Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Статьи на букву "К" (часть 2, "КИР"-"КУЩ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КИР"-"КУЩ")

Кир-Моав

Кир-Мо’ав (Ис.15:1 ) - укрепленный в древности моавитский город на восток от южной части Мертвого моря, ныне небольшой город Керак (в 4Цар.3:25 ; Ис.16:7 ,11 назван Кир-Харешет (Кирхарешет), а в Иер.48:31 ,36 - Кирхарес).

Кирос

К’ирос (Неем.7:47 ) - см. Керос.

Кирпич

кирп’ич - в древности изготовлялся и применялся в таких местностях, где не было природного камня (нижний Египет, то есть земля Гесем; Вавилония). Для крепости (армирования) в кирпич добавляли солому (Исх.5:7 ). Кирпичи обычно высушивали на солнце, но в некоторых случаях обжигали и на огне (Быт.11:3 ). Кирпичи делались больших размеров и довольно тонкие, поэтому кирпичами же называли иногда и плитки из сырой глины или натертые воском, предназначенные для рисования или письма (Иез.4:1 ). В древних развалинах археологи находят массу кирпичей, черепков, плиток, надписи и рисунки на которых очень выразительно повествуют о делах и событиях тех дней.

Кирхарес

Кирхар’ес (Иер.48:31 ,36) - см. Кир-Моав .

Кир-Харешет

Кир-Хареш’ет (4Цар.3:25 ) - см. Кир-Моав .

-----------------------------------

К’ирхареш’ет (Ис.16:7 ,11) - см. Кир-Моав .

Кис

-

а) (1Цар.9:1 ,3; 1Цар.10:11 ,21; 1Цар.14:51 ; 2Цар.21:14 ; 1Пар.8:33 ; 1Пар.9:39 ; 1Пар.26:28 ; Деян.13:21 ) - сын (потомок) Авиила, знатный человек из колена Вениаминова, отец Саула;

б) (1Пар.8:30 ; 1Пар.9:36 ) - ·аналог. Авдон,г;

в) (1Пар.23:21 ,22; 1Пар.24:29 ) - ·аналог. Елеазар,г (он или его потомок в 1Пар.6:29 назван Ливни, см. Ливни,б);

г) (2Пар.29:12 ) - ·аналог. Азария,р;

д) (Есф.2:5 ) - предок Мардохея, ·возм., упомянутый выше в пункте «а».

Киса

к’иса (Втор.25:13 ) - мешок, кошель.

Кислев

К’ислев (Неем.1:1 ) - девятый месяц еврейского священного календаря и третий - гражданского. Соответствует декабрю (в Зах.7:1 назван Хаслев). (см. месяцы, праздники)

Кислон

Кисл’он (надежда, доверие) (Чис.34:21 ) - отец (предок) Елидада.

Кислоф-Фавор

Кисл’оф-Фав’ор (Нав.19:12 ) - см. Кесуллоф.

Киссон

Кисс’он (извилистый) (Суд.4:7 ,13; Суд.5:21 ; 3Цар.18:40 Пс.82:10 ) - поток, протекающий по Изреельской долине и впадающий в Средиземное море севернее Кармила. Летом в значительной степени пересыхает, но в период дождей (зимой и весной) бывает полноводен (в Суд.5:21 назван Кедумим).

Кисти

к’исти (Чис.15:38 ,39; Втор.22:12 ) - см. воскрилия.

Кисточки

к’источки - см. кисти.

Кит

(Ион.2:1 ,2,11; Мат.12:40 ) - в еврейском и греческих текстах - «большая рыба». Она является символом смерти, объявшей Христа, как и Иону, на три дня и три ночи.

Китрон

Китр’он (Суд.1:30 ) - см. Карфа.

Киттийская земля

Китт’ийская земл’я (Ис.23:1 ) - то же, что Киттимская (см. Киттим).

Киттим

Китт’им (Быт.10:4 ; Чис.24:24 ; 1Пар.1:7 ; Ис.23:12 ; Иез.27:6 ; Дан.11:30 ) - один из сыновей Иавана, сына Иафета, родоначальник племен, заселивших в древности побережье и острова восточной части Средиземного моря, в частности, остров Кипр. Выражение «корабли киттимские» (Чис.24:24 ; Дан.11:30 ) некоторые понимают как обозначение сил государств запада. В Иер.2:10 назван Хиттим.

Кифа

К’ифа (арам. скала или камень) (Иоан.1:42 ; 1Кор.1:12 ; 1Кор.3:22 ; 1Кор.9:5 ; 1Кор.15:5 ; Гал.2:9 ) - имя, данное Господом Симону, сыну (потомку) Ионы, первому Апостолу Христову. Сам Апостол всегда называл себя греческим именем Петр, имеющим то же значение.

Киший

К’иший (1Пар.6:44 ) - ·аналог. Авдий,б (в 1Пар.15:17 назван Кушаия).

Кишион

Киши’он (твердость) (Нав.19:20 ; Нав.21:28 ) - см. Кедес,в.

Клавда

Кл’авда (Деян.27:16 ) - небольшой остров южнее Крита, называемый ныне Гоццо.

Клавдий

Кл’авдий (Деян.11:28 ; Деян.18:2 ; Деян.28:17 ; Рим.16:3 ) - римский император (41-54 ·гг. ·по-РХ), в царствование которого был сильный голод во многих странах. На девятом году своего царствования издал указ об изгнании иудеев из Рима, который, однако, вскоре был негласно отменен. Отравлен своей четвертой женой Агриппиной.

Клавдий Лисий

Кл’авдий Л’исий (Деян.23:26 ; Деян.24:7 ,22) - тысяченачальник (командир) римского отряда, расквартированного в Иерусалиме на время праздника, который спас ·ап. Павла от суда толпы и направил его под усиленной охраной в Кесарию к римскому наместнику с благоприятным письмом.

Клавдия

Кл’авдия (2Тим.4:21 ) - по-видимому, христианка, жившая в Риме, привет от которой ·ап. Павел передавал Тимофею, и о которой более ничего в Писании не сказано. (см. Пуд)

Клеопа

Кле’опа -

а) (Лук.24:18 ) - один из двух учеников Христа, которые шли в Еммаус и которым в пути явился Господь;

б) (Иоан.19:25 ) - муж Марии, сестры Матери Господа, но, ·возм., другой Марии, если в этом месте говорится о четырех женщинах (см. Мария,в). Имя Клеопа, переданное в русской Библии одинаково в двух местах, в греческом тексте читается - Клеопа в первом случае и Клопай - во втором, что сходно с арамейским именем Алфай (Алфей, см. а). Отсюда происходит предположение, что Апостол Иаков Алфеев (см. Иаков,г) есть Иаков меньший, сын Марии и Клеопы (Клопая).

Климент

Клим’ент (снисходительный, милостивый) (Фил.4:3 ) - один из сотрудников ·ап. Павла в Филиппах. Полагают, это тот Климент, который впоследствии стал епископом в Риме и написал около 96 ·г. послание к коринфянам, высоко ценившееся в то время.

Клита

Кл’ита (Езд.10:23 ; Неем.8:7 ; Неем.10:10 ) - один из левитов, по-видимому, глава рода, пояснявший закон народу во время чтения его Ездрою. Как глава рода он приложил свою печать под договором на верность Богу (назывался также Келаия).

Клятва

кл’ятва - обещание или заверение, в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки (Быт.14:22 ). Имеет также смысл: отделение, предание Богу - как заклятие и проклятие (Чис.5:21 ; Дан.9:11 ; Гал.3:13 ). (см. заклятие, проклятие)

Книга

кн’ига - собрание записей или даже отдельная запись, которые делались на глиняных плитках, папирусе, тонкой коже (часто - в виде свитка, см.). В некоторых местах имеет значение свода знаний, сведений (см. ниже). Об отдельных книгах Библии см. под соответствующими названиями.

Книга браней Господних

кн’ига бр’аней Госп’одних (Чис.21:14 ) - одна из древних книг, из которой, очевидно, был взят определенный фактический материал для книг Ветхого Завета. (см. Библия)

Книга Господня

кн’ига Госп’одня (Ис.34:16 ) - сокровенная книга, память Божия, а также память и совесть народа (·срн. Ис.30:8 ).

Книга жизни

кн’ига ж’изни (Пс.68:29 ; Фил.4:3 ; Отк.20:12 ; Отк.21:27 ) - символическое название книги Божией (памяти Его), в которой записаны имена избранных Божиих. Возможно, название связано с книгами (родословиями), в которых евреи в древности зачеркивали имена умерших, оставляя имена живых (·срн. Ис.4:3 ).

Книга завета

кн’ига зав’ета (Исх.24:7 ) - книга, в которую Моисей записывал повеления Божии (см. ·ст. 4).

Книга закона

кн’ига зак’она (Втор.31:24 -26; Нав.24:26 ; 4Цар.22:8 ; 2Пар.34:14 ; Неем.8:1 ) - в указанных, а также других подобных местах, имеется в виду Моисеево Пятикнижие (см.) (или одна книга Второзаконие, как думают некоторые). (см. Библия, закон)

Книга плачевных песней

кн’ига плач’евных п’есней (2Пар.35:25 ) - очевидно, род хроники, в которую записывались некрологи и воспоминания о царях.

Книга праведного

кн’ига пр’аведного (Нав.10:13 ; 2Цар.1:18 ) - еще один из источников, по-видимому, сборник ранних поэтических произведений, из которого черпались сведения о древних событиях.

Книга царей

кн’ига цар’ей - летопись, в которой записывались все деяния царей иудейских и израильских специально поставленными на то писцами.

Книд

(Деян.27:7 ) - город провинции Кария у юго-западного побережья Малой Азии на одном из островов неподалеку от острова Родос.

Книжник

кн’ижник (буквально - пишущий, писец) - представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями, см.). Первым и величайшим книжником был Ездра (Езд.7:6 ,10; Неем.8:1 ), собравший и упорядочивший все книги Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники (Неем.13:13 ). После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый - арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить. Книжники становятся хранителями, толкователями и учителями закона. Хотя к закону запрещалось что-либо добавлять (Втор.4:2 ), очень скоро появилось множество новых правил, положений, установлений, которые в общем назывались преданиями старцев (Мат.15:2 ). Эти предания позже были собраны в одну книгу под названием Мишна (повторение) раввином Иудой Святым (200 ·г. ·по-РХ ). К ней затем добавилась Гемара (завершение), первое издание которой появилось в Тивериаде в 350 ·г. а второе в Суре (Вавилония) около 550 ·г. Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений). Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы. Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (·ап. Павла). Были среди книжников и стремившиеся последовать за Христом (Мат.8:19 ), и беседовавшие с Ним (Мат.12:32 ), одному из которых Он сказал, что тот близок к Царствию Божию (Мат.12:34 ). (см. законник, ученость)

Князь

- старший в своем роде, облеченный властью (·срн. Быт.23:6 ; 1Пар.12:27 ). Князьями в Писании называются также духовные личности (силы), как на земле, так и на небе (·срн. Дан.10:20 -21; Иоан.12:31 ). (см. тж сатана)

Князь мира

Князь м’ира (Ис.9:6 ) - Господь и Спаситель наш, ибо Он есть Начальник примирения (мира) душ наших с Богом.

Коа

К’оа (Иез.23:23 ) - неизвестная область халдейского царства.

Ковчег

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ковы

к’овы (1Цар.22:8 ,13; Рим.31:9 ; Прит.7:12 ; Ис.32:7 ; Иер.9:8 ; Мих.7:2 ) - злые умыслы, попытки к уловлению.

Кодрант

кодр’ант (греч. кодрантес) (Мат.5:26 ) - мелкая медная монета, равная 1/60 динария. (см. деньги)

Кожаные книги

к’ожаные кн’иги (2Тим.4:13 ) - книги (свитки), написанные на пергаменте (см.).

Кожевник

кож’евник (Деян.9:43 ) - мастер по выделке кож, труд которого у евреев, как и на всем древнем востоке, считался нечистым и презренным. Кожевникам разрешалось жить только вне городов с подветренной стороны (по причине отвратительного запаха, присущего кожевенному производству).

Коза

коз’а (козел) - ценные в древности домашние животные, разведением которых занимались и евреи. Козья шерсть шла на изготовление одежд, из нее же были сотканы покрывала скинии; козья кожа употреблялась для изготовления покрывал, шатров, одежд (см.), емкостей для жидкостей (мехов). Как жертвенное животное могли употребляться в качестве жертвы за грех и мирной жертвы, ягнята - для жертвы всесожжения. Козел во 2Пар.11:15 упомянут как идол. (см. косматые)

Козел

коз’ел - см. коза.

Козел для отпущения

коз’ел для отпущ’ения (Лев.16:7 -10) - часть жертвы за грех, приносимой по закону ежегодно в день очищения. Козел, выбранный для этого по жребию из двух представленных, после возложения на него грехов всего народа, изгонялся в пустыню. (см. отпущение)

Колаия

Кол’аия (голос Иеговы) (Неем.11:7 ) - ·аналог. Гассенуя.

Колена Израилевы

кол’ена Изр’аилевы - потомки Иакова (Израиля), происшедшие от каждого из его двенадцати сыновей, родоначальников (глав) колен, родившихся от двух его жен и двух наложниц, их служанок.

Семья или род у евреев всегда группировались вокруг отца («дом отца моего»), у которого могло быть и несколько жен. С ним жили также дети от других женщин (Суд.11:2 ). Колена и семьи всегда стремились жить и действовать вместе, во все времена у них были главы, начальники или старейшины (Исх.12:21 ; Чис.1:4 ; 1Пар.27:16 ), которых можно сравнить с шейхами у современных арабов.

| | Чис.1 | Чис.26

| Рувим | 46500 | 43730

| Симеон | 59300 | 22200

| Иуда | 74600 | 76500

| Дан | 62700 | 64400

| Неффалим | 53400 | 45400

| Гад | 45650 | 40500

| Асир | 41500 | 53400

| Иссахар | 54400 | 64300

| Завулон | 57400 | 60500

| Ефрем | 40500 | 32500

| Манассия | 32200 | 52700

| Вениамин | 35400 | 45600

| | 603550 | 601730

При разделе земли на уделы потомкам Иосифа было дано два удела - для каждого из его сыновей, образовавших самостоятельные колена, поскольку Израиль перед своей смертью усыновил их и особенно благословил (Быт.48:8 -20). Колену Левиину не был дан земельный удел, ибо уделом левитов было служение в скинии Божией (Чис.18:23 ), хотя они и получили 48 городов для жительства в уделах Израиля (Чис.35:1 -8). Симеону хотя и был назначен удел, он практически оказался растворенным в уделе Иудином (Нав.19:1 ). Таким образом исполнилось пророчество Израиля об этих двух коленах, произнесенное им при благословении своих сынов перед смертью (Быт.49:5 -7).

После пленения израильтян, все колена оказались рассеянными по разным землям. По окончании вавилонского плена, в Иудею (см.) вернулся в основном Иуда, но другие колена также были представлены (Езд.6:17 ; Езд.8:35 ).

Исчисление израильтян по коленам было совершено дважды - после выхода из Египта (·Чис.1) и в конце странствований по пустыне (·Чис.26). В исчисление вошли только мужчины, годные для войны, от 20 лет и выше. Левиты (см.) не вошли в исчисление. Полное количество народа, надо полагать, было примерно в пять раз больше приведенных цифр (то есть в общем около 3 ·млн в каждом случае).

Кроме этих двух исчислений в Писании указываются количества воинов, пришедших к Давиду в Хеврон, чтобы воцарить его - всего 324632 (·1Пар.12), а также исчисленных по приказу Давида в конце его правления: Израильтян - 800 ·тыс. и Иудеев - 500 ·тыс. (по 1Пар.21:5 -6 соотв. 1,1 ·млн и 470 ·тыс.), но это исчисление не было полным (1Пар.27:23 -24). Последнее исчисление упомянуто в Отк.7:5 -8. (см. тж Приложение 6 )

Колеса

кол’еса (Иез.1:16 -21; Иез.10:2 ,6,9,10,12,13,16-17,19; Дан.7:9 ) - символ вездесущности (разные направления) и всеведения (глаза) Божия.

Колесница

колесн’ица - двухколесная повозка, в которую запрягались одна или две лошади или волы. Колесницы часто посвящались (особенно у персов) солнцу и употреблялись в соответствующих ритуалах, которые, как видно, были переняты и иудеями (4Цар.23:11 ). Боевые колесницы считались страшным оружием. Обшитые медью или железом, запряженные лошадьми в панцирях, они по бокам были снабжены острыми лезвиями, а спереди имели торчащие копья. Такой снаряд, пущенный на пехоту, производил страшные опустошения. В колеснице, как правило, стояло два воина - возница и воин с копьем или луком.

Четырехколесные повозки были придуманы много позже. Для смягчения езды ременная подвеска кузова была изобретена только в 15 ·в., а рессоры - в 17 ·в..

Колия

К’олия (Иер.29:21 ) - отец (предок) лжепророка Ахава.

Колода

кол’ода -

а) (Суд.16:13 ,14) - основа или главная деталь древнего приспособления (станка) для тканья;

б) (Рим.13:27 ; Рим.33:11 ; Иер.20:2 ,3; Иер.29:26 ; Деян.16:24 ) - две доски с вырезами, между которыми зажимались ноги узника. После этого он оставлялся сидеть или лежать в этой изнуряющей позе. На востоке существовали колоды для одновременного зажимания шеи и рук, но о таких у евреев в Священном Писании не упоминается.

Колодец

кол’одец - очень ценное сооружение для получения и хранения воды в жаркой и сухой Палестине. В условиях ее гористого рельефа, грунтовых вод, как мы их знаем в средней полосе Европы, там нет, и колодцы, высекавшиеся, как правило, в скале или каменистом грунте, служили для собирания воды какого-нибудь источника или дождевой. Колодец Иаковлев (Иоан.4:6 ), который существует и доныне в нескольких километрах к юго-востоку от Сихема (Наблуса), имеет глубину около 22 м, диаметр - более 2 м, весь выложен камнем и имеет свод над устьем, в котором оставлено небольшое отверстие. Кроме него в Писании упомянуты следующие колодцы (источники): Беэр (Чис.21:16 ), Беэр-лахай-рои (Быт.16:14 ; Быт.24:62 ; Быт.25:11 ), Вирсавия (Быт.21:30 -31), Есек (Быт.26:20 ), Реховоф (Быт.26:22 ), Сира (2Цар.3:26 ), Ситна (Быт.26:21 ), Шива (Быт.26:33 ).

Колония

кол’ония (Деян.16:12 ) - подвластная непосредственно Риму область или город, которым даны равные с Римом привилегии. Жители колонии получали римское гражданство, управлялись собственным сенатом и имели право голоса наравне с римлянами.

Колоссы

Кол’оссы (Кол.1:2 ) - город в Малой Азии на реке Ликус в провинции Фригия (неподалеку от Лаодикии), от которого теперь остались лишь развалины близ поселка Хонас.

Колоссянам, Послание ап. Павла

Колосс’янам, Посл’ание ап. П’авла - 19-я книга Нового Завета (см. Библия), письмо к верующим в Колоссах, написанное ·ап. Павлом из Рима около 62 ·г. в одно время с Посланиями к Ефесянам и Филиппийцам. Написано оно было в связи с получением сообщения о не полном духовном благополучии в этой общине и потому предупреждает об опасности всяких ложных учений (Кол.2:8 ), которых появилось много в это время в среде христиан. (см. ереси)

Колхозей

Колх’озей (всевидящий) -

а) (Неем.3:15 ) - отец (предок) Шаллума;

б) (Неем.11:5 ) - ·аналог. Адаия,ж.

Колчан

колч’ан (Быт.27:3 ; Рим.39:23 ; Пс.126:5 ; Ис.22:6 ; Ис.49:2 ; Иер.5:16 ; Иер.51:11 ; Плач.3:13 ) - сумка для стрел.

Кольми паче

кольм’и п’аче (Мат.6:30 ; Лук.12:28 ) - тем более.

Кольца

к’ольца - как украшение в древности были широко распространены (Исх.35:22 ) и носились женщинами на пальцах, запястьях, в ушах и даже в носу (Ис.3:20 ). (см. украшение)

Конец года

кон’ец г’ода (Исх.23:16 ; Исх.34:22 ) - см. год, праздник кущей .

Конские ворота

К’онские вор’ота (4Цар.11:16 ; 2Пар.23:15 ; Неем.3:28 ; Иер.31:40 ) - внутренние ворота древнего Иерусалима между царским дворцом и храмом, через которые, по-видимому, идолопоклонники приводили своих посвященных солнцу коней (·срн. 4Цар.23:11 ). (см. ворота)

Кор

(3Цар.4:22 ; 3Цар.5:11 ; 2Пар.2:10 ; Езд.7:22 ) - мера объема жидких и сыпучих тел, равная (как и хомер) примерно 240 л. (см. меры)

Кораллы

кор’аллы (Рим.28:18 ; Плач.4:7 ; Иез.27:16 ) - плотные известковые отложения полипов - простейших морских существ. Кораллы разрастаются под водой в виде причудливых кустов и бывают разных цветов.

Корван

корв’ан (Мар.7:11 ) - дар Богу; во всех других местах Библии переведено как «приношение». В данном случае подчеркивается лицемерие приносящих, уклоняющихся от помощи родителям.

Коре

Кор’е (куропатка) (1Пар.9:19 ; 2Пар.31:14 ) - левит, потомок Корея (см. Корей,в), привратник у восточных ворот храма, смотритель над приношениями в храм при Езекии и предок Мешелемии.

Корей

Кор’ей -

а) (Быт.36:5 ,14,18; 1Пар.1:35 ) - ·аналог. Елифаз;

б) (Быт.36:16 ) - ·аналог. Амалик,а;

в) (Исх.6:21 ,24; Чис.16:1 ,6,8,16,19,24,27,32,40; Чис.26:9 -11,58; 1Пар.6:22 ,37; 1Пар.9:19 ; Иуд.1:11 ) - сын (потомок) Ицгара (Аминадава) из рода Каафа, поднявший мятеж против Моисея и Аарона вместе с другими 250 именитыми мужами, претендуя на высшую власть среди израильтян. Господь поразил его вместе со всеми сообщниками, но сыновья Корея, не принимавшие участия в мятеже, не погибли; (см. кореяне)

г) (1Пар.2:43 ) - один из сыновей (потомков) Хеврона (см. Хеврон,б) из колена Иудина.

Кореяне

коре’яне (сыны Кореевы) (1Пар.9:19 ,31; 1Пар.12:6 ; 1Пар.26:1 ,19; 2Пар.20:19 ; Пс.41:1 ; Пс.43:1 ; Пс.44:1 ; Пс.45:1 ; Пс.46:1 ; Пс.47:1 ; Пс.48:1 ; Пс.83:1 ; Пс.84:1 ; Пс.86:1 ; Пс.87:1 ) - левиты, потомки Корея, происшедшие от его сыновей, оставшихся в живых после бунта отца. Среди них были привратники и другие служители храма, но особенно много певцов. Были и отличные воины (1Пар.12:6 ). (см. тж сын)

Кориандровое семя

кори’андровое с’емя (Исх.16:31 ; Чис.11:7 ) - шарообразные по виду и душистые семена травянистого растения из семейства зонтичных, распространенного на востоке. Употреблялось как приправа.

Коринф

Кор’инф (Деян.18:1 ,8; Деян.19:1 ; 1Кор.1:2 ; 2Кор.1:1 ,23; 2Кор.6:11 ; 2Тим.4:20 ) - знаменитый город древней Греции, главный город бывшей провинции Ахаия. Был расположен на узком скалистом перешейке между Ионическим и Эгейским морями и находился на пересечении многих торговых морских и сухопутных путей, что делало город весьма богатым. В нем было множество храмов, посвященных Нептуну, Апполону, Венере. Устраиваемые в нем Истмийские игры (наподобие Олимпийских) и Коринфские зрелища привлекали толпы приезжих. Ремесла и искусства были на очень высоком уровне. Здесь ·ап. Павел организовал около 52 ·г. церковь (общину верующих) и прожил более полутора лет. Ныне от города остались лишь руины некогда величественных зданий и храмов.

Коринфянам, 1 и 2 Послания ап. Павла

Кор’инфянам, 1 и 2 Посл’ания ап. П’авла - 14 и 15 книги Нового Завета (см. Библия), письма ·ап. Павла коринфским верующим, написанные им около 57 ·г. вскоре после его ухода из Коринфа. Первое он написал из Ефеса и в нем он укоряет коринфян за разделения, дает многие наставления, говорит великие слова о любви и впервые (еще до написания всех Евангелий) излагает проведение вечери Господней. Второе Послание ·ап. Павел написал, по-видимому, уже из Македонии и в нем много говорит о себе, отвечая клеветникам, о величии новозаветного служения и о взаимной помощи верующих. Заканчивает он его самым всеобъемлющим приветствием. Было еще одно послание к коринфянам (1Кор.5:9 ), но оно не сохранилось.

Корица

кор’ица (Исх.30:23 ; Прит.7:17 ; Песн.4:14 ; Отк.18:13 ) - тонкая, очень душистая кора веток коричного дерева из породы лавровых, особенно распространенного на Цейлоне. В истолченном виде входит в состав мира. (см. ароматы)

Кормчий

к’ормчий (Иез.27:8 ,28; Деян.27:11 ; Иак.3:4 ; Отк.18:17 ) - стоящий на корме у руля и направляющий путь корабля.

Корнилий

Корн’илий (Деян.10:1 ,3,7,21,22,24,25,30,31) - сотник (командир) римского отряда, расквартированного в Кесарии, римлянин, язычник, но «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим» (Деян.10:2 ). Первый язычник, обращенный через Апостолов.

Короб

к’ороб (Мат.14:20 ; Мат.16:9 ; Мар.6:43 ; Мар.8:19 ; Лук.9:17 ; Иоан.6:13 ) - в других переводах - корзина, в каких носили продукты.

Коршун

к’оршун (Лев.11:14 ; Втор.14:13 ; Рим.28:7 ; Ис.34:15 ) - нечистая по закону и неприятная на вид птица с отвратительным запахом, но с очень острым зрением. Питается падалью.

Кос

(Деян.21:1 ) - небольшой остров в Эгейском море между островами Родос и Патмос у юго-западного побережья Малой Азии.

Косам

Кос’ам (Лук.3:28 ) - ·аналог. Авиуд,г.

Косматые

косм’атые (Ис.13:21 ) - дикие волосатые козлы, обитатели пустынных мест. В Ис.34:14 названы «лешии», а в некоторых других переводах - «чудовища».

Коц

(1Пар.4:8 ) - отец (предок) Анува, Цовева и семейств Ахархела из колена Иудина.

Кощун

кощ’ун(ник) (Прит.3:34 ; Прит.9:7 ,8; Прит.19:25 ,29; Прит.21:11 ,24; Прит.22:10 ; Прит.24:9 ; Ис.28:22 ; Ос.7:5 ) - насмешник, ругатель, осквернитель.

Кощунник

кощ’ун(ник) (Прит.3:34 ; Прит.9:7 ,8; Прит.19:25 ,29; Прит.21:11 ,24; Прит.22:10 ; Прит.24:9 ; Ис.28:22 ; Ос.7:5 ) - насмешник, ругатель, осквернитель.

Краеобрезание

краеобр’езание (1Цар.18:25 ,27; 2Цар.3:14 ) - срезаемая при обряде обрезания часть кожи.

Краеугольный камень

краеуг’ольный к’амень (Рим.38:6 ; Ис.28:16 ; Зах.4:7 ; Зах.10:4 ; 1Пет.2:6 ; Еф.2:20 ) - цельный камень, высекаемый из скалы и укладываемый в угол для скрепления примыкающих стен (·срн. Иер.51:26 ; Мат.21:42 ). (см. камень)

Крайняя плоть

кр’айняя плоть (Быт.17:11 ,14,23-25; Исх.4:25 ; Лев.12:3 ) - складка свободной кожи на конце мужского полового органа (в переносном смысле это выражение употребляется также и по отношению к сердцу - Втор.10:16 ; Иер.4:4 ).

Красное дерево

кр’асное д’ерево (3Цар.10:11 ,12; 2Цар 9.10,11) - очень ценное дерево с плотной красной древесиной, растущее в основном в Индии. Хорошо полируется. Применяется для отделки и для изготовления некоторых музыкальных инструментов. (см. черное дерево )

Красные ворота

Кр’асные вор’ота (Деян.3:2 ,10) - одни из ворот в наружной стене храма (см.), называемые в других переводах Прекрасные (Красивые).

Крест

- позорнейшее и самое жестокое орудие казни в древнем Риме (Римской империи). На востоке в древности осужденных часто привязывали к столбу и так оставляли умирать. Римляне усовершенствовали это орудие, приделав к нему перекладину. Крест был предназначен и Искупителю нашему Иисусу Христу (Евр.12:2 ). Осужденные на казнь на кресте должны были нести свой крест сами к месту казни и поэтому Господь образно назвал крестом тот удел, который Его ученики должны сами взять на себя (Мат.10:38 ; Мат.16:24 ). (см. распятие)

Кречет

кр’ечет (Втор.14:13 ) - нечистая по закону хищная птица крупных размеров с серым оперением из породы соколиных.

Крещение

крещ’ение - очищение и преображение, символическая смерть и воскресение, знак духовного возрождения человека от воды и Духа (Иоан.3:5 ). Погружение в воду при крещении есть первый, внешний акт подтверждения человеком перед всем миром и небом его веры во Христа и очищения от грехов, за которым впоследствии происходит таинственное (сокровенное) погружение в Духа Святого, которое осуществляет Сам Господь (Мат.3:11 ; Деян.1:5 ; Деян.8:14 -17; Деян.11:15 -16). Крещение в воде, крещение покаяния, впервые осуществленное Иоанном Крестителем, предтечею Христа, было, несомненно, взято от ветхозаветных омовений, символизировавших частичное очищение (Исх.19:10 ; Лев.8:6 ; Лев.17:16 ; Евр.9:10 ). Но полное погружение в воду при крещении демонстрирует решительный и окончательный характер отрешения от старого и готовность человека облечься во Христа (Гал.3:27 ). То и другое было предсказано еще в Ветхом Завете (Ис.4:4 ). Обе эти фазы крещения могут совпадать (Деян.2:38 ), идти одна за другой (Деян.19:2 -6) или даже меняться местами (Деян.10:44 -48), но в любом случае, одно совершается людьми, а другое - Богом (Деян.13:52 ).

Следует заметить, что крещение в воде - желательный, но по-видимому, не обязательный элемент присоединения к числу спасаемых (истинных верующих). В Деян.2:41 под крещением, очевидно, понимается само принятие Слова Божия, ибо крещение трех тысяч человек в воде в один прием трудно даже представить (·срн. также Деян.8:14 -17). Сам Господь никогда не крестил людей в воде, только его ученики (Иоан.4:2 ) (известно, что в Священном Писании вода часто символизирует Слово).

Русское слово «крещение» этимологически не соответствует тому слову, которое употребляется в оригинале (греческое «баптизо» означает «окунать», «погружать»), но имеет обратную формацию от слова «крест», на котором был казнен Спаситель. (см. проказа)

Крискент

Криск’ент (растущий) (2Тим.4:10 ) - очевидно, один из христиан, посетивших ·ап. Павла в заключении, а затем отпущенный (направленный) в Галатию.

Крисп

(кудрявый) (Деян.18:8 ; 1Кор.1:14 ) - начальник одной из синагог (·срн. ·ст. 17) в Коринфе, уверовавший во Христа и крещенный ·ап. Павлом.

Кристалл

крист’алл (от ·евр. керах - лед) (Рим.28:17 ; Иез.1:22 ; Отк.4:6 ; Отк.21:11 ; Отк.22:1 ) - прозрачный камень, подобие горного хрусталя или кварца (·срн. Отк.15:2 ; Отк.21:18 ,21).

Крит

(Иез.25:16 ; Соф.2:5 ; Деян.2:11 ; Деян.27:7 ,12,13,21; Тит.1:5 ,12) - один из крупнейших островов Средиземного моря, расположенный между Сицилией и Кипром и называемый также Кандия. В древности был населен потомками Хама, отличными моряками и воинами, но стоящими всегда очень невысоко в нравственном отношении. Их характеристика, приведенная ·ап. Павлом в Тит.1:12 , принадлежит Эпимениду из Кносса (ок. 600 ·г. ·до-РХ ). В 66 ·г. ·до-РХ Крит стал римской провинцией. (см. Кафтор)

Кровотечение

кровотеч’ение (Мат.9:20 ; Мар.5:25 ; Лук.8:43 ) - длительное, болезненного характера выделение крови у женщин (см. Лев.15:25 -30).

Кровь

- всем хорошо известная, легко проливаемая, самая драгоценная жидкость в организме животного и человека, которая доставляет к каждой мельчайшей клетке тела необходимое питание и удаляет все ненужное. В крови - душа живого тела, то есть его физическая жизнь (Быт.9:4 -5; Лев.17:11 ,14; Втор.12:23 ), поэтому кровь пить (есть) запрещалось, даже тех животных, мясом которых человек по закону мог питаться (Лев.3:17 ; Лев.7:26 ,27; Лев.19:26 ; Втор.12:16 ; Втор.15:23 ; Деян.15:20 ,29; Деян.21:25 ). Кровь приносимых в жертву животных должна была выливаться у жертвенника (Лев.4:7 ,18,25,30,34). Господь Иисус Христос также пролил Свою Кровь к подножию Своего жертвенника - Креста, искупив, оправдав и очистив ею всех Своих.

Крокодил

крокод’ил (Ис.51:9 ; Иез.29:3 ) - в обоих случаях в оригинале стоит: «чудовище» (·срн. Иез.32:2 ). (см. Левиафан)

Кропление

кропл’ение - символ очищения (Ис.50:9 ). Кроплением крови очищался жертвенник (Лев.1:5 ; Лев.3:13 ), скиния и ее принадлежности (Лев.4:6 ,17; Чис.7:1 ), книга закона и народ (Лев.14:7 ; Евр.9:13 ,19). В этом смысле говорится и об очищении кроплением Кровию Христа (1Пет.1:2 ; Евр.10:22 ; Евр.12:24 ). Кропление осуществлялось также очистительной водой (Чис.19:13 ,18,19; Иез.36:25 ) и елеем (Лев.14:16 ,27).

Круг

(Рим.22:14 ; Екк.1:6 ; Ис.40:22 ; Иак.3:6 ) - в указанных местах означает полный охват, весь объем, целость.

Кружало

круж’ало (Иер.18:3 ) - станок горшечника, состоящий из нижнего диска, который он вращает ногами, и верхнего, соединенного с нижним, на котором он формует вращающуюся глину, образуя из нее необходимое изделие.

Крыло храма

крыл’о хр’ама (Дан.9:27 ; Мат.4:5 ; Лук.4:9 ) - в других переводах: высочайшая точка храма. Полагают, что это крыша портика, который тянулся вдоль южной стены храма и находился на самом краю глубокой долины. (см. храм)

Кува

К’ува (3Цар.10:28 ; 2Пар.1:16 ) - местность, как полагают, по соседству с Египтом.

Кузнечик

кузн’ечик (Екк.12:5 ) - имеется в виду прежняя легкая походка.

Куколь

к’уколь (Рим.31:40 ) - травянистое однолетнее растение семейства гвоздичных с ядовитыми семенами, сорняк, растущий среди злаков.

Кумир

кум’ир - то же, что идол. Возможно, слово «кумир» произошло от сирийского слово «кумра», обозначавшее жрецов их идолов. (см. идол)

Кун

(1Пар.18:8 ) - см. Берот.

Купина

купин’а (от купа - груда, группа) (Мар.12:26 ; Лук.20:37 ) - терновый куст, горящий и не сгоравший, в котором Господь явился Моисею на горе Хорив. (см. терн)

Курдюк

курд’юк (Исх.29:22 ; Лев.3:9 ; Лев.7:3 ; Лев.8:25 ; Лев.9:19 ) - жировой нарост в области хвоста у одной из пород овец (курдючных).

Курение

кур’ение - благовонная смесь (Исх.30:34 ), предназначенная для сожигания пред Господом, а также сам процесс сожигания этой смеси. Курение сожигалось на специальном кадильном жертвеннике, а также в некоторых случаях в ручных кадильницах, являясь символом возносимых к Богу молитв. Хотя указанный состав курения запрещалось делать для других целей, многие имели собственные кадильницы (Чис.16:17 -18). Курение использовалось также и при идолопоклонстве (3Цар.12:33 ; 4Цар.17:11 ; 2Пар.28:3 ; Иер.19:13 ; Иез.8:11 ), и для почестей высоких людей в языческих странах (Дан.2:46 ).

Куропатка

куроп’атка (1Цар.26:20 ; Иер.17:11 ) - дикая птица из семейства куриных (родственна тетеревам).

Кута

К’ута (4Цар.17:24 ,30) - город на северо-восток от Вавилона, нынешнее местечко Тель-Ибрагим.

Куш

(Быт.2:13 ) - одна из земель рая (см.).

Кушаия

Куш’аия (1Пар.15:17 ) - см. Киший.

Куща

к’уща - легкая палатка из веток и листьев для защиты от солнца (Ион.4:5 ).

Кущей праздник

к’ущей пр’аздник - см. праздник кущей .

Предыдущая страница Следующая страница