Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "Г"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

Г

Г - буква многих алфавитных систем. В еврейском и халдейском имеет название «гимел», в кириллице - Глагол. Является третьей буквой в современном греческом языке, четвертой - в русском, седьмой - в английском. Нумерологический эквивалент в кириллице и Каббале - 3, в глаголице - 4. Каббалистический знак гимел изображался как открытая ладонь. Карта Жрица в системе Таро. В ряде языков с данной буквы начинается имя Бога; в английском - God, в немецком - Gott, в русском - Господь. По мнению Е. П. Блаватской, гимел происходит от священного и тайного имени Бога - Гадол. В символике католицизма буква G подразумевала Творца. В каббалистике иногда связывается с Адамом. В профанизированном истолковании советского времени фашистскую свастику трактовали как четыре Г, обозначавшие имена нацистских лидеров: А. Гитлера, Г. Геринга, Й. Гиммлера, Р. Гесса. Написание G восходит к финикийской букве С, трансформировавшейся в греческом алфавите под влиянием соответствующего египетского иероглифа в Г. Римляне разделили буквы С и G, наделив их различной фонетикой. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ГАДАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАЛСТУК

ГАЛСТУК - символ мужской моды и этикета. Символизирует стереотип джентльмена. Появление без галстука в деловых кругах считается проявлением распущенности. Некоторые исследователи рассматривают галстук как атрибут масонских мистерий. Имеются истолкования галстука в качестве фаллического символа. По другой версии, галстук - эквивалент рыбы, символизирующей Христа. Конспирологи утверждают, что галстук - это петля Сатаны. Повязывание галстука символизировало в конспирологической интерпритации духовное рабство. Проводились параллели между галстуком и поводком для животных. В зависимости от формы и расцветки галстука определялись системы и степени масонского посвящения. По одной из версий, галстук - это «Иудина удавка». Ношение галстука восходит к мифологеме о том, что Иуда повесился. Разнообразные толкования вызвала и символика пионерского галстука. По Уставу пионерской организации он символизировал преемственность коммунистов - большой угол галстука на спине, комсомольцев - более длинный из углов на груди, и пионеров - меньший из углов на груди. Конспирологи полагали, что опрокинутый вниз красный треугольник на спинах у пионеров был взят из Каббалы, где являлся масонским символом Сатаны. Ношение галстуков запрещается фундаменталистским исламом. В галстуках аятоллы усматривали скрытую символику креста. Источ.: Боголюбов Н. Тайные общества XX века. СПб., 1997.

ГАММА-КРЕСТ

ГАММА-КРЕСТ - один из вариантов изображения главного христианского символа. Другое название - гаммадион. Название происходит из-за формы буквы «гамма». Гамма-крест символизировал Христа как «краеугольный камень Церкви». Часто его изображение помещалось на облачении православных священников, иконах, церковной утвари. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ГАРПИИ

ГАРПИИ - вымышленные сверхъестественные существа, одно из олицетворений космических сил зла. Название происходит от греческого глагола «похищаю», так как в греческой мифологии гарпии являлись похитительницами человеческих душ и детей. Изображались в виде полуженщин-полуптиц. Противники олимпийцев в титаномахии. Символизировали хаос. Иногда изображались в форме, соответствующей форме свастики. Согласно греческой теогонии, родители гарпий - морской бог Тавмант и океанида Электра. Назывались имена шести гарпий: Аэлла (Вихрь), Аэллопа (Вихреподобная), Подарга (Быстроногая), Окипета (Быстрая), Келайно (Мрачная). Гарпии - виновницы шторма; они являются причиной внезапной смерти человека. Космическое воплощение порока. Борьба с гарпиями составляет один из сюжетов Аргонавтики. Легендарные кони Ахилла были детьми гарпии Подарги. О гарпиях упоминал Вергилий. Сюжет о гарпиях присутствует и в «Песни о Роланде». В Средние века они символизировали нецерковную музыку. Использовались как геральдический знак. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

ГАРУДА

ГАРУДА - вещая птица в индийской мифологии. Название переводится с санскрита как «пожиратель». Изображался гигантской птицей с человеческим туловищем и головой орла, причем лицо было белое, крылья - красные, туловище - золотое. В индуистской и монгольской мифологии считался царем птиц. Являлся солярным символом. Согласно Махабхарате, при рождении небожители приняли Гаруду за бога огня - Агни. Гаруда добыл для богов напиток бессмертия - амриту. Превратился в птицу вследствие того, что пожелал быть выше Вишну. Как птица Гаруда действительно оказался выше Вишну, который верхом на Гаруде отправлялся на войну с асурами. Изображался на знамени Вишну. Поэтому Гаруда - один из главных символов вишнуизма. Считалось, что своими крыльями Гаруда способен останавливать вращение планет. С IV-V вв. Гаруда изображался на индийских монетах. Он - пожиратель змееподобных существ Нагов. Их конфликт символизировал космическое противостояние земли (знак Нага) и неба (знак Гаруды). По мнению Е. П. Блаватской, Гаруда символизировал большой космический цикл. Использовался и как образ мага. Выступал сказителем легенд о Вишну. В драме VII в. «Веселый змей» Гаруда каждый день убивал и пожирал по одной змее, пока некий буддистский князь не внушил ему добродетель воздержания. Тогда Гаруда возвращает к жизни многие поколения змей, которых пожирал прежде. Существует версия, что «Веселый змей» - это брахманистская сатира на буддизм. Мистик Нимбарка полагал, что Гаруда - это спасенная от цепи перерождений душа. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ГВОЗДИКА

ГВОЗДИКА - растение, символизирующее христианское понимание любви. Название происходит от греческого «украшаю цветами». Согласно римской мифологеме, гвоздика выросла из глаз пастушка. Раздраженная его игрой на свирели, богиня Диана вырвала цветы. По христианской легенде, гвоздика расцвела в тот самый день, когда родился Иисус. С давних пор использовалась на церемониях бракосочетания, символизируя брачные отношения. Розовая гвоздика интерпретировалась как слезы Девы Марии, поэтому она символизирует материнство. Белая гвоздика означает чистую, возвышенную любовь, красная - чувственную. Желтая была знаком пренебрежения или отказа. Зодиакальным эквивалентом гвоздики является Скорпион. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как «цветок огня», «цветок борьбы». Так, в Австралии во время шествий в память революционеров 1848 демонстранты несли красные гвоздики. Жертвы французской революции 1793, идя на эшафот, украшали свои одежды гвоздикой. В период якобинского террора этот цветок назывался «гвоздикой ужаса». Итальянцы считали гвоздику атрибутом апостола Петра. В Германии гвоздика использовалась как знак памяти о подвигах крестоносцев. В российской революционной семиотике гвоздика являлась знаком пролитой крови. Если роза символизировала кровь святых, то гвоздика имела больше земной оттенок. В некоторых странах Европы гвоздика сегодня талисман любви, знак красоты телесной. Источ.: Лазарев Е. Мистический венок года. Гвоздика // Наука и религия. 1992.  №  10 .

ГВОЗДЬ

ГВОЗДЬ - символ Христовых страданий и символ мировой оси. Выражает усеченный вариант изображения космической оси. Гвоздями были пробиты запястья или ладони Иисуса. Согласно средневековой легенде, они были обнаружены на Голгофе матерью византийского императора Еленой, поэтому гвозди стали ее атрибутом. Они также использовались в качестве атрибута других христианских святых: Себастьяна, Урсулы, Христины, Эдмунда, Иосифа Аримафейского, Бернарда, Людовика IX и др.; гвозди торчат из пальцев епископа Эразма. По форме гвоздь соответствует Т-образному кресту. Дидро сравнивал глубокие мысли с гвоздями, которые вбиваются в ум так, что их невозможно вырвать. Советский поэт Н. Тихонов использовал метафору гвоздей («гвозди бы делать из этих людей») для обозначения крепости духа строителей коммунизма; по слухам, вбитый в балку гвоздь огромных размеров существовал на даче у Сталина. Во фрейдизме гвоздь - фаллический символ. В практической магии гвоздь осуществляет функцию «прибивания зла»; древние целители верили, что зло, выступающее в виде той или иной болезни, можно прибить к какому-либо объекту. В современном неоязыке гвоздь - это знак конечности. Фразеологизм «повесить бусы на гвоздь» означает завершение спортивной карьеры. Выражение «забить гвоздь в крышку гроба» подразумевает покончить с кем-либо или с какой-либо сложной ситуацией. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Энциклопедия суеверий. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ГЕКСАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕМАТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕОМЕТРИЯ

ГЕОМЕТРИЯ - наука, изучающая пространственные отношения и формы тел, обозначающая их посредством символических фигур. С одной стороны, геометрию считали божественной наукой, поскольку она изучает чистые, абсолютные формы. С другой - средневековые схоласты любили говорить, что богомерзостен всякий любящий геометрию. Особенно важное внимание геометрии отводилось в пифагорейской эзотерике. Геометрию называли наукой о душе, ибо она исследует сферу идеального. За геометрическим символизмом происходило раскрытие множественности форм проявления божественного единства. Через геометрию происходило осознание процесса космогенеза. На геометрическом символизме основывалась философия парадоксов Н. Кузанского. Вся европейская эстетика в определенном смысле была построена на идее симметрии. Точка и линия, круг и квадрат выражают антиномичные принципы бытия. Круг и квадрат в сочетании образуют священную мандолу. По китайской символической традиции небо считалось круглым, а земля квадратной. Квадратным являлось и убежище праведников в иранской мифологии - Вара. В основе исламской храмовой архитектуры лежала идея квадрата. Круг служил обозначением космического пространства. Границы круга отделяли космос от хаоса. Вместе с тем круг символизировал бесконечность, и его животным олицетворением служил свернувшийся кольцом или кусающий себе хвост мировой змей. Круг есть плоскостная проекция солнца, мирового яйца, мистического колеса. Ритуальным его соответствием выступают шаманские бубны. Геометрическая символика крестообразных фигур изоморфна Мировому дереву. Крест символизирует четыре стороны света. Он актуализирует идею сакрального центра. Перекресток - место особого энергетического напряжения. Треугольник символизировал плодородие, брак, троичность мироздания. Он соответствует Троице, вариации которой существуют в различных культурах - например, индийское Тримурти: Брахман - Вишну - Шива. Треугольник вершиной вверх символизировал мужское начало и огонь, вершиной вниз - женское начало и воду. Многовариантные трактовки имели и более сложные фигуры, такие, как пятиугольник или шестиугольник. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ГЕПТАДА

ГЕПТАДА - символическая проекция числа 7. 7 - число гармонии. Не случайно индийская цифра 7 рисовалась в образе топора, считавшегося священным оружием у ариев. Если 3 символизирует мир во времени (прошлое - настоящее - будущее; символика Троицы и Мирового дерева), а 4 - мир в пространстве (север - запад - юг - восток, символика креста), то 7 - мироздание в целом. 7 - число религии, магии и мистики. Оно являлось важнейшим нумерологическим знаком в культе Осириса и Марса. Гептада покровительствует истории, поскольку она соответствует музе Клио. На 7 холмах и 7 реках основываются великие города. Семиградье провозглашается мистической арийской прародиной. Из 7 дней состоит неделя. 7 частей выделяют анатомы на человеческом теле. 7 цветов составляют спектр. Апокалипсис сообщает о 7 головах Зверя, 7 «Чашах Гнева» с 7 грехами. По мнению астрологов, существует 7 «Планетарных Разумов». По 7 пар каждого вида чистых животных взял с собой на ковчег Ной. Каббалисты учили о 7 человеческих сущностях. Седьмой день был днем, когда Создатель почил от трудов праведных. Философ VI в. Давид Анахт полагал 7 девственным числом, поскольку «все числа, входящие в десятку, или порождают какое-нибудь число, или порождаются каким-нибудь числом, а 7 не порождает никакое число из входящих в десятку и не порождается каким-нибудь числом». 7 объектов, по утверждению психологов, есть тот числовой предел, который человек может психологически воспринять в комплексном единстве. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ГЕРАЛЬДИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРБ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРМА

ГЕРМА - четырехгранный столб, первоначально завершавшийся скульптурной головой бога Гермеса. Впоследствии на гермах изображались Вакх, Пан и другие божества. С V в. до н. э. на них появляются скульптурные портреты государственных деятелей и философов. Гермы выполняли функцию межевых разметок. Образ Гермеса использовался на межах, поскольку именно он являлся покровителем коммерции. По мнению исследователя в области символики М. П. Холла, герма являлась фаллическим обелиском, символизирующим сверхъестественную сексуальную силу богов. Зачастую на гермах, помимо лица и безрукого торса, встречался фаллос. Впрочем, известны и гермы Венеры. В эпоху эллинизма гермы ставились на дорогах, в садах и виноградниках. Их использовали в ритуале «священного бракосочетания» дионисийских мистерий. С XVI в. гермы становятся распространенным видом декоративной, парковой скульптуры в Европе. Часто использовались как вертикальные опоры в архитектуре и в мебельном дизайне. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической, розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ГЕРМАФРОДИТ

ГЕРМАФРОДИТ - мифический символ соединения мужской и женской природы. В греческой мифологии Гермафродит - сын Гермеса и Афродиты, что отразилось в его имени. Двуполую природу гермафродит обрел вследствие слияния с ним нимфы Салмакиды. Символизировал принцип объединения противоположностей. Выражал идею космической интеграции. В отличие от андрогина, в котором присутствуют две природы, в гермафродите достигается целостность. Боги-гермафродиты есть в пантеонах Египта, Китая, Индии, Персии, Палестины, Греции и др. В Египте таковым иногда изображался бог плодородия и покровитель мертвых Сокар. Гермафродитом являлась одна из статуй, посвященных эфиопскому царю Мемнону. Гермафродит являлся популярным алхимическим символом. Слияние противоположностей, как известно, составляло основу алхимической деятельности, и гермафродит в алхимии олицетворял соединение серы и ртути. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Агбунов М. Античные мифы и легенды: Мифологический словарь. М., 1994.

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) - теория и метод интерпретации человеческого действия и памятников прошлого, первоначальный смысл которых неясен вследствие их древности или неполной сохранности. Этот термин происходит от понятия, служащего интерпретации библейских текстов. Применительно к Библии герменевтика означает выявление чувственно-буквального, отвлеченно-нравоучительного и идеально-мистического смыслов текста. Вильгельм Дильтей использовал этот термин по отношению к методу «культурных наук», т. е. к субъектам, которые устанавливают «общее понимание» между создателем и толкователем. Ганс Георг Гадамер пытался утвердить свою «феноменологическую герменевтику», взывая к идее герменевтического круга - способности человека распознавать и обобщать определенные представления только на основе интерпретации его отдельных случаев, а понять определенное действие или памятник - лишь посредством обращения к создавшему их «мировоззрению». Самая последняя по времени герменевтика, разработанная Рикером, сосредоточилась на литературно-критическом понимании: текст находится в ключевом положении посредника традиции, уникальности и «Я». Подобные возможности были открыты Юргеном Хабермасом в его «критической герменевтике» - попытке проиллюстрировать, что всякое толкование должно брать те стороны в коммуникации, которые искажены властными отношениями. Источ.: Атеистический словарь. М., 1986; Большой толковый социологический словарь. Т. 1 (А - О). М., 1999.

ГЕРОЛЬДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИМН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИПЕРБОРЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЛАВА

ГЛАВА (маковка или главка) - наружное декоративное завершение на барабанах купольных церквей и мечетей. Главы воздвигаются на особых, не зависящих от сводов стропильных фермах. Возникли они в средневековой архитектуре, но многовековые региональные традиции возведения глав определили большое многообразие их форм: в виде шарового сегмента (византийская архитектура), зонта (юго-восточная ветвь византийской архитектуры), конуса (Кавказ), пирамиды (романская и готическая архитектура), груши (арабская архитектура). В русском средневековом творчестве встречаются шлемовидные, луковичные, шатровые и другие виды глав. При этом в христианском храме символическое значение имеет число глав (от 1 до 13) - Христос в окружении евангелистов, апостолов и т. д. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Тематический словарь. М., 1997.

ГЛАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЛУПЕЦ, АРКАН ТАРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГНОМЫ

ГНОМЫ - вымышленные антропоморфные существа, символизирующие аниму земли. Название происходит от греческого слова «геномус», т. е. «обитатель». Первые упоминания о гномах встречаются у Парацельса. Их образы соотносятся с учением о первоэлементах. Гномами управляет щедрость, поэтому они не подчиняются людям с корыстными помыслами. Гномы могут вступать в противостояние с другими первоэлементами. Когда молния, ударив в скалу, разрушала ее, это расценивалось как нападение саламандр на гномов. Впрочем, войны могли происходить и внутри первоэлементов. Зодиакальным знаком гномов являлся Телец. Гномы жили не в самой земле, а в земном эфире. Из лабильного эфирного тела было создано множество разновидностей гномов - пигмеи, домовые, лесные и др. Они имеют власть над камнями и растениями, а также над минеральными элементами в человеке и в животных. Гномы - знатоки и хранители кладов. Некоторые из гномов специализируются на разработке рудных залежей. Древние лекари верили, что без помощи гномов невозможно восстановить сломанные кости. Гномы изображались, как правило, в образе старых толстых карликов с длинными белыми бородами в коричневых или зеленых одеждах. Местами их обитания - в зависимости от вида - являлись пещеры, пни, шкафы в замках и т. п. Часто они строят себе жилища из вещества, напоминающего мрамор. Гномы-гамадриады живут и погибают вместе с растением, частью которого сами являются. Гномы ядовитых растений имеют безобразный вид; дух ядовитого болиголова похож на обтянутый высохшей кожей человеческий скелет. Гномы могут по своему желанию, как олицетворение земного эфира, менять свой размер. Существуют гномы добродушные и гномы злобные. Маги предостерегают от обмана стихийных духов, которые могут мстить человеку и даже погубить его. Гномами управляет король Гоб, поэтому его подданных иначе называют гоблины. Пространственная ориентация гномов - Север, как средоточие холода, мрака и смерти. Им соответствует меланхолический темперамент. Жены гномов называются гномидами. Гномы облачены в одежду, сотканную из элементов, составляющих их среду обитания. Их характеризуют скупость и чревоугодие. Гномы не любят полевых работ, вредящих их подземному хозяйству. Зато они искусные ремесленники, мастерящие мечи, волшебные кольца и др. Проще всего вступить в контакт с гномами детям, поскольку их природное сознание еще чисто и открыто для контактов с невидимыми мирами. Источ.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

ГОГА И МАГОГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОЛГОФА

ГОЛГОФА - сакральное место захоронения Адама и распятия Христа. Произошло от греческого слова «череп»: круглую, черепообразную форму имел сам холм. Буквальный, дословный перевод - «Лобное место». Располагалась за пределами городской черты, в районе садов. Средневековая иконография часто делала фоном сцены распятия иерусалимскую городскую стену. Согласно христианской версии, висящее на кресте тело Иисуса оказалось прямо над прахом Адама. Кровь Сына Божьего стекала на останки первочеловека. Таким образом «новый человек» искупал первородный грех «ветхого», поэтому череп Адама в христианской изобразительной символике часто помещался у подножия православного креста. «На том месте, где я буду погребен, - пророчествовал Адам, - будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп». В сакральной географии Голгофа рассматривалась как центр мира, мировая гора, пуп земли. Латинская символика Голгофы включала изображение четырехконечного креста, возвышающегося над тремя ступенями. Голгофа трактовалась еще как крест «восхождения» или «нисхождения». Три ступени символизировали христианские добродетели по их восхождению - Милосердие, Надежда, Вера; это один из наиболее распространенных вариантов оформления алтаря. Православный крест Голгофы имел более сложную изобразительную символику. У подножия креста помещались надписи: «М.Л.Р.Б.» - место лобное распят быть, «Г.Г.» - гора Голгофа, «Г.А.» - глава Адамова. Причем указывалось, что правая кость Адамова изображалась наложенной на левую, как совершается при погребении. От подножия по обе стороны креста поднимаются трость с губкой и копье сотника Лонгина. Рядом с ними соответственно располагаются буквы Т и К. У средней перекладины помещаются надписи «ИС» «ХС» - Иисус Христос, «Ника» - победитель, «СНЪ» «БЖ1Й» - сын Божий, «1.Н.Ц.И.» - Иисус Назорей Царь Иудейский. В самом верху располагалась надпись «ЦРЬ СЛВЫ» - Царь Славы. Крест Голгофы вышивался на облачении великой и ангельской схимы. Он также изображался на погребальном саване. Христианская могила моделировала образ Голгофы. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; История развития формы Креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ГОЛЕМ

ГОЛЕМ (др. - евр. «комок», «неготовое», «неоформленное») - символ неодухотворенного человека, биоробота. Согласно еврейским фольклорным преданиям, Голем - оживленный магическими средствами глиняный великан. Воплощал утопию о создании робота. Каббалистика разрабатывала практические рецепты изготовления Голема. Согласно этим рекомендациям, он вылепливался из красной глины, ростом с 10-летнего ребенка, и оживлялся либо именем Бога, либо словом «истина», написанным на его лбу. У Голема нет души, и он не способен говорить. По преданию, Альберту Великому удалось изготовить Голема, но тот был разрушен Фомой Аквинским, усмотревшим в его создании вызов Богу. Другим создателем так называемого «пражского Голема» был раввин Лёв (XVI - нач. XVII в.). Его Голем неоднократно защищал Пражское гетто от погромов. Не обладая духовными качествами, Голем в избытке наделен физическими возможностями. Он стремительно растет, достигая исполинских размеров и нечеловеческой силы. Големы выполняли роль слуг. В частности, они обслуживали еврейские семьи в субботы, когда заповедь иудаизма категорически воспрещала какую-либо работу. В литературе антисемитского толка распространенным является представление, что Голем в иудаизме символизировал гоев. В Средние века популярностью пользовалась пьеса юдофобского содержания «Голлем». Когда еврейские мудрецы изготовили биоробота, заложив в него установку бороться с антисемитизмом, он неожиданно накинулся на них самих. В действительности иудейские мистики в XVI в. категорически запретили всяческие эксперименты по созданию Голема. Голем есть онтологический антипод Адама. В XX в. образ Голема стал популярным благодаря австрийскому писателю Густаву Майринку. Источ.: Майринк Г. Голем. Вальпургиева ночь. М., 1990.

ГОЛУБЬ

ГОЛУБЬ - символ духовной чистоты. В христианстве выступал в качестве эмблемы Святого Духа. У язычников - знак Иони. Являлся священной птицей в культах Астарты, Кибелы, Исиды, Венеры, Юноны, Афродиты. Из-за преданности потомству символизировал материнские чувства. Иногда интерпретировался как знак мудрости. Голубями называли оракулов и пророков. В неоплатонизме олицетворял силу, которой утвердились низшие миры. Долгое время голубь считался посланником богов. Он символизировал божественную активность и провиденциализм. Священным именем голубя у древних евреев было «Ионах» или «Ионас». Мистический голубь служил символом всех состоящих под сенью иудаизма. Пророк, посланный Богом в Ниневию, носил имя Ионах, или голубь. М. П. Холл доказал происхождение имени Иоанн от священного голубя. В масонстве голубь - символ чистоты и невинности. В Китае голубь - знак долголетия и старости. Голубь Венеры был распят на четырех спицах великого колеса. Голубь с оливковой ветвью являлся атрибутом Афины. Знаком прощения людей было появление на Ноевом ковчеге голубя с листом оливкового дерева. Голубь помещался на плече у Мухаммеда, символизируя нисходящее на пророка Божественное вдохновение. Голубь изображался на скипетрах духовных и светских властителей, обозначая ниспосланную им Богом прерогативу управления. В средневековом христианском искусстве он был непременным символом при изображении Благовещения, Крещения, Сошествия Святого Духа и Троицы. Было распространено поверие, что дьявол и ведьмы способны принять облик любого существа, кроме голубя и овцы. Целующиеся голуби символизируют влюбленных. Иногда они выступают символом целомудрия. Голубь кисти П. Пикассо стал общепризнанным символом мира. В США политиков, борющихся за мир, традиционно называют голубями, тогда как сторонников военной партии - ястребами. Источ.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ГОРА

ГОРА - сакральный символ власти и отшельничества. Согласно различным традициям, в горах сохраняются осколки древних рас и цивилизаций. В горах проживают высшие посвященные. Греческие боги, как известно, обитали на горе Олимп. По другому мифологическому мотиву, горы населены демонами. Горы вместе с тем символизируют границы, естественные пределы. Уральский хребет отделял Европу от Азии. Олицетворением гор служат гигантские змеи, например, у Уральских гор - космический полоз. Символика горы изоморфна Мировому дереву. Мировой горой в индийской мифологической традиции являлась Меру. У персов ее аналогом выступала железная гора Хаара-березайти, у евреев - Синай, у германцев - Химинбъерг, у монголов - Сумер, у арабов - Каф и т. д. Храмовая архетиктура у многих народов символизировала образ мировой горы. Гора ассоциируется также с высотой человеческого духа. Трудный путь совершенствования подобен подъему в гору. На вершине горы царствует одиночество. Горная вершина есть воплощение традиции, через нее осуществляется связь с высшими мирами. Оттуда, по различным мифологическим повествованиям, ведет лестница на небо. Гора - место откровения и посвящения. Но при этом она и место жертвоприношений, так как ближе других земных объектов располагается к богам. В горах таятся священные реликвии. Например, многие и в настоящее время верят, что на Арарате находится Ноев ковчег. Гора воплощает принцип социальной иерархии. В Китае гора символизировала величие и великодушие императора. По другим культурным традициям с символикой горы связывалась идея свободы. Считалось, что разреженный горный воздух рождает героев. Источ.: Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997.

ГОРОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРОСКОП

ГОРОСКОП - символ предопределенности судьбы человека и предвидения будущего. В эзотерической литературе (например, у Е. П. Блаватской) выделяются четыре вида гороскопов: земной, включающий вопросы метеорологии, сейсмологии, земледелия; государственный, касающийся судеб государств, наций и правителей; ежечасный (по поводу насущных вопросов и конкретных ситуаций); общий, касающийся судьбы человека от рождения до смерти. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ГОРОХ

ГОРОХ - один из символов плодородия. Горошина интерпретируется как космологическое и гносеологическое ядро. Сказочный сюжет о принцессе на горошине истолковывается через ракурс поиска ядра мироздания и истины за многослойной внешней оболочкой. Горох - распространенный сексуальный символ. Различные «гороховые» игры и эпитеты восходят к оргиастическим культам в язычестве. Украинское выражение «скакать в горох» подразумевало супружескую измену. В ряде сказок основу сюжета составляла беременность героини от съеденной горошины. «Гороховый царь» был символом гипертрофированного плодородия, он же символизировал языческую архаику. Выражение «шут гороховый» произошло от использования гороховой соломы ряжеными. Сильным магическим атрибутом являлся стручок с девятью горошинами. В предреволюционной России термин «гороховое пальто» обозначал сыщиков, носивших одежду соответствующего цвета. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Энциклопедия суеверий. М., 1997.

ГОРЯЩИЙ КРЕСТ

ГОРЯЩИЙ КРЕСТ - эмблема Ку-клукс-клана (ККК), учрежденного в Паласки, штат Теннесси, в 1866. Организация была распущена в 1869, но в 1915 восстановлена в Джорджии под названием «Невидимая империя. Рыцари ку-клукс-клана». Горящий крест символизировал очистительную силу огня. Он выполнял функцию набата. Символика горящего креста была унаследована от шотландских горцев, у которых он выполнял роль сигнала тревоги. При зажжении креста каждый представитель клана должен был с оружием в руках явиться в условленное место. Кто пренебрегал знаком, расценивался как предатель и подвергался остракизму. Обычай зажжения креста шотландцами ярко описал Вальтер Скотт в сочинении «Леди Озеро». Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ГОСПОДИН, АРКАН ТАРО

ГОСПОДИН, АРКАН ТАРО - четвертая карта, символизирующая логичность поступков и достижение цели. Другие названия - Хозяин, Император, Король, Отец, Дверь, Власть, Камень, Авторитет, Инициация, Логос. Свидетельствует о силе воли и правильности выбранного пути. Предвещает успехи в общественной деятельности и на службе. Подразумевает сильную личность, самоконтроль и авторитет у окружающих. Выпадение карты сулит безопасность, длительную череду успехов, стабилизацию положения, легальные доходы. Знак людей зрелых, со стабильным положением в обществе, обладающих силой убеждения и умением влиять на людей. Перевернутая карта символизирует противоположные качества - отрицание авторитетов, нежелание принимать участие в общественной жизни, необязательность. Она отвергает соблюдение отцовства. Перевернутый Господин игнорирует легальность, упорядоченность, учтивость. Он не умеет обуздывать свои страсти и пороки. Символизирует общественную незрелость. Подчеркивает зависимость от людей сильных и авторитетных. Иногда интерпретируется как наличие препятствующих развитию сил. Господин прямо ассоциируется с Господом. Его геометрический символ - тетрада. Господин является Демиургом, Великим Королем низшего мира. Он одет в латы, а его трон представляет собой куб из камня, на котором изображался феникс. Господин сидит со скрещенными ногами, держа в руках либо скипетр с шаром на навершие, либо скипетр и шар по отдельности. Шар есть держава, свидетельствующая, что Господин - правитель мира. На правой и левой сторонах груди изображаются знаки солнца и луны, символизирующие глаза Великого Короля. Положение тела - поза Кришны - соответствует знаку серы, являвшейся эквивалентом алхимического монарха. В псевдоегипетском Таро фигура изображалась в профиль. На Господине одет масонский фартук, сложенный в форме прямоугольного треугольника. На голове его корона с уреусом. Цифра 4 означает укрощенный Королем материальный мир. Источ.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Николаева Р. Таро: прогноз судьбы и… психологическая помощь // Наука и религия. 1991. № 12.

ГОСПОЖА, АРКАН ТАРО

ГОСПОЖА, АРКАН ТАРО - третья карта, символизирующая созидание, новую жизнь, свет, красоту, добро. Другие названия - Царица, Королева, Императрица. Согласно Э. Леви, карта символизирует плодородие и мир. Эзотерик Петр Успенский трактовал ее как Царицу жизни. У астрологов эквивалент Венеры. Она - Прекрасная Дама куртуазной субкультуры. Ее выпадение предвещает стабилизацию в быте. Материнский знак покровительствует всему связанному с очагом. Иногда интерпретируется как предстоящая женитьба или появление потомства. При определенном раскладе карт сулит успехи в науках и искусствах. Перевернутая карта предвещает домашние хлопоты, порой материальные затруднения, бесплодие, трудности в самореализации, упадок творческих сил. Госпожа ассоциируется с описанной в Апокалипсисе «женщиной, одетой в солнце». Представляет собой сидящую на троне крылатую женщину. В правой руке - щит с эмблемой феникса, в левой - скипетр, увенчанный шаром, трилистником или Мальтийским крестом. У левой ноги изображался полумесяц. Голову Госпожи украшала корона или диадема, а зачастую и то и другое. В космологическом отношении она представляет трехмерный духовный мир, из которого произведен четырехмерный материальный мир, поэтому также именуется Порождением. Она мистериальная альма-матер, из тела которой инициируемый рождается вторично - обновленным. В псевдоегипетской Таро фигура изображалась сидящей на разрисованном глазами кубе, с птицей на указательном пальце левой руки. Вокруг - золотой нимб, что представляло ее как эмблему сакральной власти. В качестве символа плодородия часто изображалась беременной. Представляла аспект явленной Исиды. Источ.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Николаева Р. Таро: прогноз судьбы и… психологическая помощь. Наука и религия. 1991. № 12.

ГРААЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАНАТ

ГРАНАТ (от лат. «гранатус») - мистический камень-талисман. Другое название - «венис»: под таким названием долгое время был известен в России. Древние римляне именовали гранаты «карбункулами», т. е. «угольками». «Он, словно уголь горящий, лучи во все стороны мечет», - писал о гранате Плиний Старший. Гранаты разнообразны по цвету. Не найдены пока лишь голубые или синие гранаты. Мечту о «голубом карбункуле» воплотил Конан Дойл в рассказе с аналогичным названием. У китайцев гранат символизировал веселье. Он оберегал от сглаза, дурных снов и предательства. В Древнем Египте и Вавилоне он был знаком сбора урожая. В Индии символизировал любовь и преданность. Христиане ценили красный гранат за то, что он веселил сердце и способствовал примирению друзей. Его зодиакальными знаками являются Лев и Козерог. Средневековые маги полагали, что гранат порождает порывы страсти, причем иногда это обстоятельство оборачивается против самих владельцев. На руке человека, одержимого страстью, гранаты начинают сильно блестеть, поскольку наливаются кровью. Много бедствий могут принести украденные гранаты. В магическом календаре гранат - амулет января. Источ.: Звягинцев Л. Гранат - талисман января // Наука и религия. 1994. № 1.

ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ

ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ - один из вариантов изображения главного христианского символа. Крест с концами равной длины. Другие названия - crux guadrata (т. е. квадратный крест), «женевский крест». В язычестве это знак четырех первоэлементов и четырех сторон света. Иногда изображался вписанным в круг, космологически символизируя сферу небесную. Был традиционен для византийского христианского искусства. Получил на Руси название «корсунчик», поскольку князь Владимир, крестясь в Корсуне именно таким крестом, вывез его в Киев. Изображение греческого креста сохранилось в Киевском Софийском соборе - он высечен на мраморной доске гробницы Ярослава Мудрого. Белый греческий крест на красном фоне впервые появился на военном знамени кантона Швиц, восставшего против Священной Римской империи в 1291. Изображался на швейцарских флагах с 1339. Такой флаг официально был признан национальным в 1848. Белый греческий крест на синем фоне впервые появился в 1820, символизируя борьбу восставших греков против мусульманской Турции. Стал национальным символом Греции. Источ.: История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ГРИФОН

ГРИФОН - вымышленное сверхъестественное существо, символизирующее силу и бдительность. Изображался с головой и крыльями орла и телом льва, поэтому обладал качествами и царя зверей, и царя птиц. Древнейшее изображение грифона найдено на стене месопотамского храма. Иногда использовался в качестве обозначения двойной природы Христа - Божественной и человеческой. Назывался также «собакой Зевса». Геродот упоминает грифонов как сказочных обитателей Севера. Эсхил полагал, что грифоны стерегли золото гипербореев. Грифон в «Божественной комедии» Данте толкает повозку Христа. В греческой мифологии он вез по небу колесницу Аполлона. Исидор Севильский трактовал этот символ следующим образом: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом, и орел, ибо после воскресения вознесся на небо». Он обнаруживает сокровища и охраняет их, в частности, золото Индии и Скифии. Поэтому грифон являлся символом науки и ростовщичества. Грифон - солярный знак. Выполнял функцию посредника между земной и небесной сферами. В геральдике различается женский крылатый грифон и мужской, изображаемый без крыльев. Одна из главных эмблем английского королевского дома. Грифон являлся также традиционным мотивом готической церковной скульптуры. Некоторые исследователи творчества Данте полагают, что он подразумевал через символику грифа указать на папу римского. Ведь именно глава Церкви должен вести повозку с Христом. «Папа, - пишет Дени Дидро, - как понтифик или орел, возносится к престолу Господа, дабы получать его приказания, и, как лев или царь, шествует по земле могущественно и властно». Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ГРОЗА

ГРОЗА - сакральный символ Божественного гнева, неотвратимой кары. Во многих языческих религиях бог грозы почитался как верховный. Атрибут Ильи-пророка, мечущего молнии в чертей. На Руси образ библейского Ильи слился с Перуном. Прозвище Ивана IV - Грозный подчеркивает священный трепет перед властью: царь, как и гроза, вызывал одновременно и страх, и почитание. Убитого грозой на Руси зачисляли в святые. С другой стороны, гроза поражает грешников. Прежде всего, острие молний направлено против неверующих скептиков. Русские крестьяне полагали, что каждой молнией Илья-пророк поражает Сатану. Если под ударом грозы разбивалось дерево, говорили: «Ишь, ведь куда спрятался - проклятый!» Источ.: Энциклопедия суеверий. М.,

ГРОТЕСК

ГРОТЕСК - тип образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Сфера гротеска в искусстве включает многозначные образы, созданные фантазией художника, в которых жизнь получает сложное и противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают ни их буквального толкования, ни их однозначной расшифровки, сохраняя черты загадочности и непостижимости. Ярчайшее воплощение стихия гротеска получила в искусстве Средних веков (орнаментика звериного стиля, химеры соборов, рисунки на полях рукописей). Мастера эпохи Возрождения, сохранившие средневековое пристрастие к гротеску (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер), сделали гротеск средством выражения моральных и социальных взглядов своего переломного времени. Жак Колло, Франсиско Гойя, Оноре Дамье в XVII-XIX вв. использовали гротеск как средство драматического воплощения зловещих символов современных социальных сил. Войны, революции и политические катаклизмы XX в. вызвали новую волну гротескной сатиры в обличении «страшного мира» (например, Кукрыниксы в СССР). Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Тематический словарь. М., 1997.

Предыдущая страница Следующая страница