Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Да

- в выражениях типа: «да будет свет» (Быт.1:3 ), «да будет воля Твоя» (Мат.6:10 ) имеет активный, волевой оттенок в сравнении с более пассивным «пусть», близкого ему по значению (1Кор.14:38 ).

Дабешеф

Дабеш’еф (горб верблюда) (Нав.19:11 ) - ·аналог. Вифлеем,б.

Давид

Дав’ид (возлюбленный) - младший (восьмой) сын Иессея из колена Иудина, великий царь Израильский. Его история изложена в трех книгах Царств - от ·1Цар.16 до ·3Цар.2 и в ·1Пар.11 - 29. Как полагают историки, Давид был помазан в первый раз Самуилом на царство (1Цар.16:13 ) примерно в девятнадцатилетнем возрасте. После этого он поразил Голиафа и был призван Саулом на службу. После смерти Саула он был вторично помазан на царство (2Цар.2:4 ) и царствовал семь лет в Хевроне, а после смерти сына Саула Иевосфея и присоединения к нему остальных колен был помазан на царство в третий раз над всем Израилем (2Цар.5:3 ). Ни до Давида, ни после него не было такого благословенного царствования в Израиле, поэтому и грядущее царство Мессии называется его именем (Мар.11:10 ). (см. воины Давида )

Давир

Дав’ир (прорицание) -

а) (Нав.10:38 ,39; Нав.11:21 ; Нав.12:13 ; Нав.15:15 ,49; Нав.21:15 ; Суд.1:11 ; 1Пар.6:58 ) - священнический город в нагорной части Иудеи недалеко от Хеврона в юго-западном направлении. Этот город назывался раньше Кириаф-Сефер (город книг) (Нав.15:15 ,16; Суд.1:11 ,12) и Кириаф-Санна (город учености) (Нав.15:49 ) и поэтому считают, что здесь, ·возм., и зародился известный финикийский алфавит. Город был хорошо укреплен и, судя по названию, был религиозным центром хананеев; (см. ученость)

б) (Нав.13:26 ) - город в уделе Гадовом между Маханаимом и Есевоном (во 2Цар.9:4 ,5 назван Лодевар, а во 2Цар.17:27 - Лодавар);

в) (Нав.15:7 ) - город близ Галгала.

-----------------------------------

дав’ир (3Цар.6:5 ,16,19,20,23,31; 3Цар.8:6 .8) - отделение Святое-святых в храме. (см. Святое-святых , храм)

Давраф

Давр’аф (Нав.19:12 ; Нав.21:28 ; 1Пар.6:72 ) - левитский город удела Иссахарова, расположенный на западном склоне горы Фавор на границе с уделом Завулоновым.

Даги

Д’аги (Езд.4:9 ) - в оригинале это слово, по-видимому, обозначает не отдельную народность, а просто «жители» и поэтому последние три слова нужно понимать как «Еламитяне - жители Суз». (см. Апарсы, Еламиты, имя, Сусанцы)

Дагон

Даг’он (зерно) (Суд.16:23 ; 1Цар.5:2 -5,7; 1Пар.10:10 ) - филистимский идол, храмы (дома) которого были в Газе и Азоте. Почитался как божество растительного мира. Следы поклонения ему находятся и в древнем Вавилоне.

Далида

Далид’а (хрупкая, увядающая) (Суд.16:4 ,6,10,12,13,15,18,19) - женщина, жившая в долине Сорек в уделе Дановом, которую полюбил Самсон и которая коварно предала его.

Далмануфа

Далман’уфа (Мар.8:10 ) - Магдала. (см. Магдалинские пределы )

Далматия

Далм’атия (2Тим.4:10 ) - провинция на восточном берегу Адриатического моря севернее Македонии на территории нынешней Албании (в Рим.15:19 - Иллирик).

Далуиа

Дал’уиа (2Цар.3:3 ) - сын Давида от Авигеи, родившийся в Хевроне (в 1Пар.3:1 - Далуия) (в оригинале - Хилеав и Даниель).

Далфон

Далф’он (Есф.9:7 ) - ·аналог. Адалья.

Дамарь

Д’амарь (Деян.17:34 ) - афинянка, уверовавшая во Христа после проповеди ·ап. Павла в ареопаге.

Дамаск

Дам’аск - столица Сирии, один из древнейших и красивейших городов земли, «жемчужина востока». С древности славится изделиями из шелка и шерсти, фруктами и «дамасской сталью». В Дамаске до сих пор существует та Прямая улица, на которой посланный Господом Анания нашел Савла молящимся (Деян.9:11 ), и то отверстие в городской стене, через которое ученики спустили Савла в корзине (Деян.9:25 ; 2Кор.11:32 ).

Дан

(судья) -

а) (Быт.14:14 ; Нав.19:17 ; Суд.18:29 ; Суд.20:1 ; Втор.34:1 ; 3Цар.12:29 ,30; 3Цар.15:20 ; 1Пар.21:2 ; Ам.8:14 ) - город в уделе Неффалимовом на севере Палестины у подошвы горы Ермон. В этом городе Иеровоам, сын Наватов, установил одного из своих тельцов, но в нем еще во времена судей уже был свой истукан (Суд.18:31 ), который установили сыны Дановы. Город, захваченный ими, назывался раньше Лаис (см. Лаис,а) (во 2Цар.24:6 назван Дан-Яан);

б) пятый сын Иакова (Израиля) и первенец Валлы, служанки Рахили, родоначальник колена Данова, отличавшегося хитростью и воинственностью. Из этого колена происходил Самсон (Суд.13:25 ). Удел этому колену был дан на запад от удела Вениаминова, но сыны Дана пошли на север и захватили Ласем и поселились также и там (Нав.19:47 ); (см. колена Израилевы )

в) (Иез.27:19 ) - в оригинале это слово отличается от написания имени главы колена Данова и похоже на прозвище греков (Даниты, Данайцы), данное им еще Гомером. В Септуагинте вместо «Дан и Иаван» стоит: «и вином».

Даниил

Дани’ил (Бог мой судья) -

а) один из иудейских юношей знатного происхождения, которые были уведены в плен в Вавилон в 606 ·г. ·до-РХ при первом нашествии Навуходоносора (Дан.1:1 -4). В числе других он был взят ко дворцу и вскоре был поставлен над всеми мудрецами и царскими сатрапами. Ему была дана от Бога величайшая мудрость, о которой упоминает и пророк Иезекииль (Иез.14:14 ,20; Иез.28:3 ), а также дар понимать видения и сны (Дан.1:17 ). Предание гласит, что Даниил умер в Вавилоне около 536 ·г. ·до-РХ в возрасте 90 лет (Дан.1:21 ). Незадолго до этого он был брошен по навету завистников в львиный ров (Дан.6:16 ), откуда его спас Господь. Написание этого имени (в оригинале) в книге пророка Иезекииля (Данел) дает предположение, что он имел в виду другого Даниила, слава которого уже была известна всем (пророк же Даниил был его современник и еще не был широко известен);

б) (Езд.8:2 ; Неем.10:6 ) - один из глав поколений священников, вышедших из Вавилона с Ездрою, и один из приложивших печать под договором на верность Богу.

Даниила пророка книга

Дани’ила прор’ока кн’ига - 27-я книга Ветхого Завета, пятая и последняя книга в разделе книг больших пророков (см. Библия). Книга в первой части (главы 1-6) содержит повествование о событиях, которых очевидцем и участником был Даниил, и во второй части (главы 7-12) - описание видений, относящихся к концу времен, при этом многое в этих видениях остается закрытым до последнего времени (Дан.12:9 ). Во всем Ветхом Завете только в книге Даниила упоминается имя Христа (Дан.9:25 ), имя «Сын человеческий» (Дан.7:13 ), которое так часто употреблял Господь, и выражение «жизнь вечная» (Дан.12:2 ). Книга написана частично на еврейском языке (Дан.1:1 - Дан.2:4 ; Дан.8:1 - Дан.12:13 ) и частично - на арамейском (Дан.2:4 б - Дан.7:28 ). Существует мнение, что эта книга была написана не Даниилом, а неким анонимным автором в 168-165 ·гг. ·до-РХ в Маккавейский период истории еврейского народа. Такое мнение возникло потому, что в еврейском каноне, сложившемся к 200 ·г. ·до-РХ ее среди пророческих книг нет и в языке ее есть слова и выражения, характерные именно для указанного времени, хотя определенных доказательств истинности такого предположения нет. (см. Даниил,а)

Данна

Д’анна (низкое место) (Нав.15:49 ) - ·аналог. Афека.

Дан-Яан

Дан-Я’ан (2Цар.24:6 ) - см. Дан,а (·возм., это название следует читать «Дан и Аин», ·срн. 3Цар.15:20 ).

Дара

Д’ара (1Пар.2:6 ) - один из сыновей (потомков) Зары из колена Иудина (в 3Цар.4:31 назван Дарда).

Дарда

Д’арда (3Цар.4:31 ) - сын (потомок) Махола, один из известных мудрецов народа израильского. (см. Дара, Махол)

Дарий

Д’арий -

а) (Езд.4:5 ,24; Езд.5:5 ; Езд.6:1 ,12-15; Агг.1:1 ,15; Агг.2:10 ; Зах.1:1 ,7) - Дарий I Гистасп, царь персидский (522-485 ·гг. ·до-РХ); (см. Персия)

б) (Дан.5:31 ; Дан.6:1 ,9,25,28; Дан.9:1 ; Дан.11:1 ) - сын (потомок) Ассуира, мидийский царь, поставленный царем Вавилона и царствовавший в нем, по-видимому, как наместник Кира в течение одного или двух лет;

в) (Неем.12:22 ) - один из последующих персидских царей (кто определенно не известно).

Даркон

Дарк’он (разбрасывание) (Езд.2:56 ; Неем.7:58 ) - ·аналог. Амий.

Дафан

Даф’ан (Чис.16:1 ,12,24,25,27; Чис.26:9 ; Втор.11:6 ; Пс.105:17 ) - ·аналог. Авирон.

Два

- число соединяющихся (сочетающихся), чтобы быть одним (или парой - как два глаза, уха, крыла, рога; две руки, ноги, стороны и т.п.) (·срн. Еф.2:15 ),

число скотов из нечистых, взятых Ноем в ковчег (Быт.7:2 ),

число народов, происшедших от Исаака через Ревекку (Быт.25:23 ),

кратность возмездия (Исх.22:4 ,7,9),

число херувимов на ковчеге и в давире (Исх.25:28 ; 3Цар.6:23 ),

число скрижалей (Исх.31:18 ),

число голубей или горлиц для жертвоприношения (Лев.5:7 ),

число противоположностей (Лев.19:19 ; Мат.6:24 ),

число колен, происшедших от Иосифа (Нав.14:4 ),

число явлений Бога Соломону (3Цар.11:9 ),

число предстоящих пред Господом (Зах.4:3 ,14; Отк.11:3 -4),

число учеников Христа, посылаемых Им на проповедь вместе (Мар.6:7 ),

число Ангелов по воскресении и при вознесении Христа (Лук.24:4 ; Деян.1:10 ),

число истинных свидетелей (Иоан.8:17 ),

Израиль и язычники (Еф.2:15 ),

число непреложных вещей (слово и клятва) (Евр.6:18 ).

Два часто сочетается с пять (см.).

Двадцать

дв’адцать - число лет жизни Иакова у Лавана (Быт.31:38 ),

число серебреников, за которое был продан Иосиф (Быт.37:28 ),

число лет при исчислении (Исх.30:14 ),

число локтей некоторых из размеров храма (3Цар.6:2 ,3; Иез.40:49 ; Иез.41:2 ).

Двенадцать

двен’адцать - число лет порабощения (Быт.14:4 ),

число князей, сыновей Измаила (Быт.17:20 ),

число сыновей Нахора (Быт.22:21 -22,24),

число колен Израиля (Быт.49:28 ),

число источников Елима (Исх.15:27 ),

число камней жертвенника (Исх.24:4 ; 3Цар.18:31 ),

число камней наперсника (Исх.39:14 ),

число хлебов предложения (Лев.24:5 ),

число разведчиков земли (Втор.1:23 ),

число камней памятника (Нав.4:3 ),

число юношей в схватке (2Цар.2:15 ),

число приставников Соломона (3Цар.4:7 ),

число волов под морем (3Цар.7:25 ),

число частей одежды пророка Ахии (3Цар.11:30 ),

число пар волов Елисея (3Цар.19:19 ),

число певцов в чреде (1Пар.25:9 -31),

число локтей длины и ширины жертвенника (Иез.43:16 ),

число месяцев в году (Дан.4:26 ),

число лет страданий женщины (Мат.9:20 ),

число Апостолов Христовых (Мат.10:1 -2,5),

число лет Иисуса, когда Он остался в храме (Лук.2:42 -43),

число лет дочери Иаира (Лук.8:41 -42),

число часов в дне (Иоан.11:9 ),

число учеников в Ефесе (Деян.19:7 ),

число звезд в венце (Отк.12:1 ),

число ворот нового Иерусалима (Отк.21:12 ,14,21),

число размеров нового Иерусалима (Отк.21:16 ),

число плодоношений дерева жизни (Отк.22:2 ).

Двести

дв’ести - число сиклей серебра Ахана (Нав.7:21 ),

число людей при обозе (1Цар.25:13 ),

число певцов и певиц (Езд.2:65 ),

количество для стерегущих (Песн.8:12 ),

число динариев на хлеб (Иоан.6:7 ),

число воинов (Деян.23:23 ).

Двор стражи

двор стр’ажи (Иер.32:2 и др.) - двор у дома охраны царского дворца.

Двор темничный

двор темн’ичный (Неем.3:25 ) - двор у дома темничного (см.).

Дева

д’ева - кроме обычного смысла - девица (Плач.2:21 ), девственница (Быт.24:16 ), часто имеет смысл иносказательный, о чем более подробно см. дочь.

Деверь

д’еверь (Втор.25:5 ,7) - брат мужа.

Девир

Дев’ир (Нав.10:3 ) - царь Еглонский, один из союзников Адониседека.

Девора

Дев’ора (пчела) -

а) (Быт.35:8 ) - кормилица Ревекки (была похоронена примерно в том месте, где жила другая, см. пункт «б» ниже);

б) (Суд.4:4 -6,9,10,14; Суд.5:1 ,7,12,15) - жена Лапидофа, судья Израиля, призвавшая Варака избавить народ от притеснения Иавина, царя ханаанского.

Девство

д’евство (Втор.22:14 ,15,17,20; Суд.11:37 ,38; 4Цар.19:21 ; Ис.37:22 ; Иез.23:3 ; Лук.2:36 ; 1Кор.7:25 ; Отк.14:4 ) - состояние девственности, нетронутости; пора девичества.

Дедан

Дед’ан -

а) (Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ; Иер.25:23 ; Иез.27:15 ,20; Иез.38:13 ) - сын (потомок) Раамы, потомок Хама, родоначальник одного из арабских племен и название места его обитания (по-видимому, на севере Аравийского полуострова в районе Персидского залива);

б) (Быт.25:3 ; 1Пар.1:32 ; Иер.49:8 ; Иез.25:13 ) - один из сыновей (потомков) Иокшана, сына Авраама от Хеттуры, родоначальник одного из арабских племен (обитавшего, по-видимому, южнее Идумеи).

Деир

Де’ир (Дан.3:1 ) - место, как полагают, на левом берегу Евфрата.

Дела закона

дел’а зак’она - см. Иакова Апостола Послание .

Делаия

Дел’аия (Иегова избавитель) -

а) (1Пар.3:24 ) - ·аналог. Аккув,а;

б) (1Пар.24:18 ) - священник из рода Ифамара, глава двадцать третьей чреды священников;

в) (Неем.6:10 ) - отец (предок) Шемаии;

г) (Неем.7:62 ) - один из глав поколений, вернувшихся из плена с Зоровавелем, но не сумевших показать, от Израиля ли он (в Езд.2:60 - Делайя);

д) (Иер.36:12 ,25) - сын (потомок) Семаия, один из князей царя Иоакима.

Денница

денн’ица (Рим.3:9 ; Пс.109:3 ; Ис.14:12 ) - утро, заря. Это слово (·евр. означающее сияющий) в других переводах читается: утренняя звезда (как во 2Пет.1:19 ; Отк.2:28 ; Отк.22:16 ).

День

- это не только светлое время суток, но и целые сутки, и в этом смысле день у евреев начинался с вечера предыдущего дня (то есть ночь являлась его началом). Поэтому какое-либо событие можно было назвать начавшимся, напр., в девятый и в десятый день - Лев.23:27 ,32 (·срн. Лев.16:29 и Чис.29:7 , где тот же день назван десятым). День, имея как и год, характер завершенности, часто употребляется в Священном Писании для обозначения определенных периодов или великих событий (Исх.32:34 ; Ис.22:5 ; Деян.17:31 ). В таких местах, как Отк.2:10 ; Отк.11:3 , слово «день» также не следует понимать буквально. У Господа его продолжительность может меняться от суток до тысячи лет, а может быть и больше (2Пет.3:8 ). Иногда употребляется в значении года или большого отрезка времени (Неем.13:6 ). Слово «день» в Быт.1:5 ,8,13,19,23,31; Быт.2:2 ,3 также нельзя рассматривать, как день в обычном смысле, ибо и само солнце, служащее для отделения дня от ночи (·ст. 14), было сотворено только в четвертый «день». Два последних места хотя и относятся к обычному дню (дню покоя), они являются символом будущего, вечного и истинного покоя.

День воскресный

день воскр’есный (Отк.1:10 ) - в оригинале «день Господа» (или первый день еврейской недели - Мат.28:1 ), который с возникновением христианства стал считаться главным, праздничным днем недели. Следует отметить, что только в русском языке этот день называется «воскресеньем», то есть словом, постоянно напоминающим о самом значительном событии на земле (в других языках он называется «неделя», «солнечный день», «звездный день» и т.п.). По указу императора Константина этот день после 313 ·г. сделался официально днем отдыха и является теперь таковым во всех странах на земле. (см. воскресение, неделя)

День Господень

день Госп’одень - великий и страшный (Иоил.2:31 ), день (время) суда (2Пет.2:9 ), день (время) гнева (Рим.2:5 ; Отк.6:17 ), день (время), когда Господь будет праведно судить вселенную (Деян.17:31 ).

День очищения

день очищ’ения - девятый (десятый) день (см.) седьмого месяца еврейского священного календаря, в который по закону полагалось очищать народ израильский от всех его грехов и приносить специальные жертвы (·Лев.16; Чис.29:7 -11). В этот день единственный раз в году первосвященник входил за завесу Святого-святых для курения пред лицом Господа и кропления кровью пред ковчегом завета. День очищения был единственным днем обязательного поста (см.), установленного законом. В день очищения собиралось священное собрание и никакой работы не полагалось делать (Лев.23:27 -28). В этот день объявлялся юбилейный год (Лев.25:8 -13). (см. жертвоприношение, праздники)

День первых плодов

день п’ервых плод’ов (Чис.28:26 ) - см. Пятидесятница.

День трубного звука

день тр’убного зв’ука (Чис.29:1 ) - см. праздник труб .

Деньги

д’еньги - в виде монет появились у евреев только незадолго перед вавилонским пленением, а до этого за покупку отвешивалось на весах золото или серебро (Ис.55:2 ; Иер.32:10 ), поэтому некоторые единицы веса стали и единицами стоимости. Основной единицей стоимости у евреев был сикль (см). Сикль различался серебряный (священный) и золотой.

Во времена Христа в Палестине основными монетами были драхма (греческая монета) и динарий - равная ей по стоимости римская монета. За драхму (динарий), которые были дневной платой солдату и поденному рабочему (Мат.20:2 ,9,10,13), можно было купить небольшую овцу.

Для сравнения стоимости других монет см. ·след. таблицу:

| серебряные монеты

| 1 сикль (серебреник) | |

| 1 статир | = 1 сиклю | = 4 драхмам

| 1 дидрахма | = 2 драхмам | = 1/2 сикля

| 1 драхма | = 1 динарию | = 1/4 сикля

| 1 гера | = 1/5 драхмы | = 1/20 сикля

| медные монеты

| 1 ассарий | = 1/4 геры | = 1/20 динари

| 1 кодрант | = 1/3 ассария | = 1/60 динария

| 1 лепта | = 1/2 кодранта | = 1/120 динария

60 сиклей (то есть 240 драхм) составляли мину, а 50 мин (то есть 3000 сиклей или 12000 драхм) составляли талант.

Стоимость золотых таланта, мины и сикля к соответствующим серебряным относилась в среднем как 16:1 (то есть, если сикль серебряный соответствовал 4 драхмам, то золотой - 64 драхмам и т.д.).

В заключение подсчитаем, что собой представляет долг должника царю (образно - долг грешника перед Господом), о котором говорится в Мат.18:24 -35:

10000 x 12000 = 120000000 драхм.

Работая поденщиком (или служа солдатом) за 1 драхму в день, для отдачи такого долга потребовалось бы работать:

120000000 : 365 = 328767 лет.

Можно ли самому отдать такой долг? (см. тж вес)

Дервия

Д’ервия (Деян.14:6 ,20; Деян.16:1 ; Деян.20:4 ) - город провинции Ликаония (см.) в Малой Азии.

Дерево жизни

д’ерево ж’изни (Быт.2:9 ; Быт.3:22 ,24; Отк.2:7 ; Отк.22:2 ,14) - дерево, от которого Адам вкушал до своего падения (ибо на это не было запрета), но путь к которому после грехопадения был для него закрыт. Оно приготовлено Господом для искупленных.

Дерево познания добра и зла

д’ерево позн’ания добр’а и зла (Быт.2:9 ,17) - единственное дерево в раю, плодов которого Адаму было заповедано Господом не вкушать, но которых он, поддавшись искушению, вкусил (и продолжает вкушать).

Дерево посвященное

д’ерево (по)свящ’енное (Суд.6:25 ,26,28,30; 2Пар.14:3 ; 2Пар.24:18 ; 2Пар.31:1 ; 2Пар.34:3 ,4,7) - то же, что дубрава, столб (см.)

Дерево священное

д’ерево (по)свящ’енное (Суд.6:25 ,26,28,30; 2Пар.14:3 ; 2Пар.24:18 ; 2Пар.31:1 ; 2Пар.34:3 ,4,7) - то же, что дубрава, столб (см.)

Деревянное масло

дерев’янное м’асло (2Пар.11:11 ; Иез.27:17 ) - низкий сорт оливкового масла. (см. елей)

Держава

держ’ава (Рим.25:2 ; 1Пет.4:11 ; 1Пет.5:11 ; Еф.1:19 ; 1Тим.6:16 ; Евр.2:14 ; Отк.1:6 ; Отк.5:13 ) - владычество, могущество, сила (надежное держание).

Десница

десн’ица - правая рука (отсюда - одесную, то есть по правую руку). В Священном Писании символизирует силу (Исх.15:6 ; Пс.43:4 ; Пс.88:43 ; Пс.136:5 ; Пс.143:8 ; Ис.62:8 ; Деян.5:31 ). (см. рука)

Десятиградие

Десятигр’адие (Мат.4:25 ; Мар.5:20 ; Мар.7:31 ) - союз десяти городов в северо-восточной части Палестины с преобладающим греческим населением, получивший в 62 ·г. ·до-РХ особые привилегии, находясь под непосредственной властью римского наместника в Сирии. Главным городом этой области, расположенной в основном на восток от Геннисаретского озера, был Скифополь (бывший Беф-Сан), единственный, расположенный к западу от Иордана. Остальные города были - Пелла, Гадара, Филадельфия (Равва), Дион, Канафа (?), Гераса (?), Рафан (?), Дамаск (?).

Десятина

десят’ина - добровольный дар Богу, известный евреям еще со времен Авраама (Быт.14:20 ) и Иакова (Быт.28:22 ). Закон требовал давать десятину со всех произведений поля (Лев.27:30 ; Втор.14:22 ) и от стада (Лев.27:32 ), которая шла на содержание левитов, не имевших своего удела (Чис.18:21 ). Левиты из своих десятин отделяли десятину священникам (Чис.18:26 -28). Каждый третий год, называвшийся годом десятин (Втор.26:12 ), израильтянин употреблял десятину в том месте, где он жил, для пропитания бедных, сирот, пришельцев и левитов (Втор.14:28 -29). Все это делалось, чтобы научиться бояться Господа (Втор.14:23 ), при этом нужно было подтверждать правильность отделения десятины (Втор.26:13 -14). (см. жертвоприношение)

Десятиначальник

десятинач’альник (Исх.18:21 ,25; Втор.1:15 ) - см. суд.

Десятисловие

десятисл’овие (Исх.34:28 ) - см. десять заповедей .

Десять

д’есять - число братьев, пришедших в Египет (Быт.42:3 ),

число людей, над которыми ставился младший начальник (Исх.18:21 ; Втор.1:15 ),

число покрывал скинии (Исх.26:1 ),

число заповедей (Исх.34:28 ; Втор.4:13 ; Втор.10:4 ),

число женщин у одной печи (Лев.26:26 ),

число оценки женщины (Лев.27:5 ),

число, на котором основывается десятина (Лев.27:32 ),

число отделившихся колен (3Цар.11:31 ),

число светильников (2Пар.4:7 ),

число столов (2Пар.4:8 ),

число струн (Пс.91:4 ),

число рогов (Дан.7:7 ; Отк.12:3 ; Отк.13:1 ; Отк.17:3 ,7),

число людей, которые возьмутся за полу иудея (Зах.8:23 ),

число дев в притче Господа (Мат.25:1 ),

число драхм (Лук.15:8 ),

число прокаженных (Лук.17:12 ),

число мин (Лук.19:24 -25).

Десять заповедей

д’есять з’аповедей (Исх.20:3 -17; Втор.5:7 -21) - основа Синайского завета Бога с Его народом и основа всего Моисеева законодательства. Они были написаны Самим Богом на каменных скрижалях (пластинах) и даны в руки Моисею (Исх.24:12 ; Исх.31:18 ; Исх.32:16 ; Втор.9:10 ) В Исх.34:28 они названы «десятисловие». Первые скрижали с заповедями Моисей разбил (Исх.32:19 ; Втор.9:17 ), но взамен их получил новые с теми же словами (Исх.34:28 -29; Втор.10:1 -5). Десять заповедей, как и молитва Господня (образец всех молитв), делятся ровно на две части. Первая из них указывает на отношение человека к Богу, вторая - к человеку (·срн. Мат.22:36 -40).

Дети Божии

д’ети Б’ожии - верующие, возрожденные Духом Святым люди (1Иоан.3:1 -2,10; Рим.8:16 ; Рим.9:8 ). Господь называл Бога Отцом Своих учеников (Мат.5:48 ; Лук.6:36 ). (см. тж сыны Божии )

Деяния Апостолов

Де’яния Ап’остолов - пятая книга Нового Завета, написанная евангелистом Лукой в Риме (точнее - законченная им там) около 62 ·г., то есть во время заключения ·ап. Павла. Книга повествует об обращении многих людей к Богу по проповеди Апостолов (Деян.1:8 ), о возникновении общин верующих в Иерусалиме, Самарии, а затем и в языческих странах. (см. Библия)

Диавол

ди’авол (греч. - обвинитель, клеветник, обольститель) - злой дух и князь бесовский, «отец лжи» (Иоан.8:44 ), то же, что сатана (см). В Ветхом Завете упоминается только однажды - в Пс.108:6 , и еще в других пяти местах под именем сатана. То, что он одно со своими слугами, видно из Иоан.6:70 .

Диадема

диад’ема (Ис.28:5 ; Ис.62:3 ; Иез.21:26 ) - головное украшение как венец или как некое окаймление, напоминающее корону.

Диадима

диад’има (Исх.29:6 ; Исх.39:30 ; Лев.8:9 ; Отк.12:3 ; Отк.13:1 ; Отк.19:12 ) - головное украшение в виде пластинки из полированного золота, прикреплявшейся к кидару первосвященника (Исх.28:36 -37), как знак его избрания и посвящения. (см. Назарет)

Диакон

ди’акон (греч. - служитель) (Деян.21:8 ; 1Тим.3:8 ,12; Фил.1:1 ) - один из младших служителей современной церкви. Хотя в первых общинах верующих не было того официального строя, который теперь установлен во всех христианских церквах, считается, что основателями диаконского служения являются те семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян.6:3 ), которые были избраны для заботы о малоимущих в Иерусалимской общине. (Слово «диакон», имеющееся в Деян.21:8 русской Библии, в оригинале отсутствует) (см. Еллин, Никанор, церковь)

Диаконисса

диакон’исса (Рим.16:1 ) - в оригинале имеет значение «работница», «труженица». В Ветхом Завете только однажды упоминается о женщинах, служивших при скинии (1Цар.2:22 , при этом в русской Библии «служащими» переведено «собирающимися» - ·срн. Лук.2:37 ).

Дивлаим

Дивла’им (пирожки, сдобы) (Ос.1:3 ) - отец (предок) Гомери, жены пророка.

Дивлаф

Дивл’аф (круг, круглая лепешка) (Иез.6:14 ) - полагают, то же, что Ривла (см.) (в оригинале - Дибла). (см. пустыня)

Дивон

Див’он (утрата, потеря) -

а) (Чис.21:30 ; Чис.32:3 ,34; Нав.13:9 ,17; Ис.52:2 ; Иер.48:18 ,22) - моавитский город, расположенный севернее потока Арнон (на восток от Мертвого моря). Достался колену Гадову, но потом был отдан колену Рувимову (в Ис.15:9 назван Димон); (см. Дивон-Гад )

б) (Неем.11:25 ) - город на юге удела Иудина недалеко от Хеврона (в Нав.15:22 назван Димона).

Дивон-Гад

Див’он-Гад (Чис.33:45 ,46) - один из станов израильтян, как полагают, то же, что Дивон,а.

Дидрахма

дидр’ахма (Мат.17:24 ) - серебряная греческая монета в две драхмы. (см. деньги)

Дизагав

Дизаг’ав (богатое золотом место) (Втор.1:1 ) - см. Асироф.

Дикла

Д’икла (пальмовое дерево) (Быт.10:27 ; 1Пар.11:21 ) - ·аналог. Алмодад.

Дилеан

Диле’ан (огуречное поле) (Нав.15:38 ) - ·аналог. Адифаим.

Димас

Д’имас (Кол.4:14 ; 2Тим.4:10 ; Флм.1:23 ) - один из активных, по-видимому, помощников ·ап. Павла, который однако оставил его впоследствии ради удовольствий этого мира.

Димитрий

Дим’итрий -

а) (Деян.19:24 ,38) - серебряник из Ефеса, возбудивший народ против ·ап. Павла;

б) (3Иоан.1:12 ) - христианин, которого тепло приветствует ·ап. Иоанн.

Димна

Д’имна (Нав.21:35 ) - левитский город в уделе Завулоновом (как полагают, то же, что Риммон, см. Риммон,б).

Димон

Дим’он (Ис.15:9 ) - см. Дивон,а.

Димона

Дим’она (Нав.15:22 ) - см. Дивон,б.

Дина

Д’ина (суд) (Быт.30:21 ; Быт.34:1 ,3,5,13,25,26; 46,15) - дочь Иакова от Лии (·возм., она не была единственной дочерью Иакова - Быт.37:35 ).

Динарий

дин’арий - серебряная римская монета, имевшая широкое хождение в Палестине во времена Христа. По стоимости динарий был равен 1/4 сикля серебра или одной драхме (видимо, и по весу также соответствовал 1/4 сикля, то есть около 3 г) и являлся дневной платой солдату и поденному рабочему. За динарий можно было купить небольшую овцу. (см. деньги, драхма)

Дингава

Динг’ава (Быт.36:32 ; 1Пар.1:43 ) - главный город идумейского царя Белы (положение не известно).

Динеи

Дин’еи (Езд.4:9 ) - см. Апарсы.

Дионисий

Дион’исий (принадлежащий Дионису) (Деян.17:34 ) - Ареопагит, один из уверовавших во Христа после проповеди ·ап. Павла в ареопаге, ·возм., один из членов ареопага. По свидетельству Евсевия именно он стал впоследствии епископом в Афинах и в 96 ·г. мученически погиб.

Диопет

Диоп’ет (Деян.19:35 ) - ·возм., неточный перевод слова «Юпитер» (в оригинале: «и ее образа, упавшего с неба» или «от Юпитера»).

Диоскуры

Диоск’уры (Деян.28:11 ) - в греческой мифологии сыновья Юпитера и Леды (близнецы Кастор и Поллукс), считавшиеся покровителями моряков.

Диотреф

Диотр’еф (питаемый Зевсом) (3Иоан.1:9 ) - «любящий первенствовать», некто из христиан, противившийся истине и отвергавший гостеприимство.

Дишан

Диш’ан (Быт.36:21 ,28,30; 1Пар.1:38 ,42) - ·аналог. Ана,б.

Дишон

Диш’он (антилопа) -

а) (Быт.36:21 ,26,30; 1Пар.1:38 ,41б) - ·аналог. Ана,б;

б) (Быт.36:25 ; 1Пар.1:41 а) - сын (потомок) Аны, одного из сыновей Цивеона.

Длань

(Ис.49:16 ) - ладонь.

Дневной путь

дневн’ой путь (Быт.30:36 ; Исх.3:18 ; Исх.8:27 ; Чис.10:33 ; Лук.2:44 ) - расстояние, которое проходили за день, неся поклажу и сопровождая домашних животных. Можно считать равным от 20 до 40 км (·срн. Быт.22:2 ,4,19; Езд.7:8 -9). (см. меры)

Добродетель

доброд’етель - доброе свойство души человека, деятельное стремление к добру, удаление от зла.

Додава

Дод’ава (любовь Иеговы?) (2Пар.20:37 ) - отец (предок) Елиезера.

Додай

Дод’ай (1Пар.27:4 ) - Ахохиянин, один из военачальников и управителей Давида. (см. Додо,б)

Доданим

Додан’им (Быт.10:4 ; 1Пар.1:7 ) - один из сыновей Иавана сына Иафета, родоначальник (имя) племен, населявших, как полагают, остров Родос (·евр. Роданим).

Додо

Д’одо (любящий) -

а) (Суд.10:1 ) - предок Фолы;

б) (2Цар.23:9 ; 1Пар.11:12 ) - сын Ахохи (или из Ахохи?), отец Елеазара (он же Додай, см.);

в) (2Цар.23:24 ; 1Пар.11:26 ) - из Вифлеема, отец Елханана.

Дождь

- в Палестине имел очень важное значение, так как случался только в короткие зимние месяцы. Ранним дождем называли первые дожди осенью во время сеяния хлеба (в октябре), поздним - последние, весной (в апреле), при созревании хлебов. Поэтому дождь символизирует с одной стороны Божие благословение (Лев.26:4 ; Иер.3:3 ) и слова истинного учения (Втор.32:2 ; Рим.29:23 ), а с другой - кару (Втор.28:24 ; Иез.38:22 ) и жизненные испытания (Мат.7:25 ,27).

Доик

Д’оик (боязливый, робкий) (1Цар.21:7 ; 1Цар.22:9 ,18,22; Пс.51:2 ) - идумеянин, начальник над пастухами Сауда, видимо, прозелит, исполнявший какое-то служение в скинии (или находившийся в заключении при ней по подозрению в проказе - Лев.13:4 ), который увидел Давида и донес о нем Саулу. В Пс.51:3 он назван «сильный», видимо, потому, что возглавлял некую группу людей или семью, с которой и перебил всех священников в Номве.

Долины

дол’ины - в Писании упоминаются следующие долины:

Авен (Ам.1:5 ),

Аиалонская (Нав.10:12 ),

Ахор (Нав.7:24 ,26; Нав.15:7 ; Ис.65:10 ; Ос.2:15 ),

благословения (2Пар.20:26 ),

видения (Ис.22:1 ,5) (Иерусалим, см.),

Гаваонская (Ис.28:21 ),

Гадова (2Цар.24:5 ),

Герарская (Быт.26:17 ),

долина (Иер.2:23 ) (Енномова долина, см.),

дуба (1Цар.17:2 ; 1Цар.21:9 ),

Енномовых сынов (Нав.15:8 ; Нав.18:16 ; 4Цар.23:10 ; 2Пар.28:3 ; 2Пар.33:6 ; Неем.11:30 ; Иер.7:31 ,32; Иер.19:2 ,6; Иер.32:35 ),

Есхол (Чис.13:24 ,25; Чис.32:9 ; Втор.1:24 ),

Заред (Чис.21:12 ; Втор.2:13 ,14),

Изреельская (Нав.17:16 ; Суд.6:33 ; 1Цар.29:1 ,11; Ос.1:5 ),

Иосафата (Иоил.3:2 ,12),

Ифтах-Ел (Нав.19:14 ,27),

Кедронская (4Цар.23:4 ; 2Пар.15:16 ),

Ливанская (Нав.11:17 ; Нав.12:7 ),

Мицфа (Нав.11:8 ),

плача (Пс.83:7 ),

плотников (1Пар.4:14 ),

полчища Гогова (Иез.39:11 ,15),

прохожих (Иез.39:11 ),

Рефаимов (Нав.15:8 ; Нав.18:16 ; 2Цар.5:18 ,22; 2Цар.12:13 ; 1Пар.11:15 ; 1Пар.14:9 ; Ис.17:5 ),

Сиддим (Быт.14:3 ,8,10),

Ситтим (Иоил.3:18 ),

смертной тени (Пс.22:4 ),

Сокхоф (Пс.59:8 ; Пс.107:8 ),

Соленая (2Цар.8:13 ),

Соляная (4Цар.14:7 ; 1Пар.18:12 ; 1Пар.25:11 ; Пс.59:2 ),

Сорек (Суд.16:4 ),

суда (Иоил.3:14 ),

трупов и пепла (Иер.31:40 ),

убиения (Иер.19:6 ),

убийства (Иер.7:32 ),

Харашима (Неем.11:35 ),

Хевронская (Быт.37:14 ),

царская (Быт.14:17 ; 2Цар.18:18 ),

Цевоим (1Цар.13:18 ),

Цефата (2Пар.14:10 ),

Шаве (Быт.14:17 ).

(см. тж равнины)

Долины ворота

Дол’ины вор’ота (2Пар.26:9 ; Неем.2:13 ; Неем.3:13 ) - ворота в западной стене древнего Иерусалима, выходившие в Енномову долину. (см. ворота)

Дом

- устраивался в древности на востоке обычно следующим образом: наружные стены редко имели окна, только одна узкая дверь вела во внутренний двор, куда выходили и двери всех помещений. Здесь же часто помешался и скот. Мог быть и второй этаж, который делался с навесом над двором. Крыши всегда делались плоскими. На них совершались некоторые работы и они же часто служили для поклонения и молитв (Деян.10:9 ). Окна домов закрывались решетками - тонкими досками с множеством мелких отверстий, через которые было хорошо видно происходящее снаружи и ничего не видно внутри.

Домом называется также и все родство человека, возглавляющего свое семейство.

Дом Господень

дом Госп’одень (Иер.41:5 ) - ·возм., наскоро сооруженная скиния. (см. скиния, храм)

Дом темничный

дом темн’ичный (Иер.37:4 ) - тюрьма в Иерусалиме, располагавшаяся рядом с дворцом.

Дор

(жилище) (Нав.12:23 ; Нав.17:11 ; Суд.1:27 ; 1Пар.7:29 ) - один из значительных финикийских городов на берегу Средиземного моря южнее горы Кармил. По жребию достался колену Асирову, но был отдан колену Манассиину, хотя им не был взят (в Нав.11:2 назван Нафоф-Дор, в Нав.12:23 ; 3Цар.4:11 - Нафаф-Дор, а в Нав.17:11 - Нафеф). Ныне - небольшое селение Тонтура.

Дофаим

Дофа’им (источник, ключ) (4Цар.6:13 ) - город севернее Самарии (в Быт.37:17 назван Дофан).

Дофан

Доф’ан (Быт.37:17 ) - см. Дофаим.

Дофка

Д’офка (Чис.33:12 ,13) - ·аналог. Алуш.

Дочь

(также - дщерь) - означает не только дочь в прямом смысле (Пс.44:10 ,14) и женщину вообще (Быт.6:2 ; Мат.9:22 ; Лук.13:16 ), но очень часто также представителей народов (Пс.44:13 ; Ис.47:1 ; Иер.30:18 ; Иер.46:24 ; Иер.50:42 ; Иез.16:27 ,57), людей (Плач.2:10 ,13), физические свойства человека (Прит.30:15 ; Екк.12:4 ) и просто некое общее обращение (Пс.44:11 ).

Хотя слово «сын» часто также означает представителей народов, людей вообще, слово «дочь» передает более телесный, более страдательный характер (·срн. Плач.4:2 и 3; Иез.16:26 и 27), являясь символом плотского качества, в то время как сын - есть символ духовного наследия. (см. дева, женщина, имя, сын)

Дощечка

дощ’ечка (Лук.1:63 ) - пластинка из глины, натертая воском, на которой можно было писать, стирать и снова писать любым острым предметом.

Драгоценные камни

драгоц’енные к’амни (2Цар.12:30 ; 3Цар.10:2 ,10,11; 1Пар.29:2 ; 2Пар.3:6 ; 2Пар.9:10 ; 2Пар.32:27 ; Рим.28:16 ; Ис.54:12 ; Иез.27:22 ; Иез.28:13 ; 1Пет.2:4 ,6; 1Кор.3:12 ; Отк.17:4 ; Отк.18:12 ,16; Отк.21:11 .19) - многие из известных ныне драгоценных камней были известны с глубокой древности и всегда высоко ценились как самое лучшее украшение. Драгоценные камни были установлены на наперснике первосвященника (по числу колен Израилевых) (Исх.28:17 -20; Исх.39:10 -13), упомянуты в основании стены небесного Иерусалима (Отк.21:19 -20) и на одеждах царя Тирского (Иез.28:13 ). Названия камней в некоторых случаях приведены условно, ибо невозможно теперь точно установить значение древнееврейских слов, их обозначающих.

| наперсник | основание стены | одежды

| рубин | яспис | рубин

| топаз | сапфир | топаз

| изумруд | халкидон | алмаз

| карбункул | смарагд | хризолит

| сапфир | сардоникс | оникс

| алмаз | сардолик | яспис

| яхонт | хризолиф | сапфир

| агат | вирилл | карбункул

| аметист | топаз | изумруд

| хрисолит (хризолиф) | хрисопрас |

| оникс | гиацинт |

| яспис | аметист |

С драгоценными камнями сравниваются добрые дела верующих (1Кор.3:12 ), а также и Сам Господь (1Пет.2:4 ,6).

Дракон

драк’он (Втор.32:33 ; Пс.43:20 ; Пс.90:13 ; Иер.51:34 ; Отк.12:3 ,4,7,9,13,17; Отк.13:2 ,3,11; Отк.16:13 ; Отк.20:2 ) - в одних местах обозначает чудовищ (Пс.90:13 ), в других - беды и страшные несчастья (Иер.51:34 ), а в третьих - непосредственно древнего змея, диавола (Отк.12:9 ; Отк.20:2 ). (см. Левиафан, сатана)

Драконовый источник

Драк’оновый ист’очник (Неем.2:13 ) - источник вне Иерусалима у западной его стены, ·возм., источник Геон (см.).

Драхма

др’ахма (1Пар.29:7 ; Езд.2:69 ; Езд.8:27 ; Неем.7:70 -72; Лук.15:8 ,9; Деян.19:19 ) - греческая серебряная монета, равная по стоимости одному динарию или 1/4 сикля (очевидно, она соответствовала и весу в 1/4 сикля, то есть около 3 г). (см. вес, деньги, динарий)

Древний змий

др’евний змий (Отк.12:9 ; Отк.20:2 ) - см. диавол, дракон.

Древо

др’ево (Прит.3:18 ; Прит.11:30 ; Прит.13:12 ; Прит.15:4 ; Деян.5:30 ; Деян.10:39 ; Деян.13:29 ; 1Пет.2:24 ; Гал.3:13 ; Отк.2:7 ; Отк.22:2 ,14) - дерево вообще, деревянный крест, на котором мученически умер Господь за нас грешников, а также дерево жизни (Отк.2:7 ) (см.).

Дресва

дресв’а (Прит.20:17 ) - щебень, гравий, осыпь.

Дрок

(Пс.119:4 ) - кустарниковое растение из семейства бобовых с мелкими стручками. Угли из его корней способны долго сохранять жар. (см. можжевельник)

Дромадер

дромад’ер (Есф.8:10 ; Ис.60:6 ) - одногорбый верблюд, менее крупный и более подвижный, чем двугорбый. Использовались дромадеры в легких караванах и для целей сообщения.

Дротик

др’отик (Рим.39:23 ; Рим.41:18 ,21) - легкое копье.

Друг царя

(1Пар.27:33 ) - см. Регем-Мелех .

Друзилла

Друз’илла (Деян.24:24 ) - младшая дочь Ирода Агриппы, названная иудеянкою. Еще при жизни своего бывшего мужа - Азиза, царя Емесского, сошлась с Феликсом - римским правителем. Погибла вместе с сыном в 79 ·г. при извержении Везувия.

Дуб

(Быт.35:4 ; Нав.24:26 ; Суд.6:11 ,19; Суд.9:6 ,37; 1Цар.22:6 ; 1Цар.31:13 ; 1Пар.10:12 ; Иез.6:13 ; Ос.4:13 ) - то же, что дубрава (см.), в других местах - просто дерево.

Дуба долина

д’уба дол’ина (1Цар.17:2 ; 1Цар.21:9 ) - местность в низменной части Иудеи на запад от Иерусалима (точное положение не известно). (см. долины)

Дубрава

дубр’ава (Быт.12:6 ; Быт.13:18 ; Быт.14:13 ; Быт.18:1 ; Втор.11:30 ; Нав.19:33 ; Суд.4:11 ; 1Цар.10:3 ; 3Цар.16:33 ; 3Цар.18:19 ; 4Цар.13:6 ; 4Цар.17:16 ; 4Цар.18:4 ; 4Цар.21:3 ; 4Цар.23:14 -15; 2Пар.15:16 ; 2Пар.17:6 ; 2Пар.33:3 ; Ис.1:29 ; Ис.27:9 ; Иер.17:2 ) - естественная или насаженная группа деревьев, часто на возвышенном месте, среди которых устанавливался истукан, столб, статуя, посвященное (священное) дерево местного божества (иногда даже под отдельным «тенистым» деревом, дубом - 3Цар.14:23 ; Ис.57:5 и др.). Во многих местах такие дубравы (рощи) в оригинале прямо названы капищами Астарты. (см. Астарта, высоты, дерево посвященное , дуб, идол, роща, столб, теревинф)

Дума

Д’ума (молчание) -

а) (Быт.25:14 ; 1Пар.1:30 ) - ·аналог. Адбеел;

б) (Нав.15:52 ) - город удела Иудина на юго-запад от Хеврона;

в) (Ис.21:11 ) - в оригинале игра слов: «пророчество о молчании» или «тяжесть молчания», что относится, как полагают, к Едому.

Дух

- сущность, первопричина и главная действующая сила всего сущего (Рим.34:13 -15). Дух человеческий (1Кор.2:11 ), который иногда понимается как душа, отличается от нее (1Фес.5:23 ) и стоит выше нее, ибо только он один способен соединяться с Духом Божиим (Рим.8:15 -16; 1Кор.6:17 ). Словом «дух» также определяются и духовные силы человека (2Тим.1:7 ), которые различаются в верующих (Еф.1:13 ) и в сынах мира сего (1Иоан.4:6 ; Рим.11:8 ). Все Ангелы есть служебные духи (Евр.1:14 ), среди которых есть злые (Лук.7:21 ). (см. тж Ангел, сатана)

Дух Святой

Дух Свят’ой - Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт.1:2 ), во все времена говорил через пророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне Божием - Господе и Спасителе нашем во все время Его земного служения. Теперь Он действует в верующих.

Дух Святой под этим именем в Ветхом Завете упоминается только в трех местах (Пс.50:13 ; Ис.63:10 ,11), в остальных же - как Дух Божий. В Новом Завете Дух Святой упоминается только под этим именем даже и до излияния Его на Апостолов через несколько дней после вознесения Господа Иисуса Христа (Мат.1:18 ; Мат.3:11 ; Мат.12:32 ; Мар.12:36 ; Мар.13:11 ; Лук.1:41 ,67; Лук.3:22 ; Лук.4:1 ; Лук.11:13 ; Иоан.14:26 ; Иоан.20:22 ; Деян.1:2 ,5,8,16). Дух Святой есть Дух истины (Иоан.15:26 ; Иоан.16:13 -15) и любовь Божия (Рим.5:5 ).

Душа

душ’а - чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмертного духа, который нельзя убить (Мат.10:28 ). Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа (Деян.4:32 ) или просто личность, человек (Иез.27:13 ; Деян.2:41 ; Отк.18:13 ). (см. человек)

Дщерь

- см. дочь.

Предыдущая страница Следующая страница