Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "М" (часть 1, "М"-"МЕТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "М"-"МЕТ")

М

М - буква, ведущая происхождение от египетского иероглифа, обозначавшего воду. Переняв его, финикийцы дали название своей букве «теш», что означало финикийское слово для названия воды. Греки переименовали ее и придали форму, которая из этрусского перешла в латинский алфавит. Писатель и теософ Е. П. Блаватская считала М наиболее священной буквой, так как в ней заключено и мужское и женское начала и он является символом воды. В ряде систем эта буква считается соответствующей природному первоначалу, дающему начало всем временным и природным формам существования. В отношении к букве М проявляется полное согласие как в индоевропейских, так и в семитских языках. В них она соотносится с принципом воды и рождения: Мхат, Мадхава, Майя, Ману или мантры. Санскритское «ма», соответствующее числу 5, связано с водой через крокодила - знак Зодиака, соответствующий Козерогу. При этом в М видят возрождающую силу воды. М издревле противопоставляется N, как символ созидания символу разрушения. В еврейском алфавите эта буква символизирует воду, а также обозначает переход дня в ночь и возникновение смерти из жизни. Священное название Бога, связанное с этой буквой, является Меборах Бенедиктус, что выступает символом высшего Эго - манаса. Букве М соответствует двенадцатый Аркан Таро. В алхимии она означает андрогинную природу воды в ее первоначальном состоянии Великой Вучины. Ее знак - Скорпион, ее планета - Марс, ее музыкальная тона - ре. Иероглифом для нее является женщина. М - 13-я буква в русском, английском и еврейском алфавитах, в греческом (мю) - 12-я, в кириллице - 14-я, а в арабском алфавите - 24-я. Как римская цифра эта буква обозначает 1000, а в еврейском алфавите и кириллице М равно 40. Кроме того, в еврейском и латинском алфавитах М обозначает числительное для «неопределимого числа». М активно присутствует в сознании нынешних граждан как знак, поставленный перед спуском в подземное царство - мир метрополитена, у которого своя мифология и символика. Недаром архитектура старого Московского метро, построенного руками заключенных, часто ассоциируется с египетскими пирамидами - мавзолеями для мертвых. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МАВЗОЛЕЙ

МАВЗОЛЕЙ (от греч. Mausoleion - гробница царя Карии Мавсола в Галикарнасе, сооруженная в середине IV в. до н. э.) - монументальное надгробное сооружение, символ величия и почитания. Галикарнасский мавзолей считался одним из чудес света. В подражание этому памятнику были возведены другие античные мавзолеи: например, Адриана в Риме или трехъярусный мавзолей в Сен-Реми. В Средние века на мусульманском Востоке мавзолей (араб. - мазар) стал святыней и местом паломничества. Сооружения, воздвигнутые над гробницами почитаемых людей (мавзолей Исмаила Самани в Бухаре, мавзолей Тимура и Тимуридов в Самарканде, Тадж-Махал в Агре, мавзолей Хумаюна в Дели), отличались богатством украшений и размерами. В Европе к античным мавзолеям обратились вновь архитекторы классицизма. Мавзолей как тип мемориального сооружения получил широкое распространение, хотя и в более камерных формах, в дворцово-парковых ансамблях XVIII-XIX вв. (например, мавзолей Павла I в Павловске) и в дворянских усадьбах, а в XX в. - в некрополях. В XX в. возрождается традиция возведения официальных мавзолеев-усыпальниц. Предназначенные для крупных политических деятелей, эти сооружения воздвигались, как правило, на центральных площадях столиц. Некоторые из них служили одновременно и правительственными трибунами: Мавзолей В. И. Ленина в Москве, мавзолеи Кемаля Ататюрка в Анкаре, Г. Димитрова в Софии, Сухэ-Батора и Чойбалсана в Улан-Баторе, Хо Ши Мина в Ханое. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Археология: Терминологический словарь. М., 1997.

МАГ, АРКАН ТАРО

МАГ, АРКАН ТАРО - первый основной Аркан Таро, Адам Кадмон человечества. Суть карты в том, что мудрый направляет феномены природы и его никогда нельзя провести. Оккультное значение карты - воля. Маг выступает инициатором процесса трансформации. Он одет в головной убор, образующий знак бесконечности - символ господства и вечной жизни, свидетельство гармонического взаимодействия сил, мыслей, чувств, желаний и эмоций. Одна рука его с магическим жезлом Иакова, символизирующим мудрость и мастерство в сфере земной Вселенной, поднята вверх, чтобы достичь вечности. Другой рукой Маг указывает на стол с набором предметов, среди которых монета с пентаклем - знак существования, чаша Грааля - знак любви, и меч - знак внутренней реализации. Пентакль, означающий четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь, - образующих макро- и микрокосмос, и чаша представляют собой женский принцип, а жезл и меч - активный мужской наступательный принцип. Процесс творчества возникает как результат их взаимодействия, т. е. Маг представляет работу человеческой воли в союзе со знанием. В греческой мифологии карте соответствует Гермес, в римской - Меркурий, а в астрологии - Солнце. В еврейском алфавите Магу соответствует буква «алеф». Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МАГНЕТИЗМ, ИЛИ ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ

МАГНЕТИЗМ, ИЛИ ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ - предполагаемая связанная с теорией эфира способность животного тела намагничиваться и сообщать энергию другим телам. Концепцию магнетизма разработал в конце XVIII в. французский врач Месмер. Отсюда другое название - месмеризм. Передаваемую энергетическую силу он назвал жидкостью Жизненного начала. Жидкость невидима для человеческого глаза, но ясновидцы ее фиксируют в виде света и пламени. На ее передаче, по мнению Месмера, основан феномен гипноза. Гипнотическая сила имеется и у животных, но у человека обладает наибольшей силой. Сторонником теории магнетизма в России был известный просветитель Н. И. Новиков. Жидкость, как свет, может быть отражена, усилена и перенесена прозрачными телами, какими являются зеркала. Люди по количеству и качеству заключенного в них магнетизма подразделяются на 25 классов. С магнетизмом связывалось представление об энергетическом вампиризме. Цветами, гармонирующими с животной магнитной силой, являются голубой, светло-синий, желто-лимонный, красно-желтый, пунцовый. Препятствует месмеризму серый, темно-зеленый, черный. Запахи, гармонирующие с передачей магнитной силы, - резеды, левкоя, нарцисса, ландыша, розы, яблони, ноготков. Отражают месмерическую энергию запахи английской крапивы, герани, бархатцев. Деревья, гармонирующие с магнетизмом, - береза, яблоня, груша, липа, вишня, ясень, апельсиновое, рябина, шелковое. Отражающими магнетическую жидкость выступают бук, черемуха, ива, ольха. Отравляют животно-магнетическую силу анчар, осина, тополь, акация. Свет, гармонирующий с месмеризмом, - лунный, планетный или звездный, сумрачный. Солнечный свет оценивается как вытягивающий или уменьшающий магнитную силу. Искусственное свечение определяется как отражающее. Развернутую критику месмеризма предпринял в XIX в. английский врач А. Брэд. В объяснении гипнотизма он вместо идеи о передаче магнетической жидкости выдвинул теорию внушения. Впрочем, взгляды Месмера продолжали быть популярными и позже - в различных оккультных обществах. Источ.: Папюс. Практическая магия. М., 1998.

МАК

МАК - символ воспоминаний, тишины и сна. Его усыпляющие свойства были хорошо известны в античности, поэтому мак является атрибутом греческого бога сна Гипноса, его сына Морфея, бога грез и сновидений, и персонифицированной Ночи. Два цветка мака присутствуют на гербе Ассоциации анестезиологов Великобритании и Ирландии. Кроме того, мак символизирует невинно пролитую кровь. Каждый год в ноябре, в День памяти, красные искусственные маки продаются Британским легионом как напоминание о тех, кто пал в двух мировых войнах и в вооруженных конфликтах. Правда, в последние годы в День памяти стали использовать белый мак, так как многие считают, что красный прославляет войну. Эта символика появилась вслед за поэмой, написанной хирургом канадской полевой артиллерии майором Джоном Маккраем в мае 1915, после второго сражения при Ипре: На Фландрии в полях алеют маки. Среди крестов, за рядом ряд. Это - наши знаки… Это стихотворение, опубликованное в «Панче» 8 декабря того же года, было зачитано во время программы, посвященной окончанию Первой мировой войны. Двумя годами позже был объявлен первый День мака, призванный собрать средства для инвалидов войны. Однако на Украине мак имел совершенно иное символическое значение, ассоциируясь в народе с безграничным плодородием и бесконечным пространством Вселенной. Свадебные караваи посыпали маком, чтобы передать молодоженам здоровье и красоту цветка. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

МАЛИНОВКА

МАЛИНОВКА - знак доверия; один из наиболее часто используемых символов христианства. Согласно христианской традиции, когда Христос шел на Голгофу, малиновка выдернула колючку из его тернового венца, и брызнувшая кровь навсегда оставила след на перьях птицы. К красной отметине относится и легенда о том, что малиновка приносит воду душам грешников, страдающим в адском пламени. В результате опроса, проведенного в 1960 «Международным советом по сохранению птиц», малиновка стала национальным символом Британии. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

МАЛЬТИЙСКИЙ КРЕСТ

МАЛЬТИЙСКИЙ КРЕСТ - известен также под названием «восьмиконечный крест», так как образован соединением четырех копий: каждый конец креста обозначает одну из восьми добродетелей. Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного ордена госпитальеров, называемых также иоаннитами, посвятившими себя задаче освобождения от мусульман Святой земли во времена крестовых походов (1095-1272). Изгнанные в 1291, они перенесли свою штаб-квартиру сначала на остров Родос, а позднее, в 1529, - на Мальту. В наши дни в Британии мальтийский крест можно увидеть как обозначение санитарной бригады святого Иоанна. Также он присутствует на некоторых орденах, дающих рыцарское звание, например на «Ордене бани». В филателии мальтийский крест - это первый почтовый штемпель, которым гасились почтовые отправления с 1840 по 1844. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

МАНДАЛА, МАНДАРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНДОРЛА

МАНДОРЛА (от. лат. «рыбий пузырь» или от ит. mandorla - миндалина) - ореол миндалевидной формы вокруг изображаемой фигуры. Принятое в христианской живописи изображение миндалевидного сияния вокруг фигур Христа и Богоматери - в том числе в сценах Вознесения, Преображения - стало символом Божественного света. Миндалевидная фигура, образованная двумя пересекающимися кругами как символами неба и земли, высшего и низшего миров, представляет союз этих миров и их взаимопроникновение, т. е. явленный мир. Изображается всегда вертикально: левый круг рассматривается как материя, а правый - как дух. Морфологически сходная с веретеном Великой матери и с волшебными прялками, мандорла фиксирует подъем и спад энергии, эволюцию и инволюцию, жизнь и смерть. Как двуглавый холм Марса, она соединяет мир противоположностей. Символизируя область всего существующего и охватывая противоположные полюсы всякого дуализма, мандорла тем самым разделяет символическое значение с мандалой. Является она и символом вечного жертвоприношения, возрождающего творческую силу через дуальные потоки подъема и спада. Эта форма не имела какого-то значения и видоизменялась в раннем христианском искусстве. Первоначально мандорла изображала облако, в которое вознесся Христос, но со временем стала использоваться как своего рода ореолсвет, исходящий от божества. Затем использование мандорлы было перенесено на Деву Марию, когда она изображалась принимаемой на небо (Успение), а также на Марию Магдалину, которая аналогичным образом была взята на небо. Встречается изображение мандорлы, составленное из семи голубей и означающее семь даров Святого Духа. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Археология: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МАНДРАГОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАННА НЕБЕСНАЯ

МАННА НЕБЕСНАЯ - аналог материнского молока в иудаизме. Господь питал евреев манной, пока этот народ пребывал в младенческом состоянии. У древних евреев манна - это пища (в псалмах она называется «хлебом небесным»), которую они получали во время своего сорокалетнего путешествия по пустыне. Ниспосланная Богом после того, как люди стали роптать на Моисея, манна напоминала иней на земле, но по вкусу похожа на лепешки с медом. Происхождение «манны небесной», возможно, связано с тем, что арабы пустыни могли полакомиться сладкой корочкой с куста тамариска, которую смешивали с мукой и употребляли как лакомство, по-арабски называемой «альман». Тамариск считался в Египте священным деревом, обладающим сильными оккультными свойствами. Он пользовался большим уважением у древних египтян, так как считалось, что его колючий куст вырос вокруг тела Осириса и защитил его. Правда, многие исследователи считают связь манны и тамариска весьма спорной гипотезой, не относящейся к символике манны. В христианской культуре манна стала олицетворением Божьей благодати. Постепенно в европейской культуре этот символ приобрел несколько ироническое звучание. Бездельника, не желающего работать, упрекают: «Чего ты ждешь, манны небесной?» Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МАНТИЯ

МАНТИЯ - в геральдике символ рыцарского плаща, который надевался поверх доспехов. В России мантия использовалась в княжеских гербах, а также в гербах родов княжеского происхождения, но утративших титул. Она выпускается из-под княжеской короны и изображается в виде темно-малинового бархата, подложенного горностаевым мехом. Источ.: Леонтьева Г. А. Палеография, хронология, археография, геральдика. М., 2000 .

МАРС, ПЛАНЕТА

МАРС, ПЛАНЕТА - символ войны и кровопролития. На Марсе жил вавилонский бог войны Нергал. Из-за красноватого оттенка, который римляне посчитали похожим на кровь, ближайшая к Земле планета была названа в честь их бога войны Марса, олицетворявшего войну и воинственность. Однако он же считался знаком силы и плодородия, дарующим мужскую силу, бесстрашие, беспощадность и чувственность. Пылкий любовник Венеры покровительствовал победе и изобилию. Его месяц - март, первый месяц римского календаря, почитавшийся римлянами временем перелома и наступления весны, поэтому наряду с воинственностью и насилием Марс олицетворял мощные балансирующие силы космоса. Марс - это символ вторника. Английское слово Tuesday произошло от имени тевтонского бога Тиу, которого отождествляли с Марсом, а в латинском языке этот день называли dies Martis т. е. «день Марса». Астрологический и алхимический символ Марса - круг мироздания, цикл времени и колесо жизни, из которого вверх направлена стрела. Злой аспект Марса графически обозначается стрелой, направленной из круга острием вниз, а добрый - вверх. В алхимии Марс ассоциируется с мужским принципом, железом, битвой, дикостью и дерзостью, а в биологии с середины XVIII в. - с мужской силой. В астрологии Марс - красная планета раздоров, конфликтов и битв, управляющая Скорпионом и Овном. Марс изображается с атрибутами войны: в доспехах, с мечом и копьем. Его камни - рубин, гранат, яшма, его животные - волк и тигр, а птицы - ворон, ястреб и гриф. Растения Марса - горчица, редис и все колючие травы. Эмблема Марса - голова барана. В астробиологической семитоновой гамме соответствует нота ре. В картах Таро Марс ассоциируется с 16 Арканом Башня, выражая созидательные разрушительные энергии. Друзья Марса - все планеты, кроме Луны и Юпитера. Царства Марса - Бавария и Ломбардия, его города - Иерусалим и Рим, его талисман - красный камень в железе. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МАРТИХОР

МАРТИХОР - вымышленное сверхъестественное существо, символизирующее чуму. На символику чумы указывала красная семантика. Плиний Старший сообщает, что, согласно Ктесию, врачу Артаксеркса II Мнемона, в краю эфиопов «живет зверь, которого они именуют мантихор; у него три ряда зубов, они, смыкаясь, заходят один за другой, подобно зубьям гребня; лицо и уши у него человеческие, глаза кроваво-красные, туловище, как у льва, и хвост, заканчивающийся жалом, как хвост скорпиона; голос его напоминает пение флейты и трубы, звучащих одновременно; он весьма проворен и пожирает мясо всех прочих тварей». Флобер развил это описание, введя в оборот слово «мартихор», на последних страницах «Искушения святого Антония»: «Мартихор - гигантский красный лев с человечьим лицом и тремя рядами зубов… Мартихор прыщет во все стороны иглами из своего хвоста, как стрелами. Капли крови сыплются градом на листву деревьев». Мартихор изрыгал чуму из пасти, другим способном поразить болезнью служили дротики хвоста - таким образом мартихор губил целые армии, если они пытались продвигаться в пустыню. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

МАСКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАСЛИНА, ИЛИ ОЛИВА

МАСЛИНА, или ОЛИВА - символ мира, достатка, плодородия и победы. Согласно греческим мифам, олива создана богиней Афиной в соревновании за право дать имя городу Афины. Венок из ветвей оливкового дерева стал высшей наградой для граждан Греции, а на Олимпийских играх венки несли в честь богини. Изобильность дерева сделала его и символом плодородия, поэтому на свадьбу невеста и жених надевали или несли в руках гирлянду из оливковых ветвей. Эти ветви также символизировали мирные намерения. Оливковая ветвь была античным символом мира, поэтому она атрибут персонифицированного Мира и золотого века человечества, а в средневековом искусстве - Согласия. В Библии голубь возвращается к Ною с листом оливкового дерева, служащим знаком, что вода потопа стала спадать. С этих пор лист оливы символизировал для христиан установление мира между Богом и человеком. Пришедшие встретить Христа при входе его в Иерусалим, иногда изображаются с ветками оливы. Ранние христиане иногда использовали венки из ветвей оливкового дерева как символы мученичества Христа, молившегося в оливковых рощах Гефсиманского сада. Кроме того, маслина - атрибут Минервы, а также мудрости, которую эта богиня персонифицирует. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

МАСЛО

МАСЛО - символ милосердия. Маслами в античную эпоху умащивали героев и триумфаторов. Ритуал помазания соблюдался при возведении в царский и жреческий сан. В силу своего цвета масло связывалось с культом Солнца, отсюда и название русского празднества весны - Масленица. Изготовление масла в Западной Европе ставилось в зависимость от приливов и отливов. Масло также считалось оберегом от нечистой силы, так как смазанное им тело становилось неуязвимым для колдовских чар. Ввиду этого на ведьминском пире не могли присутствовать хлеб и масло. Особое значение в христианском богослужении имело составленное из благовонных веществ ароматическое масло - миро. Посредством миропомазания, как одного из семи христианских таинств, человек наделялся Божественной благодатью. Ритуал состоял в смазывании миром лба, ушей и других частей лица. Миро использовалось и при освящении храма. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Археология: Терминологический словарь. М., 1997; Энциклопедия суеверий. М., 1997.

МАТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕД

МЕД - символ изобилия, благоденствия и золотого века человечества. Медовые соты были пищей Иоанна Крестителя в пустыни, являются его атрибутом. Морализаторская притча повествует о том, как младенец Купидон был ужален пчелой в тот момент, когда пытался украсть мед из улья. Он изображен стоящим рядом с Венерой, весь в слезах, с сотами дикого меда в руках, а вокруг него летают пчелы. Мать строго говорит ему, что раны, которые он наносит другим, гораздо болезненнее. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

МЕДАЛЬ

МЕДАЛЬ (от фр. medaile) - металлический памятный или наградной знак с рельефным изображением на лицевой стороне (аверсе), а часто и на оборотной (реверсе) и надписями. Распространено изготовление копий медалей из гипса и иных материалов. Медали имеют обычно круглую форму, реже овальную или многоугольную. Медали прямоугольной или близкой к ней формы называются плакетками. Медали как художественные памятные знаки появились на рубеже XIV-XV вв. в Италии, а наградные медали были введены в XVII в. в Швеции и в конце XVII в. в России. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Археология: Терминологический словарь. М., 1997.

МЕДАЛЬОН

МЕДАЛЬОН (от фр. medaillion) - круглое либо овальное поле, окруженное бордюром, часто включающее изобразительную или орнаментальную композицию и входящее составной частью в декор здания или предмета. Медальон выполняет роль ювелирного украшения. В медальоне хранится обычно миниатюрный портрет или реликвия, а на лицевой стороне медальона может быть изображение или символ. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Археология: Терминологический словарь. М., 1997.

МЕДВЕДЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕДУЗА

МЕДУЗА - в греческой мифологии одна из трех ужасных сестер Горгон, чья внешность была столь устрашающей, что всякий, кто бросал на нее взгляд, превращался в камень. У нее были широко раскрытые глаза, клыки вместо зубов и змеи вместо волос. Хотя Медуза была обезглавлена Персеем, но и после смерти ее голова не утратила способности превращать человека в камень. Это было причиной ее использования на щитах воинов и в других случаях - в качестве защитного талисмана. Античные мифы повествуют о том, что богиня войны Минерва, бывшая защитницей Персея, поместила голову горгоны на своей эгиде - плаще из козьей шкуры, окаймленном змеями. В более позднем искусстве голова Медузы-горгоны - отличительная особенность щита Минервы. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

МЕЗУЗА

МЕЗУЗА (евр. - дверной косяк) - иудейский ритуальный предмет, прикрепляемый на дверной косяк жилища верующего. По утверждениям ведущих теоретиков иудаизма, мезуза не только символизирует преданность иудеев заповедям закона, святость дома и любовь Господню, но и является знаком принадлежности к избранному народу. Самое раннее упоминание об использовании мезузы относится к IV в. до н. э., и с тех пор она почти не изменились. Мезуза представляет собой футляр с пергаментным свитком, на котором запечатлены два фрагмента из Торы, предписывающие употребление мезузы. Обычно надпись состоит из 22 строк, что равняется количеству букв еврейского алфавита. На обратной стороне пергамента часто пишется магическое слово «Шаддай» - одно из имен Бога, означающее «Всемогущий» или «Сторож врат Израилевых». В Средние века к нему прибавляли другие слова и знаки, в частности, имена ангелов, пентаграмму и звезду Давида. Однако еврейский религиозный мыслитель Маймонид запретил подобные прибавления. Хотя к его мнению прислушались, все же на обратной стороне листа позднее появилась надпись «Козу бе-Мокхаз Козу», которая является каббалистическим акронимом фразы «Яхве Элогену Яхве» («Господь наш Бог Господь»), В бытовой религиозной практике мезуза используется как амулет, охраняющий дом от всякого зла. Коробочка мезузы часто украшается традиционными символами и обычно имеет на передней части букву «шин», символизирующую слово «Шаддай». Многие иудеи, уходя из дома и возвращаясь домой, целуют мезузу. Небольшую мезузу без внутреннего пергамента часто носят на шее как оберег. Дверные проемы символизируют границы, идею перехода между публичным и личным, обществом и семьей, внешним и внутренним пространством. В древнем мире был широко распространен обычай метить дверные проемы каким-либо знаком, чтобы защититься от злых духов. Следы этой идеи можно найти в эпизоде из истории Исхода, когда Детям Израилевым было приказано пометить свои двери кровью, чтобы защитить своих первенцев от Ангела Смерти. Спустя сорок лет, когда евреи готовились войти в Землю обетованную, Господь повелел им укрепить заповеди и предписания Торы на дверях своих домов и своих воротах. Эти мезузот - буквально «дверные косяки» - должны были постоянно напоминать людям о Боге и служить источником Божественной защиты. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МЕМОРИАЛ

МЕМОРИАЛ - произведение архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, создаваемое в память о значительных событиях и лицах. Архитектурными формами мемориала могут быть памятник, монумент, пирамида, мавзолей, гробница, надгробие, усыпальница, триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна, обелиск или кенотаф. Первоначальные формы мемориалов были близки к природным образованиям и включались в естественный пейзаж, например, курганы и различные мегалиты (Стоунхендж в Южной Англии, Теула на Менорке в Испании). Культура больших камней выступает в роли символа земли, рождения и смерти, круговорота в природе, а позднее человеческого самосознания. Египетские пирамиды, воздействуя грандиозностью размеров и мощной массой, несли глубокий мистический смысл - идею реинкарнации, перевоплощения, фараонов в небесную сферу. Уже в античную эпоху складываются архитектурно-скульптурные комплексы мавзолеев, а в Средние века строятся многочисленные гробницы, мавзолеи и памятники, посвященные христианским, мусульманским, буддийским святым, пророкам и мученикам. В XVIII-XIX вв. начинают воздвигаться архитектурные монументы, часто связанные с естественным природным окружением или пейзажным парком и обычно увековечивающие павших героев. XX в. стал эпохой создания целых мемориальных ансамблей, основанных на принципах синтеза архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, литературных (эпитафии), световых и звуковых образов. Примером таких ансамблей в память о прошедших войнах и революциях являются Марсово поле в Петербурге, мемориальные комплексы в Бухенвальде, Треблинке и Хатыни и т. д. В мемориальных ансамблях зачастую используются «Вечный огонь» и колокольные звонницы, а также в них оформляются братские захоронения. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

МЕНОРА, ИЛИ МИНОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРКУРИЙ

МЕРКУРИЙ - планета - название ближайшей к Солнцу планеты. Греки называли эту планету Гермес в честь своего бога торговли, покровителя пастухов, путников и ремесел, знатока астрологии и магии, а также посланника богов: в Риме его именовали Меркурием. Символ планеты представляет собой кадуцей - «посох посланника» с двумя обвившими его змеями. Астрологический знак Меркурия напоминает знак Венеры, увенчанный серпом полумесяца. Двойственная природа Меркурия определяется его близостью к мужской планете Солнцу. В биологии этим символом обозначают любой гермафродитный орган, к примеру, дождевого червя, который имеет как женские, так и мужские репродуктивные органы. Часто Меркурий изображался трехликим. С XIII в., когда синтезировался ряд языческих и христианских представлений, он стал считаться планетой, управляющей всем христианским миром. В Зодиаке Меркурий управляет Близнецами и Девой. Его друзьями являются Юпитер, Венера и Сатурн, а врагами - Марс, Солнце и Луна. В астрологии Меркурий ассоциируется с интеллектом, хорошими воображением и памятью, неутомимостью, любознательностью и общительностью. Его число - 5. В астробиологической семитоновой гамме ему соответствует нота фа. Он также известен среди планет как хамелеон, поскольку может наградить не только умом, но и склонностью к обману и изворотливости. Меркурий - символ среды. Римляне называли этот день dies Martis, т. е. «день Меркурия». Его растения - трилистник, валериана; его дерево - орешник. С Меркурием отождествляются такие животные, как лиса, обезьяна и собака. Его камнями являются оникс, опал и халцедон. Цвет Меркурия - пурпурный. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МЕРКУРИЙ АЛХИМИЧЕСКИЙ

МЕРКУРИЙ АЛХИМИЧЕСКИЙ - или ртуть - в алхимической теории Великого Делания мистическое вещество, один из двух элементов, необходимых для синтеза ребиса - вещества, из которого приготовляется философский камень, - и самого Философского камня - вещества, обладающего способностью совершенствовать все прочие вещества. В некоторых алхимических трактатах утверждалось, что всякое вещество состоит из серы и меркурия, т. е. мужского и женского начал, - смешанных в различных пропорциях. Очевидно, что меркурий и сера выступали не как материальные элементы, а как группы противоположных свойств одного и того же вещества. Однако столь отвлеченная метафизическая теория была непонятна большинству алхимиков, которые в качестве меркурия чаще всего использовали обыкновенную ртуть, выделенную из металлических руд. В алхимии ртуть выступает как двойственный металл. С одной стороны, это низшее существо, а с другой - «дитя философов». Алхимики переняли у гностиков идею меркурия как оплодотворяющего логоса, рассеянного в универсуме, отождествив его с принципами подвижности и превращения. Неограниченные способности меркурия к преобразованию стали символом главной устремленности алхимии - превращения материи в высшие формы существования. Кроме того, меркурию приписывались неограниченные способности к постижению неизведанного. В трудах европейских алхимиков меркурий отождествлялся с женским началом, белым цветом и «белым золотом», азотом, водой и молоком, холодом, сыростью и летучесть, королевой и супругой, стеклом, луной и т. п. Меркурий обычно интерпретировался как лунно-солнечный гермафродит, стоящий на сфере Хаоса. В нем выделялись два противоположных принципа: сера - красный, мужской, солнечный, с горячей энергией - и меркурий - белый, лунный, с холодной энергией, которые содержатся в первоматерии. Гермафродит является одним из важнейших алхимических символов, знаком алхимической работы, имеющей дело с соединением противоположностей. Также известен образ меркурия в женском обличье в виде Мировой души в ее негативном аспекте, связанном с луной как источником изменений и трансформаций. Такое восприятие соответствовало в алхимическом процессе стадии ртути - лунного и женского начал, - наступающей после стадии первоматерии, за которой следует стадия серы - мужское или солнечное состояние, завершающееся стадией ляписа - абсолютным синтезом. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МЕТАЛЛ

МЕТАЛЛ - символ космической энергии. В астрологии они называются «скрытыми планетами». Опираясь на теорию соответствий, астрологи считали, что число металлов не превышает числа планет и равно 7. В свою очередь, семь планетарных металлов образуют объединения других металлов, которые группируются по восходящей к Солнцу прогрессии. Расплавленный металл является алхимическим символом, выражающим соединение противоположностей. Например, соединение состояния огня и воды в жидком металле соответствует ртути, Меркурию и андрогинному существу Платона. Считается, что сохраняющиеся в расплавленном состоянии свойства твердого металла подчеркивают его качество освободителя в жидком металле и устанавливают связь с Гермесом - проводником душ в подземном мире. Согласно алхимической традиции, соответствия между металлами и планетами строятся от высших к низшим в следующем соотношении: золото соответствует Солнцу, серебро - Луне, ртуть - Меркурию, медь - Венере, железо - Марсу, олово - Юпитеру, свинец - Сатурну. При этом, с одной стороны, производство металлов часто ассоциировалось с адским огнем, а с другой - выплавка металлов из руды означала очищение их огнем. Аналогично в легендах и сказках испытание человека сравнивалось с прохождением «огня, воды и медных труб». В советской литературе эта идея предстала как идея ковки «нового советского человека» в романе Николая Островского «Как закалялась сталь». Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем . М., 1999 .

МЕТКА

МЕТКА - неглубокий надрез на поверхности обрабатываемого материала, сделанный стамеской, резцом, сверлом, пилой или другим инструментом. Наиболее распространены специальные ушные отметки на ушах овец или другого скота для определения его принадлежности владельцу, а также для селекционной работы в стаде. Такие метки, которые делались клеймением, надрезом или прикреплением к ушам специальных ярлыков, могут иметь самую разную форму: «наклонный вверх», «наклонный вниз», «урожай», «лучина», «вилка» или «Джангл Боб» - когда ухо надрезалось и нижняя часть его болталась. В древности клеймили также рабов и преступников. Букваметка «стигма», применявшаяся в Древней Греции, указывала на вид совершенного преступления. Например, «фита» означала сбежавшего раба. В средневековой Европе на лбу богохульника выжигали букву В, на груди бродяги - V ит. д. Приговоры церковного суда выжигали на большом пальце левой руки. Кроме того, в конце страницы, статьи, главы или книги ставятся конечные отметки - графические изображения, показывающие, что соответствующие разделы закончились. Например, в США часто используется так называемый фладбаб - изображение жирной точки, которую иногда ставят и перед новым параграфом при перечислении. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

Предыдущая страница Следующая страница