Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕФ"-"ВЫЯ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕФ"-"ВЫЯ")

Вефсамис

Вефсам’ис (дом солнца) -

а) (Нав.15:10 ; 1Цар.6:9 ,12-15,18-20; 3Цар.4:9 ; 4Цар.14:11 ,13; 1Пар.6:59 ; 1Пар.25:21 ,23; 1Пар.28:18 ) - город на западной границе удела Иудина в долине реки Сорек, расположенный на высоком холме, плоская каменная вершина которого, по-видимому, и называлась тем «камнем», на котором был установлен ковчег (город был отдан священникам) (в Нав.19:41 назван Ир-Шемеш, а в Нав.21:16 - Беф-Шемеш); (см. Херес,а)

б) (Нав.19:22 ) - ·аналог. Авец;

в) (Нав.19:38 ; Суд.1:33 ) - город на севере удела Неффалимова.

Вефул

Веф’ул (жилище Бога?) (Нав.19:4 ) - см. Бефуил.

Веф-Фегор

Веф-Фег’ор (Втор.34:6 ) - см. Беф-Фегор .

Вефхор

Вефх’ор (дом пастбища) (1Цар.7:11 ) - город удела Иудина (на филистимской границе?), до которого израильтяне преследовали врагов. (см. Сен)

Вефцур

Вефц’ур (2Пар.11:7 ) - см. Беф-Цур .

Вецай

Вец’ай (Неем.7:23 ) см. Бецай.

Вечер

в’ечер (Быт.1:5 ,8,13,19,23,31) - в данном случае, видимо, не есть вечер в известном нам смысле, ибо первые три упомянуты до того, как были сотворены светила «для отделения дня от ночи» (·ст. 14). Вечер седьмого дня не упомянут. То же можно сказать и об «утре».

Вечеря

в’ечеря (Лук.22:30 ; Иоан.12:2 ; Иоан.13:2 ,4; Иоан.21:20 ; 1Кор.11:25 ) - ужин, вечерняя трапеза. О последней трапезе перед страданиями Господа, разделенной Им с Его учениками, см. Пасха. На этой прощальной вечере, подавая хлеб и чашу Апостолам, Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лук.22:19 ).

Вечеря Господня

в’ечеря Госп’одня (1Кор.11:20 ,33; Отк.3:20 ) - или вечеря любви (Иуд.1:12 ), или агапе (как она называлась в первые годы христианства) - это общий ужин, устраиваемый на пожертвования верующих. Вечеря Господня - это всегда воспоминание, за разделяемым (в древности - разламываемым руками) на всех хлебом и общей чашей, телесных страданий нашего Господа и Его пролитой за нас Крови. И делать это нам заповедовал Сам Господь (1Кор.11:23 -25). Брачная вечеря Агнца (Отк.19:9 ) - символ соединения Иисуса Христа со Своей Церковью, а великая вечеря Божия (Отк.19:17 ) - образ великой победы Бога над всем нечистым, ополчившимся на Него.

Вечность

в’ечность - одно из самых трудных (если не самое трудное) для человеческого разумения понятий, ибо является одним из свойств Бога (Рим.1:20 ) и не находится в связи ни с одним из земных качеств (2Кор.4:18 ). Вечность - это непрекращающееся состояние, никогда не начавшееся и никогда не кончающееся. Вечен только Бог (Быт.21:33 ; Рим.14:25 ), поэтому вечен Сын Его Господь Иисус Христос и Дух Святой. Вечны и духовные творения Божии - Ангелы и души людей. По самому смыслу вечности, в ней не может что-то возникнуть вновь и из нее ничего не может исчезнуть (другими словами: вечное таковым всегда и останется, а временное вечным стать не может).

Вечный

в’ечный - имеющий свойства вечности (напр., жизнь вечная). В отношении к земным понятиям в переносном смысле имеет значение: «навсегда», «на всю жизнь» (Исх.21:6 ) или «на очень долгое время» (Нав.8:28 , ·срн. Езд.2:28 ).

Вещун

вещ’ун (Зах.10:2 ) - прорицатель, предсказатель.

Веяло

в’еяло (Ис.30:24 ; Иер.15:7 ) - устройство для веяния зерна, по-видимому, определенным образом приспособленная для этого лопата (см.).

Веять

в’еять -

а) (3Цар.19:12 ; Рим.4:16 ) - тихо дуть, слегка двигаться (о воздухе);

б) (Ис.41:16 ; Иер.4:11 ) - отделять (на ветру с помощью лопат) шелуху (мякину) от чистого зерна.

Взалкать

взалк’ать (Пс.49:12 ; Мат.4:2 ; Мат.12:1 ,3; Мар.2:25 ; Мар.11:12 ; Лук.4:2 ; Лук.6:3 ,25) - проголодаться, испытать голод.

Видение

вид’ение - явление славы или воли Божией в образах, которое часто происходит ночью, но не во сне (1Цар.3:9 -15; Дан.2:19 ; Дан.7:2 ; Деян.12:7 ,9; Деян.18:9 ), а также и днем (·Дан.8; Дан.10:7 -8; Лук.1:22 ; Деян.9:3 -7; Деян.10:17 ). Хотя в Писании есть следующие упоминания о видениях во сне: Быт.15:12 -16; Быт.20:6 ; Чис.12:6 ; Суд.7:13 -14; Иер.31:26 ; Дан.2:25 -47; Мат.27:19 , они все (за исключением Суд.7:13 -14) при внимательном рассмотрении не являются сном в известном нам смысле, но словом Божиим (речью), воспринятом как сон (·срн. 1Цар.3:1 ,9,10,15,21; Зах.4:1 -2) (в Дан.2:25 -47 - размышления, см. ·ст. 29,31). Сон Иакова в Быт.28:12 -16 не назван видением, а в Иоил.2:28 и Мих.3:6 сон и видения разделены. Что касается коллективных видений, то их, конечно, можно видеть только днем, «наяву» (Мат.17:1 -8; Лук.2:8 -15; Деян.22:9 ). Следует добавить, что видения (как и чудеса) часто приносили изнеможение и страдания тем, кто их видел (через кого они давались) (Дан.8:27 ; Дан.10:8 ; Деян.9:8 ; Деян.10:10 ). Во 2Пар.9:29 ; 2Пар.32:32 этим словом названы исторические записи пророков. Не путать с видением (ударение на первом слоге) (Екк.11:9 ; 2Кор.5:7 )! (см. пророчествовать, слово Божие , сновидение, чудо)

Видения долина

вид’ения дол’ина (Ис.22:1 ,5) - см. Иерусалим.

Визиофея

В’изиоф’ея (Нав.15:28 ) - ·аналог. Адада.

Вил

(владыка) (Ис.46:1 ; Иер.50:2 ; Иер.51:44 ) - вавилонское божество. (см. Ваал,а)

Вилга

В’илга (веселый) (1Пар.24:14 ; Неем.12:5 ,18) - священник из рода Елеазара, глава пятнадцатой чреды, один из глав поколений (домов) священнических, вернувшихся из плена с Зоровавелем, и поставивших свою печать (в лице представителя рода) под договором на верность Богу (в Неем.10:8 назван Вилгай).

Вилгай

Вилг’ай (Неем.10:8 ) - см. Вилга.

Вилдад

Вилд’ад (Рим.2:11 ; Рим.8:1 ; Рим.18:1 ; Рим.25:1 ; Рим.42:9 ) - Савхеянин, один из друзей Иова, как полагают, из потомков Шуаха, сына Авраама и Хеттуры (Быт.25:2 ).

Виннуй

Винн’уй (строение) (Езд.8:33 ) - отец (предок) Ноадии (см. Ноадия,а). (см. Биннуй,в)

Вино

вин’о - рассматривается Писанием как необходимый человеку продукт (Втор.7:13 ; Втор.33:28 ; Пс.103:15 ; Ис.55:1 ; 1Тим.5:23 ), как дар Божий, ниспосланный человеку наряду со множеством других даров. Евреи пили разбавленное вино почти с каждой едой. Такое вино пили даже дети и девочки (Плач.2:12 ; Зах.9:17 ). Пить же не разбавленное вино считалось пьянством. Вино наряду с хлебом играло важнейшую роль во всей жизни древнего человека. Оно почиталось выражением величайшей милости Божией, будучи самым обильным и самым замечательным соком такого чудесного растения, как виноградная лоза. Потому и Господь взял вино символом Своей Крови, пролитием которой даровал людям спасение и в которой заключил с ними новый завет. (см. пища, уксус)

Виноград

виногр’ад(ная лоз’а) - не упоминается в Писании до повествования о потопе, а после, особенно после выхода израильтян из Египта, очень часто употребляется как символический образ для описания их жизни и их отношения к своему Богу. Виноград возделывался в Палестине повсеместно и ему уделялось много внимания. Закон наряду с полями и другой собственностью дает подробные указания и насчет виноградников. Ухоженная виноградная лоза (виноградник) есть символ мира и благополучия. Господь Иисус Христос Себя назвал истинной виноградной Лозой, а Своих учеников - ее ветвями. Последний храм (см.), отстроенный и украшенный Иродом, имел над входом огромное золотое изображение виноградной лозы.

Виноградная лоза

виногр’ад(ная лоз’а) - не упоминается в Писании до повествования о потопе, а после, особенно после выхода израильтян из Египта, очень часто употребляется как символический образ для описания их жизни и их отношения к своему Богу. Виноград возделывался в Палестине повсеместно и ему уделялось много внимания. Закон наряду с полями и другой собственностью дает подробные указания и насчет виноградников. Ухоженная виноградная лоза (виноградник) есть символ мира и благополучия. Господь Иисус Христос Себя назвал истинной виноградной Лозой, а Своих учеников - ее ветвями. Последний храм (см.), отстроенный и украшенный Иродом, имел над входом огромное золотое изображение виноградной лозы.

Виночерпий

виноч’ерпий (Быт.40:1 ,2,5,9,21; Быт.41:9 ; 3Цар.10:5 ; 1Пар.9:4 ; Неем.1:11 ) - главное лицо, ответственное во дворцах царей древности за доставку, хранение и подачу к столу вина.

Вирилл

вир’илл (Отк.21:20 ) - или берилл, менее ценный род изумруда, восьмой камень в основании нового Иерусалима. В наперснике отсутствует. (см. драгоценные камни )

Вирсавия

Вирс’авия -

а) (колодец клятвы) (Быт.21:14 ,33; Быт.22:19 ; Быт.26:23 ; Быт.28:10 ; Быт.46:1 ,5; Нав.15:28 ; Нав.19:2 ; Суд.20:1 ; 1Цар.3:20 ; 1Цар.8:2 ; 2Цар.3:10 ; 2Цар.24:7 ; 3Цар.4:25 ; 3Цар.19:3 ; 4Цар.12:1 ; 4Цар.23:8 ; 1Пар.4:28 ; 1Пар.21:2 ; 2Пар.19:4 ; 2Пар.30:5 ; Неем.11:27 ,30; Ам.5:5 ; Ам.8:14 ) - место, а затем город на южной границе Ханаана, где долгое время жили Авраам и Исаак (в Быт.26:33 это место названо Беэршива). Находится в уделе Иудином, но отдано колену Симеонову; (см. колодец)

б) (дочь клятвы) (2Цар.11:3 ; 2Цар.12:24 ; 3Цар.1:11 ,15,16,28,31; 3Цар.2:13 ,19; 1Пар.3:5 ) - дочь Аммиила, бывшая за Урией, но ставшая после его смерти женой Давида, мать Соломона.

Виссон

висс’он - тонкая, дорогая ткань из хлопка или льна. (см. лен)

Вифавара

Вифав’ара (Иоан.1:28 ) - в древних рукописях: Вифания, место на восточном берегу Иордана (положение не известно).

Вифания

Виф’ания (дом огорченного) (Мат.21:17 ; Мат.26:6 ; Мар.11:1 ,11,12; Мар.14:3 ; Лук.19:29 ; Лук.24:50 ; Иоан.11:1 ,18; Иоан.12:1 ) - небольшое селение на склоне горы Елеонской на дороге из Иерусалима в Иерихон. Здесь жили Марфа, Мария и Лазарь, а также Симон прокаженный. В Вифании часто бывал Иисус, особенно в последние дни Своего земного служения. Здесь Он воскресил Лазаря и отсюда Он вознесся на небо.

Вифезда

Виф’езда (дом милосердия) (Иоан.5:2 ) - купальня, то есть небольшой бассейн, который находился, как полагают, у северной стены Иерусалима.

Вифиния

Виф’иния (Деян.16:7 ; 1Пет.1:1 ) - провинция Малой Азии севернее Мисии и Галатии на берегу Черного моря. Позже в ее городах Никее и Халкидоне собирались первый (в 325 ·г.) и четвертый (в 451 ·г.) Вселенские соборы.

Вифлеем

Вифле’ем (дом хлеба) -

а) город в уделе Иудином в нескольких километрах на юг от Иерусалима. Живописно расположен на скалистой возвышенности среди полей и садов, являя собой чудесный контраст Иудейской пустыне на восток от этого места. Здесь Иаков похоронил Рахиль, здесь Вооз встретил Руфь, здесь родился Давид и здесь (куда из Назарета явился для переписи Иосиф с Мариею) родился Спаситель мира - Иисус Христос, Господь (прежнее название Вифлеема - Ефрафа, см.);

б) (Нав.19:15 ; Суд.12:8 ,10) - один из городов удела Завулонова, расположен северо-западнее Назарета.

Вифсаида

Вифса’ида (дом рыбной ловли) (Мат.11:21 ; Мар.6:45 ; Мар.8:22 ; Лук.9:10 ; Лук.10:13 ; Иоан.1:44 ; Иоан.12:21 ) - город на северном берегу Геннисаретского озера близ впадения в него Иордана, в котором Господь совершил многие чудеса. Был разрушен около 400 ·г. в результате землетрясения.

Виффагия

Вифф’агия (дом смокв) (Мат.21:1 ; Мар.11:1 ; Лук.19:29 ) - небольшое селение, примыкавшее, видимо, к Вифании. Никаких следов его к настоящему времени не сохранилось и точное положение не известно.

Влагалище

влаг’алище (Лук.12:33 ) - в оригинале: «вместилище», «емкость».

Власт

(побег, росток) (Деян.12:20 ) - служащий во дворце (постельник) царя Ирода Агриппы 1.

Власть

- духовная сила (Лук.4:36 ). В мирском понимании - это подчинение и подавление, основанное на страхе. Первое - это Божественный дар (Иоан.1:12 ; Иоан.10:18 ), второе - это человеческое стремление воспользоваться этим даром в личных или партийных (что в конечном итоге одно и то же) целях. В первом смысле власть принадлежит Богу (Мат.28:18 ; Рим.13:1 ), во втором - диаволу (Лук.4:6 ). В первом смысле она осуществляется Божией милостью, любовью, долготерпением; во втором - обманом и насилием.

Понятие власти в умах людей, оставивших страх Божий, соединено лишь с подчинением человека человеку. Человек в процессе культурного и технического «прогресса» начал считать одного себя хозяином всего. Он стремится к господству не только над «природой», но прежде всего над равными себе. Человек, даже будучи всем обеспечен, не удовлетворяется этим и старается подчинить себе других. Человек во всю свою историю боролся только за власть. Но по слову Божию власть человеку дана только над животными и над землею (Быт.1:26 ,28), а также над женой (Быт.3:16 ).

Земная власть некогда осуществлялась царями и царская власть символизировала собой высшую, Божию власть. Стремление же в последнее время распределить власть между всеми и стремление каждого ей пользоваться есть проявление все возрастающего культа самовозвеличения (почти обожествления) человека - самого вызывающего идолопоклонства. И чем величественнее и свободнее кажется себе человек, тем он больше оказывается под властью той силы, которая царит в этом мире - сатаны. Но несмотря на трудность выделения в современном мире «кесаря», Христово правило остается неизменным: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие - Богу» (Мат.22:21 ).

Поскольку власть - духовная сила, ранние богословы (напр., Дионисий Ареопагит) причисляли престолы (господства), силы и власти (начальства) наравне с серафимами, херувимами, Ангелами и Архангелами к чинам (или степеням) Ангельским. В этом смысле к понятию власти прымыкает и понятие имени (Еф.1:21 ). (см. идолопоклонство, сила, Рим.8:38 , а также таблицу)

| | Мат.20:25 | 1Пет.3:22 | 2Пет.2:10 | Иуд.1:8 | 1Кор.15:24 | Еф.1:21 | Еф.6:12 | Кол.1:6 | Кол.2:10 | Кол.2:15

| Ангелы | | + | | | | | | | |

| престолы | | | | | | | | + | |

| господства | + | | | | | + | | + | |

| власти | + | + | | + | + | + | + | + | + | +

| начальства | | | + | + | + | + | + | + | + | +

| силы | | + | | | + | + | | | |

Власяница

власян’ица (Зах.13:4 ; Отк.6:12 ) - в оригинале то же, что вретище (см.).

Влево

вл’ево (Иез.16:46 ) - см. налево.

Внешний

вн’ешний (Мат.8:12 ; Мат.22:13 ; Мат.25:30 ; 1Кор.5:12 ,13; 2Кор.4:16 ) - мирской, отделенный от Царствия Божия и общества верующих. Не одно и то же с неверными (2Кор.6:14 -18), которые были или могли быть верными, но не оказались таковыми (1Иоан.2:19 ).

Внутренние ворота

вн’утренние вор’ота (Иез.8:3 ,14) - одни из ворот первого храма (см.).

Воаз

Во’аз (сила) (3Цар.7:21 ; 2Пар.3:17 ) - имя (название) одного из медных столбов (левого, северного), поставленных Хирамом перед входом в храм. Столбы были изломаны халдеями и увезены в Вавилон (4Цар.25:13 ,16,17). (см. тж Иахин,б)

Воанергес

Воанерг’ес (сыны громовы) (Мар.3:17 ) - имя, данное Господом Иисусом Христом Иакову и Иоанну Зеведеевым, очевидно, за их страстность, горячность (·срн. Мар.9:38 ; Лук.9:54 -55).

Вода

вод’а - одно из наиболее часто встречающихся слов в Библии. Известно, вода - это жизнь. Это особенно относится к такой жаркой стране, как Палестина, где в течение летних сухих месяцев почти не бывает дождей и поэтому всякий невысыхающий источник или колодец ценится как сокровище. Вода живит, очищает, исцеляет; но может затопить, захлестнуть, унести.

Вода в Священном Писании

| называется: | живой | (Чис.19:17 ; Иер.17:13 ; Зах.14:8 ; Иоан.4:10 ; Иоан.7:38 ; Отк.21:6 ),

| | водой жизни | (Ис.58:11 ; Иез.47:1 ; Отк.22:1 ),

| символизирует: | благо, милость | (Пс.22:2 ; Ис.32:20 ; Иез.31:14 ),

| | одну из основ Божиего творения | (Пс.135:6 ; Пс.148:4 ),

| | неисследимые пути Божии | (Екк.11:1 ),

| | беды | (2Цар.22:17 ; Рим.22:11 ; Пс.65:12 ; Пс.68:2 ,16; Пс.87:18 ; Ис.43:2 ; Плач.3:54 ),

| | нечестие | (Прит.9:17 ; Отк.17:1 ),

| | слово Божие и очищение через слово Божие | (Иоан.3:5 ; 1Иоан.5:6 ; Еф.5:26 ),

| обозначает: | потоп | (Быт.6:17 ; Ис.54:9 ; 2Пет.3:6 ),

| | очищение | (Иез.16:9 ),

| | ритуалы | (Исх.29:4 ; Лев.16:24 ; Чис.5:22 ; Чис.19:20 .21; Мат.27:24 ).

Живой (то есть текущей) водой называются источники (Быт.26:19 ) и вода этих источников (Лев.14:6 ,50,51; Лев.15:13 ). В 1Иоан.5:8 это слово означает разум человека. (см. живая вода , море, черпать и проливать воду )

Водопровод

водопров’од (4Цар.18:17 ; 4Цар.20:20 ; Ис.7:3 ; Ис.36:2 ) - закрытый канал, который в древности прокладывался по поверхности земли. Такой канал провел, напр., Езекия в город из пруда, устроенного на источнике Геон (2Пар.32:30 ). Кроме того, Езекия построил уникальный для своего времени туннель длиной 600 м, высотой 2 м и шириной окоо 70 см, проходящий извилистым путем в сплошной скальной породе и соединяющий источник Гион с Силоамским прудом. С помощью этого туннеля воды источника были направлены в город. Во время правления Ирода Великого был проложен водопровод - канал с горы Кармил в город Кесарию, в которой были также устроены каналы для отвода нечистот.

Водяные ворота

Водян’ые вор’ота (Неем.3:26 ; Неем.8:1 ,16) - ворота в восточной стене древнего Иерусалима. (см. ворота)

Возглавие

возгл’авие (Быт.47:31 ; Мар.4:38 ) - верхняя часть (·срн. 3Цар.1:47 ; Евр.11:21 ).

Воздух

в’оздух - в Еф.2:2 ; Отк.16:17 имеет переносное значение и символизирует духовный мир зла, в котором царит сатана, изгнанный Христом (·срн. Иоан.12:31 ; Еф.6:12 ).

Возлежание

возлеж’ание - принятая на востоке в древности поза во время приема пищи, разложенной прямо на земле или на низкой подставке. Возлежали (склонялись) обычно на левый бок головой к «столу». Пришла эта манера к евреям от персов и греков уже после вавилонского плена. В первые века ·по-РХ она постепенно исчезла. (см. еда)

Возлияние

возли’яние - принесение (выливание на святом месте - Чис.28:7 ) в дар Господу определенного законом количества вина при жертве всесожжения (1/4 гина на агнца, 1/3 - на овна и 1/2 - на тельца, Чис.15:5 ,7,10; Чис.28:14 ). Возлияние, как и хлебное приношение, могло быть, видимо, и отдельной жертвой (Быт.35:14 ). (см. жертвоприношение)

Возложение рук

возлож’ение рук - означает передачу, посвящение, благословение, предание Богу. В ветхозаветное время возложением рук на жертвенное животное на него возлагался исповедуемый грех. С возложением рук обвиняемый отдавался на смерть (Лев.24:14 ).

Вознесение

вознес’ение (Мар.16:19 ; Лук.24:51 ; Иоан.12:34 ; Деян.1:2 ,11,22; Деян.2:33 ; 1Тим.3:16 ) - уход Христа с земли в видимом теле, которое также названо «восшествие» (Иоан.6:62 ; Иоан.20:17 ) и «поднятие» (Деян.1:9 ). Вознесение Христа на небо произошло через 40 дней после Его воскресения, но Сам Господь началом Своего вознесения считал уже Свою смерть за людей на кресте (Иоан.8:28 ; Иоан.12:32 ).

Возношение

вознош’ение (Исх.29:27 ; Лев.7:14 ; Лев.23:11 ,12; Чис.5:9 ,25; Чис.6:20 ; Чис.15:19 -21; Чис.18:8 ,11,24,26; Чис.31:29 ,41; Втор.12:6 ) - особо ревностное, усердное приношение, дар Господу. Иногда сопровождается потрясанием (см.) приносимого пред жертвенником. Возношением (данью) могут являться и люди (Чис.31:29 ,41). Давид возносил Господу свою душу (Пс.24:1 , в оригинале - приносил). (см. жертвоприношение)

Возрождение

возрожд’ение (1Пет.1:3 ,23; Тит.3:5 ) - новое рождение, возрождение духа человека от Духа Святого к жизни вечной, обеспеченное воскресением Господа Иисуса Христа. Возрождения (освобождения от власти тления) ожидает и все творение (Рим.8:21 ).

Воинство

в’оинство - это слово имеет несколько значений:

многообразие творений Божиих (Быт.2:1 ; Рим.25:3 ),

Ангельские силы (Нав.5:14 ; Лук.2:13 ),

народ Божий (Исх.7:4 ; 1Цар.17:45 ),

в обычном смысле войска (Пс.32:16 ; Ис.34:2 ).

Воины Давида

в’оины Дав’ида - с Давидом в разное время было разное количество воинов, но наиболее приближенных было три (см.), а главными воинами (1Пар.11:26 ) названы тридцать (см.), которые подробно перечисляются во ·2Цар.23 и в ·1Пар.11 (в первом случае перечислено 31, но сказано: «всех 37» - ·ст. 39, а во втором упомянуты 47) (во 2Цар.23:13 они названы вождями). Из 1Пар.11:25 ,42; 1Пар.12:4 ,18 можно заключить, что были и другие тридцатки (·срн. Песн.3:7 ; Иер.38:10 ).

Войско

в’ойско - для характеристики войска и вооружений древности приведем описание войска Кира из повествований историка древности Ксенофонта. Легкие пехотинцы были защищены латами и имели в левой руке щит, а в правой - меч или копье. Лучников Кир использовал только на передвижных башнях, возимых шестнадцатью или двадцатью волами, в которых укрывался целый отряд воинов и которые могли проникать далеко вглубь неприятеля, а также лучников на верблюдах, посаженных спиной к спине. Верблюды часто пускались впереди войска, особенно если у противника предполагалась сильная конница, ибо от запаха и вида верблюдов конница почти всегда приходит в полный беспорядок. Свою конницу Кир всегда возглавлял сам и она была непобедима. В войске Кира широко использовались и боевые колесницы (см.). (см. тж оружие)

Волна

в’олна (Пс.147:5 ; Ис.1:18 ; Ис.51:8 ; Иез.34:3 ) - тонкая шерстяная ткань для одежды; перед использованием обычно тщательно отбеливалась (значение русского слова «волна» не известно, в оригинале - «шерсть»).

Волхвы

волхв’ы (Быт.41:8 ,24; Исх.7:11 ,22; Исх.8:7 ,18,19; 9,11; Лев.20:27 ; Чис.22:7 ; Чис.24:1 ; 4Цар.9:22 ; Дан.1:20 ; Мат.2:1 ,7,16; Деян.8:9 ,11; Деян.13:6 ,8) - как и волшебники, ворожеи, вопрошатели мертвых, вызыватели духов, гадатели, мудрецы, обаятели, проводящие своих детей через огонь, прорицатели, тайноведцы, халдеи и чародеи, являлись родом ученых людей или магов древности (в оригинале указанные названия встречаются в различном порядке и не всегда могут быть точно переведены). Многие из этих людей были жрецами при языческих храмах и некоторые из них действительно обладали большими познаниями в астрономии, математике, астрологии (особенно среди персов и халдеев), но большинство из них уклонялось в волшебство и низкие спекуляции. Общение с ними и присутствие их среди народа Божиего было строго запрещено законом (Лев.19:31 ; Лев.20:27 ; Втор.18:9 -14), но Даниил в определенное время был поставлен главою вавилонских мудрецов (Дан.5:11 ). Волхвы, приходившие с востока (из Аравии или Персии) поклониться родившемуся Спасителю, были несомненно ведомы Богом с помощью звезды, которую они все время видели перед собой (как видел ее и Валаам, Чис.24:17 ). (см. восток, ученость)

Волчцы

в’олчцы (Быт.3:18 ; Рим.31:40 ; Иез.28:24 ; Ос.10:8 ; Евр.6:8 ) - некая сорная трава. Везде, кроме одного места, упоминается вместе с тернием. Как и другие сорняки, появились на земле после проклятия ее Богом за грех Адама. (см. терн)

Волшебник

волш’ебник - колдун, шептун, заговариватель. (см. волхвы)

Воля Божия

в’оля Б’ожия - основа действия Бога (Дан.4:32 ). Все, что происходит во вселенной и в человеке, происходит по воле Божией (Втор.32:39 ; Нав.11:20 ; 4Цар.19:25 ; Рим.23:13 ; Пс.134:6 ; Ис.45:7 ; Ис.46:10 ; Иер.27:5 ; Иез.17:24 ; Мат.10:29 ; Деян.22:14 ; Иак.1:18 ; Еф.1:9 ,11; Фил.2:13 ; Отк.17:17 ). Самое важное и нужное для нас, что только мы можем сделать - это познавать и стремиться исполнять волю Божию (Езд.10:11 ; Мат.7:21 ; Мат.12:50 ; 1Пет.2:15 ; 1Иоан.2:17 ; Рим.12:2 ; Еф.5:17 ; Евр.10:36 ), но человек может и воспротивиться воле Божией (Лук.7:30 ; Иоан.7:17 ). Для дальнейшего размышления полезно (еще раз) прочесть также следующие места: 1Цар.2:25 ,30; Пс.74:8 ; Прит.16:1 ,9,33; Прит.20:24 ; Прит.21:1 ,31; Прит.29:26 ; Мат.10:28 ; Иоан.5:21 ; Рим.9:11 ). (см. тж предопределение)

Вооз

Во’оз (крепость, сила) (Руф.2:1 ,3-5; Руф.8:11 ,14,19; Руф.3:2 ,7,9,10,14; Руф.4:1 -3,5,8,9,13,21; 1Пар.2:11 ,12; Мат.1:5 ; Лук.3:32 ) - знатный и богатый житель Вифлеема, родственник Елимелеха из колена Иудина, мужа Ноемини. Он женился на Руфи и стал отцом Овида. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

Ворожей

ворож’ей - гадатель, знахарь. (см. волхвы)

Ворота

вор’ота - в древности важнейшее место города, какого теперь не имеет даже центр. Здесь велась торговля, производился суд, собирались собрания, провозглашались пророчества, заключались сделки (Втор.17:5 ,8; Руф.4:1 ; 3Цар.22:10 ). Если неприятель захватывал ворота, город уже не мог устоять. Поэтому выражение «врата ада» (Мат.16:18 ) нужно понимать как «вся сила и совет ада».

Древний Иерусалим, как вытекает из рассмотрения ·Неем.3 и ·Неем.12 (а также и других мест Священного Писания), имел в своих наружных (городских) стенах следующие ворота (см. Приложение 4 ):

Овечьи (Неем.3:1 ,32; Неем.12:39 ),

Рыбные (2Пар.33:14 ; Неем.3:3 ; Неем.12:39 ; Соф.1:10 ),

Старые (Неем.3:6 ; Неем.12:39 ),

Ефремовы (4Цар.14:13 ; 2Пар.25:23 ; Неем.8:16 ; Неем.12:39 ),

Долины (2Пар.26:9 ; Неем.2:13 ; Неем.3:13 ),

Навозные (Неем.2:13 ; Неем.3:13 ,14; Неем.12:31 ) (в Иер.19:2 названы Харшиф),

Источника (Неем.2:14 ; Неем.3:15 ; Неем.12:37 ),

Водяные (Неем.3:26 ; Неем.8:1 ,3,16; Неем.12:27 ),

Темничные (Неем.12:39 ),

угольные (угловые) (4Цар.14:13 ; 2Пар.25:23 ; 2Пар.26:9 ; Иер.31:38 ; Зах.14:10 ).

В Иез.48:31 -34 перечислены двенадцать ворот по именам колен Израилевых.

Кроме того, в Писании упоминаются следующие внутренние ворота:

а) царского дворца -

Вениаминовы (Иер.20:2 ; Иер.37:13 ; Иер.38:7 ; Зах.14:10 ),

конские (4Цар.11:16 ; 2Пар.23:15 ; Неем.3:28 ; Иер.31:40 ),

б) неизвестного положения -

Гаммифкад (Неем.3:31 ),

городские (4Цар.23:8 ),

Иисуса градоначальника (4Цар.23:8 ),

первые (Зах.14:10 ),

средние (Иер.39:3 ),

телохранителей (4Цар.11:6 ,19).

В Писании упомянуты по имени только одни ворота вне Иерусалима: речные (в Ниневии) (Наум.2:6 ). (см. тж храм)

Восемнадцать

восемн’адцать - число тысяч павших израильтян (Суд.20:25 ),

то же, вениамитян (Суд.20:44 ),

то же, сирийцев (2Цар.8:13 ),

число тысяч людей, пришедших их колена Манассиина (1Пар.12:31 ),

число тысяч пораженных идумеян (1Пар.18:12 ),

число сыновей Мешелемии (1Пар.26:9 ),

число тысяч талантов меди (1Пар.29:7 ),

число жен Ровоама (2Пар.11:21 ),

число полной меры города (Иез.48:35 ),

число человек, на которых упала башня (Лук.13:4 ),

число лет страданий женщины (Лук.13:16 ).

Восемь

в’осемь - число дней для обряда обрезания (Быт.17:12 ; Лук.2:21 ),

число сыновей Иессея (1Цар.17:12 ),

число дней освящения храма (2Пар.29:17 ),

число душ, спасшихся от потопа (1Пет.3:20 ; 2Пет.2:5 ),

число зверей (Отк.17:11 ).

Восемьдесят

в’осемьдесят - число лет Моисея в начале его служения (Исх.7:7 ),

число лет Верзеллия (2Цар.19:32 ,35),

число тысяч носильщиков и каменотесов (3Цар.5:15 ),

число лет, до которого уже во времена Моисея доживали, по-видимому, немногие, только особо крепкие люди (Пс.89:10 ),

число наложниц (Песн.6:8 ).

Воскресение

воскрес’ение - это Господь Иисус Христос (Иоан.11:25 ), дающий жизнь верующему в Него. Господь сказал Своим ученикам: «Я живу и вы будете жить» (Иоан.14:19 ). Воскресение Христа, которое Бог совершил силою Своею (Деян.2:24 ; Деян.10:39 -43), является божественной печатью истинности всех слов Христа и основой упования и веры христиан. Воскресение вслед за Первенцем - Христом, обетовано всем Христовым в пришествие Его (1Кор.15:23 ), а затем и всем остальным для окончательного суда (Отк.20:5 ,12-15). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом!» (Отк.20:6 ).

В Ветхом Завете не было определенных указаний о воскресении человека в будущем. Закон об этом молчит, но некоторые пророки говорили о возможном воскресении (Рим.19:25 -26; Пс.48:16 ; Ис.26:19 ; Иез.37:5 ,12-14; Дан.12:2 ) и евреи думали о нем (·срн. Мат.22:28 -32; Иоан.11:24 ). Но с явлением Господа Иисуса Христа и воскресением Его из мертвых был положен конец всякой неопределенности (Деян.17:31 ).

В Священном Писании упомянуты следующие воскрешенные люди:

сын сарептской вдовы (3Цар.17:22 ),

сын Сонамитянки (4Цар.4:35 ),

один человек (4Цар.13:21 ),

сын вдовы из Наина (Лук.7:11 -15),

дочь Иаира (Лук.8:41 -42,50-55),

Лазарь (Иоан.11:43 -44),

многие святые (Мат.27:52 ),

Тавифа (Деян.9:40 ),

Евтих (Деян.20:9 -12),

два Божиих свидетеля (Отк.11:11 ).

Видимо, были и другие (Мат.10:8 ). (см. день воскресный , жизнь, неделя, чудеса)

Воскрилия

воскр’илия (Иез.16:8 ; Мат.23:5 ) - полы, края одежды. Во втором случае имеются в виду кисточки, которые закон предписывал евреям делать на краях одежды (Чис.15:38 -39; Втор.22:12 ) для напоминания о заповедях Господних.

Воскурить

воскур’ить (Исх.40:27 ; 2Пар.26:16 ; Пс.65:15 ; Ис.65:7 ) - вознести что-либо Богу в виде каждения, курения, благовонного дыма, запаха, поднимающегося вверх со специального кадильного алтаря или переносных кадильниц.

Восор

Вос’ор (написание в оригинале везде различное) -

а) (1Цар.30:9 ,10,21) - поток, впадающий в Средиземное море южнее Газы;

б) (золотая или серебряная руда) (1Пар.6:78 ) - см. Бецер,а;

в) (содержание, внутренность) (Иер.48:24 ) - моавитский город (·возм., ·предыд.);

г) (загон) (Мих.2:12 ) - в оригинале стоит: «загон»;

д) (2Пет.2:15 ) - см. Веор,б.

II. Вос’ор(а) (содержание, внутренность) (Быт.36:33 ; 1Пар.1:44 ; Ис.34:6 ; Ис.63:1 ; Иер.49:13 ,22; Ам.1:12 ) - главный город идумейского царства. В настоящее время на его месте остались лишь развалины. (см. Едом)

Восора

Вос’ор(а) (содержание, внутренность) (Быт.36:33 ; 1Пар.1:44 ; Ис.34:6 ; Ис.63:1 ; Иер.49:13 ,22; Ам.1:12 ) - главный город идумейского царства. В настоящее время на его месте остались лишь развалины. (см. Едом)

Воспоминания приношение

воспомин’ания принош’ение (Чис.5:15 ) - см. приношение воспоминания .

Восток

вост’ок - наряду с обычным своим значением (стороны света) это слово часто употребляется для обозначения стран, лежащих восточнее Палестины - от Аравии до Персии и Месопотамии. Жителей этих стран Писание называет сынами востока (Быт.29:1 ; Суд.6:3 ; Рим.1:3 ; Ис.41:2 и др.). Иногда это слово подразумевает вообще все страны востока (напр., в Ис.2:6 филистимляне причислены к народам востока, хотя они всегда жили у западной границы Иудеи). Именно так, видимо, в обобщенном смысле нужно понимать и слова «на востоке» в Мат.2:2 , ибо, если бы волхвы буквально пошли из Персии за звездой на восток, они должны были бы очутиться в Китае (·аналог. и в Быт.11:2 , ибо в буквальном смысле движение с Араратских гор в землю Сеннаар должно было быть с запада на восток). Рай был насажен Богом «на востоке» и там же был помещен первый человек (Быт.2:8 ). Термин «восток» всегда соединял в себе представление об особой мудрости, таинственности и богобоязненности, стремлении познать божественное и подчинить все высшей (центральной) силе (Ис.41:2 ). Пророк Иезекииль говорит: «...слава Бога Израилева шла от востока» (Иез.43:2 ). И это не просто потому, что храм был ориентирован на восток, а потому, что в этом есть глубокий смысл. И пророк Исаия говорит: «Итак, славьте Господа на востоке...» (Ис.24:15 ). О Господе нашем Иисусе Христе, явившем Собою высшую Божию Любовь и Премудрость, сказано: «...посетил нас Восток свыше» (Лук.1:78 ).

Восточное море

вост’очное м’оре (Иез.47:18 ; Иоил.2:20 ; Зах.14:8 ) - нынешнее Мертвое море, некогда прекрасное, ныне безжизненное. Южная часть его покрывает бывшую долины Сиддим, в которой находились Содом, Гоморра и другие города, уничтоженные Господом за их грехи. В это озеро впадает Иордан и еще несколько малых рек, но не вытекает ни одной. Оно наполнено тяжелой, пересыщенной солями водой. Со дна часто отрываются куски асфальта и плавают по его поверхности (поэтому оно иногда называется Асфальтовым). В его воде нет никакой жизни. Его поверхность расположена на 390 м ниже уровня Средиземного моря и является самым низким местом на земле. В Писании оно называется также море пустыни (равнины) и море Соленое. (см. Иордан)

Восточные ворота

вост’очные вор’ота (Неем.3:29 ; Иез.8:16 ; Иез.10:19 ; Иез.11:1 ; Иез.43:1 ; Иез.46:1 ) - одни из ворота древнего храма (в 1Пар.9:18 названы царские, а в Иер.17:19 - сынов народа). (см. храм)

Восхитить

восх’итить (Пс.49:22 ; Пс.101:25 ; Ис.57:1 ; Мат.11:12 ; Деян.8:39 ; 2Кор.12:2 ,4; 1Фес.4:17 ; Отк.3:11 ; Отк.12:5 ) - в большинстве указанных мест означает поднять, унести ввысь; но в других - взять, отнять (Пс.101:25 ; Ис.57:1 ; Отк.3:11 ). В Мат.11:12 имеет смысл: приобретать, добиваться, а в Пс.49:22 в других переводах стоит: разорвать на части.

Вотще

вотщ’е (Ис.49:4 ; Иер.2:30 ) - зря, напрасно, тщетно.

Вофсий

В’офсий (Чис.13:15 ) - отец (предок) Нахбия.

Воцкаф

Воцк’аф (Нав.15:39 ) - ·аналог. Адифаим. (см. Боцкафа)

Вправо

впр’аво (Иез.16:46 ) - см. направо.

Времена

времен’а (время) - в большинстве мест Священного Писания имеет общеизвестное значение. В выражении «время, времена и полувремя» (Дан.7:25 ; Дан.12:7 ; Отк.12:14 ) имеет значение, по-видимому, «один год» (12 месяцев по 30 дней - см. потоп). Это видно из сравнения Отк.12:6 и Отк.12:14 .

В Рим.7:1 ; Рим.14:4 ; Ис.40:2 это слово в еврейском тексте означает «служба», «тяжелая служба» (и даже - «военная служба»).

Размышляя о времени не следует забывать слов Спасителя, которые Он сказал Своим ученикам: «...не ваше дело знать времена или сроки». (Деян.1:7 ). Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что никто из людей не сможет когда-нибудь точно объяснить значение этого понятия, ибо сказано: «Он изменяет времена и лета» (Дан.2:21 , ·срн. Отк.10:6 ). (см. год, месяцы, праздники, тысяча двести шестьдесят дней )

Время

вр’емя - см. времена.

Вретище

вр’етище - грубая, темная одежда из мешковидного полотна, козьего или верблюжьего волоса (Мат.3:4 ), надевавшаяся во времена печали, раскаяния, глубокого поста. Вретище, ·возм., делалось в виде накидки, напоминающей мешок (Ис.3:23 ), с отверстием для головы. Препоясаться вретищем (Ис.15:3 ; Иер.4:8 ; Иез.7:18 ) значило, по-видимому, плотно затянуть себя в такую грубую одежду, или просто одеться в нее (·срн. Иоан.21:7 б). (см. власяница)

Всевышний

Всев’ышний - одно из имен Бога, показывающее его превосходство над всем.

Вседержитель

Вседерж’итель - одно из имен Бога, говорящее о том, что нет ничего не подвластного Ему.

Вселенная

всел’енная - вся населенная земля, но в некоторых местах также и весь земной мир (1Цар.2:8 ; 1Пар.16:30 ; Пс.76:19 ; Пс.89:3 ).

Всемогущий

Всемог’ущий - то есть, все могущий - одно из имен Бога, показывающее Его абсолютную силу. С этим именем Господь открывался Аврааму, Исааку и Иакову (Быт.17:1 ; Быт.35:11 ; Исх.6:3 ).

Всеправедный

Всепр’аведный (Рим.34:17 ) - одно из имен Бога, показывающее его высшую, абсолютную праведность и справедливость.

Всесветный

всесв’етный (Деян.17:6 ) - по всему свету (всего света).

Всесожжение

всесожж’ение (·евр. «олах» - поднимающееся, возносящееся) - способ принесения жертвы и сама жертва, которая после заклания и снятия с нее шкуры полностью сжигалась на жертвеннике. Это есть символ полной отдачи Господу и полноты смирения. (см. жертвоприношение)

Всуе

вс’уе (Прит.30:9 ) - попусту, без надобности.

Второе пришествие

втор’ое приш’ествие - явление Христа во славе в конце мира не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр.9:28 ), и для окончательного суда (Мат.25:31 -46).

Второзаконие, книга

Второзак’оние, кн’ига - пятая книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книги дано 70 переводчиками и означает «повторение закона» (в еврейском тексте она называется ее первыми словами: «Эти слова»). Книга эта не является, как думают многие, простым повторением закона, она является важным дополнением к нему (Втор.29:1 ), попыткой Бога научить народ Свой послушанию и любви. Имеется предположение, что эту книгу (полностью или частично) Моисей читал израильскому народу дважды - сначала в Кадес-Варни (Втор.1:2 ) перед предполагаемым входом в обетованную землю с юга, а потом второй раз за Иорданом против Иерихона (Втор.1:1 ,3) (через 38 лет). Из этой книги Господь взял слова закона, которыми отвечал искусителю в пустыне (Втор.6:13 ,16; Втор.8:3 ; Втор.10:20 ), а также слова, обобщающие смысл всего Ветхого Завета (Втор.6:5 ). Полагают, судя по 2Пар.34:24 , что именно эту книгу нашел в храме первосвященник Хелкия при царе Иосии (·срн. Втор.17:18 ).

Второй священник

втор’ой свящ’енник (4Цар.23:4 ; 4Цар.25:18 ; Иер.52:24 ) - по-видимому, заместитель или помощник первосвященника. (см. священник)

Втуне

вт’уне (Пс.24:3 ) - напрасно, без пользы, впустую.

Вугеянин

Вуге’янин (Есф.3:1 ,10; Есф.8:3 ,5; Есф.9:24 ) - в оригинале: Агагитянин (то есть из племени Агага). Поскольку Агаг - общее прозвище царей амаликитян, Аман считается потомком этого народа.

Вуз

(презрение) (Быт.22:21 ) - один из сыновей Нахора, брата Авраама, от Милки. (см. Буз,б)

Вузий

В’узий (происходящий от Вуза) (Иез.1:3 ) - отец (предок) пророка Иезекииля.

Вузитянин

Вузит’янин (Рим.32:2 ) - прозвище Елиуя, как полагают, потомка Вуза.

Вуна

В’уна (рассудительность) (1Пар.2:25 ) - ·аналог. Ахия,д.

Вунний

В’унний (выстроенный, воздвигнутый) -

а) (Неем.9:4 ) - ·аналог. Вания,б;

б) (Неем.10:15 ) - см. Биннуй,г;

в) (Неем.11:15 ) - ·аналог. Азрикам,в.

Выкупать

выкуп’ать - покупать, приобретать обратно бывшую собственность или человека (раба) (Лев.25:25 ; Неем.5:8 ). Значительно более важное и глубокое значение имеет выкуп души человеческой (Исх.30:12 -16). Адам, нарушив первый завет Бога с человеком, был устранен от общения со своим Творцом, лишился счастья, свободы, жизни и поэтому выкуп в законе символизирует избавление человека от этого состояния и напоминает о нужде его в этом выкупе - искуплении. Человек в законе в этом смысле поставлен наравне с нечистым животным (Чис.18:15 ). Первая часть стиха в Исх.13:13 ; Исх.34:20 в оригинале записана так: «Всякого из первородных ослов искупи агнцем (то есть принеси за него в жертву агнца), а если не искупишь, то сломай ему шею (убей)...» Вот участь человека на животном, неспасенном уровне. Но, слава Богу, в Иисусе Христе, Сыне Божием, мы имеем вечного Искупителя, давшего полный выкуп за наши души и вернувшего нам счастье, свободу и жизнь (Мат.20:28 ; Рим.3:24 ; Гал.4:5 ; 1Тим.2:6 ; Евр.9:15 ). (см. грех, искупление)

Высоты

выс’оты - места для поклонения, устраиваемые на холмах и горах. Высоты были широко распространены среди Ханаанских племен и по закону должны были быть разрушаемы израильтянами по мере захвата земли (Втор.12:2 -3). На деле этого не произошло. Евреи не только переняли этот способ поклонения, но настроили высот во всех своих городах (4Цар.17:9 ). Высоты представляли собой сложные постройки. Они содержали: капища (закрытые помещения) (3Цар.12:31 ) или просто палатки (Иез.16:16 ), священные столбы, истуканы, алтари (Иез.6:6 ).

В Писании упоминаются следующие высоты:

Арнона (Чис.21:28 )

Вааловы (Чис.22:41 )

Тофета (Иер.7:31 )

Бама (Иез.20:29 )

Авена (Ос.10:8 )

Исааковы (Ам.7:9 ).

На высотах (до постройки храма) совершались и богослужения: при Самуиле (1Цар.9:12 ,14), Сауле, Давиде и при Соломоне (3Цар.3:2 -4). Священное Писание говорит и о высотах Божиих (Рим.25:2 ; Пс.101:20 ; Иер.31:12 ), вечных высотах (Иез.36:2 ) и высотах человеческого духа (Авв.3:19 ). (см. гора, дубрава, холм)

Высоты Арнона

выс’оты Арн’она (Чис.21:28 ) - см. Вааловы высоты .

Выспренний

в’ыспренний (Ис.24:21 ) - высочайший, наивысший.

Выя

в’ыя (Быт.27:40 ; Втор.33:29 ; Нав.10:24 ; Рим.15:26 ; Иер.27:2 ,8,12; Иер.28:10 ,14; Иер.30:8 ; Деян.15:10 ; Деян.20:37 ) - шея. Часто символизирует гордость, упрямство (Неем.9:16 ).

Предыдущая страница Следующая страница