6:20 ) и постоянно ходатайствует за избранных Божиих (Рим.8:34 ; Евр.7:25 ). На схеме в Приложении 8 показаны имена всех известных из Писания первосвященников от царствования Давида до Неемии. (см. тж священник, Елеазар,а, Ифамар, Садок,а)

Первый день недели

п’ервый день нед’ели (Мат.28:1 ; Мар.16:2 ; Лук.24:1 ; Иоан.20:1 ; Деян.20:7 ; 1Кор.16:2 ) - первый рабочий день еврейской недели после субботы, дня покоя. В этот день недели воскрес из мертвых Господь Иисус Христос и потому он со временем стал общепризнанным выходным днем. (см. неделя)

Первый сноп жатвы

п’ервый сноп ж’атвы (Лев.23:10 ) - праздник (Лев.23:11 ,15), единственный в своем роде, который не был назначен на определенный (календарный) день, но отмечался тогда, когда фактически снимался (Втор.16:9 ) первый сноп жатвы - обычно ячменя, который в Египте и Палестине созревает раньше других злаков. От этого праздника отсчитывались семь недель и устанавливался праздник Пятидесятницы, который, таким образом, также оказывался нефиксированным. Нигде в Писании нет указаний на то, что первый сноп жатвы снимался в Пасху, да этого и не могло быть, поскольку, в связи с особенностями еврейского календаря, созревание урожая не могло приходиться на одно и то же календарное время, но отклонялось за три года на целый месяц, а затем снова возвращалось примерно к тому же календарному сроку. (см. месяцы, праздники, Пятидесятница)

Пергам

Перг’ам (укрепленный город, цитадель) (Отк.1:11 ; Отк.2:12 ) - старинный город в западной части Малой Азии, расположенный на судоходной реке Кайкос недалеко от ее впадения в Эгейское море, столица древнего Пергамского царства, позже - столица римской провинции Асия. Здесь находилась одна из знаменитых библиотек древнего мира и здесь же был изобретен пергамент (тонкая кожа ягнят, употреблявшаяся для письма). В этом городе находился храм известного бога-целителя Эскулапа, на который, видимо, имеется намек в Отк.2:13 . В настоящее время этот город называется Бергама. От старого города сохранилось много развалин.

Пергия

П’ергия (Деян.13:13 ,14; Деян.14:25 ) - главный город провинции Памфилия в Малой Азии, расположенный на реке Кастрос (нынешнее название города - Эсхи-Калеси). В нем находился знаменитый храм Дианы.

Перед

п’еред - см. пред.

Перемена одежды

перем’ена од’ежды (Быт.45:22 ; Суд.14:12 ,13,19; 4Цар.5:5 ,22,23) - комплект одежды, состоящий из верхней накидки (одежды) и нижнего белья (панталон, рубахи). (см. одежда)

Перепел

п’ерепел (Исх.16:3 ; Чис.11:31 ,32; Пс.104:40 ) - птица из семейства фазановых, очень жирная. При перелетах из мест зимовок в северной Африке эти птицы часто опускаются для отдыха на острова и побережье Средиземного моря огромными стаями, тогда их уставших очень легко ловить. В первый раз израильтяне получили этих птиц в пищу на пути к Синаю, а во второй раз - через год.

Перси

п’ерси (Отк.1:13 ; Отк.15:6 ) - грудь.

Персида

Перс’ида (Рим.16:12 ) - христианка в Риме, которая особенно много потрудилась о Господе и которую приветствует ·ап. Павел.

Персия

П’ерсия (2Пар.36:20 ,22,23; Езд.1:1 ,2,8; Езд.4:5 ,7,24; Езд.6:14 ; Неем.12:22 ; Есф.1:3 ,14,18,19; Есф.10:2 ; Иез.27:10 ; Иез.38:5 ; Дан.5:28 ; Дан.6:8 ,12,15,28; Дан.8:20 ; Дан.10:13 ,20; Дан.11:2 ) - одна из величайших империй древности, возникшая в правление Кира (см.), который был родом из незначительного царства Персис (Парас), расположенного на северо-восток от Персидкого залива (нынешняя провинция Фарсистан в Ираке). Подчинив себе Мидию (см.), и захватив в 538 ·г. ·до-РХ Вавилон (а с ним и все его владения, в том числе и Иудею), он создал империю, в которую входили земли от Египта до Индии. Роскошь главных (столичных) городов - Суз, Вавилона и Ектабаны не знала себе равных. Персия наследовала и объединила в себе культуры Вавилона (халдейскую) и Мидии (суровых огнепоклонников - почитателей Зороастра). Кир позволил евреям вернуться в Иерусалим и начать работы по восстановлению храма. После Кира престол занял его сын Камбиз (529-522 ·гг. ·до-РХ), который отличался необузданным и жестоким характером. Он разграбил Египет и остановил работы в Иерусалиме. Его сменил Дарий I Гистасп (522-485 ·гг. ·до-РХ), позволивший евреям закончить восстановительные работы в храме. За ним последовал Ксеркс (485-465 ·гг. ·до-РХ), который был супругом Есфири. За ним престол занял Артаксеркс I Лонгиман (длиннорукий) (465-425 ·гг. ·до-РХ ). Он особенно много благотворил евреям. За этим царем последовало несколько менее значительных, а в 331 ·г. ·до-РХ Персия была покорена Александром Великим. (Относительно Езд.6:22 - см. Ассирия) (см. тж Артаксеркс)

Перст

-

а) палец;

б) мера длины (толщины) (Иер.52:21 ), равная примерно 2 см. (см. меры)

Перстень

п’ерстень - помимо украшения служил также печатью (Быт.41:42 ; Есф.3:10 ; Дан.6:17 ) для скрепления (подписания и запечатывания) писем, договоров, приказов. (см. печать, украшения)

Перстный

п’ерстный (1Кор.14:47 -49) - сделанный из персти (см.).

Персть

(Исх.8:16 ; Пс.21:16 ,30; Пс.102:14 ; Пс.103:29 ) - пыль, земля, прах.

Песни Песней Соломона, книга

П’есни П’есней Солом’она, кн’ига - 22-я книга Ветхого Завета, последняя в ряду учительных книг (см. Библия). Величественная, самая прекрасная песнь Соломона (выражение «песнь песней» означает высшую степень так же, как выражения: суета сует, Святое-святых). В ней, этой лучшей из всех песен Соломона (3Цар.4:32 ), воспета самая чистая, совершенная любовь, к какой только может стремиться душа человека (Песн.8:6 -7). Предание гласит, что была девушка по имени Суламита, которую за ее красоту взяли во дворец Соломона, но она не хотела стать его женой или наложницей и сохраняла верность своему жениху, простому пастуху. Ее пытались всячески убедить оставить эту любовь, но она оставалась непреклонной и была отпущена к своему возлюбленному. Духовно такая любовь символизирует отношение верующей души к своему Доброму Пастырю. Некоторые обороты в языке этой книги могут показаться непривычными современному читателю, но они не представляли чего-нибудь необычного для своего времени. В книгах Нового Завета ссылок на эту книгу нет.

Песьи мухи

п’есьи м’ухи (Исх.8:21 ,22,24,29,31) - в оригинале: «стаи мух (насекомых)».

Петахия

Пет’ахия (Иегова освобождает) -

а) (1Пар.24:16 ) - священник из рода Ифамара, глава девятнадцатой чреды;

б) (Неем.9:5 ) - ·аналог. Вания,б;

в) (Неем.11:24 ) - сын (потомок) Мешезавала из колена Иудина, доверенный царя (Артаксеркса).

Петр

Петр, Апостол - Симон, сын (потомок) Ионы (Иоан.1:42 ), рыбак из Вифсаиды (Иоан.1:44 ), живший с женой и тещей в Капернауме (Мат.8:14 ). Имя Петр (камень) (по-арамейски Кифа, см.), он получил от Господа (Мар.3:16 ). Ап. Петр вначале, по-видимому, был учеником Иоанна Крестителя (вместе со своим братом Андреем) (Иоан.1:35 -40), но оставил его, будучи приведен братом к Иисусу (Иоан.1:41 -42). Это было на Иордане. После этого он вернулся к своему прежнему занятию - рыбной ловле на Геннисаретском озере, но, будучи призван Господом, оставил все и последовал за Ним (Мат.4:18 -20; Мат.19:27 ). Ап. Петр был среди самых близких учеников Спасителя. Только его, Иоанна и Иакова Господь взял с Собой на гору Преображения, к дочери Иаира при ее воскрешении и в Гефсиманию на Свою молитву. Ап. Петр с его пылкой и крепкой верой был тем камнем, на котором Господь основал Свою Церковь (Мат.16:17 -19) (см). Во всех списках Апостолов (см. Приложение 3 ) ·ап. Петр упоминается первым. Ап. Петр написал два Послания (см.), а в Евангелии от Марка (см.) чувствуется его сильное влияние. О его кончине нет достоверных сведений, но предание гласит, что он был казнен в Риме одновременно с ·ап. Павлом, будучи распят головой вниз (по его собственной просьбе, ибо не считал себя достойным умереть в той же позе, что и Спаситель).

Петра, Апостола, 1 и 2 Послания

Петр’а, Ап’остола, 1 и 2 Посл’ания - 7-я и 8-я книги Нового Завета (см. Библия), как полагают, были написаны одно за другим вскоре после начала гонений на христиан при Нероне (1Пет.4:12 -14), то есть между 65 ·г. и 67 ·г. - годом смерти Апостола. Написаны они были, видимо, в Риме, который христиане часто называли (и сравнивали с) языческим Вавилоном (1Пет.5:13 ). Второе Послание вызывало одно время много споров, ибо в оригинале сильно отличается от Первого по языку и стилю изложения, но причина этого, видимо, в том, что Первое Послание записывал и попутно исправлял неровности языка Силуан (1Пет.5:12 ), а Второе было записано самим ·ап. Петром без такого исправления. Вторая глава этого Второго Послания во многом схожа с Посланием ·ап. Иуды (см.). Оба Послания ·ап. Петра содержат твердые и строгие увещания укрепляться в вере, ожидая второго пришествия Господа; призывы к стойкости среди гонений и лжеучений; а также несколько откровений: о проповеди духам (1Пет.3:19 ; 1Пет.4:6 ); о независимости от времени (2Пет.3:8 ); о равной духовной высоте Посланий и всех остальных Писаний (2Пет.3:16 ).

Пеульфай

Пеульф’ай (1Пар.26:5 ) - ·аналог. Аммиил,г.

Пефор

Пеф’ор (трещина, отверстие) (Чис.22:5 ; Втор.23:4 ) - город или местность в Месопотамии при реке Евфрат, родом из которой был пророк Валаам (как полагают, находилась южнее Кархемиса).

Пеход

Пех’од (Иез.23:23 ) - восточный или юго-восточный район Вавилонии (на восток от Персидского залива).

Печать

печ’ать - оттиск, образ чего-либо (Мат.27:66 ) и тот инструмент (перстень), которым этот оттиск делается (Быт.38:18 ). Печати в древности употреблялись для запечатывания писем (книг), или чего-либо строго хранимого, скрепления (удостоверения) указов и деловых бумаг, поэтому слова «печать», «запечатлеть» часто употребляются в Священном Писании для обозначения подтверждения, удостоверения, точного отображения (Рим.4:11 ; 1Кор.9:2 ; Еф.1:13 ; Еф.4:30 ).

Печная башня

Печн’ая б’ашня (Неем.3:11 ; Неем.12:38 ) - башня в западной городской стене древнего Иерусалима. (см. башня)

Пещера

пещ’ера - пещер в Палестине огромное количество. В древности они использовались для жительства (Быт.19:30 ; Евр.11:38 ), для убежища (Суд.6:2 ; 1Цар.13:6 ), для укрытия стад и особенно часто - для захоронения (Быт.23:9 ; Иоан.11:38 ). Город Села (см.) был городом пещер. Многие из пещер Палестины значительных размеров и поэтому могли безопасно скрывать 50 человек (3Цар.18:4 ) и даже 400 или 600 человек (1Цар.23:13 ; 1Цар.24:4 ). По-видимому, еще до сих пор есть пещеры, которые остались незамеченными исследователями. В нескольких таких пещерах (Кумранских, на краю Иудейской пустыни) в 1947 ·г. были найдены древнейшие рукописи Священного Писания, среди них почти целиком копия (список) книги пророка Исаии и др.

Пещись

пещ’ись (Деян.6:2 ; 1Тим.3:5 ) - заботиться, стараться, печься.

Пи-Гахироф

Пи-Гахир’оф (Исх.14:2 ,9; Чис.33:7 ) - место, где израильтяне расположились станом перед переходом через Чермное море. Как полагают, это нынешнее местечко Агируд севернее Суэца (в Чис.33:8 названо Гахироф).

Пилат

Пил’ат (Мат.27:13 ,17,22,24,58,62,65; Мар.15:1 -5,8,12,14,15,43,44; Лук.13:1 ; Лук.23:1 ,3,4,6,11-13,20,24,52; Иоан.18:29 ,31,33,35,37,38; Иоан.19:1 ,4,5,6,8,10,12-15,19,21,22,31,38; Деян.3:13 ; Деян.13:28 ) - римский наместник (прокуратор) Иудеи, Самарии и Идумеи с 26 ·г. до 36 ·г. Высокомерный, гордый человек (имевший некоторые притязания на должность сенатора и даже на римский престол), он с жестокостью осуществлял свое правление, относясь с презрением к иудеям. За избиение галилеян во время церемонии жертвоприношения (Лук.13:1 ) он был вызван в Рим, низложен и, как говорит предание, покончил жизнь самоубийством в ссылке (Виенна, Галлия, 41 ·г. ). В случае суда над Иисусом, он совершенно определенно видел Его невиновность, но, уступая натиску иудейских начальников и разъяренной толпы, демонстративно, по иудейскому обычаю умыл руки (Втор.21:6 ; Мат.27:24 ) и предал Его на распятие. В Мат.27:2 ; Лук.3:1 ; 1Тим.6:13 назван Понтий Пилат.

Пилдаш

П’илдаш (Быт.22:22 ) - ·аналог. Вуз.

Пилтай

Пилт’ай (Неем.12:17 ) - ·аналог. Адна,в.

Пилха

П’илха (Неем.10:24 ) - ·аналог. Азур,а.

Пинон

Пин’он (Быт.36:41 ; 1Пар.1:52 ) - ·аналог. Алва (см. Пунон).

Пиратонянин

Пиратон’янин (2Цар.23:30 ) - Ванея, уроженец Пирафона, один из главных воинов Давида, в дальнейшем - один из его управителей (в 1Пар.11:31 ; 1Пар.27:14 назван Пирафонянин).

Пирафон

Пираф’он (Суд.12:15 ) - город в земле Ефремовой (·возм., нынешнее селение Ферата недалеко от Наблуса - древнего Сихема).

Пирафонянин

Пирафон’янин -

а) (Суд.12:13 ,15) - Авдон, один из судей Израиля, уроженец Пирафона;

б) (1Пар.11:31 ; 1Пар.27:14 ) - см. Пиратонянин.

Писание

Пис’ание - основа того, что мы теперь имеем в виде книг Ветхого Завета (Иоан.5:39 ; 2Пет.1:20 ; 2Пет.3:16 ; Рим.15:4 ; 1Кор.15:3 -4; 2Тим.3:15 -16). Основа - потому, что имелись, видимо, и другие книги, не дошедшие до нас (Ис.34:16 , см. тж Енох,б), как теперь имеется и много апокрифических книг, не вошедших в канон (см. Ветхий Завет ). Есть истинное писание, которое открывалось пророкам и Божиим человекам (Дан.10:21 ; 2Пет.1:20 -21) и которое было повторено или записано ими, но прочесть его теперь нигде нельзя (оригинальных записей пророков не сохранилось, только копии и копии копий, а Библия есть к тому же еще лишь перевод и, следовательно, интерпретация этих копий), поэтому оно может быть открыто только тем же Духом Святым. Писание провидит (Гал.3:8 ) и заключает всех под грехом (Гал.3:22 ) (·срн. Рим.11:32 ). Оно богодухновенно (2Тим.3:16 ) и не может нарушиться (Иоан.10:35 ). С древнейших времен и до сего дня народу Божию рекомендуется читать и исследовать его (Втор.17:19 ; Нав.1:8 ; Иоан.5:39 ). (см. Библия, закон, священные писания , слово Божие )

Писец

пис’ец - не только образованный, умеющий писать человек (1Пар.27:32 ; Иер.36:4 ,26), но, как правило, исполняющий определенную служебную роль (4Цар.25:19 ; ·1Пар.23,4), иногда имевший в своем распоряжении специальное помещение (Иер.36:12 ; Иер.37:15 ). Это же слово во многих местах переведено как «надзиратель» (Втор.16:18 ; Втор.31:28 ). (см. ученость)

Писидия

Пис’идия (Деян.13:14 ; Деян.14:24 ) - провинция Малой Азии, расположенная в ее центральной, гористой части западнее Галатии. (см. Антиохия Писидийская )

Письмень

п’исьмень (1Пар.28:19 ) - имеется в виду вдохновение, полученное Давидом от Господа.

Пифом

Пиф’ом (Исх.1:11 ) - город в земле Гесем, построенный израильтянами. Как полагают, его развалины обнаружены недалеко от местечка Тель-эль-Маштура восточнее средней части дельты Нила.

Пифон

Пиф’он (1Пар.8:35 ; 1Пар.9:41 ) - ·аналог. Ахаз,б.

Пища

п’ища - вначале человеку была дана только растительная (Быт.1:29 ), но после потопа также и животная (Быт.9:2 -4). В Писании часто упоминаются как простые естественные продукты (фрукты, орехи, мед), так и произведения земледелия (хлеб, вино, овощи) и животноводства (мясо, молоко, сыр - 1Цар.17:18 ; Рим.10:10 ). (см. вино, еда, елей)

Плакальщицы

пл’акальщицы (Екк.12:5 ; Иер.9:17 ) - наемные женщины (обычно группа) для проводов умерших с плачем.

Плат

(Иоан.20:7 ) - часть погребальных одежд (пелен), которыми евреи плотно укутывали все тело своих умерших (·срн. Иоан.11:44 ). Голова обматывалась отдельно, поэтому платок, упомянутый в указанном стихе, лежал «на другом месте».

Платок

плат’ок (Деян.19:12 ) - часть восточной одежды, используемая, ·возм., как пояс или покрывало на голову.

Плач Египтян

плач Египт’ян (Быт.50:11 ) - в оригинале: «абель Мицраим», что означает «луг (или траур) Египтян».

Плач Иеремии, книга

Плач Иер’емии, кн’ига - 25-я книга Ветхого Завета, третья в ряду пророческих книг (см. Библия). Книга состоит из пяти глав, пяти отдельных песен, в которых пророк оплакивает ужасное положение голодающего и погибающего города. Эта книга учит покаянию и молитве. В ней нет упреков, недовольства или раздражения, но в ней есть глубокая вера в обновляющуюся милость Божию (Плач.3:22 -23). Каждая из первых четырех глав этой книги в оригинале имеет алфавитную структуру, то есть каждый следующий стих (в главе 3 - каждые три стиха) начинаются на следующую букву еврейского алфавита, состоящего из 22 букв. (см. алфавитные произведения )

Плача долина

пл’ача дол’ина (Пс.83:7 ) - в оригинале: «долина бака», что можно перевести также как «долина бальзамовых деревьев». (см. долины, тутовое дерево )

Плачевная песнь

плач’евная песнь (2Пар.35:25 ) - книга плача, написанная пророком Иеремией по случаю смерти набожного царя Иосии.

Плева

плев’а (Рим.21:18 ; Рим.41:20 ; Ис.29:5 ) - пыль, сор, мякина.

Плевелы

пл’евелы (Мат.13:25 -27,29,30,36,38,40) - сорняк, очень похожий на пшеницу в раннем возрасте, но с черными зернами по созревании.

Племена

племен’а - также как народы, языки, колена означает группы людей, связанные языковыми или родственными признаками (Нав.7:14 ; Есф.6:13 ).

Плен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Плотников долина

пл’отников дол’ина (1Пар.4:14 ) - см. Харашима.

Плоть

- тело человека (Иоан.6:63 ; Гал.4:13 ), вообще люди (Быт.6:12 ; Ис.40:5 ; Деян.2:17 ), все живущие на земле (Быт.6:17 ). Этим словом обозначается физическая сущность человека (Иоан.3:6 ; 1Кор.10:18 ; Евр.2:14 ) и его телесные способности (Мат.16:17 ; Гал.1:16 ), но чаще всего оно обозначает не тело, но то в человеке, что противоположно духу (Мат.26:41 ; Рим.7:18 ; Рим.8:4 ; Гал.5:16 ).

По левую сторону

по л’евую ст’орону (Быт.14:15 ; 2Пар.3:17 ; 2Пар.4:6 -8; Ис.9:20 ) - см. налево.

По правую сторону

по пр’авую ст’орону (2Пар.3:17 ; 2Пар.4:6 -8; Ис.9:20 ; Иез.47:2 ) - см. направо.

Побивание камнями

побив’ание камн’ями - смертная казнь, наказание за такие преступления против закона Божия, как богохульство (Лев.24:14 ), волхвование (Лев.20:27 ), прелюбодеяние (Втор.23:24 ), идолопоклонство (Втор.17:5 ). Свидетель должен был быть первым среди побивающих (Втор.17:7 ).

Повивальная бабка

повив’альная б’абка (Быт.35:17 ; Быт.38:28 ; Исх.1:15 -21) - женщина, помогающая при родах. На востоке роженице и до сих пор чаще помогают родные и друзья, нежели специальный медицинский работник.

Повязка

пов’язка - род головного убора, распространенный на востоке. Возможно, она напоминала узкую полосу (ленту), завязанную вокруг головы по лбу (Втор.6:8 ; Втор.11:18 ), или накидку (см. увясло). Священники носили ее помимо кидара (Исх.39:28 ) и она служила им украшением (Исх.28:40 ). (см. одежда)

Погребение

погреб’ение - по закону должно следовать в тот же день, когда человек умер (Втор.21:23 ). Погребали евреи своих умерших в гробах - естественных или искусственных углублениях в земле и скалах. При погребении тело обертывалось пеленами, обильно смоченными мастями (Иоан.19:39 -40). Такое погребение считалось честью для человека (2Цар.2:5 ), но если его бросали, то такое погребение называлось «ослиным» (Иер.22:19 ). (см. гроб)

Подать

п’одать - обязательный налог, сбор в пользу казны (Рим.13:7 ).

Подвески

подв’ески (Песн.1:9 -10) - женские украшения, спускающиеся с обода или повязки вокруг головы. (см. украшения)

Подвизаться

подвиз’аться - значит в некоторых случаях стараться (Лук.13:24 ), но чаще - действовать, трудиться, сотрудничать (1Пар.11:10 ; Иоан.18:36 ; Фил.2:16 ).

Подир

под’ир (Отк.1:13 ) - в оригинале: «одежда до пят».

Подточилие

подточ’илие (Иоил.2:24 ; Иоил.3:13 ; Агг.2:16 ) - пространство под или за точилом (см), в котором собирается выжатый сок.

Позвонки

позвонк’и (Исх.28:33 ,34; Исх.39:25 ,26) - маленькие колокольчики или, ·возм., пластинки наподобие кастаньет. (см. систра)

Познание

позн’ание (познать) -

а) в низшем, плотском смысле означает естественное половое соединение между мужчиной и женщиной (Быт.4:1 ,17) и неестественное - между мужчинами (Быт.19:5 ; Суд.19:22 ) - «содомский грех», мужеложство, поход за иною плотью (Иуд.1:7 );

б) в высшем, духовном смысле - соединение с Духом Божиим (Ос.6:3 ).

Познать

позн’ать - см. познание.

Покаяние

пока’яние - осознание своей греховности, переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о проступках, о всем неистинном в своей жизни, в самом себе, но нечто большее - осуждение всего этого и отход от него (2Кор.7:10 ). Покаяние не может быть без обращения (Деян.26:20 ), упования на Бога и стремления приносить добрый плод (Мат.3:8 ). Праведники не имеют нужды в покаянии (Лук.15:7 ) (но есть ли праведные на земле?). Покаяние есть дар Божий (Деян.5:31 ; Деян.11:18 ; 2Тим.2:25 ). (см. раскаяние)

Покрывало

покрыв’ало - головной платок (накидка) для женщины (Быт.24:65 ), которое, по-видимому, использовали также и мужчины (Исх.34:33 ; Втор.22:12 ; 3Цар.20:38 ). Оно не было в древние времена столь обязательным для женщин (Быт.12:14 ; Быт.24:16 ), как даже еще теперь мы видим в некоторых мусульманских странах, но было скорее украшением (Ис.3:22 ). Во 2Цар.17:19 ; Ис.21:5 упомянуты покрывала, используемые в качестве подстилки, а в Иез.13:18 - для каких-то чародейных целей. О покрывалах скинии см. ·Исх.36. В Мар.14:51 -52 имеется в виду, видимо, одежда (см.).

Полба

п’олба (Исх.9:32 ; Ис.28:25 ; Иез.4:9 ) - род (разновидность) пшеницы.

Полчища Гогова, долина

п’олчища Г’огова, дол’ина (Иез.39:11 ,15) - то же, что долина прохожих - неопределенное место для захоронения всех остатков полчища Гога, павшего на горах Израилевых (Иез.39:4 ). (см. долины)

Полынь

пол’ынь (Втор.29:18 ; Прит.5:4 ; Иер.9:15 ; Иер.23:15 ; Плач.3:15 ,19; Отк.8:11 ) - трава или полукустарник из семейства сложноцветных с резким запахом, сорняк. Сок ее очень горек и само название стало синонимом горечи.

Предыдущая страница Следующая страница