Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "С" (часть 2, "СИЛ"-"СФИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СИЛ"-"СФИ")

СИЛЬФЫ, СИЛЬФИДЫ

СИЛЬФЫ, СИЛЬФИДЫ (от фр. sylphe, sylphide) - в средневековых поверьях, у алхимиков - духи воздуха, мифические легкие, воздушные существа мужского и женского рода, олицетворяющие стихию воздуха. Однако какими-либо сверхъестественными качествами или владением магией не наделялись. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

СИМВОЛ

СИМВОЛ (от греч. symbolon) - со времен древних греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества; вещественный или условный код, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею. Символ может быть и шире смысла изображенного явления, и уже. Благодаря такому подходу символ может трактоваться многозначно, а порой двусмысленно. В отличие от аллегории, символ не иллюстрирует какую-либо идею, а опирается на значимые ситуации и явления в самой действительности. Символ присущ различным направлениям, видам, стилям, жанрам искусства, он позволяет передать одним росчерком пера или кисти очень важную или достаточно объемную по содержанию информацию. В конце XIX - начале XX в. получило развитие особое художественное течение - символизм, где символ выступает способом выражения смысла, выходящего за границы реальной жизни. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

СИМУРГ

СИМУРГ - подобно Фениксу, вещая и невидимая птица в иранской мифологии, наделенная еще и пророческими способностями. Синоним птицы Рух. Зооантропоморфное существо. Хранитель мистерий. Обладал двумя натурами: плохой и хорошей, а потому в зависимости от ситуации или толкования того или иного явления выступал в двух противоположных ипостасях. Симург - орудие судьбы. Именно в этом качестве он предстает в многочисленной литературе, где речь идет о борьбе добра и зла, черного и белого начал. Интересно, что исследователи усматривают в различных религиозных трактатах близнецов Симурга. В исламе с Симургом отождествляют птиц Анка, созданных Аллахом совершенными, но ставших впоследствии враждебными людям. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

СКАЛА

СКАЛА - символ твердости, мощности, принципиальности. Помимо природной стихии, символизирует людей, по складу характера и образу жизни напоминавших скалу - твердых и неприступных, благородных и могущих устоять под натиском природных стихий. В среде коренных жителей Северной и Южной Америки скала - символ неба, символ вечности, не поддающейся воздействию времени и обстоятельств. По мнению ряда исследователей, выветренные скалы символизируют тщету возвышенных устремлений и аскетизма. Скала - это еще и предмет, воспеваемый художниками, усматривавшими в нем воплощение природной мощи и стихии. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

СКАРАБЕЙ

СКАРАБЕЙ (от лат. scarabaeus) - навозный жук, обитавший в южных районах Западной Европы, Северной Африке, на Ближнем Востоке. В Древнем Египте священный представитель мировой фауны. Считалось, что приносит счастье и удачу в военных делах. Был особенно почитаем в жреческой среде, поскольку одна из функций скарабея - охрана храмов. Почитался и как священный символ созидательной силы солнца. Скарабей и его магические свойства были известны в античной Греции и в Риме. Нарост в форме скарабея под языком - «визитная карточка» Алиса. В настоящее время скарабеи в виде амулетов из бирюзы и лазурита служит оберегами их владельцев, детей и личного жилья. Особенно часто используется в произведениях ювелирного искусства. Скарабей положен в основу эмблемы английской компании «Астон Мартин». Источ.: Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

СКИПЕТР

СКИПЕТР (от греч. skeptron) - жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой, один из символов власти. Скипетр ассоциировался с дубиной, которой человек мог наводить порядок на своей территории. По всей видимости, скипетр пришел в православную государственную традицию из Древней Греции и Рима; прообраз скипетра - пастушеский посох Иисуса Христа. В тибетском варианте скипетр с двумя навершиями - вадзира. В России широко известен начиная с XVI в. Скипетр российских государей - золотой жезл, украшенный драгоценными камнями и увенчанный алмазом «Орлов». Всадник, изображенный на седьмой карте Таро, держит солнечный скипетр - знак воли и власти. Скипетр в псевдоегипетской системе Таро увенчан квадратом, на котором изображен круг, пронзенный треугольником, - идеал трехмерности Вселенной. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Булгаков С. Н. Православие. М., 1994.

СКОРПИОН

СКОРПИОН - знак Зодиака, календарный период - 23 октября - 21 ноября. Графема - скорпион/орел. Управляется Марсом и Плутоном. Мужской осенний знак. По силе выражения внутренних качеств относится к средней (фиксированной) группе. Пиктограмма знака - Скорпион с ногами, заканчивающимися телами змей. Аллегорический знак - Змей-искуситель. На эзотерической карте неба - Гад, победивший после серьезного поражения. Молния приобретает форму зодиакального знака Стрельца. Олицетворяет покой и тишину, врожденные силы самодисциплины. Сочетает способности и силу воды и воздуха. Язвительная, разъедающая энергия. Рожденный под знаком Скорпиона способен достигать духовных высот и глубин постижения знания о мире. Как правило, люди-«скорпионы» представляют собой тип мыслителя и исследователя, желающего докопаться до истины посредством скрупулезного изучения законов мироздания и природы, человеческих взаимоотношений, с высокими интуитивными качествами. Проявляется и тяга к тяжелому труду. В личной жизни «скорпионам» везет в плане поиска второй половины, здесь, согласно исследованиям, срабатывает способность к искушению партнера, причем к взаимному искушению. Скорпион господствует над детородными органами. По характеру и привычкам «скорпион» - существо изворотливое, способное, в случае необходимости, пойти на явно непопулярное, но единственно приемлемые сугубо для него решения. Это вызывает порой некоторую неприязнь, которая складывается между скорпионом и окружающим его обществом. В алхимическом процессе скорпион - это секарация (отделение взвесей от жидкостей, фильтрация, сцеживание). Скорпион часто принимает обличье Амфисбены. Астрологически «скорпиону» подчинена рябина - дерево октября - ноября. Источ.: Энциклопедий символов, знаков, эмблем. М., 1999; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

СЛЕД

СЛЕД - прообраз любой человеческой деятельности: от простого, т. е. топтания на месте, до возведения и сохранения самых удивительных проектов как в производственной, так и в культурной сфере. Отсюда и выражение: оставить след на земле, которое понимается как дословно, так и в переносном смысле. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991.

СЛОВО

СЛОВО - «Вначале было Слово…» - так начинается повествование о сотворении мира и всего живого. В этом изречении заложено философское значение самого факта жизни: сотворение есть результат деятельности Творца, а не стихий, каждая Тварь создается совершенной, приспособленной изначально к суровым условиям существования, но при этом не оспаривается и принцип борьбы, в которой побеждает сильнейший, уничтожающий более слабого. Благодаря слову мировая цивилизация сохраняет многовековые знания и опыт, традиции и навыки, передавая их от одного поколения к другому, выступая при этом символом преемственности, смычкой, передаточным звеном. Слово обладает еще и удивительной способностью заключить в очень малую форму достаточно объемную информацию. У многих народов слово - часть мистического и космического порядка - ассоциируется с элементами воздуха, без которого жизнь человечества была бы просто невозможной. Мистические слова - абракадабра и др. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

СЛОН

СЛОН - символ силы и власти, олицетворяет элемент Земли. По древнему поверью, Землю держат слон, кит и черепаха. Подобная оценка возможна благодаря комплекции животного, сравнения его с иными представителями земной фауны. Свою роль играет еще и то, что слон - один из самых древних животных, что ассоциируется с мудростью, житейским опытом. Лишь в персидской мифологии слону противостоит птица Рух. В древней Индии считалось, что слоны удерживают на своих могучих спинах весь мир. В Средние века слон был символом Христа, т. е. мудрого и знающего жизнь Учителя. В наши времена слон воспринимается как очень важное, мудрое и уравновешенное существо, склонное к неторопливой и размеренной жизни. Легко поддается воспитанию, но при этом остается очень независимым от посторонних, самостоятелен и неповоротлив одновременно. Белый слон приносит счастье - индийцы кормят и берегут слонов. Подобные характеристики можно услышать в адрес людей, для которых неповоротливость стала характерной чертой. В литературе слон выступает еще и как символ облаков, эмблема мудрости, спокойствия, вечности, сострадания, добродушия. Но слону свойственны и не мотивированные поступки: их появление объясняется вспыльчивостью и огромной силой, что в полной мере извиняется отходчивостью слонов и их незлобивостью. Слон может, однако, символизировать и негативные демонические силы: увидеть слона во сне - к неприятностям, которые, правда, носят временный, порой даже сиюминутный характер. Башня из слоновой кости - знак изгнания и знак избранности. Соединение образов слона и гиппопотама - мифический образ бегемота. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

СМЕРТЬ, АРКАН ТАРО

СМЕРТЬ, АРКАН ТАРО - тринадцатая карта Таро. Уже сама нумерация говорит о негативе вложенных в изображение идей. Вместе с картой Повешенного означает переход ко второй колоде карт - переход к новым формам существования, к новому циклу в цепи существования. На карте - образ Смерти в виде скелета, восседающей на лошади, в руках - коса и серп, означающие факт освобождения от жизни. Коса и серп - атрибуты Смерти и времени. Серп - символ луны, ночи, старения и смерти. Коса - напоминание о скоротечности человеческого бытия и неизбежности смерти. Внизу изображаются человеческие черепа - знак круговорота явлений и превращений в природе и в людях - по сути дела, аллегорическое изображение времени - от рождения до смерти. Смерть здесь еще и обратная сторона жизни, освобождающая из материального бессмертный дух. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

СОБАКА

СОБАКА - одновременно символ преданности и верности и ритуальной нечистоты и разврата. Первая характеристика связана с той ролью, которая отводилась собаке еще на заре развития человечества: во время охоты, при охране жилищ, на пастбищах. Получая из рук человека пищу, собака преданно служила своему хозяину, забывая о своей дикой жизни, которая состояла как раз из самостоятельного добывания корма. Вторая характеристика опять-таки напрямую связана с развитием человечества, но в данном случае с изменениями, происходящими в воззрениях людей на окружающий мир, на природу и религию, на взаимоотношения друг с другом. Так, для многих народов откровенным оскорблением звучит сравнение какого-либо лица с собакой (сукой). Для семитской и индусской традиций собака - нечистое животное, ее могут спокойно убить, дабы защитить храм и себя от нечистых духов или сил. Зачастую собаку воспринимают как прислужника дьявола или воплощением самого дьявола. В то же время образ собаки нашел отражение в ритуальных росписях гробниц египетских фараонов (сцены охоты). Считалось, что даже после смерти хозяина собака будет продолжать и охранять его в потустороннем мире и способствовать развлечениям. У различных народов мира собака также связывалась с природными явлениями, например с молнией и дождем. Коренные жители Центральной Америки по поведению и лаю собаки определяли грядущие изменения погоды. Собакам предписывается способность видеть духов и предупреждать об опасности своих хозяев, чувствовать опасность, приближающиеся природные катаклизмы - землетрясения, наводнения. Собакам приписывались уникальные свойства предсказывать наступление на людей различных эпидемий заболеваний. Собака предстает еще и как образ стража загробного мира: Цербер и Анубис - имена, ставшие нарицательными. Неоднозначен образ собаки в литературе и в изобразительном искусстве - от верного друга человека до исчадия ада. В настоящее время собака выступает еще и как предмет роскоши (своеобразный символ), в который не жалеют вкладывать финансы. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

СОВА

СОВА - символ мудрости, олицетворение знаний, человеческого опыта. Богиня греческой мифологии Афина Паллада изображается непременным своим атрибутом - совой. В древнеримской мифологии сова была связана с богиней мудрости Минервой, покровительницей наук, искусств и ремесел. Каждый уважающий себя маг должен был представать перед аудиторией с совой на плече. Изображение совы включают в эмблемы многие научные издательства, научно-исследовательские учреждения, библиотеки, ученые помещают сову в свои экслибрисы. В то же время со времен античности вокруг совы, ее образа жизни и поведения слагались легенды, она наделялась совершенно сверхъестественными качествами. Так, например, только ненаучно можно объяснить поворот головы совы вокруг вертикальной оси на 270°, а вокруг горизонтальной - на 180°. Сова также ассоциируется с ночным временем суток, с луной, темнотой, нечистой силой, обитающей в чащобе. Сова - атрибут ночи. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

СОКОЛ

СОКОЛ - символ смелости и отваги, храбрости и отчаянности. Как правило, эти качества приписывают в первую очередь воинам, а потому сокол - олицетворение войны. Не зря он служит изображением для эмблем ряда частей и подразделений современных европейских армий. Сокол - неизменный атрибут охотничьих забав, по крайней мере в средневековой Европе и на Руси. Сокол для этой эпохи еще и предмет роскоши. В поговорку вошли выражения «зоркий, как сокол», «ясный сокол» и др., свидетельствующие об отличительных характеристиках этой птицы. Сокол - это синоним гордости и благородства. Среди индейских племен Северной Америки было принято награждать прозвищем «сокол» отважных и благородных воинов и охотников, даже из стана противника. Соколом оборачивался князь-оборотень русского былинного эпоса Вольга. Золотой сокол - символ космической гармонии. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

СОЛНЦЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЛНЦЕ, АРКАН ТАРО

СОЛНЦЕ, АРКАН ТАРО - девятнадцатая карта Таро, известная также, как карта Адама и Евы: солнце в зените мощи и господства над природой и человеком, источник удивительного тепла и настоящего согласия, «картина созвучия и согласия между людьми и миром - райское состояние людей». Карта символизирует творческую систему. Мир здесь - идеальное состояние. Стоит только отметить, что изображение подчеркивает: люди обращены спиной к светилу, лучи пробиваются сквозь стену и неожиданны для человечества. Считается одной из лучших карт Старшего Аркана, поскольку символизирует состояние, к которому стремится человечество. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

СОЛЬ

СОЛЬ - символ жизненной энергии, поскольку способствует развитию аппетита, получению новой энергии, так необходимой для жизни. Отвращает несчастья; считается, что соль обладает магическими свойствами, способными не допустить болезни, аварии, катастрофы, в общем, всего, что негативно влияет на жизнь человека. В дохристианское время соль на Руси использовали как универсальное средство для борьбы с колдунами и прочей нечистой силой, преследующей людей. Соль - белого цвета - воспринималась как частичка чудодейственного зелья, способного остановить «нечистых». Соль - символ единства воды и огня, поскольку добывают ее посредством выпаривания. Однако, растворяясь в воде, т. е. возвращаясь в свою родную стихию, соль неподвластна воздействию солнечной стихии - огню, и с этой точки зрения по-своему универсальна. Соль - символ нравственных и духовных достоинств, благодаря своей спокойности хорошо сохраняться, а также уберегать от порчи жизненно необходимые для человека продукты. Именно этот смысл символа, по-видимому, лежит в основе высказывания Христа, обращенного к ученикам его: «Вы - соль земли». Из-за своих вкусовых качеств «соль» в переносном смысле воспринимается как знак остроумного ведения разговора, знак шутки («соленой»), знак очень точно подобранного слова, коротко характеризующего то или иное явление. В негативном аспекте соль - символ разрушительных сил, разъедающих качеств. Как отмечается в словарях, соль - «один из принципов, представляющих собой материальный, телесный аспект». Алхимики, усматривая в ней элемент, соединяющий воду и огонь, считали ее одним из философских и мировых принципов. Религиозные произведения рассматривали соль в качестве атрибута страдания, которое необходимо преодолеть, дабы достичь вечной жизни и понять ее смысл. Таким образом, соль приобретала значение моральной и духовной силы. Соль представлена в многочисленных выражениях, ставших крылатыми: съесть пуд соли. Просыпанная соль - внезапный авгур. В алхимии соль - посредник - медиум. Ключ под мизинцем алхимической руки расшифровывается как поваренная соль. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

СОРОК

СОРОК - число 40 представляет собой идею полноты, множественности. Этим числом стараются подчеркнуть значимость того или иного события или явления. Например, говоря о многочисленных церквах, существовавших в Москве до 1917, используют выражение «сорок сороков». Упоминание о числе 40 мы найдем и в Библии: например, 40 кар, постигших землю, а также 40 грехов. Интересна и связь числа 40 с ритуальной традицией в христианстве вообще и в православии в частности: принято поминать усопших именно на сороковой день после смерти. Именно тогда, как считается, душа отлетает на небо. Источ.: Булгаков С. Н. Православие. М., 1994; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

СОСНА

СОСНА - вечнозеленое дерево, символ долголетия и бессмертия, стойкости и преодоления неблагоприятных обстоятельств. Одно из самых древних деревьев, известных человечеству с самой зари его существования. Как символ бессмертия, сосна используется при озеленении кладбищ: считается, что и гроб, изготовленный из сосны, символизирует продолжение жизни и после физической смерти. Сосна еще и знак Кибелы, в дохристианскую эпоху из сосновых дров готовили костры для сожжения тел умерших. Во времена античности сосна служила символом вечности, ей покровительствовал Сатурн. В настоящее время считается, что мебель, изготовленная из сосны, не только красива, но и несет в себе заряд здоровья, бодрости, хорошего настроения. Сосновая древесина используется и при производстве лекарственных препаратов: их воздействие на человеческий организм показывает прекрасные результаты. Сосновая шишка, с точки зрения гностиков, - духовное возрождение. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

СТЕНОГРАФИЯ

СТЕНОГРАФИЯ (от греч. stenos - узкий, тесный и grapho - пишу) - способ письма посредством особых знаков и целого ряда сокращений, дающий возможность быстро записывать устную речь. Быть может, многие тексты, пришедшие к нам с древнейших времен, также являются стенограммами, однако, не зная ключа к этому знаковому шифру, невозможно прочитать даже самые короткие записи. Например, так и остаются загадкой письменные памятники минойской цивилизации. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

СТИЛЬ

СТИЛЬ (от греч. stylos - палочка для письма) - слог писателя, прием, метод, способ работы. Уже в латинском языке слово «стиль» имело более широкое значение, чем в него вкладывали греки. В научной терминологии у него обширный диапазон применения - от обозначения индивидуальной манеры художника, характеристики признаков какой-либо группы памятников одного художественного направления до трактовки стиля как «суммы устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру, свойственную искусству той или иной исторической эпохи». Стиль, таким образом, представляет собой визитную карточку человека, что-либо производящего, своеобразную эмблему, которой он отмечает произведенный продукт. Именно по стилю можно различить течения в искусстве, охарактеризовать их ярчайших представителей, проследить эволюцию творческой мысли, сопоставить различные школы в литературе, живописи, архитектуре и пр. Стиль, как устойчивая совокупность образных принципов, наиболее отчетливо и последовательно проявляется в те эпохи и в тех течениях, где исторически сложилась система мировоззренческого синтеза, т. е. умение прийти к пониманию явления или предмета в его целостности, единстве и взаимной связи его частей. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

СТОЛБ, СТОЛБЫ, СТОЛПЫ

СТОЛБ, СТОЛБЫ, СТОЛПЫ - неру котворные творения, символизирующие опору: по воззрениям израильтян, плоская земля стоит на столбах, которые Бог колеблет, когда происходит землетрясение (Иов. 9, 6); человек не знает мест, в которых земля покоится на столбах (Иов. 38, 6). «Столпы небес» - это горы, мыслившиеся как опоры неба; они сотрясаются громом или землетрясением (Иов. 26, 1). Столб Иахин (слева) и столб Воаз (справа) олицетворяют мужское и женское начала, принципы. В переносном смысле столбы, или столпы, - символ основ, держащих цивилизацию, государство, общество, семью, дом. В качестве последних могут выступать как люди, так и идеи, способные сплачивать, руководить, объяснять и назидать. Столп мироздания в китайской традиции - знак Пи (центральное отверстие в китайских небесах). Источ.: Большой путеводитель по Библии. М., 1993; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991.

СТРЕЛА

СТРЕЛА - символ мужского начала и мужских добродетелей, поскольку связана с образами охоты, войны, воина, силы, меткости, умения пользоваться оружием. Стрела - обязательный элемент многих из гербов известных в прошлом военачальников, стремившихся подчеркнуть свою принадлежность к армии и свои победы на поле брани. На Востоке (Китай, Индия, Индокитай) только что родившимся мальчикам дарили лук и стрелы, отмечая тем самым их изначальную принадлежность к охотникам и воинам. Стрелы Купидона - эротический символ. Купидон всегда носил в своем колчане две стрелы: одна - символизирует любовь, возможность брака по любви, вторая - ссору между влюбленными, брак по расчету. Стрелы Аполлона - символ солнечных лучей, которые, впрочем, могут не только согреть озябшего путника или напитать живительной силой плодородную землю, но и сжечь все живое, обречь человечество на страдания. Стрелы Дианы и Митры - символы всепроникающего света, символы земной красоты, умиротворения и спокойствия, благодати и тишины. Стрела - символ молнии. Не зря существует такое понятие, как «грозовые стрелы». Места, куда ударяла молния, считались священными, им приписывали совершение всевозможных чудес. Однако выпускать стрелу в небо считалось признаком колдовства, стремлением разозлить богов, вызвать их гнев, навлечь неприятности на головы обывателей, спровоцировать природные катаклизмы, такие, как наводнение, засуха, град, проливные дожди и пр. Стрела - символ войны. Для некоторых народов, проживающих в Африке, стрела обозначает своеобразный ультиматум или даже объявление войны. Получив стрелу, вожди собирали под свои знамена воинов, не дожидаясь новых свидетельств о начале военных действий. Стрела - стоящий на перекрестках дорог указатель пути. Как символ движения входит в эмблемы туристских групп и туристических фирм. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

СТРЕЛЕЦ

СТРЕЛЕЦ - знак Зодиака, календарный период - 22 ноября - 21 декабря. Графика: кентавр/стрелок из лука. Управляется планетой Юпитер. Человека, родившегося под знаком Стрельца, сравнивают с кентавром, в котором соединение ума человека соседствует с силой коня. То есть «стрелец» достаточно умный, стремящийся к получению новых знаний и в то же время физически развитый, но склонен к фантазиям. Такое гармоничное сочетание дает право говорить о высоких достижениях, больших успехах, связанных с умением «стрельца» сочетать ум и силу. Про «стрельцов» нельзя сказать - «сила есть, ума не надо». Они - воплощение тех образов человеческой натуры, которые представлены в литературе, отстаивающей и пропагандирующей принципы здорового образа жизни. Однако в среде родившихся под знаком Стрельца не мало людей, чьи биографии вызывают скорее отвращение, чем стремление к подражанию (как, например, у И. В. Сталина, родившегося именно 21 декабря). В справочниках, посвященных символике, также указывается, что «в стрельце беспокойство овна, но и свой собственный духовный поиск». Стрелец также знаменует собой наступление нового года. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

СТУПА

СТУПА (на санскр. «макушка, куча камней, земляной холм») - представленное в буддийской архитектуре Юго-Восточной и Центральной Азии культовое каменное или облицованное камнем мемориальное сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего пространства. Ранние ступы - хранилища буддийских реликвий, поздние воздвигнуты в честь событий, связанных с буддизмом. Ступа символически воплощает структуру Вселенной. Верхушку ступы венчает хранилище реликвий - Священная гора, центр Вселенной, - со шпилем, унизанным дисками - символами ступеней, ведущих к небу. Ступа возводилась на круглой или квадратной основе, под открытым небом, с четырьмя воротами, так называемыми «торанами», означающими выходы во Вселенную. Существуют различные типы ступ: пагода, дагобо, пранг, субурган. Вокруг ступ совершаются торжественные процессии. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

СУББОТА

СУББОТА (от евр. «шаббат», «саббат» - день покоя) - седьмой день недели, в который запрещено работать и в который человек должен восстанавливать свои силы, размышлять о собственном месте в окружающем мире. Суббота - знак вечного союза между Богом и людьми, это день отдыха Бога после шести дней творения - «суббота Господня», по определению Библии. С субботой связано много библейских притч, одна из которых заслуживает особого внимания. Иисус неоднократно нарушал запреты субботы и тем самым вызвал на себя критику фарисеев. Он это делал для того, чтобы обратить внимание на исконный смысл субботы, который состоит не в том, чтобы рабски следовать закону в любых обстоятельствах, а в том, чтобы содействовать восстановлению духовных и телесных сил, т. е. суббота для человека, а не человек для субботы. Источ.: Путеводитель по Библии. М., 1993; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991.

СУД, АРКАН ТАРО

СУД, АРКАН ТАРО - двадцатая карта Таро, Страшный Суд. На карте изображено затянутое облаками небо с пробивающимся солнечными лучами и трубящим в трубу ангелом. На трубе - изображение солярного креста, символизирующего избавление от физических мучений. Карта толкуется как власть слова, освобождающего человека: ангел трубит над кладбищем, и из могил поднимаются люди - по трое с каждой стороны, молитвенно складывая руки, благодаря избавителя. Лицо ангела бесстрастно: перед ним все равны. Это - напоминание о неизбежном воскресении и ответе на Страшном Суде за все грехи: за преклонение перед золотым тельцом, за предпочтение духовному вечному материального, суетного. Карта Страшного Суда - карта воскресения и второго рождения. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

СФИНКС, ИЛИ СФИНГА

СФИНКС, или СФИНГА (от греч. sphinx) - фантастическое существо с головой человека и телом льва, символ загадочности, тайны. Сфинкс - символ астрального плана; он охраняет тайны пирамиды, в основе которой лежит квадрат, а ее боковые стороны сходятся к одной точке, вершине, образующей унитарность. Сфинксы, духи-охранители, устанавливались в Древнем Египте перед храмами и вблизи пирамид: например, Большой сфинкс в Гизе близ Каира (XXVIII в. до н. э.). Это так называемый «египетский тип». «Греческий тип» сфинкса - это существо с головой женщины, туловищем льва и огромными крыльями. Известен еще и «ассирийский тип», бородатый; в нем каждая часть имеет свое значение: голова - знание, бока льва - труд, когти - смелость, крылья - вдохновение, борода - мудрость. Сфинкс - символ глубинной связи прошлого с настоящим, оберегающий покой усопших грозных правителей и жрецов, наводивших когда-то ужас и оставивших в назидание своим потомкам этих странных чудовищ. Сфинкс - это еще и реализация сочетаемости человеческих, животных и мифических существ. В результате это настоящая энигма, т. е. загадка истории, и теперь даже невозможно предположить цель, преследуемую создателем этих чудовищ. Сфинкс - символ тайны и загадки, которую необходимо разгадать. Согласно легендам, сфинкс убивал каждого, кто не был в состоянии разгадать его тайны. Он также знак веры и разума, знания и смелости, молчания и воли. Посвящался Аполлону и солнцу, которые тоже свято хранили сокровенные тайны. Два древнеегипетских сфинкса, установленных в 1830-х в Санкт-Петербурге перед зданием Академии художеств, должны были символизировать и тайну, скрытую в них самих, и секрет этого удивительного города на Неве, и те загадочные уголки человеческой души, которые дано раскрыть только художнику. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

Предыдущая страница Следующая страница