Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "О"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

О

О - древнейшая из букв алфавита, не изменившая свою форму с того самого времени, как около 3000 лет назад финикийцы переняли у семитов символ под названием ayin, т. е. «глаз». В греческом алфавите этот символ сначала передавал как долгий, так и краткий звук [о]. Позднее, чтобы выделить долгий [б], греки ввели новый символ «омега», который был поставлен в конец алфавита, а прежнее «о» стали использовать для обозначения краткого звука. По частоте использования это четвертая из букв английского алфавита и единственная, напоминающая по форме губы, произносящие свой звук. Священная буква у многих древних народов, так как входит в ОМ (или АУМ) - мистический слог, представляющий собой знак творения. Священное слово у браминов и буддистов. Как междометие выражает благоговение, восхищение и изнеможение. Буква соответствует оранжевому цвету в цветовом спектре и ноте ре в диатонической гамме. Интересно, что буква не имеет эквивалента в еврейском. Графически О во всех языках выглядит как диск солнца, символизирующий совершенство. 15-я буква в русском, английском, греческом алфавитах, 16-я - в кириллице, в английском языке имеет числовое значение 11 , а в кириллице - 70. В десятичной нумерологии Таро число английского О равно 6 , являясь суммой составляющих его чисел 1 и 5. Шестой Аркан Таро - Любовники - отражает гармонию внутреннего и внешнего аспектов жизни. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ОБЕЗЬЯНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЕРЕГИ ДОМА

ОБЕРЕГИ ДОМА - солнечные символы, призванные оградить жилище от природных катаклизмов и злых сил. С их помощью могущественным ночным вампирам противопоставлялся дневной ход светила. Символические резные изображения, украшавшие фасад русской избы и называемые в народе «громовыми знаками», призваны были спасти дом от удара молнии и пожара. Каждый солярный знак, расположенный в верхней части дома по контуру торца кровли, сопровождался изображением головы коня, а щипец кровли венчался массивным коньком, с которого спускалось дощатое «полотенце» с солнечным символом. Три конно-солнечных символа на фасаде дома воспроизводили бытовавшие представления о движении Солнца вокруг Земли. При этом, если солярные знаки никогда не помещались выше «верхней тверди», то на «полотенцах», изображавших утреннее и вечернее светило, знаки Земли могли быть выше солнца, которое еще не взошло. Полдневное солнце часто изображалось двойным, символизируя летнее солнцестояние. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ОБЛАКО

ОБЛАКО - в христианской традиции один из символов второго пришествия. У скандинавов облака считались боевыми конями валькирий; у греков они отождествлялись с пасущимися стадами Аполлона. Американские индейцы видели в облаке воплощение идеи плодородия, а в индийской мифологии темная дождевая туча, несущая спасение от засухи, олицетворяла Кришну. В тибетской традиции «путь белых облаков» стал однозначным символом духовного развития и совершенства. По теням низко плывущих облаков римские авгуры предсказывали победу, погоду, болезнь или стихийное бедствие. В библейской традиции светлое облако ассоциируется с воздухом, небом и ангелами; также оно стало атрибутом присутствия Бога. Часто ангел изображается стоящим или сидящим на облаке. Рука Господа, возникающая из облака, является популярным геральдическим символом дарованной Богом власти. Но есть у облаков и другое символическое значение. Так как тучи, затянувшие весь горизонт, кажутся горами, они становятся символом неприступных гор и символом недосягаемости вообще. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ОБРЕЗАНИЕ

ОБРЕЗАНИЕ - ритуал посвящения, заключающийся в удалении крайней плоти мужского полового члена. Считается обязательным в иудаизме и широко распространен в исламе. У африканских и южноаравийских народов встречается также женское обрезание - эксцизия, - состоящее в удалении малых половых губ и головки клитора. Мистическая символика обрезания наиболее подробно освещена в Торе и Талмуде, где этот обряд представлен как свидетельство договора, заключенного между Богом и всеми потомками Авраама. Операция обрезания новорожденного Христа требовалась по закону Моисея как знак Завета, и даже во многих Евангелиях особо подчеркивается, что Иисус был обрезан в срок, как надлежит правоверному иудею. Однако для христианской Церкви этот эпизод приобрел значение первого пролития крови Спасителя. В честь этого события в католицизме и православии установлен праздник обрезания Господня, особо почитаемый обществом иезуитов ввиду особой связи этого обряда с наречением младенца. Несмотря на это, обрезание было исключено из религиозной практики христианства и оставалось только в немногочисленных сектах, возникших не ранее XVIII в. Отказ от обряда обрезания в христианстве объясняется указанием апостола Павла на то, что обрезание было дано Аврааму в знак особых заслуг перед Господом. Но ввиду того что заслуги Авраам приобрел, будучи еще необрезанным, он должен был стать отцом не только для обрезанных, но и для всех необрезанных верующих, «чтобы их вера зачлась им как праведность». Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ОБУВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОВЕН, ЗНАК ЗОДИАКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОВЦА

ОВЦА (ягненок) - символ кротости и сельской жизни. Раннее христианское искусство изображало апостолов в виде двенадцати агнцев. Овца также стала атрибутом персонификации Невинности, Кротости, Терпения и Смирения. В китайском гороскопе Овца является знаком искусства: китайцы полагают, что она вносит мир и гармонию. В древних ближневосточных обрядах, в том числе в древнееврейских, овца являлась жертвенным животным, поэтому была принята ранними христианами в качестве символа Христа и его искупительной роли. Овца, обычно со связанными ногами, по традиции является одним из даров пастухов на Рождество Христово, символизируя будущую жертву Христа. На библейских сюжетах основаны и различные эмблемы, в которых овца образует главный элемент: с крестом, с крестообразным нимбом или с изливающейся в чашу кровью. В качестве жертвенного животного овца стала атрибутом Иоанна Крестителя. В некоторых регионах до сих пор бытует предание, что овцы по-своему отмечают Рождество Христово: встают с рассветом и трижды кланяются на восток. Встретить отару овец в дороге считается хорошим знаком, предсказанием удачи. Бросить кость в огонь - плохая примета. В давние времена в Великобритании верили, что, если носить с собой маленькую Т-образную кость из овечьей головы, это защитит от всех напастей, а к хомуту лошади привязывали кусок овечьей шкуры для защиты от сглаза. Как и другие животные, овцы предсказывают погоду. Если они мирно лежат на лугу, можно ждать хорошей погоды, если же беспокоятся и блеют, будет сильный дождь. В Шотландии овечья кость иногда использовалась при гадании. Кроме того, широко известен способ снять порчу - утыкать булавками сердце овцы и в полночь зажарить его при закрытых окнах. С овцами связано много народных целительских средств; например, укушенного гадюкой заворачивали в шкуру только что зарезанной овцы, пневмонию лечили, приложив к ногам больного овечьи легкие, а туберкулезникам советовали обходить на рассвете овечий хлев. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ОГДОАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОГОНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДЕЖДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДНОГЛАЗЫЕ СУЩЕСТВА

ОДНОГЛАЗЫЕ СУЩЕСТВА - мифические циклопы и аримаспы с одним-единственным глазом. Слово «монокль», прежде чем стать названием оптического устройства, использовалось для обозначения таких существ. Первый энциклопедист Геродот Галикарнасский в V в. писал о том, что на севере Европы живут одноглазые люди, называющиеся «аримаспы». Хотя «отец истории» считал «невероятным, что могут существовать люди, во всем подобные другим людям, однако всего лишь с одним глазом», но об аримаспах упоминает и Плиний Старший: «У них всего один глаз во лбу, и они обычно воюют из-за золотых рудников, особенно с грифами, крылатыми хищниками, и добывают из жил в этих рудниках золото, которое дикие эти твари… хранят и оберегают с такой же алчностью, с коей аримаспы грабят их и отбирают золото». В сонете, созданном в начале XVII в., известный в Западной Европе сочинитель Гонгора пишет об «одноглазом, влюбленном в Галатею». Здесь имеется в виду мифический циклоп Полифем - «свирепый сын Нептуна, освещающий небосвод своего чела одним оком, соперником величайшего светила». Сказочным персонажем русского фольклора является Одноглазка, противопоставляемая Двуглазке, которой не хватает обычных двух глаз для решения чудесной задачи, и Трехглазке, у которой третий глаз все видит, когда два других спят. Образ Одноглазки можно рассматривать как один из вариантов мифологического образа Лиха, изображаемого у восточных славян в виде одноглазой женщины, встреча с которой, по преданию, приводит к лишению парных частей тела. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992.

ОДРАДЕК

ОДРАДЕК - сказочный персонаж из очерка Франца Кафки «Исправительная колония». Этимологию слова одни связывают со славянами, а другие, напротив, полагают, что оно германского происхождения. Благодаря его литературному создателю, существо стало символом необъяснимого. Франц Кафка так описывает одрадека: «На первый взгляд оно напоминает плоскую зубчатую катушку для ниток и действительно как будто обмотано нитками, вернее, обрывками ниток самых разных сортов и цветов, спутанных и кое-как скрученных. Но одрадек - это не просто катушка, ибо из середины звездочки торчит маленький деревянный колышек и к нему под прямым углом присоединена другая палочка. Благодаря этой палочке и одному из зубчиков самой катушки существо это может стоять как бы на двух ножках». Если верить Кафке, одрадек чрезвычайно подвижен и в руки не дается. Он прячется на чердаке, на лестнице, в коридоре или в прихожей. Иногда его не видно месяцами - вероятно, на время переселяется в другие дома, - но он всегда возвращается. Он умеет говорить, но часто подолгу молчит, как пень, из которого он сделан. Умеет смеяться, но смех его особенный - беззвучный, как шелест опавших листьев. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

ОЖЕРЕЛЬЕ

ОЖЕРЕЛЬЕ - соответствует символике кольца или замкнутого круга, служит знаком единства, бесконечности и совершенства. В Древней Греции и Риме ожерелье, подобно кольцу и браслету, почиталось как связующий элемент между душой и телом. А в Древнем Египте ожерелье было символом зависимости и порабощения, так как носящий его был рабом своего господина. Источ.: Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, 1999.

ОКЕАН

ОКЕАН - стихия зарождения жизни, символ безбрежности. Он предстает как источник всеобщей жизни, содержащий в себе семена всех вещей. Главные характеристики океана - его грандиозность, бесформенность и непрерывное движение. Противоположностью, антиподом океана является капля, из бесчисленного множества которых он состоит. Однако капля способна вместить океан. В древнегреческой мифологии Океан - это река, омывающая землю. Согласно Гесиоду, это титан, сын Урана и Геи, брат и супруг Тефиды, с которой он породил тысячу дочерей, океанид, и тысячу сыновей, речных потоков. На крайнем Западе океан образует границу между мирами жизни и смерти. Однако океан олицетворяет как созидательные, творческие начала, так и деструктивные. Он является прародителем водных чудовищ и потому источником хаотических сил. Не случайно в мифологии водные существа представляют низшее, по сравнению с наземными существами, состояние. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ОКНО

ОКНО - проем в стене помещения, расположенный обычно над уровнем пола и предназначенный обеспечивать доступ в помещение света и воздуха, являющийся символом солнца и глазами дома. В древности окна, представлявшие собой узкую щель, служили для освещения комнат в весьма незначительной степени - они, скорее, имели значение «наблюдательного пункта». С другой стороны, окна были самым уязвимым местом, куда легко могло проникнуть зло, поэтому они издревле защищались оберегами, прежде всего, с солярной символикой. Как главный элемент стены окно в Европе связано с эпохой Возрождения, когда возник новый тип городского дома - палаццо - с симметричным чередованием окон и простенков. В XX в. окно переосмысливается как выход в мир, что привело к увеличению размеров окон и превращению их в доминирующий мотив стены. В китайской же культуре окна считаются «детьми» дверей, поэтому они не должны быть больше своих «родителей». Окно толкуется как «неконтролируемый хозяевами вход в дом», оттого китайцы не рекомендуют сидеть к нему спиной. Войти в дом через окно у славян считалось дурным знаком. Например, влетевшая в окно птица предвещала болезнь или даже смерть кого-нибудь из домашних. Место в доме около окна стало традиционным местом женских рукоделий, а стояние под окном на улице - символом нищенства. Даже ожидание влюбленного под окном в этом контексте может рассматриваться как прошение подаяния - явления девушки в окне. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ОЛЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОМ, ИЛИ АУМ

ОМ, ИЛИ АУМ - космический звук, символизирующий в индуизме три фазы космического цикла: творение, сохранение и растворение. В корневом слоге ом сконцентрирован Брахман, т. е. вся реальность. Произносящийся как аум, он символизирует три аспекта индуистской троицы - Брахму, Вишну и Шиву, которые безостановочно вращают колесо жизни от рождения человека до его последующего воплощения. Как главная из индуистских биджамантр - изначальных звуков или слогов, - ом имеет огромное множество символических значений и входит в состав большинства более сложных мантр или «истинных слов» на санскрите. Ом считается «невыразимым слогом» или «предельным словом», за которым может следовать только молчание. Этот звук - творец, созидающий миры. В индуистской традиции считается, что тот, кто может правильно произнести этот звук, способен творить чудеса, а тот, кто знает его истинное звучание и произношение, достигнет истинного освобождения. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ОМЕЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПАЛ

ОПАЛ - драгоценный камень, знак дальновидности и дружбы. Из-за радужного цвета этот камень почитается символом надежды. В астрологии связан с месяцем октябрем и со знаком Весов. Опалу, как и другим драгоценным и полудрагоценным камням, издревле приписывались мистические свойства. Парадокс этого камня в том, что, являясь символом надежды, он считается несчастливым камнем для всех, кроме рожденных в октябре. Рассказывают много историй о несчастьях и даже смерти, постигших тех, кто носил его не по праву. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Хоул К. Указ. соч.; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ОПЕРАЦИЯ АЛХИМИЧЕСКАЯ

ОПЕРАЦИЯ АЛХИМИЧЕСКАЯ - от ражение процессов, происходящих в человеческой душе на пути ее очищения. Традиционно число алхимических процессов приближается к пятнадцати: амальгамирование, смешивание, кипячение, пурификация, т. е. очищение, растворение, изъятие, распыление, фильтрация гниение, амальгама, эссенцирование, выпаривание, дистилляция, соединение и сублимирование. Иоганн Даниэль Милиус в книге «Philosophia Reformata» выделял всего четыре стадии алхимического делания, тесно связывая их с основными стихиями: делание в черном - земля, в белом - вода, в желтом - воздух и в красном - огонь. Считается, что смысл алхимической операции раскрывается через определенную последовательность процесса: 1) отрешение от внешнего или «смерть мирского»; 2) очищение от временного, бренного; 3) очищение материи; 4) выпадение элементов спасения, разделенных предыдущими действиями; 5) соединение противоположностей на психологическом уровне - мужского принципа - сознательного - и женского - бессознательного; 6) стадия возвышения, сублимации и подъема, символизирующая страдание как результат отъединения от мира и концентрации на духовных устремлениях, - именно эта стадия представлена мифом о Прометее; 7) философское затвердение или неразрывное соединение принципов конденсации и летучести, представляющее собой победу мужского начала. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ОРАРЬ

ОРАРЬ - короткая расшитая лента, которую христианский священник - в православии дьякон - носит на левой руке. Эта лента, символизирующая пылкость священнического служения Богу, ведет свое происхождение от платка, которым закрывали голову от солнца и утирали пот. Поднимая рукой конец ленты, дьякон дает знак певчим и прихожанам о начале песнопений и молитв. Архиреями и священниками более высокого ранга вместо ораря полагается епитрахиль, надевающаяся на шею и спускающаяся на грудь. Источ.: Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л., 1991; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ОРДЕН

ОРДЕН - награда и знак принадлежности к орденской корпорации. Именно принадлежность к последней качественно отличала ордена от наград-подарков в виде кубков, перстней, табакерок, нагрудных портретов и т. п. Первый военно-монашеский орден святого Иоанна Иерусалимского возник в Палестине в XI в., а его знаком был белый, вырезанный из полотна крест, который нашивали на мантии и головные уборы. Первый в России орден - орден святого Андрея Первозванного - был основан Петром I в 1698 «в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные услуги, а другим - для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям». В России представление о том, что награждение орденским знаком является проявлением почетного пожалования в члены орденской корпорации, господствовало при учреждении первых орденов и сохранялось до середины XIX в., когда орден стал рассматриваться только как знак награды при формальном сохранении орденских корпораций. Корпорации, чье существование предусматривалось законом и было обставлено рядом организационных норм, преследовали следующие цели: деятельность по распространению православия, контроль за соблюдением норм орденского статута и оказание помощи ее членам. В полном варианте российские орденские знаки состояли из трех главных элементов: креста, звезды и ленты. Звезда обозначала высшую степень ордена. Награждение орденами, как правило, производилось в порядке постепенности - от младших к старшим. При этом орденом одного достоинства дважды не награждали. Ордена не были формально приравнены к классам Табели о рангах, за исключением ордена Андрея Первозванного, отнесенного к 3-му классу. Таким образом, вместе с мундирами ордена представляют собой вполне распознаваемую знаковую систему, способную сообщить много полезных сведений об их обладателях, в том числе о роде службы - военная, морская или гражданская, - ее продолжительности, чине и звании, а также об успешности карьеры. В частности, орденские знаки служили важным признаком старшинства придворных чинов и кавалеров. Источ.: Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л., 1991.

ОРЕЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРЕХ

ОРЕХ - символ жизни и плодородия, традиционно связанный с любовью, браком и деторождением. На символическом «языке» деревьев и кустарников орех означает справедливость. В Древнем Риме орехи дарили новобрачным в день свадьбы, чтобы они были плодовитыми в браке. Этнограф Баринг-Гульд в «Книге фольклора» рассказывал, что во Франции в XIX в. новобрачных осыпали орехами, пока они стояли перед алтарем. В Девоншире выходящую из церкви невесту встречала старушка с мешочком лесных орехов. Во многих английских графствах уже в наше время обильный урожай орехов воспринимается как предсказание большого числа новорожденных. В Германии выражение «пойти по орехи» ассоциировалось некогда с любовными приключениями. Возможно, корни этого лежат в средневековых легендах о сборе дьяволом орехов в специальный черный мешочек, поэтому собирать орехи в воскресенье считалось нарушением христианских норм. В некоторых регионах Хэллоуин называют «ночью щелканья орехов», потому что орехи часто применялись при ворожбе и гаданиях. Девушка, чтобы убедиться в верности своего возлюбленного, клала на решетку рядом с очагом два ореха с именами. Если они сгорали вместе, все было в порядке, но если разлетались в стороны или не горели, это свидетельствовало о неверности юноши. Самым магическим считался орех с двумя ядрышками в одной скорлупе. Найдя такой, загадывали желание, съедали одно зернышко, а второе бросали через левое плечо. Разделить с человеком двойной орех считалось верным способом добиться его любви или дружбы. Источ.: Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ОСВЯЩЕНИЯ КРЕСТ

ОСВЯЩЕНИЯ КРЕСТ - маленький греческий крест в круге, который располагался на высоте 2,5 метра над землей на внутренних и внешних стенах церкви. Всего в церкви было 24 креста: по три наносилось красной краской на каждую стену внутри и по три изображалось барельефом на внешних стенах. Над крестами прикреплялись подсвечники. 12 горящих свечей внутри церкви символизировали 12 апостолов, которые держали крест христианства. Кроме того, эти символы Христа были призваны отваживать дьявола и его демонов и являлись важным атрибутом церемонии освящения: священник поднимался по лестнице, окунал большой палец в священное масло, смазывал крест, а потом окуривал под крестом кадилом. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ОСЕЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСЕНЬ

ОСЕНЬ - символ зрелости и плодородия, несущий на себе печать усталости от трудов и пристального взгляда на свои труды. В корейском календаре названия осенних месяцев отождествляются с росой, в славянском - с листопадом, а в календаре французской революции - со сбором винограда и туманами. На помпейских и римских фресках и мозаиках Осень изображается в виде женщины с виноградом и виноградной лозой. Ренессанс, возродивший античную традицию изображать времена года в виде языческих богов, избрал для осени образ Бахуса. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ОСИНА

ОСИНА - символ горестного плача и стыда. На символическом «языке» деревьев осина означает чувствительность. По одной легенде, когда это дерево узнало, что из него будет сделан крест для распятия, его листья задрожали от ужаса. Хотя сохранилась и другая легенда, согласно которой все деревья склонили верхушки во время распятия, а осина осталась прямой, за что ее листья навсегда обречены дрожать. У славян, кельтов, индейцев и у многих других народов осина была символом предательства, проклятым деревом, и, как Иудино дерево, она символизирует смерть. Вместе с тем в древности осина имела значение защитника, оберегающего от злых сил. Так, осиновый кол охраняет от злых духов. По той же традиции осиновыми колышками окружают огородные грядки от медведки. В силу своих свойств осина наделялась целебными свойствами против лихорадки и жара, поскольку, согласно древнему магическому поверью, болезнь лучше всего лечится тем, что напоминает ее симптомы. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ОТЕЦ

ОТЕЦ - глава семейства, опора, кормилец и защитник. Слава переходила к человеку от славы его отца. Известность, награды и другие знаки социального достоинства передавались по наследству. Имя отца давало отчеству знак рода. Так, на Руси говорили: «Иван, сын Петра». В древнем мире вопрос о жизни и смерти новорожденного решал отец: если он брал ребенка на колени - того принимали в семью и отец соглашался взять на себя заботу о нем. Дети, которые не признавались, подкидывались в другие дома или умерщвлялись. Известно изображение повитухи, протягивающей ребенка отцу, на сохранившемся хеттском золотом кубке 1100 до н. э. К патрициям в Риме принадлежали только те, кто мог назвать имя своего отца, тогда как плебеи вели свой род от матери: они или не знали имени отца, или не имели право носить его, ибо между именем и его обозначением стояло небытие. То есть он мог быть физически живым, но фактически мертвым для данного ребенка. Отношение к отцу как к главе рода переносилось в религиозном сознании на божество. Во многих культурах отец ассоциировался с солнцем как знаком Бога. Отсюда пошло выражение «свет-батюшка». У розенкрейцеров солнце стало символом отца. В апокрифическом Евангелии от Фомы знак отца - «движение и покой». Одним из христианских принципов стала заповедь «искать не своей воли, а воли Отца». Образ отца во всех культурах символизирует опеку и благополучие детей. Притча о блудном сыне дает пример отношения Бога к людям как детям неразумным. Это отношение затем распространилось на служителей культа (святоотеческая религиозная литература, обращение к священнику «батюшка») и на монархов («царь-батюшка»). Большевистский диктатор И. В. Сталин взял на себя функции мистического отцовства для всех граждан Страны Советов. В древнебалийской культуре отец олицетворяет божество воды, которая, в свою очередь, рассматривается как экстракт огня. В социокультурной символике отец как часть человеческого тела сравнивается с головой. И наоборот, в символике еды хлеб - всему голова. В тюркском языке ата - отец - означает порядок или покровительство, а в арабском символизирует канун, т. е. закон. Тема борьбы отцов и сыновей ярко выражена в Кроносе, пожирающем своих детей, в трагедии Эдипа, а также драме русских царей Иване IV Грозном и Петре I. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ОТШЕЛЬНИК, АРКАН ТАРО

ОТШЕЛЬНИК, АРКАН ТАРО - девя тый основной Аркан Таро, означающий мудрость и добродетель. На карте изображен старик с посохом - символом духовного странствия, плащ на плечах которого означает готовность к пути. Фонарь в руках отшельника символизирует высшее знание, по-новому высвечивающее все окружающее. Преклонный возраст - свидетельство зрелости жизненного опыта, отстраненности от заблуждений и иллюзий и одиночества. Оккультное значение карты - благоразумие. При гадании Отшельник обычно истолковывается как осмотрительность, благоразумие, скрытность, но одновременно карта означает притворство, лицемерие и измену. 9 - это число чистого интеллекта, число, означающее инициацию. В астрологии карта отождествляется со львом, в еврейском алфавите - с буквой «тет». В греческой мифологии карте соответствует вечно умирающий и возрождающийся бог плодородия Адонис, в римской соответствий нет. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ОЧАГ

ОЧАГ - символ жизни, центр домашнего хозяйства и связующее звено в трехчленном космосе между небом, жизнью и предками. Очаг священен, объединяя живущих в одном доме. У народов Тибета в свадебном обряде считалось, что счастье в дом входит через дымоход очага. На Кавказе опорный столб дома и очаг олицетворяли благополучие семьи и духовное единство родственников. Очаг делил комнату на три части: в правой стороне помещались мужчины, в левой - женщины, а между столбом и очагом располагались дети во время трапезы. Место около очага считалось самым почетным в доме. Очаг нельзя оскорблять: лить в него воду, кидать в него грязь и мусор, так как это оскверняет дух домашнего очага. Вокруг очага обводили впервые пришедшую в дом невесту, что символизировало ее вхождение в новую семью. С очагом иногда связывалась церемония передачи наследства. Например, в Средние века в Уэльсе вступление сына во владение имуществом умершего демонстрировалось его правом раскрыть отцовский очаг. В Англии и в наши дни многие считают дурной приметой копаться в чужом очаге. Даже близкие друзья избегают этого без разрешения хозяина. Еще в начале XX в. в Шотландии огонь из дома никогда не передавался на Новый год, так как это значило навлечь смерть на одного из членов семьи. По тому, как ведет себя огонь в очаге, часто гадали. Пучок ярких искр в задней части камина означает хорошие новости, а тусклых - плохие. Черная пленка на прутьях решетки предвещала приход незнакомца, а голубое пламя - морозную погоду. Источ.: Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ОЧИЩЕНИЕ

ОЧИЩЕНИЕ - ритуальные методы защиты против нечистоты, греха и других нежелательных явлений. Обряды очищения обычно сопровождают роды, наступление половой зрелости, заключение брака, военные действия и всякое пролитие крови. «Грязными» с мистической точки зрения могут быть пища (например, мясо тотемных животных), люди (к примеру, менструирующие женщины и представители низших каст), какие-либо места и пр. При этом нередко считалось, что если один член некой общности нарушил религиозный запрет и не очистился, то от этого пострадает вся община. Ритуальное очищение может включать в себя омовение водой (например, при крещении), прохождение между огнями или прыжки через огонь, нанесение увечий (при обрезании), пост, молитву, исповедь и т. п. С древних времен праздник очищения включал в себя процессию со свечами и потому получил название «Мессы со свечами». Согласно евангелисту Луке, иудейский обряд «очищения матери», требовавший жертвоприношения из «двух горлиц или двух голубей», отправлялся одновременно с праздником «посвящения Господу» первенца всего живого. Впоследствии они стали христианскими праздниками. Очищение Христом Иерусалимского храма от торговцев и менял в церковной традиции имеет несколько символических смыслов. Так, в Средневековье видели прообраз этого в таинственном всаднике, изгнавшем персидского чиновника Гелиодора из этого же храма несколькими веками раньше, тогда как гуманисты эпохи Возрождения находили языческий прообраз этого в пятом подвиге Геракла - очищении Авгиевых конюшен. Во время Реформации очищение стало символизировать лютеровское осуждение практики продажи папских индульгенций. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

Предыдущая страница Следующая страница