Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕР"-"МЯТ")
Мер’ед (возмущение) (1Пар.4:17 ) - ·аналог. Иалон. |
Мерем’оф (возвышение) - а) (Езд.8:33 ; Неем.3:4 ,21; Неем.10:5 ; Неем.12:3 ) - см. Мераиоф,б; б) (Езд.10:36 ) - ·аналог. Адаия,е. |
М’ерес (Есф.1:14 ) - ·аналог. Адмафа. |
Мерибба’ал (муж Ваала) (1Пар.8:34 ; 1Пар.9:40 ) - другое имя Мемфивосфея (см. Мемфивосфей,а). К концу жизни, когда Мемфивосфей был облагодетельствован Давидом, летописцы, по-видимому, заменили слово «стыд» на «Ваал» (господин или господь, см. Ваал,а, ибо теперь он всеми считался угодным Богу). |
Мер’ива (пререкание, укорение) (Исх.17:7 ; Чис.20:13 ,24; Чис.27:14 ; Втор.32:51 ; Втор.33:8 ; Пс.80:8 ; Пс.105:32 ) - место в Кадесе, в пустыне Син, где израильтяне роптали на Бога и искушали Его из-за отсутствия воды и где Моисей с Аароном согрешили против Господа, не явив Его святости и не проявив полного послушания (·срн. Чис.20:8 ,10-12; Пс.105:33 ). Вода из камня - это слово Божие, а камень преткновения и соблазна - это Сам Христос (·срн. Рим.9:33 ; 1Кор.10:4 ). (см. Масса,б) |
Мер’ова (увеличение, умножение) (1Цар.14:49 ; 1Цар.18:17 ,19) - старшая дочь Саула, обещанная Давиду, но отданная за Адриэла из Мехолы. Во 2Цар.21:8 говорится о ней. |
Мерод’ах - а) (Ис.39:1 ) - см. Беродах Баладан ; б) (Иер.50:2 ) - одно из вавилонских божеств, посвященное войне (как римский Юпитер). Это имя встречается в именах многих персидских царей (см. ·предыд. и Евилмеродах). |
Мер’оз (Суд.5:23 ) - город, жители которого не пришли на помощь Вараку. Был расположен, как полагают, в Изреельской долине южнее Фавора. |
Мер’ом (высокое место) - а) (Нав.11:5 ,7) - небольшое озеро в верхнем течении Иордана, у подножия Ермона, ныне называемое Хуле (Гуле). Возможно, это традиционное мнение ошибочно, ибо израильтяне после поражения своих врагов у вод Меромских преследовали их до долины Мицфы в сторону востока (·ст. 8), а долина эта находится западнее Ермона; б) (1Пар.4:17 ) - см. Иефер,г. |
Мерониф’янин (1Пар.27:30 ) - Иехдия, по-видимому, уроженец Меронофа. |
Мерон’оф (Неем.3:7 ) - очевидно, город, находившийся рядом с Гаваоном и Мицфой. |
М’ерра (горечь) (Исх.15:23 ; Чис.33:8 ,9) - один из станов израильтян в пустыне по пути к Синаю. Как полагают, это горький источник Хавара на восточном берегу Суэцкого залива. Примечание: в древнем Египте был известен прием очищения мутных и грязных вод Нила во время его разливов с помощью кусков олеандрового дерева или процеживанием через стружки или опилки миндального дерева. |
м’еры длины и объема, употреблявшиеся в древности, также как меры веса (см. вес) и величины стоимости отдельных денежных единиц (см. деньги) не всегда возможно определить с точностью, поэтому ниже приводятся наиболее вероятные их величины. (см. тж бат) | Меры длины: | перст | 2 см | | ладонь | 8 см | | пядь | 25 см | | локоть | 50 см | | сажень | 2 м | | трость | 3 м | | стадия | 200 м | | субботний путь | 1-1,5 км | | поприще | 2 км | | дневной путь | 20-40 км | Меры объема жидких тел: | лог | 0,3 л | | фунт | 0,5 л | | каб | 1,3 л | | гин | 4 л | | бат, ефа | 24 л | | кор, хомер | 240 л | Меры объема сыпучих тел: | хиникс | 1 л | | каб | 1,3 л | | гомор | 2,4 л | | сата | 8 л | | ефа, бат | 24 л | | кор, хомер | 240 л |
М’еса (4Цар.3:4 ) - моавитский царь, который решил отложиться от Израиля (перестать платить дань) после смерти Ахава. В 1868 ·г. возле Дивона пастором Клейном был обнаружен большой камень (известный ныне как «Моавитский камень»), на котором этот царь Меса зафиксировал основные события своего царствования, в том числе и изложенные в ·4Цар.3. |
Месопот’амия (земля между реками) (Быт.24:10 ; Быт.25:20 ; Быт.28:6 ,7; Быт.35:9 ,26; Быт.46:15 ; Втор.23:4 ; Суд.3:8 ; 1Пар.19:6 ; Деян.2:9 ; Деян.7:2 ) - область (земля) между реками Тигр и Евфрат. В древности она называлась Арам-Нахараим (Арам двух рек) и была населена потомками Арама (см. Арам,а). (см. тж Сирия) |
Месс’ия (·евр. Машиах - Помазанный Господом) (Иоан.1:41 ; Иоан.4:25 ) - хотя помазанниками назывались и первосвященники, и пророки, и цари (в еврейском тексте в 1Цар.24:7 ; 1Цар.26:10 и др. подобных местах стоит слово «мессия»), это название безраздельно прилагается к Иисусу Христу, Спасителю и Господу, Который был обещан и предвозвещен от начала бытия, вначале неотчетливо (Быт.3:15 ), но затем все более и более ясно (1Цар.2:10 ; Пс.2:2 ; Ис.61:1 ; Дан.7:13 -14; Деян.4:27 ), и Который ожидался на всем протяжении истории израильского народа. (см. помазанник) |
м’есяцы в современном календаре - это фиксированные части солнечного года, но в еврейском календаре они были лунными, то есть продолжающимися от новолуния до новолуния. Они не совпадали с современными месяцами, ибо лунный месяц составляет в среднем 29,5 суток. Двенадцать лунных месяцев дают только 354 дня, поэтому для приведения лунного года в соответствие с солнечным (для сохранения правильного отношения основных праздников к сезонным полевым работам), к лунному еврейскому году каждые три года (точнее - 7 раз каждые 19 лет) добавлялся лишний месяц Ве-Адар (високосный месяц). В древности месяцы обозначались просто порядковыми номерами, хотя некоторые имели и названия (Авив, Зиф, Афаним, Бул). После плена все месяцы получили новые названия, в основном халдейские (см. таблицу). В повествовании о потопе (см.) мы замечаем, что месяц считался равным 30 дням. В 3Цар.4:8 -19 указаны только 12 приставников (·ст. 7), на двенадцать основных месяцев. (см. время) | М е с я ц ы | священного еврейского календаря | гражданского года | Примерное соответствие | 1 | Авив (Нисан) | 7 | апрель | 2 | Зиф | 8 | май | 3 | Сиван | 9 | июнь | 4 | (Таммус) (Фаммуз) | 10 | июль | 5 | (Ав) | 11 | август | 6 | Елул | 12 | сентябрь | 7 | Афаним (Тишри) | 1 | октябрь | 8 | Бул (Маркесван) | 2 | ноябрь | 9 | Кислев (Хаслев) | 3 | декабрь | 10 | Тебеф | 4 | январь | 11 | Шеват | 5 | февраль | 12 | Адар | 6 | март | (12а) | (Ве-Адар) | | |
Меун’им (Езд.2:50 ; Неем.7:52 ) - ·аналог. Аккув,в. |
Меунит’яне (2Пар.26:7 ) - одно из арабских племен, живших на юге Палестины в Каменистой Аравии. Их главный город был Маон (ныне Маан) на восток от Петры. (см. Маонитская страна ) |
Мефа’аф (красота) (Нав.13:18 ; Нав.21:37 ; 1Пар.6:79 ) - левитский город в уделе Рувимовом в районе Медевы и Дивона (в Иер.48:21 назван Мофаф). |
Меф’ег-Гаам’а (2Цар.8:1 ) - выражение означает «контроль над городом», но переведено как имя собственное. (см. имя) |
мех(’и) - мешок, искусно сшитый (как правило) из козьей кожи, для хранения воды или вина. Употреблялся главным образом в дороге, ибо мех нести легче, чем глиняный или каменный сосуд (Быт.21:14 ). |
мех(’и) - мешок, искусно сшитый (как правило) из козьей кожи, для хранения воды или вина. Употреблялся главным образом в дороге, ибо мех нести легче, чем глиняный или каменный сосуд (Быт.21:14 ). |
Мехиа’ель (Быт.4:18 ) - сын Ирада, потомок Каина. |
Мех’ида (соединение) (Езд.2:52 ; Неем.7:54 ) - ·аналог. Аккув,в. |
Мех’ола (1Цар.18:19 ; 2Цар.21:8 ) - см. Авелмехола. |
Мех’она (Неем.11:28 ) - город на юге Иудеи. |
Мецов’ая (1Пар.11:47 ) - неизвестная местность или город. Одни полагают, что он находился близ Хеврона, другие, что это Цоба (см.). |
М’еша - а) (Быт.10:30 ) - неизвестное место; б) (1Пар.2:42 ) - первенец (один из сыновей или потомков) Халева (см.); в) (1Пар.8:9 ) - ·аналог. Авитув. |
Мешезав’ел (Бог освобождает) (Неем.10:21 ; Неем.11:24 ) - один из глав народа из колена Иудина, приложивший печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода), и отец (предок) Петахии, царского управителя (по-видимому, он же в Неем.3:4 назван Мешизабэл). |
Мешел’емия (Иегова вознаграждает) (1Пар.9:21 ; 1Пар.26:1 ,2,9) - левит из потомков Корея, глава рода привратников у восточных ворот храма, потомки которого вернулись из плена с Зоровавелем (в 1Пар.9:17 ,19; Езд.2:42 ; Езд.10:24 ; Неем.7:45 назван Шаллум, в 1Пар.9:31 ; Иер.35:4 - Селлум, в 1Пар.26:14 - Шелемия, а в Неем.12:25 - Мешуллам). |
М’ешех (владение) - а) (Быт.10:2 ; 1Пар.1:5 ; Иез.27:13 ; Иез.32:26 ; Иез.38:2 ; Иез.39:1 ) - один из сыновей Иафета, сына Ноя, родоначальник и название северных (даже крайнесеверных, Иез.39:2 ) диких племен на север от Черного и Каспийского морей (в Пс.119:5 назван Мосох) (полагают, это имя указывает прямо на Москву или Московию); (см. Гог,б) б) (1Пар.1:17 ) - один из сыновей Сима, сына Ноя (в Быт.10:23 назван Маш, сын Арама, другого сына Сима). |
меш’ечки (мешочки) (Иез.13:18 ) - в оригинале и других переводах «чародейные пояса (с амулетами)». |
М’ешизаб’эл (Бог освобождает) (Неем.3:4 ) - предок Мешуллама. (см. Мешезавел) |
Мешиллем’иф (награда, воздаяние) (1Пар.9:12 ) - ·аналог. Адиел (в Неем.11:13 назван Мешиллемоф). |
Мешиллем’оф (награда, воздаяние) - а) (2Пар.28:12 ) - отец (предок) Берехии; б) (Неем.11:13 ) - см. Мешиллемиф. |
Мешов’ав (возвращенный, восстановленный) (1Пар.4:34 ) - ·аналог. Адиил,а. |
Мешулл’ам (друг) - а) (4Цар.22:3 ) - предок Шафана; б) (1Пар.3:19 ) - ·аналог. Берехия,а; в) (1Пар.5:13 ) - ·аналог. Евер,б; г) (1Пар.8:17 ) - ·аналог. Зевадия,б; д) (1Пар.9:7 ; Неем.11:7 ) - ·аналог. Гассенуя; е) (1Пар.9:8 ) - ·аналог. Асаия,г; ж) (1Пар.9:11 ; Неем.11:11 ) - ·аналог. Авиуд,б (в 1Пар.6:12 ,13 назван Селлум, а в Езд.7:2 - Шаллум); з) (1Пар.9:12 ) - ·аналог. Адиел; и) (2Пар.34:12 ) - ·аналог. Захария,с; к) (Езд.8:16 ) - ·аналог. Ариэл; л) (Езд.10:15 ) - ·аналог. Ионафан,л; м) (Езд.10:29 ) - ·аналог. Адая; н) (Неем.3:4 ,30; Неем.6:18 ) - сын (потомок) Берехии (Верехия), чинивший стену Иерусалима, дочь которого была замужем за Иохананом, сыном Шехании, одного из противников восстановления Иерусалима; о) (Неем.3:6 ) - сын (потомок) Бесодии, чинивший Старые ворота Иерусалима; п) (Неем.8:4 ) - ·аналог. Захария,щ; р) (Неем.10:7 ) - ·аналог. Азария,ф; с) (Неем.10:20 ) - ·аналог. Азур,а; т) (Неем.12:13 ) - ·аналог. Адна,в; у) (Неем.12:16 ) - ·аналог. Адна,в; ф) (Неем.12:25 ) - см. Мешелемия; х) (Неем.12:33 ) - ·аналог. Азария,х. Некоторые из перечисленных выше являются, по-видимому, одним и тем же лицом, напр.: к,п,с; т,х. |
Мешуллем’еф (подруга) (4Цар.21:19 ) - дочь Харуца из Ятбы, мать Аммона, царя иудейского. |
(Ис.1:23 ; Иоил.3:7 ; Деян.1:18 ; 2Пет.2:15 ; Иуд.1:11 ) - подарок или вознаграждение (неправедные). |
мздо’имство (2Пар.19:7 ; Рим.15:34 ; Пс.25:10 ) - получение или требование мзды. (см. лихоимство) |
Мивс’ам (благоухание) - а) Быт.25:13 ; 1Пар.1:29 ) - ·аналог. Адбеел; б) (1Пар.4:25 ) - сын (потомок) Шаллума из колена Симеонова. |
Мивх’ар (выбор) (1Пар.11:38 ) - см. Бани. |
Мивц’ар (защита, укрепление) (Быт.36:42 ; 1Пар.1:53 ) - ·аналог. Алва. |
Мигд’ал-Гад (башня судьбы) (Нав.15:37 ) - ·аналог. Адифаим (·возм., нынешнее село Медждель на восток от Аскалона). |
Мигд’ал-Ел (башня Божия) (Нав.19:38 ) - один из укрепленных городов удела Неффалимова, ныне деревушка Мдждал. (см. Магдалинские пределы ) |
Мигд’ол (башня) (Исх.14:2 ; Чис.33:7 ) (Иез.29:10 ; Иез.30:6 ) - общее название укрепленного места (города), относящееся, ·возм., к двум различным пунктам в северо-восточной части Египта (южнее Пелузиума). (см. Магдол) |
Мигр’он - а) (1Цар.14:2 ) - место близ Гивы Вениаминовой; б) (Ис.10:28 ) - место близ Михмаса (ныне развалины, известные под названием Магрун). Возможно, в обоих случаях говорится об одном и том же месте. |
(Ис.21:2 ) - см. Мидия. |
Мидд’ин (протяжение) (Нав.15:61 ) - ·аналог. Ир-Мелах (полагают, это нынешнее место Мердех на берегу Мертвого моря). |
М’идия (4Цар.17:6 ; 4Цар.18:11 ; Езд.6:2 ; Есф.1:3 ,14,18,19; Есф.10:2 ; Ис.13:7 ; Иер.25:25 ; Иер.51:11 ; Дан.5:28 ; Дан.6:8 ,12,15; Дан.8:20 ; Деян.2:9 ) - обширная страна в гористой, но плодородной местности на юго-восток от Каспийского моря с главным городом Екбатана, населенная потомками Мадая, сына Иафета. В древности мидийцы поклонялись единому Богу (под именем Ормузд - Премудрый Господь), но представляли его в виде света и огня. В 6 ·в. ·до-РХ Зороастр утвердил и упорядочил это огнепоклонение. Основой его учения была борьба добра и зла (света и тьмы), которые Зороастр считал существующими изначала. Остатки этого учения еще сильны в умонастроении многих людей. Мидия долгое время была под владычеством Ассирии, на некоторое время обрела независимость, но в 556(536) г. ·до-РХ была покорена Киром, царем персидским, и стала составной частью могучего Мидо-Персидского царства. В 330 ·г. ·до-РХ была покорена Александром Великим. В Ис.21:2 названа Мид. (см. тж Персия) |
Мидраит’яне (1Пар.2:53 ) - ·аналог. Ифрияне. |
М’иза (Быт.36:13 ,17; 1Пар.1:37 ) - ·аналог. Зерах,а. |
Мизг’ав (высокое, укрепленное место) (Иер.48:1 ) - характеристика места переведена как имя собственное. (см. имя) |
М’иклоф (ветви, сучья) - а) (1Пар.8:31 ,32; 1Пар.9:37 ,38) - ·аналог. Авдон,г; б) (1Пар.27:4 ) - князь народа израильского, причисленный к отделению второго месяца служителей царя. |
Микн’ей (владение Иеговы) (1Пар.15:18 ,21) - ·аналог. Азазия,а. |
Милал’ай (красноречивый) (Неем.12:36 ) - ·аналог. Азариил,д. |
Мил’ит (Деян.20:15 ,17; 2Тим.4:20 ) - известный и богатый в древности город на западном побережье Малой Азии у устья реки Меандра. |
М’илка (совет) - а) (Быт.11:29 ; Быт.22:20 ,23; Быт.24:15 ,24) - дочь Арана, сестра Лота, ставшая женой Нахора, брата Арана и Авраама; б) (Чис.26:33 ; Чис.27:1 ; Чис.36:11 ; Нав.17:3 ) - ·аналог. Махла,а. |
М’илло (вал, насыпь) - а) (Суд.9:6 ,20) - укрепленное место в Сихеме (или рядом с ним), ·возм., имевшее башню (Суд.9:47 ); б) (2Цар.5:9 ; 3Цар.9:15 ,24; 3Цар.11:27 ; 4Цар.12:20 ; 1Пар.11:8 ; 2Пар.32:5 ) - одно из укреплений в городе Давидовом (то есть на Сионе). Примечание: в обоих случаях это не есть имя собственное, но означает «укрепление». (см. имя) |
милос’ердие - духовное свойство (плод духа, Гал.5:22 ), при котором человек милостив, любящ, снисходителен. Господь, милосердный ко всем, призывает также и Своих быть милосердными (Мих.6:8 ; Лук.6:36 ), ибо нет милости на земле (Ос.4:1 ; Мих.7:2 ). |
м’илостыня - даяние нуждающемуся, дар из милости. Закон требовал постоянного, делового отношения к нищим (Лев.19:9 -10; Втор.15:7 -11,12-14, ·срн. Мат.26:11 ). |
м’илость - доброта, благосклонность. Милости Божией полна земля (Пс.32:5 ) и Господь желает больше милости, нежели какой-либо жертвы (Ос.6:6 ; Мат.9:13 ). |
м’илоть (3Цар.19:13 ,19; ·4Цар.2,8,13,14; Евр.11:37 ) - верхняя одежда (см.). |
Милх’ом (3Цар.11:5 ,33; 4Цар.23:13 ) - см. Молох. |
м’ина - единица веса в древности (равная приблизительно 720 г, см. вес), а также единица стоимости (равная 60 сиклям, Иез.45:12 ). Две эти единицы (веса и стоимости) были связаны между собой, ибо взвешивание в древности применялось в основном к драгоценным металлам. (см. тж деньги) |
минд’аль (·евр. шакед - бодрствующий) (Быт.30:37 ; Быт.43:11 ; Исх.25:33 ,34; Исх.37:19 ,20; Чис.17:8 ; Екк.12:5 ; Иер.1:11 ) - дерево, красиво цветущее белым цветом раньше других деревьев, даже еще до распускания листьев (в январе), и дающее плод (миндальные орехи) уже в марте. Особенно распространено в Малой Азии и Палестине. |
Мини’амин - а) (2Пар.31:15 ) - ·аналог. Амария,г; б) (Неем.12:17 ) - священник из рода Елеазара, глава шестой чреды, глава священнического рода, вернувшегося из плена с Зоровавелем и приложившего печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода) (в 1Пар.24:9 ; Неем.10:7 ; Неем.12:5 назван Миямин); в) (Неем.12:41 ) - ·аналог. Езер,д. |
Мин’ийское ц’арство (Иер.51:27 ) - древнее царство, располагавшееся в районе озера Ван, и родственное Мидийскому или Армянскому. |
Мин’иф (Суд.11:33 ) - город в земле аммонитской (в Иез.27:17 записано Минниф). |
Минн’иф (Иез.27:17 ) - см. Миниф. |
- поскольку в русском языке этим словом обозначаются два различных понятия: а) покой, гармония, благополучие; и б) общество людей, характер этого общества; в некоторых местах может возникнуть затруднение в понимании, какое из них имеется в виду. Наиболее трудные места следующие: Пс.54:19 ; Пс.84:11 ; Ис.9:6 ; Ис.53:5 ; Дан.8:25 ; Иак.3:18 (два); 2Пет.3:14 ; Рим.16:20 ; Евр.7:2 . В них во всех в оригинале стоит слово, имеющее первое значение - покой, благополучие. Вопреки укоренившемуся и притянутому мнению, будто в таких местах, как Иоан.1:29 ; Иоан.3:16 и других подобных им, имеется в виду весь мир, в них на самом деле говорится о народе, об обществе Израильском (·срн. старые русские выражения: «решить всем миром», «на виду у всего мира», «пойти по миру»). В некоторых местах это слово означает: земля, вселенная (космос), все творение (Мат.16:26 ; 1Тим.6:7 ) (·срн. тварь). Раньше в русском языке было два слова мир. Одно писалось через «и с точкой» и означало: вселенная, общество, все человеческое. Другое писалось как современное и означало только покой, гармонию. Мало известен тот факт, что в заголовке главного романа. Л.Н.Толстого «Война и мир» вначале стояло по замыслу автора слово «мир», написанное через «и с точкой», и заголовок означал «Война и общество» (что мы и видим описанным в романе), но затем оно почему-то было заменено на «мир» в другом смысле (покой). |
М’ирма (обман) (1Пар.8:10 ) - ·аналог. Авитув. |
м’иро (Исх.30:25 ; Исх.37:29 . 1Пар.9:30 ; Песн.1:2 ; Мат.26:7 ,9,12; Мар.14:3 ,4; Лук.7:37 ,38,46; Иоан.11:2 ; Иоан.12:3 ,5; Отк.13:13 ) - масть для священного помазания. Изготовление и употребление мира для других целей было строго запрещено законом (Исх.30:32 -33). (см. ароматы, масть, помазание) |
м’ирра (Песн.1:12 ; Песн.3:6 ; Песн.4:6 ,14; Песн.5:1 ,5,13) - см. смирна. (см. тж ароматы) |
м’ирровое м’асло (Есф.2:12 ) - масть для притирания, благовонный состав, приготовленный с миррою (смирною). (см. ароматы) |
м’ирт(а) (Неем.8:15 ; Ис.41:19 ; Ис.55:13 ; Зах.1:8 ,10,11) - высокое, вечнозеленое дерево с глянцевитыми листьями и розовыми цветами, растущее часто рощами и источающее приятный аромат. |
м’ирт(а) (Неем.8:15 ; Ис.41:19 ; Ис.55:13 ; Зах.1:8 ,10,11) - высокое, вечнозеленое дерево с глянцевитыми листьями и розовыми цветами, растущее часто рощами и источающее приятный аромат. |
М’иры (Деян.27:5 ) - город в провинции Ликия на южном побережье Малой Азии. |
Миса’ил (кто есть Бог?) - а) (Исх.6:22 ; Лев.10:4 ) - ·аналог. Елисафан (в 1Пар.23:20 ; 1Пар.24:24 ,25 назван Миха); б) (Неем.8:4 ) - ·аналог. Захария,щ; в) (Дан.1:6 ,7,11,19; Дан.2:17 ) - см. Азария,ч. |
Мис’ах (Дан.1:7 ; Дан.2:49 ; Дан.3:12 -14,16,19,20,22,23,26,28-30) - см. Азария,ч. |
М’исия (греч. буковый) (Деян.16:7 ,8) - провинция в северо-западной части Малой Азии. На ее побережье в древности была расположена Троя. Ее города Троада, Асс и Пергам упоминаются в Писании. |
Мисреф’оф-Ма’им (кипение вод) (Нав.11:8 ; Нав.13:6 ) - место, близ Сидона, имевшее, по-видимому, источники воды. |
миссион’ерство - хотя этого слова нет в Библии, оно, как и слово «религия» (см.), весьма часто употребляется в христианской практике. Миссионерская деятельность, «посланничество», как они понимаются многими христианами, особенно в экономически развитых и благополучных странах, не были поручены истинно верующим. Слова «...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие...» (Мар.16:15 ), как и другие аналогичные слова Писания, были сказаны только Апостолам. И хотя Апостолы не все (1Кор.12:29 ), всем миссионерам эта роль очень нравится. Но миссионерство, особенно как специальная разъездная деятельность по «обращению душ», не является задачей верующих. Если Сам Отец не приведет кого-то ко Христу (Иоан.6:44 ,65; Иоан.10:29 ; Иоан.17:6 ), этого не сделает никто, какой бы инструкцией он ни пользовался. Делать это за Бога, пусть даже по научно разработанной методике или специальной программе, есть опасное самоволие и самовозвеличение, чем так наполнен и чем так отличается этот мир. Во всем Новом Завете верующим нигде не дано такого поручения, но им поручено, заповедано, вменено в обязанность сохранять вполне статическую позицию (Мат.5:14 -15), прославляя Спасителя своей жизнью (образом жизни) и своим трудом (для своего прокормления и ближних), а старейшинам (пресвитерам) и епископам (руководителям) общин - не метаться по свету (на чужой счет живя «великосветской» жизнью), а в своей среде учить, наставлять, исправлять, являя собой пример и работая своими собственными руками (Пс.21:23 -24,26; Пс.36:3 ; Ос.6:3 ,6; Мих.6:8 ; Зах.8:16 ; Мат.11:12 ; Иоан.6:29 ; Иак.5:16 ; 1Пет.2:12 ; 1Пет.3:15 ; 1Пет.4:10 ; 2Пет.1:5 -11; 2Пет.3:17 -18; Еф.4:28 ; Фил.1:29 ; Фил.2:15 -16; Фил.4:9 ; Кол.4:2 ; 1Фес.4:1 -12; 1Фес.5:11 -14; 2Фес.3:4 ; 1Тим.5:17 ; Отк.2:25 ; Отк.3:11 ). (см. христианство, церковь) |
Мисф’ар (число или рассказ) (Езд.2:2 ) - ·аналог. Билшан (в Неем.7:7 назван Мисфереф). |
Мисфер’еф (форма женского рода слова Мисфар) (Неем.7:7 ) - см. Мисфар. |
Митил’ина (Деян.20:14 ) - главный город острова Лесбос, расположенного у берегов провинции Мисия. Город в древности был богат и, по отзывам многих историков, очень красив. В нем процветали ремесла, литература, искусство. В 546 ·г. ·до-РХ был завоеван Персией, а позже - Грецией. Рядом с его развалинами ныне расположена столица острова - Кастро. |
М’ифка (сладость) (Чис.33:28 ,29) - ·аналог. Алуш. |
Мифни’янин (1Пар.11:43 ) - Иосафат (см. Иосафат,д) (из Мифны?). |
Мифо’ар (Нав.19:13 ) - значение этого слова «и поворачивающий к» переведено как имя собственное. (см. имя) |
Мифред’ат - а) (Езд.1:8 ) - сокровищехранитель персидского царя Кира; б) (Езд.4:7 ) - ·аналог. Бишлам. |
М’иха - а) (Суд.17:1 -4,8-10,12,13; Суд.18:2 -4,13,15,18,22-24,26,27,31) - житель удела Ефремова, по-видимому, человек богатый (1100 сиклей равны 13,2 кг серебра), поставивший у себя истукана, нанявший левита и назвавший свой дом домом Божиим. Его истукана и левита похитили сыны Дана; б) (2Цар.9:12 ; 1Пар.8:34 ,35; 1Пар.9:40 ,41) - сын Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саула; в) (1Пар.5:5 ) - ·аналог. Ваал,д; г) (1Пар.9:15 ; Неем.10:11 ; Неем.11:17 ,22) - левит из рода Асафа, глава рода, один из предков Матфании (см. Матфания,б), Захарии (см. Захария,б) и Уззия (см. Уззий,д) (в Неем.12:35 назван Михей); д) (1Пар.23:20 ; 1Пар.24:24 ,25) - см. Мисаил,а. |
Миха’ил (кто как Бог?) - а) (1Пар.5:13 ) - ·аналог. Евер,б; б) (1Пар.5:14 ) - ·аналог. Буз,а; в) (1Пар.6:40 ) - ·аналог. Адаия,б; г) (1Пар.7:3 ) - ·аналог. Иоиль,д; д) (1Пар.8:16 ) - ·аналог. Арад,б; е) (1Пар.12:20 ) - ·аналог. Аднах; ж) (1Пар.27:18 ) - отец (предок) Омри; з) (2Пар.21:2 ) - ·аналог. Захария,н; и) (Езд.8:8 ) - отец (предок) Зевадии; к) (Дан.10:13 ,21; Дан.12:1 ; Иуд.1:9 ; Отк.12:7 ) - Архангел, один из первых князей, покровитель избранного народа Божия. |
Миха’иль (кто как Бог?) (Чис.13:14 ) - отец (предок) Сефура. |
Мих’аия (2Пар.13:2 ) - см. Мааха,д. |
Мих’ей - а) (3Цар.22:8 ,9,13-15,19,24-26,28; 2Пар.18:7 ,8,13,14,16,18,23-25,27) - сын (потомок) Иемвлая, истинный пророк Божий, среди множества лжепророков, сказавший истину Ахаву. О нем больше ничего не известно; б) (4Цар.22:12 ; 2Пар.34:20 ) - отец (предок) Ахбора (Авдона); в) (2Пар.17:7 ) - один из князей, посланных царем Иосафатом учить народ закону Божию; г) (Неем.12:35 ) - см. Миха,г; д) (Неем.12:41 ) - ·аналог. Езер,д; е) (Иер.26:18 ; Мих.1:1 ) - Морасфитянин или Морасфитин (из Морешеф-Гефа?), один из малых пророков, о происхождении и жизни которого в Священном Писании нет никаких сведений за исключением того, что он пророчествовал во дни царей Иоафама, Ахаза и Езекии, то есть был современником пророка Исаии (·срн. Ис.1:1 ); ж) (Иер.36:11 ,13) - сын Гемарии, писца царского, по-видимому отрок, который не выдержал и пересказал слышанные им слова пророчества, которые слышал и находившийся тут же его отец (·ст. 12), но молчавший о них (как и другие). |
Мих’ея прор’ока кн’ига - 33-я книга Ветхого Завета, шестая книга в ряду книг малых пророков (см. Библия). Книга содержит многие великие пророчества, повторенные не раз в последующие времена. Так, пророчество об Иерусалиме (Мих.3:12 ) было вспомянуто на совете о судьбе пророка Иеремии (Иер.26:18 ) и это обстоятельство способствовало сохранению его жизни. Другое пророчество о рождении Спасителя в небольшом городке Вифлееме (Мих.5:2 ) хорошо знали все книжники во дни Ирода (Мат.2:5 -6). Наконец и Сам Господь приводит слова пророка Михея (·срн. Мат.10:35 -36 и Мих.7:6 ). Во время пророка Михея Иудея пережила переход от благополучного царствования Иосафата к бедам при Ахазе который должен был платить большую дань ассирийцам. Это вызвало многие злоупотребления со стороны князей, судей, пророков и священников (·Мих.2). За это нечестие народа израильского его ожидали кары, но в последние дни «гора Дома Господня поставлена будет во главу гор» (Мих.4:1 , ·срн. Ис.2:2 и далее). |
Михм’ас (скрытый) (1Цар.13:2 ,5,11,16,23; 1Цар.14:5 ,31; Езд.2:27 ; Неем.7:31 ; Неем.11:31 ; Ис.10:28 ) - город в уделе Вениаминовом севернее Гивы (нынешнее село Мукмас). |
Михмеф’аф (Нав.16:6 ; Нав.17:7 ) - пограничный город между уделами Ефремовым и Манассииным в районе Сихема. |
М’ихрий (ценный) (1Пар.9:8 ) - один из предков Элы. |
М’ицпа (смотреть, наблюдать, а также - стража, сторожевое место) - а) (Быт.31:49 ) - см. Галаад,б; б) (3Цар.15:22 ) - см. Массифа,в. Примечание: в обоих случаях характеристика или значение места переведено как имя собственное. (см. имя) |
Мицра’им (Быт.10:6 , 13; 1Пар.1:8 ,11) - один из сыновей Хама и имя его потомков, населявших Египет, а также название этой страны во многих еврейских писаниях. |
М’ицфа (смотреть, наблюдать, а также - стража, сторожевое место) - а) (Нав.11:8 ) - см. Массифа,а; б) (Неем.3:7 ,15,19) - см. Массифа,в. см. примечание к слову Мицпа. |
М’ицфе (смотреть, наблюдать, а также - стража, сторожевое место) - а) (Нав.15:38 ) - ·аналог. Адифаим; б) (Нав.18:26 ) - см. Массифа,в. |
Миш’ал (молитва) (Нав.19:26 ; Нав.21:30 ) - см. Машал. |
Миш’ам (быстрота, проворность) (1Пар.8:12 ) - ·аналог. Берия,в. |
М’ишма (слушание) - а) (Быт.25:14 ; 1Пар.1:30 ) - ·аналог. Адбеел; б) (1Пар.4:25 ,26) - сын (потомок) Мивсама из колена Симеонова. |
Мишм’анна (тучность, полнота) (1Пар.12:10 ) - ·аналог. Афай. |
Мишп’ат (суд, решение) (Быт.14:7 ) - см. Кадес. |
Ми’ямин - а) (1Пар.24:9 ; Неем.10:7 ; Неем.12:5 ) - см. Миниамин,б; б) (Езд.10:25 ) - ·аналог. Венаия,а. |
Мнас’он (Деян.21:16 ) - Кипрянин, ученик, у которого остановился ·ап. Павел по прибытии в Иерусалим. |
Мо’ав (потомство отца) - сын Лота от его старшей дочери (Быт.19:37 ) и имя народа, потомков Моава, который занимал земли на восток от Мертвого моря южнее Арнона (Чис.21:13 ; Чис.22:36 ; Суд.11:18 ), а также некоторые земли вдоль Иордана в районе Фасги (Чис.21:20 ) и против Иерихона (Чис.22:1 ; Чис.33:48 ), хотя эти последние называются также аморрейскими владениями (Нав.12:3 ). (см. Моавитяне) |
Мо’ава пуст’ыня (Втор.2:8 ) - по-видимому, пустынные места на юго-восток от Мертвого моря в земле Моава. (см. пустыня) |
Моавит’яне - Моав, потомки Моава, грубые идолопоклонники, поклонявшиеся Хамосу и Ваал-Фегору (см.), которых чтили безнравственным богослужением и которыми пытались соблазнить израильтян (Ос.9:10 ). Они пригласили Валаама, чтобы проклясть Израиля, а в последующие дни часто вели против него и военные действия, за что над ними был произнесен суровый приговор (Втор.23:3 ). Все пророчества о них (Иер.48:9 ; Ам.2:1 ; Соф.2:9 ) сбылись - ныне их земля пустынна и необитаема. Но в последние дни Господь обещает вернуть плен Моава (суд на Моава доселе, Иер.48:47 ). Из этого народа была Руфь (Руф.2:6 ), которая пришла с Ноеминью к ее народу и ее Богу, стала женой Вооза и упомянута в родословии Иисуса Христа. (см. народы древней Палестины ) |
Мо’адия (Неем.12:17 ) - см. Маадия. |
Мод’ад (любовь) (Чис.11:26 ,27) - ·аналог. Елдад. |
можжев’ельник (3Цар.19:4 ; Рим.30:4 ) - хвойное кустарниковое вечнозеленое растение из семейства кипарисовых с мелкими листьями, прямостоящее и стелющееся. Растет на сухих местах, дает мало тени. Во многих переводах в указанных местах стоит «дрок» (см.). |
М’озер (узы, оковы) (Втор.10:6 ) - один из станов израильтян в пустыне у горы Ор, где умер Аарон (в Чис.33:30 ,31 назван Мосероф). |
Моис’еево Пятикн’ижие - закон, первые пять книг Священного Писания (см. Библия), написанные чрез Моисея, но ·возм., не все и не целиком написанные им самим (такое предположение вытекает из Езд.9:11 -12). Ко времени выхода евреев из Египта (15 ·в. ·до-РХ) в этой стране было известно иероглифическое письмо, но финикияне уже изобрели свой алфавит, который приняли многие восточные народы, в том числе и евреи. Свой закон Моисей, по-видимому, многократно объяснял и растолковывал народу (Исх.18:16 ) по каждому конкретному случаю и, таким образом, он остался в памяти народа и после был записан. Во всяком случае, часть книги Второзаконие была написана после Моисея, ·возм., И.Навиным. Скрижали завета, названные десятисловием (Исх.34:28 ), были исписаны письменами Божиими с обеих сторон (Исх.32:15 -16). Кроме того, Моисей пользовался писаной книгой завета (Исх.24:7 ). Закон Моисеев (то есть Пятикнижие, которое до сих пор у евреев именуется Тора), раньше составлял одно целое (Езд.6:18 ; Неем.8:1 ) и разделен был, по-видимому, только семьюдесятью переводчиками, ибо все современные названия книг Пятикнижия не еврейские, но греческие (см. под соответствующими названиями). Все законы и установления Моисеевы святы, чисты, открыты, направлены к истине, ибо все они Божии. Их основа любовь к Богу (Мат.22:40 ), чего мы не находим во всей мудрости языческой. Очень важно отметить, что закон Моисеев не предписывает какие-либо жертвоприношения, как основу служения Богу, но главным считает только послушание голосу Божию (Иер.7:22 -23). И действительно, Бог никогда даже не упрекал Свой народ за то, что он не собирался три раза в год в храме на основные праздники (Втор.16:16 ) (это просто и практически невозможно), или за то, что по несколько веков не исполнялось строжайшее постановление о Пасхе (Исх.12:14 ,24-25; 4Цар.23:22 ), но за уклонение к иным богам Господь строго предупреждал много раз и именно за этот грех Он отдал евреев в чужие руки и рассеял их по всей земле. Многие установления Моисеева закона вошли в практическое законодательство, а заповеди от четвертой до девятой включительно буквально являются законами почти всех наций на земле. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Мол’ада (рождение, возникновение) (Нав.15:26 ; Нав.19:2 ; 1Пар.4:28 ; Неем.11:26 ) - ·аналог. Ацем (развалины этого города обнаружены восточнее Вирсавии в местечка Эль-Мильх). |
Молех’еф (в оригинале Хаммолехеф - царица) (1Пар.7:18 ) - сестра Галаада. |
Мол’ид (родитель) (1Пар.2:29 ) - ·аналог. Ахбан. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
мол’итва Госп’одня (Мат.6:9 -13; Лук.11:2 -4) - образец молитвы, данный Самим Господом Иисусом Христом Его ученикам по их просьбе. Поскольку она образец, в ней все поучительно для нас. Главное, что мы в ней видим, молитва Господня (то есть молитва, угодная Богу) состоит из двух, ясно выделенных частей: первой - о Божием, и второй - о человеческом. Также точно, на две половины, делятся и десять заповедей: первые пять - о Божием (почитание родителей в духовном смысле приравнивается к почитанию Бога), другие пять - о человеческом. В Священном Писании мы находим более 70 молитв в Ветхом Завете и около десяти - в Новом Завете и почти все они построены именно по этому образцу. Вот наиболее значительные из них: Быт.32:9 -12; 3Цар.3:6 -9; 3Цар.8:23 -53; 4Цар.19:15 -19; 1Пар.29:10 -19; 2Пар.20:6 -12; Неем.1:5 -11; Неем.9:6 -38; Пс.84:2 -8; Иер.32:17 -25; ·Иоан.17; Деян.1:24 -25; Деян.4:24 -30; Еф.3:14 -21. Если же молящийся дерзал с самого начала упоминать о себе, то не иначе, как с целью особенно подчеркнуть величие и милосердие Божие и свои ничтожество и грехи: 1Цар.2:1 -10; Езд.9:6 -15; ·Пс.16; 83; 85; 101; 137; 142; Дан.9:4 -19; Ион.2:2 -10; Авв.3:2 -19; Иоан.11:41 -42. |
мол’итвенный дом (Деян.16:13 ) - см. синагога. |
молотьб’а - отделение зерна от колоса после просушивания. Осуществлялось в древности либо с помощью волов, которых пускали ходить по разложенным снопам (Втор.24:5 ; Ос.10:11 ) с прицепленными к ним повозками в виде саней с зубчатыми полозьями (1Пар.21:23 ; ·срн. 2Цар.24:22 ), либо вручную, с помощью таких же зубчатых молотил или просто палок (Суд.6:11 ; Ис.28:27 ; Ис.41:15 ; Ам.1:3 ). После этого зерно веяли (см.) на ветру для отделения его от мякины и соломы, которые сжигались (Мат.3:12 ). |
М’олох (родственно слову «мелех», см.) (Лев.18:21 ; Лев.20:2 -5; 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:10 ; Иер.32:35 ; Ам.5:26 ; Деян.7:43 ) - божество сирийцев, финикиян и аммонитян, изображавшееся в виде человека с бычьей головой и протянутыми вперед руками, в которые клались приносимые в жертву дети, сгоравшие в огне, разложенном под идолом. Это называлось «проводить через огонь » (см.). Молох олицетворял силу огня и указанные народы поклонялись ему задолго до прихода евреев в обетованную землю. Несмотря на запрет, народ Божий совратился в это идолослужение и в долине сынов Енномовых под Иерусалимом был сооружен истукан этому богу (в 3Цар.11:5 ,33; 4Цар.23:13 назван Милхом, в Иер.49:1 ,3 - Малхом, а в Соф.1:5 - просто «царь»). (см. Ваал) |
М’олхий (Иер.21:1 ) - см. Малхий. |
мон’ета (Быт.33:19 ; Нав.24:32 ; Мат.22:19 ) - в первых двух случаях имеется в виду, очевидно, просто слиток или кусок серебра (·срн. Быт.23:16 ) весом в четыре сикля, в последнем - уже чеканная монета. (см. деньги) |
Морасф’итин (Морасфитянин) (Иер.26:18 ; Мих.1:1 ) - прозвище пророка Михея (см. Михей,е), очевидно, по месту его рождения. |
Морасфит’янин - см. Морасфитин. |
Мор’е (предсказатель) - а) (Быт.12:6 ; Втор.11:30 ) - дубрава близ Сихема (ее название, видимо, говорит о ее назначении); (см. дубрава, имя) б) (Суд.7:1 ) - холм в Изреельской долине севернее источника Харод (см.). -----------------------------------
м’оре - большое скопление воды, которая в Священном Писании часто имеет символический смысл. В Дан.7:2 ,3; Отк.13:1 словом «море» обозначается все зло мира, которого на новой земле уже не будет (Отк.21:1 ). В других местах этим словом обозначены великие реки: Евфрат (Иер.51:36 ,42) и Нил (Наум.3:8 ). (см. вода) |
м’оре вел’икое - Средиземное море. (см. великое море ) |
м’оре вост’очное (Иоил.2:20 ; Зах.14:8 ) - см. восточное море . |
м’оре Галил’ейское - см. Геннисаретское озеро . |
м’оре Ег’ипетское (Ис.11:15 ) - см. Чермное море . |
м’оре з’ападное (Втор.11:24 ; Иоил.2:20 ; Зах.14:8 ) - Средиземное море. |
м’оре м’едное (3Цар.7:23 ,44; 4Цар.16:7 ; 4Цар.25:13 ; 1Пар.18:8 ; 2Пар.4:2 ,6; Иер.52:17 ,20) - огромная медная чаша круглой формы диаметром примерно 5 м, высотой примерно 2,5 м, вмещавшая 72000 (или до 108000) л воды для омывания священников. Была поставлена на двенадцати отлитых из меди же волах между жертвенником и храмом с южной стороны. Ахаз снял ее с медных волов и поставил на пол. Позже халдеи изломали ее и медь увезли в Вавилон. |
м’оре пуст’ыни (равн’ины) (Втор.3:17 ; Втор.4:49 ; Нав.3:16 ; Нав.12:3 ; 4Цар.14:25 ) - см. восточное море . |
м’оре Сол’еное (Быт.14:3 ; Чис.34:3 ,12; Втор.3:17 ; Нав.3:16 ; Нав.12:3 ; Нав.15:2 ,5; Нав.18:19 ) - см. восточное море . |
м’оре Филист’имское (Исх.23:31 ) - Средиземное море. |
м’оре Ч’ермное - см. Чермное море . |
Мор’еш (Мих.1:15 ) - см. Мареша,б. |
Мореш’еф-Геф (владение Гефа) (Мих.1:14 ) - город в западной части Иудеи (в районе Гефа?). Полагают, здесь родился пророк Михей. |
М’ориа (Быт.22:2 ; 2Пар.3:1 ) - местность и гора на северо-восток от Сиона (города Давидова), первоначально не входившая в границы Иерусалима. На ней было гумно Орны Иевусеянина. На этой горе Авраам готов был принести в жертву Исаака и здесь по повелению Божию Давид соорудил жертвенник, где позже Соломон построил храм (см.). |
м’оровая ’язва - см. язва. |
Мосер’оф (мн. от Мозер - узы, оковы) (Чис.33:30 ,31) - см. Мозер. |
М’осох (Пс.119:5 ) - см. Мешех,а. |
Моф’аф (красота) (Иер.48:21 ) - см. Мефааф. |
М’оца (исход) - а) (Нав.18:26 ) - ·аналог. Аввим; б) (1Пар.2:46 ) - ·аналог. Газез,а; в) (1Пар.8:36 ,37; 1Пар.9:42 ,43) - ·аналог. Ацел. |
мреж’а (Иез.32:3 ) - род рыболовной сети. |
- кроме общепринятого теперь значения «супруг» очень часто употребляется в Библии в значении просто «мужчина» (1Цар.15:3 ; 2Пар.6:16 ; Рим.4:17 ; Деян.10:1 ), а также - личность, человек в высоком смысле (Суд.6:12 ; Дан.10:11 ; Иоан.1:30 ), поэтому, напр., в 1Тим.2:12 имеются в виду не мужья, а мужчины вообще. (см. жена, мужчина) |
мужел’ожство (1Тим.1:10 ) - содомский грех, удовлетворение половой похоти мужчины с мужчиной (Рим.1:27 ). Из-за этого греха едва не погибло колено Рувимово (·Суд.19 и далее). |
мужч’ина - «любимое насаждение Господа» (Ис.5:7 ), основной представитель не только избранного Божиего, но любого народа, вообще - весь народ (Исх.19:14 -15). И это не потому, что «это придумали сами мужчины», как говорят сторонники и сторонницы эмансипации, но это воля Божия (см. женщина, ·срн. 1Кор.14:34 ; 1Тим.2:11 -12 - все женщины; Еф.5:22 -24 - жены, ·срн. Быт.3:16 ). Все, что ни предписывал закон выполнять, он все это требовал от мужчин (не случайно в 1Кор.14:34 указано: «как и закон говорит»). Священниками, певцами и любыми служителями в скинии и храме были мужчины; освящаться по закону должны были только первенцы мужского пола (Исх.13:2 ); на основные праздники пред лицо Господа должны были являться (следовательно, и есть Пасху) мужчины (Исх.23:14 -17); исчислялись только мужчины (Чис.1:2 ; Мат.14:21 ; Мат.15:38 ); учениками Христа были только мужчины (·Мат.10; ·Лук.10) и т.д.. Искусственное выравнивание в положении и правах женщины относительно мужчины как в мире, так и в современной «церкви», есть человеческое своеволие, не приводящее ни к чему хорошему. (см. тж муж, жена) |
м’узыка - как видно из Писания, широко использовалась в древности евреями при всяких торжественных событиях и при богослужении, но характер ее теперь трудно определить. Вероятно, это была более ритмическая, чем гармоническая музыка. Возможно также, это были протяжные мелодии, приспособленные для исполнения псалмов. Прекращение музыки и особенно пения (которое, по-видимому, было более распространено, чем отдельно музыка) считалось большим бедствием (Иер.25:10 ; Иез.26:13 ). Наравне с пением и музыкой были распространены и танцы (см. лики), даже и в религиозных целях (1Цар.18:6 ; 2Цар.6:14 ; Иер.31:4 ). В Библии упоминаются следующие музыкальные инструменты: струнные - арфа, гусли, псалтирь, цевница, цитра; духовые - рог, свирель, симфония, труба; ударные - кимвал, систра, тимпан. Кроме того, упоминаются следующие музыкальные термины: Аламоф, Гефское орудие, Махалаф, Шошанним Эдуф (см.). (см. тж пение) |
(2Цар.13:29 ; 2Цар.18:9 ; 3Цар.1:33 ,38,44; 3Цар.4:28 ; 3Цар.10:25 ; 1Пар.12:40 ; Есф.8:10 ; Ис.66:20 ) - см. лошак. |
Мупп’им (Быт.46:21 ) - ·аналог. Ард (по-видимому, он же в Чис.26:39 назван Шефуфам, в 1Пар.7:12 ,15 - Шупим, а в 1Пар.8:5 - Шефуфан). |
М’уши (отступающий, покидающий) (Исх.6:19 ; Чис.3:20 ,33; Чис.26:58 ; 1Пар.6:19 ,47; 1Пар.23:21 ,23; 1Пар.24:26 ,30) - ·аналог. Махли,а. |
м’ытарь - сборщик податей и налогов в пользу римской казны. Как правило, такие чиновники назначались из римлян, но они часто нанимали себе помощников из местного населения. За вымогательство и всевозможные обсчеты они считались страшными грешниками и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского (Мат.18:17 ). Но Господь Иисус Христос не только ел и пил с ними (Мат.9:11 ), но одного из них избрал Своим Апостолом (Мат.10:3 ). Русское слово «мытарь» происходит от слова «мытарство» - страдание, мука. В оригинале везде: «сборщик податей и налогов». |
м’ышца - сила, рука (см.). |
м’ята (Мат.23:23 ; Лук.11:42 ) - садовое и дикорастущее, широко распространенное многолетнее травянистое растение, имеющее очень невысокую цену. |