Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

Лабен

Л’абен (Пс.9:1 ) - в оригинале стоит: «по поводу мат лабен», что можно перевести как «на смерть сына».

Лаван

Лав’ан (белый) -

а) (Быт.24:29 ,32,50; Быт.25:20 ; Быт.28:2 ,5; Быт.29:5 ,10,13-16,19,21,22,24-26,28,29; Быт.30:25 ,27,31,34,36,40,42; Быт.31:2 ,12,19,20,22,24-26,31,33,36,43,47-49,51,55; Быт.32:4 ) - сын Вафуила, одного из сыновей Нахора, брата Авраама; арамеянин, то есть житель Месопотамии (города Харран, Быт.28:10 ); брат Ревекки, жены Исаака, и отец Лии и Рахили, жен Иакова;

б) (Втор.1:1 ) - по-видимому, одна из стоянок израильтян, ·возм., Ливна (см. Ливна,а). (см. Асироф)

Лагад

Лаг’ад (подавленный) (1Пар.4:2 ) - ·аналог. Ахум.

Ладан

л’адан (Быт.37:25 ; Быт.43:11 ; 1Пар.9:29 ; Неем.13:5 ,9; Ис.60:6 ; Иер.6:20 ; Мат.2:11 ; Отк.18:13 ) - то же, что ливан, ароматная смола (а также кусочки коры, содержащей эту смолу) светло-желтого цвета с острым пряным запахом и горькая на вкус, которая добывалась из особых деревьев, произраставших раньше и в Аравии, и в восточной Африке, а ныне оставшихся только в Индии, и высоко ценившаяся на востоке в древности. Является основной составной частью курений. Ладан был одним из даров волхвов родившемуся Иисусу (Мат.2:11 ), что символизировало, как полагают, признание в Нем истинного Бога (во многих местах в оригинале стоит просто «курение»). (см. ароматы)

Ладонь

лад’онь (Исх.25:25 ; 3Цар.7:26 ; 2Пар.4:5 ; Иез.40:43 ) - мера длины, равная примерно 8см. (см. меры)

Лаеда

Ла’еда (порядок) (1Пар.4:21 ) - сын (потомок) Силома, сына Иудина, основатель или начальник Мареши.

Лаедан

Лаед’ан (упорядоченный) -

а) (1Пар.7:26 ) - сын Фахана и отец Аммиуда (см. Аммиуд,а) из колена Ефремова;

б) (1Пар.23:7 ; 1Пар.26:21 ) - один из сыновей Гирсона, сына Левия, глава поколения (в Исх.6:17 ; Чис.3:18 ,21; Чис.26:58 ; 1Пар.6:17 назван Ливни). (см. Елиасаф,б)

Лаел

Ла’ел (посвященный или принадлежащий Богу) (Чис.3:24 ) - см. Елиасаф,б.

Лазарь

Л’азарь (·евр. Елиезар - Божья помощь) -

а) (Лук.16:20 ,23-25) - нищий, лежавший до самой своей смерти у дверей богача, который не обращал на него внимания, и о котором поведал в Своей притче Христос. Имя его стало так популярно, что от него произошло название больницы - лазарет (предназначавшейся первоначально для бедных);

б) (Иоан.11:1 ,2,5,11,14,43; Иоан.12:1 ,2,9,10,17) - житель Вифании, брат Марии и Марфы, в доме которых несколько раз бывал Иисус. Его Господь воскресил на четвертый день после его смерти, явив тем самым перед всем миром Свою неоспоримую власть над жизнью и смертью. Это было одно из величайших чудес нашего Спасителя, после которого в Него уверовали многие иудеи (Иоан.11:45 ), а первосвященники и фарисеи окончательно положили убить Его (Иоан.11:53 ), а также и Лазаря (Иоан.12:10 ).

Лаис

Л’аис (сильный, льву подобный) -

а) (Суд.18:7 ,14,27,29) - см. Дан,а (в Нав.19:47 назван Ласем);

б) (Ис.10:30 ) - город в уделе Вениаминовом близ Анафофа.

Лаиш

Л’аиш (1Цар.25:44 ; 2Цар.3:15 ) - отец (предок) Фалтия из Галлима (находящегося, по-видимому, рядом с Лаисом, см. Лаис,б).

Лаккум

Лакк’ум (Нав.19:33 ) - пограничный город удела Неффалимова, по-видимому, в его северной части.

Ламех

Лам’ех (завоеватель или буйный человек) -

а) (Быт.4:18 ,19,23,24) - сын Мафусала из потомков Каина, имевший двух жен, что является первым случаем многоженства, упомянутым в Священном Писании; отец Иавала, родоначальника кочевых народов, Иувала, родоначальника всех музыкантов и Тувалкаина, родоначальника мастеровых;

б) (Быт.5:25 ,26,28,30,31; 1Пар.1:3 ; Лук.3:36 ) - сын Мафусала из потомков Сифа, отец Ноя, один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

Лампада

ламп’ада - крошечный светильник, вешаемый перед иконами. Нужно признать, что во всех местах русской Библии это неудачный перевод. Семь чаш золотого светильника, установленного в скинии без окон, должны были ярко гореть, чтобы освещать все внутреннее пространство. В Иез.1:13 в других переводах стоит: «яркий факел», а в Дан.5:5 : «большой светильник». И действительно, в царской зале во время пира вряд ли ставилась когда-либо скромная лампада, известная нам по православным храмам.

Ланита

лан’ита - щека.

Лань

(Втор.14:5 ; Рим.39:1 ; Пс.28:9 ; Пс.41:2 ; Прит.5:19 ; Песн.2:7 ; Иер.14:5 ) - одна из пород оленей. Отличается грациозностью осанки и легкостью бега. Шерсть ланей имеет пятнистую окраску, рога у самцов широкие и плоские, самки - безрогие.

Лаодикия

Лаод’икия (Кол.2:1 ; Кол.4:13 ,15,16; Отк.1:11 ; Отк.3:14 ) - город в Малой Азии в провинции Фригия. Был расположен на восток от Ефеса по соседству с Колоссами. Некогда богатый и красивый город, он был назван греками Диосполис, но позже был переименован Антиохом II в честь его жены в Лаодикию. В 1 ·в. в нем была община верующих, которой Господь через ·ап. Иоанна послал строгие предупреждения. Теперь город лежит в развалинах.

Лапидоф

Лапид’оф (факел) (Суд.4:4 ) - муж пророчицы Деворы.

Ласем

Л’асем (Нав.19:47 ) - см. Лаис,а.

Ласея

Лас’ея (Деян.27:8 ) - город на юге острова Крит, который был некогда расположен восточнее Хороших Пристаней и развалины которого были обнаружены в прошлом столетии.

Лахис

Л’ахис (Нав.10:3 ,5,23,31-35; Нав.12:11 ; Нав.15:39 ; 4Цар.14:19 ; 4Цар.18:14 ,17; 4Цар.19:8 ; 2Пар.11:9 ; 2Пар.25:27 ; 2Пар.32:9 ; Неем.11:30 ; Ис.36:2 ; Ис.37:8 ; Иер.34:7 ; Мих.1:13 ) - город в западной части удела Иудина, позже - один из укрепленных городов Иудеи. Около 700 ·г. ·до-РХ Сеннахирим по пути в Египет осадил его, но не взял. Позже Навуходоносор разрушил его, но затем он был снова восстановлен. Теперь это едва приметные развалины рядом с местечком Ум-Лакис к северо-востоку от Газы.

Лахмас

Л’ахмас (Нав.15:40 ) - ·аналог. Адифаим.

Лахмий

Л’ахмий (1Пар.20:5 ) - см. Голиаф.

Лаша

Л’аша (щель, трещина) (Быт.10:19 ) - город на юго-восток от Мертвого моря в месте, славившемся теплыми минеральными источниками и известном во времена римского владычества как Каллироэ (·срн. Быт.36:24 ).

Лебана

Леб’ана (Езд.2:45 ) - ·аналог. Аккув,в (в Неем.7:48 назван Левана).

Лев

- величественное и грозное, сильное и неустрашимое хищное животное. С незапамятных времен считается царем зверей. Львы в древности в изобилии водились в Палестине и по берегам Иордана. Их названия, которых было несколько, вошли в названия многих городов и местностей. Со львом сравнивается колено Иудино (Быт.49:9 ) и весь Израиль (Чис.24:9 ), Сам Господь Бог (Ис.31:4 ) и Иисус Христос (Отк.5:5 ). С другой стороны львам уподобляются лжепророки (Иез.22:25 ), сам диавол (1Пет.5:8 ) и его служители (Пс.34:17 ). В Писании упомянуты три человека, убившие львов: Самсон (Суд.14:6 ), Давид (1Цар.17:36 ) и Ванея (2Цар.23:20 ).

Левана

Лев’ана (Неем.7:48 ) - см. Лебана.

Леваоф

Лева’оф (львицы) (Нав.15:32 ) - см. Беф-Леваоф .

Левая сторона

л’евая сторон’а (Быт.14:15 ; Нав.19:27 ; 3Цар.7:39 ; 4Цар.23:8 ; 2Пар.23:10 ) - означает северную сторону, так как направление в древности определялось при расположении лицом к востоку. (см. тж влево, налево, по левую сторону )

Леввей

Л’еввей (Мат.10:3 ) - см. Иуда,л.

Левиафан

Левиаф’ан (изгибающийся, извивающийся) (Рим.3:8 ; Рим.40:20 ; Пс.73:14 ; Пс.103:26 ; Ис.27:1 ) - огромное морское (водяное) чудовище, олицетворяющее собой все страшные земные силы, которые обозначаются в других местах также словами: бегемот, дракон, змей, крокодил (·срн. Иез.32:2 ).

Левий

Л’евий (привязанность) -

а) третий сын Иакова (Израиля) от Лии (Быт.29:34 ), родоначальник левитов (см.), колена Левиина (см. колена Израилевы ). Жестокость Симеона и Левия в отношении Сихема (·Быт.34) сильно смутила Израиля и он проклял ее. Его пророчество о них (Быт.49:7 ) скоро сбылось - удел Симеона был растворен в Иуде, а левиты рассеяны по всем коленам. Левий имел трех сыновей: Гирсона, Каафа и Мерари, явившихся родоначальниками отдельных племен левитов, и дочь Иохаведу, ставшую женой Амрама, сына Каафа, и родившую Аарона и Моисея (Исх.6:16 ,18,20). Левий умер в возрасте 137 лет;

б) (Мар.2:14 ; Лук.5:27 ,29) - сын Алфея, один из двенадцати Апостолов Христовых (в Мат.9:9 назван Матфей);

в) (Лук.3:24 ,29) - ·аналог. Авиуд,г (два).

Левит, книга

Лев’ит, кн’ига - третья книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книги дано 70 переводчиками (в еврейском тексте она называется первыми словами книги: «И воззвал»). Книга посвящена описанию левитского служения, хотя слово «левиты» в ней встречается только однажды (Лев.25:32 -33), а во всех остальных местах говорится о священниках. Основная тема книги - искупление, изложенное в описаниях жертвоприношений, в освящении и очищении, которые являются «тенью будущих благ» (Евр.10:1 ), «ибо без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22 ). Жертвоприношения, как видно из Лев.1:2 ; Лев.2:1 ; Лев.3:1 были известны израильскому народу, но закон упорядочил их, подготавливая народ к восприятию грядущего Искупителя (Гал.3:24 ). Понимание изложенного в книге Левит делает возможным более ясное понимание Послания ·ап. Павла к Евреям.

Левиты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Левона

Лев’она (ладан, фимиам) (Суд.21:19 ) - город в уделе Ефремовом севернее Силома (ныне селение Луббан).

Легавим

Легав’им (Быт.10:13 ; 1Пар.1:11 ) - сын Мицраима, сына Хама, родоначальник племен, населявших в древности территорию Египта и Ливии.

Легион

леги’он (Мат.26:53 ; Мар.5:9 ,15; Лук.8:30 ) - выражение великого множества, огромного количества. В римской армии легионом называлось очень большое по тем временам воинское соединение, в которое входило более 6000 пеших воинов и до 1000 конных. Для сравнения вспомним, что Александр Македонский вторгся в Малую Азию и начал победоносный поход по всем странам востока, имея армию всего в 30000 воинов.

Лемуил

Лему’ил (посвященный Богу) (Прит.31:1 ,4) - значение слова в оригинале не ясно.

Лен

- был известен людям издревле и им всегда особенно славился Египет (Ис.19:9 ). Обнаруживаемые в саркофагах полотна из льна поражают тонкостью и высоким качеством выделки. Лен был известен издавна и в Палестине (Нав.2:6 ). Его утрата считалась большим бедствием (Ос.2:9 ). Из льняного полотна делалась одежда для священников (Лев.6:10 ) и простого народа (Лев.13:47 ). Белая, чистая льняная одежда является символом святости (Отк.15:6 ; Отк.19:8 ,14). (см. виссон)

Лепешка

леп’ешка - самое простое хлебное изделие. В определенных случаях лепешки делались пресными (Лев.2:4 ), но могли быть и сдобными, то есть отличными от простого хлеба (3Цар.14:3 ; Ос.3:1 ).

Лепта

л’епта (Мар.12:42 ; Лук.21:2 ) - самая мелкая медная монета, равная 1/120 динария. (см. деньги)

Летаа

лет’аа (Лев.11:30 ) - небольшая липкая и ядовитая ящерица.

Летушим

Летуш’им (Быт.25:3 ) - ·аналог. Ашурим.

Леха

Л’еха -

а) (челюсть) (Суд.15:9 ,14,19) - город или место в гористой (западной) части Иудеи (точное положение не известно);

б) (ссылка) (1Пар.4:21 ) - город или место в Иудее (·возм., ·предыд., хотя в оригинале имеет иное написание).

Леший

л’еший (Ис.34:14 ) - в большинстве переводов здесь стоит: «чудовище», но еврейские слово «лилит» может означать, как полагают, и «призрак». (см. тж косматые)

Леюмим

Леюм’им (Быт.25:3 ) - ·аналог. Ашурим.

Лжеименное знание

лжеименн’ое зн’ание (1Тим.6:20 ) - в оригинале: «ложное знание».

Лжепророк

лжепрор’ок - выдающий себя за пророка и старающийся выглядеть и действовать как пророк (см.), либо действительно имеющий дар пророчества, но действующий по своей воле или расчету (как Валаам). Лжепророки могут явить и великие знамения, но их следует опасаться (Мат.7:15 ; Мат.24:11 ,24).

Лжесловесник

лжеслов’есник (1Тим.4:2 ) - лжец.

Лжехристы

лжехрист’ы (Мат.24:24 ; Мар.13:22 ) - самозванцы, выдающие себя за Христа или Мессию. Это пророчество Господа скоро начало сбываться. Во 2 ·в. пришел Баркохба и поднял мятеж против римлян, выдавая себя за Мессию. Это стоило иудейскому народу более полумиллиона жизней, полного разрушения Иерусалима (см.) и даже его переименования. Затем появились и другие, перечень которых желающий может посмотреть в Библейском словаре Э.Нюстрема.

Либертинцы

Либерт’инцы (Деян.6:9 ) - захваченные и порабощенные римлянами иудеи, которым позже была дарована свобода. Многие из них были переселены в Африку и другие страны, а часть вернулась в Иудею. Имели свою синагогу в Иерусалиме.

Ливан

Лив’ан (белый) - горная страна на севере Палестины, состоящая из цепи гор, протянувшейся вдоль побережья Средиземного моря более, чем на 150 км (собственно Ливан), и другой цепи, параллельной первой (называемой Антиливан или Ермон), на восточной стороне которой расположен Дамаск. Между горными хребтами простирается Ливанская долина. С одного из склонов Ермона берет свое начало Иордан. Ливан в древности был покрыт кедровыми и кипарисовыми лесами, славился множеством диких зверей. Некоторые его вершины круглый год покрыты снегом. Ливан является северной границей обетованной земли.

-----------------------------------

лив’ан (Исх.30:34 ; Лев.2:1 ,2,16; Лев.24:7 ; Чис.5:15 ; Иер.41:5 ) - см. ладан.

Ливанская долина

Лив’анская дол’ина (Нав.11:17 ; Нав.12:7 ) - долина между горными хребтами Ливан и антиливан. (см. долины, Ливан)

Ливия

Л’ивия (2Пар.12:3 ; 2Пар.16:8 ; Иер.46:9 ; Иез.27:10 ; Иез.30:5 ; Иез.38:5 ; Дан.11:43 ; Наум.3:9 ; Деян.2:10 ) - страна на севере Африки западнее Египта (с главным городом Киринея). В древности словом Ливия часто обозначалась вся северная Африка, за исключением Египта. Название Ливия произошло, как полагают, от имени сына Мицраима Легавим, потомки которого населяли земли на севере Африки. (см. Пула, Фут, Хуб)

Ливна

Л’ивна (белизна) -

а) (Чис.33:20 ,21)- ·аналог. Алуш; (см. Лаван,б)

б) (Нав.10:29 ,31,32,39; Нав.12:15 ; Нав.15:42 ; Нав.21:13 ; 4Цар.8:22 ; 4Цар.19:8 ; 4Цар.23:31 ; 4Цар.24:18 ; 1Пар.6:57 ; 2Пар.21:10 ; Ис.37:9 ; Иер.52:1 ) - древней и хорошо укрепленный ханаанский город, взятый И.Навиным и отданный колену Иудину. Позже стал священническим городом. Расположен в западной, равнинной части Иудеи восточнее Азота.

Ливни

Л’ивни (светлый, белый) -

а) (Исх.6:17 ; Чис.3:18 ,21; Чис.26:58 ; 1Пар.6:17 ) - см. Лаедан,б;

б) (1Пар.6:29 ) - левит из рода Мерари, один из предков Асаии. (см. Кис,в)

Лидда

Л’идда (Езд.2:33 ; Деян.9:32 ,35,38) - город недалеко от Иоппии, называемый греками Диосполис, нынешнее селение Луд (в 1Пар.8:12 ; Неем.7:37 ; Неем.11:35 назван Лод). Находится вне удела Вениаминова.

Лидия

Л’идия -

а) (Иер.46:9 ; Иез.27:10 ; Иез.30:5 ) - территория в Африке по соседству с Египтом, отождествляемая в некоторых местах с Ливией. Она была населена потомками Лудима, славящимися как хорошие воины. Не имеет ничего общего с Лидией в Малой Азии - богатым и могущественным царством, особенно во времена Креза, который был побежден Киром (в Ис.66:19 Лидия в Африке названа Луда);

б) (Деян.16:14 ,40) - уроженка Фиатир (в Лидии, Малая Азия), жительница Филипп. По-видимому, она когда-то обратилась в иудаизм, а затем, через проповедь ·ап. Павла, уверовала во Христа.

Лик

(Ис.52:14 ) - лицо, внешний вид.

Ликаония

Лика’ония (Деян.14:6 ,11) - внутренняя провинция Малой Азии с главным городом Икония, населенная людьми со смешанным греко-сирийским диалектом.

Лики

л’ики (Исх.15:20 ; Суд.11:34 ; Пс.149:3 ; Пс.150:4 ; Лук.15:25 ) - радостные восклицания и пляски (отсюда - ликовать). В древности благодарение Богу часто сопровождалось танцем, скаканием (·срн. 2Цар.6:14 ). (см. музыка)

Ликия

Л’икия (Деян.27:5 ) - провинция в юго-западной части Малой Азии на берегу Средиземного моря с городами Миры и Патара.

Ликхи

Л’икхи (1Пар.7:19 ) - ·аналог. Аниам.

Лилия

л’илия - растение с большими круглыми и колоколообразными цветами, часто с приятным запахом. Особенно прекрасны белые лилии, широко распространенные в Палестине (Мат.6:28 -29).

Лин

(2Тим.4:21 ) - христианин в Риме, от которого ·ап. Павел передает привет Тимофею. По свидетельству Иринея он был первым епископом в Риме. За ним последовал Анаклет, а потом Климент Римский.

Лисаний

Лис’аний (Лук.3:1 ) - правитель Авилинеи (см. четвертовластник).

Лисий

Л’исий - см. Клавдий Лисий .

Лисица

лис’ица - известное хитрое и проворное хищное животное из породы псовых. Этим словом в некоторых местах (Суд.15:4 ; Пс.62:11 ) названы, по-видимому, шакалы (см.).

Листра

Л’истра (Листры) (Деян.14:6 ,8,21; Деян.16:1 ,2; 2Тим.3:11 ) - город в Ликаонии, провинции Малой Азии. В этом городе слушатели ·ап. Павла вначале приняли его за бога (Ермия, то есть Меркурия), а вскоре за этим побили камнями. Ныне его местоположение определяется среди развалин на юг от Иконии.

Листры

Л’истры - см. Листра.

Литра

л’итра (Иоан.19:39 ) - греческая мера веса, равная 0,34 кг. (см. вес)

Лифостротон

Лифострот’он (Иоан.19:13 ) - см. Гаввафа.

Лихва

лихв’а (Неем.5:7 ; Прит.28:8 ; Иез.18:8 ,13,17; Иез.22:12 ) - прибыль, рост или проценты, получаемые за данный заем или оказанные услуги. (см. рост)

Лихоимец

лихо’имец (Прит.29:13 ; 1Кор.5:10 ,11; 1Кор.6:10 ) - берущий подарки или проценты (лихву) за ссужаемые деньги.

Лихоимство

лихо’имство (Мар.7:22 ) - требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток.

Лицеприятие

лицепри’ятие - человекоугодничество, предпочтение одного лица другому в зависимости от личной выгоды (Иак.2:9 ; Иуд.1:16 ).

Лия

Л’ия (дикая корова) (Быт.29:16 ,17,23-25,30-32; Быт.30:9 -14,16-20; Быт.31:4 ,14,33; Быт.33:1 ,7; Быт.34:1 ; Быт.46:15 ,18; Быт.49:31 ; Руф.4:11 ) - старшая дочь Лавана и первая из двух жен Иакова, на которой он вынужден был жениться, стремясь получить Рахиль, которую любил. Слабая глазами, менее любимая, она родила Иакову шесть сыновей (в том числе Левия и Иуду) и дочь Дину. Из семидесяти человек, пришедших с Иаковом в Египет (Быт.46:27 ), половина была ее потомки (Быт.46:15 ). Лия, будучи дочерью Лавана, брата Ревекки, матери Иакова, приходилась ему (как и Рахиль) двоюродной сестрой.

Лоамми

Ло’амми (не Мой народ) (Ос.1:9 ) - имя второго сына пророка Осии, имевшее символическое значение.

Лобзание

лоб(ы)з’ание - целование. (см. поцелуй)

Лобызание

лоб(ы)з’ание - целование. (см. поцелуй)

Ловитва

лов’итва (Быт.49:27 ) - пойманная дичь, добыча.

Лог

(Лев.14:10 ,12,15,21,24) - мера жидких тел, равная примерно 0.3 л. (см. меры)

Лод

(1Пар.8:12 ; Неем.7:37 ; Неем.11:35 ) - см. Лидда.

Лодавар

Лодав’ар (2Цар.17:27 ) - см. Давир,б.

Лодевар

Лодев’ар (2Цар.9:4 ,5) - см. Давир,б.

Ложе

л’оже - постель (Рим.7:13 ; Ам.3:12 ), от простой подстилки (одежды), до постели из слоновой кости (Ам.6:4 ). Ложа на востоке в древности были низкими и устраивались обычно вдоль стен помещения, в то время как в середине мог быть низкий же стол для еды.

Ложесна

лож’есна (Исх.13:2 ,12; Исх.34:19 ; Чис.3:12 ; Чис.8:16 ; Чис.18:15 ; Лук.2:23 ) - матка, утроба, чрево матери - место, где зарождается и созревает плод (·срн. Иер.20:17 ; Рим.4:19 ).

Лоза

лоз’а - основной ствол (гибкий стебель) виноградного дерева, несущий на себе ветви (Иоан.15:5 ).

Лоида

Ло’ида (2Тим.1:5 ) - бабка Тимофея, в которой пребывала «нелицемерная вера».

Локоть

л’окоть - древняя мера длины, равная примерно 0.5 м. (см. меры)

Лоно

л’оно - это слово в одних местах имеет значения ложа, вместилища (Втор.13:6 ; 2Цар.12:8 ; Мих.7:5 ; Лук.16:22 ,23; см. Иафет), а в других - колен и груди, охвата, объятий человека (Чис.5:21 ; Плач.2:12 ; Лук.6:38 ).

Лопата

лоп’ата (Ис.30:24 ; Мат.3:12 ; Лук.3:17 ) - имеется в виду инструмент для веяния зерна (см. веять,б).

Лорухама

Лорух’ама (непомилованная) (Ос.1:6 ) - символическое имя, данное пророком Осией своей дочери по повелению Божию.

Лот

(Быт.11:27 ,31; Быт.12:4 ,5; Быт.13:1 ,5,7,8,10-12,14; Быт.14:12 ,16; Быт.19:1 ,5,6,9,10,12,14,15,18, 23,26,30,36; Втор.2:9 ,19; Пс.82:9 ; Лук.17:28 ,29,32; 2Пет.2:7 ) - сын Арана, брата Авраама, вышедший вместе с Авраамом из Ура и странствовавший долгое время вместе с ним, но позже отделившийся от него с большим богатством и поселившийся в Содоме. Лот оставался праведным в душе и мучился окружавшей его жизнью. Был спасен из Содома Ангелами.

Лотан

Лот’ан (Быт.36:20 ,22,29; 1Пар.1:38 ,39) - ·аналог. Ана,б.

Лоток

лот’ок - поднос, блюдо, в которое собирался снимаемый щипцами нагар со светильников (Исх.25:38 ; 3Цар.7:50 ).

Лохеш

Лох’еш (чародей) (Неем.10:24 ) - ·аналог. Азур,а. (см. Галлохеш)

Лошак

лош’ак (3Цар.18:5 ; 4Цар.5:17 ; Езд.2:66 ; Пс.31:9 ; Иез.27:14 ; Зах.14:15 ) - то же, что мул, помесь осла (самца) и лошади (кобылы). Крепкое и выносливое животное, неприхотливое в пище и уходе, употребляемое на востоке (и до сего дня) для перевозки тяжестей и езды. Не способен к размножению (как искусственно получаемое животное). Смешение различных пород животных было запрещено законом (Лев.19:19 ), поэтому евреи получали лошаков, по-видимому, из других стран (·срн. 3Цар.10:25 ). До времени Давида они в Писании не упоминаются.

Луд

(Быт.10:22 ; 1Пар.1:17 ) - один из сыновей Сима, сына Ноя, как полагают, родоначальник племен, населявших Лидию в Малой Азии.

Луда

Л’уда (Ис.66:19 ) - см. Лидия,а.

Лудим

Луд’им (Быт.10:13 ; 1Пар.1:11 ) - сын Мицраима, сына Хама, родоначальник одного из племен, населявших северную Африку. (см. Лидия,а)

Луз

(миндальное дерево) -

а) (Быт.28:19 ; Быт.35:6 ; Быт.48:3 ; Нав.16:2 ; Нав.18:13 ; Суд.1:23 ) - прежнее название Вефиля (оно сохранилось, по-видимому, для какого-то соседнего места - см. Нав.16:2 );

б) (Суд.1:26 ) - другой город, построенный жителями первого (положение не известно). (см. Хеттеи)

Лук

-

а) как оружие в древности имел исключительно важное значение и делался из дерева, рога или металла (Пс.17:35 ). Натягивать лук и стрелять из него требовало большой силы (2Цар.22:35 ), поэтому хорошие стрелки из лука славились высоко. У евреев отличались вениамитяне (1Пар.8:40 ; 1Пар.12:2 ), у язычников - мидяне (Ис.13:18 ), лидяне (Иер.46:9 ). Во 2Цар.1:18 луком названа плачевная песнь о Сауле и Ионафане (в некоторых других переводах - песня лука);

б) (Чис.11:5 ) - известный всем овощ. Египетский лук, как пишут историки, был особенно вкусен.

Лука

Лук’а (сокр. от греч. Луканус) (Кол.4:14 ; 2Тим.4:10 ; Флм.1:23 ) - уроженец Антиохии (по свидетельству Евсевия и Иеронима), врач, прекрасно образованный человек (судя по стилю его языка), евангелист и автор исторической книги Нового Завета - Деяния Святых Апостолов. Верный сотрудник ·ап. Павла, единственный не еврей из авторов книг нового Завета, он впервые косвенно упоминает о себе в Деян.16:10 . После описанных здесь событий он, видимо, остался некоторое время в Филиппах, но позже окончательно присоединился к ·ап. Павлу (Деян.20:5 ) и больше его не оставлял. Полагают, что Евангелие и книгу Деяний Лука начал писать в Кесарии, где он был два года с ·ап. Павлом, а закончил их в Риме. О его дальнейшей жизни ничего не известно.

Лукавый

лук’авый (Мат.5:37 ; Мат.6:13 ; Мат.13:19 ,38; Лук.11:4 ; 1Иоан.2:13 ,14; 1Иоан.3:12 ; 1Иоан.5:18 ; Еф.6:16 ; 2Фес.3:3 ) - олицетворение зла (в указанных местах в оригинале стоит то же слово, что и в Иоан.17:15 ). (см. сатана)

Луки Евангелие

Лук’и Ев’ангелие - третье из синоптических Евангелий (см.), третья книга Нового Завета (см. Библия). Написано евангелистом Лукой, как полагают, около 60 ·г. ·по-РХ во время пребывания ·ап. Павла (руководителя и наставника Луки) в Кесарии. Евангелие написано очень хорошим греческим языком, прекрасным стилем и многими считается лучшей книгой, когда-либо написанной в мире. В отличие от первых двух Евангелий и в дополнение к ним в Евангелии от Луки приведены рассказы о рождении Иоанна Крестителя, о римской переписи населения, дополнительные детали о рождении Спасителя и Его отрочестве; рассказы о видении пастухов, о Закхее, о разбойнике на кресте и об Еммаусских путниках, а также множество притч (см.), среди которых: о милосердном Самарянине, о блудном сыне, о богаче и Лазаре, о неправедном судье, о мытаре и фарисее. Евангелие от Луки повествует также о некоторых чудесах (см.), совершенных Господом, и не записанных в других Евангелиях: о лове рыбы, о воскрешении сына Наинской вдовы, об исцелениях скорченной женщины, десяти прокаженных и раба первосвященника Малха. Это Евангелие рисует нам с особенной силой Истинного Человека в нашем Господе Иисусе Христе.

Лунатик

лун’атик (Мат.4:24 ) - имеется в виду, по-видимому, род эпилептической болезни (·срн. Мат.17:15 ). В древности считалось, что луна имеет вредное влияние (Пс.120:6 ).

Луночка

л’уночка (Ис.3:18 ) - украшение в виде полумесяца, использовавшееся в шейном ожерелье. (см. украшения)

Лухит

Лух’ит (Ис.15:5 ; Иер.48:5 ) - моавитский город на восток от Мертвого моря, надо полагать, в горах.

Луций

Л’уций -

а) (Деян.13:1 ) - Киринеянин, один из пророков и учителей Антиохийской церкви;

б) (Рим.16:21 ) - родственник ·ап. Павла, от которого он передает приветствие римским верующим (·возм., ·предыд. ).

Любовь

люб’овь - это основа Нового (то есть высшего и окончательного) Завета, заключенного Богом с людьми в Сыне Своем, нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, отдавшем за нас Свою жизнь (Иоан.15:13 ). В Моисеевом законе, как и во многих иных религиях, главным считается делание добра, исполнение заповедей. Но дух Нового Завета качественно иной - любовь, которая выше закона (Гал.5:22 -23). Хотя закон и пророки утверждаются на заповедях, основанных на любви к Богу и ближнему (Мат.22:36 -40), совершенная любовь совершенным образом открылась лишь в Иисусе Христе (Иоан.3:16 ; 1Иоан.4:9 -10; Рим.5:8 ). Бог и любовь тождественны (1Иоан.4:8 ,16; 1Кор.13:13 ). И те, кто Божии, пребывают в этой святой любви (1Иоан.4:7 ,11-12).

Для обозначения любви в греческом языке есть три слова: эрос (чувственная любовь), филия (любительство, как напр., в слове философия - любовь к мудрости) и агапе (высшая, духовная любовь). Хотя в русском языке для обозначения любви есть только одно слово, очевидно, есть те же три ее разновидности. Но первые две ничтожны в сравнении с последней, ибо первые две - человеческие, и только последняя - Божественная.

Любодействие

любод’ействие (любодеяние) - более широкое понятие, чем прелюбодеяние (нарушение супружеской верности), ибо включает в себя всякое действие, связанное с похотью. Поэтому оно находится в числе самых отвратительных дел (Отк.21:8 ; Отк.22:15 ).

Любодеяние

любоде’яние - см. любодействие.

Любопрение

любопр’ение (Фил.1:15 ,16; Фил.2:3 ) - излишнее, искусственное старание, стремление выделиться.

Любострастие

любостр’астие (2Пет.2:14 ) - любодейное устремление, похоть.

Любостяжание

любостяж’ание (Лук.12:15 ; 2Пет.2:3 ,14; Еф.5:3 ,5; Кол.3:5 ) - жадность, страсть к обогащению, которая равноценна идолослужению (·срн. 1Тим.6:9 ).

Лядвеи

лядв’еи (Рим.15:27 ) - ляжки, бока или вообще все члены тела (·срн. Втор.32:15 ).

Предыдущая страница Следующая страница