Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б"
Ба’ал-Хан’ан (Ваал милостив) - а) (Быт.36:38 ,39; 1Пар.1:49 ) - сын (потомок) Ахбора, один из идумейских царей; б) (1Пар.27:28 ) - смотритель над садами во времена Давида. |
Ба’ана - а) (2Цар.4:2 ,5,6,9) - один из сыновей (потомков) Реммона из колена Вениаминова и военачальников у Иевосфея, сына Саула, убивших Иевосфея и принесших его голову Давиду в Хеврон; б) (2Цар.23:29 ) - отец (предок) Халева (в 1Пар.11:30 назван Ваана); в) (Неем.3:4 ) - отец (предок) Садока (см. Ваан). |
Ба’ара (1Пар.8:8 ) - одна из жен Шегараима, отпущенная им. |
Бавв’ай (Неем.3:18 ) - левит, сын (потомок) Хенадада, один из чинивших стену Иерусалима. |
багрян’ица (2Цар.1:24 ; Плач.4:5 ; Дан.5:7 ; Мат.27:28 ,31; Мар.15:17 ,20; Иоан.19:2 ,5; Деян.16:14 ; Отк.17:4 ; Отк.18:12 ,16) - самая дорогая ткань в древности, окрашенная в багряный (кроваво-красный) цвет и знаменующая собой высшее, царское отличие. Финикияне первыми научились пользоваться краской для такой ткани, добываемой из морских раковин под названием багрянка. Из-за их редкости такая ткань была, конечно, чрезвычайно дорога и доступна только самым богатым людям. В Библии схожие с багряным цветом называются также гиацинтом, порфирой, пурпуром и червленым (о которых см. в соответствующих местах) и эти наименования в разных переводах встречаются не в одних и тех же местах. |
Ба’ит (дом) (Ис.15:2 ) - в оригинале - некое помещение, капище или площадка для поклонения идолу. (см. имя) |
Бакб’ук (бутыль, сосуд) (Езд.2:51 ) - ·аналог. Аккув,в (в Неем.7:53 назван Ваквук). |
Бакб’укия (изобилие Иеговы) (Неем.11:17 ; Неем.12:9 ,25) - один из глав поколений левитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем и поселившихся в Иерусалиме. |
Балад’ан (давший сына) (4Цар.20:12 ) - отец (предок) Беродаха Баладана (в Ис.39:1 назван Валадан). |
бальз’ам (Быт.37:25 ; Быт.43:11 ; Песн.8:14 ; Иер.8:22 ; Иер.46:11 ; Иер.51:8 ; Иез.27:17 ) - полужидкий сок (смола) бальзамового дерева, некогда широко распространенного в Ефиопии, Палестине, Аравии. Добывался из надрезов в коре, применялся как лекарственное средство при укусах, ранах и для бальзамирования. |
бальзам’ирование (умащивание, промасливание) (Быт.50:2 ,26) - способ сохранения тел умерших, широко применявшийся в древнем Египте. Процесс бальзамирования, при котором бальзама употреблялось менее, чем других веществ, продолжался от 30 до 70 дней и состоял из удаления всех внутренностей, промывания трупа, выдерживания его в селитре, наполнении благовониями и предохраняющими от гниения составами, обертывании тканями, смоченными маслами и смолами (встречаются даже мумии, пропитанные каучуком). Готовая мумия укладывалась в гробницу или саркофаг и в таком виде сохранялась тысячелетиями. Евреи бальзамирования трупов не применяли, но умерших также как в Египте обертывали длинными полосами ткани (пеленами), обильно смоченными в благовонных составах (отдельно разные части тела и голову) (см. 2Пар.16:14 ; Иоан.11:44 ; Иоан.19:40 ). |
Б’ама (высокое место) (Иез.20:29 ) - по-видимому, общее название возвышенного места для идольских жертвоприношений. |
Б’ани (построенный) (2Цар.23:36 ) - Гадитянин, один из главных воинов Давида (в параллельном месте стоит: Мивхар, сын Гагрия, 1Пар.11:38 ). |
б’аня (Еф.5:26 ; Тит.3:5 ) - очищение словом и Святым Духом, сравниваемое с наружным омовением, которое было хорошо знакомо евреям (в оригинале - очищение, омытие). |
бар’ан (Исх.26:14 ; 4Цар.3:4 ; Иез.27:21 ; Иез.34:17 ; Иез.39:18 ) - самец овцы (то же, что овен, см.) |
Б’аред (град) (Быт.16:14 ) - см. Бефуил. |
Б’ариах (беглец) (1Пар.3:22 ) - один из сыновей Шемаии. |
Б’аркос (живописец) (Езд.2:53 ) - ·аналог. Аккув,в (в Неем.7:55 назван Варкос). |
(леопард) (Песн.4:8 ; Ис.11:6 ; Иер.5:6 ; Иер.13:23 ; Дан.7:6 ; Авв.1:8 ; Отк.13:2 ) - хищное животное из породы кошачьих, обитавшее в древности во многих местах Палестины, название которого (по-арабски «нимр») сохранилось в наименованиях некоторых мест доныне. |
Бархюмит’янин (2Цар.23:31 ) - Азмавет, житель или уроженец Бахурима (в 1Пар.11:33 назван Азмавеф Бахарумиянин). |
(3Цар.7:26 ,38; 2Пар.2:10 ; 2Пар.4:5 ; Езд.7:22 ; Ис.5:10 ; Иез.45:10 ,11,14) - мера жидких и сыпучих тел, равная 1/10 хомера. Поскольку локоть с большой точностью можно считать равным 50 см, по 3Цар.7:23 ,26 можно вычислить и величину бата. Она составляет примерно 24 л. Отсюда получаются и другие меры. (см. меры) |
Б’атрабб’им (дочь многих народов) (Песн.7:5 ) - одни из ворот города Хесбона. |
Бахаруми’янин (1Пар.11:33 ) - см. Бархюмитянин. |
Бахур’им (молодые люди) (2Цар.3:16 ; 2Цар.16:5 ; 2Цар.17:18 ; 2Цар.19:16 ; 3Цар.2:8 ) - город или селение на восток от Иерусалима. |
Б’ацл’уф (обнаженный) (Езд.2:52 ) - ·аналог. Аккув,в (в Неем.7:54 назван Вацлиф). |
б’ашня - возвышенное сооружение на городской стене (2Пар.26:9 ), в среде городских построек, отдельно стоящее, сторожевое (в поле или в овечьем загоне), временное или даже передвижное (для военных целей). В Священном Писании особо упоминаются следующие башни: Анамеила (Ананеила) (Иер.31:38 ; Зах.14:10 ), Вавилонская (в земле Сеннаар) (Быт.11:4 ,5,9), Гадер (Быт.35:21 ), капища Ваал-Верифа (Суд.9:46 ), Ливанская (Песн.7:5 ), Меа и Хананела (Неем.3:1 ; Неем.12:39 ), Пенуельская (Суд.8:17 ), Печная (Неем.3:11 ; Неем.12:38 ), Силоамская (Лук.13:4 ), Сихемская (Суд.9:46 ), стада (Мих.4:8 ), в Тевце (Суд.9:50 -51). Во время осады городов строились осадные (временные) башни для метания в город камней и зажигательного материала (Иез.21:22 ), а для защиты работающих со стенобитным орудием (раскачивающимся бревном) - передвижные башни. Слово «башня» в Священном Писании употребляется для обозначения выдающегося положения (Иер.6:27 ), а также для представления надежности Самого Господа - Прит.18:10 . |
бд’ение (Исх.12:42 ; 2Кор.6:5 ; 2Кор.11:27 ) - бодрствование, время без сна в состоянии бдительности, полного внимания и сосредоточенности на Господе, как бы в ожидании; удаление от всяких других мыслей и занятий. |
бдол’ах (Быт.2:12 ; Чис.11:7 ) - как полагают, ароматическая смола кустарника с тем же названием, растущего в восточной Индии и Африке (в оригинале не совсем ясно). |
Беб’ай (Езд.2:11 ) - ·аналог. Адоникам (числа народа различаются на 5) (в Неем.7:16 ; Неем.10:15 назван Бевай). |
Бев’ай - а) (Езд.8:11 ) - предок (отец) Захарии; б) (Неем.7:16 ; Неем.10:15 ) - см. Бебай; в) (Езд.10:28 ) - предок нескольких лиц, имевших жен иноплеменок. |
бегем’от (гиппопотам) (Рим.40:10 ) - земноводное животное, обитающее ныне только в реках центральной Африки. Все его члены, его кожа, так тверды и прочны, что не поддаются почти никакому воздействию (кожу его не пробивает даже пуля). Обладает огромной силой. Хотя бегемот травоядное животное, его клыки так прочны, что о сталь высекают искры. В спокойном состоянии миролюбив, но раздраженный он очень опасен. (см. тж Левиафан) |
Бед’ад (часть, доля или разделение) (Быт.36:35 ; 1Пар.1:46 ) - отец (предок) Гадада, одного из идумейских царей. |
Бед’ан (1Пар.7:17 ) - сын Улама, потомок Манассии. |
Б’еер (колодец или источник) (Суд.9:21 ) - город на юго-запад от Иерусалима. |
Бе’ера (колодец или источник) - а) (1Пар.5:6 ) - один из князей (то есть его род) колена Рувимова, отведенных Феглафеллассаром в плен; б) (1Пар.7:37 ) - один из сыновей (потомков) Цофаха из колена Асирова, глава поколения. |
Б’еер-Ел’им (колодец могущественных) (Ис.15:8 ) - см. Беэр,б. |
Бе’ерий (муж источника) (Ос.1:1 ) - отец (предок) пророка Осии. |
Беер’оф (источники) (Нав.9:17 ; 2Цар.4:2 ; Езд.2:25 ; Неем.7:29 ) - город в уделе Вениаминовом по соседству с Гаваоном (в Нав.18:25 назван Бероф). |
Беер’оф-Бен’е-Яак’ан (источники сынов Яакана) (Втор.10:6 ) - один из станов израильтян в пустыне, как полагают, в земле, населенной потомками Акана (см.) (в Чис.33:31 -32 назван Бене-Яакан). |
Беероф’янин (2Цар.4:2 ,9) - Реммон, житель или уроженец Беерофа. |
Беешт’ера (Нав.21:27 ) - см. Аштароф. |
б’ездна - символ беспредельности, глубины, непостижимости. Употребляется в смысле безграничности Божиего могущества (Рим.11:33 ), необъятности Божиего творения (Втор.33:13 ; Пс.148:7 ; Иез.31:4 ), морской глубины (Пс.105:9 ; Ион.2:6 ) и того безысходного места, где обитают силы тьмы (Отк.9:11 ; Отк.20:3 ). |
беззак’оние - непринятие Божественного закона, противление Духу Божию и нарушение делом, словом и мыслью заповедей, данных Богом человеку; грех, неправедность. |
Б’ела (поглощение, истребление) - а) (Быт.14:2 ,8) - см. Сигор,а; б) (Быт.36:32 ,33; 1Пар.1:43 ) - сын (потомок) Веора, один из едомских царей; в) (Быт.46:21 ; Чис.26:38 ; 1Пар.7:6 ; 1Пар.8:1 ) - старший сын Вениамина; г) (1Пар.5:8 ) - ·аналог. Беера,а. |
бел’ильничье п’оле (4Цар.18:17 ; Ис.7:3 ; Ис.36:2 ) - площадка (место) на западной стороне Иерусалима для мытья, чистки и отбелки тканей (очевидно, на берегу пруда). |
бел’ильщик (Мар.9:3 ) - специалист по отбелке (обесцвечиванию) и чистке тканей (преимущественно шерстяных). |
(сын) (1Пар.15:18 ) - ·аналог. Азария,а. |
Бен-Ав’инад’ав (сын Авинадава) (3Цар.4:11 ) - зять Соломона, один из приставников над его провизией. |
Бен’аия (Иегова строит, воздвигает) - а) (Езд.10:35 ) - ·аналог. Адаия,е; б) (Езд.10:43 ) - израильтянин (·ст. 25) из сыновей (потомков) Нево, имевший жену иноплеменку. |
Бен-Амм’и (сын моего народа) (Быт.19:38 ) - см. Аммон,а. |
Бен’ания (Иегова строит, воздвигает) - ·аналог. Азария,в. |
Бен-Г’евер (сын Гевера) (3Цар.4:13 ) - один из приставников Соломона над провизией. |
Бен-Д’екер (сын Декера) (3Цар.4:9 ) - один из приставников Соломона над провизией (в западной части удела Иудина и в уделе Дановом). |
Бен’е-Вер’ак (сын Верака) (Нав.19:45 ) - один из пограничных городов удела Данова. |
Бен’е-Яак’ан (сын Яакана) (Чис.33:31 ,32) - см. Беероф-Бене-Яакан . |
Бензох’еф (сын Зохефа?) (1Пар.4:20 ) - один из сыновей (потомков) Ишия из колена Иудина. |
Б’ено (его сын) (1Пар.24:26 ,27) - левит из рода Мерари, один из сыновей (потомков) Иаазии. |
Бен’они (сын скорби) (Быт.5:18 ) - имя, данное Рахилью своему сыну, рожденному в муках, которого Иаков назвал Вениамином. |
Б’енха’ил (сын силы) (2Пар.17:7 ) - один из князей при царе Иосафате, посланных им учить народ закону Божию. |
Б’енхан’ан (сын царя, владыки) (1Пар.4:20 ) - ·аналог. Аммон,б. |
Бен-Хес’ед (сын Хеседа или милосердного) (3Цар.4:10 ) - один из приставников Соломона над провизией. |
(сын Хура или белизны, роскоши) (3Цар.4:8 ) - один из приставников Соломона над провизией. |
Б’ера (величие) (Быт.14:2 ) - царь Содомский. |
Бер’аия (Иегова творит) (1Пар.8:21 ) - ·аналог. Адаия,в. |
Бер’аха (благословляющий) (1Пар.12:3 ) - один из воинов вениамитян, пришедших к Давиду в Секелаг. |
берд’ыш (Пс.73:6 ) - оружие, напоминающее топорик с закругленным лезвием и короткой ручкой. |
Б’еред (град) (1Пар.7:20 ) - один из сыновей Ефрема, сына Иосифа, убитых гефянами (в Чис.26:35 назван Бехер). |
Бер’ехия (Иегова благословляет) - а) (1Пар.3:20 ) - один из сыновей Зоровавеля; б) (1Пар.6:39 ) - ·аналог. Адаия,б (в 1Пар.15:17 назван Верехия); в) (1Пар.9:16 ) - ·аналог. Авда,б; г) (2Пар.28:12 ) - сын (потомок) Мешиллемофа, один из начальников народа израильского, вступившихся за пленных иудеев; д) (Неем.3:4 ,30) - отец (предок) Мешуллама (в Неем.6:18 назван Верехий). |
Б’ери (источник?) (1Пар.7:36 ) - ·аналог. Беера,б. |
Бер’им (2Цар.20:14 ) - название племени (местности) на севере Палестины. |
Б’ерия (выдающийся, знатный) - а) (1Пар.7:23 ) - сын Ефрема, родившийся после убийства старших братьев жителями Гефа (он является отцом Рефая - см. Аммиуд); б) (1Пар.7:30 ) - один из сыновей Асира, сына Иакова, глава поколения (в Быт.46:17 назван Бриа, а в Чис.26:44 - Верия); в) (1Пар.8:13 ) - один из сыновей (потомков) Елпаала из колена Вениаминова, глава поколения; г) (1Пар.23:10 ,11) - левит, один из сыновей (потомков) Шимея, один из глав поколений Лаедановых, поставленных на служение (имеется в виду его поколение). |
Берод’ах Балад’ан (4Цар.20:12 ) - царь вавилонский (722-710 ·гг. и 703-702 ·гг. ·до-РХ), принесший дары выздоровевшему Езекии (в Ис.39:1 назван Меродах Валадан). |
Бер’от (источники) (Иез.47:16 ) - город на севере Палестины или в Сирии в районе Дамаска (во 2Цар.8:8 он назван Бероф, а в 1Пар.18:8 - Кун). |
Берот’янин (2Цар.23:37 ) - Нахарай, житель или уроженец Беерофа (в 1Пар.11:39 назван Берофянин). |
Бер’оф (источники) - а) (Нав.18:25 ) - см. Беероф; б) (2Цар.8:8 ) - см. Берот. |
Бероф’янин (1Пар.11:39 ) - см. Беротянин. |
(греч. даймон - демон) - злой дух, слуга «князя бесовского» - диавола и сатаны, которому приносят свои жертвы язычники (1Кор.10:20 ). Бесами и в Ветхом и в Новом Заветах названы идолы, ложные боги (Втор.32:17 ; Отк.9:20 ). Бесом назван нечистый дух (Лук.8:27 ,29), то есть сатана (см.). |
Бес’ай (Езд.2:49 ) - ·аналог. Аккув,в (в Неем.7:52 назван Весай). |
бескв’асность (1Кор.5:7 ) - отсутствие, очищение от всякой старой «закваски» - различных внешних влияний, учений и верований, распространенных в мире. |
беснов’атый - одержимый бесом, то есть подпавший под его полное господство и увлекаемый им к гибели, как правило, явным и очень энергичным образом (Мат.17:15 ). |
Бес’одия (Неем.3:6 ) - отец (предок) Мешуллама. |
беспл’одие - величайший позор для женщины востока в древности (Исх.23:26 ), которая обычно никакой работой вне дома не занималась, вела затворный образ жизни и была предназначена только для рождения и воспитания детей (·срн. 1Тим.2:15 ). |
бессм’ертие (Рим.2:7 ; 1Кор.15:53 ; 1Тим.6:16 ) - неподверженность смерти, вечная жизнь. Бессмертием обладает только Бог. Бог сотворил бессмертными Ангелов и дал человеку бессмертную душу (Екк.12:7 ). |
бесч’инство (Ам.3:9 ; 1Кор.13:5 ; Гал.5:21 ; 1Фес.5:14 ; 2Фес.3:6 ,7,11) - отсутствие «чинности», недостойное поведение, невоздержанность, беспорядочность, беспутство, скандалы. |
Бет-Арб’ел (дом козней и засад) (Ос.10:14 ) - город на западном берегу Тивериадского озера, недалеко от Магдалы. |
Бет-Гам’ул (дом совершенства) (Иер.48:23 ) - моавитский город на восток от Иордана. |
Бет-Дивлафа’им (дом двух хлебов) (Иер.48:22 ) - см. Алмон-Дивлафаим . |
Бет-Ма’он (Иер.48:23 ) - моавитский город на восток от северной части Мертвого моря (в Чис.32:3 назван Веон, в Чис.32:38 ; 1Пар.5:8 - Ваал-Меон, в Нав.13:17 - Беф-Ваал-Меон, а в Иез.25:9 - Ваалмеон). |
Б’етрех’ав (дом или поколение Рехава) (1Пар.2:55 ) - собирательное название потомков Рехава, Рехавиты (см.). |
(дом) (2Цар.8:8 ) - один из городов в Суве (провинции Сирии) (в 1Пар.18:8 назван Тивхафа). |
Беф-’Авен (дом ничтожества, идолопоклонства) (Нав.7:2 ; 1Цар.13:5 ; 1Цар.14:23 ; Ос.4:15 ; Ос.5:8 ; Ос.10:5 ) - город в уделе Вениаминовом восточнее Гая. Это название («дом идолов») иногда применяли к Вефилю (дом Божий), чтобы подчеркнуть его отступничество. (см. Авен,а) -----------------------------------
Беф’авен (дом ничтожества, идолопоклонства) (Нав.18:12 ) - местность между Иерихоном и Вефилем, по-видимому, по соседству с городом Беф-Авен. |
Беф-Азмав’еф (дом силы смертной) (Неем.7:28 ) - см. Азмавет,б. |
Беф-Ан’аф (дом ответа или богини Анафы) (Нав.19:38 ) - город в уделе Неффалимовом в районе Кесарии (в Суд.1:33 записано - Бефанаф). |
Беф-Ан’оф (дом ответа или богини Анафы) (Нав.15:59 ) - город в уделе Иудином, недалеко от Хеврона (ныне селение Бейт-Айнун). |
Беф-Ар’ава (дом пустыни) (Нав.15:6 ,61; Нав.18:22 ) - один из городов в Иудейской пустыне (по-видимому, в ее северной части). |
Беф-Бир’ея (1Пар.4:31 ) - см. Беф-Леваоф . |
Беф-Ва’ал-Ме’он (Нав.13:17 ) - см. Бет-Маон . |
Бефв’ара (Суд.7:24 ) - город (или местность) на восточном берегу Иордана (точное положение не известно). |
Беф-Гаггилг’ал (дом круга) (Неем.12:29 ) - см. Галгал,б. |
Бефг’адер (дом ограды или стены) (1Пар.2:51 ) - город в уделе Иудином, основателем (или начальником) которого был Хареф. (см. Гадер,б) |
Беф-Гар’ам (Нав.13:27 ) - город в уделе Гадовом на восток от Иордана (в Чис.32:36 назван Беф-Гаран). Ирод переименовал его в Ливиас в честь дочери Августа. |
Беф-Гар’ан (Чис.32:36 ) - см. Беф-Гарам . |
Беф-Даг’он (дом Дагона) (Нав.15:41 ) - ·аналог. Адифаим. |
Беф-Ек’ед (дом стригущих или вяжущих) (4Цар.10:12 ,14) - место близ Самарии. |
Беф-’Емек (дом долины) (Нав.19:27 ) - ·аналог. Аламелех. |
Беф-Иешим’оф (дом пустоты) (Чис.33:49 ; Нав.12:3 ; Нав.13:20 ; Иез.25:9 ) - см. Беф-Фегор . |
Бефкар’ем (дом виноградника) (Неем.3:14 ; Иер.6:1 ) - город в уделе Иудином между Иерусалимом и Фекоей, расположенный на возвышенности. |
Беф-Лева’оф (дом львиц) (Нав.19:6 ) - ·аналог. Ацем (в Нав.15:32 назван Леваоф, а в 1Пар.4:31 - Беф-Бирея). |
Беф-Маркав’оф (дом колесниц) (Нав.19:5 ; 1Пар.4:31 ) - ·аналог. Ацем (расположен в районе Газы) (в Нав.15:31 назван Мадмана). |
Беф-Мерх’ат (дом отдаления) (2Цар.15:17 ) - место близ Иерусалима при потоке Кедрон (в некоторых переводах здесь стоят просто слова - «в отдалении»). |
Беф-Н’имра (дом или место барсов) (Чис.32:36 ; Нав.13:27 ) - город удела Гадова на восток от среднего течения Иордана (в Чис.32:3 назван Нимра). |
Беф-Ор’он (дом ям, пещер) (Нав.16:3 ,5; Нав.18:13 ,14; Нав.21:22 ; 1Пар.6:68 ; 1Пар.7:24 ) - два города, разделенные долиной, недалеко от Вефиля в уделе Ефремовом. Были отданы левитам и укреплены Соломоном (в Нав.10:10 ,11; 1Цар.13:18 ; 2Пар.8:5 названы Вефорон, а в 3Цар.9:17 - Бефорон). (см. Санаваллат) |
Беф-Пал’ет (дом бегства) (Неем.11:26 ) - город в южной части удела Иудина (в Нав.15:27 назван Веф-Палет). |
Беф-П’ацец (дом разрушения, рассеяния) (Нав.19:21 ) - ·аналог. Авец. |
Беф-Р’афа (дом великана) (1Пар.4:12 ) - один из сыновей (потомков) Ештона из колена Иудина. |
Беф-Р’ехов (дом простора) (Суд.18:28 ; 2Цар.10:6 ) - местность или город в Сирии в районе истока Иордана и города Дана (в Чис.13:22 ; 2Цар.10:8 назван Рехов). |
Бефсам’ис (дом бога солнца) (Иер.43:13 ) - см. Илиополь. |
(дом покоя) (Нав.17:11 ,16; 2Цар.21:12 ; 3Цар.4:12 ; 1Пар.7:29 ) - очень древний город на западном берегу Иордана напротив Изрееля в уделе Манассиином (в Суд.1:27 ; 1Цар.31:12 написано Бефсан, в 1Цар.31:10 - Беф-Сан). Позже был переименован в Скифополь. (см. Скиф) |
Беф-Таппу’ах (дом фруктов) (Нав.15:53 ) - город в уделе Иудином на запад от Хеврона. |
Бефу’ил (жилище Бога?) (1Пар.4:30 ) - город в уделе Иудином в районе Вирсавии, отданный колену Симеонову (в Быт.16:14 назван Баред, в Нав.15:30 - Кесил, в Нав.19:4 - Вефул, а в 1Цар.30:27 - Вефиль). |
Беф-Фег’ор (дом Фегора) (Втор.3:29 ; Втор.4:46 ; Нав.13:20 ) - город в земле моавитской, место, близ которого в районе горы Фасга была последняя стоянка израильтян. Здесь Моисей вторично читал народу закон и здесь он был погребен. Этот город был отдан колену Рувимову, но позже вновь отошел к моавитянам (во Втор.34:6 назван Веф-Фегор, а в Чис.33:49 ; Нав.12:3 ; Нав.13:20 ; Иез.25:9 - Беф-Иешимоф). (см. Фегор) |
Беф-Хан’ан (3Цар.4:9 ) - местность в уделе Дановом. |
Беф-Х’огла (дом куропатки) (Нав.15:6 ; Нав.18:19 ,21) - город в уделе Вениаминовом между Иерихоном и Иорданом. |
(дом скалы) (Нав.15:58 ; 1Пар.2:45 ; Неем.3:16 ) - город в уделе Иудином между Иерусалимом и Хевроном (во 2Пар.11:7 назван Вефцур) (ныне называется Бейт-Сур). |
Беф-Ш’емеш (дом солнца) (Нав.21:16 ) - см. Вефсамис,а. |
Бефш’итта (дом или место акаций) (Суд.7:22 ) - город на западном берегу Иордана в районе Авелмехолы (в Изреельской долине). |
Б’ехер (молодой верблюд) - а) (Быт.46:21 ; 1Пар.7:6 ,8) - ·аналог. Ард; б) (Чис.26:35 ) - см. Беред. |
Бехор’аф (первенец) (1Цар.9:1 ) - предок Киса, отца Саула. |
Бец’ай (Езд.2:17 ; Неем.10:18 ) - ·аналог. Адоникам (числа народа различаются на единицу) (в Неем.7:23 назван Вецай). |
Б’ецер (золотая или серебряная руда) - а) (Втор.4:43 ; Нав.20:8 ; Нав.21:36 ) - левитский город и город убежища в уделе Рувимовом южнее Есевона (в 1Пар.6:78 назван Восор); б) (1Пар.7:37 ) - ·аналог. Беера,б. |
Б’еэр - а) (муж источника) (Быт.26:34 ) - Хеттеянин, отец Иегудифы, одной из жен Исава (он же или его предок в Быт.36:2 назван Цивеон Евеянин); б) (колодец, источник) (Чис.21:16 ) - одна из стоянок израильтян в земле моавитской, где был выкопан колодец (полагают, это же место в Ис.15:8 названо Беер-Елим). (см. колодец) |
Б’еэр-лах’ай-ро’и (источник Живого, видящего меня) (Быт.16:14 ; Быт.24:62 ; Быт.25:11 ) - источник, у которого Ангел говорил с Агарью и у которого жил Исаак (расположен между Кадесом и Баредом). (см. колодец) |
Б’еэрш’ива (колодец клятвы) (Быт.26:33 ) - место (впоследствии город Вирсавия), где жили Авраам и Исаак. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Бигв’ай - а) (Езд.2:2 ,14; Неем.7:7 ,19; Неем.10:16 ) - один из глав народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа в двух местах различаются на 551), и один из приложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представитель рода); б) (Езд.8:14 ) - один из родоначальников народа, вышедшего из Вавилона с Ездрою (·возм., ·предыд. ). |
Б’игфа (Есф.1:10 ) - ·аналог. Авагфа. |
Б’идек’ар (4Цар.9:25 ) - сановник царя Ииуя. |
Б’идья (Езд.10:35 ) - ·аналог. Адаия,е. |
Б’изфа (Есф.1:10 ) - ·аналог. Авагфа. |
б’ийца (1Тим.3:3 : Тит.1:7 ) - драчун, задира. |
Б’илга (застенчивость, робость) (1Пар.4:29 ) - ·аналог. Адем (в Нав.15:29 назван Ваала, а в Нав.19:3 - Вала). |
Билг’ан (робкий, застенчивый) - а) (Быт.36:27 ; 1Пар.1:42 ) - ·аналог. Акан; б) (1Пар.7:10 ) - сын Иедиила, потомок Вениамина. |
Б’иле’ам (разрушение) (1Пар.6:70 ) - левитский город полуколена Манассиина в районе Мегиддона (в уделе Иссахаровом) (в Нав.17:11 ; Суд.1:27 ; 4Цар.9:27 назван Ивлеам, а в Нав.21:25 - Гаф-Риммон). |
Билш’ан (Езд.2:2 ; Неем.7:7 ) - один из глав израильского народа, вернувшегося из плена с Зоровавелем (не сам, конечно, но представители рода). |
Бимг’ал (1Пар.7:33 ) - ·аналог. Ашваф. |
Бин’ея (1Пар.8:37 ; 1Пар.9:43 ) - ·аналог. Ацел. |
Бинн’уй (строение) - а) (Езд.10:30 ) - ·аналог. Адна,б; б) (Езд.10:38 ) - ·аналог. Адаия,е; в) (Неем.3:24 ; Неем.10:9 ; Неем.12:8 ) - один из глав поколений левитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем, чинивших стену Иерусалима и приложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода) (в Неем.9:4 а,5 назван Вания) (·возм., он же в Езд.8:33 назван Виннуй, а в Неем.8:7 - Ванаия); г) (Неем.7:15 ) - ·аналог. Адоникам (числа народа различаются на 6) (в Езд.2:10 назван Ваний, в Неем.10:14 - Вания, а в Неем.10:15 - Вунний). |
Б’ирза’иф (раны) (1Пар.7:31 ) - сын Малхиила, потомок Асира, но, ·возм., это название местности. |
Б’ирша (Быт.14:2 ) - царь Гоморский. |
Битр’он (2Цар.2:29 ) - местность на восток от Иордана между рекой и Маханаимом, но это слово может также означать «утро» (то есть шли все утро). (см. имя) |
Б’ифья (1Пар.4:18 ) - одна из жен Мереда, дочь фараона (в некоторых манускриптах эта фраза находится в ·ст. 17 после слова Иалон). (см. Иефер,г) |
Б’ихра (юный) (2Цар.20:1 ,2,6,21,22) - отец (предок) Савея. |
- как орудие наказания для людей делался из ремней или веревок, упругим и тяжелым. По еврейским законам число ударов не должно было превышать 40, а по римским оно не было ограничено, поэтому наказание бичом, которое перенесли Иисус Христос, а затем и Апостолы, было очень жестоким. Кроме того, оно считалось и унизительным, почему римские граждане от него были освобождены. Ровоамовы «скорпионы» (см. скорпион,б), как полагают - это бич с вплетенными в него шипами. |
Бишл’ам (Езд.4:7 ) - один из местных начальников, живших в Палестине в царствование Артаксеркса (Ксеркса), и препятствовавших восстановлению храма. |
бл’аго - высшее добро, истинное счастье, святость. Может исходить только от Бога (Мат.19:17 ). |
благов’ествование (благовестие) - возвещение благой, радостной вести о спасении через веру в Иисуса Христа, наставление в Слове Божием, в истине. |
благов’естие - см. благовествование. |
благов’естник (Деян.21:8 ; 2Тим.4:5 ) - в оригинале - «евангелист». (см. Евангелист) |
благов’ония - то же, что ароматы (см.). |
благов’онное д’ерево (Отк.18:12 ) - несколько разновидностей дерева из породы хвойных, растущих в основном в северной Африке, с очень твердой древесиной и приятным запахом, Возможно, имеются в виду различные благовония, добываемые из благовонных растений. (см. ароматы) |
благов’онный тростн’ик (трость благов’онная) (Иер.6:20 ; Иез.27:19 ) - см. аир. |
благогов’ение - страх и смирение, вызванные любовью и преданностью. |
благод’ать - особый, благой дар Божий; дар будущий, но обретаемый теперь верою; дар, явившийся во Христе Иисусе (Иоан.1:17 ). Благодать есть синоним Слова (Пс.44:3 ; Иоан.1:14 ; Деян.14:3 ), благословения Божия (Зах.4:7 ), благовестия (Деян.11:23 ; Деян.13:43 ), пророчества (Евр.2:9 ), веры (Евр.13:9 ), славы Божией (Еф.1:6 ). Благодать часто ошибочно трактуется, как нечто благоприятное (благодатное), данное в настоящей, текущей жизни (на Урале даже есть гора Благодать, сложенная сплошь из железной руды). Выражение «под благодатью» (Рим.6:15 ) имеет смысл: под благовестием, под Евангелием, под Новым Заветом. В Еф.3:8 ; Еф.4:7 сказано: «благодать дана», но это надо понимать так же, как слова «посажены на небесах» в Еф.2:6 (·срн. Рим.8:24 ). В Пс.83:12 ; Прит.8:35 ; Прит.18:22 ; 2Кор.1:15 и др. словом «благодать» ошибочно переведены такие понятия, как «благо», «выгода», «радость», «милость». А в 1Пет.1:13 в оригинале записано: «на благодать, которая откроется вам в явление Иисуса Христа» (см. Деян.15:11 ; 1Пет.5:1 , ·срн. ·ст. 12; Еф.2:7 ; Евр.4:16 ). |
благол’епие (Исх.28:2 ; 1Пар.16:29 ; 2Пар.20:21 ; Пс.28:2 ; Пс.109:3 ) - красота, благообразие. |
благопоспеш’ить (Неем.1:11 ; Неем.2:20 ; Рим.1:10 ) - помочь, посодействовать. |
благослов’ение - прославление, превознесение Господа словами (1Пар.29:10 ; Лук.2:28 ; 2Кор.11:31 ; Отк.5:13 ); призывание помощи и милости Божией на людей или предметы (Исх.32:29 ; Мат.14:19 ; Лук.2:34 ); помощь материальная или духовная (Прит.10:22 ; Рим.15:29 ; 2Кор.9:5 ). |
благослов’ения дол’ина (2Пар.20:26 ) - место восточнее Фекои. (см. долины) |
бл’агостыня (Иер.31:12 ) - явленная милость Божия. |
бл’агость - любовь и милосердие, добродетель, плод Духа Святого (Еф.5:9 ; Гал.5:22 ). |
благоутр’обие (Ис.63:15 ; Лук.1:78 ) - внутреннее благорасположение, доброта сердца. |
благоч’естие - истинное почитание Бога, принятие Божиих истин и исполнение заповедей, богобоязнь. Противоположное значение - нечестие. |
блаж’енный - счастливый в истинном, святом, духовном смысле. Блаженство дается от Бога и принимается верою, оно не равнозначно осознаваемому состоянию счастья (Пс.31:2 ; Пс.32:12 ; Пс.64:5 ; Прит.28:14 ; Мат.5:3 -12; Мат.11:6 ; Лук.10:23 ; Лук.11:28 ; Отк.1:3 ; Отк.22:7 ). |
бл’ижний - изначально это не только всякий из народа своего - кровный брат (Лев.19:18 ; Лев.25:46 ), но также и всякий присоединившийся к народу и живущий в нем как брат (Лев.25:35 ; Втор.15:2 -3). Господь повелевает нам относиться ко всякому нуждающемуся, как будто мы его ближний (Лук.10:37 ). (См. также брат) |
блуд(оде’яние) - разврат телесный и неверность Богу, которая по аналогии с неверностью супружеской является вероломным и незаконным актом, оскорбляющим любовь и милость Божию (·Иез.23). (см. прелюбодеяние) |
блуд’илище (4Цар.23:7 ; Иез.16:24 ,31,39) - место или помещение для идолослужения. |
блудн’ик - развратник, а также неверный, уклоняющийся от истины, не исполняющий заповедей Божиих, идолослужитель, который не может быть причислен к народу Божию (Втор.23:17 ; Евр.12:16 ; Евр.13:4 ). Священное Писание рекомендует не сообщаться с таковыми (1Кор.5:9 ), ибо они идут своим путем (Еф.5:5 ). |
блудн’ица - живущая в разврате или посвятившая себя идолослужению, связанному с развратом (Астарте) (видимо, поэтому в еврейском языке «блудница» и «святая (посвященная) женщина» - одно и то же слово). Закон не допускал блудниц в среду народа Божия (Втор.23:17 ), и, более того, сыны блудницы (то есть все преданные блуду - см. сын) до десятого рода не могут войти в общество Господне (Втор.23:2 ). С образом блудницы Священное Писание часто сравнивает вероломное поведение израильского народа по отношению к Богу. Вавилон (самое большое нечестие) сравнивается с великою блудницею (Отк.17:1 -7). |
бл’удный сын - устоявшееся название притчи Господа о сыне, взявшем у отца свою часть имения, промотавшего его и вернувшегося к отцу, когда оказался на краю гибели (Лук.15:11 -32). Самих этих слов в Евангелии нет. |
блуд(оде’яние) - разврат телесный и неверность Богу, которая по аналогии с неверностью супружеской является вероломным и незаконным актом, оскорбляющим любовь и милость Божию (·Иез.23). (см. прелюбодеяние) |
блюст’и (Исх.23:21 ; 1Цар.2:9 ; 2Пет.2:4 ) - хранить, сберегать. |
- этим словом Священное Писание называет Того, Кто есть наш Творец (Быт.1:27 ; Быт.2:7 ), и Кого человек, творение Божие, ни описать, ни постигнуть не в состоянии (Рим.11:7 ). Но нам дано видеть Его дела (Втор.4:35 ; Деян.17:28 ; Рим.1:20 ). И людям Бог на протяжении веков открывался под разными именами. В первой главе Библии мы встречаем только имя Бог, которое в еврейском тексте записано как Элоим (мн. от Эль, сила). Этим именем Священное Писание показывает Бога всесильным Творцом и Вседержителем. Но уже во второй главе мы встречаем имя Господь (Иегова, то есть Сущий, см. Исх.3:14 ) и это потому, что был сотворен человек. Разницу эту можно понять, напр., из рассмотрения следующих мест: «...как повелел ему Бог (Элоим). И затворил Господь (Иегова) за ним...» (Быт.7:16 ); или «...ныне предаст тебя Господь (Иегова) в руку мою... и узнает вся земля, что есть Бог (Элоим) в Израиле» (1Цар.17:46 ); или «...Господь (Иегова) помог ему, и Бог (Элоим) отвел их от него...» (2Пар.18:31 ); или, наконец, из сравнения 1Кор.5:13 и Евр.10:30 ; 1Пар.21:13 и Евр.10:31 . Другими словами, Бог есть Господь для избранных Своих, а для всех остальных Он есть только Всесильный Бог. В 3 ·в. ·до-РХ в обиход вошло имя Бога Адонаи (что также значит Господь, Владыка - от слова «дан», судья), которое евреи употребляли вместо имени Иегова при чтении священных текстов. Кроме указанных имен в еврейском тексте Священного Писания встречаются еще следующие два имени Бога: Елион (означающее Всевышний, как напр., в таких словах: «...поднимаю руку мою к Господу Богу (Елион)...», Быт.14:22 ) и Шаддаи (означающее Всемогущий, напр.: «...явился... с именем Шаддаи», Исх.6:3 ). Пс.90:1 в оригинале выглядит так: «Живущий под кровом Всевышнего (Елион), под сению Всемогущего (Шаддаи) покоится. Говорит Господу (Иегове): «...Бог (Элоим) мой»...» Кроме этих имен Божиих Библия приводит также следующие определения или характеристики Божии (которые иногда называются именами): дух (Иоан.4:24 ), мститель (Наум.1:2 ), огонь поядающий (Втор.4:24 ; Ис.33:14 ; Евр.12:29 ), ревнитель (Исх.34:14 ; Втор.6:15 ; Наум.1:2 ), Саваоф (см.), свет (1Иоан.1:5 ), страх Исаака (Быт.31:42 ,53), Судия (Рим.23:7 ), Творец (Рим.4:17 ; Пс.94:6 ; Рим.1:25 ), Утешитель (Ис.51:12 ). В Новом Завете Бог является в Сыне Своем Иисусе Христе (Иоан.1:18 ). (см. тж Адонаи, Господь, Иегова, имя, Сын Божий ). |
Бог’ан (большой палец руки) (Нав.15:6 ; Нав.18:17 ) - один из сыновей (потомков) Рувима, именем которого назван камень (место) близ Иерихона (может быть имеется в виду жертвенник, сооруженный у Иордана, Нав.22:10 ). |
бог’атство - может иметь различный характер, см. скиния, Соломон, Мат.19:21 , Лук.16:8 -13. |
б’оги - а) кумиры, идолы, фальшивые боги, которые в сущности не боги (Ис.42:17 ; Иер.2:28 ; Иер.10:11 ; Иер.16:20 ; Гал.4:8 ). Таким богам язычники поклоняются, надеясь умилостивить их и отвести от себя грозящие им беды. Господь строго запрещает Своему народу следовать этим обычаям окружающих их людей; (см. идол, идолопоклонство) б) (Исх.21:6 ; Пс.81:1 ,6; Иоан.10:34 ,35) - некоторые полагают, что в указанных местах этим словом названы судьи, но судя по Иоан.10:35 , здесь более высокий смысл (·срн. Пс.96:7 ,9). |
богох’ульство (Мат.9:3 ; Мат.26:65 ; Мар.2:7 ; Мар.7:22 ; Мар.14:64 ; Лук.5:21 ; Иоан.10:33 ,36; 1Тим.1:20 ; Отк.13:1 ,5) - поношение, оскорбление имени Божия. В Мат.9:2 -3 книжники считали богохульством даже попытку делать дело Божие и говорить от имени Бога. (см. хула). |
Б’оже - то же, что Бог. Употребляется как обращение к Богу. |
бороздн’ик (Ис.7:25 ) - земледельческий инструмент, род легкой сошки для проведения борозд под посев овощей или для окучивания. |
Б’охим (плачущие) (Суд.2:1 ,5) - по-видимому, место близ Вефиля. |
Б’охру (перворожденный) (1Пар.8:38 ; 1Пар.9:44 ) - ·аналог. Азрикам,б. |
Б’оцец (белый, сияющий) (1Цар.14:4 ) - название скалы (горы). |
Боцк’афа (высокое, каменистое место) (4Цар.22:1 ) - город в уделе Иудином (в Нав.15:39 назван Воцкаф). |
- ближайший кровный родственник; равный, как дети одного отца. Братьями Священное Писание называет представителей Божиего народа, считая их всех родственниками. Господь называл братьями Своих учеников (Мат.12:49 ; Мат.23:8 ) Иногда это слово употребляется символически (Рим.30:29 ; Прит.18:9 ). (См. также ближний) |
бр’атья Иис’уса (Мат.12:46 ; Мат.13:55 ; Мар.3:31 ; Мар.6:3 ; Лук.8:19 ; Иоан.2:12 ; Иоан.7:5 ; Деян.1:14 ; Деян.12:17 ; Иуд.1:1 ; 1Кор.9:5 ; Гал.1:19 ) - Иаков, Иосий, Симон и Иуда, родные Иисусу по плоти, рожденные Марией, Его матерью, ибо о Нем Самом сказано: «...родила Сына своего первенца...» (Мат.1:25 ). Братья не веровали в Иисуса при Его земной жизни, но чудо воскресения открыло им глаза (Иоан.7:5 ; Деян.1:14 ). Старший из них - Иаков, «брат Господень», стал первым пресвитером и одним из столпов Иерусалимской общины верующих, учителем многих христиан, ко мнению которого прислушивались. Иуда (см. Иуда,и) является автором Послания Иуды. Остальные, по-видимому, также играли важную роль в Иерусалимской общине (Деян.12:17 ). |
бр’ачная в’ечеря ’Агнца (Отк.19:9 ) - см. вечеря Господня . |
бр’ачная од’ежда (Мат.22:11 ,12) - одежда, которую в древности на востоке хозяин брачного пира давал всем гостям, или такая, которую полагалось надевать в соответствии с определенным местным обычаем. |
бр’ение (1Цар.2:8 ; Рим.4:19 ; Пс.112:7 ; Иоан.9:6 ,11,15) - грязь, прах. |
Бр’иа (выдающийся, знатный) (Быт.46:17 ) - см. Берия,б. |
Буб’аст (Иез.30:17 ) - город в Египте, в районе нынешнего Каира (современное название Тель Баста), в котором был храм поклонения богине любви Басте, изображавшейся с кошачьей головой. В этом городе правила 22-я династия фараонов и один из них - Шишак (Сусаким, 3Цар.14:25 ) ограбил Иерусалим и увез знаменитые золотые щиты Соломона. |
(презрение) - а) (1Пар.5:14 ) - один из предков Авихаила из колена Гадова; б) (Иер.25:23 ) - место в Аравии близ Персидского залива (по имени Вуза, потомки которого там обитали). |
Б’уккий - а) (Чис.34:22 ) - сын (потомок) Иоглии, представитель колена Данова среди участников раздела земли; б) (1Пар.6:5 ,51; Езд.7:4 ) - ·аналог. Авиуд,б. |
Б’уккия (опустошение от Иеговы) (1Пар.25:4 ,13) - левит, один из сыновей Емана, глава шестой чреды певцов и музыкантов. |
(рост) (3Цар.6:38 ) - восьмой месяц священного еврейского календаря и второй - гражданского (соответствует ноябрю). Позже назывался Маршеван или Маркесван. (см. месяцы, праздники) |
булав’а (Иез.39:9 ) - палица, оружие в виде дубины с утолщением или шаром на конце и с короткой ручкой. (см. оружие) |
Быти’е, кн’ига - первая книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книги в русском переводе несколько отличается от греческого, данного ей 70-ю переводчиками - «Генезис», что означает «рождение», «история происхождения» (в еврейском тексте книга называется ее первыми словами: «В начале»). Книга повествует обо всех основных началах во вселенной и на земле, от сотворения Богом всего в мире до избрания Божиего народа. Подробная родословная запись охватывает все поколения от первого человека - Адама до сыновей Израиля, пришедших с ним в Египет. |