Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СЕЛ")

Сава

С’ава (3Цар.10:1 ,4,10,13; 2Пар.9:1 ,3,9,12; Пс.71:10 ; Ис.60:6 ; Иер.6:20 ; Иез.27:22 ; Иез.38:13 ) - богатая страна на юге Аравии, населенная потомками Севы, сына Хуша. Некоторые полагают, что это Ефиопия (или ее часть, как писал Иосиф Флавий), но в Ис.43:3 ; Ис.45:14 она упомянута наряду с Ефиопией. Возможно, она занимала юго-западную плодородную часть Аравийского полуострова (в Рим.1:15 ; Рим.6:19 ; Ис.43:3 ; Ис.45:14 ; Иез.27:23 ; Иоил.3:8 названа Савея). О царице Савской (Южной) упоминал Господь (Мат.12:42 ; Лук.11:31 ).

Савадия

Сав’адия (Иегова щедр) (1Пар.3:18 ) - ·аналог. Гошама (в оригинале - Недабия).

Саваоф

Сава’оф - по-еврейски означает: войска, ополчения, армии, воинства, и в этом смысле в оригинальном тексте употребляется в таких местах, как Исх.6:26 ; Чис.31:53 , а также в смысле «небесные воинства» (и планеты, и Ангелы) - во Втор.4:19 ; Втор.17:3 ; 3Цар.22:19 ; Ис.24:21 ; Дан.8:10 . Но главным образом это слово в Писании употребляется со словом Бог (Господь воинств), выражая владычество Божие над всеми силами на небе и на земле (2Цар.5:10 ; Ис.6:3 ; Ос.12:5 ; Зах.1:3 ). В Новом Завете это слово встречается только в Иак.5:4 и Рим.9:29 . (см. Бог)

Савей

Сав’ей (2Цар.20:1 ,2,6,7,10,13,21,22) - вениамитянин, сын (потомок) Бихри, поднявший мятеж против Давида сразу же после Авессалома.

Савея

Сав’ея - см. Сава.

Савл

(испрошенный) (Деян.7:58 ; Деян.8:1 ,3; Деян.9:4 ,11,17,22,24,26; Деян.11:15 ,30; Деян.13:1 ,2,7,9; Деян.22:7 ,13; Деян.26:14 ) - см. Павел, Апостол.

Савта

С’авта (Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ) - один из сыновей (потомков) Хуша, родоначальник некоторых племен аравийских арабов.

Савтеха

Савт’еха (Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ) - ·аналог. Савта.

Савхеянин

Савхе’янин (Рим.2:11 ) - прозвище Вилдада (см.).

Сад

(4Цар.19:23 ; Ис.37:24 ) - см. Кармил,в.

Саддукеи

саддук’еи (Мат.3:7 ; Мат.16:1 ,6,11,12; Мат.22:23 ,34; Мар.12:18 ; Лук.20:27 ; Деян.4:1 ; Деян.5:17 ; Деян.23:6 -8) - представители религиозной партии или секты, в основном из высшего класса и из священнического сословия, очень влиятельной во времена Христа. Отличие их учения от фарисейского определить трудно, кроме упомянутого в Деян.23:8 , но они были вполне единодушны с ними в преследовании Христа, а затем и Его учеников. (см. фарисеи)

Садок

Сад’ок (праведный) -

а) (2Цар.8:17 ; 2Цар.15:24 ,25,27,29,35,36; 2Цар.20:25 ; 3Цар.1:8 ,26,32,34,38,39,44,45; 3Цар.2:35 ; 3Цар.4:2 ,4; 1Пар.6:8 ,53; 1Пар.12:28 ; 1Пар.15:11 ; 1Пар.24:3 ,6,31; 1Пар.27:17 ; 1Пар.29:22 ; 2Пар.31:10 ; Иез.40:46 ; Иез.43:19 ; Иез.44:15 ; Иез.48:11 ) - священник из рода Елеазара, первосвященник во дни Давида, пришедший к нему юношей и оставшийся верным Давиду до конца. Пророчество о нем было высказано еще Илиею (1Цар.2:35 ). Будучи уже престарелым, помазал Соломона на царство и был поставлен им единственным первосвященником. Его линия в первосвященстве прервалась только во 2 ·в. ·до-РХ, когда Антиох Епифан продал первосвященство Менелаю; (см. Авиафар)

б) (4Цар.15:33 ; 2Пар.27:1 ) - отец (предок) Иеруши;

в) (1Пар.6:12 ; 1Пар.9:11 ; Езд.7:2 ; Неем.11:11 ) - ·аналог. Авиуд,б;

г) (Неем.3:4 ) - сын (потомок) Бааны, один из чинивших стену Иерусалима (·возм., он же упомянут ниже в пункте «е»);

д) (Неем.3:29 ) - сын (потомок) Иммера, по-видимому, священник, один из чинивших стену Иерусалима (см. пункт «ж» ниже);

е) (Неем.10:21 ) - ·аналог. Азур,а (см. тж пункт «г» выше);

ж) (Неем.13:13 ) - книжник или ученый человек, приставленный к раздаче братьям приносимых десятин (·возм., он же упомянут выше в пункте «д»);

з) (Мат.1:14 ) - ·аналог. Авиуд,г.

Сажень

с’ажень (Деян.27:28 ) - мера длины, равная примерно 2 м (см. меры)

Сала

С’ала (Быт.10:24 ; Быт.11:12 -15; 1Пар.1:18 ,24; Лук.3:35 ) - сын (потомок) Арфаксада, сына Сима, один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа (в Лук.3:36 между Салой и Арфаксадом упомянут еще Каинан).

Салаиль

Сала’иль (некто с копьем) (3Цар.22:42 ) - отец (предок) Азувы.

Саламин

Салам’ин (Деян.13:5 ) - город на восточном побережье острова Кипр. В царствование Константина он был разрушен землетрясением, однако позже был отстроен и переименован в Констанцию. Но и от нее остались одни развалины по соседству с современным городом Фамагуста.

Салафиил

Салафи’ил(ь) (испрошенный у Бога) (1Пар.3:17 ; Езд.3:2 ; Езд.5:2 ; Агг.1:1 ; Мат.1:12 ; Лук.3:27 ) - ·аналог. Гошама и Авиуд,г.

Салафииль

Салафи’ил(ь) (испрошенный у Бога) (1Пар.3:17 ; Езд.3:2 ; Езд.5:2 ; Агг.1:1 ; Мат.1:12 ; Лук.3:27 ) - ·аналог. Гошама и Авиуд,г.

Салим

Сал’им -

а) (мир) (Быт.14:18 ; Пс.75:3 ; Евр.7:1 ,2) - другое название Иерусалима (см.);

б) (Иоан.3:23 ) - см. Енон.

Саллай

Салл’ай -

а) (Неем.11:8 ) - ·аналог. Асаия,г;

б) (Неем.12:20 ) - ·аналог. Аммок (в ·ст. 7 назван Саллу).

Саллу

С’аллу -

а) (1Пар.9:7 ; Неем.11:7 ) - ·аналог. Асаия,г;

б) (Неем.12:7 ) - см. Саллай,б.

Саллум

Салл’ум (вознаграждение, воздаяние) -

а) (1Пар.2:40 ,41) - ·аналог. Азария,д;

б) (Иер.22:11 ) - см. Иоахаз,б;

в) (Иер.32:7 ) - отец Анамеила, дядя пророка Иеремии.

Салма

С’алма (1Пар.2:51 ,54) - один из сыновей (потомков) Халева из колена Иудина, глава или начальник в Вифлееме.

Салмай

Салм’ай (Неем.7:48 ) - ·аналог. Аккув,в (в Езд.2:46 назван Шамлай).

Салман

Салм’ан -

а) (Суд.8:5 -7,10,12,15,18,21; Пс.82:12 ) - ·аналог. Зевей;

б) (Ос.10:14 ) - см. Салманассар.

Салманассар

Салманасс’ар (ассирийское бог Салман есть глава) (4Цар.17:3 ; 4Цар.18:9 -11) - ассирийский царь, преемник Тиглат-Пилезера (Феглаффелласара), царствовавший с 727 ·г. до 722 ·г. ·до-РХ и известный как четвертый царь под этим именем. Он начал осаду Самарии, которую завершил его преемник Саргон. В Ос.10:14 назван Салман. (см. Ассирия, Мелех)

Салмон

Салм’он -

а) (Чис.33:41 ,42) - ·аналог. Алуш;

б) (Руф.4:20 ,21; 1Пар.2:11 ; Мат.1:4 ,5; Лук.3:32 ) - ·аналог. Аддий и Авиуд,г;

в) (Деян.27:7 ) - мыс на восточном побережье острова Крит (ныне мыс Сидеро), известный в древности храмом богини Минервы.

Саломия

Салом’ия (Мар.15:40 ; Мар.16:1 ) - жена Зеведея и мать Апостолов Иакова и Иоанна. О ней же идет речь и в Мат.20:20 ; Мат.27:56 .

Салпаад

Салпа’ад (Чис.26:33 ; Чис.27:1 ,7; Чис.36:2 ,6,10,11; Нав.17:3 ; 1Пар.7:15 ) - сын (потомок) Хефера из колена Манассиина, у которого были только дочери.

Салу

С’алу (Чис.25:14 ) - отец (предок) Зимри.

Салха

С’алха (Втор.3:10 ; Нав.12:5 ; Нав.13:11 ; 1Пар.5:11 ) - крупный город в юго-восточной части Васана на границе уделов Манассиина и Гадова (ныне местечко Салкад).

Самай

Сам’ай (слава) (2Цар.13:3 ,32) - см. Самма.

Самария

Сам’ария -

а) столица Северного (Израильского) царства, основанная Амврием, царем израильским, на холме, принадлежавшем некоему Семиру (отсюда ее название) (3Цар.16:24 ), и расположенном в очень живописной долине в северо-западном направлении от Сихема. Город был построен очень выгодно в военном отношении и выдержал две осады сирийскими войсками (·3Цар.20; 4Цар.6:24 -25), но в 721 ·г. ·до-РХ был взят (после трехлетней осады) Саргоном, царем ассирийским (4Цар.18:9 -10) (см. Салманассар). После этого почти все жители Северного царства были переселены в другие земли, а на их место поселены народы из покоренных ассирийцами земель. Так в древности поступали многие завоеватели, чтобы сломить дух сопротивления в покоренных ими странах. Самария оставалась центром этой провинции и в дальнейшем, переходя, вместе со всей Палестиной, от Ассирии под владычество Вавилона, затем Персии, а затем и Греции. В 130 ·г. ·до-РХ Самария была разрушена Гирконом (Маккавейский период), но позже восстановлена и обстроена Иродом Великим, который переименовал ее в Себасте. Теперь это небольшое селение Себастия рядом с холмом, который остался от прежней Самарии, со множеством развалин и остатками древних ворот, у которых, ·возм., сидели те прокаженные, о которых говорится в 4Цар.7:3 (так исполнилось пророчество о ней - Мих.1:6 , высказанное в 7 ·в. ·до-РХ);

б) название всего Северного (Израильского) царства (3Цар.18:2 ; 4Цар.17:24 ,26,28,29; Езд.4:10 ; Иер.31:5 ; Ос.14:1 (·срн. ·ст. 2); Ам.3:9 ), вошедшее в употребление после царствования Ахава и употреблявшееся всегда с целью подчеркнуть отступничество от Бога жителей этого царства (Иер.23:13 ; Ос.7:1 ; Ос.8:5 -6; Ам.8:14 ) (в 3Цар.13:22 Самария упомянута при описании событий, происшедших примерно за 50 лет до ее образования);

в) название одной из римских провинций Палестины, располагавшейся между Иудеей и Галилеей (Иоан.4:4 ,7). (см. Самаряне)

Самаряне

Самар’яне - народ, образовавшийся из смешения колонистов, переселенных Саргоном в покоренную им Самарию (4Цар.17:24 ), с незначительными остатками местного израильского населения (2Пар.30:6 ,10,18; 2Пар.34:6 ,9; Иер.41:5 ). Вначале они ревностно чтили своих прежних богов, но затем, боясь «Бога той земли», пригласили к себе израильского священника (4Цар.17:25 -28) и стали чтить Господа, поклоняясь одновременно и своим истуканам (·ст. 33,41). Когда возвратившиеся из плена иудеи начали работы по восстановлению храма, они сделали попытку присоединиться к ним, выдавая себя за своих (Езд.4:1 -2), но, будучи, отвергнуты, сделались их врагами и в письме к царю персидскому назвались язычниками (Езд.4:9 -10). Также они поступали и в дальнейшем: когда Александр Великий оказал покровительство иудеям, они потребовали для себя того же, а когда Антиох Епифан осквернил храм и пытался насадить язычество в Иудее, они приняли его сторону. Таким образом, в Самарии сложилось довольно обособленное общество, которое построило свой храм на горе Гаризим и имело свое Пятикнижие, в котором во Втор.27:4 вместо Гевал стояло Гаризим. По свидетельству Иосифа Флавия постройкой храма и обучением местных священников руководил Манассия, сын иудейского первосвященника Иоиады, которого прогнал от себя Неемия (Неем.13:28 ). Вражда между иудеями и самарянами усиливалась. В 130 ·г. ·до-РХ иудеи, разрушив Самарию (см. Самария,а), разрушили до основания и храм, который больше не был восстановлен. Интересно отметить, что в Наблусе (бывший Сихем) до сих пор существует небольшая группа верующих, считающих себя потомками самарян и сохраняющая свое Пятикнижие, которое было переписано, как они утверждают, Авишуем, сыном Финееса. Во времена земной жизни Спасителя иудеи никогда не рисковали ходить из Галилеи в Иерусалим через Самарию, опасаясь кровавых стычек с самарянами, а ходили в обход, за Иорданом. Они не поддерживали с самарянами никаких отношений (Иоан.4:9 ) и назвать иудея самарянином считалось жесточайшим оскорблением (Иоан.8:48 ). Господь при Своей земной жизни не посылал Своих учеников в Самарию (Мат.10:5 ), но после вознесения Он сделал их Своими свидетелями по всей земле, в том числе и в Самарии (Деян.1:8 ). И Священное Писание говорит нам, как много плода принес там Дух Святой (Деян.8:1 ,5-8,14-17,25; Деян.9:31 ; Деян.15:3 ), о чем пророчествовал еще пророк Иезекииль (Иез.16:55 ).

Самгар-Нево

Самг’ар-Н’ево (друг или милость Нево - см. Нево,д) (Иер.39:3 ) - ·возм., имя одного из сановников царя, но более вероятно, это титул или прозвище Нергал-Шарецера. Возможен также и следующий перевод: «Нергал-Шарецер из Самгара, Нево-Сарсехим...». (см. имя)

Самегар

Самег’ар (Суд.3:31 ; Суд.5:6 ) - сын (потомок) Анафа, один из судей Израиля.

Самей

Сам’ей (Иегова слышит) (3Цар.12:22 ; 2Пар.11:2 ; 2Пар.12:5 ,7,15) - человек Божий, пророк, через которого Ровоаму было послано предостережение не воевать с отпавшим Израилем, а также обличение в оставлении Господа, за что Иерусалим был наказан нашествием Сусакима. В своих записях он описал царствование Ровоама.

Самла

С’амла (Быт.36:36 ,37; 1Пар.1:47 ,48) - один из царей в земле едомской.

Самма

С’амма (слава) (1Цар.16:9 ; 1Цар.17:13 ; 1Пар.2:13 ) - ·аналог. Аминадав,г (во 2Цар.13:3 ,32 назван Самай, во 2Цар.21:21 - Сафай, а в 1Пар.20:7 - Шима).

Саммуа

С’аммуа (услышанный) (Чис.13:5 ) - сын (потомок) Закхура, представитель колена Рувимова среди разведчиков земли.

Самос

С’амос (Деян.20:15 ) - остров у побережья Малой Азии близ Ефеса. Был известен храмом богини Юноны (Геры), остатки которого сохранились доныне. Является родиной Пифагора.

Самофракия

Самофр’акия (Самос Фракийский) (Деян.16:11 ) - небольшой остров в северной части Эгейского моря у побережья Фракии (ныне остров Самотраки).

Самсон

Самс’он (солнце) (Суд.13:24 ; Суд.14:1 ,3,5,7,10,12,15,16,20; Суд.15:1 ,4,6,7,10-12,16; Суд.16:1 -3,6,7,9,10,12-14,20,23,25-30; Евр.11:32 ) - сын Маноя из колена Данова, назорей от чрева матери, рожденный по благовестию Ангела, герой и судья Израиля в течение 20 лет (Суд.15:20 ; Суд.16:31 ). Обладал невероятной физической силой, особенно когда на него сходил Дух Божий. Был последним судьей (см.) из упомянутых в книге Судей.

Самуил

Саму’ил (имя Бога) -

а) (Чис.34:20 ) - сын (потомок) Аммиуда, представитель колена Симеонова среди участников раздела земли;

б) сын Елканы, левита из рода Каафа, и Анны, рожденный по обету его матери и отданный ею на служение Господу на всю его жизнь (1Цар.1:11 ,20,26-28). Свое служение он начал при Илии в Силоме. Там явился ему Господь, он услышал Его голос и стал Его пророком (1Цар.3:19 -21). Позже он переселился в Раму, построил там жертвенник и оттуда обходил и судил Израиля (1Цар.7:16 -17). Ковчег во все дни жизни Самуила находился в Кириафиариме. Состарившись, Самуил поставил судьями своих сыновей (1Цар.8:1 -2), но они не ходили его путями и народ потребовал себе царя. Хотя это требование не понравилось Самуилу, он по слову Божию помазал им в царя Саула. В ·1Цар.12 Самуил подводит итог своей деятельности и предостерегает Израиля и его царя от непослушания Господу и своеволия. Но именно за эти грехи Саул был отвергнут и Господь повелел престарелому Самуилу помазать в царя Давида - младшего сына Иессея. Самуил, судя по 1Цар.19:20 организовал пророческую школу. В 1Пар.29:29 упоминается о том, что он оставил некоторые записи о делах Давида. Умер Самуил, по-видимому, за несколько лет до гибели Саула (1Цар.25:1 ; 28). Самуил во все дни своей жизни был полностью предан Господу (Иер.15:1 ; Евр.11:32 ) и оставался мужем молитвы (1Цар.12:23 ; Пс.98:6 );

в) (1Пар.7:2 ) - ·аналог. Иахмай.

Самус

С’амус (услышанный) (2Цар.5:14 ; 1Пар.14:4 ) - один из сыновей Давида, родившихся в Иерусалиме (в 1Пар.3:5 назван Шима).

Санаваллат

Санавалл’ат (·сир. бог луны дает жизнь) (Неем.2:10 ,19; Неем.4:1 ,7; Неем.6:1 ,2,5,12,14; Неем.13:28 ) - Хоронит (то есть уроженец или житель Беф-Орона), по-видимому, самарянин, один из ярых врагов восстановления Иерусалима. Сын первосвященника Иоиады Манассия был его зятем. (см. Самаряне)

Сансана

Санс’ана (Нав.15:31 ) - один из городов на юге удела Иудина (по-видимому, он же в Нав.19:5 назван Хацар-Суса, а в 1Пар.4:31 - Хацарсусим).

Сапфир

сапф’ир (Исх.24:10 ; Исх.28:18 ; Исх.39:11 ; Рим.28:6 ,16; Ис.54:11 ; Плач.4:7 ; Иез.1:26 ; Иез.10:1 ; Иез.28:13 ; Отк.21:19 ) - драгоценный камень синего или голубого цвета, является разновидностью минерала корунда, по твердости и блеску уступает только алмазу. В наперснике первосвященника находится на втором месте во втором ряду. (см. драгоценные камни )

Сапфира

Сапф’ира (прекрасная) (Деян.5:1 ) - см. Анания,ж.

Сара

С’ара (госпожа) -

а) (Быт.11:29 -31; Быт.12:11 ,17; Быт.16:1 -3,5-8; Быт.17:15 ) - жена Аврама (см. Сарра), была его сестрой, но только по отцу (Быт.20:12 );

б) (Чис.26:46 ) - дочь Асира, сына Иакова (в Быт.46:17 ; 1Пар.7:30 названа Серах).

Сараий

Сар’аий (в оригинале Сераия - воин Иеговы) (Езд.2:2 ) - см. Азария,ж.

Саранча

саранч’а - прыгающее прямокрылое насекомое, способное собираться и перемещаться миллионными стаями, пожирая всякую зелень на своем пути. По закону считается чистой (Лев.11:12 - здесь перечислены четыре вида саранчи) и могла употребляться в пищу (см. акриды). Как полагают, в Иоил.1:4 перечислены также четыре породы саранчи, хотя в оригинале не ясен смысл их названий. Саранча являлась и до сих пор является страшным бедствием на востоке (3Цар.8:37 ), а во время Божиих судов будет одним из наказаний (Отк.9:3 ). В то же время саранче приравнивается нечто незначительное (Чис.13:34 ; Ис.40:22 ).

Сараф

Сар’аф (огненный, пламенный) (1Пар.4:22 ) - ·аналог. Иоаш,а.

Саргон

Сарг’он (сильный) (Ис.20:1 ) - ассирийский царь, преемник Салманассара (см. Ассирия). Он взял Самарию, увел в плен всех израильтян - жителей Северного царства, покорил Тир и Азот. Севернее Ниневии им был построен город с великолепным дворцом Дур-Шаррукин (дом Саргона), остатки которого можно и ныне видеть в Хорсабаде. В 705 ·г. ·до-РХ он был убит.

Сардис

С’ардис (Отк.1:11 ; Отк.3:1 ,4) - город в Малой Азии, древняя столица Лидии, последний царь которой Крез прославился как богач. Город этот в 546 ·г. ·до-РХ покорил и разграбил Кир, но он быстро оправился. В 17 ·г. ·по-РХ его разрушило землетрясение, но при Тиберии он был восстановлен. В 10 ·в. Тамерлан сравнял его с землей. Теперь на его месте небольшая деревня Сарт, рядом с которой видны значительные развалины.

-----------------------------------

с’ардис (Отк.4:3 ) - драгоценный камень, как полагают красного цвета (значение слова не ясно, в Отк.20:21 то же слово переведено «сардолик» - значение не известно). (см. драгоценные камни )

Сардолик

сард’олик (Отк.20:21 ) - см. сардис.

Сардоникс

сард’оникс (Отк.21:20 ) - разновидность агата (см.), отличается наличием чередующихся красных и белых полос. (см. драгоценные камни )

Сарепта

Сар’епта (3Цар.17:9 ,10; Авд.1:20 ; Лук.4:26 ) - финикийский город между Тиром и Сидоном (ныне селение Сарфанд).

Сарецер

Сарец’ер (защита царя) (Зах.7:2 ) - один из посланных из Вефиля в Иерусалим. (см. Регем-мелех )

Сарид

Сар’ид (Нав.19:10 ,12) - пограничный город удела Завулонова на юго-запад от Назарета (ныне местечко Тель-Шаруд).

Сарон

Сар’он (долина) -

а) (Песн.2:1 ; Ис.33:9 ; Ис.35:2 ; Ис.65:10 ; Деян.9:35 ) - плодородная и живописная в древности равнина вдоль морского побережья на юг от Кармила до Иоппии (в Нав.12:18 ; 1Пар.27:29 названа Шарон);

б) (1Пар.5:16 ) - место в Галааде (по-видимому, некая долина, годная для пастбища).

Сарра

С’арра (госпожа множества или полностью госпожа) - имя жены Авраама, которое Бог дал ей в 90 лет (Быт.17:15 ,17) (означает полноту и совершенство того, что означало первое имя). После этого она по Божиему обетованию родила Исаака. Умерла Сарра в возрасте 127 лет и была погребена в пещере Махпела близ Хеврона (·Быт.23). Сарра названа матерью всех верующих (Ис.51:2 ; 1Пет.3:6 ), символом вышнего Иерусалима (Гал.4:22 ,26) и образцом веры (Евр.11:11 ).

Сарсехим

Сарсех’им (Иер.39:3 ) - один из князей царя вавилонского Навуходоносора, командовавших войсками, взявшими Иерусалим. (см. Самгар-Нево )

Саруия

Сар’уия (1Пар.2:16 ) - см. Саруя.

Саруя

С’аруя (1Цар.26:6 ; 2Цар.2:13 ,18; 2Цар.3:39 ; 2Цар.8:16 ; 2Цар.16:9 ,10; 2Цар.17:25 ; 2Цар.19:21 ,22; 2Цар.23:18 ; 1Пар.18:15 ; 1Пар.26:28 ) - одна из сводных сестер Давида. Как и Авигея, она нигде не называется дочерью Иессея. Мать Иоава, Авессы и Асаила (в 1Пар.2:16 названа Саруия).

Сата

с’ата (Быт.18:6 ; 3Цар.18:32 ) - мера объема сыпучих тел, равная примерно 8 л (см. меры)

Сатана

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сатрап

сатр’ап (перс. хранитель области) (Езд.8:36 ; Есф.3:12 ; Есф.8:9 ; Есф.9:3 ; Дан.3:2 ; Дан.6:1 ) - царский наместник или правитель области (сатрапии) в персидской империи. Сатрапиями обычно являлись отдельные завоеванные царства (страны, земли) с одним или несколькими близкими языками. (см. Тиршафа)

Саул

Са’ул (испрошенный) -

а) (Быт.36:37 ,38; 1Пар.1:48 ,49) - ·аналог. Самла;

б) (Быт.46:10 ; Исх.6:15 ; Чис.26:13 ; 1Пар.4:24 ) - ·аналог. Иамин,а;

в) (1Пар.6:24 ) - левит из рода Ицгара; (см. Уриил,а)

г) сын Киса из колена Вениаминова, рослый и красивый человек, первый царь израильский. Был помазан пророком Самуилом на царство по настоятельной просьбе израильского народа, пожелавшего, чтобы у них было также, как и у других народов. Его история изложена в ·1Цар.9 - 31. Саул царствовал 40 лет (Деян.13:21 ), но уже задолго до его смерти Бог отверг его за непослушание, проявленное сначала в самовольном жертвоприношении (1Цар.13:8 -14), а затем - в помиловании царя амаликитян (1Цар.15:9 -23). (см. ниже схему его родословия)

| Вениамин |

| | |

| Афний | | 1Цар.9:1

| | |

| Бехораф |

| | |

| Цефон |

| | |

| Авиил | (Иеил, отец Гаваонитян) |

| | |

| Авдон... | Нер | | 1Пар.8:29 -34; 1Пар.9:35 -40

| | | |

| | Кис, | Нир |

| / | | | | \ |

| | | Саул | | Авенир |

| | | | |

| | | Ионафан, | Мелхисуй, Авинадав, |

| | | | | Ешбаал (Иевосфей), Иессуи |

| | | | |

| | | Мериббаал | (Мемфивосфей) |

| | | | |

| | | Миха |

| Семей |

| | |

| Иаир |

| | |

| Мардохей | | Есф.2:5

Саф

(1Пар.20:4 ) - один из великанов (потомков рефаимов), пораженных воинами Давида (во 2Цар.21:18 назван Сафут).

Сафай

Саф’ай (слава) (2Цар.21:21 ) - см. Самма.

Сафан

Саф’ан (Иер.26:24 ; Иер.29:3 ; Иер.36:10 -12; Иер.39:14 ; Иер.40:5 ,9,11; Иер.41:2 ; Иер.43:6 ; Иез.8:11 ) - отец (предок) Ахикама, Гемарии и Елеасы (в 4Цар.22:12 а; 4Цар.25:22 ; 2Пар.34:20 а назван Шафан).

Сафат

Саф’ат (судья) -

а) (Чис.13:6 ) - сын (потомок) Хория, представитель колена Симеонова среди разведчиков земли;

б) (3Цар.19:16 ,19; 4Цар.3:11 ; 4Цар.6:31 ) - отец (предок) пророка Елисея.

Сафатия

Саф’атия (Иегова судья) -

а) (2Цар.3:4 ; 1Пар.3:3 ) - сын Давида, родившийся в Хевроне от Авиталы;

б) (1Пар.12:5 ) - ·аналог. Бераха;

в) (1Пар.27:16 ) - сын (потомок) Маахи, главный в колене Симеоновом во времена Давида;

г) (2Пар.21:2 ) - ·аналог. Захария,н;

д) (Езд.2:4 ; Неем.7:9 ) - ·аналог. Арах,б;

е) (Езд.8:8 ) - предок Зевадии;

ж) (Неем.7:59 ) - ·аналог. Амий (в Езд.2:57 назван Сефатия);

з) (Неем.11:4 ) - ·аналог. Амария,ж;

и) (Иер.38:1 ) - сын (потомок) Матфана, один из князей при Седекии, бросивших пророка Иеремию в яму.

Сафут

Саф’ут (2Цар.21:18 ) - см. Саф.

Сафьян

сафь’ян (Иез.16:10 ) - выделанная козья кожа (в оригинале значение слова не ясно).

Сахар

Сах’ар (заем, наем) -

а) (1Пар.11:35 ) - отец (предок) Ахиама (во 2Цар.23:33 назван Шарар);

б) (1Пар.26:4 ) - ·аналог. Аммиил,г.

Свекровь

свекр’овь (Руф.1:14 ; Руф.2:11 ,23; Руф.3:6 ,17; Мих.7:6 ; Мат.10:35 ; Лук.12:53 ) - мать мужа.

Светильник

свет’ильник - представлял собой сосуд с маслом или растопленным жиром (открытый или закрытый с отверстием) с плавающим в нем фитилем, который и зажигался. Такой же конструкции были и светильники в скинии и храме, только изготовлены они были из чистого золота, на высокой подставке (Исх.25:31 -40; Исх.27:20 ; Исх.37:17 -24). В скинии был один светильник, в храме Соломона - десять (3Цар.7:49 ; 2Пар.4:7 ) и среди них, по-видимому, были и серебряные (1Пар.28:15 ). Не известно, сколько светильников было в храме Зоровавеля и в том, который перестроил и украсил Ирод Великий. Римляне, захватив Иерусалим, вывезли из храма один из светильников и его изображение было высечено на Триумфальной арке Тита в Риме, которая сохранилась поныне. По Исх.27:20 ; Лев.24:2 светильник должен был гореть непрестанно, по Исх.27:21 ; Лев.24:3 ; 2Пар.13:11 - от вечера до утра, а по Исх.30:7 -8 светильник зажигался и утром и вечером. (см. скиния, храм)

Светильня

свет’ильня (Ис.43:17 ) - фитиль, прядь волокон для фитиля. В данном случае то же, что светильник.

Свинья

свинь’я (Лев.11:7 ; Втор.14:8 ; Прит.11:22 ; Ис.65:4 ; Ис.66:3 ,17; Мат.7:6 ; Мат.8:30 -32; Мар.5:11 -14; Лук.8:32 ,33; Лук.15:15 ,16; 2Пет.2:22 ) - всем известное домашнее животное, нечистое по закону. Свинья повсеместно считается символом нечистоплотности и есть свинину для иудея представляется мерзостью.

Свирель

свир’ель (Быт.4:21 ; 1Цар.10:5 ; 3Цар.1:40 ; Рим.21:12 ; Рим.30:31 ; Ис.30:29 ; Иер.48:36 ; Дан.3:5 ,7,10,15; Мат.9:23 ; 1Кор.14:7 ; Отк.18:22 ) - некий духовой музыкальный инструмент (упоминается почти всегда с гуслями), напоминающий, как полагают, трубу или флейту (в разных местах в оригинале обозначается различными словами, смысл которых не везде ясен). (см. музыка)

Свиток

св’иток - форма древней книги в виде длинного листа писчего материала (папируса, иногда полотна), сматываемого в рулон. Письмена на такой лист наносились столбиками поперек длины свитка (Иер.36:21 -23). (см. книга)

Свой народ

свой нар’од - см. народ.

Святая вода

свят’ая вод’а (Чис.5:17 ) - вода, которую священник брал для приготовления горькой воды (см. ·след. стихи). Являлась освященной своим предназначением.

Святая гора

свят’ая гор’а (Ис.57:13 ; Ис.65:11 ,25; Ис.66:20 ; Дан.9:16 ) - Иерусалим (см.). Во 2Пет.1:18 - гора Преображения.

Святилище

свят’илище - в большинстве мест обозначает скинию и все ее принадлежности (Исх.25:8 -9, ·срн. Исх.38:27 ; Лев.12:4 ; Чис.4:15 ), а также и храм вообще (2Пар.26:18 ; 2Пар.29:21 ), но в некоторых местах - только Святое-святых (Лев.4:6 ; Лев.16:2 ; 3Цар.8:8 ; Евр.9:25 ) или святое - помещение перед ним (Исх.26:33 ). Означает также постройки и принадлежности для идольского служения (Лев.26:31 ). (см. скиния, храм)

Святить

свят’ить (Исх.20:8 , ·срн. Втор.5:12 и Ис.58:13 ; Неем.13:22 ; Иер.17:22 ; Иез.20:20 ,41; Мат.6:9 ; Лук.11:2 ; 1Пет.3:15 ) - почитать святым (см.).

Святое

свят’ое (Евр.9:2 ) - первое отделение в скинии и храме (см.), символизирующее переход к небу.

Святое место

свят’ое м’есто - пространство, занимаемое скинией (Лев.6:26 ) или храмом (Иез.42:20 ; Деян.21:28 ).

Святое-святых

Свят’ое-свят’ых - дальнее отделение скинии и храма, отделенное завесой от переднего помещения (Исх.26:33 ). Предназначалось только для помещения ковчега завета (по Евр.9:4 также и кадильницы) и символизировало небо. В храме называлось также давир. (см. скиния, храм)

Святой

свят’ой - отделенный, чистый, избранный Божий (Ис.4:3 ). В высшем смысле святым является только Бог, не имеющий ничего общего с грехом, с нечистотой. И Он говорит Своему народу: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44 -45; Лев.19:2 ; Лев.20:7 ,26; 1Пет.1:15 -16). Всех христиан Священное Писание называет святыми (1Пет.2:9 ; Рим.12:13 ; 1Кор.6:2 ; Еф.5:3 ; Кол.3:12 ). И это дар Божий через заступничество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Святыми названы и дети христиан (1Кор.7:14 ). Таким образом, и люди, и места, отделенные для Бога, и в которых (или на которых) пребывает Бог, называются святыми (Втор.7:6 ; Втор.14:2 ; Втор.23:14 ; Чис.6:5 ; Пс.86:2 ; Дан.9:16 ; Мат.24:15 ; Мар.6:20 ; Деян.6:13 ; 2Пет.1:18 ). Святыми являются: заповедь (2Пет.2:21 ), завет (Лук.1:72 ), суббота (Исх.31:14 ; Ис.58:13 ), Закон (Рим.7:12 ). Святой может быть жизнь (2Пет.3:11 ), но во всем этом проявляется святость Божия, ибо только Он свят (1Цар.2:2 ; Отк.15:4 ) и свято имя Его (Пс.144:21 ).

Святой город

свят’ой г’ород (Неем.11:1 ; Ис.48:2 ; Ис.52:1 ; Дан.9:24 ; Мат.4:5 ; Отк.11:2 ; Отк.21:2 ) - Иерусалим, см.

Святой Дух

Свят’ой Дух - см. Дух Святой .

Святый святых

Св’ятый свят’ых (Дан.9:24 ) - ожидаемый Мессия. В оригинале это выражение может быть также понято как Святое-святых (место).

Святыня

свят’ыня - все посвященное или отделенное для Господа (Езд.8:28 ; Езд.9:2 ). В Священном Писании упоминаются святыни великие и святыни (Лев.21:22 ).

К святыням великим относятся:

скиния, ковчег откровения, жертвенники всесожжений и курений, стол для хлебов предложения и его принадлежности, светильник и его принадлежности, умывальница (Исх.29:37 ; Исх.30:10 ,25-29),

хлебное приношение (Лев.2:1 -10; Чис.18:9 ),

жертвы за грех и повинности (Лев.6:25 -30; Лев.7:1 -7; Чис.18:9 ),

хлебы предложения (Лев.24:5 -9),

все заклятое (Лев.27:28 -29) (из перечисленного выше второе и третье в Чис.18:10 названо святынею, также и ковчег - в Чис.4:20 ).

К святыням относятся:

золотая дощечка на кидаре (Исх.28:36 ; Лев.8:9 ),

овен вручения (Исх.29:31 -34),

миро помазания (Исх.30:32 ),

жертва мирная (Лев.19:5 -8),

посвящаемое Господу (Лев.22:3 ,15; Лев.27:2 -10,14,21,23,30,33; Езд.8:28 ),

приношение в праздник Пятидесятницы (Лев.23:16 -20),

десятина (Лев.27:30 ),

приношения (Чис.5:9 ; Втор.12:26 ; Втор.26:13 ; Неем.12:47 ),

первородное (Чис.18:17 ),

храм (2Пар.36:17 ; Езд.9:8 ; Ис.63:18 ; Дан.8:11 ),

Иуда (Пс.113:2 ),

Иерусалим (Пс.150:1 ; Иоил.3:17 ; Мал.2:11 ),

Израиль (Иер.2:3 ),

участок для священников из сынов Садока (Иез.48:12 ,14),

Вефиль (святыня северного царя) (Ам.7:13 ),

Сион (Авд.1:17 ; Зах.8:3 ),

конские уборы и все котлы в Иерусалиме (Зах.14:20 -21),

Бог (2Фес.2:4 ).

Священник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Священные писания

свящ’енные пис’ания (2Тим.3:15 ) - см. Писание.

Сева

С’ева (Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 )- один из сыновей (потомков) Хуша, сына Хама, родоначальник племен, населявших Саву (см.).

Севам

Сев’ам (благовоние, аромат) (Чис.32:3 ; Ис.16:8 ,9; Иер.48:32 ) - моавитский город недалеко от Есевона, отданный колену Рувимову (в Чис.32:38 ; Нав.13:19 назван Сивма).

Севарим

Севар’им (добыча или каменоломня) (Нав.7:5 ) - место недалеко от Гая, ·возм., какие-то разработки.

Севина

Сев’ина (Суд.12:1 ) - в оригинале: «Цафон», что может быть переведено как «в северном направлении». (см. Цафон)

Севна

С’евна (юный) (4Цар.18:18 ,26,37; 4Цар.19:2 ; Ис.22:15 ; Ис.36:3 ,11,22; Ис.37:2 ) - царский писец, бывший до этого начальником дворца.

Севоим

Сево’им (газели) (Быт.14:2 ,8; Втор.29:23 ; Ос.11:8 ) - один из городов, истребленных вместе с Содомом (см.) (в Быт.10:19 назван Цевоим).

Сегуб

Сег’уб (высокий) (3Цар.16:34 ) - младший сын Ахиила (см.).

Сегув

Сег’ув (высокий) (1Пар.2:21 ,22) - сын (потомок) Есрома из колена Иудина.

Седалище

сед’алище (1Цар.1:9 ; 1Цар.4:13 ,18; 1Цар.20:25 ; 3Цар.22:10 ; 4Цар.4:10 ; Есф.3:1 ; Рим.29:7 ; Пс.93:20 ; Ис.22:23 ; Иез.28:2 ; Мат.23:2 ) - сидение в обычном смысле, а также трон, престол, положение.

Седекия

Сед’екия (праведность Иеговы) -

а) (3Цар.22:11 ,24; 2Пар.18:10 ,23) - сын (потомок) Хенааны, лжепророк самарийский;

б) (4Цар.24:17 ,18,20; 4Цар.25:2 ,7; 1Пар.3:15 ; 2Пар.36:10 ,11; Иер.1:3 ; Иер.21:1 ,7; Иер.24:8 ; Иер.27:3 ; Иер.28:1 ; Иер.32:1 ,3-5; Иер.34:4 ,6,8,21; Иер.37:1 ,3,17,18,21; Иер.38:5 ,14-17,19,24; Иер.39:1 ,2,4-7; Иер.44:30 ; Иер.49:34 ; Иер.51:59 ; Иер.52:1 ,3,5,8,10,11) - Матфания, сын Иосии, переименованный Навуходоносором в Седекию, последний царь иудейский (во 2Пар.3:10 назван братом Иехонии). За свое вероломство был захвачен и ослеплен Навуходоносором, а затем отведен пленным в Вавилон, где и умер. Таким образом исполнилось пророчество о нем пророка Иезекииля (Иез.12:13 ; Иез.17:12 -20); (см. царь)

в) (1Пар.3:16 ) - один из сыновей Елиакима (Иоакима), брат Иехонии, предпоследнего царя иудейского;

г) (Неем.10:1 ) - ·аналог. Азария,ф;

д) (Иер.29:21 ,22) - сын (потомок) Маасеи, лжепророк среди пленных израильтян;

е) (Иер.36:12 ) - сын (потомок) Анании, один из князей, приближенных царя Иоакима.

Седмиц праздник

седм’иц пр’аздник - см. Пятидесятница.

Седмица

седм’ица (Иер.5:24 ; Дан.10:2 ,3) - период в семь дней, неделя. В Иер.5:24 , ·возм., имеет и более широкое значение: благоприятное время.

Седмицы

седм’ицы (Чис.28:26 ) - см. Пятидесятница.

Седрах

Седр’ах (Дан.1:7 ; Дан.2:49 ; Дан.3:12 -14,16,19,20,22,23,26,28-30) - см. Азария,ч.

Седьмина

седьм’ина (Дан.9:24 -27) - неделя, семидневный срок, символ семилетнего периода. Такое соотношение времен в пророчествах встречается и у древних пророков: Лев.25:8 ; Чис.14:34 ; Иез.4:5 -6.

Седьмой год

седьм’ой год - субботний год, год покоя земли (Лев.25:2 -4) и год всеобщего прощения (Втор.15:1 -3). Купленного еврея раба в этот год следовало отпустить, поэтому он также известен как «год отпущения» (Втор.31:10 ). В субботний год праздник кущей следовало праздновать особенно торжественно, с всенародным чтением закона (Втор.31:10 -11). За несоблюдение субботнего года еврейский народ был наказан пленением и рассеянием, во время которых земля покоилась (Лев.26:32 -35; 2Пар.36:20 -21). После плена народ израильский в числе других обязательств обязался хранить закон и о субботнем годе (Неем.10:31 ). Следующий после седьмого субботнего года, то есть каждый пятидесятый год, назывался юбилейным (см.). (см. семь)

Сеир

Се’ир (грубый) -

а) (Быт.14:6 ; Быт.36:8 ,9; Втор.1:44 ; Втор.2:1 ,5,8,12,22; Втор.33:2 ; Нав.11:17 ; Нав.24:4 ; Суд.5:4 ; 1Пар.4:42 ; 2Пар.20:10 ,22,23; Иез.35:2 ,3,7) - гористая, пустынная местность на юго-запад от Мертвого моря, населенная Хорреями, потомками Сеира (см. Сеир,в), а позже - идумеями, потомками Исава, смешавшимися с остатками местных жителей (см. ·след.);

б) (Быт.32:3 ; Быт.33:14 ,16; Быт.36:30 ; Чис.24:18 ; 2Пар.25:11 ,14; Ис.21:11 ; Иез.25:8 ) - страна и жители земли Сеир (значения многих мест из этого пункта и ·предыд. почти сливаются - ·срн. Ис.21:11 и ·Иез.35);

в) (Быт.36:20 ,21; 1Пар.1:38 ) - Хорреянин, родоначальник племен, населявших вначале землю Сеир (·возм., обобщенное название предков жителей земли Сеир - Хорреев, см.);

г) (Нав.15:10 ) - одна из гор на северной границе удела Иудина, как полагают, западнее Кириафиарима.

Сеираф

Сеир’аф (Суд.3:26 ) - лесистая область между уделами Ефремовым и Иудиным (точное положение не известно).

Секаха

Сек’аха (Нав.15:61 ) - ·аналог. Ир-Мелах .

Секелаг

Секел’аг (1Цар.27:6 ; 1Цар.30:1 ,14,26; 2Цар.1:1 ; 2Цар.4:10 ; 1Пар.12:1 ,20; Неем.11:28 ) - город в южной Иудеи на юго-запад от Хеврона, отданный колену Симеонову, долгое время бывший владением филистимлян (при Сауле) (в Нав.15:31 ; Нав.19:5 ; 1Пар.4:30 назван Циклаг).

Секира

сек’ира (1Пар.20:3 ; Пс.73:5 ,6; Ис.10:15 ; Иез.26:9 ; Мат.3:10 ; Лук.3:9 ) - инструмент в виде топора с длинной ручкой.

Секунд

Сек’унд (Деян.20:4 ) - верующий из Фессалоник, сопровождавший ·ап. Павла на пути в Иерусалим.

Села

С’ела (скала, камень, греч. Петра) (Суд.1:36 ; 4Цар.14:7 ; Ис.16:1 ) - главный город идумеев. Был расположен между Мертвым морем и Акабским заливом высоко в горах, в очень удобной долине, окруженной со всех сторон отвесными скалами. Считался центром Каменистой Аравии и имел наилучшие в Аравии условия для жизни, поэтому являлся важным пунктом караванной торговли. Амасия, царь иудейский, покорил этот город и переименовал его в Иокфеил. С 4 ·в. ·до-РХ по 2 ·в. ·по-РХ этот город был центром владений наватеев, потомков Наваиофа. Около 70 ·г. ·до-РХ стал называться Аретой. После покорения города римлянами был особенно богато украшен многими храмами и гробницами, высеченными в скалах (горы, сложенные из мягкого разноцветного известняка позволяют относительно легко рубить камень и поэтому в этом месте издавна высекались в скалах и дворцы, и гробницы). Теперь от Петры остались многочисленные развалины в долине Вади-Муза (долина Моисея) с остатками величественных некогда сооружений в скалах. Западнее этой долины расположена гора Ор. Еврейское слово «села» (скала), употребленное в Ис.42:11 ; Авд.1:3 , ·возм., также означает город Села. (см. Едом)

Села-Гаммахлекоф

С’ела-Гаммахлек’оф (скала разделений) (1Цар.23:28 ) - некая гора в пустыне Маон юго-восточнее Хеврона (еврейское название передано как имя собственное, см. имя).

Селах

Сел’ах (Неем.3:15 ) - см. Силоам.

Селевкия

Сел’евкия (Деян.13:4 ) - город на побережье Средиземного моря в устье реки Оронт. Был основан Селевком Никатором около 300 ·г. ·до-РХ и служил гаванью для Антиохии, расположенной восточнее.

Селед

Сел’ед (восторг, восхищение) (1Пар.2:30 ) - ·аналог. Афаим.

Селемия

Сел’емия (Иегова вознаграждает) -

а) (Иер.36:14 ) - сын (потомок) Хусия, предок Иегудия, посланного к Варуху;

б) (Иер.36:26 ) - сын (потомок) Авдиила, один из посланных схватить Варуха и пророка Иеремию;

в) (Иер.37:3 ) - отец (предок) Иегухала;

г) (Иер.37:13 ) - отец (предок) Иерии;

д) (Иер.38:1 ) - отец (предок) Юхала.

Селлум

Селл’ум (воздаяние) -

а) (4Цар.15:10 ,13-15) - сын (потомок) Иависа, убивший Захарию, воцарившийся вместо него и царствовавший в Самарии один месяц;

б) (1Пар.3:15 ) - один из сыновей Иосии, царя иудейского;

в) (1Пар.6:12 ,13) - см. Мешуллам,ж;

г) (1Пар.9:31 ; Иер.35:4 ) - см. Мешелемия.

Селмон

Селм’он (тенистый) (Суд.9:48 ; Пс.67:15 ) - гора близ Сихема.

Предыдущая страница Следующая страница