Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЛА"-"ПЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЛА"-"ПЯТ")

ПЛАСТМАССА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛОТНИК

ПЛОТНИК - символ созидания. В христианской традиции атрибутом плотника Иосифа, мужа Девы Марии и приемного отца Иисуса Христа, стали лилия - символ целомудрия - и столярные инструменты. Плотники построили Ноев ковчег, который в раннем христианстве олицетворял концепцию Воскресения. Искуснейший архитектор и мастер Дедал также работал по дереву и даже изобрел столярные инструменты. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ПЛУТОН

ПЛУТОН (от греч. «дающий богатства») - символ девятой и самой отдаленной планеты, имеющий двойное значение: как монограмма из первых двух букв планеты, названной так в честь римского бога подземного царства, и как инициалы американского астронома Персиваля Ловелла, который пытался доказать существование этой планеты и в обсерватории которого эта планета была открыта 18 февраля 1930. Сам Ловелл назвал свою неизвестную планету «планетой X», и теперь так называют все еще не открытые планеты Солнечной системы. Плутон - владелец всех человеческих душ и сокровищ, зарытых в земле, владыка царства мертвых, царь и судья умерших в римском пантеоне. Подобно греческому Аиду, постоянно находится под землей и не виден. Вместе с Марсом является соправителем Скорпиона. Планета ассоциируется с Овном и считается правителем XX в. Плутон воспринимают как неблагоприятную планету, так как связан с агрессией и активностью дьявольской стороны ума. Также Плутон ассоциируется со страданиями и катастрофами. Он благоприятствует расцвету оккультизма и психологии. Алхимически представляет стадию черного разложения первоматерии, черное из черного, и завершает первую стадию великой работы (т. е. сотворения мира). Аналогичен темной ночи души, хотя разрушительные энергии Плутона некоторыми астрологами трактуются как работа по возрождению и проявлению новых энергий. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПЛЮЩ

ПЛЮЩ - как вечнозеленое растение, обозначает бессмертие, а из-за его склонности обвиваться вокруг опоры является также символом привязанности, дружбы и в негативном плане навязчивости и прилипчивости. Как священное растение Бахуса, может обвивать его тело или свисать с его жезла. Ветвь или венок из плюща прежде вывешивали у входа в таверну или в лавку как знак торговли вином. Существовало предание, что древесина плюща способна отделять вино от воды, а его листья и ягоды устраняют последствия алкоголя. Плющ - атрибут Сатира, спутника Бахуса. Как символ бессмертия, может венчать череп в натюрморте. В народных преданиях плющ обыкновенно является добрым растением: в качестве рождественского украшения он приносит удачу женской половине дома. Когда плющ растет снаружи, это предохраняет дом от колдовства и всяческих напастей. В канун Нового года гадающие бросают зеленый лист в миску с водой и оставляют его там до кануна двенадцатой ночи. Если лист остается свежим, это предвещает хороший год, тогда как черные точки на его поверхности предсказывают болезни или даже смерть. На Хэллоуин в Англии листья плюща попарно бросали в огонь - заостренный за мужчину, а круглый за женщину. Если на горячем воздухе листья устремлялись к друг другу - это было к свадьбе, а если разлетались - к ссоре. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПОВЕШЕННЫЙ, АРКАН ТАРО

ПОВЕШЕННЫЙ, АРКАН ТАРО - две надцатый основной Аркан Таро, означающий испытание, пример, учение и отказ от «эго». Оккультное значение карты - насильственная смерть. Это ключевая карта, изображающая человека, повешенного за одну ногу между двумя стволами деревьев - символ дуальности - и образующего вертикалью своей фигуры и перекладиной дерева Т-образный крест. Его руки заложены за спину и образуют треугольник, указывающий вниз. При этом лицо его безмятежно. Эта фигура образует перевернутый знак серы и в алхимии означает завершение Великого Делания. Перекладина и две вертикали стволов образуют число творения 3, а также содержат идею моста, соединяющего противоположности, и христианский символ креста, задавая алгоритм перехода от идеи творения к идее совершенства. Одна нога согнута в колене, образуя перевернутую цифру 4, как на карте Господина. Таким образом, повешенный человек означает проникновение в тайны универсума и вызов, брошенный законам природы, подобно Одину, висевшему на дереве, чтобы проникнуть в тайну рун. Испытание означает необходимость сохранять равновесие. Повешенный достиг известной степени совершенства и свободы от обстоятельств. Он - человек, прошедший инициацию и работающий в согласии с божественным. Здесь демонстрируется идея высшей зависимости человеческой личности от космической жизни. Чтобы достичь высот философии, человек должен перевернуть весь свой образ жизни и отказаться от правил золота в пользу золотого правила. Также карта ассоциируется с Гераклом и его 12 подвигами. Здесь представлены 12 ступеней инициации, через которые нужно пройти человеку, как Солнце проходит через 12 знаков Зодиака. В греческой мифологии карте соответствует владыка моря Посейдон, а в римской - бог моря и покровитель всадников Нептун. Астрологически Повешенный соответствует Весам и планете Нептун. В еврейском алфавите ему соответствует буква «ламед». Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПОЖАРНЫЕ ЗНАКИ

ПОЖАРНЫЕ ЗНАКИ - металлические пластинки с отчетливым рисунком и надписью, крепившиеся к стенам застрахованных домов в целях их быстрой идентификации. Эта идея возникла после так называемого «великого пожара» в Лондоне в сентябре 1666, когда пострадало более 13 тыс. домов и церквей. Для того чтобы минимизировать потери, некоторые из компаний по страхованию от пожара создали свои собственные пожарные бригады, а для определения домов своих клиентов, поскольку нумерации в те времена не существовало, стали изготовлять таблички с названием компании и ее символом, а иногда и с номером страхового полиса. Такие таблички, кроме того, были и привлекающими внимание рекламами той или иной компаний. Поначалу они изготовлялись из свинца, а в XIX в. стали использоваться медь, цинк, железо и даже фарфор. Самая первая компания по страхованию от пожара в Англии открылась 13 мая 1680 в Лондоне - компания Николаса Барбона «Фаэр оффис», в 1705 переименованная в «Феникс»; на полисах этой компании была изображена эта мифологическая птица, взлетающая из пламени. Хотя в 1713 компания прекратила свое существование, но появившаяся в 1782 новая компания включила этот символ в свое название, став «Страховой компанией Феникс»; она поместила эту эмблему на пожарные знаки фирмы. Другим примечательным пожарным символом стала саламандра - мифическое животное, пожирающее огонь. Впервые она появилась на пожарных знаках «Salamander and Western Fire Jusurance Society» (Саламандер энд Вестерн Фаэр Ашшуранс Сесайети) в 1803. Старейший же из существующих ныне пожарных знаков выпускался компанией Friendly Society of London (Френдли Сесайети оф Лондон), основанной в 1683, и представлял собой ящерицу. Выпускали пожарные знаки и американские страховые компании. У них существовало множество эмблем, из которых наиболее популярным был американский орел. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1994.

ПОЗОРА ЗНАКИ

ПОЗОРА ЗНАКИ - в древности такое клеймо ставили на рабов, а преступников в наказание клеймили буквой, указывающей вид преступления. Так, в Древней Греции такая отметка, или стигма (от греч. «укол»), клеймилась раскаленным железом или надрезом на теле с последующим втиранием красящего вещества. Пойманных рабов клеймили еще раз начальной буквой слова «феутикос» («беглый»). Римляне переняли как саму практику, так и слово. В средневековой Европе клеймение тоже использовалось широко. В Англии, к примеру, богохульники получали на лоб букву В, мошенники - R, бродяги - V на грудь, а скандалисты - F. Тех, кого в Средние века отдавали на суд Церкви, обычно клеймили буквой Т за воровство и М за убийство. В обоих случаях клеймо выжигалось на большом пальце левой руки. Продолжали клеймить даже во время Крымской войны 1854-1856: дезертиров - буквой D, а тех, кто опозорил честь родного полка, - ВС. Что касается американских колоний, то закон города Плимут, принятый в 1655, подразумевал клеймение латинской буквой F на лице за подделку документов. В те времена клеймили и за ересь - буквой Н. Впервые американский суд наложил наказание клеймением в июле 1844 в штате Флорида. Признанный виновным за кражу семи рабов капитан корабля Джонатан Уолкер был приговорен к семи годам тюрьмы, выплате за каждого раба по 600 долларов и клеймению правой руки буквами SS (от slave stealer - «похититель рабов»). Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПОКРОВ

ПОКРОВ - в православном культовом обиходе украшенная шитьем ткань, возлагающаяся на священные предметы. Покровы, предназначенные для богослужебных сосудов, во время литургии носят специальные названия - воздух и сударь. Особые покровы полагаются на престолы и на гробницы святых. По легенде, императрице Констанции, требовавшей от святого Григория Великого (540-640) святых реликвий, был дан покров, или саван, Иоанна Евангелиста, который она отвергла с презрением как ложный. Тогда Григорий пронзил ткань ножом, и из нее вытекла кровь, доказывавшая подлинность покрова. Природа знания символически представлена в образах вуали или покрова. Е. П. Блаватская один из своих фундаментальных трудов, посвященных этой проблеме, назвала «Разоблаченная Исида». Проблема передачи посвятительного знания решалась каждый раз по-иному. Один из наиболее надежных, хотя и ограниченных, методов - устная трансмиссия «от учителя к ученику». Другой, экстенсивный способ - создание кодированных текстов, предполагающих наличие у читателя ключа. Таковы Священные Писания Востока и Запада, таковы апокрифические и эзотерические тексты и карты посвященных. Например, Каббала и суфизм разработали идеи экзоэзотерического симбиоза, основанного на аллегорической экзегетике традиционных текстов. В дзен-буддизме существует практическая методика применения учения вне традиционных инструментов и технологий на чисто импровизационном уровне. Конечно, на пути истолкования возникает опасность подмены лица или ядра вуалью, однако обнажение последних приводит к еще более катастрофическим последствиям - к их мгновенному окостенению или взрыву при взаимодействии с экзотерическим (профаническим) уровнем восприятия. То есть существует различие между сакральным содержанием и условным, относительным, временным сосудом. Мусульмане говорят о первом как об Аллахе, а о втором - как об исламе (покорности, стремлении к абсолюту), а индуисты как о дхарме (законе). Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПОЛЕ

ПОЛЕ - символ незащищенного, открытого пространства, место битвы с врагом или с природой. В русской традиции чистое поле - опасное, гибельное пространство. Согласно известному историку культуры А. Дж. Тойнби, такие открытые пространства, как поле и степь, бросают сообществу живущих там людей сильный вызов, требующий максимальных усилий для элементарного выживания. Поэтому у кочевых народов цивилизация не способна развиться в таких масштабах, как у оседлых. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПОЛЫНЬ

ПОЛЫНЬ - растение, олицетворяющее горечь и потому нередко носящее наименование «горькая полынь». Она занимает значительное место в эсхатологической тематике. Полынью названа звезда Апокалипсиса. В полынь превратятся земные воды, вследствие чего люди погибнут. Полынь также символизирует отсутствие. Средневековые путешественники считали, что если носить при себе полынь, то никогда не устанешь. Она не только помогала преодолевать усталость, но и почиталась как средство от туберкулеза и лихорадки. Сквозь венок полыни глядели на пламя костра Иванова дня. В Пруссии, Баварии и Шотландии использовалась как оберег от ведьм. В японской семиотике является антиворовским символом. Жители ограбленного дома, обнаружив следы грабителя, жгут на них полынь, чтобы поразить его ноги и не дать возможности скрыться. Полынь кустарниковая является одним из символов любви. Народные ее названия - «молодой любовник», «поцелуй меня скорей», «девичья погибель». Согласно иной интерпретации, полынь символизирует старость. Отсюда другое народное название кустарниковой полыни - «старик». Является также знаком шутливости. Источ.: Энциклопедия суеверий. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ПОНЕДЕЛЬНИК - день недели, символизирующий начало тяжелых будней. Понедельник астрологически подчинен луне. Покровительствует понедельнику ангел Самцил, а демоны понедельника - Белал и Лилит. Люди понедельника хорошо сложены, любезны, миролюбивы, скромны, белокожи, круглолицы, с глазами навыкате, черной длинной бородой, сросшимися бровями. Понедельник пространственно ориентирован на северо-запад. Его стихией является вода. Обеспечивает здоровье желудка, легких, глаз. Но на понедельник приходятся такие болезни, как подагра, хирагра, водянка, ревматизм. Соответствует возрасту от года до семи лет. Понедельник является днем путешественников, рыбаков, моряков, охотников, дипломатов, администраторов и полицейских. Цвета понедельника - белый, бледный, желтый, зеленоватый. Его вкус - соленый. Понедельник характеризует неприятный запах. Страны, которым понедельник содействует в успехе, - Африка, Фландрия и Закаспийская область. Повсеместно понедельник считается неудачным днем: «понедельник - день тяжелый». Поэтому с понедельника стремятся не начинать важных дел, а родившийся в понедельник обречен на жизненные неудачи. Понедельник определяет всю неделю: будет ли она удачной. В понедельник деньги не выдавали, ибо это грозило расходами на всю неделю. На Руси понедельник, как следующий за выходным днем, называли похмельником. Его определяли как поминки по воскресенью. Как в среду и пятницу, в понедельник предписывалось поститься - «понедельничать». Кто понедельничает, считали русские крестьяне, тот возрадуется заступничеству архангела Михаила. Источ.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989. Т. 3; Папюс. Практическая магия. М., 1998; Тайны черной и белой магии. Минск, 1998.

ПОПИЛЬ

ПОПИЛЬ - металлическое изображение листа баньяна, магический жезл, используемый в магической очистительной обрядности камбоджийцев. Он служит для магического поворота или вращения над объектом обряда или местом, которое надо очистить. Любое важное дело в жизни, требующее совершения обряда, предваряется вращением попиля над головой, обычно девять раз. В празднестве Нового года существует обряд «бангиль попиль», т. е. «повернуть попиль», когда лежащий на алтаре и обращенный к северу попиль разворачивают на восток - к весне. При очищении дома или храма участники образуют либо живой магический круг, передавая из рук в руки соседу справа попеременно попиль и зажженную свечу, либо совершают три, пять или девятнадцать кругов с попилем в руках. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ПОСОХ

ПОСОХ - символ пути и знания, которое является единственной опорой человека. Посох служит символом Будды-человека (Бодисатвы) и атрибутом буддийского монаха, хотя строгий ритуал запрещает буддийским монахам касаться посохом земли. Дома его вешают на стену, а во время ходьбы размахивают им. Иногда мистический посох разделен сучками на семь частей, что олицетворяет семь священных центров на спине человека. Епископский посох, увенчанный крестом, несут во время торжественных процессий перед патриархом или архиепископом. Первоначально на нем было две поперечины, затем одна. У посоха папы их три, так как такой посох является атрибутом апостола Петра. Термин «епископский посох» чаще используется для обозначения согнутого крюком пасторского посоха епископа или аббата. Пастушеский посох - палка, изогнутая на верхнем конце крюком, - является атрибутом Аполлона, посланного его отцом Юпитером в наказание служить царю Адмету в качестве пастуха. Также атрибут Пана - греческого бога лесов, полей, мелкого рогатого скота и пастухов. В религиозном искусстве посох стал атрибутом Христа-пастыря и святой покровительницы Парижа пастушки Женевьевы. Посох был одним из даров пастухов на Рождество Христово. Посох странника, с мешком или нищенской сумой, висящей на нем, - атрибут пилигрима, паломника. С посохом изображался миссионер апостол Филипп. Название «посохи» носит масть трефы Младшего Аркана карт Таро. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПОТИР

ПОТИР (от греч. poter - чаша, бокал) - сосуд для причастия, евхаристии, с вином и водой, символически претворяющимися в кровь Христову. В потир опускают также частицы святого агнца - символ тела Христова. Потир также служил необходимым элементом большинства христианских обрядов посвящения. Потиры по традиции имеют вид чаши из золота, серебра, бронзы или камня на высокой ножке, с поддоном. Потиры украшались перегородчатой эмалью, гравировкой, чеканкой. Потиры известны со II в., а в IX-XI вв. получили распространение потиры в виде больших чаш с двумя ручками. Яркий пример сосудов такого типа - византийские потиры в ризнице собора Сан-Марко в Венеции. На Руси к этому типу принадлежали «кратиры» Софийского собора в Новгороде, датируемые XI - началом XII в. На потире изображались символические мотивы - виноградная лоза, «древо жизни» (образы «Небесного Царства», Христа, Вселенской Церкви и рая), а также Деисус - образы святых заступников за род человеческий. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ПОТОП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЦЕЛУЙ

ПОЦЕЛУЙ - олицетворение дыхания или дуновения души, а также трансформирующая и жизнесообщающая сила, тогда как поцелуй Иуды стал в христианской традиции устойчивым символом предательства. Три первых Евангелия рассказывают от том, как во время взятия Христа под стражу в Гефсиманском лесу Иуда подошел к Христу и поцеловал его, тем самым дав знак следовавшим за ним воинам, что он именно тот, кого следует взять под стражу. Однако Иоанн о поцелуе не говорит ничего. Во многих религиях целование священных текстов и предметов, святынь, означает причащение и соучастие в святости. Так, духовная преданность и поклонение могут выражаться в целовании порога храма, алтаря и образа. Целование черного камня Каабы является целью паломничества правоверных мусульман в Мекку. Поцелуй во многих культурах также служит выражением почтения к правителям, судьям и священникам. В ранней христианской церкви он олицетворял братство верующих и единство во Христе. Аналогично поцелуй между друзьями и родственниками может выражать солидарность, симпатию и примирение. Поцелуй может также иметь эротическое содержание и окраску и символизировать любовную победу. Поцелуй руки вообще имеет множество значений - от выражения почтения до обожания. В Каббале говорится о поцелуе смерти, олицетворяемом материализованным сознанием. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПОЭЗИЯ

ПОЭЗИЯ - символическая система и область символического творчества, проводником в которую является существо женского рода - Муза. Поэзия тесно связана с гармонией и ритмом. Однако гармония настолько индивидуализирована, что для непричастных чаще всего выглядит дисгармонией и даже какофонией. Это же касается и ритма. В области выразительности поэзия облекается в формы настолько органические и законченные, что последние не терпят никакого редакторского или другого профанического вмешательства. По уверению традиционалистов, поэзия является «алхимической трансформацией души». В суфизме поэзия предстает как результат видения и выражения истины. Так, персидский суфийский поэт Абд аль Рахман Ями писал, что поэзия - «песня птицы разума» или «равнозначность миру вечности», благодаря которой раскрывается ценность птиц. Еще один поэт-суфий XIII в., Джалаледдин Руми, своей шеститомной «Поэмой о сути всего сущего» одновременно представил и поэтическое произведение, и трактат по метафизике. По мнению Руми, духовная гармония одинаково господствует в субстанции языка и в космосе. Согласно мастерам суфийской поэзии, все в макрокосме состоит из внешней формы (суры) и внутреннего смысла (маны). Именно в поэзии возрастает влияние маны на суру, пока мана не начнет доминировать над сурой и не переплавит внешнюю форму изнутри, не разрушив поэтических канонов. В индийских терминах можно сказать, что поэзия обладает двумя характеристиками, подобно Майе, скрывая и раскрывая Атмана. Источ.: Биографический энциклопедический словарь. М., 2000; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПОЯС

ПОЯС - символ обета и супружеской верности. Согласно римским мифам, пояс Венеры обладал силой наделять сексуальной энергией того, кто его надевает. Поэтому богиня послала его Юноне, чтобы та обольстила своего мужа Юпитера. В античную эпоху пояс был символом супружеской верности и на свадьбе преподносился мужчиной невесте в качестве подарка. У пояса францисканского монаха имелось три узла, символизирующих обеты бедности, целомудрия и послушания. Не случайно испанским художником и цензором инквизиции Франсиско Пачеко в трактате «Искусство живописи» (1649) было утверждено изображение Девы Марии в сюжете Непорочного зачатия с францисканским поясом на талии. Он был принят в качестве эмблемы женой короля Франции Франциска I Клавдией. Пояс также является атрибутом апостола Фомы, получившего его из рук Девы Марии. Как элемент одежды пояс присутствует в культуре Египта, Греции и Рима, но символическую функцию верности он получил у германских народов в X-XI вв. Особенным разнообразием в этот период отличались формы пряжек на женских поясах. В последующие века пояс стал неотъемлемой частью женского костюма. Надеваемый поверх нижнего белья или сверху платья, он не только поддерживал одежду на талии, но и имел символическое значение: известно, что в средневековой Европе на казнь вели без пояса. Источ.: Кащенко О. Д., Козлова Т. В. Покупателю об одежде и моде. М., 1986; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ПРААДАМИТЫ

ПРААДАМИТЫ - жители Атлантиды, или атланты, допотопные люди, представители высокоразвитой цивилизации, уничтоженной потопом. Это человечество Адама, или адамиты. Библия свидетельствует о допотопных людях, адамитах, как о «детях Бога - сильных, издревле славных», как о расе гигантов, с которыми встретились евреи в земле Ханаанской. Данная в Библии генеалогия человечества, поделившего между собой земли после потопа, включает три родственные расы - семитов, хамитов и иафетитов. История же негров, китайцев, японцев, жителей Америки и Австралии, равно как и финнов, не связывается Библией с потопом. Исходя из этого, некоторые исследователи связывают потоп, уничтоживший население целого континента и оставивший уцелевшим только потомство праведного Ноя, исключительно с Атлантидой. В соответствии с этими представлениями допотопное человечество называют атлантами - обитателями Атлантиды, или праадамитами. До нашего времени сохранилась тенденция считать древнейшие цивилизации на Земле прямыми наследниками цивилизации атлантов. Например, Гесиод писал о «золотой расе» человечества, которая была первой во времена Зевса, тогда как время потопа приурочивается к «железному веку». По преданию, атланты, или праадамиты, как носители древнего знания допотопного мира, передали послепотопным людям элементы знания, письма и основы своей цивилизации. Так как ко времени первого царя Менеса египтяне уже были цивилизованным народом, за этим некоторые исследователи склонны распознать доставшееся древним египтянам наследие мудрости Атлантиды. Существует также тенденция считать Атлантиду прародительницей индоевропейской цивилизации, что проявляется в общности языка, философии, литературы, искусства и ремесел. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПРАВОСУДИЕ, АРКАН ТАРО

ПРАВОСУДИЕ, АРКАН ТАРО - восьмой основной Аркан Таро, соответствующий аллегории правосудия - богине с завязанными глазами. Она изображена с поднятым мечом - знаком защиты правосудия и символом силы - в одной руке и золотыми весами, взвешивающими ценность всех вещей и следящими за балансом внешнего и внутреннего, - в другой. Меч выступает как орудие возмездия и как символ духовной реализации одновременно. Оккультное значение карты - равновесие, весы, обещание, предупреждение, угроза и путь. Основатель ордена «Золотой Рассвет» Мак-Грегор Матерс заменил этой картой, шедшей под номером 11, карту Силы, из-за прямой связи между идеей силы и справедливости. Иногда эту карту прочитывают как карту Истины, взвешивающей на весах и отсекающей мечом все иллюзии. Карта означает начало нового цикла в манифестации - приобретение опыта дисциплины и самоанализа, достижение баланса между внешним и внутренним, экзотерическим и эзотерическим. В греческой мифологии карте соответствует богиня правосудия Фемида, в римской соответствия нет. В еврейском алфавите Правосудию соответствует буква «хет», а в астрологии - Рыбы и Весы. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПРЕСТОЛ

ПРЕСТОЛ - символ божественной или светской власти. С одной стороны, престолом именуется священное место, трон, где восседает божество, например, престол Господень, с другой - трон монарха или духовного владыки. Кроме того, престолом называется стол посреди алтаря христианского храма, за царскими вратами, на котором совершается проскомидия - приготовление Святых Даров. Этот накрытый покрывалом четырехугольный стол, стоящий посередине алтарного возвышения, служит главной принадлежностью православного храма: возле престола совершается причащение и проводятся богослужения. Престолы православных храмов освящаются в честь какого-либо святого или события, от чего храм получает свое название. Часто в храмах бывает несколько престолов в отдельных приделах, освященных в честь разных святых, но весь храм называется по имени главного, центрального престола. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ПРИМИТИВ

ПРИМИТИВ (от лат. primitivus - первый, самый ранний) - памятник искусства, относящийся к раннему этапу его развития, не имеющий признаков профессионального совершенства. Интерес к примитиву и к таким его особым достоинствам, как художественная цельность и простота, свежесть наблюдений и образов, сложился в XVIII-XIX вв. в результате противопоставления «наивных», или «младенческих», ступеней эволюции «зрелому» и «совершенному» искусству греческой классики V в. до н. э. и Возрождения. Затем к примитиву были отнесены ранние стадии искусства каждого народа и первобытное искусство после его открытия. В XX в. эстетика примитива связывалась в основном с искусством самоучек («наивное искусство») и любителей («искусство воскресного дня»): бытовой портрет и самодеятельная скульптура и архитектура. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

ПРИМИТИВИЗМ

ПРИМИТИВИЗМ - направление в изобразительном искусстве конца XIX - начала XX в., в основе которого лежит программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитива и «наивного искусства». Образцами для примитивизма стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании и Америки, архаика, средневековое искусство, народное искусство, детское творчество, а также изобразительное творчество городских низов и художников-самоучек. Возникновение примитивизма было вызвано, с одной стороны, неприятием современной урбанизированной жизни и массовой культуры, а с другой - вызовом изощренному элитарному искусству. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного или детского сознания. Черты примитивизма присущи творчеству Поля Гогена и группы французских художников «наби» (1888-1905), ранних представителей кубизма (Пабло Пикассо), фовизма (Анри Матисс), дадаизма (Марсель Дюшан), а в России - участников выставок «Голубая роза» (М. С. Сарьян, Н. П. Крымов), «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков), «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. 3. Шагал), «Новое общество живописцев» (С. Я. Адливанкин, М. С. Перуцкий). Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

ПРОРОЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСФОРА

ПРОСФОРА (от греч. «приношение») - небольшая круглая булочка, выпекаемая из пшеничного квасного теста, с вытисненными на верхней корочке изображением четырехконечного креста и букв 1C, ХС, N1, КА. Используется в православном ритуале причащения. В Римско-католической и лютеранской Церкви для этой цели употребляются гостии, или облатки, - небольшие круглые лепешки из пресного теста, с изображением агнца или креста, как символов страдания Христа. В первые века существования христианства просфорой назывались приношения верующих в общину, часть которых использовалась для причащения, а остатки - для «вечери любви», устраиваемой после литургии, главного христианского богослужения. Источ.: Атеистический словарь. М., 1986; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПТИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУНКТУАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУРПУРНЫЙ

ПУРПУРНЫЙ - цвет, символизирующий власть, достоинство, славу, почет, величие и мощь. Поскольку пурпурная краска была самая дорогая, то она ассоциировалась с золотом. Одежду цвета запекшейся крови носили богатые египтяне во времена фараона Рамзеса. У древних римлян и греков носить пурпурные тоги имели право только императоры, цари, полководцы и судьи. Римские сенаторы поверх туники надевали пурпурную ленту, а византийские императоры носили пурпурную одежду. Даже личные чернила императора были пурпурного цвета. В книге «Упадок и крах Римской империи» английский историк XVIII в. Эдуард Гиббон использовал термин «пурпур» для обозначения римской государственности. Выражение «рожденный в пурпуре» по отношению к тем, кто принадлежит к высшей элите, восходит к временам Византийской империи, где существовало правило, что будущий император должен рождаться только в комнате со стенами, задрапированными пурпуром. В Средние века пурпурную одежду стали носить кардиналы. Поэтому, когда священник Римско-католической церкви становился кардиналом, про него говорили, что он «поднялся до пурпура». Как комбинация красного и синего, пурпурный цвет знаменует союз любви и справедливости. Литературное выражение «пурпурная проза», которое первым использовал римский поэт Гораций в своей «Науке поэзии», применяется по отношению к чересчур замысловатым и вычурным произведениям. Пурпурный цвет может также символизировать грех, упадок и скрытность. Так, в христианских церквах пурпур обозначает отпущение грехов, покаяние, скорбь и оплакивание. Одежду пурпурного цвета надевают во время Великого поста на церемонии, связанные с «крестными муками». Пурпурную форму носили греческие пехотинцы, чтобы скрыть выступившую от ран кровь и устрашить врага. В геральдике пурпурный цвет называется «пурпур» и обозначается на черно-белых изображениях диагональными линиями от верхнего правого края до нижнего левого. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПУТЬ, ВСТРЕЧА, СРЕТЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПХУР-БУ

ПХУР-БУ (от тибет. «колышек» или «гвоздь») - ритуальный кинжал, используемый в эзотерических обрядах тибетского буддизма для изгнания злых духов. Рукоятку кинжала с трехгранным клинком увенчивает лошадиная голова свирепого охранительного тибетского божества Хайягривы. Пхур-Бу также украшают «узлами» бессмертия, головой макары - чудовища с туловищем крокодила - и сплетшимися змеями. Ритуальный кинжал используется для заклинания и истребления демонов следующим образом: колдуны наносят им колющие удары, повторяя основную мантру «хум», материальным воплощением которой является данный кинжал. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

ПЧЕЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПШЕНИЦА

ПШЕНИЦА - популярный символ сельского хозяйства и плодородия земли. У славян зерна пшеницы символизировали богатство и жизнь, предохраняли человека от порчи. Известна притча, рассказанная Христом, о работнике, засеявшем поле пшеницей: пока он спал, его враг посеял между рядами пшеницы сорную траву - плевелы. Работник дал зерну созреть и только потом отделил хорошее зерно от плохой травы. Иисус так растолковал значение притчи своим ученикам: враг - это Сатана, хорошее и плохое семя - праведник и грешник, а жатва - синоним Страшного Суда, когда жнецы, Божьи ангелы, явятся отделить избранных от осужденных. В христианском искусстве пшеница символизирует хлеб причастия в соответствии со словами Спасителя на Тайной вечере: «Это - Мое тело». Сноп пшеницы часто использовался в геральдике под названием «гарб» (от фр. gerbe - сноп). Он фигурирует на гербе хлебобулочной компании «Бейкерз компани», а раньше был традиционным символом пекарей. В книге «Знаки на пабах» Пол Корбалисс указывает, что поначалу изображение снопа на вывеске паба означало, что здесь предлагаются мучные изделия собственной выпечки. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

ПЯТНАДЦАТЬ

ПЯТНАДЦАТЬ (15, XV) - число, представляющее апогей лунной мощи и имеющее серьезное математическое и религиозное значение. Во-первых, оно является результатом трехкратного сложения по 5 - числа жизни и любви. Во-вторых, будучи четвертью от 60 - числа высочайшего небесного бога в Вавилоне, оно стало священным числом богини Иштар. В древней Ниневии - городе, посвященном Иштар, - было 15 ворот и 15 жрецов - служителей Великой матери Иды (Иштар). 15 жрецов в Риме составляли кворум избранных, которым разрешался допуск к Сивиллиным книгам и позволялось их трактовать. Число бусин в христианских четках, в соответствии с основными событиями жизни Христа и Девы Марии, также равно 15. Христианская хронология рассматривает лунный миф Ветхого Завета в виде 15 поколений от Авраама до Соломона и 15 - от Соломона в полноте его славы до слепого Зедекии, соотносимого с луной в ущербе или с темной луной. Интересно, что слово для обозначения старой немецкой единицы измерения Mandel этимологически связано с «маленькой луной» (Mond) и означает 15 штук чего-либо. Истоки подобного символического толкования уходят корнями в глубокую древность, а во времена Пифагора сложилась целая философская система, согласно которой все числа и их кратные имеют магическое значение и являются символами гармонии Божественного мира. 15, как нечетное число, по мнению философа Сергея Волконского, автора книги «Быт и бытие», относится именно к бытию и символизирует незавершенность и непрекращающийся процесс. Источ.: Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ПЯТНИЦА

ПЯТНИЦА - персонаж в восточнославянской и отчасти южнославянской мифологической традиции, продолжение культа главного женского божества славянского пантеона - Мокоши. Культ Пятницы, позднее соединившийся с почитанием святой Параскевы Пятницы у восточных и святой Петки у южных славян, долгое время сохранял в народных представлениях некоторые черты исходного языческого образа. У восточных славян Пятница стала персонифицированным представлением нечетного дня недели, следующего за четным днем, четвергом, посвященным различным ипостасям громовержца Перуна. В паре четверг - пятница особенно ясна взаимная связь оппозиции «чет - нечет» и «мужской - женский». Пятница, иначе называвшаяся льняницей, была покровительницей пряжи и льна, «женской святой», занимающейся повоем. В этот день запрещалось прясть и купать детей. Существовало поверье, что тот, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. Вероятно, этим объясняется бытовавшее в Украине представление, что Пятница ходит исколотая иглами и заверченная веретенами, потому что нечестивые женщины прядут в посвященные ей дни. Согласно «Стоглаву» (XV в.) и другим древнерусским текстам, в день Пятницы женщины не пряли и не стирали, а мужчины не пахали, чтобы не запылить Пятницу и не засорить ей глаз. В случае нарушения запретов Пятница может покарать болезнями глаз и другими бедами. У восточных славян деревянные скульптуры Пятницы ставились на колодцах, что символизировало соединение женского мифического начала с водой и пряжей: ей приносили жертвы, бросая в колодцы ткани, нитки и овечью шерсть. Сохранились ранние свидетельства почитания восточными славянами 12 Пятниц, которые в своей негативной функции иногда соотносились с 12 лихорадками. В частности, существовало поверье, что от лихорадки избавляется тот, кто постится в шестую пятницу. И у восточных, и у южных славян Пятница часто связывается с мышами. В украинских сказках Пятница вместе со Средой и Понедельником выступает в качестве трех персонажей, по функции сходных с тремя дочерьми Бабы-Яги - Ягишнами, - несущими службу на подступах к городу. С другой стороны, в духовных стихах Пятница обычно описывается как женщина со свечой, дающая заповедь поститься в свой день. А на старых северорусских иконах Пятница иногда изображалась на обороте образа Богоматери. Источ.: Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992.

Предыдущая страница Следующая страница