Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "Л"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

Л

Л - буква, которая происходит от семитского слова lamed, обозначавшего изогнутую палку, которой погоняли скот. Греки переделали этот знак во что-то вроде перевернутой V и назвали эту букву «лямбда». Заимствуя эту букву из этрусского, римляне изменили угол буквы, придав ей современный вид. Графически похожая на английскую V, буква L, как и V, ассоциируется с любовью, лаской, нежностью. Также может восприниматься как источник мудрости. В русском языке буква Л иногда изображалась как пучок лучей, исходящих из центра, означая знак солнца. Числовое значение двенадцатой буквы в русском, английском и еврейском алфавитах во всех алфавитах равно 30, а нумерологическое значение в Каббале - 3 - принцип духовного авторитета и баланса всех вещей в манифестированном мире. Согласно Каббале, буква Л соответствует принципу власти, так как входит составной частью в имя бога Лиммуд. Как часть слова «Ламед» (по-евр. - теленок) выступает символом порождающей силы в двух ее аспектах: космическом и земном. Иероглифически изображается как простертая рука, а в алхимии обозначает разложение. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЛАБИРИНТ

ЛАБИРИНТ - символ вселенского препятствия, который изображается в виде диска, семантически связываясь с подземным миром и небом. Души живых и умерших не могут выбраться из безвыходной ситуации лабиринта. Лабиринт - это путешествие от смерти к рождению. Он охраняется неким царем лабиринта, живущим в самом центре сооружения и являющимся его владыкой и судьбой. Самый знаменитый лабиринт - Минотавра - находился на Крите. Туда должны были приносить жертвы человеку-быку. Однако, главное - не только добраться до сердцевины, но и выбраться, вернуться обратно к своему возрождению. Так, Тесей, убивший монстра, следуя за путеводной нитью Ариадны, нашел выход из лабиринта. Лабиринт выступает не только символом трудного пути посвящения в тайну, но и надежной преградой, оберегающей сакральный центр от нежелательного проникновения. Не случайно изображение лабиринта на домах являлось знаком защиты. Метафора леса на Руси также нередко связывалась с лабиринтом. С одной стороны, это задерживающая преграда, помогающая скрыться от врагов, которая, с другой стороны, требует определенных качеств, и прежде всего ориентации. Только пройдя через лес как через очистительное сито, герой приобретал силы для дальнейших испытаний. Лабиринт имеет и другой символический смысл - как тема антидеятельности вроде сизифова труда. Истощая намеренно ложными путями и подобиями, лабиринт призван испытать настойчивость и терпение, заставляя совершать бесполезные попытки найти выход или сдаться. Лабиринты бывают разных форм. Например, простой лабиринт образует эмблему княжеского дома Гонзага в Мантуе - иногда с изображением горы в середине и порой окруженного водой, так как палаццо династии Гонзага был построен на острове в болотистых местах около Мантуи. Лабиринты были местом посвящения во многих древних мистериях. Одни лабиринты были просто сплетенными дорожками, обложенными камнями, другие находились под храмами в виде бесконечных подземных пещер, третьи были в горах и под горами. Византийские монастыри, окруженные стеной, назывались «лабра», откуда произошло славянское название «лавра». Благодаря орнаментальной пластике арабского алфавита, эмблема Банка Кувейта превратилась в лабиринтную структуру, сложенную в восьмиконечную звезду. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЛАБРИС

ЛАБРИС - топор с двумя лезвиями - важнейший символ в религии древнего Крита, где двойные топоры с тонкими и искривленными лезвиями считались эмблемой Великой богини-матери. Название большого дворца критских царей в Кноссе - Лабиринт - расшифровывается как «Дом двойного топора». Использование двойного топора в качестве инструмента жертвоприношения можно проиллюстрировать примером древнегреческого ритуала, в ходе которого бык должен был приблизиться к алтарю «по своей собственной воле» и съесть зерно с алтаря. После этого убивший быка жрец удалялся в добровольное изгнание. Топор также объявляли «виновным» и бросали в море. Символика двойного топора обнаруживается и в других культурах. Например, черепа с выжженным клеймом двойного топора были найдены на кладбищах эпохи нового каменного века во Франции. Тот же знак высечен на камнях Стоунхенджа. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ЛАВР

ЛАВР - символ триумфа, победы и успеха. Лавр служит эмблемой Аполлона - греческого бога солнца, поэзии и музыки. Преследуемая влюбленным Аполлоном нимфа Дафна превращается в лавровый куст - в объятиях бога оказалось деревце, ветвями которого он украсил свою голову и лиру. На играх в честь Аполлона, включавших соревнования, как в атлетике, так и в искусствах, победителей венчали лавровыми венками. Эпитет «поэт-лауреат» восходит к древнему поверию, что лавр способен вдохновить. В портретной живописи лавровый куст или ветвь указывает на то, что модель имеет отношение к литературе или искусству. Римляне распространили традицию награждения лавровым венком и на воинов-победителей. Так, Юлий Цезарь надевал лавровый венок на все официальные церемонии, а на английских монетах Карл I, Георг I и Георг II, через некоторое время и Елизавета II также изображались с лавровыми венками. Как символ превосходства лавр включался в эмблемы таких автомобильных компаний, как «Альфа-Ромео», «Фиат» и «Мерседес». Будучи вечнозеленым деревом, лавр также символизирует бессмертие. В этом качестве лавровая роща растет на вершине Парнаса - обиталища муз. Лавровый куст был эмблемой Лоренцо Медичи (1448-1492) с девизом «Такая добродетель», подчеркивая, что добродетель не увядает, как вечнозеленый лавр. Лавр в античности считался предохраняющим растением, а лавровая ветвь использовалась в качестве кропила в римских жертвенных обрядах. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ЛАДАН

ЛАДАН - ароматическая смола, используемая для воскурения фимиама богам. Собиралась из надрезов коры дерева босвелия (семейство бурзеровых), растущего в Восточной Африке и на юго-западе Аравийского полуострова. При сжигании ладан дает специфический ароматный дым. Издревле использовался в различных культурах для выкуривания злых духов и приношения добрым. В христианстве применяется во время богослужения. Астрологически ладан подчинен Солнцу. Его стихией является огонь, поэтому он имеет теплую ауру. Ассоциируется со многими божествами, в частности с Ра и Ваалом. Используется в практической магии, так как способствует осуществлению медитации. Считается, что он вызывает видения, усиливает концентрацию. Ладан помещался в различные талисманы. К нему обращались в специальном заговоре: «Ладаном в церкви кадят, дома им болезнь правят, под Рождество на него гадают. Ладан, ладан, было бы ладно тобой погадать, всю правду узнать, как ты, ладан-батюшка, чист, свят и честен, так и сон мой будь правдив. Аминь». В чернокнижии указывался рецепт изготовления смеси, называемой «колдовской ладан». Источ.: Тайна черной и белой магии. Минск, 1998.

ЛАМЕДВОВНИКИ

ЛАМЕДВОВНИКИ - тридцать шесть праведников на земле, чье назначение - оправдывать мир перед Богом. Они не знают друг друга и очень бедны. Если человек узнает, что он ламедвовник, он тут же умирает и его место занимает другой, хотя бы и на другом краю планеты. Сами того не ведая, ламедвовники являются тайными столпами, поддерживающими наш мир. Не будь их, Бог уничтожил бы род человеческий. Они наши спасители и сами того не знают. Это мистическое поверье можно найти в произведениях Макса Брода. Отдаленные его корни, возможно, находятся в 18-й главе Книги Бытия, где есть такой стих: «Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу место сие». Мусульмане видят аналогичный образ в кутбе. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

ЛАМИЯ

ЛАМИЯ - в греческой мифологии чудовище, некогда бывшее возлюбленной Зевса. После того как ревнивая Гера убила детей Л амии, та была вынуждена укрыться в пещере и превратилась в кровавое чудовище, похищавшее и пожиравшее детей. Так как Гера лишила ее сна, она бродит по ночам. Сжалившийся над ней Зевс даровал ей возможность вынимать свои глаза и лишь тогда становиться безвредной. Ламиями также назывались ночные привидения, соблазняющие юношей и высасывающие из них кровь. Ламия ассоциировалась с ночным кошмаром - Марой. У южных славян ламия - чудовище с телом змеи и собачьей головой, которое темной тучей опускается на поля и сады, пожирая плоды трудов земледельцев. В низшей мифологии народов Европы ламией также считается злой дух, змея с головой и грудью красивой женщины, образ которой восходит к греческой Ламии. По мнению римских и греческих классиков, ламии обитали в Африке. Они лишены способности говорить, однако умеют издавать мелодичный свист и, завлекая им путников в пустыне, пожирают их. Происхождения они божественного: являются потомками одной из многих любовных связей Зевса. Образ ламии нашел свое воплощение в мировой литературе. Роберт Бертон в «Анатомии меланхолии» (1621) ссылался на отрывок из четвертой книги Филострата «О жизни Аполлония», в котором некий молодой человек встретил в предместьях Коринфа подобное призрачное существо в облике прекрасной молодой женщины, которая, выдав себя за финикиянку, уговорила юношу жениться на ней. Но на свадьбу среди других гостей явился Аполлоний, который по некоторым признакам обнаружил, что эта женщина - ламия, чье существо - одна мнимость. Незадолго перед смертью английский поэт-романтик Джон Ките под впечатлением рассказа Бертона сочинил пространную поэму «Ламия». Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992.

ЛАМПА

ЛАМПА - символ света и поиска истины. Философ-киник Диоген (IV в. до н. э.), живший в Афинах и Коринфе, блуждал по рыночной площади с высоко поднятым зажженным светильником, как символом поиска истины и добродетели. Светильники присутствует в качестве атрибутов персидской Сивиллы, персонифицированных Бдительности и Ночи. Луций Апулей (II в.) в «Метаморфозах» повествует о любви Купидона к Психее, которую он привел в свой дворец. Посещая ее только ночью, Купидон запрещал смотреть на него. Любопытство и уговоры двух завистливых сестер побудили Психею взять ночью лампу и посмотреть на бога любви. Но она неосторожно капнула на него горячим маслом, и разгневанный Купидон покинул ее. Вместе с глазами, лежащими на блюде, лампа служит атрибутом девы-мученицы Люцции из Сиракуз, умершей около 304, отказавшейся отречься от своей веры и после долгих мучений убитой ударом меча в горло. Первоначально глаза и лампа были даны просто в качестве ассоциации с ее именем, которое означает «свет». Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ЛАСТОЧКА

ЛАСТОЧКА - символ весны и восхода солнца, добра и счастья, надежды и возрождения. Ласточка символизирует приход весны и новую жизнь, поскольку считалось, что зиму она проводит в спячке и возвращается к жизни весной. Согласно скандинавским легендам, это птица утешения: ласточка летала над распятием с криками: «Утешься! Утешься!» Символ ласточки присутствует также на Благовещении и Рождестве. Геральдическая ласточка, носящая название «мартлет», чаще всего изображается без ног, так как, согласно средневековому представлению, всегда живет в небе и никогда не спускается на землю; хотя в геральдике иногда встречаются и натуральные ласточки. Из них наиболее известны шесть ласточек на гербе семейства Арундел, как намек на то, что их фамилия произошла от названия ласточки по-французски - hirondelle. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ

ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ (от лат. crux imissa) - символизирует человека с распростертыми руками и является прямым образом Страстей Христовых. Однако этот крест символизировал богов в Греции и Китае еще до появления христианства. Четырехконечный крест является наиболее употребительным на католическом Западе, хотя и на православном Востоке употребляется как форма креста, равнозначная всем другим. Он прослеживается в римских катакомбах начиная с III в. Принятый Вселенской Церковью «Канон Честному Кресту» (Григорий Синаит) воспевал Божественную четвероконечную силу креста. Сильным побуждением для почитания прямого креста, а не монограммного было обретение Животворящего Креста матерью Константина равноапостольною Еленою. В архитектуре Западной Европы с периода раннего Средневековья планировка в виде неравноконечного креста - горизонтальная ось относится к вертикальной, как один к трем - характерна для церковных построек, базилик. При этом перекладину креста образует трансепт, алтарная часть расположена в обращенной на восток короткой вершине креста, а главный вход - в его более длинном основании. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; К. В. П. История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ЛЕБЕДИНЫЕ ОТМЕТКИ

ЛЕБЕДИНЫЕ ОТМЕТКИ - знаки, которые вырезались на клювах лебедей в Англии, где лебеди считались королевскими птицами, по крайней мере, с XII в. Кроме королевской семьи, никто не имел права быть владельцем лебедей, хотя с XV в. иногда такое право предоставлялось дворцовым фаворитам и даже отдельным корпорациям, как, например, «Ливери компаниз» в Лондоне. К правлению королевы Елизаветы I существовало уже 900 лебединых выводков, у каждого из которых был свой знак, вырезаемый на верхнем клюве птицы. В наши дни только две компании продолжают держаться за привилегию иметь своих лебедей на Темзе: «Дайерз», которой она была дарована в 1473, и «Уоршипфул компани оф Винтнерз», получившей это право примерно в то же время. У обеих компаний есть специальные смотрители, которые в июле вместе с ассистентами, «подъемщиками лебедей», выманивают птиц из воды для клеймения. Принадлежность лебедей можно легко определить: «Дайерз» ставит одну насечку, а «Винтнерз» - две. Королевских же лебедей в настоящее время не метят: все неклейменые лебеди считаются принадлежащими Короне. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ЛЕБЕДЬ

ЛЕБЕДЬ - символ верной и чистой любви, грации, совершенства, чистоты и невинности. Пара лебедей стала расхожим символом верности и неразлучности. Символика лебедя практически одинакова у большинства народов мира. В Древней Греции он обозначал Зевса, который превращался в лебедя, сочетаясь в браке с Немесидой и Ледой. С этим образом связываются также изящество и поэзия. Не случайно Вергилия называли «мантуанским лебедем», Мартина Опица - «боберфельдским», а Василия Жуковского - «царскосельским». Лебедь иногда выступает символом тайны. Так, Царевна-лебедь покидает своего супруга, когда тому удается подсмотреть, как она сбрасывает перья. «Рыцарь Лебедя» Лоэнгрин улетает от своей жены на серебряной повозке, запряженной семью лебедями, когда ей удастся узнать о его происхождении. Античные легенды гласят, что лебедь поет только перед смертью (отсюда выражение «лебединая песня»), и потому он символизирует конец жизни. Возможно, по этой причине он ассоциировался с Аполлоном и через него с некоторыми музами, например Эрато и Клио. Благодаря своей красоте, лебедь стал атрибутом Венеры: пара лебедей везет ее колесницу. Греческий миф повествует о том, как в жену спартанского царя Тиндарея Леду влюбился Зевс, приплывший к ней по реке в образе лебедя. В лебедя превратился друг погибшего Фаэтона Кик. Эти птицы, олицетворявшие мистерии, были символами чистоты инициированных. В этом смысле трактуется аллегория воплощения богов (секретная мудрость) в тело лебедя (инициированный). В христианской символике лебедь служит знаком Девы Марии. Вполне сопоставим с традиционной христианской символикой известный образ славянского фольклора - Царевна-лебедь. Но лебедь и символ лицемерия, поскольку его белоснежное оперение скрывает черное тело. Популярный на вывесках пабов «лебедь с двумя шеями» служит также символом подкупа, развращенности и продажности. «Гуси-лебеди» из русской народной сказки - верные прислужники Бабы-Яги - похищают для нее маленького мальчика, хотя этот случай довольно редок в «лебединой» символике, тем более что в похожей украинской сказке гуси-лебеди не похищают, а, наоборот, спасают героя от ведьмы. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЛЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕВ, ЗНАК ЗОДИАКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕВИАФАН

ЛЕВИАФАН - вымышленное, огромных размеров чудовище, олицетворявшее негативные аспекты морской стихии. В христианстве Левиафан стал символом дьявола, а приблизительно с XII в. вход в ад изображался в виде разверзшихся челюстей морского монстра, внутри которого иногда стоял котел. Книга Иова представила наиболее развернутое описание Левиафана: «нет столь отважного, который бы осмелился потревожить его… круг зубов его - ужас; от его чихания показывается свет, глаза у него - как ресницы зари… дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь;…он царь над всеми сынами гордости». Чаще всего Левиафан изображался в виде гигантского крокодила, а также дракона или змея. Являлся антиподом бегемота. В Левиафана обратился Сет во время своей борьбы с Гором. В угаритской мифологии семиголовый Левиафан в праисторические времена сражается против Балу и Анат и оказывается побежденным. Изоморфен вавилонской Тламат, рассеченной пополам при разделении верхних и нижних вод богом Мардуком. Левиафан символизировал враждебный Демиургу первородный Хаос. При разделении мира, слитые первоначально воедино, Левиафан и бегемот выступили его ипостасями. Согласно христианской традиции, мясо Левиафана праведники будут есть на пиру после победы Мессии. В демонологии Левиафан - один из ангельских князей, ушедших вместе с Люцифером. Он олицетворял порок зависти и покровительствовал еретичеству. В геополитическом символизме выступает эмблемой таласократии - власти моря. Интерпретируется рядом геополитиков как символ атлантизма - цивилизационных принципов государственной политики Карфагена, Великобритании и США. Источ.: Багдасарян В. Э. Демонологическая парадигма христианской конспирологии // Армагеддон. 1999. № 3; Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ЛЕМУРЫ

ЛЕМУРЫ - злые духи. Древние полагали, что души людей после смерти блуждают по земле, смущая покой ее обитателей. Добрых духов они называли Lares familiares (семейными ларами), а злые носили название Lemures (лемуры). Злые духи устрашали людей добродетельных и неустанно терзали порочных и нечестивых. У римлян был обычай в мае устраивать в честь этих духов празднества, называвшиеся «лемурии» или «лемуралии». По легенде, впервые эти празднества были учреждены Ромулом, дабы умиротворить дух его брата Рема, по имени которого они были названы «ремуриями» или в искаженном варианте «лемуриями». Торжества длились трое суток, в течение которых храмы богов были закрыты и свадьбы запрещены. Существовал обычай бросать на могилы усопших черные бобы или сжигать их, так как считалось, что лемуры не выносят этого дыма. Произносили также магические слова и били в котлы и барабаны, веря, что злые духи удалятся и больше не станут тревожить людей на земле. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА

ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА - мифическое чудовище, порожденное безобразным Тифоном и Ехидной, которая была наполовину прекрасная женщина, наполовину змея. У гидры, согласно Диодору, было сто голов, согласно Симониду - 50, и согласно наиболее признанному мнению Аполлодора - девять. Но самым ужасным в этой твари было то, что, стоило отрубить одну голову, как на ее месте вырастали две другие. Легенда гласит, что головы были человеческими, а средняя из них была бессмертной. Дыхание гидры отравляло воду и сжигало посевы. Даже когда она спала, ядовитый воздух вокруг нее был смертелен для людей. Этот многоглавый монстр - водяная змея - опустошал Лернейскую страну, находившуюся недалеко от Аргоса. Логово чудовища находилось среди болот, близ озера Лерны. Когда туда явились Геракл и Иолай, то первый отсек головы, а второй приложил к кровоточащим ранам раскаленное железо, ибо только огонь мог помешать вырасти новым головам. Последнюю голову, которая была бессмертна, Геракл похоронил под огромным утесом, где она, согласно мифу, пребывает до наших дней: то пышет ненавистью, то спит. Совершая дальнейшие подвиги с другими зверями, Геракл наносил им смертельные раны стрелами, смоченными желчью гидры. Христианская традиция несколько изменила символический образ гидры. Раннеренессансная гидра часто напоминает средневекового крылатого дракона - одноглавого и огнедышащего, персонифицирующего Сатану. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ЛЕС

ЛЕС - символ земли, связанный с женским началом, противопоставляемый власти солнца. В мифологии друидов лес и солнце вступают в брачные отношения. «Леса Альбиона» составляют дубовые рощи друидов, простирающиеся от Лондонского камня по всей земле. Лес - место всевозможной опасности, подвластное духам и демонам, традиционное место, где можно заблудиться. Затерявшимися в лесу оказываются маленькие герои многих волшебных сказок, которым предстоит пройти много испытаний на пути к инициации. В лесу увидел самого себя Данте, пройдя половину жизни. У английского поэта и художника Уильяма Блейка лес полон мертвых деревьев, что выступает знаком социальных и умственных заблуждений. Именно под властью разума человек пребывает в «лесах ночи», а также в «вечных лесах», образующих земли, «кружащиеся в кругах пространства». Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЛЕСТНИЦА

ЛЕСТНИЦА - символ связи между верхом и низом, между небом и землей, олицетворение постепенного подъема вверх. Амулеты в виде лестниц обнаружены в египетских захоронениях. Широко известна «лестница Иакова». Третьему из великих патриархов Иакову по пути в Харран приснилась лестница, доходившая до самого неба, по которой вниз и вверх сновали ангелы. Очевидно, мусульманское представление о том, что правоверные поднимаются в рай по лестнице, возникло не без влияния этой легенды. Бенедиктианскому монаху святому Ромуальду (ок. 952- 1027), подобно Иакову, приснилась доходившая до неба лестница, вверх по которой взбирались одетые во все белое монахи его ордена. Считается, что лестница стала реминисценцией лестницы к вавилонскому «Зиггурату», простиравшейся от основания башни до храма на самой вершине, где пребывал Бог. В христианской традиции лестница является эмблемой святого Алексия. Лестница Иоанна Лествичника стала символом восхождения от одной добродетели к другой, символом борьбы со страстями. Лестница является одним из инструментов Страстей Христовых и фигурирует в Поднятии Креста и в Снятии с Креста. В раннем итальянском Возрождении Христос поднимается по лестнице либо находится уже возле креста, а палачи, поднявшиеся по лестницам, прибивают к поперечинам креста руки Спасителя. На эмблематическом уровне лестница, ведущая вверх, символизирует храбрость и смелость, а ведущая вниз связана с отрицательными характеристиками. Кроме того, лестница рассматривается как символ иерархии. Отсюда утвердилось выражение «продвигаться вверх по служебной лестнице». Натуралисты XVIII в. строили иерархичную картину мира, определяя «лестницу подчиненности, значимости и первенства в развитии способностей существ». Эскалатор является современным вариантом лестницы и соответственно карьеры. От человека только требуется попасть на нужный эскалатор, а все остальное сделает «служебная машина». Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЛЕТО

ЛЕТО - символ страдающей, «вечно милой» и «самой кроткой» матери. В греческой мифологии Лето - дочь титанов Коя и Фебы, родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. Чаще всего имя Лето сближали с корнем, указывающим на «ночь» и «забвение», тем более что мать ее Феба была луной, а сестра Астерия - звездой. Однако, вероятнее всего, Лето была божеством догреческого происхождения, так как мифы о Лето восходят к малоазийским корням, а имя ее связано с ликийскими словами «жена» и «мать». Возможно, этим негреческим происхождением богини объясняется ее незаконная связь с Зевсом и преследование ее Герой. В мифах Лето изображается и прославляется как мать и жена. Девять дней мучается Лето в тяжелых родовых схватках, так как злобная Гера задержала богиню родов Илифию под облаками на Олимпе. Опасаясь Геры, все отвергали Лето, и только остров Делос приютил богиню. Там под пальмами она и родила своих детей. Ренессанс, возродивший античную традицию изображать времена года в виде античных богов, ассоциировал Лето с богиней плодородия Церерой (греческой Деметрой). В живописи XV-XVII вв. персонифицированное время года - Лето - изображается в виде молодой женщины с серпом и колосьями или со снопами. Может изображаться также в виде обнаженной женщины со злаками или фруктами. Источ.: Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ - ночное млекопитающее, олицетворяющее слепоту и являющееся атрибутом персонифицированной Ночи. Как птица дьявола, ассоциируется также с черной магией и ведьмами. Хотя существуют и противоположные аналогии. Иногда летучая мышь символизирует зрение, надежду и удачу. В китайской символике она приносит счастье, поскольку это слово обозначается тем же словом «фу». По традиции пять летучих мышей обозначают пять благословений: здоровье, благосостояние, долгую жизнь, целомудренную любовь и естественную смерть. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ЛИГАТУРА

ЛИГАТУРА (от лат. ligatura - связь) - буква или знак фонетической транскрипции, представляющий собой комбинацию двух или более знаков, а также соединенное написание двух и больше букв, передающих один звук. В полиграфии лигатурой называется слитное начертание двух или нескольких письменных знаков, а в типографском наборе - двойная буква, отлитая в одну литеру. В музыке знак лигатуры означает увеличение длительности ноты посредством объединения ее лигой с длительностью соседней ноты той же высоты. В металлургии лигатурой называются вспомогательные сплавы, применяемые для введения в жидкий металл легирующих элементов с целью придания ему определенных свойств. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1994.

ЛИЛИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЛИЯ

ЛИЛИЯ - символ чистоты, величия и невинности. В классической мифологии восходит к изображению молока, льющегося из груди супруги Зевса Геры. Христиане считали, что лилия проросла из слез Евы, когда она покидала рай. Хотя в противоположность розе лилия означает мужское начало, она не только является эмблемой Девы Марии под названием «мадонны лилии», но также ассоциируется со святыми Екатериной Сиенской, Кларой и Евфимией. Как королевский атрибут лилия появляется на коронах и скипетрах святых (Доминика, Франциска, Людовика, Антония из Падуи, Иосифа) и принадлежит Богородице, как Небесной Царице. Кроме того, она фигурирует в Благовещении - в вазе или в руках архангела Гавриила - и потому с эпохи Возрождения стала его атрибутом. В Библии «лилии полей» упоминаются как символ преданного служения Богу. Лилия представляет аспект милосердия Божественной энергии. Христос, восседающий на Страшном Суде, может иметь лилию и меч по обе стороны своего лика. Иногда Христос - судья мира - изображается с исходящей изо рта лилией как знаком милосердия. В католической традиции он нередко изображается подающим лилию святым. В форме лилии прочитывали монограмму Христа, а тройная лилия (флер-де-лиль) представляет Троицу, тройное величие Бога и его творения. Она также выступает символом трех добродетелей: веры, надежды и милосердия. Такая лилия представляет также триединство ума, души и тела. Лилия обозначает совершенство, поэтому выражение «золотить лилию» означает попытку улучшить то, что в улучшении не нуждается. Как говорится у Шекспира, «золотить золото высшей пробы и красить лилию - это напрасная трата времени и смехотворное излишество». Цветы лилии являются главным «цветочным» символом в геральдике. При этом цветок лилии используется в геральдике в сильно стилизованной форме. Существует даже версия о происхождении символа лилии из орнаментального обобщения пчелы. В Византии лилия была знаком причастности к королевскому роду. Она же стала традиционным символом королей Франции. Согласно легенде, Хлодвиг выбрал ее в качестве эмблемы своего крещения, но до XII в. она не была официально принята монархией. Геральдическая лилия является также эмблемой Флоренции. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЛИНГА, ИЛИ ЛИНГАМ

ЛИНГА, ИЛИ ЛИНГАМ - стилизованное изображение эрегированного полового члена, применяемое в ритуальной практике индуизма. Линги считаются священными символами Шивы как воплощение мужского начала. Верующие целуют и гладят их, приносят им в жертву рис, цветы и плоды, красят красной охрой, поливают топленым маслом, медом и соком сахарного тростника. Некоторые линги достигают гигантского размера: так, в храме Матангешвара - самом знаменитом из 85 храмов Кхаджурахо - стоит огромный лингам высотой 2,5 метра и больше метра в обхвате. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ЛИНЕЙКА

ЛИНЕЙКА - обычно вместе с другими орудиями производства плотника и строителя атрибут апостола Фомы, а также двух из семи свободных искусств - Геометрии и Арифметики. Апокрифические «Деяния Фомы» (IV в.) повествуют о миссионерском путешествии апостола в Индию, где царь Гундафор приказал выстроить ему дворец. Эта сказка о Фоме, обратившем царя в христианство, явилась основанием считать Фому покровителем строителей и архитекторов. Кроме того, дочь Сатурна Меланхолия, отождествляемая гуманистами с интеллектуальными качествами, часто изображалась с различными орудиями, в том числе циркулем, угольником и линейкой. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ЛИРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИСИЦА

ЛИСИЦА - символ лицемерия, коварства и вероломства. Лисица, лежащая на земле с открытой пастью, изображает мертвую для того, чтобы подманить добычу, и потому символизирует козни дьявола. Для народов Дальнего Востока лиса является представителем нечистой силы. Например, в китайской мифологии лис, продолжительность жизни которого составляет от 800 до 1000 лет, считается дурным предзнаменованием. Достаточно ему ударить хвостом по земле, чтобы вспыхнул огонь. Он способен предвидеть будущее и может принимать любой облик, предпочитая стариков, молодых женщин и ученых. Он хитер, осторожен и недоверчив, а главная его утеха - морочить и мучить людей. Души умерших иногда переселяются в тело лиса, который обитает вблизи могил. Лиса служит алхимическим символом временно затвердевающей красной серы, символизируя земляную природу, в отличие от воздушной природы петуха. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ЛОГОГРАММА

ЛОГОГРАММА (от греч. «логос» - речь, слово) - любой символ или знак, который представляет слово. К примеру, # вместо «номер» в США. Использование знаков вместо слов называется логографией. Вероятные истоки подобного подхода можно увидеть у авторов первых сочинений древнегреческой исторической прозы, старавшихся восстановить легендарную историю полисов и варварских стран по преданиям и мифам. Из произведений этих авторов, которые именовались логографами, наиболее известна «Аттида» Гелланика, представлявшая собой летопись событий из истории Афин и других греческих полисов. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ЛОДКА

ЛОДКА - символ переправы из одного мира в другой, а также символ спасения в христианской традиции. Харон правит лодкой, перевозящей души умерших. В «Божественной комедии» Флегий на лодке перевозит Данте и Вергилия через Стигийское болото, в котором казнятся гневные. Тема лодки, спасенной Христом, использовалась в качестве символа Церкви, которая тоже помогает спастись. Ученики были одни в лодке на море Галилейском, когда увидели фигуру Спасителя, идущего к ним по воде. Средневековый рыцарь Юлиан Госпиталит, случайно убивший своих родителей, чтобы искупить вину, основал приют у переправы через реку. Однажды он переправил через реку прокаженного, умиравшего от холода, и дал ему свою постель. На следующий день прокаженный превратился в ангела, объявившего, что Юлиану прощено убийство. Согласно Новому Завету, призываемые Христом апостолы Петр и Андрей рыбачили, сидя в лодке. Христос вошел в лодку Петра, чтобы проповедовать из нее, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули свои сети. Петр усомнился, что им удастся что-либо поймать, но сети поднялись столь полными рыбы, что Иакову и Иоанну, находящимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ЛОЖА

ЛОЖА - помещение, где собираются масоны. Термин ведет свое происхождение от хижин, где жили средневековые каменщики. Впоследствии «ложами» стали именовать специальные помещения, построенные для цеховых собраний. Масоны переняли традицию средневековых цехов, но обогатили ее новым эзотерическим смыслом. Символика масонского храма направлена главным образом на реализацию конструктивной созидательной этики. Храм имеет прямоугольную форму, его потолок усыпан звездами, пол выложен узором в виде шахматной доски, что символизирует вечное противостояние Добра и Зла. Одна из стен не достигает потолка, что призвано символизировать возможность и необходимость улучшения масонского труда и вечное стремление человека к совершенствованию. При входе в храм, символически обращенном на Запад, возвышаются две колонны - Воаз и Иахин, а на Востоке установлен трон Мастера, председательствующего в ложе. Восточная стена украшена изображениями солнца и луны, священной Дельты (равностороннего треугольника в лучах славы со всевидящим оком в центре), а также заглавными буквами изречения: «Во славу Великого Архитектора Вселенной». На западе и юге храма расположены места первого и второго Смотрителей, при них установлены канделябры соответственно с одной и двумя свечами. В канделябре Мастера три свечи. В центре храма помещен треугольный алтарь, на котором лежат Библия, угольник и циркуль. На каждой из трех граней алтаря начертаны слова: «Свобода - Равенство - Братство», - а у подножия алтаря лежат один неотесанный камень и один отесанный, а также рабочие инструменты каменщика. Вдоль стен натянут красный шнур, завязанный в Семь Узлов Любви. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ЛОРРАНСКИЙ КРЕСТ

ЛОРРАНСКИЙ КРЕСТ - шестиконечный крест, употребляемый с середины I тыс. в Византии; получил название патриаршего, так как был изображен на печати наместника византийского императора в городе Корсуни. Для примера из русской традиции укажем на хранящийся в Музее имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII в., отлитый по иконографическим образцам XI в. Этот же вид креста имел широкое распространение на Западе под названием «Лоренского». Крест Лоррана имеет две поперечные линии и происходит от нагрудного знака фамилии Гизов, которые правили герцогством Лорранским во Франции с начала XVI в. Жанна дАрк, родившаяся недалеко от Лоррана, как утверждается, имела именно этот крест с эмблемой. Форма креста была одобрена генералом Шарлем де Голлем в июне 1940 как символ освобождения Франции от нацистских оккупантов, а также как символ организации «Свободная Франция». Источ.: К. В. П. История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ЛОТОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОШАДЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУК, ОРУЖИЕ

ЛУК, ОРУЖИЕ - символ самозащиты с натянутой тетивой - символ готовности, а без тетивы - разоружения. В эпоху античности и классицизма лук наряду со стрелой и сердцем стал эмблемой любви. Дугообразный лук имеет в основном те же атрибутные функции, как и стрела, например для Аполлона, Купидона, Дианы, Луны и персонифицированной Америки. Лук и стрела являются атрибутами великана-охотника Ориона, лишенного, согласно греческой мифологии, зрения царем острова Хиос за то, что пытался похитить его дочь, а иногда - Геркулеса. Мать Энея богиня Венера также предстает перед ним в виде охотницы с луком и стрелами, чтобы направить его во дворец царицы Дидоны. Сукнодельный лук, используемый для изготовления войлока, - атрибут первого Иерусалимского епископа святого Иакова Меньшого, убитого ударом сукновальной палки по голове и ставшего святым патроном шляпников, торговцев шелком и других аналогичных средневековых гильдий. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ЛУК, РАСТЕНИЕ

ЛУК, РАСТЕНИЕ - символ-модель Вселенной. Лук-порей является национальной эмблемой Уэльса. Согласно этой эмблеме, святой покровитель Уэльса Давид научил местных жителей рисовать лук-порей на своих одеждах для того, чтобы отличить себя от врагов-саксов. В драме У. Шекспира «Генрих V» уэльский капитан Флюеллен говорит королю: «Уэльсцы хорошо служат в тех садах, где растет лук-порей; они надевают шлемы с его изображением, которые видел ваше величество, на самую почетную службу, и я верю, что ваше величество не побрезгует надеть эмблему лука-порея на день святого Тави». Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ЛУНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУНА, АРКАН ТАРО

ЛУНА, АРКАН ТАРО - тринадцатый основной Аркан Таро, изображающий луну, поднявшуюся над двумя башнями - светлой и темной. Оккультное значение карты - заблуждение. Карта указывает на дорогу мудрости, освещенную слабым светом человеческого знания и следующую от водоема иллюзий к духовному освобождению. Луна, тускло освещающая предметы, изображена в трех фазах как серебряный диск с женским очертанием. Гигантский краб в луже под луной олицетворяет космический разум на ранних стадиях его проявления. Краб, подобно египетскому скарабею, поглощает то, что алхимики определяют как временный и летучий элемент, и способствует новым начинаниям. Сторожевой пес символизирует прирученную природу, а волк - дикую. Один из них лает, другой воет на луну. Звери, воющие на луну, говорят об опасности вхождения в сферу луны, о таинственных связях звериного царства с областями луны. Два замка в виде прямоугольных (иногда круглых) башен телесного цвета, окаймленных золотом, представляют Геркулесовы столбы - знак защиты человека в подлунном мире. Башни предупреждают, что чрезмерное приближение к лунной области чревато опасностями для души. При этом две башни оставляют выбор. За башнями находится равнина, а за ней полный призраков лес. За ними «двуглавая гора» и пропасть, окаймленная потоком воды. Луна наблюдает за рождением духа в материальном мире. Из диска луны струятся длинные желтые лучи, смешиваясь с короткими красными лучами. Капли росы падают, словно притягиваемые луной. Так представлена картина инволюции и попадания в мир призраков и воображения. Поскольку карта номер 9 дает образ Отшельника, прошедшего первую инициацию, то номер 18, давая в сумме 9, означает вторую инициацию. В греческой мифологии карте соответствуют Артемида и Посейдон, в римской - Диана и Нептун, а в астрологии - Водолей и Рыбы. В еврейском алфавите луна соотносится с буквой «цади». Другой вариант карты Таро дает изображение арфиста, поющего молодой девушке, распустившей волосы в лунном свете. Этот образ соотносится со смертельными свойствами луны, так как арфист является распространенным символом смерти и тяги к ней, а девушка символизирует душу. Эта карта дает наставление относительно «лунного» пути с использованием интуиции, воображения и магии, как отличного от солнечного, связанного с рассудком, рефлексией и объективностью. В негативном смысле карта говорит о заблуждении, связанном с произвольной фантазией и ложным впечатлением. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЛУННЫЙ ЗАЯЦ

ЛУННЫЙ ЗАЯЦ - буддийский символ самопожертвования. Китайцы говорят, что в одной из своих прошлых жизней Будда страдал от голода, и, чтобы его накормить, заяц бросился в огонь. В благодарность за это Будда отправил его душу на луну. Там, под сенью акаций, заяц толчет в серебряной волшебной ступке снадобья, чтобы составить эликсир бессмертия. В некоторых областях народ называет этого зайца «доктором», или «чудесным зайцем», или «агатовым зайцем». Китайско-японская богиня солнца Аматэрасу нередко изображается держащей в руках лунного зайца. Возможно, этим обусловлено поверье об обычном зайце, что он живет 1000 лет и в старости становится белым. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЛЮБОВНИКИ, АРКАН ТАРО

ЛЮБОВНИКИ, АРКАН ТАРО - шестой основной Аркан Таро, изображающий юношу и двух девушек, что символизирует двойственность человеческой души, его животного и духовного начал. Оккультное значение карты - испытание и ответственность. Юноша, стоящий в начале жизни перед развилкой, должен выбрать между добродетелью и пороком. Карта содержит два типа женственности: женщина-Добродетель и ассоциируемые с нею решительность и призвание и женщина-Порок и связанные с ее пассивным началом подверженность дурным влияниям и подчинение внешнему давлению. Одна - девственная и священная, другая - земная и доступная. Одежда молодого человека, в нерешительности пребывающего между ними, разделена на красную, активную, и зеленую, нерешительную, половины. Также карта представляет собой колебание между двумя духовными мирами, выраженными 5 и 3 картами: царством Иерофанта и царством Венеры. Сверху в клубах облаков или среди звезд изображен бог любви Амур. Положительная сторона этой карты предполагает правильный выбор, ведущий к достижению цельности, а негативная включает аллюзии непостоянства и подверженности искушениям. Прочитывается карта и как непрерывная опасность падения и попадания под власть временного и иллюзорного. Карте в греческой мифологии соответствует Аполлон, в римской - двуликий Янус, в астрологии - Телец и Дева. В еврейском алфавите Любовники соотносятся с буквой «вау». Есть изображение этой карты как сцены грехопадения, где на фоне дерева жизни изображен Адам со сползающей с него змеей - Евой. Над ними расположена андрогинная фигура ангела со стрелой, представляющая силу единства, лежащую в нас за границами полярных противоположностей. На некоторых картах изображен ангел Рафаил, низводящий небесное благословение на мужскую и женскую фигуры внизу. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЛЮБОВЬ

ЛЮБОВЬ - символ единства космоса, силы, объединяющей разнородные и нередко противоположные его элементы. Согласно древнегреческому мифу, любовь появилась из первобытного Хаоса как главная сила, связывавшая воедино всю Вселенную. Любовь выступает творческой силой, дающей человеку возможность прикоснуться к Вечности. Согласно учению катаров, любовь представляет собой мистическое таинство, передающееся через образы розы, цветка лотоса, сердца, светящейся точки. Все это символы скрытого, не существующего в пространстве центра, означающего состояние, которое достигается посредством уничтожения разделения через любовь. Традиционные символы любви амбивалентны - инь - ян, крест. Это прежде всего символы преодоления двойственности и разъединенности, символы соединения и объединения в мистическом центре или в некой «неизменной середине». Согласно Книге Баруха, история является «работой любви», в которой Майя противопоставляется Лилит, а иллюзия уравновешивается змеем. Любовь в искусстве имеет несколько аспектов. Если в произведениях Ренессанса персонификациями любви выступают Купидон и Венера, то в религиозном искусстве христианский идеал любви олицетворяется фигурой Милосердия, а страсти, наоборот, персонифицируются Распутством. Рыцарская литература связана с расцветом куртуазной любви, отголоски которой можно встретить в искусстве позднего Средневековья и Раннего Возрождения. В русской традиции любовь являет собой своеобразное сочетание рая, ада и земного чувства, пронизанного космическим эросом. Русская любовь - это и страдание, и наслаждение, что нашло отражение в русской классике. Источ.: Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Предыдущая страница Следующая страница