Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЦ"-"МЫШ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЦ"-"МЫШ")

МЕЦЕНАТ

МЕЦЕНАТ (от лат. Maecenas - имени Гая Цильния Мецената, богатого римского гражданина, прославившегося покровительством поэтам и художникам) - лицо, обладающее властью и богатством, оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или каким-либо начинаниям в художественной жизни. Меценатство известно с древности. Среди крупных меценатов были монархи (Людовик XIV и Петр I), князья Церкви (папа Юлий II), правители (Козимо и Лоренцо Медичи), банкиры (Футгеры и Ротшильды). В России дворянское и купеческое меценатство имело большое значение для развития искусства, музеев и художественных промыслов, особенно в конце XIX - начале XX в. Известными меценатами в это время были П. М. и С. М. Третьяковы, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов (Савва Великолепный), С. И. и П. И. Щукины, И. А. и М. А. Морозовы и др. В настоящее время более употребительным стал термин «спонсор», обозначающий как бескорыстного мецената, так и человека, вкладывающего деньги в искусство и художественную жизнь. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Биографический энциклопедический словарь. М., 2000.

МЕЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИКРОКОСМ

МИКРОКОСМ (от греч. mikros kosmos - маленький мир) - человек как уменьшенная модель Вселенной, макрокосма. В астрологии микрокосм обозначает соответствие знаков Зодиака частям человеческого тела. Но, как правило, мистики не настаивают на «абсолютном подобии» человека Вселенной. Речь идет лишь о том, что процессы, происходящие внутри человеческого организма, аналогичны вселенским процессам и подчиняются одним и тем же законам. Концепция микрокосма известна практически во всех развитых мистических учениях и служит основой для многочисленных метафизических теорий. Наиболее развитая и самая древняя теория микрокосма принадлежит даосской натурфилософии. Именно оттуда она распространилась по всему древнему миру. Сам термин «микрокосм» появился в западной философии во времена Сократа и Платона (в V в. до н. э.), а чаще всего он встречается в учении Демокрита. Благодаря неоплатоникам, с идеей микрокосма познакомились гностики, а вслед за ними христианские схоласты, иудейские каббалисты и философы Возрождения, например, Парацельс, который отмечал, что «тело происходит из элементов, душа - из звезд, а дух - от Бога». Древние астрологи представляли Вселенную в виде большого организма, похожего на человеческое тело, разделенное на 12 частей, каждая из которых управлялась соответствующим созвездием. Согласно теории арабского астролога и врача XIII в. Виллановы, Овен управляет головой, а Телец - затылком и шеей, Близнецам подчинены руки, Раку - грудь, Льву - сердце, рот, язык и печень. Дева управляет животом и внутренностями, Весы - кожей, почками и тазом. Скорпион господствует над детородными органами, Стрелец - над бедрами и ягодицами. Под управлением Козерога находятся коленные суставы, Водолей властвует над икрами ног, а Рыбы - над ступнями. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

МИНДАЛЬ

МИНДАЛЬ - символ божественного благоволения и бдительности, поскольку на иврите «скекед» имеет также значение «будить». Миндальное молоко было компонентом постного стола во время Великого поста. Во Франции миндаль символизирует счастливый брак, а в Восточном Средиземноморье цветы миндаля, поскольку он цветет первым, стали символом весны. Форму миндаля имеет мандорла. Так, Дева Мария иногда изображается с ореолом в форме миндаля. Библия рассказывает о том, как решился исход борьбы за первенство среди 12 Израилевых колен. Глава каждого из них принес жезл, и все они были положены в скинии. На следующий день жезл Аарона, старшего брата Моисея, представлявшего колено Левитово, расцвел и произвел спелый миндаль. Этот пример неоплодотворенного плодоношения привел к тому, что в Средние века миндаль стал символом девственной чистоты Девы Марии. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

МИНОТАВР

МИНОТАВР - полубык, получеловек, родившийся как плод неистовой страсти царицы Крита Пасифаи к белому быку, который по велению Нептуна вышел из моря. Впоследствии Дедал, создатель хитроумного устройства, позволившего царице утолить свое противоестественное желание, соорудил лабиринт, дабы в нем заточить ее сына-чудовище. В одном своем стихе, где речь идет об изобретательности, Овидий говорил о «человеке-полубыке, быке-получеловеке», а Данте изобразил Минотавра с головой человека и туловищем быка. Идея построить дом так, чтобы люди не могли найти из него выхода, возможно, еще более странна, чем человек с бычьей головой. Однако оба вымысла удачно сочетаются, и образ лабиринта гармонирует с образом Минотавра. Представляется вполне естественным, что в центре чудовищного дома должно обитать чудовище. Согласно древнегреческим мифам, Минотавр питался человечиной, и, чтобы его кормить, царь Крита наложил на город Афины ежегодную дань - семь юношей и семь девиц. Когда Тесею выпал жребий стать жертвой ненасытного чудовища, он решил избавить родину от подобной повинности. Так как дочь критского царя Ариадна дала ему волшебную нить, чтобы он мог найти обратный путь из лабиринта, то герою удалось не только убить чудовище, но и благополучно бежать. Миф о Минотавре был, вероятно, отзвуком древних доэллинских культов быка с характерными для них священными боями быков. Судя по настенным изображениям, человеческие фигуры с бычьими головами были обычны в критской демонологии. Кроме того, образ быка появляется на минойских монетах и печатях. Вергилий в «Энеиде» поведал о том, как Эней нашел изображение обиталища Минотавра на одной из дверей Кумского храма, откуда пещера вела в подземное царство. Потому в средневековых церквах лабиринт Минотавра стал изображаться в качестве христианского символа ада. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

МИР, АРКАН ТАРО

МИР, АРКАН ТАРО - двадцать первая карта Старшего Аркана Таро, изображающая летящую женскую фигуру с разведенными в стороны руками, обвитую шарфом в виде еврейской буквы «каф» и окруженную ореолом света. 21 - это число полноты, результат умножения двух магических чисел: 3 на 7. Кроме того, это число абсолютного единства и бесконечных возможностей. Из-за отказа от предзаданных концепций в пользу непосредственного опыта эта цифра приравнивается к нулю или карте Глупец. Мир изображает идеальное состояние, из которого человечество возникло и к которому оно возвращается. Оккультное значение карты - награда. Изображенный овал символизирует полноту творения, а легкая вуаль говорит о бесконечности постижения тайн существования. Вверху карты изображены ангел и орел - принципы воздуха, а внизу - бык и лев - начала земли. Это обозначает четырех евангелистов, четырех существ, увиденных Иезекиилем, которые вместе составляют сфинкса - загадку жизни. Тем самым фиксируется постоянное превращение всех форм жизни в мировое яйцо - символ возрождения всех вещей. В греческой мифологии изображение мира представляется изображениями Пана и Гея, в римской - Фавна и сатурна, а в астрологии - Солнца. В еврейском алфавите карта отождествляется с буквой «тау». Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МИРА КРЕСТ

МИРА КРЕСТ - символ, разработанный Джеральдом Холтомом в 1958 для начинавшегося «Движения за ядерное разоружение». Поначалу Холтом хотел взять за основу символа более традиционное изображение, но затем решил, что традиционные кресты несут слишком много значений, в том числе и военных. На создание нового символа его вдохновила семафорная азбука: крест составлен из ее символов для N (nuclear - ядерное) и D (disarmament - разоружение). Символы помещены в круг, что призвано символизировать глобальное соглашение. Этот символ привлек общественное внимание после первого марша протеста от Лондона к центру по ядерным исследованиям в Беркшире 4 апреля 1958. В 1960-е этот крест, среди молодежи носящий название «пацифик», стал одним из самых распространенных знаков, символизируя как мир, так и анархию. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

МИРОВАЯ ИМПЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРТ

МИРТ - символ вечной любви и брака. Миртовым венком увенчивали победителей, а у древних евреев он стал символом мира. Вечнозеленый кустарник в античную эпоху был посвящен богине любви Венере, поэтому в Древнем Риме жених украшал себя миртом в день свадьбы. Мирт часто включался в свадебные букеты. В некоторых странах сохранилась традиция сажать побег мирта в саду, если дочь выходит замуж. Побег от букета королевы Виктории, посаженный ею в 1840, в канун свадьбы, оказался миртом, ветвь которого оказалась и в букете леди Дианы Спенсер в день свадьбы с принцем Чарлзом в 1981. Помимо Венеры, мирт являлся атрибутом ее служанок, трех граций - Аглаи, Евфросины и Талии, олицетворяющих три стадии любви: красоту, желание, удовлетворение - или выступающих персонификацией Целомудрия, Красоты и Любви. В эпоху Ренессанса мирт, поскольку он был вечнозеленым, стал символизировать вечную любовь и в особенности супружескую верность. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

МИХАИЛ

МИХАИЛ - архангел, один из ангелов, носящих мистическое имя Бога. В библейской традиции - величайший из всех ангелов, что нашло отражение не только в иудейских, но и в христианских и мусульманских священных текстах. Михаил был известен халдеям и даже почитался ими как бог. В персидских сказаниях он выступает как Бештер или «тот, кто поддерживает человека». В Коране он именуется Микаилом, имеет изумрудно-зеленые крылья, покрыт «шафрановыми волосами, каждый из которых содержит миллион лиц и ртов и столько же языков, взывающих о прощении Аллаха». Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов. В библейских преданиях рассказывается, что херувимы появились из слез Михаила, которые он проливал над грехами верных. Он - глава чина добродетелей и архангелов, ангел мудрости, милости, раскаяния, добродетели и освящения, правитель 4-го неба и принц Израиля. Именно он остановил руку Авраама, когда тот готовился принести в жертву своего сына Исаака. Согласно легенде, огонь, который видел Моисей, был также явлен в виде Михаила. Вместе с Гавриилом, Уриилом и Рафаилом он был одним из четырех ангелов, погребавших Моисея, и именно он вступил в спор с Сатаной за обладание его телом. Христианство приняло ангела-хранителя еврейского народа как святого воинствующей церкви вообще. Корни такого толкования, по-видимому, лежат в религии древней Персии, пантеон которой был разделен пополам: на свет и тьму, или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы. В категориях конфликта Христа против Антихриста Михаил стал изображаться побеждающим дьявола. Сатана - либо в его получелове ческом обличье, либо в виде дракона - распростерт под ногами святого, готового убить дьявола. Архангел Михаил в сценах Страшного Суда изображается взвешивающим души умерших, чтобы измерить их истинные заслуги. Этому также имеется аналогия в греческой и египетской религиях. Например, одной из обязанностей Гермеса, Меркурия, сопровождавшего души умерших в подземное царство, было взвешивание на весах душ античных героев. В некоторых мистических и оккультных текстах Михаил ассоциировался со Святым Духом, Логосом и Метатроном. Например, в Апокалипсисе Баруха Михаил владеет ключами от Небесного Царства, что в ортодоксальной христианской традиции входит в обязанности Петра. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МЛАДЕНЕЦ

МЛАДЕНЕЦ - символ человеческой души, которая иногда изображается в виде обнаженного крылатого младенца. Согласно Евангелию, в канун рождения Христа царь Ирод Великий, узнав о рождении Младенца, которому было предсказано стать «Царем Иудейским», приказал перебить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Культ святых невинных детей, поклонение этим детям, как первым мученикам, сформировался с самого раннего периода христианской Церкви. В Средние века и позже дети часто изображались в облике благочестивых младенцев, держащих пальмовые ветви мучеников. Однако образ Божественного младенца был одним из наиболее распространенных и в дохристианской культуре. Так, легенда о происхождении Млечного Пути в пересказе Диодора Сицилийского повествует о том, что мать Геркулеса Алкмена, страшась гнева жены Юпитера Юноны, унесла младенца за пределы города и оставила там умирать. Но богиня мудрости и покровительница Геркулеса Минерва как бы случайно привела Юнону туда, где лежал Геркулес, и уговорила прижать его к своей груди. Младенец Геркулес так сильно укусил грудь, что бессмертное молоко Юноны брызнуло в небо, где превратилось в Млечный Путь. Младенца Бахуса, рожденного из бедра Юпитера, Меркурий передал нимфам, жившим в гроте на острове Ниса, чтобы они заботились о нем. Согласно мифам, Бахус был вскормлен сатиром, однако и сам Меркурий нередко изображался убаюкивающим Бахуса на руках. В итальянской живописи XVI-XVII вв. Адонис, зачатый Миррой от своего отца Кинира и превращенный по ее просьбе в миррово дерево, также изображался в виде младенца, которого полуженщина-полудерево передает служанке Луцине. Маленькими детьми может быть окружена Меланхолия, возможно, как отражение мифа о Сатурне, пожирающем свое потомство. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

МОГИЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕРН

МОДЕРН (от фр. moderne - новейший, современный) - стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX в. Мир форм модерна символизировал дух своего времени. Идейно-философской почвой, на которой родилось «новое искусство», был неоромантизм, возрождавший идеи конфликта между индивидом и обществом, миростроительной миссии художника-демиурга, ведущей роли творческого прозрения в создании произведения искусства. В сочетании с теориями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и с усилением интереса к учениям о скрытых закономерностях саморазвития духа и материи эти идеи приобрели в эстетике модерна самодовлеющее значение иррациональных импульсов к творчеству. Теоретики модерна - бельгийский архитектор Хенри Ван де Велде и английский архитектор Уильям Моррис - выдвинули утопическую идею «преобразования окружающего мира» посредством красоты. Идея синтеза искусств, основой которого выступала архитектура, способствовала возникновению оригинальной и яркой эстетики модерна, проявившей органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Характерные для архитектуры этого времени дома-иллюзии, дома-растения отрицали симметричность форм, а кованые перила выражали напряженный ритм эпохи. Особое место в стиле модерн занимает творчество испанского архитектора Гауди, дома и парковые композиции которого представляют собой непрерывный поток или бесконечную лиану. При этом любая часть конструкции или декора имела свое символическое религиозное значение. Например, параболические арки отождествлялись со Святой Троицей. Что касается живописи модерна, то для нее характерны плоскостность, орнаментальность целого в сочетании с включенными в ткань произведения иллюзорными и даже натуралистическими деталями. Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма. С живописью модерна связаны Поль Гоген, участники группы «Наби» во Франции, Эдвард Мунк в Норвегии, М. А. Врубель и В. М. Васнецов, участники группы «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов) в России. Скульптура модерна отличалась текучестью форм и причудливостью силуэта, примером чего служит позднее творчество Огюста Родена во Франции и работы А. С. Голубкиной в России. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

МОЛОКО

МОЛОКО - символ детского питания, молодых лет и нежности. Также молоко символизирует изначальную субстанцию рождения жизни на земле вообще. Это отразилось в представлениях разных народов о Млечном Пути. В сказках и аллегориях молочная река с кисельными берегами стала символом изобилия. Для характеристики холеной, не испорченной солнечными лучами кожи также употребляется понятия «молочная». В Японии белая кожа служила символом женской ипостаси, находящейся под покровительством луны. Поэтому для достижения необходимой белизны молодые женщины пользовались белилами. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

МОЛОТОК

МОЛОТОК - наряду с гвоздями является инструментом Страстей Господних и атрибутом матери Константина Великого Елены (ок. 255-330) - христианской святой, которая, согласно ее житию, обнаружила в Святой земле крест, на котором был распят Христос. Кроме того, молоток в руках у Вулкана - римского бога огня и покровителя кузнечного ремесла - стал символом и эмблемой соответствующей отрасли ремесла. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

МОНАДА

МОНАДА (1, I) - символ мудрости. Единица, символом которой служит точка, ассоциируется с домашним очагом, потому что располагается в центре Вселенной. Она представляет первое движение Бездны и возникновение Универсального Ума, или Бога. Число имеет только один параметр - Целостность. Как монолит, имеющий андрогинную природу, единица вмещает в себя все, кроме начала и конца. Как источник вечной мудрости и жизни, она отождествляется со множеством имен: изменчивым Протеем, памятливой Мнемозиной, могучим Атлантом, перворожденная Геей, глубочайшим Тартаром и совершенным Аполлоном Мусагетом. Единица является основой всех чисел и самой жизни. В Апокрифе Иоанна единое (Монас) ассоциируется с единовластием, над которым ничего нет: «Это Бог истинный и Отец всего, Дух незримый, кто надо всем, кто в нерушимости, кто в свете чистом, - тот, кого никакой свет глаза не может узреть». Из апокрифа видно, что Единый Бог и был Светом, но, когда он увидел, что «это хорошо», тем самым противопоставил себя самому же себе и стал двойственен, т. е. стал вмещать в себя как свет, так и несвет. В отличие от Айн Соф, свет единицы уже более или менее определенен, несмотря на «совершенство в нерушимости». Его можно сравнить с фотонным светом, образовавшимся, по теории американского физика Гамова, в результате взрыва точки сингулярности. В нумерологической практике человек, в чьем имени или дате рождения фигурирует единица, обладает способностями лидера, не нуждающегося в чьей-либо помощи. Он горд, упрям, настойчив, но всегда добивается поставленной перед ним цели. Люди с преобладающей единицей властвуют над другими, подавляя массы своей напористостью и интеллектом. Считается, что такие люди являются приземленным в своих устремлениях отражениями самого Иеговы. Атрибутами монады являются гермафродит, Бог, вместилище, хаос и темнота, башня, трон Юпитера. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МОНАХ

МОНАХ - символ отказа от ценностей материального мира, религиозного подвижничества и служения божеству. Члены различных религиозных конгрегаций обычно изображались получающими устав ордена из рук его основателя - например, Блаженного Августина и Бенедикта - или окружающими его гроб. Но с другой стороны, сцена искушения Христа в пустыне в искусстве итальянского Возрождения изображала Сатану в образе старца в монашеской рясе, из-под которой видно расщепленное копыто. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

МОНОГРАММА

МОНОГРАММА (греч. «простая линия») - изначально изображение, нарисованное одной линией, позднее - знак, составленный из двух или более связанных букв, обычно чьи-либо инициалы. Монограммы из двух или нескольких греческих и латинских букв появились еще в самом начале развития христианского искусства. Первой и наиболее знаменитой монограммой считается «Хи-Ро» или «кристограмма», представляющая собой две первые буквы греческого написания имени Христос. Символ «Хи-Ро» долгое время считался у греков знаком хорошего предзнаменования, так как представлял собой сокращенную форму слова chrestos - «благоприятный». Благоприятной монограммой считалась комбинация букв «альфа» и «омега» - первой и последней букв греческого алфавита, которые ранние христиане использовали для обозначения всемогущества и бесконечности Бога: ведь в Апокалипсисе было записано: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец». Одним из вариантов монограммы было размещение этих двух букв вместе с «Хи-Ро» в круге, символизирующем вечность. Иногда альфа составляла пару с «тау» - последней буквой еврейского алфавита. Другой популярной монограммой является IHS, включающая три буквы греческого имени Иисуса. С упадком Греции в Средние века стали появляться другие монограммы с латинскими буквами, часто в комбинации с крестом. Среди них был In Нас Salus («В этом кресте - спасение»), а также Iesus Hominum Salvator («Иисус, спаситель человечества»). Несмотря на то что сейчас эту монограмму изображают на обложке Библии, на покрывалах алтаря и на подушечках под колени, ее происхождение остается неясным для современников. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

МОНУМЕНТ

МОНУМЕНТ (от лат. monumentum - памятник - или monere - напоминать, внушать, воодушевлять) - сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц. Памятными знаками или монументами могут быть не только произведения монументального искусства, но и любые реалии, свидетельствующие о памятных датах и событиях: например, мост, корабль или танк, первым ворвавшийся в город, - а также уникальные природные явления: водопады Ниагара, Виктория, скалы - вековое дерево или целый ландшафт: Бородинское поле или равнина Ватерлоо. Чаще всего монументы Нового времени воздвигались в виде однофигурных или многофигурных скульптурных композиций в архитектурном оформлении. Художественный образ таких монументов может быть обобщенным, символико-аллегорическим или конкретно-историческим. При этом многие государственные монументы утверждали предписанные обществу официальные охранительные идеи, которые становились символами правящего режима. Так, выдвинутый В. И. Лениным план монументальной пропаганды предусматривал сооружение памятников К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции в Москве, мемориальной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов», памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде и т. п. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Чернявская Т. Н. Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. М., 1984.

МОРЗЕ АЗБУКА

МОРЗЕ АЗБУКА - телеграфный код, изобретенный в 1838 американским художником и изобретателем Сэмюэлем Финли Бризом Морзе. Морзе не был первым, кто изобрел электрический телеграф. На протяжении 1820-х и в начале 30-х гг. было проведено большое количество успешных экспериментов в Англии и Германии. Но именно Морзе создал систему передачи «алфавитного» кода, которая сначала состояла из точек и длинных и коротких тире, а буквы С, О, R, Y и Z представлялись комбинацией точек и промежутков определенной длительности между ними. Алфавит Морзе был составлен на основе того, что на печатной машинке наиболее часто используемые буквы расположены в центре. Поэтому изобретатель предназначил самым употребительным буквам самые короткие знаки, а самым малоупотребительным - долгие. Морзе включил в свой алфавит также цифры, некоторые знаки пунктуации и даже комбинацию, призванную передать знак доллара. Для того чтобы сделать «американский Морзе» более приемлемым для других языков, в 1851 на специальной конференции европейских стран был утвержден «международный Морзе» (иногда называемый «континентальным кодом»), который имеет отличия в 11 буквах и во всех цифрах, кроме 4. Кроме того, было расширено количество знаков пунктуации, включая апостроф и скобки, а также подчеркивание. Все сигналы передавались комбинацией только двух знаков - точки и тире, которое занимало три длины звучания точки. Различные длины интервалов обозначали отделение слов и букв: между буквами - три точки, а между словами - семь. В 1865 британский военно-морской флот принял систему Морзе в виде сигналов, отдаваемых днем флажками и ночью фонарями. В 1897 была принята еще и передача азбуки Морзе путем закрытия жалюзи на прожекторе. Использовались и другие системы - передача сигналов гелиографом, звуком сирены, а также рожком при плавании в тумане. Хотя сегодня передача информации при помощи азбуки Морзе уступила место другим, более современным методам, она до сих пор широко используется благодаря технологическим нововведениям, например беспроводной связи, оставаясь одной из самых надежных систем. Источ.: Биографический энциклопедический словарь. М., 2000; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

МОРСКИЕ СИГНАЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРСКОЙ КОНЬ

МОРСКОЙ КОНЬ - в отличие от большинства вымышленных существ, морской конь не является комбинированным существом. По легенде, это просто дикий конь, обитающий в море и выходящий на сушу только в безлунные ночи, когда бриз доносит до него запах кобыл. На некоем острове - возможно, Борнео - пастухи выгоняют лучших царских кобыл, а сами прячутся в пещерах. Именно тут Синдбад-мореход, увидев выходящего из моря жеребца, наблюдал, как он покрыл кобылицу, и слышал его ржанье. По мнению историка Л. Бертона, окончательная версия «Тысячи и одной ночи» создана в XIII в. В этом же веке жил космограф Захария аль Казвини, который в трактате «Чудеса творения» написал: «Морской конь подобен коню суши, но грива и хвост у него длиннее, окраска более яркая, копыта раздвоены, как у дикого быка, а ростом он меньше обычного коня и чуть больше осла». Он же отмечал, что скрещение морской и обычной пород дает весьма красивое потомство. Спустя пять веков китайский путешественник Ван Тайхай дал такое описание морского коня: «Шерсть у него черная, блестящая, хвост длинный, волочится по земле. На суше он двигается, как обычные кони, очень послушен и способен за один день пройти сотни миль. Однако не следует купать его в реке - как только он видит воду, в нем возрождается прежняя его природа, и он уплывает прочь». Современные этнологи увидели корни этих исламских представлений в грекоримском поверье о ветре, оплодотворяющем кобыл. В третьей книге «Георгик» Вергилий изложил эту легенду в стихах, а несколько позже Плиний Старший описал ее более конкретно: «Известно, что в Португалии, на берегах реки Тахо и близ Лиссабона, когда подует западный ветер, кобылы, поворачивая круп ему навстречу, задирают хвост и так зачинают от этого плодоносного ветра вместо естественного семени…» Историк Юстин предполагал, что своим возникновением эта легенда обязана метафоре «сыны ветра», характеризующей быстрых скакунов. Однако в греко-римской мифологии сохранились и другие представления о морском коне, гиппокампе - сказочном морском существе, соединившем в себе коня и рыбу. Гиппокампы везли колесницу бога морей Посейдона-Нептуна и нереиды - Галатеи. В раннем христианском искусстве в виде гиппокампа изображалась «большая рыба», проглотившая библейского Иону. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

МОСТ

МОСТ - символ соединения разрозненного и разведенного, в частности, объединения культур или планов существования. Таким символом у многих народов является радуга, представляющая собой мост между небом и землей. Во многих религиозных верованиях душа после смерти по мосту переходит пространство, разделяющее два мира - земной и посмертный. Охваченный языками пламени ада, мост добродетельные люди пересекают легко, порочные же падают с него вниз, в адское пламя. В исламе этот мост тоньше волоса и острее лезвия ножа, так что грешники соскальзывают с него в ад, а праведники достигают рая раньше или позже, в зависимости от степени их праведности. Эти представления иллюстрируют двойственность символики моста, который не только соединяет разведенные части, но и является объектом преодоления: по мосту можно и не добраться до другого берега. В персидской мифологии мост соединял землю и небо, подобно лестнице Иакова. В христианской традиции широко известным символом стал Мульвийский мост, на котором Константин Великий на белом коне с копьем наизготовку противостоял Максенцию. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

МУДРА

МУДРА (на санскр. «муд» - радость и «ра» - давать) - особые жесты и позы, используемые в ритуальной практике индуизма, буддизма и родственных им мистических учений. Искусство мудры напоминает язык глухонемых, благодаря которому индийский актер или танцовщик может передать сложный литературный текст. Наглядные примеры мудр можно найти в индийской культовой скульптуре, где любая поза божества, любое положение его рук и пальцев наделены глубоким мистическим значением и понятны только посвященным. Таким образом, комплекс мудр представляет собой тайный язык жестов, вполне пригодный для изложения сложных мистических теорий. При этом каждая мудра имеет несколько значений, зависящих от сопровождающих их движений глаз, головы и тела. В йоге и ритуальной практике тантризма мудры применяются в качестве магических приемов, помогающих адепту сохранить энергию и уберечься от всякого зла. Интересно, что широко известные «рожки» из указательного пальца и мизинца также являются тантрической мудрой, применяемой для защиты от демонов. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

МУЗЫКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУНА АЛФАВИТ

МУНА АЛФАВИТ - назван так по имени своего изобретателя Уилльяма Муна (1818-1894), который, имея с четырех лет ослабленное зрение, окончательно потерял его к 21 году. Ничего не зная о системе француза Луи Брайля, Мун в 1847 создал свою систему выпуклых кривых, основанную на девяти латинских буквах. Несколько лет спустя алфавит Муна был расширен и в настоящее время использует полный набор букв, цифр, знаков препинания и дополнительных знаков для обозначения слов. Созданная для чтения, система была изменена в 1980, приняв общепринятое направление слева направо. Запись, сделанная алфавитом Муна, получалась больше по размерам, чем запись шрифтом Брайля, и потому более дорогой в производстве книг. Однако поскольку символы Муна требуют меньшей чувствительности пальцев, их легче читать. Это большое преимущество для людей, потерявших зрение в преклонном возрасте. По этой же причине алфавит Муна используется как первый шаг к обучению шрифту Брайля. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

МУНДИР

МУНДИР - официальная форменная одежда, соответствующая титулам и визуально их выражающая. Вместе с орденами мундиры являются наиболее заметным признаком эпохи. Следует заметить, что фасону мундира придавалось существенное социальное значение. Военные мундиры во всех странах возникли ранее всех прочих. Они служили напоминанием о боевой доблести, чести и высоком чувстве воинского товарищества. При этом военные мундиры отличались большим разнообразием фасонов и цветов, в зависимости от рода войск или даже того или иного полка. Особенно разнообразными были мундиры в кавалерии. Источ.: Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л., 1991.

МУРАВЕЙ

МУРАВЕЙ - символ прилежания, скромности и бережливости. Недаром существует поговорка: «трудится, как муравей». У христиан считалось, что муравей питается зернами пшеницы, отделяя их «от плевел», и поэтому он символизировал образ мудреца, который достигает мудрости, отделяя истинное учение от ложного. Муравей является любимым героем японских сказок. А у африканского племени бете божественный муравей Кпакпаньинидьепо воплощает человеческую совесть. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1994. С. 280; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ

МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ - невообразимое чудовище, описанное Гюставом Флобером следующим образом: «Спереди лев, сзади муравей с половыми органами навыворот». Этот фантастический образ возник в Средние века из библейского выражения в Книге Иова: «Могучий лев погибает без добычи», - которое в переводе Семидесяти толковников превратилось в фразу: «Муравьиный лев погибает без добычи». Вспомнив какого-то арабского льва, которого Элиан и Страбон называли myrmex (мирмекс), что по-гречески значит «муравей», сочинили слово «мирмеколион» - «муравьиный лев». Этот образ средневековые бестиарии с успехом развили и дополнили: «Физиолог гласит: у него морда (или передняя часть) льва и задняя часть - муравья. Его отец питается мясом, но мать ест зерно. И когда они рождают муравьиного льва, это существо двуприродное: он не может есть мясо, ибо это противно природе его матери, не может есть и зерно, ибо это противно природе его отца. Посему он погибает из-за отсутствия пищи». Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

МУХА

МУХА - символ слабости, незначительности, а также подкупа, болезни и греха, так как Вельзевул еврейской традиции является «господином мух». Кроме того, из-за тех мучений, которые она причиняет животным, муха символизирует мучителя. Изображение мухи в натуральную величину иногда находится на самом видном месте в картинах нидерландских, немецких и итальянских художников середины XV - первых десятилетий XVI в. На первый взгляд кажется, что в это не вкладывалось никакого символического значения, поскольку сюжетный материал картин весьма разнообразен. Однако легенда гласит, что Вергилий смастерил медную муху и после таинственной церемонии поместил ее на ворота Неаполя, что на восемь лет защитило город от мух. Иначе говоря, нарисованная муха служила защитным талисманом против реальных насекомых, которые в противном случае могут сесть и оставить грязные следы на живописном воплощении религиозной темы. Вошло в практику изображение нежелательных насекомых на фасадах домов, дабы прогнать их прочь. Это поверье находится в одном ряду с гомеопатическим характером средневековой медицины, основной принцип которой - «подобное излечивается подобным». В некоторых более поздних примерах назначение мухи - служить просто «обманкой». Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

МЫШЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница