Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "П" (часть 1, "П"-"ПЛА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "П"-"ПЛА")

П

П - буква алфавита. Как полагают, произошла от египетского иероглифа, обозначающего «рот», который семиты модифицировали и назвали «ре». С тем же названием эта буква перешла в финикийский алфавит, приняв более округлую форму. В греческом буква «пи» писалась в разных формах, среди которых была и форма крюка с прямыми углами. Римляне, перенявшие эту букву, закруглили ее, получив изображение, используемое нами в настоящее время. П является 16-й буквой в русском, греческом (пи) и в английском (Р) алфавитах, а также 17-й - в кириллице, где называется «покои», и в еврейском, где именуется «пхе» или «пе». Графически буква изображает жезл или посох. Ее числовое значение в кириллице, греческом и еврейском равно 80, тогда как у пифагорейцев ее числом является 100. В Каббале по традиции «пе» символизируется ртом. Ей соответствует шестнадцатый Аркан карт Таро, в котором эта буква означает победу, волю и самообладание. Ее планетой является Марс. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПАВЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАДУБ

ПАДУБ - «священное дерево», которое в христианстве ассоциировалось с Рождеством и Распятием Христа. Посвященный Сатурну в Древнем Риме, он служил символом здоровья и счастья во время сатурналий. Возможно, поэтому первые христианские общины выбрали падуб в качестве декоративного элемента для празднования Рождества. По христианской традиции, Христос во время пришествия несет на голове венок из падуба. В средневековом искусстве и живописи эпохи Возрождения падуб мог символизировать Крест, его листья - терновый венец, а красные ягоды - кровь. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ПАЛИЦА

ПАЛИЦА - часть ритуальной одежды высшего православного духовенства (архиреев, архимандритов, протоиереев и игуменов), представляющая собой парчовый или бархатный платок в форме ромба или квадрата с изображением креста, который носится на поясе, ниспадая на бедра. Палица является наградой заслуженным священникам и символизирует Меч Духовный - Слово Божие, - которым пастырь поражает заблудших от истинной веры. Палицы часто украшались шитьем на сюжет «Воскресения» или изображением архангела Михаила. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ПАЛЬМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАН МЕН, ИЛИ ПАН МЕК

ПАН МЕН, или ПАН МЕК - амулет в виде обнявшейся или слившейся в экстазе полового акта пары, который носят взрослые люди в Таиланде. Традиционно считается, что днем он поднимает настроение, а ночью способствует укреплению здоровья и потенции. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ПАНТЕРА

ПАНТЕРА - символ хищной женственности, гибкости и грациозности. Однако в средневековых бестиариях слово «пантера» обозначало животное, весьма отличающееся от плотоядного млекопитающего современной зоологии. Эта традиция подмены понятий берет свое начало в древности. Так, Аристотель упомянул, что запах пантеры привлекает других животных, а римский писатель Элиан утверждал, что запах этот приятен также людям. Вероятно, Элиан спутал пантеру с мускусной кошкой. Плиний Младший наделял пантеру большим кольцевидным пятном на хребте, которое уменьшается и увеличивается вместе с луной. К этим чудесным свойствам прибавилось то обстоятельство, что в греческом переводе Библии слово «пантера» встречается в одном стихе, который может рассматриваться как пророчество о появлении Иисуса. Для саксов пантера была не реальным хищным зверем, а неким экзотически звучащим названием, не подкрепленным достаточно конкретным образом. В англосаксонском бестиарии «Эксетерской книги» пантера представлена как живущее в горах кроткое, любящее уединение животное, обладающее мелодичным голосом и благовонным дыханием, напоминающим душистый перец. Легенда гласила, что, досыта наевшись, пантера впадала в спячку, и только на третий день, когда она просыпалась, из ее пасти исходили мелодичное пение и благовонное дыхание, отчего к ее логову собирались толпы людей, привлеченные ароматом и музыкой ее голоса. В средневековой христианской традиции древним врагом пантеры считался дракон, ассоциировавшийся с дьяволом. Поэтому пробуждение пантеры символизировало Воскресение Господа, толпы - общины верующих, а сама пантера отождествлялась с Иисусом Христом. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарии: Книга вымышленных существ. М., 2000; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПАПОРОТНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАПЫ КРЕСТ

ПАПЫ КРЕСТ - латинский крест с тремя горизонтальными перекладинами, каждая верхняя из которых короче нижней. Три перекрестные линии символизируют власть и дерево жизни. Крест папы, также именуемый «тройным крестом», используется в процессиях с участием папы. Форма креста с подножием, выполненным под прямым углом к кресту, наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV вв. Источ.: К. В. П. История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПАРУС

ПАРУС - символ устремленности к неизведанному, а потому воли и романтики. «Алые паруса», благодаря одноименному произведению А. Грина, стали символом счастья, которое может сбыться, если в него верить и уметь ждать. Парус в античные времена и в эпоху Ренессанса был атрибутом непостоянной, как ветер, Фортуны, а также рожденной из моря Венеры. Черепаха с наполненным ветром парусом на спине стала эмблемой Козимо Медичи (1389-1464), а девизом на этой эмблеме были слова: «Festina lente» (от лат. «Спеши медленно»), что значит: не торопись, но будь уверен в том, что делаешь. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПАСТУХ

ПАСТУХ - символ Христа и его последователей как пастыря и овец основан на евангельских притчах Луки и Иоанна. Однако перевод этого символа в изобразительный ряд был ограничен, главным образом, ранним христианским искусством: он встречается в живописи катакомб, на саркофагах и геммах III и IV вв., а также в мозаиках V в. К эпохе Средневековья изображения Христа в образе пастуха отмирают и лишь изредка встречаются в более поздней живописи. Изобразительный канон сохранил два основных типа воспроизведения пастушеского образа Иисуса. В первом случае образ молодого, как правило, безбородого пастуха, сидящего посреди своих овец и играющего на сиринксе или лире, происходит от античного Орфея, зачаровывающего своей игрой животных. Второй образ - «добрый пастырь», - также идущий от античного Меркурия, хранителя стад, - представляет собой пастуха, несущего на плечах овцу. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ КРЕСТ

ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ КРЕСТ - символ Православной церкви, который также называют «католическим крестом кардинала» и «крестом с двумя перекладинами». Верхняя перекладина служит для надписи «Иисус Христос, Царь Иудейский», сделанную по распоряжению Понтия Пилата. Под названием «архиепископальный крест» он часто встречается на гербах архиепископов. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПАТРИКА КРЕСТ

ПАТРИКА КРЕСТ - косой крест, по форме аналогичный кресту святого Андрея, но другого цвета - красный на белом фоне. Свое название крест получил в честь святого покровителя Ирландии, который около 432 принес в страну христианство. Поначалу крест был геральдическим знаком Фитцджеральдов, которых в 1169 Генрих II отправил завоевывать ирландские земли. Хотя ирландцы никогда не использовали его как национальный символ, 1 января 1801, следом за «Актом о союзе с Ирландией», этот крест святого Патрика был включен во флаг Объединенного королевства. Союз этот был расторгнут в 1921, но крест на флаге сохранился. Теперь он присутствует на флаге острова Джерси. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПАУК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАУТИНА

ПАУТИНА - символ связи, а также ветхости и тщеты. Она служит напоминанием о человеческой бренности. С другой стороны, ее сравнивают с эманацией божественного духа. В ее спиралевидной форме прочитывается идея творения, поэтому во многих древних культурах видели творение как сеть переплетающихся сил. Например, в кельтской мифологии паутина обозначает ту сеть, которая держит мир и не дает ему распасться. Символика паутины двусмысленна: она может обозначать как рай (центр Творения, его начало), так и сети Сатаны. В картине Ксавьера Меллери «Падение» (1893) именно навязчивое присутствие паутины говорит о падении в его первоначальном значении. Паутина может символизировать порядок и равновесие сил, однако основное значение символа - связывать и удерживать. Паутина, блестящая на солнце, как радуга, стала радостным символом связи неба и земли, знаком благоволения неба к земле. Но с другой стороны, ассоциация с сетью несет в себе идею смертоносности. В утилитарном смысле паутина выступает прообразом кружев, рыболовной сети и системы коммуникаций. Недаром древние сравнивали ее плетение с ткачеством. Вера в лечебные свойства паутины зиждется на ее связи с пауком, который встречается во многих целительных ритуалах. Паутину использовали для лечения кровотечений, астмы, лихорадки, бессонницы и для выведения бородавок. Комок паутины, приложенный к ране, считался самым быстрым кровоостанавливающим средством. «Пилюли» из скатанной в шарики паутины принимали от лихорадки, астмы и сонливости. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПАХАРЬ

ПАХАРЬ - мифологический культурный герой, основатель земледелия. Он часто выступает аллегорией Демиурга и олицетворяет культурную традицию. Пахарями являлись китайский Шэньнун, греческий Триптолем, ингушский Боткий Ширтке, адыгейский Тхагаледж и др. Зачастую образ пахаря, мужского символа, противопоставлялся пряхе, женскому символу. Такое разделение было завещано, согласно мифологии ацтеков, первой человеческой паре Кецалькоатлю и Уицилопочтли. Тот же мотив, как принцип первобытного равенства, выражен в высказывании: «Когда Адам пахал, а Ева пряла». Жертвоприношение земледельца Каина противопоставляется жертве пастуха, как неугодное Богу. Напротив, шумерская богиня Инанн предпочитает земледельцу Эткимду пастуха Думузи. Ритуальная пахота проводилась в целях обеспечения плодородия почвы. Она осуществлялась, к примеру, в Египте во время мистерий Осириса. Зачастую первую борозду в ритуальной вспашке прокладывал царь. Образ пахаря наделялся чертами царской сакрализации в шумерской, египетской, китайской и скифской традициях. Первым пахарем, по представлениям шумеров, являлся бог Энмиль. Сила русского былинного пахаря Микулы Селяниновича оказывается выше, чем у князя Вольги и богатыря Святогора. Пахарь Пржемысл был избран первым чешским князем, пахарь Тюштян - мордовским князем, пахарь Шэньнун - китайским правителем. Весьма распространенным мифологическим мотивом являлась победа пахаря над силами хаоса. Священному пахарю зачастую удавалось запрячь в плуг драконов и других чудовищ. Следствием пахоты Кия явилось образование реки Днепр. Скандинавская Гевьон, впрягшая в плуг великанов, отпахала огромную площадь земли, ставшую островом Зеландия. Волшебной пахотой Ясон достигает права обладания золотым руном. Пахотная работа в буддийской и христианской семиотике интерпретировалось как духовный труд во имя спасения. У пахаря Будды зерно - это вера, ярмо и плуг - мудрость. Сам он «пашет пашню, которая приносит бессмертие». Источ.: Мифологический словарь. М., 1991.

ПЕГАС

ПЕГАС - крылатый конь, символ красноречия, поэтического вдохновения и созерцания. В греческой классической мифологии крылатый конь муз произошел от крови Медузы-горгоны, когда Персей обезглавил ее. Пегас был конем Персея, когда тот спасал Андромеду, и греческого героя Беллерофонта, убившего трехглавую Химеру. Впоследствии Пегас был вознесен на Олимп, где доставлял Зевсу молнии. Пегас как источник вдохновения крылат не только в иносказательном смысле: крылья возносят его выше даже такого хорошего летуна, как Химера, это означает, что поэтическое вдохновение становится сверхреальностью. Древние греки связывали Пегаса с богиней зари Эос, римской Авророй и считали, что после смерти Беллерофонта он был помещен на небе в виде созвездия. От удара его копыта образовался священный источник Иппокрена (само название источника происходит от греческих слов, означающих «конь» и «копыто»). Мифограф VI в. Фульгенций сделал Пегаса символом Славы, поскольку и Пегас, и Слава крылаты. В III в. александрийские поэты создали представление о Пегасе как коне поэтов. Появившееся выражение «оседлать Пегаса» означает стать поэтом, поэтому Пегаса можно видеть среди муз иногда даже на Парнасе. В европейской геральдике Пегас часто изображался на гербах «мыслителей». Во время Второй мировой войны Пегас вместе с Беллерофонтом на спине был утвержден как отличительный знак британских воздушно-десантных войск. В наши дни он используется для обозначения воздушного транспорта и скорости. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПЕКТОРАЛЬНЫЙ КРЕСТ, ИЛИ "ИСТИННЫЙ КРЕСТ

ПЕКТОРАЛЬНЫЙ КРЕСТ, ИЛИ "истинный КРЕСТ - » - крест, найденный на Голгофе матерью императора Константина Еленой в 326. По легенде, с его помощью удалось вернуть здоровье умирающей женщине. Части этого креста разошлись по всему христианскому миру. В Средние века его делали иногда в виде раки, в которой хранились мощи святых. Пекторальный крест - название, которое происходит от латинского pectus - «грудь», его носят на цепочке или на нити. Этот крест является символом власти и надевается кардиналами и священниками. Обычно покрытый золотом, он может быть также украшен драгоценными камнями и включать такие эмблемы, как сердце или роза. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПЕЛИКАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНТАГРАММА, ПЕНТАДА, ПЕНТАКЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРВОПРЕДОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРВОПРИЧИНА

ПЕРВОПРИЧИНА - в трех западных религиях Бог: Элохим, Бог Отец, Аллах, - который сначала создал мир духов, а затем, после отпадения Люцифера, материальный мир и человека. Бог создал мир из ничего, а человека «по образу и подобию» своему из глины и вдохнул в него душу. Древнеиндийский Брахма-Творец (Прад-жапати - «господин творения») трактуется как единственный, охватывающий все существа. Согласно мифологии, существует семь Праджапати - предков или создателей человечества. Три бесплотных носят название «арупа», а четыре обладающих телом являются предками адамических рас. В других религиозных и мистических системах им соответствуют семь (включая Ахура Мазду) божественных сил или шесть ангелов во главе с Ахура Маздой, семь Духов или Ангелов во главе с Михаилом, семь Ангелов Присутствия у римских католиков, а также Строители (Космократоры) у гностиков. В маздеизме также известно семь или десять прародителей, соответственно семи или десяти сефиротам Каббалы. Эти семь эманаций Амашаспанд символизируют святость, благую мысль, истину, власть, благочестие, целостность и бессмертие. В ведической и индуистской мифологиях Вишвакарман, «Творец всего», является божественным Творцом Вселенной, созидателем и поэтом, всевидящим мудрецом и повелителем речи. Подобно Адаму, он дает всему имена. Тваштар, Вишварупа, в древнеиндийской мифологии - Демиург, творец всех существ и форм, третий сын Брахмы, вышедший из его уст, один из десяти прародителей человечества, посредник между богами и людьми. В свою очередь, Брихаспати - «дитя неба и земли», «первенец великого света», рожденный Вишварупой, - сотворил из ничего богов, став покровителем жертвоприношений и создателем поэтических размеров. Ахтарван Ангирас в ведической и индуистской мифологиях расценивается как родоначальник класса полубогов ангирасов. И наконец, Бхригу несет в себе сефирот - десять эманаций божества. В египетском пантеоне первопричиной творения является Птах, порожденный, но не рожденный Нефом. Самопорожденный Птах - это египетский Логос и Демиург. Он отец не только богов мистерий - кабиров, но и зачатого солнечным лучом священного быка Аписа. В одном аспекте он выступает как самосотворенная субстанция, Свабхават, а в другом - как мудрость «Первого разума» и «Божественная мудрость» - Махат. Аналогично самопорожденный Амон-Ра, один из великих богов Египта и владыка неба, трактуется как сокрытый, тайный бог, владыка миров и престолов земли, владыка истины, отец богов, создатель человека и зверей. Он также повелитель Бытия, своим огненным глазом породивший добро. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПЕРВОСВЯЩЕННИК, АРКАН ТАРО

ПЕРВОСВЯЩЕННИК, АРКАН ТАРО - пятый основной Аркан Таро, символизирующий доказательства, философию и религию. Оккультное значение карты - вдохновение. Верховный жрец, или Иерофант, олицетворяет мужскую энергию, представленную как духовный авторитет, и власть как женский принцип, явленный через мужское начало. Он сидит на троне, как король, демонстрируя власть духовного авторитета. У ног его - паства. Карта выражает мужской экзотерический тип духовности в противоположность женскому типу, представляющему ее внутреннюю, эзотерическую сторону. На голове Первосвященника надета тройная корона - знак тройного владычества: в физическом, интеллектуальном и духовном мирах. Символизм числа 3 повторен в тройном кресте, особенно распространенном на Востоке, который Первосвященник держит в левой руке, выражая мистерию Троицы. В форме трезубца даны два закругления спинки кресла за его спиной, повторяющих также тему дуализма, заданную картой папессы. Символично и одеяние Иерофанта: красный цвет служит знаком внешней силы, а голубой - духовной. В карте отчетливо выражена тема служения и опасности экстеориризации, т. е. опасности принять преддверие храма за сам храм. В греческой мифологии первосвященнику соответствует бог плодоносящих сил земли Дионис, а в римской - бог плодородия и виноделия Бахус. Астрологически карта представляет собой знак Овна и планету Меркурий, управляющую интеллектом. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПЕРЕКРЕСТОК

ПЕРЕКРЕСТОК - символ открытости и магической опасности. Во многих культурах перекресток означает место встречи трансцендентных сил - богов, ведьм, духов и мертвых. Греки на тройных перекрестках приносили собак в жертву трехглавой богине привидений и чародейства Гекате, связанной с царством мертвых. Символизм перекрестка также неотделим от символизма двери, т. е. перехода от старого к новому, от посюстороннего к потустороннему. Чтобы обеспечить этот переход, на перекрестках воздвигались обелиски, алтари или просто камни. Например, греки возводили статуи в честь проводника душ умерших Гермеса. Христиане же ставили на перекрестках дорог кресты, часовни, статуи Мадонны и т. п. У индийцев хранителем перекрестка был слоновоголовый Ганеша. У африканских племен перекрестки часто являются местом совершения ритуальных обрядов. В русских сказках камни на перекрестках по традиции указывали на вариативность судьбы, подобно тому как у греков Геракл на перекрестке сделал выбор, отдав предпочтение добродетели перед наслаждением, а Эдип на перекрестке убил своего отца. Римляне молились ларам перекрестков, а в средневековой Германии на перекрестках часто происходили судебные процессы. Деревья, растущие на пересечении лесных дорог, «стоеросовые», во многих культурах считались непригодными для строительства. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПЕРИТИИ

ПЕРИТИИ - мифические существа, души путников, умерших на чужбине, без покровительства их богов. Согласно древней легенде, эритрейская сивилла предсказала, что Рим будет разрушен перитиями. В 642, во время знаменитого пожара в Александрии, записи оракулов сивиллы сгорели, а ученые грамматики, занявшиеся восстановлением некоторых фрагментов из девяти свитков, видимо, так и не обнаружили пророчества о судьбе Рима. История свидетельствует, что после многих неудач в XVI в. некий раввин из Феса - скорее всего, Якоб бен Хаим - опубликовал исторический трактат, в котором привел длинную цитату из ныне утерянного сочинения некоего греческого схоласта, где содержались сведения о перитиях: «Перитии обитают в Атлантиде, это полуолени, полуптицы. Оленьи у них голова и ноги. Само же туловище совершенно как у птицы, с крыльями и оперением. Самое поразительное их свойство то, что когда они освещены солнцем, то отбрасывают тень, имеющую очертания не их фигуры, а человеческой. Отсюда некоторые заключают, что перитии - это души путников, умерших на чужбине, без покровительства их богов… Их заставали врасплох, когда они ели сухую землю… Летают они стаями, и их видели на головокружительной высоте над Геркулесовыми столбами…» «Перитии - грозные враги рода человеческого; когда им удается убить человека, его тень становится тенью их собственного тела, и они вновь обретают милость их богов… Те, кто в войске Сципиона направлялся по морю на завоевание Карфагена, едва не потерпели неудачу, ибо во время плавания на их суда напала стая перитий и многие римляне были убиты и покалечены… Хотя наше оружие против перитии бессильно, каждое из этих животных - ежели они животные - может убить не более одного человека… Обвалявшись в крови своих жертв, перитии улетают прочь на своих могучих крыльях… В Равенне, где их недавно видели, говорят, что оперение у них ярко-голубого цвета, и это меня очень удивило, ибо, судя по всем прежним сообщениям, перья у них темно-зеленые». Хотя приведенные отрывки достаточно подробны, до наших дней не дошла никакая другая достойная внимания информация о мифических существах. Трактат раввина с этим описанием, хранившийся до Второй мировой войны в библиотеке Дрезденского университета, скорее всего, был уничтожен при сожжении книг нацистами. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПЕРО

ПЕРО - символ воздуха и полета. Головной убор из перьев является атрибутом одной из персонифицированных сторон света - Америки. Три пера (иногда белое, зеленое или красное, символы веры, надежды и любви), напоминающие страусовые и продетые сквозь кольцо стали эмблемой Лоренцо Медичи (1448-1492) и пап из рода Медичи - Льва X (1513-1521) и Климента VII (1523-1534). Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ПЕРСИК

ПЕРСИК - древний символ союза сердца и языка. Изображенный с одним листком на стебельке, он использовался художниками эпохи Ренессанса для обозначения правды или истины, которая является результатом союза сердца и языка. Персик иногда присутствует вместо яблока на изображениях Мадонны с младенцем как символ Спасения. В Китае персик символизирует долголетие и бессмертие, поскольку, как утверждается, в «Созвездии Персика» цветок зацветает только однажды в 3000 лет, а также олицетворяет счастливое супружество. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПЕТРА КРЕСТ

ПЕТРА КРЕСТ - с IV в. является одним из символов святого Петра (Симона) - одного из апостолов Христа, который, как известно, был распят в Риме головой вниз около 65, во времена правления императора Нерона. Церковное предание называет Петра первым римским епископом. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПЕТРОГЛИФ

ПЕТРОГЛИФ (от греч. petros - камень и glyphe - резьба) - доисторические высеченные на поверхности скал, на потолках и стенах пещер и на отдельных камнях, изображения и знаки. Петроглифы составляют значительную часть наскальных изображений, с которыми их нередко отождествляют. Особенно известны петроглифы охотников и рыболовов неолита, изображающие сцены охоты и мифологических героев. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ПЕТУХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕЧАТЬ

ПЕЧАТЬ (от лат. signum - знак) - обычно выгравированная на металле эмблема или знак, используемый для оттиска на бумаге или сургуче как символ идентификации или полномочий. История использования печатей восходит к III тыс. до н. э., к шумерам, чьи печати представляли собой вырезанные на камне пиктограммы, идентифицировавшие владельца. Оттиск наносили на сырой глине, поворачивая грань печати по кругу. На перстне киевского князя Владимира Красное Солнышко был выгравирован трезубец, который являлся его печатью и личным клеймом для отметки княжеской собственности. С понятием «печать» ассоциируется «убеление» или «огненное крещение» - ритуальная самокастрация, применявшаяся в русской секте скопцов как знак высшей степени посвящения. Название обряда взято из Послания к римлянам апостола Павла: «И знак обрезания он получил как печать праведности». У скопцов различалась «малая печать», при которой отрезались только яички, и «большая печать», связанная с отрезанием полового члена. По некоторым сведениям, подобная «печать» накладывалась и на женщин, включая отрезание сосков и половых губ. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ПЕЩЕРА

ПЕЩЕРА - символ пустоты и незаполненной витальности, тайный аспект которого использовался монахами и восточными святыми различных традиций для пробуждения сердца. Хотя пещера несет в себе символику святилища, она может быть и знаком подавления жизненной силы. Мир пещер образовался миллион лет назад и подобен космосу, оторванному от реалий жизни, но, в отличие от последнего, пещера редко видит свет. Существуют многочисленные легенды о происхождении людей из гор и пещер. В пещерном святилище в долине Кедрона древнеиудейский священник Мелхиседек посвятил вернувшегося с блестящей победой Авраама. В пещерах в древнем мире происходили разного рода подземные хтонические посвящения, а у кельтов пещера воспринималась как проход в другой мир. Как знак попадания в загробный мир она тесно связана с гробницами. Известные своими захоронениями катакомбы, особый вид пещер, дали начало катакомбной церкви и современному андерграунду. Пещера также ассоциируется с материнским лоном. Это состояние символизирует основной атрибут материнского архетипа и материнского начала: войти в пещеру - значит вернуться в лоно матери-земли. К. Г. Юнг считал, что пещера олицетворяет тайну, неприступность и плотность бессознательного, мотив преодоления внутренних сил. Пещеры в некоторых православных монастырях обозначали духовный центр и служили местом встречи человека с Богом. Также пещера может служить религиозным отправлениям. Известны пещерные храмы в Индии, например, Вайхара вблизи Раджа Грихи, куда Будда отправлялся для медитаций. Пещеры живут человеческим страхом и имеют множество табу. Например, туда нельзя ходить в одиночку: там слышны голоса и живут призраки древних монстров. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПИГМЕИ

ПИГМЕИ (от греч. «кулак» или «расстояние» от кулака до локтя) - в греческой мифологии племя карликов, символизирующее варварский мир. Название связано с маленьким ростом пигмеев и символизирует искаженное восприятие подлинного этноса. Греки определяли размер пигмеев от муравья до обезьяны. По разным данным, это племя обитало на южной периферии Ойкумены - к югу от Египта или в Индии. Геродот относил место обитания пигмеев к верховьям Нила. Страбон перечислял пигмеев вместе с большеголовыми, гнездоухими, безусыми, безносыми, одноглазыми и крючкопалыми полупсами. Существовала легенда, что пигмеев порождает плодородный слой земли долин египетской реки, поэтому они иногда выступали в качестве символа плодородия полусказочных земель юга. Для жатвы колосьев они вооружались топорами, словно собирались рубить лес. Плиний Старший утверждал, что пигмеи строят свои хижины из грязи, смешанной с перьями и яичной скорлупой, а Аристотель поселял их в подземные пещеры. Характерный мотив мифологии пигмеев - гераномахия (буквально «война с журавлями»). Легенды гласили, что пигмеи ежегодно по три месяца сражаются с журавлями, сидя верхом на баранах, козлах и куропатках, стремясь похитить или разбить яйца птиц. Причем военные походы, занимавшие у пигмеев три месяца в году, они совершали в южнорусские степи, где находились журавлиные гнездовья. Их вражда объяснялась преданием о превращении в журавля пигмейской девушки, выступившей против племени. Символика гераномахии встречалась на вазах, мозаиках, помпейских фресках и геммах. Другим символическим мотивом, связанным с пигмеями, являлась «геракломахия»: мифы повествуют, что пигмеи пытались убить спящего героя, мстя ему за победу над их братом Антеем. Геракл собрал пигмеев в шкуру Немейского льва и отнес к Эврисфею. Родственные отношения с Антеем призваны были подчеркнуть семиотический образ пигмеев, его астенический аспект. Популярным приемом в художественном творчестве являлось и сведение в единую сюжетную линию пигмеев и великанов. Пигмеем также называлось карфагенское божество, голову которого, вырезанную из дерева, карфагеняне помещали на военных судах для устрашения неприятелей. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

ПИКТОГРАММА

ПИКТОГРАММА (от лат. pictus - нарисованный) - изображение, используемое в качестве символа в ранних системах письма. Например, изображение полумесяца, как обозначение луны, или волнистых линий, как обозначение воды. Самые ранние попытки зафиксировать человеческую речь при помощи рисунков сделаны примерно 5400 лет назад, но первая система рисуночного письма была изобретена шумерами. Пиктографическое письмо получило широкое распространение у индейских племен, у островных народов и на Чукотке. Пиктограмма - это знак, относящийся к какому-то объекту в целях предоставления более ясной информации, подчеркивающей какие-то его типичные черты. Отсюда произошла пиктография - форма письма, использующая пиктограммы. В широком смысле слова пиктографией стало называться искусство записи событий или выражения идей рисунками, а также изображение статистических данных и соотношений графиками, диаграммами, символами и им подобными способами. В современном обществе пиктограммы встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в товарных знаках, на упаковках или в предупреждающих знаках. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1994; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПЛАНЕТЫ

ПЛАНЕТЫ - воплощение энергии созидания. С древнейших времен в число планет включались Солнце и Луна, а порядок перечисления семи планет начинался с Луны, фиксируя степень удаленности от Земли в геоцентрической системе Птолемея: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В названиях планет представлен греческий и римский пантеон - традиция, сохранившаяся до наших дней. Так, даже планетам, открытым в новое время, дали имена античных Урана, Нептуна и Плутона. Астрологическая символика высокоразвитых древних культур концентрируется вокруг семи планет, считавшихся в средневековой астрологии и алхимии источниками творения. Земля, семь планет и сфера неподвижных звезд - традиционная картина универсума. Известны изображения семиголовой змеи Шеши, на которой возлежит благоустроитель космоса Вишну. Во многих языках дни недели называются по имени планет: воскресенье в честь Солнца, понедельник - Луны, вторник - Марса, среда - Меркурия, четверг - Юпитера, пятница - Венеры и суббота - Сатурна. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Предыдущая страница Следующая страница