Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "З"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

З

З - одна из букв многих алфавитных систем. Ведет происхождение от финикийского символа zayin, дословно переводимого как «оружие». Графически изображалось в виде зигзага. Иероглифический знак - стрела, летящая в определенную цель. В системе Таро ей соответствует шестой аркан. Будучи знаком разрушения, является противоположностью букве В. В еврейском алфавите седьмая по счету буква - заин, шестая буква греческого алфавита - дзета. Поскольку в латинском языке ей нет фонетического соответствия, первоначально буква не использовалась, и на ее месте находилась буква G, когда она все-таки была введена. Десятая буква кириллицы - Земля. Ее числовой эквивалент - 7. По фонетике близка восьмой букве кириллицы - зело, числовое соответствие которой 6. В английском языке последняя, 26-я буква. Нумерологический эквивалент - 2000. В США называют zee, в Великобритании - zed или даже izzard. Как последняя буква английской алфавитной системы, символизирует процесс завершения, итоговой точки. Часто используется выражение «от А до Z». Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЗАБРАЛО

ЗАБРАЛО - геральдический символ, часть шлема, прикрывающая лицо. Изготовление забрала характерно для западноевропейских рыцарских шлемов. Исторически оно эволюционизировало от металлической пластины, прикрывающей нос, времен норманнского завоевания, до полностью закрытых форм XV в. С правления короля Иакова I в Англии форма забрала зависела от ранга его обладателя. Забрало золотого шлема короля состояло из пяти металлических полос. У принца Уэльского в сходном шлеме имелось семь полос. Забрало серебряного шлема пэра включало пять полос. Открытое забрало без полос было у стальных баронских шлемов. Напротив, лишь узкая щель для обзора присутствовала в забралах стальных шлемов дворян низших рангов. Полностью закрытое забрало было характерно для гербов незаконнорожденных. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ЗАМОК

ЗАМОК - символ, характеризующий особенности человеческой психики - твердость, выдержку, умение «держать удар». Центр мирового королевства. В цикле легенд о короле Артуре мотив замка является одним из главенствующих. Служит символом феодальной власти. Если дворец символизирует систему абсолютной монархии, то замок - феодального сепаратизма. Ассоциируется со стариной. В замках, согласно английским преданиям, обитают привидения. В средневековой семиосфере выступал в качестве аллегории трансцендентной души. Образ замка связан с эсхатологией небесного Иерусалима. «Замку света» противопоставляется «Черный замок», изображаемый с нависшей над ним грозовой тучей. «Черный замок» зачастую определялся как место входа в подземное царство. Там обитает «Черный рыцарь». Под последним иногда понимается Гадес, бог царства мертвых. Окруженный глубоким рвом, замок Гиньевры соединен с землей лишь труднопроходимым мостом. В «Черном замке» совершаются сатанинские обряды, преступления и святотатства. Часто его владельцем выступает маг-людоед. «Замок света» связан с символикой материализации чуда. Мифологическими мотивами семиосферы замка служат сокровища (их толкуют как духовное богатство), находящаяся в заточении красавица (плененная материальными оковами душа) и благородный рыцарь (адепт, ищущий истину). Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЗАПАД

ЗАПАД - сторона света, связанная с символикой заката солнца. В различных религиозных и мифологических традициях Запад - это страна смерти, обитель мертвых, царство изгнания. Во время обряда крещения молятся на восток, но плюют на запад. Сакральная география полагала, что на крайнем западе расположилась страна ада. Некоторые эзотерики подразумевают под ним Американский материк, с чем связывается табуизация сведений о последнем вплоть до плавания Колумба в год эсхатологических ожиданий - 1492. Страна ада лежит на западе, за Геркулесовыми столбами. Существует интерпретация символики американского доллара, как двух Геркулесовых столбов и пересекающей их S-образной петли. Древние египтяне называли землю на крайнем западе «зеленой страной». Возможно, название острова Гренландия, лежащего во льдах и без всякой зелени, восходит к древнему преданию. Исламские мистики определяли запад как «колодец отчуждения». Как страна заката, Запад, где солнце западает, символизирует духовный упадок, деградацию, материализацию, профанизацию, переход от жизни к смерти. Если восток в эзотерических традициях представлялся онтологическим плюсом, запад - онтологическим минусом. Запад выражает инь - женский, темный, лунный принцип. В соответствии с индуистской мифологией локапалой - «охранителем мира» - Запад был поставлен Брахмой. По буддистской мифологии великим царем запада являлся Вирупакша. В современной геополитике Запад является синонимом талассократии и атлантизма. Политологическая традиция связывает с Западом модернизацию, материализм, техноцентризм, либерально-демократические ценности, индивидуализм, гуманизм. Западники являются сторонниками универсализации пути цивилизационного развития Западной Европы и Северной Америки. Впрочем, границы Запада исторически и цивилизационо корректировались. Для американцев Запад характеризуется совершенно иными качествами, чем для европейцев, поскольку связывается с направлением колонизации с «цивилизованного» Восточного побережья на дикие западные земли индейцев. Источ.: Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997; Он же. Мистерии Евразии. М., 1996; Мифологический словарь. М., 1991.

ЗАЯЦ

ЗАЯЦ - животное, символизирующее сексуальную энергию и трусость. Характерный мотив символики зайца - плотский грех. Олицетворял распутство. Являлся символом гомосексуальности, связанным с представлением, что зайцы ежегодно меняют пол. Дева Мария изображалась иногда с белым зайцем у ног, что означало ее победу над плотскими искушениями. Выражение «заячий характер» - синоним робости. Средневековый образ рыцаря, за которым гонится заяц, символизировал трусость. Впрочем, у ряда восточных народов заяц ассоциируется с хитростью. Другой аспект символики зайца - скорость. Являлся обязательным атрибутом саксонской богини весны Еостре. В контексте весеннего культа символизировал продолжение жизни и ее обновление. По легенде, Кир Великий обнаружил послание, упрятанное в брюхе зайца. В Средние века образ зайца ассоциировался с праздником Пасхи, поскольку бытовало представление, что именно заяц приносит пасхальные яйца. Считается нечистым животным, поэтому зайчатина запрещена ветхозаветной традицией к употреблению в пищу. Повсеместно встреча с зайцем считалась предвестьем несчастья, чаще всего пожара. В русских народных рассказах зайцы служат помощниками ведьм и колдунов. Дальневосточные айны верили, что зайцы - это заколдованные люди. Белый заяц в Англии символизировал невест, брошенных женихом. Согласно корнуольским суевериям, видение зайца преследовало изменников, доводя многих до самоубийства. Древние бритты гадали по заячьему бегу. Заяц - антипод волка. Образ зайца связывается с некоторыми анатомическими дефектами - косоглазием, заячьей губой. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия суеверий. М., 1997; Логинов К. К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993.

ЗВЕЗДА

ЗВЕЗДА - семнадцатая нумерованная карта системы Таро. Другое название - Надежда. Символизирует поток мыслей, моральное воздействие идеи на форму, новое видение. Является знаком надежды, верности, возрождения, успеха в любом предприятии. Вселяет чувство покоя и веру в свои силы. Карта сулит приятные сюрпризы, обретение неожиданной помощи, новой дружбы, любви. Может означать творческое вдохновение. Предвещает улучшение самочувствия, как физического, так и психического. Служит символом оптимистического мировосприятия мира, окружающей действительности. Перевернутая карта символизирует упрямство, неуступчивость, ожесточенность, нежелание изменений, утерянные шансы и неиспользованные возможности. При таком раскладе означает неверие в свои силы, пессимизм, опоздание в действиях, негативное отношение к людям и событиям, лень, медлительность, равнодушие. На карте изображается обнаженная девушка, стоящая на одном колене возле воды. Положение ее тела напоминает свастику. В ее руках два сосуда; содержимое одного из них выливается на землю, другого - в море. Над головой девушки восемь звезд, одна из которых превосходит остальные по величине и яркости сияния. Согласно интерпретации К. де Гебелина, это Сотис или Сириус, тогда как другие звезды представляют собой семь священных планет древней астрологии (по другой версии - семь чакр). Женская фигура, по его же мнению, символизирует Исиду, наполняющую водой Нил, что сопровождается появлением звезды Собаки. Обнаженность Исиды указывает на то, что природа до подъема вод Нила еще не облачилась в зеленые одеяния. Куст и птицы - или бабочки - символизируют возрождение и рост, связанные с разливом реки. В псевдоегипетской Таро большая звезда содержит драгоценный камень, состоящий из черных и белых треугольников. Цветущий куст заменяется высоким растением с трехлепестковым цветком и сидящей на нем бабочкой. Вместо сосудов в руках Исиды изображаются плоские чаши. Женская фигурка напоминает уже не свастику, а форму треугольника. Сочетание земли и воды символизирует противоположности в природе, между которыми распределяется божественное изобилие. Иногда на заднем плане рисунка изображается страус, являющийся знаком воздуха. Источ.: Холл Дж. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992; Николаева Р. Таро: прогноз судьбы и… психологическая помощь // Наука и религия. 1991. № 12; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЗВЕРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗВУК

ЗВУК - призывающий творческий символ. Многие мифы о творении свидетельствуют, что Вселенная была создана именно с помощью звука, предшествующего свету, воздуху и огню. Например, в индуизме звук Аум, содержащий в себе сущность Вселенной: А означает начало, У - переход, М - конец, - привел космос к бытию. Звук флейты Кришны стал причиной создания мира, а богини-матери нередко изображались с лирами в руках как знаком создания мира. Во многих традиционных религиях боги либо наделяют голосом природную стихию: воду, ветер и зверей, - либо сами играют на музыкальных инструментах. При этом звук может быть очаровывающим, как в случае с Орфеем или сиренами, или разрушительным, как звуки Иерихонской трубы. Традиционная фонетическая символика всегда придавала большее значение звучанию слова, нежели его смысловому значению, распознавая в звучащем слове модуляцию космического дыхания и возвращение к изначальной силе слова. Так, древние египтяне, гностики и последователи Митры в своих ритуальных песнопениях использовали слова без конкретного смысла, подобно символической музыке. Индуистская символика строится на использовании звукового значения букв, слогов и слов, так же как в индуизме и в буддизме мантры являются источником священных звуков, обладающих определенной божественной энергией. На символизме гласных как идеальных звуков, наиболее полно отделившихся от тела, построена Каббала. В античности семь греческих гласных символизировали дух или семь небесных сфер и семь движущихся в них небесных тел, тогда как согласные в античной системе ассоциировались с материей. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЗЕЛЕНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЕЛЬНАЯ ГЕРАЛЬДИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЛЯ

ЗЕМЛЯ - планета, один и первоэлементов мироздания. Ассоциируется с греческим божеством Геей. Женская, в отличие от Неба, первоэманация в мифологическом космогенезе. Творение мира часто преподносится в виде брака Неба и Земли. Как первоэлемент характеризуется женскими и пассивными качествами. Является амбивалентным символом, связанный как с идеей рождения - плодородием, так и смерти - могилой. Мистерии земли непременно включали в себя ритуалы, не отделимые от мифологемы Воскресения. С мотивом плодородия связано характерное наделение земли аспектами материнства, например, «мать - сыра Земля» у древних славян. Согласно представлению китайских философов, Северному полушарию Земли соответствует принцип ян, южному - инь. Алхимическими знаками Земли выступают держава, круг, разделенный посередине. Астрологические знаки Земли - Дева, Козерог и Телец. Из земли был сотворен Адам, о чем свидетельствует происхождение его имени. Вследствие совершения им первородного греха Бог обрек его и потомство на обращение после смерти вновь в земной прах. Земля характеризуется принципом твердости. Ее знаковое соответствие - пентакль. Цветовая семантика Земли - коричневый, черный, зеленый. Другие вещи и понятия, соотносимые с землей: деньги, работа, содействие, бизнес, вложения, материальные объекты, плодородие, сельское хозяйство, здоровая пища, зоология, сохранение, антиквариат, пожилой возраст, музеи, здания, конструкции, прогресс, дом, физический мир, пища, одежда. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Тайны черной и белой магии. Минск, 1998; Дугин А. Г. Основы, геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997.

ЗЕНИТ

ЗЕНИТ - наивысшая воображаемая точка небесной сферы, символ апогея, вершины, предела чего-либо. Изоморфен знаку П - центральному отверстию в китайских небесах, вершине горы, столпу мироздания. Противоположностью зенита является надир. Зенит является точкой, в которой мысли переходят из пространственного в трансцендентный ракурс. Согласно одной из интерпретаций, зенит характеризует человеческий интеллект, символизируя мозг. Он ассоциировался с югом, тогда как надир с севером и областью подсознательного. По этому истолкованию, запад подразумевает физическое тело, восток - сердце. Выражение «человек в зените славы» означает достижение полного расцвета. В России «Зенит» название фотоаппаратов и популярной футбольной команды из Санкт-Петербурга. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЗЕРКАЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕРКАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА

ЗЕРКАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА - символические персонажи китайской мифологии, обнаруживаемые в глубине зеркал. Согласно свидетельству иезуитского миссионера XVIII в. Фонтенкио, в Китае было распространено представление о живущей в глубине зеркал рыбе, которую никому не удавалось поймать. Через полтора столетия Г. А. Джайлс продолжил прерванное этнографическое исследование о вере китайцев в зеркальные существа. В основе этих представлений лежит мифологема о Желтом императоре. Когда-то миры людей и зеркальных существ не были разобщены. Зеркала отнюдь не служили средством отображения человеческого мира. Из одного измерения через зеркала можно было легко проникнуть в другое. В одну из ночей зеркальный народ попытался подчинить Землю. После ряда кровавых сражений, благодаря чарам Желтого императора, земляне все же одержали победу. Желтый император погрузил зеркальные существа в сон, лишил их собственного облика, заставив имитировать действия и формы людей. Но наступит срок - колдовское заклятие спадет и зеркальные существа пробудятся от сна. Первой проснется рыба. Таким образом, яркая полоска в зеркале является знаком конца света. Проснувшись, зеркальные существа обретут собственные формы и перестанут подражать людям. Они разобьют стеклянные и металлические преграды зеркал и вновь нападут на человечество. Их союзниками выступят водяные существа. На этот раз люди окажутся побеждены. В Юньане верили в Зеркального Тигра. Предвестником начала нашествия будет раздающийся из глубины зеркал гул оружия. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных веществ. М., 2000.

ЗЕРНО

ЗЕРНО - символ рождения и плодородия. Подразумевает потенцию для утверждения новой жизни или идеи. Является атрибутом античной богини земледелия Цереры. Является также символом изобилия. Со снопом колосьев традиционно изображалось персонифицированное в образе женщины Лето. Сноп колосьев с серпом являлся атрибутом Серебряного века в символике историософии регресса. Связанный сноп - это знак согласия. Композиционно соединенные зерно и виноградная лоза символизировали производные из них евхаристические элементы - хлеб и вино. Зерно и изюм являлись компонентами изготовления поминальной кутьи. Если изюм в погребальной символике ассоциировался со смертью, то зерно - с жизнью. Сноп колосьев стал приношением Каина Богу. Колосья символизировали также крестьянский труд. Символика зрелых колосьев имела важную смысловую нагрузку в композиции герба СССР и союзных республик. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ЗИМА

ЗИМА - время года, символизирующее сон и гибель всего живого. Вместе с тем с зимнего солнцестояния начинается новый световой цикл. Не случайно на зиму приходится рождество Лао-Цзы, Будды, Митры, Христа. В живописи XV-XVII вв. зима аллегорически изображалась в образе женщины, тепло укутанной от мороза. Часто зима - это старик, завернувшийся в плащ, иногда сидящий у огня. Античными олицетворениями зимы в искусстве Ренессанса были Борей и Вулкан. Зима ассоциировалась со старостью человека. Традиционным являлось противопоставление весны - молодой девушки - и зимы - злой старухи. Проводы зимы низменно сопровождались сожжением ее чучела. В межличностных и межгосударственных отношениях зима является символом враждебной сдержанности. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов. М., 1999.

ЗМЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗНАК

ЗНАК - современные лингвистика и структурализм рассматривают «знак» как термин, обозначающий «понятие» или «значение». То есть под знаком понимается некий условный объект - чувственно воспринимаемый предмет или явление, - представляющий при определенных условиях некоторое смысловое значение, которое может быть предметом, явлением, отношением, процессом или абстрактным понятием. Знак может являться копией представляемого объекта (естественные знаки), его признаком (например, в аллегориях) или символом. Семиотика - общая теория знаков - подчеркивает, что знаки могут принимать множество форм, включая изображения, одежду, социальное отражение и пр. Искусство в целом может рассматриваться как сложная знаковая система, в которой выделяются знаки разных уровней: отвлеченное начертание (в первобытном, традиционном или народном искусстве как единичный мотив), являющееся знаками природных или сверхъестественных сил; изображение как знак явления, обращенного в понятие, олицетворение нравственной, религиозной или общественной идеи (аллегория); развитый образ - символ, воплощающий систему представлений, идей и духовных сущностей. В архитектуре с древних времен знаковой системой становится сооружение, части которого представляют собой небесную и земную сферы, или архитектурный ансамбль, каждый компонент которого наделяется смысловым значением. А в декоративно-прикладном искусстве части сосуда, костюма или бытовой обстановки интерьера также получают символический смысл, выявляемый орнаментом или изображением. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Большой толковый социологический словарь. Т. 1 (А - О). М., 1999.

ЗНАМЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОДИАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОДИАКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

ЗОДИАКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК - широко использовавшийся в средневековой литературе образ, отражавший взаимоотношение между астрологической символикой и символикой человеческого тела. Идеальное тело небесного человека трактовалось как микрокосм небесных принципов, а знаки Зодиака ассоциировались с определенной функцией зодиакального человека. Последняя категория широко использовалась в медицине ввиду того, что положение в знаке связывалось напрямую с физическим и духовным состоянием человека. Болезни диагностировались в соответствии с зодиакальным знаком человека и соответственно выражаемым им небесным принципом. Каждый знак Зодиака имеет свои собственные качества и характеристики, соответствующие физиологическому типу человека и этапу его психического развития: импульсивность и порывистость Овна, овладение земными благами Тельца, понятливость Близнецов, физическое и психическое созревание Рака, самостоятельность и личная независимость Льва, понимание ценности жизненного опыта Девы, стремление к гармонии отношений Весов, способность к тяжелому труду Скорпиона, мудрость Стрельца, солнечная воля и реализация амбиций Козерога, уважение к общему человеческому наследию Водолея, понимание истоков и знание жизни Рыб. При этом знаки огня (Овен, Лев, Стрелец) соответствуют человеку горячему, воспламеняющему все вокруг и управляющему волей других, а знаки воды (Рак, Скорпион, Рыбы) - человеку эмоциональному и интуитивному. Знаки воздуха (Близнецы, Весы, Водолей) характеризуют интеллект и логику, а знаки земли (Телец, Дева, Козерог) отличают людей осторожных, расчетливых и надежных. Считается также, что знаки огня и воздуха экстравертны, а знаки земли и воды - интровертны. Кроме того, по силе выражения в них того или иного специфического признака знаки делятся на три группы: слабые (Стрелец, Рыбы, Близнецы, Дева), средние (Лев, Скорпион, Водолей, Телец) и сильные (Овен, Рак, Весы, Козерог). Видимая орбита прохождения Солнца по 12 сегментам соответствует также 12 этапам влияния активного начала на пассивное. Так, Овен задает энергию преобразования и творчества, Телец обладает силой магнетизма, Близнецам свойственна способность к синтезу при хорошо развитом воображении, а Рак характеризуется вынашиванием и воплощением замысла, Лев являет собой начало воли и индивидуализации, а Дева - разума. Если Весы служат знаком равновесия, то у Скорпиона доминирует энергия. Стрелец обладает хорошей координацией, Козерог воплощает жертвенное аскетическое начало, Водолей достигает стадии просветления, а Рыбы дают экстатическое, мистическое слияние. Источ.: Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЗОЛОТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОЛОТОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗУБЫ

ЗУБЫ - один из символов агрессии. Дьявольские персонажи на средневековых рисунках традиционно изображались с оскаленными зубами, тогда как у святых губы всегда сомкнуты. С другой стороны, в различных народных культурах зубы символизируют здоровье и жизненную энергию человека. По зубам оценивали здоровье рекрутов, а по форме зубов зачастую определяли характер человека. В России бытовало поверье, что мелкие, тесно растущие зубы свидетельствуют о жадности, а крупные, широко расставленные принадлежат людям добрым. Согласно английским народным представлениям, ребенку с редкими зубами суждено в жизни счастье и богатство. Кривые и клыкообразные зубы - принадлежность вампиров и оборотней. У некоторых племен Центральной Азии ребенка, верхние клыки которого вырастали раньше нижних, отдавали на съедение гиенам, а его мать объявляли ведьмой. Сон о выпадении зуба повсеместно толковался как крайне дурной знак, предвещающий ужасные события. Универсальный характер имел обычай выбрасывать выпавшие зубы в печь, что определялось представлением о сохранении магической связи между ними - так же как волосами и ногтями - и бывшим владельцем. В этом причина страха, что зубы могут достаться колдуну, способному через них причинить вред. В России, чтобы зубы были здоровые, крестьянские дети обращались к мыши, у которой зубы непременно крепкие и острые. Из посеянных Ясоном зубов дракона выросли воины. Зуб, зажатый в щипцы, являлся атрибутом святой Аполлонии. Астрологически зубы подчинены планете Меркурий и созвездию Козерога. Источ.: Виноградов Г. С. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири // Живая старина. 1915. Вып. IV; Энциклопедия суеверий. М., 1997.

Предыдущая страница Следующая страница