Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АМВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АМВ")

А

А (греческая а - альфа), - первая буква большинства алфавитов. Считается, что она финикийского происхождения. В литургических книгах «аз» (А) - личное местоимение первого лица. Символизирует начало любого процесса. В Откровении Иоанна Богослова говорится: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец…» Прослеживается фонетическая связь с названием германских нордических богов - асы. Через «аз» божественное понималось как внутреннее - формула «Атман есть Брахман» выражает это понимание. А - это древнейшее из творений. А означает первочеловека - Адама. Букве А соответствовала цифра 1. По германской традиции руна «Ас» стоит в начале годового цикла, в низшей зимней точке движения Солнца. Будда передал своему ученику Ананде совершенную мудрость, заключенную в букве А. Значение знака в христианской традиции передают слова шестилетнего Иисуса своему ученику Закхею в апокрифическом Евангелии от Никодима: «Как ты, который не знает, что такое альфа, можешь учить других, что такое бета. Лицемер! Сначала, если знаешь, научи, что такое альфа, и тогда мы поверим тебе о бете». В начертании буквы отмечалась пирамидальная форма. Ее графику соотносили с горой и первопричиной. По христианской каббалистике интерпретируется как Троица в Единстве. Напоминая изображение пентакля, она символизирует человека. В восточной традиции А подразумевает Аум, выражающую сущность Вселенной. Звук Ом (а - оа - mm) был первым актом мирового творения. В египетской традиции А соответствует орел, в индейской - бык или телец. По различным версиям А соответствует красная, черная, белая и желтая семантика. С точки зрения М. В. Ломоносова, А выражает идею бесконечности пространства. В алхимии она есть субстанциональное начало всех вещей. Наиболее почитаемая буква в масонском символизме. В современной системе рекламного менеджмента буква А используется в качестве указания на первенство (например, «Альфа - Банк»). В абхазском языке с буквы А, используемой в качестве приставки, начинается каждое существительное. Неопределенный артикль перед существительным в английском языке также представлен данной буквой. Источ.: Дугин А. Г. Мистерии Евразии. М., 1996.

А БАО А КУ

А БАО А КУ - малайское вымышленное сверхъестественное существо, символизирующее духовное восхождение к Нирване. А Бао А Ку живет на винтовой лестнице Башни победы в Читоре. Обычно животное пребывает во сне на нижней ступени Башни. Но, реагирующее на присутствие души, оно пробуждается при входе в Башню человека. Тогда в нем начинает теплиться энергия и его тело приходит в движение. Сознание же А Бао А Ку пробуждается лишь при восхождении человека по винтовой лестнице. Существо следует за восходящим, ступая на края ступенек, сильнее всего стертых стопами паломников. По мере подъема форма, окраска и излучаемый свет А Бао А Ку становятся более зримыми. Но окончательно его облик может проявиться лишь на верхней ступени, достичь которой может только находящийся в состоянии нирваны и чистый в делах своих. В противном случае тело А Бао А Ку остается незавершенным, голубая окраска блекнет. Страдания существа связаны с невозможностью достичь совершенства. Как только паломник начинает спускаться вниз, А Бао А Ку скатывается к первой ступеньке. Щупальца животного становятся заметны, когда оно достигает середины лестницы. По преданиям, лишь однажды существо поднялось на балкон Башни. Единичность высшего восхождения, по-видимому, связывалась с совершенством Будды. Легенда о А Бао А Ку приобрела известность, благодаря трактату К. К. Итурвуру «О малайском волшебстве» (1937). Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

ААРОНОВ ЖЕЗЛ

ААРОНОВ ЖЕЗЛ - одна из модификаций магического жезла. Аарон - старший брат Моисея. Как представитель рода левитов, был наделен особыми функциями: во время скитаний израильтян в пустыне он выступал в качестве их первосвященника. Последующее иудейское священство шло от сыновей Аарона. Его священнические одежды украшались золотыми позвонками, которые своим перезвоном отгоняли злых духов. В руках он держал кадило и расцветший жезл. Согласно легенде, в споре за первенство между 12 коленами Израилевыми, глава каждого принес жезл. На следующий день обнаружилось, что принесенный Ааороном жезл колена левитова расцвел миндалевидным деревом. Легенда о неоплодотворенном плодоношении стала причиной того, что в Средние века миндаль воспринимался как символ девственной чистоты. Легенда об Аароновом жезле служила прообразом истории об избрании Иосифа из числа претендентов на руку Девы Марии. Жезл Аарона обладал и другими чудесными способностями. К примеру, он мог превращаться в змею, пожирая прочих змей. Современные оккультисты истолковывают символику данной мифологемы как пробуждение змеиной энергии Кундалини, дремлющей в человеке. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

АБРАКАДАБРА

АБРАКАДАБРА - магическая формула, записанная в виде конуса, обращенного вершиной вниз. Использовалась в качестве амулета. Происходит от имени грекоегипетского бога Абраксаса. По другой версии, имеет персидское происхождение, являясь одним из имен Митры. Некоторые эзотерики полагают, что она представляет модификацию халдейского заклинания «аб бада ке даабра» - «сгинь, как слово». Еще одним вариантом ее толкования служила еврейская фраза: Abreg as habra - «Мечи свою молнию даже в смерть». Использовалась для заклинания разных болезней, и прежде всего лихорадки. В таком качестве впервые применил абракадабру римский врач Серений Саммоник в III в. В средневековом чернокнижии абракадабру считали формулой вызывания злых духов. Полагали, что с каждым вздохом при произнесении этого заклинания из инфернального мира вылетает по одному демону. Алистер Кроули и другие оккультисты дешифровали абракадабру в качестве формулы алхимии. Правда, при этом несколько видоизменялось написание - абрахадабра. Гематрическая сумма последней равнялась 418, что соответствовало Деланию Великому. В абракадабре усматривали и ключ к пентаграмме. Э. Леви предлагал следующее истолкование магического треугольника: «А отдельное представляет единство первого принципа, т. е. интеллектуального, или активного, агента. А в соединении с Б - оплодотворение бинера единицей. Р - есть знак Тернера, так как оно представляет иероглифически истечение, происходящее от соединения двух начал. 11 - число букв этого слова - присоединяет единицу посвященного к десятку Пифагора, а число 66 - сумма всех сложенных букв - образует каббалистическое число 12 - квадрат Тернера - и, следовательно, является мистически квадратурой круга. Заметим мимоходом, что автор Апокалипсиса, этого ключа христианской Каббалы - составляет число зверя, т. е. идолопоклонства, прибавляя 6 к двойному сенеру абракадабры, что каббалистически дает 18 - число, соответствующее в Таро иероглифическому знаку «ночи» и «профанов», «Луне, собаке, волку и раку», - число таинственное и темное, которого каббалистический ключ 9 - есть число посвящения». Источ.: Папюс. Практическая магия. М., 1998.

АБРАКСАС

АБРАКСАС - или Абраксос - космологическое существо в представлении гностиков. Был заимствован из пантеона египетских богов. В Египте почитался как победитель дракона. Представители секты Василида полагали, что Абраксас является верховным главой небес и эонов (т. е. первосущности), символизируя в своем лице их единство. Сумма числового значения его имени в греческом написании дает 365 (A - 1 B - 2 R - 100 А - 1 Х - 60  А - 1 S - 200), что соответствует количеству дней в году («целокупность мирового времени»), числу небесных сфер («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного мира»). У него насчитывается 365 добродетелей, выпадающих на каждый день. Семь букв, входящих в его имя, также получили магическое истолкование. Изображался Абраксас с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. Его образ часто присутствовал на геммах - амулетах. Культ Абраксаса получил распространение и за пределами христианского гностицизма, войдя в ряд языческих мистерий. Имя Абраксас соотносилось с мистическим словом абракадабра. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991.

АБСТРАКЦИОНИЗМ

АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. abstractus - отвлеченный) - весьма широкое направление в искусстве XX столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы и использовавшее исключительно формальные элементы - линию, цветовое пятно, отвлеченную конфигурацию - для создания произведений. Основоположники абстракционизма - русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка - в своем творчестве опирались, как правило, на мистические идеи, заимствованные из теософской доктрины. В основе метода отвлеченных построений лежало стремление символически выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрываемые за происходящими явлениями видимого мира. При этом первоэлементы формы трактовались Кандинским, Малевичем и Мондрианом как некие живописные знаки, наделенные исходным духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, - как отношения между элементами универсума. Создаваемые отвлеченные живописные построения мыслились и как проекции структур космического миропорядка, и как проекты идеального устройства мира социального, и как принципиальные схемы организации пространственной и предметной среды, окружающей человека. С момента возникновения абстракционизма в нем четко определились два направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Если символика геометрического абстракционизма призвана отразить некие устойчивые «субстанциональные» состояния, то абстракции Кандинского и его последователей, наполненные пульсирующими формами, сложными ритмами и мерцающим цветом, сосредоточивают внимание на динамике процесса. После Второй мировой войны эстетические концепции абстракционизма теряют свою метафизическую символику: абстрактная форма теперь соотносится лишь с теми или иными проявлениями природы и социального мира или рассматривается как фиксация психических состояний художника. Последнее обстоятельство превратило понятие «абстракционизм» в расхожий символ формализма в различных сферах искусства. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

АБСТРАКЦИЯ

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение) - в широком смысле символизирует отвлечение от конкретных свойств-предметов или от конкретных отношений между ними. Что же касается сферы искусства, та или иная степень абстракции присуща ему с момента его возникновения. Уже в эпоху неолита резкое упрощение форм и устранение деталей позволило создать образы, символизирующие знаки космических стихий. Если в период расцвета искусства Древнего Востока абстракция была связана с обожествлением власти и грозных для человека сил природы, то в античном искусстве она поднялась на более высокий уровень конструирования «идеальных образов». В средневековом искусстве Европы и Азии центральное место заняли знаки, божественные символы и надписи, олицетворяющие религиозно-философские идеи, а в XX в. абстракция стала преследовать цели отделения искусства от повседневного зрительного опыта и превращения его в выражение «отвлеченных сущностей и интуитивно постигаемых целей». Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

АБУТ И АНЕТ

АБУТ И АНЕТ - вымышленные существа египетской мифологии, символизирующие суточное время, смену дня и ночи. Абут и анет - это две идентичные рыбы, плывущие в качестве дозорных перед кораблем бога солнца Ра. Мифологема о солнечных рыбах отражает космологию мироустройства на первооснове воды - в противоположность мифу о боге-солнце, скачущем на колеснице, как космологии воздуха или эфира. Абут и анет вечно пребывают в движении. На рассвете они плывут по небу с востока на запад, ночью движутся в противоположном направлении. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

АВАНГАРДИЗМ, АВАНГАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВГУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ МАРКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОРСКИХ ПРАВ ЗНАК

АВТОРСКИХ ПРАВ ЗНАК - указание на интеллектуальную собственность. Представляет собой заключенную в круг букву С: . Был учрежден Всеобщей конвенцией по авторским правам, принятой ЮНЕСКО в 1952 в Женеве. Стал использоваться в международном праве с 1955. На Западе не считается регистрационным, он лишь служит предупреждением против несанкционированного воспроизводства. Регистрационным знаком является обведенная кругом буква R: ®. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

АГАРТХА, ИЛИ АГАРТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАТ

АГАТ - один из мистических камней-талисманов. Название происходит от названия реки Ахатес на Сицилии, где с давних пор обнаруживался этот минерал - разновидность халцедона. Агат связан с зодиакальным знаком Тельца. Считается талисманом мая. Агат предохраняет от сглаза и ядов, дарует его обладателю долголетие и здоровье. Особенно ценились в средневековой Европе черные агаты. Такая разновидность камня дает власть над злыми силами, а потому служит оберегом. Но вместе с тем агат может ввергнуть владельца в печаль. Слоистые агаты наделяют мужчин любовными чарами. Целители давали больному, томимому жаждой, подержать агат во рту, что должно было облегчить его страдания. Моховой агат способствовал урожаю и охранял от злодеяний. Правда, его не рекомендовалось дарить как любовный талисман. У многих народов имелось представление, что агат облегчает роды. Источ.: Звягинцев Л. Агат - талисман мая // Наука и религия. 1994. № 5.

АГНУС ДЕИ

АГНУС ДЕИ - или Агнец Божий - одно из символических имен Иисуса. Христос, подобно агнцу, отдал себя на заклание. Образ восходит к широко распространенному в пастушеских культурах обряду приносить первого ягненка, родившегося в стаде, в жертву богам. Агнец - символ кротости, непротивления, невинности и смирения. Именно эти качества составляли христианский этический идеал. Одним из вариантов изображения Агнуса Деи был ягненок со струящейся из груди кровью, что символизировало мучения и искупительную жертву Христа. Другой художественной версией был торжествующий агнец со знаменем или флажком, на котором изображался крест. Вокруг головы агнца рисовался нимб святости. Ягненок, изображенный в композиции с овцами, символизировал соответственно Христа и его последователей. Прообразом жертвы Христовой считалось жертвоприношение Авраамом сына своего Исаака. Таким образом, Исаак отдал жизнь за род человеческий. Агнец со связанными ногами - один из даров, принесенных пастухами на Рождество Христово, также символизирующий будущую жертву Спасителя. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

АД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАМ КАДМОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАМИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДОНИРАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АИСТ

АИСТ - сакральная птица в различных мифологических и оккультных традициях. Символизирует новую жизнь, приход весны, удачу. Название «аист» с иврита - «хасида» - дословно переводится как «набожность». В древности верили, что аисты кормят своих престарелых родителей. Предписание заботиться о родителях в Риме именовалось «Законом аиста». В христианстве аист символизировал чистоту, целомудрие, благоразумие, бдительность. По шведской легенде, аист подбадривал истязаемого Христа. Согласно русским народным поверьям, аист - птица, приносящая счастье. Он покровительствует рождению детей. Даже в настоящее время символизирует крестины. Шутливое поверье говорит о том, что детей приносит родителям аист: оно происходит из древнего представления, что народившиеся души обитают в стране болот, прудов и трясин. Легенда сообщает об антропном происхождении аиста. Когда Бог убедился, какой вред чинят людям черви и змеи, он собрал их в мешок и приказал одному человеку выбросить в море. Вопреки Божьему запрету, человек развязал мешок, и гады расползлись по свету. За это Бог превратил ослушника в аиста, приказав ходить по миру и собирать распущенную нечисть. По другой версии этой легенды, из мешка, развязанного архангелом Михаилом, по свету разлетелись комары и мухи, которых и собирает аист, птица, символизирующая очищение и обновление мира. Таким образом, проводилась мысль об ангельской природе аиста. Сам внешний вид летящих аистов напоминал ангелов. Источ.: Энциклопедия суеверий. М., 1997.

АКАДЕМИЗМ

АКАДЕМИЗМ - символ художественного направления, характеризующегося стремлением сохранить и развить высшие традиции и наиболее совершенные образы искусства. Истоки академизма в творчестве и художественных принципах основателей Болонской академии (ок. 1585) братьев Каррачи, выработавших строгий кодекс художественного поведения и регламентировавших достойные изображения сюжеты и чувства, а также соответствующие им художественные формы и композиционные решения. Хотя в этот период в академизме проявились характерные черты барокко - иллюзионизм декоративных композиций и красочность колорита - однако основные построения пластических форм были обращены прежде всего к классическим принципам Ренессанса. Дальнейшая эволюция академизма связана с деятельностью созданной в 1648 французской Королевской академии живописи и скульптуры, опиравшейся на принципы классицизма. Так как и в последующее время базой развития академизма продолжали оставаться находившиеся под патронажем власти художественные академии, это превратило понятие «академизм» в символ косности и консерватизма. Культивировавший в XVII-XVIII вв. историко-героические, аллегорические и мифологические сюжеты, условно-идеализированные образы и отвлеченно-абстрактные нормы красоты, академизм в первой половине XIX в. исчерпал свои возможности, став оплотом отжившего эпигонского классицизма. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

АКАЦИЯ

АКАЦИЯ - растение, символизирующее бессмертие. Пользовалась величайшим почитанием у древних египтян и евреев. Важнейший растительный образ в масонстве: тело убитого и закопанного в землю Адонирама было обнаружено вследствие того, что на его могиле выросла акация; акация же появилась над могилой Осириса. Именно это растение «зажглось, но не горело», когда ангел обратился к Моисею. Гофер - дерево, использовавшееся израильтянами при постройке Скинии и Ковчега Завета, - являлось разновидностью акации. Священный характер акация носила и у арабов в языческий период их истории. Из нее был сделан идол Аль-Уцца, установленный в Мекке и разрушенный затем Мухаммедом. По мнению исследователя масонства А. Пайка, из веток акации состоял «терновый венок», водруженный на голову Иисуса. Основанием к восприятию акации в качестве символа бессмертия служила ее особенная стойкость и жизнеспособность. В культ акации, по-видимому, трансформировался изначальный символизм мимозы. Согласно коптской легенде, это растение было первым, что использовали при поклонении Христу. Быстрый рост акации сделал ее символом плодовитости. Акация символизировала также весеннее равноденствие, олицетворяемое мифологемой воскрешения солнечного божества. Кроме того, она подразумевает чистоту и невинность. Такое восприятие вызвано особой чувствительностью растения, которое морщится от прикосновении человека. Акация является эмблемой различных мистерий. Неофиты при посвящении несли перед собой ветви или букеты цветов акации. В ряде средиземноморских стран акация символизировала дружбу и платоническую любовь. Источ.: Моражарко М. Масонство в прошлом и настоящем. М., 1990.

АЛЛЕГОРИЯ

АЛЛЕГОРИЯ (allegoria - иносказание) - отвлеченные понятия, изображая их через конкретные образы, существа и предметы. Например, в изобразительном искусстве справедливость и правосудие зачастую изображаются в виде женщины с весами в руках, т. е. аллегорические изображения обычно наделяются поясняющими их значение атрибутами. В отличие от многозначного символа, допускающего различные толкования, аллегория однозначна: связь между образом и его значением устанавливается по аналогии или подсказывается традицией. Персонификация человеческих свойств - например, пороков или добродетелей - широко известна в античном и средневековом искусстве. Однако в искусстве поздней готики и Возрождения, барокко и классицизма аллегория получила новые, усложненные формы, наглядный пример этому «Аллегория Благоразумия» Джотто на фреске капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305). Связь между изображением и его аллегорическим смыслом стала столь замысловатой - вспомним «Любовь земную и небесную» Тициана, - что требовала специальной расшифровки. Аллегория насаждалась прежде всего академизмом, но с его упадком нараставший в XX в. интерес к знаковым системам и сложным логическим связям породил новые формы аллегорической композиции в творчестве Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

АЛМАЗ

АЛМАЗ - мистический камень-талисман. Происходит от арабского «элмаз»; по-халдейски назывался «худан», т. е. «божественный»; греки именовали его «адамант» - «неодолимая сила». Иван IV Грозный утверждал, что алмаз укрощает ярость и сластолюбие, способствует воздержанию и целомудрию. Главный мотив камня - духовная крепость. С точки зрения персов и турок, длительное созерцание алмаза разгоняет хандру, снимает с глаз завесу, делает человека более проницательным, облегчает роды, удаляет веснушки, способствует расположению властей предержащих, развивает память, побеждает врагов, приводит в бегство диких и ядовитых животных. Камень приносит счастье, если привязать его к левой руке. Он используется как целебное средство от отравления, сумасшествия и блуждающих духов. Пособия по практической магии сообщали, что разбить алмаз можно, размягчив его свежей и теплой козлиной кровью. Буддистское предание сообщает о монахе, посвятившем всю жизнь тому, что пытался распилить конским волосом алмаз, чего и достиг перед самой смертью. При помещении алмаза рядом с магнитом он уничтожает его притягательную силу. Алмаз делает бессильными яды и отгоняет страхи, вследствие чего называется анхитом. Он рассеивает дурные сновидения. Большим знатоком и ценителем магических сил алмаза был Альберт Великий. Источ.: Папюс. Практическая магия. М., 1998.

АЛТАРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛФАВИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛХИМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬБАТРОС

АЛЬБАТРОС - птица, символизирующая долгий парящий полет без физических усилий. Альбатрос символизирует полет духа и мысли. Вместе с тем данный образ подразумевает свободу творчества. С другой стороны, альбатрос символизирует вину и бремя. Он спасал моряков и показывал им дорогу в безопасное укрытие. Убийство альбатроса приводило к большому несчастью. В книге С. Т. Колриджа «Поэма о моряке древности» (1798) сообщалось, как один из матросов случайно убил альбатроса, за что хозяин корабля повесил ему на шею убитую птицу, указывающую на его вину. Символ альбатроса имеет и иные значения морской тематики. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

АЛЬРАУНЫ

АЛЬРАУНЫ - напоминающие человека мифические существа, которые обитают в корнях мандрагоры. Это духи низшего порядка. В целом они дружелюбны по отношению к людям, но способны и к вредительству. Альрауны способны менять обличье, превращаясь в кошек, червей и маленьких детей. Родственны живущим в шахтах и штольнях кобольдам, имеющим более злобный нрав. Современные альрауны были перемещены демонологами из мандрагор в людские жилища. Они представляют вариацию полтергейстов: рассыпают по полу мусор, кидают в молоко комья земли или куски кизяка. Если люди не выметают мусор и выпивают молоко, альрауны обосновываются в этом доме. Избавиться от альрауна жильцам фактически невозможно. Даже если дом сгорает, альраун следует на новое место за его обитателями. В целом альрауны символизировали аниматистское мировосприятие. Антропоморфный символизм отражала идентификация альраунов с человекоподобными корнями мандрагоры. Когда корень вырывают из земли, слышится громкий стон альраунов. Всякому услышавшему этот стон суждено умереть, поэтому, чтобы отвести от себя месть альраунов, для выкапывания мандрагоры использовались собаки, которых привязывали к растению. Смерть должна была постигнуть не человека, а собаку. Фигурки альраунов изготовлялись в качестве оберега. Материалом для них служила, как правило, рябина. Магическое предписание по изготовлению альраунов гласило: «Ночью, когда луна возрастает, вокруг рябины начертите по часовой стрелке круг ритуальным ножом с черной ручкой, призывая имя Херты. Сделав это, поливайте дерево в течение лунного месяца такой же смесью, которая использовалась для мандрагоры, выбирая достаточно толстую ветвь для вырезания и провозглашая имя Херты. По прошествии лунного месяца отделите выбранную ветку ритуальным ножом с черной ручкой и вырежьте из нее маленькое изображение, от 15 до 20 см длиной, используя заклинание, как и при изготовлении мандрагоры, до тех пор, пока не выполните работу. Окурите изображение в дыму вербены. Чтобы завершить изготовление альрауна, спите с ним в своей постели в полнолуние. Альраун должен помещаться около очага, чтобы выполнять заклинания и защищать дом». Источ.: Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЯЗЫКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМАЛАКА

АМАЛАКА - символически трактуемая архитектурная деталь средневековых храмовых сооружений Индии. Переводится с санскрита как «плод лотоса». Имеет форму приплюснутого ребристого диска. Венчала североиндийские храмовые башни - шикхары. По своему глубинному смыслу восходила к добуддийским верованиям. Символизирует модель мироздания. Имела также эротическую версию дешифровки, согласно которой шикхары представляли собой фаллические символы. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

АМВОН

АМВОН - место в христианском храме, с которого читаются библейские тексты, произносятся проповеди и ектеньи. Большинство исследователей считают, что амвон - это глагольное существительное, происходящее от греческого глагола «анабайно» - «восходить». При любых толкованиях слово связывалось с возвышенностью. В раннехристианских и византийских церквах амвоном назывались кафедры, помещенные по обе стороны хора или под центральным куполом. К ним вели один или два лестничных подъема. В русской церкви это полукруглая часть солеи, расположенная напротив царских ворот. Амвон символизировал камень, которым был закрыт вход в гробницу Иисуса. В день воскресения ангел сдвинул его в сторону, дабы жены-мироносицы удостоверились в вознесении Учителя. Об этом событии в Евангелии от Матфея сообщалось: «Пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса… и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. И вот, сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Согласно Евангелию от Луки, пред женами-мироносицами предстают уже «два мужа в одеждах блистающих». Таким образом, священник и диакон, поднимаясь на амвон, символизировали ангелов. Поэтому лицам, не обладающим священническим саном, на амвон восходить запрещалось. Источ.: Панасенко Ю., Шамаро А. Нартек // Наука и религия. 1992. № 12.

Следующая страница