Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "Ч"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАСЫ

ЧАСЫ - символ времени и движения, вечного и имеющего свой предел. В греческой мифологии часы воплощали идеи «длительности, неотвратимости и неумолимости» и связывались с именами Зевса, Темиса, составляя свиту бога солнца Гелиоса. Часы - символ скоротечности жизни, свидетельство трансформации физического состояния всего живого, перехода от детства к юности, затем к зрелому возрасту, а после - через старость - к конечной точке - к смерти. Часы без стрелок - эмблема пустой и ненаполненой каким-либо содержанием жизни. Часы еще и образ, присутствующий во многих творческих произведениях, где они символизируют течение жизни во времени и пространстве. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000.

ЧАША

ЧАША - символ самоотвержения. Все, что связано с самоотвержением во имя человечества, связано с этим символом. Подобный подход к образу чаши идет со времен Христа, принявшего на себя муки во имя жизни человеческого рода и всего живого. Чаша, кроме того, символизирует накопление человеческих знаний о мире и природе, об их взаимоотношениях, о возможности использования опыта и традиций исключительно на пользу цивилизации. Чаша Грааля - прекрасный образец двух составляющих этот символ элементов - самоотвержения и хранилища человеческих знаний. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЧЕЛОВЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕРЕП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕРЕПАХА

ЧЕРЕПАХА - символ материального существования: панцирь черепахи рассматривается как свод небес, возникших на плоской земле; непосредственный посредник между небом и землей, символ всего универсального. Черепаха символизирует неторопливость жизни, плавное ее течение и ассоциируется со всем тихоходным, медлительным. Культ черепахи был более свойствен традициям народов Центральной Азии, где на черепаху смотрели как на воплощение бога Вишну, хранителя миров. Считалось, что на ее спине расположена гора Мандра, вокруг которой обвивается гигантский змей Ананта, за один конец которого тянут боги (девы), за другой - демоны (асуры). В алхимии черепаха представляет собой «нерасчлененную массу», т. е. фиксированный элемент в самом негативном аспекте, отождествленный с инерцией, медлительностью, материалистическими составляющими бытие. В китайской традиции черепаха - символ бессмертия, что связано с удивительно длинной продолжительностью ее жизни. Внутренности черепахи служили сырьем для изготовления так называемого эликсира жизни, что нашло отражения в мифах и преданиях Китая. Черепаха еще и символ мудрости, о чем свидетельствуют многочисленные барельефы и изображения. В античной истории черепаха - священное животное богини любви Венеры и бога природы Пана. Черепахе удалось сохранить свою символику и в христианскую эпоху, где она это уже «греховная плоть». Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ЧЕРНЫЙ

ЧЕРНЫЙ (цвет) - антипод белого, символ смерти, хаоса, мрака, ночи. Цвет траура. С черным цветом в истории мировых цивилизаций связаны только отрицательные стороны, в том числе и черная магия, ведьмовство, подземный мир, наконец, ад. Черный и белый цвета символизируют противостояние двух миров, двух первооснов в человеческом существе, двух духовных ипостасей. Широко используется в архитектуре и изобразительном искусстве, особенно там, где необходимо подчеркнуть неоднозначное отношение к тому или иному объекту. Подобным примером использования черного цвета в противопоставлении с белым можно считать памятник Эрнста Неизвестного на могиле Н. С. Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, выполненного из десяти камней - пяти белых и пяти черных - по числу проведенных у кормила власти лет. Тем самым скульптор подчеркнул свое отношение и к неоднозначной судьбе, и к спорным оценкам этого политического и государственного деятеля. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Боголюбов Н. Тайные общества XX века. СПб., 1997; Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М.,  2000.  

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ (14, XIV) - нумерологический знак, половина от 28, то есть от лунного месяца. Обозначает число дней роста луны. Четырнадцать рассматривались исключительно как число, направленное на борьбу со злом: видимо поскольку стоит после 13. Так, в Древнем Египте Осирис был растерзан на 14 частей, разбросанных по всей земле. Каждый из этих фрагментов принес земле только добро. Число 14 играет важную роль в исламе, которому присущ лунный символизм: число букв в арабском алфавите, состоящем из 14 так называемых солнечных букв, 14 лунных и 14 с диакретическими знаками и 14 без них. Одно из имен пророка состоит из 14 букв и означает, что он «появился в этом темном мире, как полная луна, чтобы осветить его духовной и физической красотой». В русских традициях - как, впрочем, и на Западе - число 14 отражения не нашло: оно более свойственно Востоку, где противопоставляется христианской (в первую очередь католической) культуре. Источ.: Энциклопедий символов, знаков, эмблем. М., 1999; Ковалев С. И. Из истории критики христианства (Мифологическая школа) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М., 1959. Т. 1-2.

ЧИСЛО

ЧИСЛО - нечетное: символ светлого, доброго, мужской аспект; четное: символ темного, женский аспект. Имеет значимую историю. У пифагорейцев трактовалось как выражение гармонии космического и человеческого порядков. В исламе рассматривалось как первооснова всех наук, искусства и культуры в целом. В литературе приводятся изречения пророка о том, что числа позволяют человеку открыть мир духовный, способствуют его оформлению в настоящего мусульманина и дают возможность перенять весь комплекс знаний и опыта предшествующих поколений. Символика чисел используется в священной литературе, архитектуре, музыке, скульптуре и живописи. Числа используются еще и для тренировки умственных способностей человека, выступая в данном случае своеобразным символом человеческого интеллекта. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000; Звезды не лгут. Но верить ли астрологии? // Наука и религия. 1991. № 10; Носгард О. Тринадцатый знак Зодиака: историко-криминологическое расследование. М., 1997; Кваша Г. Исторический гороскоп II Наука и религия. 1992. № 8-9.

Предыдущая страница Следующая страница