Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "А" (часть 2, "АМЕ"-"АШЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АМЕ"-"АШЛ")

АМЕТИСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМУЛЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМФИСБЕНА

АМФИСБЕНА - вымышленное змеевидное животное в греческой и римской мифологии. В дословном переводе означает «двигающаяся в двух направлениях». Амфисбену описывали Плиний и Лукан: она имела две головы, расположенные с обоих концов туловища. «Словно ей мало одной пасти, чтобы извергнуть свой яд», - добавляет Плиний. Глаза ее горят пламенем. Ее жар способен растопить снег. Брунетто Латини, помещавший чудовище в седьмом кругу ада, писал: «Амфисбена - это змея о двух головах, одна на обычном месте, другая на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у нее горят, как свечи». Бытовало мнение, что разрезанные на две части амфисбены тут же восстанавливаются. Питается трупами людей. Среди римлян ходили слухи, что амфисбены поедали тела убитых солдат во время похода через Ливию армии Катона. Браслеты в форме амфисбены носили римские пророчицы и матроны. Согласно Дж. Мильтону, наряду с образами скорпиона и аспида бесы чаще всего принимают обличье амфисбены. С другой стороны, еще Плиний прославлял целебные качества животного. Американские индейцы называли двуголовую змею «муравьиной матерью». Муравьи, согласно их представлениям, кормили это животное. Только в XVII в. сэр Томас Браун подверг существование амфисбены сомнению. Он указывал, что природа не знает такого существа, которое бы не имело начала и конца. Но символ продолжал использоваться как выражение андрогинности, бесконечности, инфернального дуализма. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

АНАХРОНИЗМ

АНАХРОНИЗМ (от греч ana - обратно, против и chronos - время) - изображение событий какой-либо эпохи с внесением несвойственных ей черт: например, изображение античных героев художниками Средних веков Раннего Возрождения в костюмах своего времени. Кроме того, понятие «анахронизм» символизирует течение в европейской живописи постмодернизма, сформировавшееся во второй половине 1970-х. Искусство «анахронистов» - А. Абате и Р. Барни в Италии, Ж. Гаруя во Франции и др. - характеризуется интеллектуализмом и метафизичностью образов, стремлением выразить скрытый аспект обычных вещей и обыграть семантическое богатство художественных традиций от Ренессанса до романтизма. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

АНГЕЛОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДЕГРАУНД

АНДЕГРАУНД (от англ. underground - подполье) - это понятие, возникшее в США и символизирующее «подпольную» культуру как составную часть так называемой контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям современного общества. Типичная тематика американского андерграунда - сексуальная революция и проблемы маргинальных социальных групп. В СССР понятие андерграунда стало обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, литературу, музыку и т. д. Так, в середине 1950-х - конце 1980-х «художественная оппозиция» в СССР была представлена деятельностью таких групп, как «Лианозовская» (Е. Крапивницкий, В. Немухин и др.), студия Э. Белютина, «Сретенский бульвар» (И. Кабаков, Э. Неизвестный, Ю. Состер и др.), «Движение» (Л. Нусберг, Ф. Инфанте и др.). После постепенного снятия ограничений и запретов на свободу художественного творчества в начале 1990-х андерграунд фактически сошел на нет. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ

АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ - изображение креста в форме буквы X. Имеет в геральдике название «салтир». Еще Моисей возвел из меди Х-образный образ креста. Он указывал израильтянам, что те спасутся через него. Особыми мистическими свойствами наделял данный символ Платон. Согласно его истолкованию, Х-образный крест подразумевал Божью силу. По преданию, на таком кресте был распят первокреститель Руси апостол Андрей Первозванный. Петр I поместил изображение Андреевского креста на государственном гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге. «Крест Святого Андрея, - разъяснял царь, - принят того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение». Для символики военно-морского флота было важно то, что профессиональной деятельностью Андрея являлось рыболовство. Голубой цвет креста указывал на его связь с морскими мотивами. Правда, многие исследователи полагают, что Петр I заимствовал знак не в силу приверженности к русской апостольской традиции, а под влиянием иноземцев - шотландцев, для которых Андреевский крест являлся национальным символом. Форма буквы X вызывала ассоциации с написанием по-гречески имени Христа. В силу близости с римской X, Андреевский крест называется также crux decussata. В зависимости от цветовой семантики, крест символизировал разных святых: синий или белый - Андрея, золотой - британского великомученика Албана Первого, красный - покровителя Ирландии Патрика, черный - Осмунда. Назывался также Бургундским крестом. Источ.: История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Руководство по литургии. Тверь, 1886.

АНДРОГИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНЕМОН

АНЕМОН - или ветреница - трава семейства лютиковых, символизирующая скорбь. Символика связана с греческой легендой об Адонисе, который был убит кабаном. Там, где кровь упала на землю, поднялись анемоны, обязанные своим рождением Афродите, любившей Адониса. Венера являлась астрологическим соответствием растения. По христианской мифологеме, анемоны впервые выросли на Голгофе в день распятия Христа. Кровь Христова, породившая их, запечатлелась в виде красных пятен на лепестках. У первых христиан трилистник анемона символизировал Троицу. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

АНТИЛОПА

АНТИЛОПА - животное, символизирующее скорость и выносливость. Согласно мифологии одного из сибирских народов, у первой антилопы было шесть ног - по этой причине охота на нее представлялась невозможной. Только божественный охотник Тунгпой сумел поймать ее, смастерив себе коньки из священного дерева. Он преследовал антилопу по всему небосводу. Когда антилопа оказалось поймана, охотник отрубил ей заднюю пару ног. Охота на небосводе за шестиногой антилопой символизировала представления о космологических процессах. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

АНТИХРИСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЯ КРЕСТ

АНТОНИЯ КРЕСТ - или тау-крест - символ связан с именем Антония Великого, поскольку святой носил изображение Т-образного креста на своих одеждах. Епископ города Вероны святой Зенон поставил такой крест на крыше возведенной им в 362 базилики. Такой знак встречается в надписях на гробницах катакомб святого Каллиста. Название «тау-крест» происходит от сходной по форме буквы греческого алфавита Т (тав). Нумерологически знак выражался числом 300, соответствующим букве Т. Согласно пророку Иезекиилю, ангел изобразил «тав» на челах божьих людей в Иерусалиме, ограждая их тем самым от надвигающегося смертоубийства. Более древнее название - «египетский крест», именовался также «ключом Нила». У египтян служил обозначением плодородия. Связывался с культом бога Сераписа. Впоследствии стал одним из главных символов коптской культуры. Зачастую помещался на груди египетских мумий. В различных культурах трактовался как знак творческой мощи, воскрешения, доброты, вознаграждения, освобождения от физических страданий, божественное единство, четыре стороны света, четыре первоэлемента. Использовался в южных и восточных частях Римской империи для казни преступников. В дохристианский период смерть на кресте считалась позорной. Многие полагают, что именно на таком кресте был распят Христос. Другое его название, «висельный крест», проистекает из-за сходства с соответствующим орудием казни. Поскольку Антония крест был последним буквенным знаком еврейского письма, он символизировал конец света. В иудейской традиции он также воспринимался, с одной стороны, как знак Каина, с другой - спасения евреев во время их исхода из Египта. К последней из его трактовок восходит восприятие как общего знака защиты. Архаические изображения встречались в Индии, Китае, Финикии, Ассирии, доколумбовой Америке. По утверждению Тертуллиана, который повторяет слова Иезекииля, греческое «тав» есть подлинная форма креста. Знак будет изображен на челе праведников в небесном Иерусалиме. Источ.: Уваров А. С. Христианская символика. М., 1908; Руководство по литургии. Тверь, 1886; История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997.

АНХ

АНХ (с древнеегипетского ankh - жизнь) - египетский крест с петлей или рукояткой, символизирующий жизнь. Другое название - «крукс ансата» или «ансате». Он представляет собой синтез двух фигур - креста как символа жизни и петли - вечности. Соединенные вместе, они обозначают бессмертие. Анх также эротический символ, подразумевающий соединение мужского и женского начал. Его олицетворял союз Осириса и Исиды. Он являлся символом объединения земной и небесной сферы. Знак анх в иероглифическом письме трактовался как «жизнь». Он являлся составным компонентом терминов «благосостояние» и «счастье». Египтяне изображали анх на амулетах в целях продления земной жизни человека. С другой стороны, его помещали на теле умерших, что должно было обеспечить посмертное существование. Анх интерпретировался как ключ, которым открываются ворота смерти. У коптов использовался в качестве символа загробной жизни. Петлеобразный крест, поставленный на стенах каналов, уберегал от наводнений. Анх применялся при колдовских ритуалах, при ворожбе, гадании, врачебном знахарстве. Являлся символом мира в субкультуре хиппи. Используется в качестве эмблемы движения сексуальных меньшинств в современном мире. Крест с рукояткой символизировал высшее астрологическое посвящение. В контексте христианского символизма анх трактуется как «крест животворящий». Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ - цветок, символизирующий раздумья и медитацию. Символика обусловлена фонетическим сходством между английским наименованием растения pansy и старофранцузским словом panse - мысль. В простонародье называется мачехой. Подобно мачехе, растение имеет холодную ауру. Ему покровительствует планета Сатурн. Стихией растения является вода. В лечебных целях использовались цветки анютиных глазок. Растение используется как приворотное средство, дабы вызвать любовь. Анютины глазки считаются непригодными для сада, поскольку это цветы покойников. Они традиционно сажаются на могилах. Поэтому их не принято дарить. В России их называют «цветами мертвых». Обнаружена магическая связь между анютиными глазками и дождем. Возможно, она проистекает из представления, что управление погодой находится в руках умерших. Бытовало поверие, что если сорвать цветок анютиных глазок в ясную погоду, то скоро пойдет дождь. Источ.: Тайны черной и белой магии. Минск, 1998; Энциклопедия суеверий. М., 1997.

АПЕЛЬСИН

АПЕЛЬСИН - символ плодородия. Символика обусловлена непревзойденной плодовитостью дерева. По этой причине апельсин связывался с тематикой любви и брака. Он выступал в роли мифического «золотого яблока», врученного Юноной Юпитеру в день их бракосочетания. Цветки апельсинового дерева символизировали чистоту, невинность и целомудрие. Обычай украшать себя ими был весьма популярен в Европе в первой половине XIX в. Иногда апельсиновый плод используется вместо яблока при иллюстрации мифологемы о грехопадении, а иногда заменяет яблоко в руках младенца Христа. Повсеместно считалось, что удача в браке будет сопутствовать той невесте, которая украсит себя цветами апельсина. Ее будет ожидать большое потомство. У маори бытовало представление, что женщина, обнявшая дерево апельсина, непременно родит ребенка, причем, будет это мальчик или девочка, зависит от того, с какой стороны она подойдет к дереву. В целом символика апельсина восходит к представлению о существовании древесных духов. Источ.: Энциклопедия суеверий. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

АПИС

АПИС - в египетской мифологии символ плодородия в образе быка. Его внешний облик характеризовал ряд непременных признаков: черная масть, белое пятно определенной формы на лбу, нарост в форме скарабея под языком и т. п. Аписа считали ба - т. е. третьим компонентом души - бога Птаха, а впоследствии и Ра. Иногда проводилось отождествление Аписа с Атумом. Часто он изображался с солнечным диском между рогами. Апис был также связан с хтоническим культом, поэтому он считался быком Осириса. «Апис, - писал Плутарх, - должен пониматься нами как прекрасный и красивейший образ души Осириса». Иногда изображался на саркофагах с мумией на спине. В эллинистический период происходит слияние Аписа с Осирисом в образе Сераписа. При Саисской династии для Аписа в Мемфисе был возведен специальный храм - Апейон. Родившая Аписа корова тоже считалась священной. Обретение Аписа становилось общеегипетским праздником, а смерть - трауром. Убийство Аписа умалишенным персидским царем вызвало всеобщее восстание в Египте. Умершего Аписа бальзамировали и хоронили в специальном склепе. Подробные сведения о культе Аписа приводили в своих трудах Геродот, Страбон, Элиан, Диодор. Мистерии быка как символа солнца приходились на время весеннего равноденствия. С другой стороны, он являлся эмблемой элемента земли. Он также подразумевал животную природу человека. Апис - эмблема материального мира, в котором есть духовный стержень - Осирис. Он также символизировал экзотерическую доктрину, в отличие от уреуса, представлявшего эзотерический компонент учения. Источ.: Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л., 1956; Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976; Морэ А. Цари и боги Египта. М., 1914.

АПОСТОЛОВ ЭМБЛЕМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПСИДА

АПСИДА (от греч. hapsis - свод) - полукруглый, прямоугольный или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, символизирующими небесный свод. Купола в буддизме, исламе и христианских храмах означают купол неба, который над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство. Апсидой также считается аналогичная по форме часть внутреннего пространства здания - ниша, часто перекрытая конхой - полукуполом в виде раковины. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный на восток, хотя раннероманские базилики в Германии имели апсиду с восточной и западной сторон. Алтарная апсида, символизирующая, как алтарь, горний мир, имеет важное значение в отправлении христианского культа. Храм обычно имеет несчетное число апсид, связанное с числом нефов. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

АРМАГЕДДОН

АРМАГЕДДОН - местность, где, согласно Апокалипсису, произойдет решающая битва сил добра и зла. Название считается производным греческим эквивалентом от древнееврейского названия Наr Megiddo - «горная местность Мегиддо» (долина в районе Хайфы). На данной территории происходили многие важные сражения в еврейской истории. По христианскому истолкованию речь идет о «горах Израилевых», где будут уничтожены полчища Гоги и Магоги. «Цари всей земли обитаемой» примут участие в сражении. В решающий момент битвы сатанинское воинство истребит нисходящий с небес Божественный огонь. В неомистицизме Армагеддоном определяется не столько место, сколько сама битва. Большое значение уделено символике Армагеддона в учениях сект «Свидетелей Иеговы» и «Живой этики». Апокалиптические события истолковываются зачастую как «ядерный Армагеддон». Особенно усилились параллели такого рода в период противостояния СССР и США. Под названием «Армагеддон» в Москве издается историко-филологический альманах, что в данном случае символизирует попытку концентрации творческих сил в последней битве за торжество истины, красоты, гармонии. Источ.: Антихрист: Антология. М., 1995; Мифологический словарь. М., 1991; Багдасарян В. Э. Образ Антихриста в русской историософской мысли // Армагеддон. 1999. № 1.

АРТЕФАКТ

АРТЕФАКТ (от лат. ars - искусство и factum - сделанное) - художественный объект, символизирующий рукотворный мир техники, автономный по отношению к нерукотворному миру природы. В узком смысле слова артефакт может быть определен как разновидность дизайна, лишенная конкретно-прикладного назначения и призванная выразить самые общие, первичные закономерности человеческого творчества. Отсюда вытекает особая, «первозданная» простота его геометрических форм. Важная особенность артефакта, чья концепция была разработана в 1960- 1970-е, - экологическая «неагрессивоность» его форм, гармонически соотнесенных с окружающей средой. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

АРТУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРФА

АРФА - символ воплощения чистого звука. Служила атрибутом Терпсихоры - греческой музы песни и танца. Как и лира, арфа символизирует в соответствии с пифагорейской философией мировую гармонию. Она являет собой мост между небом и землей. Ее форма - мистическая звуковая лестница, соединяющая горний и дольний миры. В мифологии тесно связана с лебединой тематикой. В. А. Жуковский в балладе «Эолова арфа» раскрыл возможность переложить на звук арфы мотив лебединой песни. Является атрибутом царя Давида: через символику десяти струн Давидовой арфы святой Августин разъяснял смысл десяти заповедей. По арфе имели каждый из 24 старцев, упоминаемых в Апокалипсисе. Арфа также символизирует циклическое развитие мира. Кельтский бог изобилия Цернун производил смену времен года посредством игры на этом музыкальном инструменте. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

АРХАИКА

АРХАИКА (от греч. archaikos - древний) - искусство ранних периодов человеческой истории, отличающееся массивностью, монументальностью форм и наивной свежестью художественных образов. Также под архаикой понимается древнегреческое искусство VII-VI вв. до н. э., развивавшееся на территории Греции, островов Греческого архипелага, Малоазийского побережья и Южной Италии. Искусству греческой архаики были присущи монументальность и обобщенность форм, жизнерадостная полихромия архитектуры и каменной скульптуры, острая выразительность силуэтов и вазописи. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

АРХЕТИП

АРХЕТИП (от греч. arche - начало и typos - образ) - категория первообраза. В этом качестве архетип стал важным понятием христианской эстетики, так как, согласно Клименту Александрийскому (III в.), всеобщим первообразом является Бог. И в дальнейшем архетип неизменно мыслился принадлежащим к сакральной сфере. Подражанием первообразу являются образы - иконы, - которые могут быть внешне подобны архетипу или, наоборот, противоположны ему по своим качествам. Мысль об абсолютной непостижимости архетипа - «неподобных подобиях» - была развита в V в. Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Применительно к практике иконописи прообразом считался объект изображения - священное событие или лицо, а сама икона должна была служить средством «взведения ума к первообразному». В качестве архетипа может выступать также изображение круга с вписанными в него геометрическими фигурами - крестами, ромбами, квадратами, составляющими основу общечеловеческой символики. Согласно теории коллективного подсознания швейцарского психолога Карла Густава Юнга, самые глубокие уровни человеческого подсознания содержат унаследованные образы «коллективного бессознательного», или архетипы - древнейшие общечеловеческие идеи и символы, для всех культур ставшие основой мифов, народного и традиционного искусства. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Большой толковый социологический словарь. Т. 1. (А - О). М., 1999.

АРХИТЕКТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСАНЫ

АСАНЫ - название различных упражнений и поз в йоге. Слово переводится с санскрита как «устойчивая и приятная поза». Асаны являются практической частью философии йогов. Каждая асана преследует определенную функцию: ускорение или замедление кровообращения, изменение электромагнитной полярности тела, облегчение обмена энергиями при половом контакте и т. п. Наиболее известны следующие: падмасана - «поза лотоса»; шавасана - «поза трупа»; сиддхасана - «поза совершения». Самыми важными признаются 84 позы; основополагающими считаются асаны лотоса и полулотоса. Исполнение асан ведет не только к физическому совершенствованию организма, но и к постижению Абсолюта. Асаническая методика позволяет освободиться от оков практики. Находясь в асане, йог обретает контроль над дыханием и энергией. Для каждого человека в соответствии с его организацией существуют индивидуальные асаны. Специфическую асану имеет и каждый вид животного. При правильном проведении упражнений у человека раскрываются чакры, и он обретает способность на медитационном уровне вступать в контакт с высшими силами. Асаны наряду с йогой составляют основу тантристского ритуала. Во время тантрической асаны психическая энергия соединяется с космическим сознанием. Человек, преодолевая материальные рамки, восходит на духовный уровень и обретает чистую радость. Существует также вариант даосских асан. Новые асанические формы разрабатывались в школе Г. Гурджиева. Источ.: Энциклопедия Тантры. М., 1997; Гюнтер Г., Трунга Ч. Тантра: Рассвет без заката. Харьков, 1993.

АСО

АСО - магическая погремушка. Является символом жреческой власти культа вуду (унгана) на острове Гаити. Изготовлялась из выдолбленной тыквы и украшалась узорами из змеиных позвонков, сочетающихся с жемчугом. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

АССАЛ

АССАЛ - символическое копье в кельтской мифологии. По легенде волшебное копье принадлежало древнеирландскому богу Лугу. Он получил его от трех богов ремесла с мистического острова Ассал. Легенда сочетала символизм воинской и ремесленной традиций. Копье имело буйный и кровожадный нрав. Для успокоения его погружали в дурманящий настой из дубовых листьев, либо в котел с ядом или кровью. Копье не только воинский символ, но и ось мироздания. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

АСТРОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТЛАНТИДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТРИБУТ

АТРИБУТ - эмблема, ассоциирующаяся с каким-либо лицом. Термин происходит от латинского attibuo - наделяю. Чаще всего атрибут сопровождал аллегорические фигуры, а также мифологических и религиозных персонажей. Так, в греческой мифологии орел считался атрибутом Зевса, трезубец - Посейдона, сова - Афины, львиная шкура и палица - Геракла. Широко использовались атрибуты в средневековом христианском искусстве. Своим атрибутом обладал почти каждый святой. Зачастую, по аналогии с Христовым крестом, атрибутами святых становились орудия их пыток или казней. К примеру, святая Катерина изображалась с колесом, унизанным остриями. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

АХЕРОН

АХЕРОН - сверхъестественное животное, символизирующее ад. В «Одиссее» Ахерон - одна из расположенных на Западе рек ада. Впоследствии ее название упоминалось Вергилием, Луканом, Овидием и др. Данте отразил символ в стихотворной строчке - «на берегу печального Ахерона». Со временем термин «Ахерон» стал распространяться на весь ад. Вместе с тем имелась тенденция создания антропоморфного или зооморфного символа ада. У этрусков «Книга Херона» представляла собой наставления душе, покинувшей после смерти тело. Согласно одной из мифологических интерпретаций, Ахерон - терпящий наказание титан. По другой, он является обитателем Южного полюса. Только в Средние века Ахерон обрел черты чудовища, в чем отразилась трансформация ада. Из людей только ирландский дворянин Тунгдал смог лицезреть чудище. В подземном царстве он оказался, пребывая в полумертвом состоянии, ведомый ангелом-хранителем. Согласно зафиксированному одним бенедиктианским монахом из Регенсбурга видению Тунгдала, Ахерон превышает размерами любую гору. Глаза горят пламенем. Во рту одновременно смогли бы уместиться 9 тыс. человек. Двое обреченных проклятием грешников поддерживают его пасть открытой (причем один из них стоит на ногах, другой на голове). Все три глотки чудовища изрыгают огонь. Изнутри его раздаются вопли проглоченных им душ грешников. Тунгдал даже смог проникнуть в утробу Ахерона. Ад в этой легенде предстает в виде инфернального зверя. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

АШЛАР

АШЛАР - символический камень творения. Представлял собой обтесанный прямоугольник. Закладывался при основании домов и храмов. Символизировал приоритет космоса над хаосом. По мусульманским представлениям он моделирует мироздание. Большое значение символика обработанного камня занимала в масонских учениях. У масонов ашлар - это человек, обретший знания, в противоположность профану - необработанному камню. В дальнейшем именно профан стал нарицательным термином, характеризовавшим человека, лишенного каких-либо творческих наклонностей, неспециалиста в своем деле. Источ.: Энциклопедия символов, знаков и эмблем. М., 1999.

Предыдущая страница Следующая страница