Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КОЛ")

К

К - буквенный знак ряда алфавитных систем. Происходит от египетского иероглифа, изображавшего кисть руки. В северосемитском и финикийском алфавитах существовал знак, состоящий из трех линий, выходивших из одного основания, - Каф (кисть руки). Каф - одиннадцатая буква еврейского алфавита. Греки несколько модифицировали ее написание. В греческом алфавите каппа - десятая буква. С неизменным написанием знак перешел в этрусское письмо, а потом и в латинский алфавит. Правда, его использование в последнем было существенно сокращено, кроме часто употребляемых слов. Впрочем, с К начиналось слово kalendae - первое число каждого месяца, от названия которого возник термин «календарь». Одиннадцатая буква английского алфавита. Но в Британии К не имела употребления вплоть до норманнского нашествия XI в. С тех пор могла использоваться вместо полного написания такого слова, как «король». Буква Кано - двенадцатая в кириллице и русском языке. Числовой эквивалент в английском - 250, в еврейском и кириллице - 20. Нумерологический знак в Каббале - 2, что выражает принцип разделения. Иероглифом Каф в каббалистической традиции является сжатая ладонь. Символ истолковывается как сосредоточение, сила. Считается знаком большой энергетической силы. Соответствует десятому Аркану Таро. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

КАБАН

КАБАН - животное, символизирующее жестокость. Выступает в качестве персонификации греха. Как геральдический символ обозначал сочетание свирепости и смелости. Белый кабан являлся нагрудной эмблемой Ричарда III. На его коронацию в 1483 было заказано 13 000 таких значков. По этой причине противники называли Ричарда «кабаном» или «боровом». После поражения короля в битве под Босуартом владельцы гостиниц сменили эмблему белого кабана на синего. Последний являлся геральдическим знаком противника Ричарда графа Оксфордского. Голова кабана - популярный знак на вывесках современных закусочных и развлекательных учреждений, в данном контексте он символизирует как чревоугодие, так и сексуальную силу. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

КАББАЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАДИЛО, ИЛИ КАДИЛЬНИЦА

КАДИЛО, или кадильница - в христианском богослужении сосуд для воскурения фимиама, ладана. Вместе с огнем ладан является символической жертвой Богу. Возносящиеся курения традиционно символизировали молящихся, восходящих на Небеса. Хождение с кадилом вокруг храмового престола символизирует приношение. Обряд воскурения заимствован христианством из древних религий, где он служил способом отогнать или умилостивить духов. В домонгольский период на Руси для воскурения ладана использовались кацеи. Они представляли собой чашу с ручкой, накрытую другой чашей с прорезями для выхода дыма. Старейший образец самого кадила датируется 1405. С XV в. кадило приобретает формы храма: интерпретируется как прообраз небесного Иерусалима. Кадило является атрибутом святых идиапонов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался, как правило, библейский священник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

КАДУЦЕЙ

КАДУЦЕЙ - золотой жезл, оплетенный двумя змеями и увенчанный двумя крылышками. Выступал в качестве атрибута греческого бога Гермеса и по аналогии - римского Меркурия. По одной из версий, кадуцей первоначально имел форму оливковой ветви или прута с несколькими листьями. Затем прут был увенчан наконечником в форме шара и полумесяца и, наконец, принял облик обвивающих его змей. По другой версии, змея, как знак исцеления, изначально являлась составной частью жезла. Согласно Гомеру, Гермес получил кадуцей от Аполлона в обмен на свирель; другая легенда гласит, что кадуцей изготовлен специально для Гермеса. По преданию, Гермес бросил кадуцей в двух сражающихся друг с другом змей, и в результате они приросли к жезлу. Гермес передал кадуцей своему сыну Нерику, от которого пошел род глашатаев. По кадуцею в Древней Греции распознавали Гермеса - посланца богов. С образом посланца богов ассоциировался также с представлениями о религиях Ближнего Востока, иногда он служил атрибутом фигуры, олицетворяющей Мир. Кадуцей обладал способностью усыплять людей и пробуждать их от сна, поэтому он зачастую выступал эмблемой сновидений. В психоанализе кадуцей - фаллический знак, связанный с сублимацией сна. При более широкий трактовке он символ волшебства. По герметистской семиотике кадуцей - ключ от загробного мира: с его помощью Гермес открывает врата подземного царства и вводит туда души умерших. В средневековой семиосфере кадуцей стал символом «герметической науки» - алхимии. Впоследствии выступал универсальной эмблемой оккультных наук и эзотерики. Первоначально являлся главным символом медицины, пока не был заменен чашей со змеей. Тем не менее продолжает оставаться знаком нетрадиционного магического целительства. Символика двух змей могла интерпретироваться как амбивалентная природа медицины: змеиное жало использовалось и в лечебной практике, и в качестве яда. Поскольку Гермес выступал наставником Эроса, кадуцей символизировал также такие качества учителя, как красноречие и рассудительность, или вообще обозначал педагогику. До настоящего времени кадуцей служит символом торговли и дипломатии. Он часто использовался как геральдический знак: присутствовал, в частности, на гербе Харьковской губернии. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Мифологический словарь. М., 1991.

КАКТУС

КАКТУС - растение, символизирующее целомудрие. Ассоциируется с пустыней. Астрологически подчинен планете Марс. Стихией кактуса является огонь. Растение имеет теплую ауру. Широко используется в магической практике. Кактус, растущий в спальне девушки, защищает ее целомудрие. Колючки кактуса служат оберегом от злых сил. С другой стороны, они используются в ритуалах с восковым подобием человека, в последнем качестве применялись в черной магии. Источ.: Тайны черной и белой магии. Минск, 1998.

КАМАЛОКА

КАМАЛОКА - особое мистериальное поле, связано с учением о нирване. Это особая полуматериальная сфера, где осуществляется развоплощение личности. Там пребывают астральные сущности - камарупты. В камалоке происходит уничтожение интеллектуальных импульсов, а также порождающих их желаний и страстей. Ассоциируется с абсолютной пустотой. Путь к камалоке лежит через самоопустошение. В камалоке осуществляется выход из потока перерождений. Камалока изоморфна египетскому Аменти и греческому Гадесу. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

КАМЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАМИ

КАМИ - вымышленное сверхъестественное существо японской мифологии, символизирующее землетрясения. Изображалась в образе гигантской рыбы-усача. При движении Ками происходят землетрясения. Поскольку рыба угрожала своими перемещениями земле, Великий бог Оленьего острова через земную твердь пронзил мечом голову Ками. Если животное начинает вновь шевелиться, бог нажимает на меч, пока землетрясения не прекратятся. Считалось, что высеченная из гранита рукоять этого меча находилась недалеко от святилища в Кашиме. Когда, по преданию, один феодал попытался добраться до верхушки клинка, он работал шесть дней и шесть ночей, но так и не достиг результата. Рыба землетрясений может выступать в качестве символа Японии: по легенде, на ее хребте длиною в 700 миль и располагались Японские острова. Имелись разночтения, на севере или на юге располагалась голова рыбы. Чаще всего ее помещали у Киото. Ками изоморфна образу багамута в мусульманских преданиях. В некоторых японских регионах верили не в Рыбу, а в жука землетрясений - его изображали с головой дракона, чешуйчатым туловищем и десятью ногами паука. Еще в XVIII в. японские писатели придерживались подобных сейсмологических теорий. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

КАРБУНКУЛ

КАРБУНКУЛ - вымышленное сверхъестественное существо, символизирующее обладание сокровищами. Мифологема о карбункуле возникла в среде испанских конкистадоров в XVI в. Никто никогда не видел его настолько близко, чтобы определить хотя бы, птица это или зверь. Священник Барко Сентенера утверждал, что смог наблюдать чудище в Парагвае. В поэме «Аргентина» он описывал его как «небольшого зверька с блестящим зеркальцем на голове, похожим на пылающий уголь…». Другой конкистадор, Гонсало Фернандес де Овьедо, якобы видел карбункула в Магеллановом проливе: исходящий от животного сияющий в темноте свет он объяснял не как отражение зеркала, а как блеск драгоценного камня. Популярностью в XVI-XVII вв. пользовалось предание о том, что драконы прячут в своих головах драгоценные камни, но экспедиции по поискам загадочного зверя в Парагвае не увенчались успехом. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

КАРЛИКИ

КАРЛИКИ - вымышленные человекоподобные существа, символизирующие эстонические силы. Легенды о карликах популярны в фольклоре народов Западной Европы, где они изображались как крохотные седобородые существа. Несмотря на свой рост, карлики наделялись недюжинной физической силой. К трем годам они уже достигали зрелости, а к семи у них отрастали седые бороды. Карлики выступали добытчиками и хранителями самоцветов и руды, поэтому символизировали в европейской семиотике горное дело. Они также ковали оружие, доспехи и украшения, зачастую наделяя свои изделия магическими свойствами. Многие культурные герои западной мифологии получали из рук карликов священные предметы, позволявшие им достичь успеха. Как эстонические существа, карлики не выносят солнечного света, ибо тот превращает их в камни, поэтому на поверхность земли они выходят лишь с наступления ночи. По другому поверью, днем карлики превращаются в жаб. Характерная особенность внешности карликов - ступни, похожие на птичьи лапы или вывернутые задом наперед. К людям карлики, как правило, доброжелательны. Но ввиду того что среди карликов одни лишь мужские особи, они весьма падки до смертных женщин и часто их преследуют. Существует не вполне оправданная тенденция отождествления карликов с гномами. Исходя из теории карнавальной культуры, карлик есть гротескный контрперсонаж по отношению к карлу, т. е. королю. Если карл отличался величавостью и высоким ростом, то для карликов были характерны противоположные черты. Возможно, поэтому карлики непременно входили в шутовское окружение многих западно-европейских монархов, а также ряда византийских и российских императоров. Источ.: Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

КАРП

КАРП - рыба, символизирующая стойкость и упорство. Качества карпа связаны с тем, что он целеустремленно преодолевает пороги реки для достижения ее устья. В японской семиотике обозначал мужество и выносливость. Присущий карпу боевой дух стал причиной его избрания для эмблемы самураев. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

КАРТЫ ИГРАЛЬНЫЕ

КАРТЫ ИГРАЛЬНЫЕ - символ греха и контринициации. Игра в карты была признаком праздной натуры, а гадание на них - чернокнижием, поэтому они традиционно воспринимались атрибутом персонифицированного порока. Все четыре карточные масти истолковывались представителями Церкви как антихристианская символика. Указывалось, что слова «козырь» и «кошер» писались по-латыни одинаково. Под трефой подразумевалась сатанинская хула картежников в адрес Креста Господня. Трефа переводилась с идиша как «скверный» или «нечисть». Наименование карты с изображением креста раскрывало сатанинский смысл карточной игры. Масть вини или пики возводила хулу на другую христианскую реликвию - евангельскую пику, почитаемую как копье святого мученика Лонгина Сотника. Черви оскверняли образ евангельской губки на трости. Посредством бубн осуществлялось святотатство над евангельскими четырехгранными гвоздями, которым были прибиты к кресту руки и ноги Спасителя. Указанием на антихристианскую подоплеку карточных игр служат некоторые из их правил, как, например, когда сочетание трех шестерок бьет любые другие комбинации. Туз возводил хулу на самого Бога, король - на монаршую власть, дама - на Церковь, невесту Христову, валет - на дворянство, остальные карты - на прочие группы социальной иерархии. Осквернению, таким образом, подвергалась вся религиозная и социальная картина мира. Источ.: История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997.

КАЧЕСТВА ЗНАК

КАЧЕСТВА ЗНАК - отметка о соответствии выпущенной продукции высшим критериям качества. Одним из первых знаков качества стал британский кайтмарк. Название произошло из-за его формы, напоминающей воздушного змея (kite - воздушный змей). Присваивается Британским институтом стандартов (Комитет технических стандартов), который начал свою деятельность с 1901. Первые рекомендации, касавшиеся установления стандартов изделий из стали, позволили сэкономить за год примерно 1 млн. фунтов стерлингов. Продемонстрировав подобную эффективность, институт был взят под патронаж промышленников и правительства. Единый знак качества, или знак стандарта, был установлен в 1903. Первыми удостоились кайтмарка рельсы, затем паровые двигатели, материалы для производства телефонов и телеграфов, электрические кабели. С 1922 знак качества было разрешено ставить на все виды продукции. Первое официальное удостоверение о соответствии продукции высшим критериям качества было выдано в 1926 «Дженерал электрик компани» на осветительное оборудование. К настоящему времени товары, сопряженные с обеспечением безопасности для жизни человека - например, мотоциклетные шлемы или автомобильные ремни, - во многих западных странах не могут быть выпущены без соответствующего знака стандарта. Государственный знак качества СССР был установлен с 1967. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

КВАДРАТ МАГИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕДР

КЕДР - дерево, олицетворяющее силу и неподкупность. Пророк Иезекииль использовал кедр в качестве символа грядущего Мессии. С древнейших времен кедр является эмблемой ливанского народа. В 1943 знак кедра был перенесен на государственный флаг Ливана. Посвященные в таинства сирийских мистерий назывались Ливанские Кедры. Из кедров был сооружен храм Соломона. В силу этого наряду с акацией и кипарисом ветви кедра наиболее почитаемы в масонской традиции. Вероятно, данная сакрализация связана с почитанием кедра как вечнозеленого дерева. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

КЕЛЬТСКИЙ КРЕСТ

КЕЛЬТСКИЙ КРЕСТ - один из символов Христова Распятия. Другие названия - крест Ионы или круглый крест. Изображался в виде креста, заключенного в круг. Появился в Ирландии в эпоху раннего Средневековья. По одной из версий, возник как модифицированный вариант монограммы «Хи-Ро». Круг символизировал солнце и вечность. «Сын Божий, - говорил святой Климент Александрийский, - есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся». Кельтский крест часто украшался всевозможными резными фигурками, как правило, на библейские сюжеты. К примеру, широкое распространение имели кресты с изображением грехопадения человека и жертвоприношения Исаака. Круглый крест назывался также «нахлебным»: символизировал просфору. По древнему обычаю, о котором свидетельствовали еще Гораций и Марциал, христиане надрезывали крестообразно выпекаемый хлеб, чтобы легче было его ломать. Надрезанный крест, разделяющий целое на части, соединяет его употребивших, т. е. исцеляет разделенность. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997.

КЕНТАВР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИКЛОПЫ, ИЛИ ЦИКЛОПЫ

КИКЛОПЫ, ИЛИ ЦИКЛОПЫ - вымышленные сверхъестественные существа греческой мифологии, символизирующие варварство. Изображались как великаны с одним глазом посреди лба. Одноглазие киклопов символизировало культурную ограниченность. Киклопы являлись сыновьями Урана (неба) и Геи (земли), воплощали в себе архетип Хаоса. Имена первых трех киклопов: Бронт - «гром», Стероп - «молния» и Apr - «перун». Образы киклопов подчеркивали связь с природными стихиями. Киклопы принадлежали к древнейшему поколению богов. Они были низвергнуты Ураном в тартар, но освобождены Зевсом, воспользовавшимся их помощью в борьбе с титанами. Именно киклопы вручили Зевсу громы, молнии и перуны. Плутону они дали шлем, а Посейдону трезубец. Таким образом, через дары киклопов проводится легитимизация новых богов - олимпийцев. Впоследствии киклопов перебил Аполлон, что символизировало победу разума над дикостью. Согласно Вергилию, киклопы, будучи подручными Гефеста в недрах Этны, выковали колесницу Марса, эгиду Паллады и доспехи Энея. С киклопами связывались древние объяснения природы вулканов. У Гомера киклопы - племя злых великанов, не знающих законов, не владеющих ремеслами и не обрабатывающих землю, не чуждающихся людоедства. Живут киклопы за счет собирательства и скотоводства. В гомеровской характеристике отразилось негативное отношение эллинов к варварским скотоводческим племенам. Широкую популярность приобрел сюжет об ослеплении Одиссеем, сына Посейдона, киклопа Полифема. Впрочем, в иных произведениях греческой литературы Полифем изображался влюбленным в нимфу Галатею. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

КИПАРИС

КИПАРИС - дерево, символизирующее печаль, скорбь и смерть. Символика смерти была обусловлена темной окраской его листьев. Изображения кипариса зафиксированы в погребальных культурах как язычников, так и христиан. Бытовало представление, что кипарис предохраняет тело от разложения. В Древней Греции ветви кипариса вешали у дверей умерших, а на могилах сажали молодые побеги дерева. Кремационные костры греки сооружали именно из кипариса. Из листьев кипариса сплетен венок владыки подземного царства Плутона. Само дерево именовалось «призраком мертвого пламени». Пепел из кипариса использовался как целебное средство при переломах. Греческий миф связывает происхождение дерева с сыном царя острова Кеоса Кипарисом, который дружил с обитавшим в Карфейской долине посвященным нимфам прекрасным оленем. Но во время охоты, бросив на шорох в кустах копье, юноша убивает животное. Опечаленный, Кипарис стал просить Аполлона даровать ему вечную скорбь по утраченному другу. Тогда бог превратил царевича в дерево, которое с тех пор символизирует скорбь и чужое горе. Легенду о Кипарисе привел Овидий в «Метаморфозах». В календарном цикле кипарису подчинен период с 25 января по 3 февраля и с 26 июля по 4 августа. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Ахрамович В. Какое вы дерево? // Наука и религия. 1991. № 2.

КИТ

КИТ - млекопитающее, символизирующее в силу своих размеров важность и значительность. Архетип поглощения, засасывания, проглатывания. У многих народов почитался в качестве морского бога. Часто выступал символом дьявола: открытая пасть кита служила аллегорией ворот ада, а желудок - самой преисподней. Знак кита обозначал также коварство. Такая интерпретация связывалась с преданиями о том, что моряки, приняв кита за остров, бросали в него якоря, за них тот и утягивал корабли в пучину. В романе Г. Мелвилла «Моби Дик» кит попеременно оборачивался в бога и дьявола, а иногда выступал тем и другим одновременно. «Большая рыба», которая проглотила Иону и в чреве которой тот пробыл трое суток, преподносилась в образе кита. В раннем христианском искусстве эта рыба изображалась в виде дракона, гиппопотама и иногда дельфина. Мифологема об Ионе в утробе кита истолковывалась как символическое пророчество о трехдевном пребывании Христа во гробе. Таким образом, кит символизировал идею повторного рождения, воскресения. Существует трактовка легенды об Ионе в качестве инициации в мистерии: кит представляет тьму невежества, поглощающую человека, когда его смывает с корабля - рождения - в море - жизнь. Е. П. Блаватская выдвинула теорию, что выражение, «великий кит» происходит от слова Keto - имени Дагона, бога рыб. Иона, по ее мнению, был в действительности помещен в каюту, выдолбленную внутри гигантской статуи Дагона. Психоаналитики интерпретируют образ кита как материнское социальное эго. Согласно некоторым космологическим представлениям древних, на спине гигантского кита, плавающего среди беспредельных океанических вод, зиждется мироздание. В русской мифологической традиции известен чудо-юдо рыба-кит. Голубиная книга сообщала, что Земля опирается на железный дуб, который растет на спинах четырех золотых китов, плавающих в огненной реке. В первоначальной версии таковых китов было семь. Но Земля отяжелела от человеческих грехов, и четыре кита переместились в пустыню Эфиопскую. После Всемирного потопа туда же уплыли и оставшиеся киты. Земля, таким образом, потеряла основание. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

КЛЕВЕР

КЛЕВЕР - растение, символизирующее христианскую Троицу. Ассоциации с Троицей возникают на основе трехлистной формы клевера. Редко встречаемый четырехлистник клевера - память об утерянном рае. Клевер с пятью лепестками предвещает несчастье. В китайской семиотике клевер является знаком Весны. Народное название клевера - медовый стебель. Астрологически он подчинен планете Меркурий. Имеет теплую ауру. Может соответствовать любой из четырех стихий. Используется в практической магии. Четырехлистник служит оберегом от душевного расстройства. Клевер обычной трехлистной формы применяется как амулет молодости. Известен крест с листьями клевера, именуемый в геральдике «крестом боттони». Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Тайна черной и белой магии. Минск, 1998.

КЛЕЙМО

КЛЕЙМО - оттиск чекана (пуансона, штемпеля) с негативным рельефным изображением, литерами, знак мастерской или мастера, получившего право на персональное клеймо. Авторские клейма характерны для ювелирного искусства, в том числе для знаменитой русской фирмы Фаберже. Выражение «клеймо» стало символом незаслуженного остракизма. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

КЛЕЙНОДЫ

КЛЕЙНОДЫ - вносимые в герб знаки отличия. Клейноды могут быть личные, ненаследственные. В качестве клейнодов могут выступать изображения орденов гербовладельца, регалий его должностей. Среди последних фигурировали булавы, бунчуки, знамена, маршальские жезлы и т. п. Герольдией России поощрялось внесение в герб изображения орденов и даже знаков отличия беспорочной службы. Ордена, как правило, подвешиваются под щитом. Орденские цепи и ленты окружали щит. Орденский крест или звезда могли быть расположены за щитом и частично выступать из-за него. Знамена и регалии либо помещались также за щитами, либо находились в руках щито держателей. В женских гербах в качестве клейнодов использовались пальмовые ветви. У вдов внешним украшением могло стать траурное вервие (траурные ленты). Источ.: Лакиер А. Б. Русская геральдика. М., 1990; Арсеньев Ю. В. Геральдика. М., 1908.

КЛИШЕ

КЛИШЕ - печатная форма, выполненная из металла, дерева, линолеума, пластмассы и иных материалов с рисунком, гравированным или полученным методами травления, гальванопластики и другими, с помощью которых воспроизводятся иллюстрации. В символическом смысле означает набор утвердившихся в обществе стандартных политических и прочих выражений. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

КЛЮЧ

КЛЮЧ - символ обладания чем-либо. Ключи от города символизировали власть над ним. Обычай вручать их победителю обозначал формальнее признание своей покорности. Завоеватель, как правило, ожидал вручения ключей на некой возвышенности - отсюда проистекает символика Поклонной горы. Во время церемонии вручения ключей от Баку в 1806 был убит генерал П. Д. Цицианов. Отсутствие акта поднесения ключей от Москвы в 1812 ввело в затяжную депрессию Наполеона. В современной культуре ключ от автомобиля также символизирует право на его владение. Многие поколения детей воспитывались на сказке «Золотой ключик», где сказочный образ символизировал обретение счастья. С легкой руки авторов «Двенадцати стульев» широкое распространение приобрело выражение «ключ от квартиры, где деньги лежат». Ключ может выступать в качестве метафоры достижения какого-либо результата; таковы выражения «ключ к успеху», «ключ к победе», «ключ к женщине», «ключ без права передачи», «ключ от сердца». В психоанализе ключ трактуется как фаллический знак, потеря же ключа интерпретируется как комплекс утраты мужской силы. Напротив, связка ключей, вращаемых на указательном пальце, толкуется психоаналитиками как сублимация большой сексуальной экспрессии. Ключ являлся атрибутом богини земли Кибелы и персонифицированной Верности. Среди христианских святых выступает знаком Марфы и Ипполита. Христос, порицая книжников и фарисеев, использует образ ключей от Царства Небесного, которыми пренебрегли его лицемерные оппоненты. В дальнейшем Христос вручил ключи от рая и ада апостолу Петру, поэтому в средневековой иконографии Петр часто изображался со связкой ключей. Равноапостольный князь Владимир был рожден от ключницы Любуши. В традиционном праве ключи от дома вручались главе большой семьи. Ключи также являются символом скаредности - ростовщики и скопидомы изображались, как правило, со связкой ключей от сундуков. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

КНИГА

КНИГА - символ знаний, высшего закона, религиозного откровения. В каждой из культурных традиций существовала книга, составлявшая ее духовную основу: в даосизме - «Дао дэ цзин», в конфуцианстве - «Луньюй», в индуизме - Махабхарата, в языческой Греции - «Илиада», в Риме - «Энеида», в иудаизме - Тора и Талмуд, в христианстве - Библия, в исламе - Коран, в государствах коммунистического блока - «Капитал», в националсоциализме - «Майн кампф», в Китае периода культурной революции - «Красный цитатник Мао». Книга символизировала ученость и литературную деятельность. С книгой в руках традиционно изображались пророки, сивиллы, евангелисты, отцы Церкви. Деву Марию Благовещение застает за чтением книги. Кающаяся Мария Магдалина также читает книгу. С книгой изображались персонажи, прославившиеся писательской деятельностью, в том числе апостол Павел, Фома Аквинский, Бернард Клервоский, Доминик и др. Бог Отец и Христос также часто представлялись с книгой, на которой написаны буквы «альфа» и «омега». Книга, проткнутая мечом, является атрибутом святого Бонифация, с крестом, лежащим на ней, - персонифицированной веры; со знаком геральдической лилии - святого Зиновия. Под книгой с печатями подразумевается Апокалипсис. Вместе с тем книжники трактуются в Евангелии как враги Христа. Некоторые мистические книги требуют особого ключа для их понимания: например, «Сивиллины книги» или «И-цзин». Мифологема о поиске истиной книги также характерна для многих культурных традиций. В герметизме сообщалось о 36 тыс. книг, написанных Гермесом Трисамегистом, но утраченных при пожарах в Александрийской библиотеке. Мусульмане верят, что, помимо земного Корана, существует и небесный. Книга - попытка конструирования образа алхимика. В новое время книга, «Букварь», стала символом всеобщего образования. Костры из книг символизировали разрушающую силу ряда идеологий. В настоящее время популярность приобретает дихотомия: «Книга против телеэкрана». Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

КОВЕР

КОВЕР - символ реализации, мечты. Американский художник С. Сарджент однажды заявил: «Вся живопись итальянского Ренессанса не стоит одного кусочка иранского ковра». Персидские ковры в поэтической традиции сравнивались с благоухающим садом, полным прекрасных цветов, плодов, птиц, диковинных зверей. Они воспринимались как средоточие творческой энергии. Украшение дворцов и апартаментов, ковры являлись символом роскоши. Первые ковры были сотканы скотоводами. Древнейший из них обнаружил русский археолог А. Роденко в погребениях Пазырыкских курганов на Алтае. Расцвет персидского ковроткачества приходился на XVI-XVII вв. Ковры являлись полем, на котором ткачи изображали тот или иной символический рисунок. В 1601 по заказу польского короля Зигмунда Вазы в персидском городе Кашане были сотканы ковры с государственной эмблематикой Польши. Наряду с традиционными коврами, ткались и коврики-пошти, площадью в несколько квадратных сантиметров. Самый большой ковер площадью в 1240 квадратных метров был изготовлен в Наджафабаде. В коврах отражался сакральный аспект геометрии. Широкое распространение в мусульманском мире имели молитвенные коврики. Коверсамолет в русских и арабских сказках символизировал духовное возвышение над материальным миром. Трудоемкое ручное ткачество подразумевало специальное обучение, составлявшее тайну. До сих пор существует лишь имитация ковров персидской выделки. Символизм ковра раскрывается через постижение его центра, своеобразие которого зависит от смысла, вложенного в композицию в целом. Для тебризского ковроткачества была характерна особая склонность к поэтизации. Керманское более других соответствовало дворцовому интерьеру. У исфаханских ковров преобладала символика виноградной лозы. Нагнские отличаются прежде всего игрой света. Бухарское ковроткачество было склонно к изображению геометрических композиций. В медитационной практике мир постигался через созерцание ковра. Источ.: Ковры - персидские // Наука и религия. 1997. № 4.

КОЗЕЛ

КОЗЕЛ - животное, символизирующее распущенность и похотливость. Выступает животной персонификацией дьявола. На сатанинских шабашах ведьмы почитали дьявола в облике козла. Сатанинский ритуал подразумевал «поцелуй стыда», когда адепты целовали козлиный зад. Согласно одной из средневековых легенд, козел ежедневно исчезает из жизни, чтобы дьявол в преисподней расчесывал ему бороду. Козлиную бороду и копыта имел Барфомет. Пропорции головы козла усматривались в перевернутой пентаграмме. По козлиным атрибутам - рогам, копытам, хвосту - идентифицировали черта. На Страшном Суде Христос отделит козлиц (грешников) от агнцев (праведников). Козел также символизировал жизненные силы и плодовитость. Часто использовался для жертвоприношений. В Библии священник символически переносил все грехи мира на голову козла, после чего того изгоняли в пустыню. Такой же обычай зафиксирован и у других народов Ближнего и Среднего Востока. Отсюда идет происхождение фразеологизма «козел отпущения». Противники брадобрития в России ссылались на случай, когда обритый козел бросился в пропасть. Фабула гласила, что даже животные хранят свой, установленный от Бога, вид. На современном сленге слово «козел» является одним из наиболее сильных оскорблений. На тюремном жаргоне «козел», как и сука, обозначает доносчика и вообще человека, сотрудничающего с администрацией тюрьмы. Впрочем, не во всех культурных традициях козел преподносился в негативном ракурсе. В китайской семиотике козел выступал в качестве олицетворения принципа ян (см.: Инь - ян). По ведической традиции он атрибут бога Агни. Скандинавы считали его священным животным Тора. Козлоподобным изображался греческий бог Пан. Козлиные мотивы неизменно присутствовали в символике дионисий, да сам Дионис зачастую принимал облик козла. Его свиту составляли козлоногие сатиры. На козьем молоке был взращен Юпитер. Козий рог, из которого пил Юпитер, получил наименование «рог изобилия». «Колесницу Любви» также везли козлы. Астрологически он знак декабря. Зодиакальный символ Козерога представлял собой образ козла со спиралевидным рыбьим хвостом. Для алхимиков козлиная голова выступала знаком серы. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

КОЗЕРОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЕСНИЦА

КОЛЕСНИЦА - седьмая нумерованная карта Таро. Другие названия - Повозка, Триумф, Победа, Меч, Оружие, Величие. Символизирует развитие, экспрессию, бурную политическую деятельность. Психологические качества - самоконтроль, самоуважение, сила воли, стоицизм. Карта подразумевает успех, достигнутый посредством собственных волевых усилий, а не случая. Ее выпадение служит предсказанием удачи в профессиональной деятельности и дальних путешествиях. Истолковывается также в качестве символа праведной жизни и ответственности. Перевернутая карта свидетельствует об отсутствии психического равновесия, неуверенности, внешнем давлении и неблагоприятном влиянии окружающих. Может истолковываться как преклонение пред отжившими традициями и неоправданное самоограничение. Выпадение перевернутой карты предвещает конфликт с законом или неожиданное судебное дело. На карте изображен воин-триумфатор, увенчанный короной и восседающий на колеснице, запряженной конями или сфинксами. Он может выбрать либо вечный духовный подвиг, либо пойти по пути конкистадора. Звездный балдахон над колесницей поддерживается четырьмя столбами. Всадник трактуется как Возвышенный посвященный, скачущий в поводке Творения. Колесница воплощает в себе солнечную энергию. Порядковый номер карты раскрывает сакральную тайну космологии семи планет. Четыре столба интерпретируются как четыре Могущества, на основе которых держится мироздание, представленное звездным занавесом. Всадник держит солнечный скипетр воли и власти. Его плечи украшены изображениями полумесяцев - Урим и Туммим. Сфинксы символизируют тайную силу, посредством которой посвященный достигает успеха. Иногда корпус колесницы изображается в виде куба, что позволяет трактовать всадника как возрожденного человека. Всадник одет в латы, что указывает на доблесть и профессиональный долг. На голове - диадема. Он не застыл в статическом положении, а поднимается из куба, символизируя тем самым восхождение, а также переход от одной степени посвящения к другой. В псевдоегипетской системе Таро, в руках воина кривая сабля лунного полумесяца. Он носит бороду, что подразумевает зрелость. Его воротник составлен из планетарных орбит. Скипетр увенчан квадратом, на котором изображен круг, пронзенный треугольником, что раскрывает идею трехмерности Вселенной. Источ.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Николаева Р. Таро: прогноз судьбы и… психологическая помощь // Наука и религия. 1991.  № 12; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1991.

КОЛЕСО

КОЛЕСО - фигура, символизирующая солнечный путь. Единственная геометрическая форма, сохраняющая свои признаки при увеличении числа измерений. Несмотря на видимую простоту устройства, не было известно древним египтянам и инкам. Вместе с тем в Египте круг с точкой в центре обозначал человека. Шест с колесом использовался в качестве знака солнца на празднике Ивана Куп алы. Такую фигуру возводили над костром или колодцем. Колесо символизирует диалектику вечного движения. В крутящемся колесе движение повторяет самое себя. Колесо - знак солнцеворота. Существовали календарные проекции колеса, где каждая спица выпадала на определенный поворот в погоде. Знаком Ильина дня выступало шестиспицевое колесо. В буддизме колесо символизирует непрерывную цепь перерождений. Помимо «колеса жизни», в буддистской семиотике популярностью пользовалось «колесо закона» - кармы. Колесо выступает также символом Фортуны, счастливого случая, свидетельствуя в то же время о жизненном непостоянстве. В композиции с Немезидой служило предупреждением преступникам о неотвратимости наказаний и бренности сиюминутной наживы. На популярном в Средние века рисунке у Колеса Фортуны помещались четыре царственные особы. Соответственно динамике вращения колеса их девизы таковы: «Я буду царствовать», «Я царствую», «Я царствовал» и «Я отцарствовал». Колесо Фортуны противопоставляется принципу стойкости. Известны колеса-кресты, где Христос изображался внутри круга в виде спиц. Колесо, вращающееся по солнцу, выступало символом добра, против Солнца - зла. Колесование являлось распространенным видом казни. Иезекиилю было видение колеса, имеющего глаза на своем ободе. Образ интерпретировался как трон Бога или ангела. Сломанное и снабженное шипами колесо является атрибутом святой Екатерины Александрийской. Колесо со свечами на обеде - знак святого Донатиана. Колесо - знак динамизации жизни. Оно может выступать эмблемой скорости. На новом сленге «колеса» - это таблетки, используемые в качестве наркотиков. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

КОЛЕСО ФОРТУНЫ, АРКАН ТАРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛОДЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛОФОН

КОЛОФОН (от греч. «колофон» - предел или последняя строка) - в современном понимании колофоном называется эмблема издательства, часто изображающаяся на корешке книги. Это понятие также обозначает надписи на титульном листе или на обратной его стороне, в которых даны название издательства, дата и место публикации, т. е. информация, которую раньше помещали в конце книги. Происхождение понятия относится к воинам небольшого городка Колофона, расположенного неподалеку от Эфеса (в наше время на западе Турции). Согласно легенде, воины Колофона дожидались времени, когда в сражении наступал критический момент, а потом неожиданно наносили удар, который решал судьбу битвы. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1994.

КОЛЬЦО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница