Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕР"-"МЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕР"-"МЯТ")

Меред

Мер’ед (возмущение) (1Пар.4:17 ) - ·аналог. Иалон.

Меремоф

Мерем’оф (возвышение) -

а) (Езд.8:33 ; Неем.3:4 ,21; Неем.10:5 ; Неем.12:3 ) - см. Мераиоф,б;

б) (Езд.10:36 ) - ·аналог. Адаия,е.

Мерес

М’ерес (Есф.1:14 ) - ·аналог. Адмафа.

Мериббаал

Мерибба’ал (муж Ваала) (1Пар.8:34 ; 1Пар.9:40 ) - другое имя Мемфивосфея (см. Мемфивосфей,а). К концу жизни, когда Мемфивосфей был облагодетельствован Давидом, летописцы, по-видимому, заменили слово «стыд» на «Ваал» (господин или господь, см. Ваал,а, ибо теперь он всеми считался угодным Богу).

Мерива

Мер’ива (пререкание, укорение) (Исх.17:7 ; Чис.20:13 ,24; Чис.27:14 ; Втор.32:51 ; Втор.33:8 ; Пс.80:8 ; Пс.105:32 ) - место в Кадесе, в пустыне Син, где израильтяне роптали на Бога и искушали Его из-за отсутствия воды и где Моисей с Аароном согрешили против Господа, не явив Его святости и не проявив полного послушания (·срн. Чис.20:8 ,10-12; Пс.105:33 ). Вода из камня - это слово Божие, а камень преткновения и соблазна - это Сам Христос (·срн. Рим.9:33 ; 1Кор.10:4 ). (см. Масса,б)

Мерова

Мер’ова (увеличение, умножение) (1Цар.14:49 ; 1Цар.18:17 ,19) - старшая дочь Саула, обещанная Давиду, но отданная за Адриэла из Мехолы. Во 2Цар.21:8 говорится о ней.

Меродах

Мерод’ах -

а) (Ис.39:1 ) - см. Беродах Баладан ;

б) (Иер.50:2 ) - одно из вавилонских божеств, посвященное войне (как римский Юпитер). Это имя встречается в именах многих персидских царей (см. ·предыд. и Евилмеродах).

Мероз

Мер’оз (Суд.5:23 ) - город, жители которого не пришли на помощь Вараку. Был расположен, как полагают, в Изреельской долине южнее Фавора.

Мером

Мер’ом (высокое место) -

а) (Нав.11:5 ,7) - небольшое озеро в верхнем течении Иордана, у подножия Ермона, ныне называемое Хуле (Гуле). Возможно, это традиционное мнение ошибочно, ибо израильтяне после поражения своих врагов у вод Меромских преследовали их до долины Мицфы в сторону востока (·ст. 8), а долина эта находится западнее Ермона;

б) (1Пар.4:17 ) - см. Иефер,г.

Меронифянин

Мерониф’янин (1Пар.27:30 ) - Иехдия, по-видимому, уроженец Меронофа.

Мероноф

Мерон’оф (Неем.3:7 ) - очевидно, город, находившийся рядом с Гаваоном и Мицфой.

Мерра

М’ерра (горечь) (Исх.15:23 ; Чис.33:8 ,9) - один из станов израильтян в пустыне по пути к Синаю. Как полагают, это горький источник Хавара на восточном берегу Суэцкого залива.

Примечание: в древнем Египте был известен прием очищения мутных и грязных вод Нила во время его разливов с помощью кусков олеандрового дерева или процеживанием через стружки или опилки миндального дерева.

Меры

м’еры длины и объема, употреблявшиеся в древности, также как меры веса (см. вес) и величины стоимости отдельных денежных единиц (см. деньги) не всегда возможно определить с точностью, поэтому ниже приводятся наиболее вероятные их величины. (см. тж бат)

| Меры длины: | перст | 2 см

| | ладонь | 8 см

| | пядь | 25 см

| | локоть | 50 см

| | сажень | 2 м

| | трость | 3 м

| | стадия | 200 м

| | субботний путь | 1-1,5 км

| | поприще | 2 км

| | дневной путь | 20-40 км

| Меры объема жидких тел: | лог | 0,3 л

| | фунт | 0,5 л

| | каб | 1,3 л

| | гин | 4 л

| | бат, ефа | 24 л

| | кор, хомер | 240 л

| Меры объема сыпучих тел: | хиникс | 1 л

| | каб | 1,3 л

| | гомор | 2,4 л

| | сата | 8 л

| | ефа, бат | 24 л

| | кор, хомер | 240 л

Меса

М’еса (4Цар.3:4 ) - моавитский царь, который решил отложиться от Израиля (перестать платить дань) после смерти Ахава. В 1868 ·г. возле Дивона пастором Клейном был обнаружен большой камень (известный ныне как «Моавитский камень»), на котором этот царь Меса зафиксировал основные события своего царствования, в том числе и изложенные в ·4Цар.3.

Месопотамия

Месопот’амия (земля между реками) (Быт.24:10 ; Быт.25:20 ; Быт.28:6 ,7; Быт.35:9 ,26; Быт.46:15 ; Втор.23:4 ; Суд.3:8 ; 1Пар.19:6 ; Деян.2:9 ; Деян.7:2 ) - область (земля) между реками Тигр и Евфрат. В древности она называлась Арам-Нахараим (Арам двух рек) и была населена потомками Арама (см. Арам,а). (см. тж Сирия)

Мессия

Месс’ия (·евр. Машиах - Помазанный Господом) (Иоан.1:41 ; Иоан.4:25 ) - хотя помазанниками назывались и первосвященники, и пророки, и цари (в еврейском тексте в 1Цар.24:7 ; 1Цар.26:10 и др. подобных местах стоит слово «мессия»), это название безраздельно прилагается к Иисусу Христу, Спасителю и Господу, Который был обещан и предвозвещен от начала бытия, вначале неотчетливо (Быт.3:15 ), но затем все более и более ясно (1Цар.2:10 ; Пс.2:2 ; Ис.61:1 ; Дан.7:13 -14; Деян.4:27 ), и Который ожидался на всем протяжении истории израильского народа. (см. помазанник)

Месяцы

м’есяцы в современном календаре - это фиксированные части солнечного года, но в еврейском календаре они были лунными, то есть продолжающимися от новолуния до новолуния. Они не совпадали с современными месяцами, ибо лунный месяц составляет в среднем 29,5 суток. Двенадцать лунных месяцев дают только 354 дня, поэтому для приведения лунного года в соответствие с солнечным (для сохранения правильного отношения основных праздников к сезонным полевым работам), к лунному еврейскому году каждые три года (точнее - 7 раз каждые 19 лет) добавлялся лишний месяц Ве-Адар (високосный месяц). В древности месяцы обозначались просто порядковыми номерами, хотя некоторые имели и названия (Авив, Зиф, Афаним, Бул). После плена все месяцы получили новые названия, в основном халдейские (см. таблицу). В повествовании о потопе (см.) мы замечаем, что месяц считался равным 30 дням. В 3Цар.4:8 -19 указаны только 12 приставников (·ст. 7), на двенадцать основных месяцев. (см. время)

| М е с я ц ы

| священного еврейского календаря | гражданского года | Примерное соответствие

| 1 | Авив (Нисан) | 7 | апрель

| 2 | Зиф | 8 | май

| 3 | Сиван | 9 | июнь

| 4 | (Таммус) (Фаммуз) | 10 | июль

| 5 | (Ав) | 11 | август

| 6 | Елул | 12 | сентябрь

| 7 | Афаним (Тишри) | 1 | октябрь

| 8 | Бул (Маркесван) | 2 | ноябрь

| 9 | Кислев (Хаслев) | 3 | декабрь

| 10 | Тебеф | 4 | январь

| 11 | Шеват | 5 | февраль

| 12 | Адар | 6 | март

| (12а) | (Ве-Адар) | |

Меуним

Меун’им (Езд.2:50 ; Неем.7:52 ) - ·аналог. Аккув,в.

Меунитяне

Меунит’яне (2Пар.26:7 ) - одно из арабских племен, живших на юге Палестины в Каменистой Аравии. Их главный город был Маон (ныне Маан) на восток от Петры. (см. Маонитская страна )

Мефааф

Мефа’аф (красота) (Нав.13:18 ; Нав.21:37 ; 1Пар.6:79 ) - левитский город в уделе Рувимовом в районе Медевы и Дивона (в Иер.48:21 назван Мофаф).

Мефег-Гаама

Меф’ег-Гаам’а (2Цар.8:1 ) - выражение означает «контроль над городом», но переведено как имя собственное. (см. имя)

Мех

мех(’и) - мешок, искусно сшитый (как правило) из козьей кожи, для хранения воды или вина. Употреблялся главным образом в дороге, ибо мех нести легче, чем глиняный или каменный сосуд (Быт.21:14 ).

Мехи

мех(’и) - мешок, искусно сшитый (как правило) из козьей кожи, для хранения воды или вина. Употреблялся главным образом в дороге, ибо мех нести легче, чем глиняный или каменный сосуд (Быт.21:14 ).

Мехиаель

Мехиа’ель (Быт.4:18 ) - сын Ирада, потомок Каина.

Мехида

Мех’ида (соединение) (Езд.2:52 ; Неем.7:54 ) - ·аналог. Аккув,в.

Мехола

Мех’ола (1Цар.18:19 ; 2Цар.21:8 ) - см. Авелмехола.

Мехона

Мех’она (Неем.11:28 ) - город на юге Иудеи.

Мецовая

Мецов’ая (1Пар.11:47 ) - неизвестная местность или город. Одни полагают, что он находился близ Хеврона, другие, что это Цоба (см.).

Меша

М’еша -

а) (Быт.10:30 ) - неизвестное место;

б) (1Пар.2:42 ) - первенец (один из сыновей или потомков) Халева (см.);

в) (1Пар.8:9 ) - ·аналог. Авитув.

Мешезавел

Мешезав’ел (Бог освобождает) (Неем.10:21 ; Неем.11:24 ) - один из глав народа из колена Иудина, приложивший печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода), и отец (предок) Петахии, царского управителя (по-видимому, он же в Неем.3:4 назван Мешизабэл).

Мешелемия

Мешел’емия (Иегова вознаграждает) (1Пар.9:21 ; 1Пар.26:1 ,2,9) - левит из потомков Корея, глава рода привратников у восточных ворот храма, потомки которого вернулись из плена с Зоровавелем (в 1Пар.9:17 ,19; Езд.2:42 ; Езд.10:24 ; Неем.7:45 назван Шаллум, в 1Пар.9:31 ; Иер.35:4 - Селлум, в 1Пар.26:14 - Шелемия, а в Неем.12:25 - Мешуллам).

Мешех

М’ешех (владение) -

а) (Быт.10:2 ; 1Пар.1:5 ; Иез.27:13 ; Иез.32:26 ; Иез.38:2 ; Иез.39:1 ) - один из сыновей Иафета, сына Ноя, родоначальник и название северных (даже крайнесеверных, Иез.39:2 ) диких племен на север от Черного и Каспийского морей (в Пс.119:5 назван Мосох) (полагают, это имя указывает прямо на Москву или Московию); (см. Гог,б)

б) (1Пар.1:17 ) - один из сыновей Сима, сына Ноя (в Быт.10:23 назван Маш, сын Арама, другого сына Сима).

Мешечки

меш’ечки (мешочки) (Иез.13:18 ) - в оригинале и других переводах «чародейные пояса (с амулетами)».

Мешизабэл

М’ешизаб’эл (Бог освобождает) (Неем.3:4 ) - предок Мешуллама. (см. Мешезавел)

Мешиллемиф

Мешиллем’иф (награда, воздаяние) (1Пар.9:12 ) - ·аналог. Адиел (в Неем.11:13 назван Мешиллемоф).

Мешиллемоф

Мешиллем’оф (награда, воздаяние) -

а) (2Пар.28:12 ) - отец (предок) Берехии;

б) (Неем.11:13 ) - см. Мешиллемиф.

Мешовав

Мешов’ав (возвращенный, восстановленный) (1Пар.4:34 ) - ·аналог. Адиил,а.

Мешуллам

Мешулл’ам (друг) -

а) (4Цар.22:3 ) - предок Шафана;

б) (1Пар.3:19 ) - ·аналог. Берехия,а;

в) (1Пар.5:13 ) - ·аналог. Евер,б;

г) (1Пар.8:17 ) - ·аналог. Зевадия,б;

д) (1Пар.9:7 ; Неем.11:7 ) - ·аналог. Гассенуя;

е) (1Пар.9:8 ) - ·аналог. Асаия,г;

ж) (1Пар.9:11 ; Неем.11:11 ) - ·аналог. Авиуд,б (в 1Пар.6:12 ,13 назван Селлум, а в Езд.7:2 - Шаллум);

з) (1Пар.9:12 ) - ·аналог. Адиел;

и) (2Пар.34:12 ) - ·аналог. Захария,с;

к) (Езд.8:16 ) - ·аналог. Ариэл;

л) (Езд.10:15 ) - ·аналог. Ионафан,л;

м) (Езд.10:29 ) - ·аналог. Адая;

н) (Неем.3:4 ,30; Неем.6:18 ) - сын (потомок) Берехии (Верехия), чинивший стену Иерусалима, дочь которого была замужем за Иохананом, сыном Шехании, одного из противников восстановления Иерусалима;

о) (Неем.3:6 ) - сын (потомок) Бесодии, чинивший Старые ворота Иерусалима;

п) (Неем.8:4 ) - ·аналог. Захария,щ;

р) (Неем.10:7 ) - ·аналог. Азария,ф;

с) (Неем.10:20 ) - ·аналог. Азур,а;

т) (Неем.12:13 ) - ·аналог. Адна,в;

у) (Неем.12:16 ) - ·аналог. Адна,в;

ф) (Неем.12:25 ) - см. Мешелемия;

х) (Неем.12:33 ) - ·аналог. Азария,х.

Некоторые из перечисленных выше являются, по-видимому, одним и тем же лицом, напр.: к,п,с; т,х.

Мешуллемеф

Мешуллем’еф (подруга) (4Цар.21:19 ) - дочь Харуца из Ятбы, мать Аммона, царя иудейского.

Мзда

(Ис.1:23 ; Иоил.3:7 ; Деян.1:18 ; 2Пет.2:15 ; Иуд.1:11 ) - подарок или вознаграждение (неправедные).

Мздоимство

мздо’имство (2Пар.19:7 ; Рим.15:34 ; Пс.25:10 ) - получение или требование мзды. (см. лихоимство)

Мивсам

Мивс’ам (благоухание) -

а) Быт.25:13 ; 1Пар.1:29 ) - ·аналог. Адбеел;

б) (1Пар.4:25 ) - сын (потомок) Шаллума из колена Симеонова.

Мивхар

Мивх’ар (выбор) (1Пар.11:38 ) - см. Бани.

Мивцар

Мивц’ар (защита, укрепление) (Быт.36:42 ; 1Пар.1:53 ) - ·аналог. Алва.

Мигдал-Гад

Мигд’ал-Гад (башня судьбы) (Нав.15:37 ) - ·аналог. Адифаим (·возм., нынешнее село Медждель на восток от Аскалона).

Мигдал-Ел

Мигд’ал-Ел (башня Божия) (Нав.19:38 ) - один из укрепленных городов удела Неффалимова, ныне деревушка Мдждал. (см. Магдалинские пределы )

Мигдол

Мигд’ол (башня) (Исх.14:2 ; Чис.33:7 ) (Иез.29:10 ; Иез.30:6 ) - общее название укрепленного места (города), относящееся, ·возм., к двум различным пунктам в северо-восточной части Египта (южнее Пелузиума). (см. Магдол)

Мигрон

Мигр’он -

а) (1Цар.14:2 ) - место близ Гивы Вениаминовой;

б) (Ис.10:28 ) - место близ Михмаса (ныне развалины, известные под названием Магрун).

Возможно, в обоих случаях говорится об одном и том же месте.

Мид

(Ис.21:2 ) - см. Мидия.

Миддин

Мидд’ин (протяжение) (Нав.15:61 ) - ·аналог. Ир-Мелах (полагают, это нынешнее место Мердех на берегу Мертвого моря).

Мидия

М’идия (4Цар.17:6 ; 4Цар.18:11 ; Езд.6:2 ; Есф.1:3 ,14,18,19; Есф.10:2 ; Ис.13:7 ; Иер.25:25 ; Иер.51:11 ; Дан.5:28 ; Дан.6:8 ,12,15; Дан.8:20 ; Деян.2:9 ) - обширная страна в гористой, но плодородной местности на юго-восток от Каспийского моря с главным городом Екбатана, населенная потомками Мадая, сына Иафета. В древности мидийцы поклонялись единому Богу (под именем Ормузд - Премудрый Господь), но представляли его в виде света и огня. В 6 ·в. ·до-РХ Зороастр утвердил и упорядочил это огнепоклонение. Основой его учения была борьба добра и зла (света и тьмы), которые Зороастр считал существующими изначала. Остатки этого учения еще сильны в умонастроении многих людей.

Мидия долгое время была под владычеством Ассирии, на некоторое время обрела независимость, но в 556(536) г. ·до-РХ была покорена Киром, царем персидским, и стала составной частью могучего Мидо-Персидского царства. В 330 ·г. ·до-РХ была покорена Александром Великим. В Ис.21:2 названа Мид. (см. тж Персия)

Мидраитяне

Мидраит’яне (1Пар.2:53 ) - ·аналог. Ифрияне.

Миза

М’иза (Быт.36:13 ,17; 1Пар.1:37 ) - ·аналог. Зерах,а.

Мизгав

Мизг’ав (высокое, укрепленное место) (Иер.48:1 ) - характеристика места переведена как имя собственное. (см. имя)

Миклоф

М’иклоф (ветви, сучья) -

а) (1Пар.8:31 ,32; 1Пар.9:37 ,38) - ·аналог. Авдон,г;

б) (1Пар.27:4 ) - князь народа израильского, причисленный к отделению второго месяца служителей царя.

Микней

Микн’ей (владение Иеговы) (1Пар.15:18 ,21) - ·аналог. Азазия,а.

Милалай

Милал’ай (красноречивый) (Неем.12:36 ) - ·аналог. Азариил,д.

Милит

Мил’ит (Деян.20:15 ,17; 2Тим.4:20 ) - известный и богатый в древности город на западном побережье Малой Азии у устья реки Меандра.

Милка

М’илка (совет) -

а) (Быт.11:29 ; Быт.22:20 ,23; Быт.24:15 ,24) - дочь Арана, сестра Лота, ставшая женой Нахора, брата Арана и Авраама;

б) (Чис.26:33 ; Чис.27:1 ; Чис.36:11 ; Нав.17:3 ) - ·аналог. Махла,а.

Милло

М’илло (вал, насыпь) -

а) (Суд.9:6 ,20) - укрепленное место в Сихеме (или рядом с ним), ·возм., имевшее башню (Суд.9:47 );

б) (2Цар.5:9 ; 3Цар.9:15 ,24; 3Цар.11:27 ; 4Цар.12:20 ; 1Пар.11:8 ; 2Пар.32:5 ) - одно из укреплений в городе Давидовом (то есть на Сионе).

Примечание: в обоих случаях это не есть имя собственное, но означает «укрепление». (см. имя)

Милосердие

милос’ердие - духовное свойство (плод духа, Гал.5:22 ), при котором человек милостив, любящ, снисходителен. Господь, милосердный ко всем, призывает также и Своих быть милосердными (Мих.6:8 ; Лук.6:36 ), ибо нет милости на земле (Ос.4:1 ; Мих.7:2 ).

Милостыня

м’илостыня - даяние нуждающемуся, дар из милости. Закон требовал постоянного, делового отношения к нищим (Лев.19:9 -10; Втор.15:7 -11,12-14, ·срн. Мат.26:11 ).

Милость

м’илость - доброта, благосклонность. Милости Божией полна земля (Пс.32:5 ) и Господь желает больше милости, нежели какой-либо жертвы (Ос.6:6 ; Мат.9:13 ).

Милоть

м’илоть (3Цар.19:13 ,19; ·4Цар.2,8,13,14; Евр.11:37 ) - верхняя одежда (см.).

Милхом

Милх’ом (3Цар.11:5 ,33; 4Цар.23:13 ) - см. Молох.

Мина

м’ина - единица веса в древности (равная приблизительно 720 г, см. вес), а также единица стоимости (равная 60 сиклям, Иез.45:12 ). Две эти единицы (веса и стоимости) были связаны между собой, ибо взвешивание в древности применялось в основном к драгоценным металлам. (см. тж деньги)

Миндаль

минд’аль (·евр. шакед - бодрствующий) (Быт.30:37 ; Быт.43:11 ; Исх.25:33 ,34; Исх.37:19 ,20; Чис.17:8 ; Екк.12:5 ; Иер.1:11 ) - дерево, красиво цветущее белым цветом раньше других деревьев, даже еще до распускания листьев (в январе), и дающее плод (миндальные орехи) уже в марте. Особенно распространено в Малой Азии и Палестине.

Миниамин

Мини’амин -

а) (2Пар.31:15 ) - ·аналог. Амария,г;

б) (Неем.12:17 ) - священник из рода Елеазара, глава шестой чреды, глава священнического рода, вернувшегося из плена с Зоровавелем и приложившего печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода) (в 1Пар.24:9 ; Неем.10:7 ; Неем.12:5 назван Миямин);

в) (Неем.12:41 ) - ·аналог. Езер,д.

Минийское царство

Мин’ийское ц’арство (Иер.51:27 ) - древнее царство, располагавшееся в районе озера Ван, и родственное Мидийскому или Армянскому.

Миниф

Мин’иф (Суд.11:33 ) - город в земле аммонитской (в Иез.27:17 записано Минниф).

Минниф

Минн’иф (Иез.27:17 ) - см. Миниф.

Мир

- поскольку в русском языке этим словом обозначаются два различных понятия: а) покой, гармония, благополучие; и б) общество людей, характер этого общества; в некоторых местах может возникнуть затруднение в понимании, какое из них имеется в виду. Наиболее трудные места следующие: Пс.54:19 ; Пс.84:11 ; Ис.9:6 ; Ис.53:5 ; Дан.8:25 ; Иак.3:18 (два); 2Пет.3:14 ; Рим.16:20 ; Евр.7:2 . В них во всех в оригинале стоит слово, имеющее первое значение - покой, благополучие.

Вопреки укоренившемуся и притянутому мнению, будто в таких местах, как Иоан.1:29 ; Иоан.3:16 и других подобных им, имеется в виду весь мир, в них на самом деле говорится о народе, об обществе Израильском (·срн. старые русские выражения: «решить всем миром», «на виду у всего мира», «пойти по миру»).

В некоторых местах это слово означает: земля, вселенная (космос), все творение (Мат.16:26 ; 1Тим.6:7 ) (·срн. тварь).

Раньше в русском языке было два слова мир. Одно писалось через «и с точкой» и означало: вселенная, общество, все человеческое. Другое писалось как современное и означало только покой, гармонию. Мало известен тот факт, что в заголовке главного романа. Л.Н.Толстого «Война и мир» вначале стояло по замыслу автора слово «мир», написанное через «и с точкой», и заголовок означал «Война и общество» (что мы и видим описанным в романе), но затем оно почему-то было заменено на «мир» в другом смысле (покой).

Мирма

М’ирма (обман) (1Пар.8:10 ) - ·аналог. Авитув.

Миро

м’иро (Исх.30:25 ; Исх.37:29 . 1Пар.9:30 ; Песн.1:2 ; Мат.26:7 ,9,12; Мар.14:3 ,4; Лук.7:37 ,38,46; Иоан.11:2 ; Иоан.12:3 ,5; Отк.13:13 ) - масть для священного помазания. Изготовление и употребление мира для других целей было строго запрещено законом (Исх.30:32 -33). (см. ароматы, масть, помазание)

Мирра

м’ирра (Песн.1:12 ; Песн.3:6 ; Песн.4:6 ,14; Песн.5:1 ,5,13) - см. смирна. (см. тж ароматы)

Мирровое масло

м’ирровое м’асло (Есф.2:12 ) - масть для притирания, благовонный состав, приготовленный с миррою (смирною). (см. ароматы)

Мирт

м’ирт(а) (Неем.8:15 ; Ис.41:19 ; Ис.55:13 ; Зах.1:8 ,10,11) - высокое, вечнозеленое дерево с глянцевитыми листьями и розовыми цветами, растущее часто рощами и источающее приятный аромат.

Мирта

м’ирт(а) (Неем.8:15 ; Ис.41:19 ; Ис.55:13 ; Зах.1:8 ,10,11) - высокое, вечнозеленое дерево с глянцевитыми листьями и розовыми цветами, растущее часто рощами и источающее приятный аромат.

Миры

М’иры (Деян.27:5 ) - город в провинции Ликия на южном побережье Малой Азии.

Мисаил

Миса’ил (кто есть Бог?) -

а) (Исх.6:22 ; Лев.10:4 ) - ·аналог. Елисафан (в 1Пар.23:20 ; 1Пар.24:24 ,25 назван Миха);

б) (Неем.8:4 ) - ·аналог. Захария,щ;

в) (Дан.1:6 ,7,11,19; Дан.2:17 ) - см. Азария,ч.

Мисах

Мис’ах (Дан.1:7 ; Дан.2:49 ; Дан.3:12 -14,16,19,20,22,23,26,28-30) - см. Азария,ч.

Мисия

М’исия (греч. буковый) (Деян.16:7 ,8) - провинция в северо-западной части Малой Азии. На ее побережье в древности была расположена Троя. Ее города Троада, Асс и Пергам упоминаются в Писании.

Мисрефоф-Маим

Мисреф’оф-Ма’им (кипение вод) (Нав.11:8 ; Нав.13:6 ) - место, близ Сидона, имевшее, по-видимому, источники воды.

Миссионерство

миссион’ерство - хотя этого слова нет в Библии, оно, как и слово «религия» (см.), весьма часто употребляется в христианской практике. Миссионерская деятельность, «посланничество», как они понимаются многими христианами, особенно в экономически развитых и благополучных странах, не были поручены истинно верующим. Слова «...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие...» (Мар.16:15 ), как и другие аналогичные слова Писания, были сказаны только Апостолам. И хотя Апостолы не все (1Кор.12:29 ), всем миссионерам эта роль очень нравится. Но миссионерство, особенно как специальная разъездная деятельность по «обращению душ», не является задачей верующих. Если Сам Отец не приведет кого-то ко Христу (Иоан.6:44 ,65; Иоан.10:29 ; Иоан.17:6 ), этого не сделает никто, какой бы инструкцией он ни пользовался. Делать это за Бога, пусть даже по научно разработанной методике или специальной программе, есть опасное самоволие и самовозвеличение, чем так наполнен и чем так отличается этот мир. Во всем Новом Завете верующим нигде не дано такого поручения, но им поручено, заповедано, вменено в обязанность сохранять вполне статическую позицию (Мат.5:14 -15), прославляя Спасителя своей жизнью (образом жизни) и своим трудом (для своего прокормления и ближних), а старейшинам (пресвитерам) и епископам (руководителям) общин - не метаться по свету (на чужой счет живя «великосветской» жизнью), а в своей среде учить, наставлять, исправлять, являя собой пример и работая своими собственными руками (Пс.21:23 -24,26; Пс.36:3 ; Ос.6:3 ,6; Мих.6:8 ; Зах.8:16 ; Мат.11:12 ; Иоан.6:29 ; Иак.5:16 ; 1Пет.2:12 ; 1Пет.3:15 ; 1Пет.4:10 ; 2Пет.1:5 -11; 2Пет.3:17 -18; Еф.4:28 ; Фил.1:29 ; Фил.2:15 -16; Фил.4:9 ; Кол.4:2 ; 1Фес.4:1 -12; 1Фес.5:11 -14; 2Фес.3:4 ; 1Тим.5:17 ; Отк.2:25 ; Отк.3:11 ). (см. христианство, церковь)

Мисфар

Мисф’ар (число или рассказ) (Езд.2:2 ) - ·аналог. Билшан (в Неем.7:7 назван Мисфереф).

Мисфереф

Мисфер’еф (форма женского рода слова Мисфар) (Неем.7:7 ) - см. Мисфар.

Митилина

Митил’ина (Деян.20:14 ) - главный город острова Лесбос, расположенного у берегов провинции Мисия. Город в древности был богат и, по отзывам многих историков, очень красив. В нем процветали ремесла, литература, искусство. В 546 ·г. ·до-РХ был завоеван Персией, а позже - Грецией. Рядом с его развалинами ныне расположена столица острова - Кастро.

Мифка

М’ифка (сладость) (Чис.33:28 ,29) - ·аналог. Алуш.

Мифниянин

Мифни’янин (1Пар.11:43 ) - Иосафат (см. Иосафат,д) (из Мифны?).

Мифоар

Мифо’ар (Нав.19:13 ) - значение этого слова «и поворачивающий к» переведено как имя собственное. (см. имя)

Мифредат

Мифред’ат -

а) (Езд.1:8 ) - сокровищехранитель персидского царя Кира;

б) (Езд.4:7 ) - ·аналог. Бишлам.

Миха

М’иха -

а) (Суд.17:1 -4,8-10,12,13; Суд.18:2 -4,13,15,18,22-24,26,27,31) - житель удела Ефремова, по-видимому, человек богатый (1100 сиклей равны 13,2 кг серебра), поставивший у себя истукана, нанявший левита и назвавший свой дом домом Божиим. Его истукана и левита похитили сыны Дана;

б) (2Цар.9:12 ; 1Пар.8:34 ,35; 1Пар.9:40 ,41) - сын Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саула;

в) (1Пар.5:5 ) - ·аналог. Ваал,д;

г) (1Пар.9:15 ; Неем.10:11 ; Неем.11:17 ,22) - левит из рода Асафа, глава рода, один из предков Матфании (см. Матфания,б), Захарии (см. Захария,б) и Уззия (см. Уззий,д) (в Неем.12:35 назван Михей);

д) (1Пар.23:20 ; 1Пар.24:24 ,25) - см. Мисаил,а.

Михаил

Миха’ил (кто как Бог?) -

а) (1Пар.5:13 ) - ·аналог. Евер,б;

б) (1Пар.5:14 ) - ·аналог. Буз,а;

в) (1Пар.6:40 ) - ·аналог. Адаия,б;

г) (1Пар.7:3 ) - ·аналог. Иоиль,д;

д) (1Пар.8:16 ) - ·аналог. Арад,б;

е) (1Пар.12:20 ) - ·аналог. Аднах;

ж) (1Пар.27:18 ) - отец (предок) Омри;

з) (2Пар.21:2 ) - ·аналог. Захария,н;

и) (Езд.8:8 ) - отец (предок) Зевадии;

к) (Дан.10:13 ,21; Дан.12:1 ; Иуд.1:9 ; Отк.12:7 ) - Архангел, один из первых князей, покровитель избранного народа Божия.

Михаиль

Миха’иль (кто как Бог?) (Чис.13:14 ) - отец (предок) Сефура.

Михаия

Мих’аия (2Пар.13:2 ) - см. Мааха,д.

Михей

Мих’ей -

а) (3Цар.22:8 ,9,13-15,19,24-26,28; 2Пар.18:7 ,8,13,14,16,18,23-25,27) - сын (потомок) Иемвлая, истинный пророк Божий, среди множества лжепророков, сказавший истину Ахаву. О нем больше ничего не известно;

б) (4Цар.22:12 ; 2Пар.34:20 ) - отец (предок) Ахбора (Авдона);

в) (2Пар.17:7 ) - один из князей, посланных царем Иосафатом учить народ закону Божию;

г) (Неем.12:35 ) - см. Миха,г;

д) (Неем.12:41 ) - ·аналог. Езер,д;

е) (Иер.26:18 ; Мих.1:1 ) - Морасфитянин или Морасфитин (из Морешеф-Гефа?), один из малых пророков, о происхождении и жизни которого в Священном Писании нет никаких сведений за исключением того, что он пророчествовал во дни царей Иоафама, Ахаза и Езекии, то есть был современником пророка Исаии (·срн. Ис.1:1 );

ж) (Иер.36:11 ,13) - сын Гемарии, писца царского, по-видимому отрок, который не выдержал и пересказал слышанные им слова пророчества, которые слышал и находившийся тут же его отец (·ст. 12), но молчавший о них (как и другие).

Михея пророка книга

Мих’ея прор’ока кн’ига - 33-я книга Ветхого Завета, шестая книга в ряду книг малых пророков (см. Библия). Книга содержит многие великие пророчества, повторенные не раз в последующие времена. Так, пророчество об Иерусалиме (Мих.3:12 ) было вспомянуто на совете о судьбе пророка Иеремии (Иер.26:18 ) и это обстоятельство способствовало сохранению его жизни. Другое пророчество о рождении Спасителя в небольшом городке Вифлееме (Мих.5:2 ) хорошо знали все книжники во дни Ирода (Мат.2:5 -6). Наконец и Сам Господь приводит слова пророка Михея (·срн. Мат.10:35 -36 и Мих.7:6 ). Во время пророка Михея Иудея пережила переход от благополучного царствования Иосафата к бедам при Ахазе который должен был платить большую дань ассирийцам. Это вызвало многие злоупотребления со стороны князей, судей, пророков и священников (·Мих.2). За это нечестие народа израильского его ожидали кары, но в последние дни «гора Дома Господня поставлена будет во главу гор» (Мих.4:1 , ·срн. Ис.2:2 и далее).

Михмас

Михм’ас (скрытый) (1Цар.13:2 ,5,11,16,23; 1Цар.14:5 ,31; Езд.2:27 ; Неем.7:31 ; Неем.11:31 ; Ис.10:28 ) - город в уделе Вениаминовом севернее Гивы (нынешнее село Мукмас).

Михмефаф

Михмеф’аф (Нав.16:6 ; Нав.17:7 ) - пограничный город между уделами Ефремовым и Манассииным в районе Сихема.

Михрий

М’ихрий (ценный) (1Пар.9:8 ) - один из предков Элы.

Мицпа

М’ицпа (смотреть, наблюдать, а также - стража, сторожевое место) -

а) (Быт.31:49 ) - см. Галаад,б;

б) (3Цар.15:22 ) - см. Массифа,в.

Примечание: в обоих случаях характеристика или значение места переведено как имя собственное. (см. имя)

Мицраим

Мицра’им (Быт.10:6 , 13; 1Пар.1:8 ,11) - один из сыновей Хама и имя его потомков, населявших Египет, а также название этой страны во многих еврейских писаниях.

Мицфа

М’ицфа (смотреть, наблюдать, а также - стража, сторожевое место) -

а) (Нав.11:8 ) - см. Массифа,а;

б) (Неем.3:7 ,15,19) - см. Массифа,в.

см. примечание к слову Мицпа.

Мицфе

М’ицфе (смотреть, наблюдать, а также - стража, сторожевое место) -

а) (Нав.15:38 ) - ·аналог. Адифаим;

б) (Нав.18:26 ) - см. Массифа,в.

Мишал

Миш’ал (молитва) (Нав.19:26 ; Нав.21:30 ) - см. Машал.

Мишам

Миш’ам (быстрота, проворность) (1Пар.8:12 ) - ·аналог. Берия,в.

Мишма

М’ишма (слушание) -

а) (Быт.25:14 ; 1Пар.1:30 ) - ·аналог. Адбеел;

б) (1Пар.4:25 ,26) - сын (потомок) Мивсама из колена Симеонова.

Мишманна

Мишм’анна (тучность, полнота) (1Пар.12:10 ) - ·аналог. Афай.

Мишпат

Мишп’ат (суд, решение) (Быт.14:7 ) - см. Кадес.

Миямин

Ми’ямин -

а) (1Пар.24:9 ; Неем.10:7 ; Неем.12:5 ) - см. Миниамин,б;

б) (Езд.10:25 ) - ·аналог. Венаия,а.

Мнасон

Мнас’он (Деян.21:16 ) - Кипрянин, ученик, у которого остановился ·ап. Павел по прибытии в Иерусалим.

Моав

Мо’ав (потомство отца) - сын Лота от его старшей дочери (Быт.19:37 ) и имя народа, потомков Моава, который занимал земли на восток от Мертвого моря южнее Арнона (Чис.21:13 ; Чис.22:36 ; Суд.11:18 ), а также некоторые земли вдоль Иордана в районе Фасги (Чис.21:20 ) и против Иерихона (Чис.22:1 ; Чис.33:48 ), хотя эти последние называются также аморрейскими владениями (Нав.12:3 ). (см. Моавитяне)

Моава пустыня

Мо’ава пуст’ыня (Втор.2:8 ) - по-видимому, пустынные места на юго-восток от Мертвого моря в земле Моава. (см. пустыня)

Моавитяне

Моавит’яне - Моав, потомки Моава, грубые идолопоклонники, поклонявшиеся Хамосу и Ваал-Фегору (см.), которых чтили безнравственным богослужением и которыми пытались соблазнить израильтян (Ос.9:10 ). Они пригласили Валаама, чтобы проклясть Израиля, а в последующие дни часто вели против него и военные действия, за что над ними был произнесен суровый приговор (Втор.23:3 ). Все пророчества о них (Иер.48:9 ; Ам.2:1 ; Соф.2:9 ) сбылись - ныне их земля пустынна и необитаема. Но в последние дни Господь обещает вернуть плен Моава (суд на Моава доселе, Иер.48:47 ). Из этого народа была Руфь (Руф.2:6 ), которая пришла с Ноеминью к ее народу и ее Богу, стала женой Вооза и упомянута в родословии Иисуса Христа. (см. народы древней Палестины )

Моадия

Мо’адия (Неем.12:17 ) - см. Маадия.

Модад

Мод’ад (любовь) (Чис.11:26 ,27) - ·аналог. Елдад.

Можжевельник

можжев’ельник (3Цар.19:4 ; Рим.30:4 ) - хвойное кустарниковое вечнозеленое растение из семейства кипарисовых с мелкими листьями, прямостоящее и стелющееся. Растет на сухих местах, дает мало тени. Во многих переводах в указанных местах стоит «дрок» (см.).

Мозер

М’озер (узы, оковы) (Втор.10:6 ) - один из станов израильтян в пустыне у горы Ор, где умер Аарон (в Чис.33:30 ,31 назван Мосероф).

Моисеево Пятикнижие

Моис’еево Пятикн’ижие - закон, первые пять книг Священного Писания (см. Библия), написанные чрез Моисея, но ·возм., не все и не целиком написанные им самим (такое предположение вытекает из Езд.9:11 -12). Ко времени выхода евреев из Египта (15 ·в. ·до-РХ) в этой стране было известно иероглифическое письмо, но финикияне уже изобрели свой алфавит, который приняли многие восточные народы, в том числе и евреи. Свой закон Моисей, по-видимому, многократно объяснял и растолковывал народу (Исх.18:16 ) по каждому конкретному случаю и, таким образом, он остался в памяти народа и после был записан. Во всяком случае, часть книги Второзаконие была написана после Моисея, ·возм., И.Навиным. Скрижали завета, названные десятисловием (Исх.34:28 ), были исписаны письменами Божиими с обеих сторон (Исх.32:15 -16). Кроме того, Моисей пользовался писаной книгой завета (Исх.24:7 ). Закон Моисеев (то есть Пятикнижие, которое до сих пор у евреев именуется Тора), раньше составлял одно целое (Езд.6:18 ; Неем.8:1 ) и разделен был, по-видимому, только семьюдесятью переводчиками, ибо все современные названия книг Пятикнижия не еврейские, но греческие (см. под соответствующими названиями).

Все законы и установления Моисеевы святы, чисты, открыты, направлены к истине, ибо все они Божии. Их основа любовь к Богу (Мат.22:40 ), чего мы не находим во всей мудрости языческой. Очень важно отметить, что закон Моисеев не предписывает какие-либо жертвоприношения, как основу служения Богу, но главным считает только послушание голосу Божию (Иер.7:22 -23). И действительно, Бог никогда даже не упрекал Свой народ за то, что он не собирался три раза в год в храме на основные праздники (Втор.16:16 ) (это просто и практически невозможно), или за то, что по несколько веков не исполнялось строжайшее постановление о Пасхе (Исх.12:14 ,24-25; 4Цар.23:22 ), но за уклонение к иным богам Господь строго предупреждал много раз и именно за этот грех Он отдал евреев в чужие руки и рассеял их по всей земле.

Многие установления Моисеева закона вошли в практическое законодательство, а заповеди от четвертой до девятой включительно буквально являются законами почти всех наций на земле.

Моисей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молада

Мол’ада (рождение, возникновение) (Нав.15:26 ; Нав.19:2 ; 1Пар.4:28 ; Неем.11:26 ) - ·аналог. Ацем (развалины этого города обнаружены восточнее Вирсавии в местечка Эль-Мильх).

Молехеф

Молех’еф (в оригинале Хаммолехеф - царица) (1Пар.7:18 ) - сестра Галаада.

Молид

Мол’ид (родитель) (1Пар.2:29 ) - ·аналог. Ахбан.

Молитва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молитва Господня

мол’итва Госп’одня (Мат.6:9 -13; Лук.11:2 -4) - образец молитвы, данный Самим Господом Иисусом Христом Его ученикам по их просьбе. Поскольку она образец, в ней все поучительно для нас. Главное, что мы в ней видим, молитва Господня (то есть молитва, угодная Богу) состоит из двух, ясно выделенных частей: первой - о Божием, и второй - о человеческом. Также точно, на две половины, делятся и десять заповедей: первые пять - о Божием (почитание родителей в духовном смысле приравнивается к почитанию Бога), другие пять - о человеческом. В Священном Писании мы находим более 70 молитв в Ветхом Завете и около десяти - в Новом Завете и почти все они построены именно по этому образцу. Вот наиболее значительные из них: Быт.32:9 -12; 3Цар.3:6 -9; 3Цар.8:23 -53; 4Цар.19:15 -19; 1Пар.29:10 -19; 2Пар.20:6 -12; Неем.1:5 -11; Неем.9:6 -38; Пс.84:2 -8; Иер.32:17 -25; ·Иоан.17; Деян.1:24 -25; Деян.4:24 -30; Еф.3:14 -21. Если же молящийся дерзал с самого начала упоминать о себе, то не иначе, как с целью особенно подчеркнуть величие и милосердие Божие и свои ничтожество и грехи: 1Цар.2:1 -10; Езд.9:6 -15; ·Пс.16; 83; 85; 101; 137; 142; Дан.9:4 -19; Ион.2:2 -10; Авв.3:2 -19; Иоан.11:41 -42.

Молитвенный дом

мол’итвенный дом (Деян.16:13 ) - см. синагога.

Молотьба

молотьб’а - отделение зерна от колоса после просушивания. Осуществлялось в древности либо с помощью волов, которых пускали ходить по разложенным снопам (Втор.24:5 ; Ос.10:11 ) с прицепленными к ним повозками в виде саней с зубчатыми полозьями (1Пар.21:23 ; ·срн. 2Цар.24:22 ), либо вручную, с помощью таких же зубчатых молотил или просто палок (Суд.6:11 ; Ис.28:27 ; Ис.41:15 ; Ам.1:3 ). После этого зерно веяли (см.) на ветру для отделения его от мякины и соломы, которые сжигались (Мат.3:12 ).

Молох

М’олох (родственно слову «мелех», см.) (Лев.18:21 ; Лев.20:2 -5; 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:10 ; Иер.32:35 ; Ам.5:26 ; Деян.7:43 ) - божество сирийцев, финикиян и аммонитян, изображавшееся в виде человека с бычьей головой и протянутыми вперед руками, в которые клались приносимые в жертву дети, сгоравшие в огне, разложенном под идолом. Это называлось «проводить через огонь » (см.). Молох олицетворял силу огня и указанные народы поклонялись ему задолго до прихода евреев в обетованную землю. Несмотря на запрет, народ Божий совратился в это идолослужение и в долине сынов Енномовых под Иерусалимом был сооружен истукан этому богу (в 3Цар.11:5 ,33; 4Цар.23:13 назван Милхом, в Иер.49:1 ,3 - Малхом, а в Соф.1:5 - просто «царь»). (см. Ваал)

Молхий

М’олхий (Иер.21:1 ) - см. Малхий.

Монета

мон’ета (Быт.33:19 ; Нав.24:32 ; Мат.22:19 ) - в первых двух случаях имеется в виду, очевидно, просто слиток или кусок серебра (·срн. Быт.23:16 ) весом в четыре сикля, в последнем - уже чеканная монета. (см. деньги)

Морасфитин

Морасф’итин (Морасфитянин) (Иер.26:18 ; Мих.1:1 ) - прозвище пророка Михея (см. Михей,е), очевидно, по месту его рождения.

Морасфитянин

Морасфит’янин - см. Морасфитин.

Море

Мор’е (предсказатель) -

а) (Быт.12:6 ; Втор.11:30 ) - дубрава близ Сихема (ее название, видимо, говорит о ее назначении); (см. дубрава, имя)

б) (Суд.7:1 ) - холм в Изреельской долине севернее источника Харод (см.).

-----------------------------------

м’оре - большое скопление воды, которая в Священном Писании часто имеет символический смысл. В Дан.7:2 ,3; Отк.13:1 словом «море» обозначается все зло мира, которого на новой земле уже не будет (Отк.21:1 ). В других местах этим словом обозначены великие реки: Евфрат (Иер.51:36 ,42) и Нил (Наум.3:8 ). (см. вода)

Море великое

м’оре вел’икое - Средиземное море. (см. великое море )

Море восточное

м’оре вост’очное (Иоил.2:20 ; Зах.14:8 ) - см. восточное море .

Море Галилейское

м’оре Галил’ейское - см. Геннисаретское озеро .

Море Египетское

м’оре Ег’ипетское (Ис.11:15 ) - см. Чермное море .

Море западное

м’оре з’ападное (Втор.11:24 ; Иоил.2:20 ; Зах.14:8 ) - Средиземное море.

Море медное

м’оре м’едное (3Цар.7:23 ,44; 4Цар.16:7 ; 4Цар.25:13 ; 1Пар.18:8 ; 2Пар.4:2 ,6; Иер.52:17 ,20) - огромная медная чаша круглой формы диаметром примерно 5 м, высотой примерно 2,5 м, вмещавшая 72000 (или до 108000) л воды для омывания священников. Была поставлена на двенадцати отлитых из меди же волах между жертвенником и храмом с южной стороны. Ахаз снял ее с медных волов и поставил на пол. Позже халдеи изломали ее и медь увезли в Вавилон.

Море пустыни

м’оре пуст’ыни (равн’ины) (Втор.3:17 ; Втор.4:49 ; Нав.3:16 ; Нав.12:3 ; 4Цар.14:25 ) - см. восточное море .

Море Соленое

м’оре Сол’еное (Быт.14:3 ; Чис.34:3 ,12; Втор.3:17 ; Нав.3:16 ; Нав.12:3 ; Нав.15:2 ,5; Нав.18:19 ) - см. восточное море .

Море Филистимское

м’оре Филист’имское (Исх.23:31 ) - Средиземное море.

Море Чермное

м’оре Ч’ермное - см. Чермное море .

Мореш

Мор’еш (Мих.1:15 ) - см. Мареша,б.

Морешеф-Геф

Мореш’еф-Геф (владение Гефа) (Мих.1:14 ) - город в западной части Иудеи (в районе Гефа?). Полагают, здесь родился пророк Михей.

Мориа

М’ориа (Быт.22:2 ; 2Пар.3:1 ) - местность и гора на северо-восток от Сиона (города Давидова), первоначально не входившая в границы Иерусалима. На ней было гумно Орны Иевусеянина. На этой горе Авраам готов был принести в жертву Исаака и здесь по повелению Божию Давид соорудил жертвенник, где позже Соломон построил храм (см.).

Моровая язва

м’оровая ’язва - см. язва.

Мосероф

Мосер’оф (мн. от Мозер - узы, оковы) (Чис.33:30 ,31) - см. Мозер.

Мосох

М’осох (Пс.119:5 ) - см. Мешех,а.

Мофаф

Моф’аф (красота) (Иер.48:21 ) - см. Мефааф.

Моца

М’оца (исход) -

а) (Нав.18:26 ) - ·аналог. Аввим;

б) (1Пар.2:46 ) - ·аналог. Газез,а;

в) (1Пар.8:36 ,37; 1Пар.9:42 ,43) - ·аналог. Ацел.

Мрежа

мреж’а (Иез.32:3 ) - род рыболовной сети.

Муж

- кроме общепринятого теперь значения «супруг» очень часто употребляется в Библии в значении просто «мужчина» (1Цар.15:3 ; 2Пар.6:16 ; Рим.4:17 ; Деян.10:1 ), а также - личность, человек в высоком смысле (Суд.6:12 ; Дан.10:11 ; Иоан.1:30 ), поэтому, напр., в 1Тим.2:12 имеются в виду не мужья, а мужчины вообще. (см. жена, мужчина)

Мужеложство

мужел’ожство (1Тим.1:10 ) - содомский грех, удовлетворение половой похоти мужчины с мужчиной (Рим.1:27 ). Из-за этого греха едва не погибло колено Рувимово (·Суд.19 и далее).

Мужчина

мужч’ина - «любимое насаждение Господа» (Ис.5:7 ), основной представитель не только избранного Божиего, но любого народа, вообще - весь народ (Исх.19:14 -15). И это не потому, что «это придумали сами мужчины», как говорят сторонники и сторонницы эмансипации, но это воля Божия (см. женщина, ·срн. 1Кор.14:34 ; 1Тим.2:11 -12 - все женщины; Еф.5:22 -24 - жены, ·срн. Быт.3:16 ). Все, что ни предписывал закон выполнять, он все это требовал от мужчин (не случайно в 1Кор.14:34 указано: «как и закон говорит»). Священниками, певцами и любыми служителями в скинии и храме были мужчины; освящаться по закону должны были только первенцы мужского пола (Исх.13:2 ); на основные праздники пред лицо Господа должны были являться (следовательно, и есть Пасху) мужчины (Исх.23:14 -17); исчислялись только мужчины (Чис.1:2 ; Мат.14:21 ; Мат.15:38 ); учениками Христа были только мужчины (·Мат.10; ·Лук.10) и т.д.. Искусственное выравнивание в положении и правах женщины относительно мужчины как в мире, так и в современной «церкви», есть человеческое своеволие, не приводящее ни к чему хорошему. (см. тж муж, жена)

Музыка

м’узыка - как видно из Писания, широко использовалась в древности евреями при всяких торжественных событиях и при богослужении, но характер ее теперь трудно определить. Вероятно, это была более ритмическая, чем гармоническая музыка. Возможно также, это были протяжные мелодии, приспособленные для исполнения псалмов. Прекращение музыки и особенно пения (которое, по-видимому, было более распространено, чем отдельно музыка) считалось большим бедствием (Иер.25:10 ; Иез.26:13 ). Наравне с пением и музыкой были распространены и танцы (см. лики), даже и в религиозных целях (1Цар.18:6 ; 2Цар.6:14 ; Иер.31:4 ).

В Библии упоминаются следующие музыкальные инструменты:

струнные - арфа, гусли, псалтирь, цевница, цитра;

духовые - рог, свирель, симфония, труба;

ударные - кимвал, систра, тимпан.

Кроме того, упоминаются следующие музыкальные термины: Аламоф, Гефское орудие, Махалаф, Шошанним Эдуф (см.). (см. тж пение)

Мул

(2Цар.13:29 ; 2Цар.18:9 ; 3Цар.1:33 ,38,44; 3Цар.4:28 ; 3Цар.10:25 ; 1Пар.12:40 ; Есф.8:10 ; Ис.66:20 ) - см. лошак.

Муппим

Мупп’им (Быт.46:21 ) - ·аналог. Ард (по-видимому, он же в Чис.26:39 назван Шефуфам, в 1Пар.7:12 ,15 - Шупим, а в 1Пар.8:5 - Шефуфан).

Муши

М’уши (отступающий, покидающий) (Исх.6:19 ; Чис.3:20 ,33; Чис.26:58 ; 1Пар.6:19 ,47; 1Пар.23:21 ,23; 1Пар.24:26 ,30) - ·аналог. Махли,а.

Мытарь

м’ытарь - сборщик податей и налогов в пользу римской казны. Как правило, такие чиновники назначались из римлян, но они часто нанимали себе помощников из местного населения. За вымогательство и всевозможные обсчеты они считались страшными грешниками и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского (Мат.18:17 ). Но Господь Иисус Христос не только ел и пил с ними (Мат.9:11 ), но одного из них избрал Своим Апостолом (Мат.10:3 ). Русское слово «мытарь» происходит от слова «мытарство» - страдание, мука. В оригинале везде: «сборщик податей и налогов».

Мышца

м’ышца - сила, рука (см.).

Мята

м’ята (Мат.23:23 ; Лук.11:42 ) - садовое и дикорастущее, широко распространенное многолетнее травянистое растение, имеющее очень невысокую цену.

Предыдущая страница Следующая страница