Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВОД"-"ВТО")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВОД"-"ВТО")

ВОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОДОЛЕЙ

ВОДОЛЕЙ - знак Зодиака, календарный период которого продолжается с 21 января по 19 февраля. Графически изображается в виде водоноса или изогнутых линий. Последний вариант знака возник в Египте, обозначая потоки воды Нила. Другая интерпретация - две змеи мудрости, символизирующие интуитивное и рациональное познание. Название созвездию дал проживавший в Египте эллинский математик Птолемей. Ранее Водолей управлялся планетой Сатурн, теперь в силу астрономического смещения - Ураном. У шумеров одно из наиболее обожествляемых созвездий, символизирующее бога Анна, проливавшего на землю воды бессмертия. Водолей в архаических сообществах связывался с сезоном дождей. Для знака характерны горячее, влажное, сангвинистическое, дневное, мужское, западное, положительное, фиксированное качества. В анатомии ему соответствуют локти, голени, икры, кровь. Стихией Водолея является воздух. Под покровительством этого знака проходит алхимический процесс мультиплицирования. Алфавитным соответствием Водолея является еврейская буква Цадди, числовым - 18. Закрепленная за ним карта Таро - Звезда. Растением Водолея является змеевик, деревом - смоковница, животным - овца, птицей - павлин, камнем - горный кристалл. Знак покровительствует России, Аравии, Дании, Вестфалии, Швеции, Эфиопии, Чили, Черкесии, Татарии; Москве, Гамбургу, Бремену. Грядущая зодиакальная эра будет эрой Водолея, которая продлится около двух тысяч лет. По различным оценкам она уже началась в 1914 - с началом Первой мировой войны, 5 февраля 1962 - с минипарада планет в Водолее, 13 января 1996 - со времени вступления Урана в созвездие. С эрой Водолея связывается возвышение роли России в мире. Напротив, Италию и Францию - страны, принадлежащие к противознаку Льву, - ожидают потрясения. Астрологи предсказывают бурное развитие электронной и волновой техники, глобальных систем, переход живого вещества из биосферы в ноосферу. Источ.: Величко Ф., Мансуров В. На пороге эры Водолея // Наука и религия. 1996. № 1; Тайны черной и белой магии. Минск, 1998; Папюс. Практическая магия. М., 1998.

ВОДОСБОР

ВОДОСБОР - растение, символизирующее в христианской семиотике Святой Дух. Английское написание columbine производно от латинского columba, переводящееся как голубь. Растение действительно напоминает летящего голубя. Поскольку голубь - эмблема Святого Духа, то тем же смыслом наделялся и водосбор. Был популярным знаком вплоть до XVI в. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ВОДЯНЫЕ ЗНАКИ

ВОДЯНЫЕ ЗНАКИ - изображения, видимые на просвет бумаги. Первоначальная технология их нанесения состояла в прикладывании к сырой бумаге проволочных значков. Поскольку давление выжимало воду, то при сушке там, где слой бумаги был тоньше, оставался знак. В настоящее время эту операцию производит каток специальной машины. Водяные знаки разделяются на позитивные и негативные, в зависимости от того, светлее они или темнее по сравнению с бумагой. Искусство изготовления водяных знаков пришло в Европу с Ближнего Востока в эпоху крестовых походов. Самый ранний из найденных европейских водяных знаков восходит к Италии XIII в. Первоначально они имели предельно простые формы - круги, кресты, перевернутые четверки (последняя эмблема часто использовалась в документах купцами). Впоследствии рисунки усложнялись, дойдя до сложных геральдических символов. Первым письменным водяным знаком в США стало слово «компания», нанесенное на бумагу фабрики Уильма Риттенхауса «Пейпа Милл Ран» в 1690. До середины XIX в. водяные знаки указывали на формат бумажной страницы. Наименьший из них обозначался кувшином или горшком и имел соответствующее название. Следующий по масштабу был формат с водяным знаком шутовского колпака. Популярности этого знака способствовало распоряжение Оливера Кромвеля ставить его на бумагу парламента вместо королевского герба. Другими, также производными от водяных знаков названиями форматов бумаги являлись почта, корона и слон. Впоследствии их заменили более тривиальные международные обозначения «А» и «В». Главная функция водяных знаков - предотвратить подделку документов и ценных бумаг. Первые приклеиваемые почтовые штампы, выпущенные в Британии в 1840 и имевшие хождение до 1967, содержали водяные знаки маленькой короны. Повсеместно получило распространение нанесение водяных знаков на бумажные деньги. Впервые такого рода денежную бумагу изготовили в 1697 в английском Беркшире. На ней изображался свиток и надпись «Банк Англии». Популярностью пользуется использование в качестве водяных денежных знаков портретов монархических особ или великих людей. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ВОЗДЕРЖАНИЕ, АРКАН ТАРО

ВОЗДЕРЖАНИЕ, АРКАН ТАРО - 14-я карта, символизирующая умеренность, а также поток жизни и времена года. Другое название - Время. На ней изображена фигура женщины - ангела с солнцем на лбу. Она переливает содержимое одного кубка в другой. Подразумевает обновление физических и душевных сил. Этическое содержание карты - конформизм, смирение, спокойствие и уравновешенность. Выражает тенденцию к стабилизации. Знаменует грядущий успех в делах. Если эта карта выпадает после плохой, то Воздержание указывает на победу в борьбе с превратностями судьбы, выход на путь правильных поступков. Перевернутая карта есть знак неправильного подхода к жизни и окружающим, знак чрезмерной эмоциональности, вспыльчивости, перемены настроений, неразумных и непредсказуемых поступков. Она является предостережением об увлечении многими делами одновременно. Соответствует символике Водолея. Подчеркивается, что ни одна капля не теряется при переливании жидкости из одного сосуда в другой. Когда нижний сосуд полностью заполняется жидкостью, он меняется местами с верхним, тем самым осуществляется вечный круговорот времени. Символика истолковывается на основании идеи, что жизнь переливается из видимого состояния в невидимое и из невидимого в видимое. Солнце во лбу ангела указывает на солярный (т. е. солнечный) аспект этого кругообращения. Жизненные силы проходят между положительными и отрицательными полюсами творческой системы. В псевдоегипетском Тарот вместо женщины-ангела изображается окруженный солнечным нимбом крылатый мужчина. Взаимосвязь верхнего, золотого, и нижнего, серебряного, сосудов символизирует нисхождение небесных сил в подлунные сферы. На некоторых модификациях карты изображен архангел Михаил. Существует истолкование карты Воздержания как возвращение к исходной точке. Она символизирует переход от иллюзорного и суетного к вечному. Воздержание позволяет осознать идею меры и равновесия как на макро-, так и на микрокосмическом уровне. Источ.: Николаева Р. Таро: прогноз судьбы и… психологическая помощь // Наука и религия. 1991. № 12; Холл М. П. Энциклопедия изложения масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

ВОЗДУХ

ВОЗДУХ - один из четырех символических первоэлементов, составляющих мир. Представляет собой нечто среднее между материальной и духовной субстанциями. Выступает в газообразной форме организации материи. Символизирует невидимый человеческому глазу мир (не путать с инобытием!). В мифологических традициях различных народов воздух находится в начале процесса космогенеза. Из воздуха при конденсации создается вода, при компрессии - огонь. Производной от воздуха пятой субстанцией является эфир, одушевляющий четыре первоэлемента. Эфир в неоплатонической философии - божественный свет, мировая душа, эоническая сущность, растворяющаяся во Вселенной. Воздух составляет облачение высших небесных божеств. Его алхимическая характеристика: мужской, активный и динамичный. Воздух выступает хранилищем жизненной энергии тела. С ним связано учение об ауре. Воздушная энергетическая оболочка определяется у индусов праной, у китайцев и японцев - ци. Движение воздушных масс создает ветер. Царство ветров - это сакральный центр воздуха. Под царством ветров зачастую подразумевалась Гиперборея. В культе Индры воздух соотносится с Востоком. Сам бог грозы обитает в специальных воздушных замках. Воздух - сфера, населенная сильфами и феями. Эти существа, трактуемые как духи воздуха, выступают посредниками взаимоотношений с трансцендентным миром. Воздушный темперамент характеризует людей с сангвинистическими наклонностями. Воздух контекстуализирует существование птиц. В греческой мифологии повелителем ветров был Эол, в христианской - Николай Чудотворец. Бог, своим именем давший название стране Эолия, выступил изобретателем паруса и считался знатоком астрономии. Образ крыльев в различных мифологических преданиях рассматривался как атрибут воздушной субстанции. Другим олицетворением стала фигура воздушного змея. Та же символическая линия проводилась при конструировании образов Пегаса или Бурака. Воздух также символ воображения, полета фантазии. Выражение «построить воздушные замки» синонимично утопичной мечтательности, созданию фантасмагорий. В философии жизни воздух символизирует свободу воли, дематериализацию. Горный воздух считается наиболее плодотворным для укрепления духа. Воздуху соответствуют зодиакальные знаки Водолея, Весов, Близнецов. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ - символы идеальной любви. Известны главным образом женские версии символа. Они соотносятся с идеей Вечной Женственности. В мифологии выражены различными модификациями богини любви. Существовали также представления о совершенных женщинах, пребывающих на трансцендентном уровне бытия: от валькирий, женщин-воительниц, у скандинавов до гурий, женщин-сластолюбиц, у мусульман. Служение идеальной Возлюбленной, «даме сердца» лежало в основе символики куртуазной культуры Средневековья. Тема эта получила развитие в поэзии трубадуров. На космогоническом уровне образ метафизической Возлюбленной персонифицирован в Софии. Ее неоплатоническим соответствием является Мировая Душа. Не совсем точны определения неоплатонической Софии как символа мудрости. Разум в философском учении об эманациях олицетворял мужской знак лотоса. София же символизировала женскую субстанцию мироздания. Птолемей определял Софию как посредницу между Мировой Душой и Плеромой, областью идей. Через образ Софии вечность противостоит приходящему миру явлений. К символу идеальной Возлюбленной, Вечной Женственности обращались Данте, Гете, Блок, Бретон и др. Символ Возлюбленных в эпоху классицизма трактовался как нежелательное проявление чувственности, которая должна быть подчинена высшим идеалам. В романтической интерпретации символ окрашивался в трагические тона. Ему соответствовал шестой Аркан в картах Таро. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ - термин «Возрождение», являющийся калькой французского термина «Ренессанс», введенного в научный оборот в середине XIX в. историком Ж. Мишле, обозначает эпоху в истории итальянской (а под ее воздействием и европейской) культуры XIV-XVI вв., ознаменовавшую переход от Средневековья к Новому времени. Гуманистическое мировоззрение Возрождения, в противовес средневековому теоцентризму поставившее в центр своего внимания взаимоотношения человека и мира, ориентировалось прежде всего на земное предназначение человека и ставило на первое место гармоничное всестороннее развитие личности. В рамках этого мировоззрения человек рассматривался как высшее создание Бога, а его деятельность - как продолжение на земле Божественного творения. Достоинства человека мыслители Возрождения видели в творческой деятельности, направленной на развитие и совершенствование человеческой цивилизации, а также в прирожденной ему свободе, понимаемой как свобода морального выбора. При этом человек считался способным к нравственному совершенствованию без содействия Божественной благодати. Не случайно именно в эпоху Возрождения предпринимаются попытки создания этических систем, свободных от идеи посмертного воздаяния и отвергающих полезность для нравственности догмата о бессмертии души. Кроме того, Возрождение создавало новую символику мира, тяготеющую к отождествлению Бога и природы, обожествлению природы и человека. Природа рассматривалась в качестве носительницы гармонического разумного начала, а человек - как ее самое совершенное проявление. Гуманистический пафос эпохи нашел наиболее полное и яркое выражение в искусстве, обратившемся к античной культуре как высшему духовному авторитету, источнику знаний, этических и эстетических ценностей. Например, в архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной системы и разрабатывается концепция идеального города. Формируется новый пластический язык скульптуры, основанный на изучении натуры и античного наследия: свободно стоящая статуя, памятник современнику, скульптурный портрет и т. п. В живописи складывается новая изобразительная система, основанная на изучении натуры, на использовании линейной и воздушной перспективы - портрет, пейзаж, историческая композиция. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997. Атеистический словарь. М., 1986. С. 91-92.

ВОИНСКИЕ ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ

ВОИНСКИЕ ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ - ор дена, медали, нагрудные и другие знаки, которыми награждаются военнослужащие, воинские части, корабли. Награды, вручаемые военным, известны с древнейших времен. В таком качестве выступали золотые и серебряные запястья, цепочки и обручи, медальоны, медали-монеты и др. С XIV-XVI вв. наиболее распространенными видами военных наград становятся ордена и медали. Наряду с ними широко практиковалось награждение почетным оружием. Источ.: Военный энциклопедический словарь. М., 1986.

ВОИНСКИЕ ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛ

ВОЛ - животное, символизирующее терпение и силу. У древних являлся главным вьючным животным. Особенно ценился в качестве средства обмена, поэтому его образ использовался как знак благосостояния. Вол также является эмблемой жертвоприношений. Как животное, приносившееся в жертву древними иудеями, вол в искусстве эпохи Возрождения часто символизировал еврейский народ. По тем же причинам он вместе с агнцем служил знаком самопожертвования Иисуса Христа. Крылатый вол являлся атрибутом святого Луки. Вол обычный - Фомы Аквинского, Люции и Сильвестра. Черные волы запрягались в колесницу Смерти. Вол символизирует, с одной стороны, терпение, с другой - лень. Образы вола и осла непременно присутствовали в сценах Рождества Христова. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ВОЛК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛОСЫ

ВОЛОСЫ - символ мистической силы. Эпитетом «не стригущий волос» наделялся Аполлон. В волосах заключалась сверхъестественная сила ветхозаветного Самсона: путем обмана филистимляне обрили голову Самсона, после чего выкололи ему глаза и бросили его в темницу. Но волосы отросли снова, и, когда Самсона привели на праздник филистимлян в храм, он, вырвав две колонны, обрушил дом, погребя под его завалами и большинство своих врагов, и себя самого! У многих народов неостригаемые волосы - символ власти и благородного происхождения. Не случайно короли варваров не стригли волос. И наоборот, выстриженный затылок символизировал раба. Мода на такую стрижку, распространившаяся среди пуритан, подразумевала, что все мы рабы Божьи. В Древней Греции на церемониях принятия гражданства, бракосочетания и похорон существовал обряд сожжения волос. Сострижение волос на Востоке подразумевало также аскезу, поскольку толковалось как всеобъемлющая жертва Богу. Прядь волос, оставленная на голове монаха, - знак того, что за нее Бог вытащит его в Рай. Выстрижение волос происходит и во время крещения. Волосы христианских святых использовались в качестве реликвий. Посвящение в монашеский сан именуется пострижением. При посвящении в духовный сан у католиков выстригается тонзура. В Древнем Египте волосы, зачесанные на правую сторону, носили только дети. Распущенные волосы одновременно символизировали как девственность (так изображались святые девы в христианской иконографии), так и принадлежность к проституткам. Волосы, прикрывающие лицо, как у Марии Магдалины, интерпретировались как символ покаяния. Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество. По легенде, правая коса предназначалась Богу, левая - дьяволу, и от того, кто перетянет, зависело, попадет женщина в Рай или в ад. Святые, как правило, изображались с прямыми волосами, черти - с кудрявыми. Важное символическое значение имел цвет волос. Рыжий считался демоническим (Сет был рыжеволосым). Крашеные волосы в Средневековье означали грех. Блондинки по пуританским представлениям непременно являлись распутницами. В настоящее время длинные волосы ассоциируются с идеями пацифизма; длинные волосы носили, к примеру, хиппи. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ВОР

ВОР - один из символов греховодности мира. Словом «воруют» определял Н. М. Карамзин особенности русской нации. Вором в русской традиции назывался любой человек, ведущий с точки зрения ортодоксальной морали неправедную жизнь. Ворами называли Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также многих еретиков. В уголовном мире вор - уважаемая фигура, символизирующая высокий криминальный профессионализм. «Воры в законе» находятся на высшей ступеньке криминальной пирамиды. Отличительными признаками воров в прошлом были специфические физические увечья - отрубленная рука, порванные ноздри, отрезанное ухо, клеймо. Для воровского мира традиционно существовала собственная семиосфера. Вор - символ ловкости. Панург из бессмертного романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле знал 63 способа кражи. Легендарным персонажем является Багдадский вор. Покровителем воров считался хитрый и плутоватый Гермес, который сам похищал вещи у других олимпийцев. Часто определенные животные выступают в качестве аллегории воровских качеств. В русском народном фольклоре - это сорока-воровка, у североамериканских индейцев - ворон. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ВОРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОРОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСЕМНАДЦАТЬ

ВОСЕМНАДЦАТЬ (18, XVII) - нумерологический знак. Космологическое значение числа определялось тем, что возвращение Солнца и Луны на свои орбиты происходило через 18 лет. Известны восемнадцатеричные системы счета. Из 18 книг состоит Махабхарата. 18 арканов (святых) было канонизировано в китайском буддизме. Иудейский молитвенный канон включал 18 благословений. Если 10 трактовалась в христианской экзегетике как знак совершенства, а 8 - рая, то их сумма истолковывалась как исполнение Закона через Благодать. В Новом Завете сообщается, что Христос исцелил женщину, болевшую в течение 18 лет. Согласно другой интерпретации, в 18 сокрыто число Антихриста, ибо оно есть сумма 3 шестерок. Не случайно особые эсхатологические умонастроения в русском народе вызвал 1881, цифровая комбинация, читаемая одинаково со всех четырех сторон. Убийство Александра II в 1881 только подтвердило выпадавшие на этот год прежние расчеты. По мусульманскому толкованию 18 есть число согласных, содержащихся в основополагающей молитве «Во имя Бога, всемилосердного и всесострадательного Бога». Из него выводятся 18 тысяч миров исламской вселенной. Ключевое значение отводится числу 18 в эзотерике суфизма. Из 18 строф состояли песенные компоненты суфийских поэм. Желающим стать дервишем предписывалось 18 дней выполнять черные работы, обучиться 18 кухонным искусствам, 18 дней под светильниками из 18 подсвечников пребывать в состоянии медитации. От посетителей монастырей суфийского ордена Мехлеви требовалось подношение 18 подарков. Число 18 в системе Таро символизирует высшие ступеньки эзотерических посвящений. С 18-й степени - звания «превосходного князя Розы и креста» - происходит посвящение в тайную доктрину масонства. Знаковый эквивалент этой системы - композиционное изображение розы и креста. В советской семиосфере число 18 ассоциировалось с 1918 - «красногвардейской атакой на капитал» и временем достижения гражданского совершеннолетия. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Оккультные силы России. СПб., 1999; Ширков Н. Судьба России в предсказаниях. Рязань, 1995.

ВОСКОВОЕ ПОДОБИЕ

ВОСКОВОЕ ПОДОБИЕ - кукла, используемая в черной магии для наведения порчи на то или иное лицо. Нанесение повреждений восковым подобиям должно было привести к аналогичным воздействиям на имитируемых людей. Символика восковых подобий основывалась на учении симпатической магии. Повреждение, нанесенное кукле, могло вызвать у человека постоянную немощь или привести к смерти. Современные адепты черной магии используют вместо восковых подобий фотографии. Суеверие зародилось в Египте, откуда перешло в Грецию и Рим, а затем было унаследовано европейским средневековым колдовством. О восковых подобиях упоминал Гораций. В Средние века имели место многочисленные инквизиторские процессы по обвинению в ритуальном использовании восковых подобий. Обнаруживались попытки воздействия через восковые подобия на монархические особы: шотландских королей Дуффуса и Якова III, английских - Генриха IV и Якова I, французских - Филиппа IV, Филиппа VI, Людовика XVI, папу римского Урбана VIII. Восковые подобия сжигались, топились, в них втыкались булавки и шипы, им отрывали головы. Известно использование восковых подобий и в признанной Церковью целебной практике. Священник изготовлял восковое подобие одержимого дьяволом, произносил имя демона или другой соответствующий эпитет и бросал фигурку в огонь. Таким образом осуществлялось изгнание из тела больного вселившихся в него бесов. Источ.: Роббинс P. X. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

ВОСКРЕСЕНЬЕ - день недели, в который христиане предаются воспоминаниям о Христовом Воскресении. По ветхозаветной традиции воскресенье - первый день творения и в христианских странах традиционно являлось выходным днем, хотя и считалось наилучшим днем для любых начинаний - сева, жатвы и т. п. В Восточной Англии мать с новорожденным ребенком впервые выходит из дома именно в воскресенье. По представлениям, бытовавшим среди русского народа, Бог, сотворивший мир, отдыхал от трудов не в субботу, а в воскресенье. Не соблюдать воскресный отдых значило уподобляться животным, не различающим будней и праздников. Грехом являлось и посещение в воскресные дни бани, поэтому повсеместно на Руси банным днем считалась суббота. Согласно суеверным представлениям англичан, в воскресенье запрещалось взбивать перину и стричь ногти. Ребенок, родившийся в воскресенье, считался обладателем особых способностей и был защищен от сглаза и порчи. В Германии «воскресных детей» считали божественными избранниками. По представлениям датчан они наделялись способностями видеть вещи, недоступные для восприятия других. В Трансильвании полагали, что «воскресные дети» могут чудесным образом определять место, где закопаны клады. Источ.: Энциклопедия суеверий. М., 1997.

ВОСТОК

ВОСТОК - сторона света, связанная с символикой возрождения. В сакральной географии восток традиционно определяется как земля Духа. На востоке располагается рай. Не случайно алтарь христианского храма обращен в сторону востока. Сакрализация востока, несомненно, связана с восходом солнца; с востока пришла и Вифлеемская звезда, возвестившая о рождении мессии. На востоке находится страна высших посвященных - Агартх. В Средние века в Европе широкое распространение имело представление о том, что на востоке находится великое христианское царство пресвитера Иоанна. Папы римские даже отправляли миссионеров, дабы те заручились поддержкой у восточных единоверцев при организации крестовых походов. В настоящее время восток, с одной стороны, используется как символ традиции, эзотерики, сакральности. С другой - в рамках теорий об универсальном прогрессе - он олицетворяет обскурантизм, отсталость, стагнацию. Определение «восточная деспотия» обозначает авторитаризм и подавление каких бы то ни было индивидуализированных проявлений личности. Понятие «восточная лень» также характеризует данный стереотип восприятия востока. Для представлений о востоке характерны как образ мудреца-отшельника, так и образ воина-кочевника, поэтому с востока ожидали как света учения, так и набега орд кочевников. Эсхатологические теории связывали с востоком и мессианские чаяния, и угрозу наступления вселенского хаоса. Восток как географическое понятие не совпадает с Востоком культурным, цивилизационным, историческим. К культурному Востоку, в частности, относится Северная Африка, лежащая к югу от Европы. В измерении символической географии, чем ближе страна к востоку, тем она ближе к сакральному, к традиции, к духовному изобилию. Согласно китайскому символизму, восток - это ян, мужской, световой, солнечный принцип. Источ.: Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997.

ВРЕМЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВТОРНИК

ВТОРНИК - один из дней недели, связанный с рядом суеверных представлений. Ангел-покровитель вторника - Самуил. На Руси в определенные вторники совершались ритуально-символические процедуры. По звездному небу вторника первой недели Великого поста определялась погода на все лето. Яркие звезды и безоблачное небо предвещали лето сухое и грозное. Туманы и облака сулили холодную погоду. Снег и буря указывали, что лето будет дождливое. На вторник пятой недели Великого поста устраивались семейные дарения и угощения. Зачастую случалось так, что родственники, недовольные подарками, заводили ссоры. Все это, впрочем, плохо соотносилось с предписываемым постом настроением скорби. Во вторник последней недели Великого поста было принято до рассвета приготовлять соченное молоко. Им поили домашних животных, чтобы оберечь их от болезней. Если животное отказывалось пить соченное молоко, от него не следовало ожидать прока, как от зараженного и околдованного. Знаменательно, что мужчины не допускались ко всей этой процедуре, иначе от нее не будет пользы. Во вторник третьей недели после Пасхи гадали по взошедшим озимым хлебам. Собранная в этот день озимая рожь обладала целебными качествами. Во вторник первой недели Петровского поста проводились заклинания против змей. Во время обряда ударяли кнутом по земле со словами: «Заповедываю всякому гаду выходить во ино поле». Источ.: Сахаров И. П. Русское народное чернокнижие. СПб., 1997.

Предыдущая страница Следующая страница