Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

Зааван

Заав’ан (беспокойство) (Быт.36:27 ; 1Пар.1:42 ) - ·аналог. Акан.

Заббуд

Забб’уд (дар) (Езд.8:14 ) - ·аналог. Евед,б.

Забвай

Забв’ай -

а) (Езд.10:28 ) - ·аналог. Афлай;

б) (Неем.3:20 ) - отец (предок) Варуха (·возм., ·предыд. ).

Завад

Зав’ад -

а) (1Пар.2:36 ) - ·аналог. Азария,д;

б) (1Пар.7:21 ) - ·аналог. Беред;

в) (1Пар.11:41 ) - сын (потомок) Ахлая, один из главных воинов Давида (во ·2Цар.23 не упомянут);

г) (2Пар.24:26 ) - сын (потомок) Шимеафы, Аммонитянки, один из заговорщиков и убийц Иоаса (в 4Цар.12:21 назван Иозакар, сын Шимеаты);

д) (Езд.10:27 ) - ·аналог. Азиса;

е) (Езд.10:33 ) - ·аналог. Елифелет,е;

ж) (Езд.10:43 ) - ·аналог. Бенаия,б.

Завадия

Зав’адия (Иегова дал) (1Пар.27:7 ) - сын Асаила, одного из начальников и управителей Давида, и его помощник.

Завдиил

Завди’ил (дар Божий) -

а) (1Пар.27:2 ) - отец Иашовама (см.); (см. Ахамань)

б) (Неем.11:14 ) - ·аналог. Адаия,г.

Завдий

З’авдий (дар) -

а) (Нав.7:1 ,17,18) - дед (предок) Ахана (см.), который в 1Пар.2:6 не упомянут между Зарой и Зимри (Харми); (см. Махол)

б) (1Пар.8:19 ) - ·аналог. Адаия,в;

в) (1Пар.27:27 ) - житель Шифама, один из смотрителей над царским имением при Давиде;

г) (Неем.11:17 ) - левит из рода Асафа, глава третьей чреды певцов, один из предков Матфании и Захарии (см. Захария,б) (в 1Пар.9:15 назван Зихрий, в 1Пар.25:2 ,10 - Заккур, а в Неем.12:35 - Закхур).

Завеса

зав’еса - была, во-первых вокруг двора скинии, сделанная из крученого виссона, очевидно, белая (Исх.27:9 -13), и в ней - завеса с восточной стороны, для входа, «из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы» (Исх.27:16 ); затем, во-вторых, была завеса самой скинии (святилища), сделанная аналогично завесе входа (Исх.26:36 ); и, наконец, была третья завеса перед ковчегом откровения («для преграды», Исх.35:12 ), отделявшая в скинии Святое (святилище) от Святого-святых, сделанная аналогично двум первым, но с изображением херувимов на ней (Исх.26:31 -33). В храме Соломона для входа во двор были ворота, для входа во святилище - двери (3Цар.6:33 -35) и давир (Святое-святых) отделяли также двери (3Цар.6:31 -32; 2Пар.4:22 ), которые, по-видимому, не закрывались (3Цар.8:8 ). Здесь же была завеса (2Пар.3:14 ), которая разодралась надвое в момент смерти Христа (Мат.27:51 ). (см. скиния)

Завет

зав’ет - договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Цар.20:16 ), между отдельным человеком и народом (2Цар.5:3 ), между Господом, царем и народом (4Цар.11:17 ), между Господом и народом (Езд.10:3 ) и даже с глазами человека (Рим.31:1 ). Словом этим назывались также: обещание (4Цар.23:3 ), наставление (Прит.1:8 ), обязанности (Мал.2:8 ). Заветом также называются общие Божии законы о вселенной, Его тайны и слова (Пс.24:14 ; Пс.49:16 ; Иер.33:20 ,25). Завет иногда Господь давал отдельному человеку - напр., завет мира и священства Финеесу, сыну Елеазара (Чис.25:12 -13). Но наиболее важными для всех людей заветами были те, которые Бог заключал со всеми людьми, и таких заветов было несколько.

1. Завет Бога с Адамом, который назван заповедью, поскольку человек еще не проявил своей противящейся воли (Быт.2:16 -17; Ос.6:7 ) (некоторые называют Быт.1:28 - первым заветом с Адамом, а Быт.3:15 - вторым).

2. Завет с Ноем и всякой живой душою на земле; знамением этого завета Господь дал радугу (Быт.6:18 ; Быт.9:8 -17) (некоторые называют Ноевым заветом Быт.9:1 ).

3. Завет с Авраамом и в его лице с избранным Своим народом (Быт.15:18 ; Быт.17:1 -14), потомкам которого знамением этого завета Бог дал обрезание.

4. Завет с Моисеем, через которого Бог дал закон народу Израиля (Исх.24:8 ; Исх.34:10 ,27), знамением которого было десятисловие (Исх.34:28 ; Втор.9:11 ). Слова завета были записаны в книгу завета (Исх.24:7 ; 4Цар.23:2 ).

Последние два завета Бога с Авраамом и Моисеем, которые в Священном Писании часто называются просто «завет» или «Закон», являлись основой жизни дохристовой эпохи и объединенно называются Ветхим Заветом (Деян.3:25 ; Евр.8:7 ). От него евреи часто отходили, но по временам обращались и возобновляли его (Нав.24:25 ; 2Пар.15:12 ; 2Пар.29:10 ).

5. Уже в недрах Ветхого Завета было определенно возвещено Богом о заключении в будущем окончательного - Нового Завета с людьми (2Цар.23:5 ; Ис.42:6 ; Иер.31:31 -34), который Бог и заключил в лице Господа Иисуса Христа (Мат.26:28 ; Евр.8:8 -13). Знамением этого завета является искупительная Кровь Спасителя и излияние обещанного Духа Святого.

Кроме указанных некоторые различают еще «Палестинский завет» (Втор.30:1 -10) и «Давидов завет» (2Цар.7:12 -16; 2Пар.13:5 ). (см. Библия, Ветхий Завет , Новый Завет )

Завет соли

зав’ет с’оли (Чис.18:19 ; 2Пар.13:5 ) - твердое обещание, прочный союз. Точное значение выражения не известно. Полагают, что оно связано с обычаем в древности есть соль при заключении союзов, но, ·возм., также с обычаем солить все жертвы (Пс.49:5 ). (см. соль)

Завещавать

завещав’ать (Втор.26:16 ; Втор.32:46 ; Лук.22:29 ; 2Фес.3:6 ,10; 1Тим.6:13 ) - заповедовать, внушать, повелевать, передавать (·ст.-слав. написание).

Завулон

Завул’он (жилище, обиталище) - десятый сын Иакова (последний, рожденный Лией), родоначальник колена Завулонова. Удел этому колену достался на севере Ханаанской земли, на запад от Геннисаретского озера. В этом уделе были расположены Назарет, Кана, Наин, в которых раньше других мест воссиял свет Господа (Ис.9:1 -2). (см. колена Израилевы )

Завуф

Зав’уф (дарованный) (3Цар.4:5 ) - сын (потомок) Нафана священника, друг царя Соломона, занимавший такое же положение, как Хусий при Давиде.

Загам

Заг’ам (2Пар.11:19 ) - один из сыновей Ровоама от Авихаили.

Заговаривание

загов’аривание (Екк.10:11 ; Иер.8:17 ) - один из видов чародейства, волшебства (это же слово переведено в русской Библии в Пс.57:6 как «заклинание», а в Ис.3:3 - «искусство в слове»).

Заднее

з’аднее (Фил.3:13 ) - прошлое, прошедшее.

Заза

З’аза (1Пар.2:33 ) - один из сыновей (потомков) Ионафана из колена Иудина.

За-Иорданская страна

за-Иорд’анская стран’а (Ис.9:1 ) - местность на севере Палестины (см. Иаир,а).

Закваска

закв’аска (Мат.13:33 ; Мат.16:6 ,12; Мар.8:15 ; Лук.12:1 ; Лук.13:21 ; 1Кор.5:6 -8; Гал.5:9 ) - символ незримого влияния. Закваска (квасное) была запрещена для сожигания Господу, но допускалась в жертвах, съедаемых людьми (Лев.7:13 ; Лев.23:17 ). Она обозначает чаще ложное учение (влияние), но ей же Господь уподобил и Царство Небесное. (см. квасное)

Заккур

Закк’ур (задумчивый) -

а) (1Пар.24:27 ) - ·аналог. Бено;

б) (1Пар.25:2 ,10) - см. Завдий,г.

Заклание

закл’ание - закалывание, убиение, приготовление жертвы к приношению Богу.

Заклинание

заклин’ание - убеждение, обязывание клятвой (см. тж заговаривание).

Заклятие

закл’ятие - отделение (освящение), предание Богу, запрещение пользоваться людям, предание смерти (Лев.27:21 ,28-29; Нав.6:16 -18,20; Нав.7:11 -13). (см. клятва, проклятие)

Закон

зак’он - сущность, основа какого-либо явления или свод правил человеческого поведения. Если законы физические, которые, будучи однажды даны природе ее Творцом (Ис.45:12 ), никогда и ни в чем не нарушаются, то в отношении людей мы видим совсем иное. Человеческие законы, постоянно издаваемые в большом количестве и постоянно изменяемые, устанавливаются как раз потому, что имеется постоянное стремление их нарушать, проистекающее из злой, греховной натуры человека, приобретенной в результате его отпадения от Бога (Рим.7:23 ). Но есть всеобщий, незыблемый Божий закон, который есть Истина Божия (Пс.18:8 ), и, хотя человек этого и не сознает или не хочет признавать, он записан в сердце (совести) человека (Рим.2:14 -15). Закон Божий всеобщ и един, он есть Его любовь и был явлен во Христе Иисусе, когда пришла полнота времени (Гал.4:4 -5). До этого же люди находились (или находятся) под клятвою (заклятием или проклятием) писаного Закона (временного), данного человечеству через избранный Богом народ и его вождя и пророка Моисея, как свод моральных и обрядовых установлений и заповедей, направленных на выявление человеческого греха, в качестве «детоводителя ко Христу» (Гал.3:19 ,24). В Священном Писании под словом «закон» подразумевается Пятикнижие Моисеево (Мат.22:40 ), либо весь Ветхий Завет (Иоан.10:34 ; Иоан.12:34 ; Иоан.15:25 ; 1Кор.14:21 ). (см. Библия, Моисеево Пятикнижие , Писание)

Законник

зак’онник (Мат.22:35 ; Лук.7:30 ; Лук.10:25 ; Лук.11:45 ,46,52; Лук.14:3 ; Тит.3:13 ) - то же, что книжник (·срн. Мат.22:35 и Мар.12:28 ), то есть человек, посвятивший себя изучению Закона (Моисеева) во всех его деталях. Законники толковали иудейский Закон, были его учителями (Лук.5:17 ) и имели большое влияние в народе, будучи начальниками и судьями. Среди них были мудрые люди (Никодим, Гамалиил), но большинство, не видя в законе дальше преданий старцев, были слепыми вождями слепых (Мат.15:14 ). (см. книжник)

Закур

Зак’ур (задумчивый) (1Пар.4:26 ) - один из сыновей (потомков) Мишмы из колена Симеонова, глава рода.

Закхай

Закх’ай (чистый) (Езд.2:9 ; Неем.7:14 ) - ·аналог. Арах,б.

Закхей

Закх’ей (чистый) (Лук.19:2 ,5,8) - житель Иерихона, начальник мытарей (сборщиков податей), по общему мнению - великий грешник, проявивший огромное желание узнать Спасителя. По преданию он стал христианином и был первым епископом в Кесарии. Раввинская же традиция утверждает, что он был отцом известного раввина Иоханана-бен-Закхея.

Закхур

Закх’ур (задумчивый) -

а) (Чис.13:5 ) - отец (предок) Саммуа;

б) (Неем.3:2 ) - сын (потомок) Имрия, один из чинивших стену Иерусалима;

в) (Неем.10:12 ) - ·аналог. Венинуй;

г) (Неем.12:35 ) - см. Завдий,г;

д) (Неем.13:13 ) - отец (предок) Ханана.

Замврий

З’амврий (антилопа) -

а) (3Цар.16:9 ,10,12,15,16,18,20; 4Цар.9:31 ) - раб царя израильского Илы, военачальник, убивший его и ставший царем. Он царствовал всего семь дней, но успел перебить весь дом Ваасы по слову Господа;

б) (1Пар.8:36 ; 1Пар.9:42 ) - ·аналог. Азмавеф,а.

Замзумимы

Замзум’имы (Втор.2:20 ) - аммонитское название Рефаимов (великанов), живших до них в той земле, которую аммонитяне заняли (в районе Иавока) (в Быт.14:5 названы Зузимы).

Заноах

Зано’ах -

а) (Нав.15:34 ; Неем.3:13 ; Неем.11:30 ) - ·аналог. Адифаим;

б) (Нав.15:56 ) - город в нагорной части Иудеи (на юг от Хеврона);

в) (1Пар.4:18 ) - место, основателем (или начальником) которого был Иекуфиил (·возм., одно из ·предыд. ).

Запечатать

запеч’атать (Ис.8:16 ; Ис.29:11 ; Иер.32:10 .44; Дан.9:24 ; Дан.12:4 ,9; Отк.5:1 ; Отк.22:10 ) - сокрыть, сберечь. В древности письма, документы, книги писались на длинных полосах папируса или ткани, затем сворачивались, обвязывались бечевкой, которая скреплялась глиняной печатью. Такую книгу можно было прочесть, только сломав (сняв) печать.

Запинать

запин’ать (запнуть) (Быт.27:36 ; Евр.12:1 ) - ставить препятствие, соблазнять, обманывать.

Запнуть

запн’уть - см. запинать.

Заповедь

з’аповедь - наказ, повеление, установление, закон. (см. десять заповедей )

Запястье

зап’ястье (Быт.24:22 ,30; Чис.31:50 ; 2Цар.1:10 ; Ис.3:19 ; Иез.16:11 ) - браслет или кольцо на руке выше кисти.

Зара

З’ара (восход, заря) -

а) (Быт.38:30 ; Быт.46:12 ; Чис.26:20 ; Нав.7:1 ,17,18,24; Нав.22:20 ; 1Пар.2:4 ,6; 1Пар.9:6 ; 1Пар.27:11 ,13; Неем.11:24 ; Мат.1:3 ) - один из сыновей Иуды от Фамари, глава поколения (в 1Пар.4:17 назван Езра); (см. Махол)

б) (Чис.26:13 ) - ·аналог. Иамин,а (в Быт.46:10 ; Исх.6:15 назван Цохар, а в 1Пар.4:24 - Зерах).

Зарай

Зар’ай (восход, заря) (2Пар.14:9 ) - египетский царь Озоркон, пришедший с миллионной (!) армией против Асы. Аса разбил его наголову с половинной силой, так как обратился за помощью к Господу (2Пар.16:8 ).

Заред

Зар’ед (рост, зелень) (Чис.21:12 ; Втор.2:13 ,14) - поток и долина южнее реки Арнон, место одной из последних стоянок израильтян (в Ис.15:7 названа «река Аравийская»). (см. долины)

Заступить

заступ’ить (Чис.16:46 ,47; Чис.25:13 ) - совершить заступничество, искупить вину, подставить самого себя.

Заттуй

З’аттуй (Езд.2:8 ) - один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа различаются на 200), среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок, а также один из приложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода) (в Езд.10:27 ; Неем.7:13 ; Неем.10:14 назван Заффу).

Заушать

зауш’ать (Мат.26:67 ) - бить рукой по щеке, по голове.

Заффу

З’аффу (Езд.10:27 ; Неем.7:13 ; Неем.10:14 ) - см. Заттуй.

Захарии пророка книга

Зах’арии прор’ока кн’ига - 38-я книга Ветхого Завета и предпоследняя в ряду книг малых пророков (см. Библия). Книга делится на две хорошо различимые части: главы 1-8, написанные в 520-518 ·гг. ·до-РХ (Зах.1:1 ; Зах.7:1 ), в которых в нескольких видениях Господь обращается к Своему народу, побуждая его дух к обращению на истинный путь, что привело к энергичному возобновлению работ по восстановлению храма в 520 ·г.; и главы 9-14, написанные, ·возм., позже, в которых говорится о восстановлении народа Божия, судах над его противниками и наступлении дня Господня. (см. Захария,у)

Захария

Статья большая, находится на отдельной странице.

Звание

зв’ание - в некоторых местах означает положение, состояние (напр., см. 1Кор.7:20 ).

Звезда

звезд’а (зв’езды) - одно из величественнейших явлений славы и могущества Божия (Пс.8:4 -5; Пс.18:2 ; Ис.40:26 ). И Сам Господь назван в Писании «звездой светлой и утренней» (Отк.22:16 ), которая вела волхвов и которую за многие столетия до этого видел и Валаам (Чис.24:17 ). Силы тьмы иногда также называются звездами (Иуд.1:13 ; Отк.8:10 -11) и эти звезды зачаровывали многих людей, стремившихся по ним определить свое будущее (Ис.47:13 ; Иер.27:9 ).

Звездочки

зв’ездочки (Ис.3:18 ) - условный перевод. В других переводах: «головные повязки», «украшения» (см.).

Звери

зв’ери (зверь) - кроме обычного своего значения изображают: в Дан.7:3 ,5-7,11,12,17,19,23; Дан.8:4 ; ·Отк.13 - силу земных царств; в 1Кор.15:32 - противников ·ап. Павла; в Отк.11:7 ; Отк.17:3 ,7-8,11-13; Отк.20:10 - духов зла. (см. животные)

Звероядина

зверо’ядина (Лев.22:8 ) - растерзанное зверем.

Зебудда

Зеб’удда (дарованная) (4Цар.23:36 ) - дочь Федаии из Румы, мать Иоакима, царя иудейского.

Зевадия

Зев’адия (Иегова дал) -

а) (1Пар.8:15 ) - ·аналог. Арад,б;

б) (1Пар.8:17 ) - один из сыновей (потомков) Елпаала из колена Вениаминова, глава одного из поколений, поселившихся в Иерусалиме;

в) (1Пар.12:7 ) - сын (потомок) Иерохама, один из воинов, пришедших к Давиду в Секелаг;

г) (1Пар.26:2 ) - левит, один из сыновей Мешелемии из рода Асафа, привратник;

д) (2Пар.17:8 ) - ·аналог. Адония,б;

е) (2Пар.19:11 ) - сын (потомок) Исмаила, князь из колена Иудина, судья при царе Иосафате по делам государственным;

ж) (Езд.8:8 ) - ·аналог. Евед,б;

з) (Езд.10:20 ) - ·аналог. Гедалия,б.

Зеведей

Зевед’ей (греческая форма еврейского имени Завдий или Зевадий - дар Иеговы) (Мат.4:21 ; Мат.10:2 ; Мат.20:20 ; Мат.26:37 ; Мат.27:56 ; Мар.1:19 ,20; Мар.3:17 ; Мар.10:35 ; Лук.5:10 ; Иоан.21:2 ) - галилейский рыбак (как полагают, из Вифсаиды), отец Апостолов Иакова старшего и Иоанна. Судя по наличию работников и по знакомству Иоанна с домом первосвященника, семья занимала высокое положение.

Зевей

Зев’ей (резня) (Суд.8:5 -7,10,12,15,18,21; Пс.82:12 ) - один из мадиамских царей, пораженных Гедеоном.

Зевина

Зев’ина (Езд.10:43 ) - ·аналог. Бенаия,б.

Зевс

(Деян.14:12 ,13) - главный среди богов древних греков (у римлян - Юпитер), считавшийся отцом богов и людей. Этому божеству Антиох Епифан хотел принудить поклоняться евреев, поставив ему жертвенник в иерусалимском храме.

Зевул

Зев’ул (обитание, жительство) (Суд.9:28 ,30,36,38,41) - начальник города Сихем при Авимелехе.

Зелфа

З’елфа (капля, капание) (Быт.29:24 ; Быт.30:9 ,10,12; Быт.35:26 ; Быт.37:2 ; Быт.46:18 ) - служанка Лии, жены Иакова, мать Гада и Асира.

Земира

Зем’ира (песня) (1Пар.7:8 ) - ·аналог. Авия,д.

Землетрясение

землетряс’ение (3Цар.19:11 ,12; Ам.1:1 ; Зах.14:5 ; Мат.24:7 ; Мар.13:8 ; Лук.21:11 ; Деян.16:26 ) - одно из грозных проявлений всемогущества Божия. Землетрясение, упомянутое пророками Амосом и Захарией (о котором сообщает и историк Иосиф Флавий), произошло в 749 ·до-РХ и было так сильно, что углубило долину, бывшую между вершинами Елеонской горы.

Земля

земл’я - в еврейском тексте употребляются два слова для обозначения этого понятия: «эрец» (суша, страна, участок земли для обработки и т.д.) и «адама» (прах, глина, то есть составные части земли, почвы). Выражение «(вся) земля» иногда означает все существующие (известные) земли или определенные части их (отдельные страны), но в большинстве мест - это Израильское (Иудейское) царство, земля народа Божия (напр., см. Быт.28:14 ; Ис.51:16 ; Иоил.2:1 ,21 - ·срн. Иоил.1:2 ; Иоил.2:18 ). (см. народ)

Земля горшечника

земл’я горш’ечника (Мат.27:7 ,10) - см. Акелдама.

Земля Хамова

земл’я Х’амова (Пс.104:23 ,27; Пс.105:22 ) - Египет, населенный потомками Хама.

Зерах

Зер’ах (заря, восход) -

а) (Быт.36:13 ,17; 1Пар.1:37 ) - один из сыновей (потомков) Рагуила, сына Исава, идумейский старейшина;

б) (Быт.36:33 ; 1Пар.1:44 ) - отец (предок) Иовава;

в) (1Пар.4:24 ) - см. Зара,б;

г) (1Пар.6:21 ,41) - ·аналог. Адаия,б.

Зерахия

Зер’ахия (Иегова явился, см. Азария) -

а) (1Пар.6:6 ,51) - см. Захария,ф;

б) (Езд.8:4 ) - отец (предок) Эльегоеная.

Зерешь

З’ерешь (золото) (Есф.5:10 ,14; Есф.6:13 ) - жена Амана, по совету которой было приготовлено дерево для Мардохея.

Зеркало

з’еркало (Рим.37:18 ; Иак.1:23 ; 2Кор.3:18 ) - в древности зеркалом служили полированные пластинки металла (обычно меди).

Зефам

Зеф’ам (1Пар.23:8 ; 1Пар.26:22 ) - левит из рода Гирсона, один из глав поколений левитов - см. схему ниже (в 1Пар.6:20 ,42 назван Зимма). (см. левиты, сын)

| Гирсон | (как в 1Пар.23:8 )

| |

| Лаедан

| |

| Иехиил, | Зефам, | Иоиль

фактически

| Гирсон | | (1Пар.15:7 ; 1Пар.26:21 -22)

| |

| Лаедан

| |

| Иахав | (Иехиил)

| |

| Зимма | (Зефам), | Иоиль

| |

| Асаф | | (современник Давида)

Зефан

Зеф’ан (1Пар.7:10 ) - ·аналог. Ахишахар.

Зефар

Зеф’ар (Есф.1:10 ) - ·аналог. Авагфа.

Зехер

З’ехер (1Пар.8:31 ) - см. Захария,д.

Зив

(волк) (Суд.7:25 ; Суд.8:3 ; Пс.82:12 ) - один из князей мадиамских, пораженных Гедеоном.

Зиждить

з’иждить (Деян.4:11 ) - основывать, строить, создавать.

Зиза

З’иза (плодородие) -

а) (1Пар.4:37 ) - сын (потомок) Шифия, один из князей колена Симеонова во дни Езекии;

б) (1Пар.23:10 ,11) - ·аналог. Берия,г;

в) (2Пар.11:20 ) - ·аналог. Аттай.

Зилот

Зил’от (греч. ревнитель) (Лук.6:15 ; Деян.1:13 ) - прозвище Апостола Симона, по-видимому, за его особую ревность или принадлежность в прошлом к секте зилотов (он же в Мат.10:4 ; Мар.3:18 назван Кананит, что имеет на еврейском языке то же значение). В Иудее во времена Христа существовала секта зилотов - особо фанатичных ревнителей закона, ни с чем не считавшихся, не признававших над собой никакой власти, кроме власти Бога, приведших в конце концов к уничтожению Иерусалима. К ним, ·возм., принадлежали Галилеяне (см.) и судьи Стефана (·Деян.6 - 7). (см. Симон,б)

Зимврия

З’имврия (антилопа) (Иер.25:25 ) - область, населенная, как полагают, потомками Зимрана (точное положение не известно).

Зимма

З’имма (совет) -

а) (1Пар.6:20 ,42) - см. Зефам;

б) (2Пар.29:12 ) - отец (предок) Иоаха.

Зимран

З’имран (Быт.25:2 ; 1Пар.1:32 ) - один из сыновей Авраама от Хеттуры, родоначальник некоторых арабских племен. (см. Зимврия)

Зимри

З’имри (антилопа) -

а) (Чис.25:14 ) - сын (потомок) Салу, начальник в колене Симеоновом, открыто прелюбодействовавший с Хазвою (то есть поклонявшийся Фегору, см.) и за это убитый Финеесом. Он был, видимо, последний из тех (или один из последних), которые были исчислены у Синая и погибли во время странствования Израиля по пустыне;

б) (1Пар.2:6 ) - сын (потомок) Зары, сына Иуды, и отец Ахара (Ахана) (в 1Пар.2:7 ; 1Пар.4:1 назван Харми, а в Нав.7:1 ,18 - Хармий). (см. Махол)

Зина

З’ина (дар Зевса) (Тит.3:13 ) - по-видимому, спутник Аполлоса в миссионерском труде. Возможно, он был из язычников (судя по имени); в таком случае название «законник» может означать, что он был римским юристом.

Зиф

-

а) (Нав.15:24 ) - ·аналог. Адада;

б) (Нав.15:55 ; 1Цар.23:14 ,15,24; 1Цар.26:2 ; 1Пар.2:42 ; 2Пар.11:8 ) - город и пустыня (местность) вокруг него на юго-восток от Хеврона, где Давид скрывался от Саула и где он, по-видимому, написал ·Пс.53 (эта пустыня является частью Иудейской пустыни); (см. пустыня)

в) (3Цар.6:1 ,37; 1Пар.4:37 ) - второй месяц священного еврейского календаря и восьмой - гражданского (соответствует маю). В этом месяце Соломон начал строить храм Господу в Иерусалиме; (см. месяцы)

г) (1Пар.4:16 ) - ·аналог. Асареел.

Зифа

З’ифа (1Пар.4:16 ) - ·аналог. Асареел.

Зифеи

Зиф’еи (1Цар.23:19 ; 1Цар.26:1 ; Пс.53:2 ) - жители города Зиф, дважды доносившие Саулу о местопребывании Давида и предлагавшие свои услуги для его выдачи.

Зихри

З’ихри (знаменитый) -

а) (Исх.6:21 ) - один из сыновей Ицгара, сына Каафа, двоюродный брат Аарона и Моисея;

б) (1Пар.27:16 ) - отец (предок) Елиезера;

в) (2Пар.17:16 ) - отец (предок) Амасии;

г) (2Пар.23:1 ) - отец (предок) Елишафата;

д) (Неем.11:9 ) - отец (предок) Иоиля.

Зихрий

З’ихрий (знаменитый) -

а) (1Пар.8:19 ) - ·аналог. Адаия,в;

б) (1Пар.8:23 ) - ·аналог. Авдон,в;

в) (1Пар.8:27 ) - ·аналог. Афалия,а;

г) (1Пар.9:15 ) - см. Завдий,г;

д) (1Пар.26:25 ) - левит, один из предков Шеломифа (см. Шеломиф,г);

е) (2Пар.28:7 ) - силач в войске ефремлян;

ж) (Неем.12:17 ) - ·аналог. Адна,в.

Зия

З’ия (страх) (1Пар.5:13 ) - ·аналог. Евер,б.

Зло

- результат неправедности, непослушания Богу, результат греха. Зло не было сотворено Богом и оно не существует изначально в мире (в творении) как нечто самостоятельное - оно творится человеком (Быт.8:21 ; Прит.11:27 ; 1Иоан.5:19 ). Поэтому-то Писание и призывает человека отвращаться от зла и творить добро (Ам.5:14 ; Рим.12:9 ) и напоминает, что соблюдающий Божии заповеди не терпит зла (Екк.8:5 ). Зло - это как тень, которую создает непрозрачность человека к Божиему свету, а куда этот свет не попадает и тепло не проникает, возникает гниение и разложение (подобно как и в физическом мире). Бог сотворил человека способным избрать любой путь и путь непослушания для него не был закрыт (Быт.2:9 ). Человек был предупрежден, что его ждет в случае непослушания (Быт.2:16 -17), однако, человек решил поступить посвоему...

Злочестие

злоч’естие (Иер.4:14 ) - нечестие, беззаконие, богопротивность.

Змей

(змий, зме’я) - ядовитое и коварное пресмыкающееся животное, особенно распространенное в жарких странах. Существует более 600 видов змей и многие из них очень ядовиты, поэтому все они страшны и для людей, и для животных. Диавол воспользовался хитростью этого животного (Быт.3:1 ), чтобы соблазнить Еву и поэтому он в Писании называется древним змием (Отк.12:9 ; Отк.20:2 ). Мудрость змия достойна подражания только в сочетании с кротостью голубя (Мат.10:16 ). (см. Левиафан, сатана)

Знамение

зн’амение - знак, видимое явление, данное Богом в подтверждение какого-либо Его слова или завета (Быт.9:12 -13), чудо (Исх.4:8 ), небесное явление (Иер.10:2 ; Лук.21:11 ) (в Пс.73:4 должно быть «знамен»).

Золото

з’олото - известный с древнейших времен драгоценный металл, применявшийся для украшений и как эквивалент денег. Скиния и храм были внутри полностью отделаны и украшены золотом (Исх.25:11 -18,24-31,38-39; 3Цар.6:20 -22,28,30,32,35). Золото символизирует в Священном Писании высшую ценность, чистоту, силу и вечные качества (Ис.13:12 ; Плач.4:2 ). Золото было одним из даров волхвов родившемуся Иисусу (Мат.2:11 ), что символизировало, как полагают, признание его истинным Царем.

Зоровавель

Зоровав’ель (рожденный в Вавилоне) (1Пар.3:19 ; Езд.2:2 ; Езд.3:2 ,8; Езд.4:2 ,3; Езд.5:2 ; Неем.7:7 ; Неем.12:1 ,47; Агг.1:1 ,12,14; Агг.2:4 ,21,23; Зах.4:6 ,7,9; Мат.1:12 ,13; Лук.3:27 ) - сын Салафиила (Федаии) из колена Иудина, потомок Давида. Зоровавель (персидское имя - Шешбацар, см.) был назначен царем Киром правителем Иудеи и вернулся в Иерусалим в 536 ·г. ·до-РХ. Он начал работы по восстановлению храма и способствовал восстановлению богослужений. Эти работы пришлось вскоре приостановить, но при царе Дарии I Гистаспе восстановление храма было завершено (520-516 ·гг. ·до-РХ ). Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

Зохелет

Зохел’ет (змей) (3Цар.1:9 ) - камень или скала у источника Рогель в Енномовой долине на юг от Иерусалима.

Зохеф

Зох’еф (1Пар.4:20 ) - ·аналог. Бензохеф.

Зрелище

зр’елище (Деян.19:29 ,31) - театр или публичное место собраний, устраивавшееся во всех крупных городах того времени.

Зузимы

Зуз’имы (Быт.14:5 ) - см. Замзумимы.

Зуй

(Лев.11:19 ; Втор.14:18 ) - нечистая по закону птица, водящаяся в болотах (в других переводах: «аиста, цапли...»).

Предыдущая страница Следующая страница