Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "Р"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Р

Р - буква, произошедшая от семитского символа «rech», переводимого как «голова». От финикийцев эта буква перешла к грекам, которые назвали ее «ро» и придали ей современную форму. Римляне применяли другую форму буквы - с маленьким диагональным хвостиком, который позднее удлинили. Римский сатирик Персий называл R «собачьей буквой», поскольку звук ее произношения очень походил на рычание собаки. Графически русское Р, как и английское R, обозначает жезл или посох. Нумерологически в системе карт Таро число английского R равно 9, что соответствует девятому Аркану Отшельник - знаку духовной помощи. 18-я буква (Рцы) в кириллице и «ар» в английском алфавите, 17-я «эр» в русском языке и «ро» в греческом, в еврейском алфавите «Реш» является 20-й буквой. Ее число равно 200, а в кириллице - 100. Иероглиф буквы в Каббале означает голову человека, а ее символами служат сфера или круг. Буква связана с божественным именем Рахим - милосердие. Ее планетой является Сатурн. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

РАДУГА

РАДУГА - символ небесного чистого, дарующего жизнь, таинственного и величественного. Радуга символизирует связь между небом и землей. Согласно Библии, была создана Богом после Всемирного потопа, как знак обещания никогда больше не насылать на людей потоп. В средневековых христианских изображениях Христос в день Страшного Суда восседает на радуге. Радуга также ассоциируется с Девой Марией как посредником между Богом и людьми. Иногда она, будучи трехцветной, может ассоциироваться с Троицей. Вообще на основе Аристотелевой триады христианский Запад видит в радуге только три основных цвета, символ Троицы: синий (небесная природа Христа), красный (страсти Христа) и зеленый (миссия Христа на земле). Радугу иногда считали волшебной повязкой на голове Бога или драгоценной диадемой Царицы Небесной. Радуга также выступает символом теплого лета, радости и дружбы Неба и Земли. В греческой мифологии радуга персонифицируется богиней Иридой. Древние индейцы считали ее луком богини Индры, стрелами из которого богиня поражала злых духов, прятавшихся в тучах. Нередко радуга ассоциируется с райской дугой, по которой можно пройти в царство праведников. В талмудической традиции она была создана Богом на шестой день творения. Символика радуги зависит от количества цветов ней. Так, в Китае в радуге различают пять цветов, соединение которых означает единство инь и ян. Символ Олимпийских игр - переплетенные пять разноцветных колец - трактуется как разложенная по цветам радуга. Радуга в своем естественном виде входит в ряд гербов стран «третьего мира», хотя это и не соответствует канонам геральдики. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

РАИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАК, ЗНАК ЗОДИАКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАКОВИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСПЯТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕБУС

РЕБУС (от лат. res - вещь) - представление имен, слов и фраз изображениями, фигурами, композициями из букв и т. п. Само слово появилось из латинской фразы non verbis sed rebus, что значит «не словами, но вещами». Ребусное написание использовалось в некоторых из ранних письменных систем. Ребусы оставались популярными в Средние века, когда их изображали на зданиях или объектах владения, особенно церковных организаций. По сей день они используются в торговых марках, таких, например, как знак фирмы «Старкей», где изображены звезда (star) и ключ (key). Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

РЕКА

РЕКА - символ необратимого потока времени и соответственно потери и забвения. Она также символ направления, определяющего векторы судьбы. Река еще и символ движения, которое заканчивается в великом океане. Река является отцом океана, но при этом она и дитя океана во всеобщем круговороте воды. Реки и их притоки подобны кровеносным сосудам. Для оседлых культур они - символ щедрости и источник плодородия земли. Река несет и очищающие функции. Так, Геракл очистил Авгиевы конюшни, направив через них воды двух рек. Вода рек священна: ею крестят, смывают грехи, очищают не только тело, но и душу. Священные реки Нил, Ганг и другие являются источниками мистической силы и благодати: омовение в них очищает от грехов и духовных загрязнений. Но боги этих рек, водяные, не только помогают людям, но и требуют от них жертв. Согласно вавилонской традиции, рай орошался Фисоном, Геоном, Тигром и Евфратом - четырьмя реками, которые европейское Средневековье сделало символами четырех Евангелий. В раннем христианском искусстве Христос изображался стоящим на вершине горы, из которой изливаются четыре потока. В ранних версиях Страшного Суда, особенно византийских, огненная река вытекает из-под ног Христа-судьи в ад, унося с собой грешников. Четыре реки Гадеса - Ахерон, Стикс, Флегетон и Коцит - Данте превратил в фазы наказания души в аду. Река - это символ преграды, разделяющей мир живых и мертвых, а также дорога в мир иной. В стране мертвых через реку Ахерон перевозят мертвых, а выпившие воды из Леты забывают все, что помнили раньше. Река является также символом постоянной изменчивости мира, что запечатлелось в известной формуле: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

РЕЛИКВИИ

РЕЛИКВИИ - в узком смысле слова бренные останки, «мощи» святого; в широком смысле реликвиями называют любые предметы, связанные со святыми. Почитание реликвий имеет огромное значение в христианстве, главным образом в католицизме, и в буддизме. Поклоняясь святым мощам, христиане тем самым чествуют самого святого. Первой христианской реликвией считается плащаница с тела апостола Павла, которую использовали для исцеления страждущих. Во время крестовых походов в Европу хлынул целый поток реликвий, но Католическая церковь утвердила поклонение реликвиям только на Трентском соборе 1563. Наиболее ценными христианскими реликвиями в католичестве считаются фрагменты креста, на котором был распят Христос, тогда как Православная церковь уделяет основное внимание поклонению иконам, а не реликвиям. Протестантские реформаторы XVI в. единодушно осудили поклонение мощам. В исламе также существует культ реликвий, связанных с основателем мусульманской религии и святыми. Однако этот культ не получил официального статуса, поскольку многие исламские теологи утверждают, что поклонение мощам противоречит учению пророка Мухаммеда. Буддисты поклонялись реликвиям с самого основания своей религии. В «Махапариниббана-сутте» повествуется о том, что прах Будды разделили между собой восемь индийских племен, которые воздвигли над этими реликвиями священные курганы - ступы. Эти погребальные сооружения в виде полусферы на цилиндрическом основании в буддизме символизируют Вселенную и чашу для подаяния Будде. Объектом поклонения сторонников буддизма служат также семь «телесных реликвий» (сарира): четыре клыка, две ключицы и лобная кость Будды. Тибетские буддисты поклоняются забальзамированным телам покойных далай-лам. В индуизме поклонение мощам практически отсутствует ввиду того, что индусы считают физический мир иллюзией, не имеющей никакого духовного значения. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

РЕМОРА

РЕМОРА (от лат. «отсрочка» или «помеха») - символ препятствия и непредвиденной задержки, которым стала рыба пепельного оттенка, имеющая на верхушке головы хрящевый диск, создающий вакуум, что дает ей возможность присасываться к другим подводным существам. Древние верили в то, что эта порода присасывающихся рыб, прилипая к судну, способна остановить его. Вот как Плиний излагает ее мифические свойства: «Существует маленькая рыбешка, обычно водится она возле скал и называется эхенеис; люди полагают, что, когда она присасывается к находящемуся в воде килю корабля, корабль замедляет ход; поэтому ее так назвали; и по этой же причине у нее дурная слава, ибо она приносит неудачу в любовных делах, ибо ею околдовывают и мужчин и женщин и лишают их любовного пыла и страсти; также вредит она в делах судейских, затягивая решение дела и судебное разбирательство. Но оба эти дурные действия и оттяжки она возмещает одним благим и полезным качеством: когда ее прикладывают к животу беременной женщины, она задерживает опасный прилив в матке и удерживает ребенка до полного срока родов; тем не менее мясо ее не разрешается употреблять в пищу. Аристотель полагает, что у нее множество ног, потому что ее густые плавники похожи на ножки… Имеет в длину одну пядь, толщиною в пять пальцев и часто останавливает суда. И более того, засоленная, она обладает свойством доставать золото, упавшее в колодец или источник, как бы они ни были глубоки, ежели ее туда опустить, чтобы она присосалась». Любопытно, что замедление хода судов по ассоциации привело к затягиванию судебного процесса, а затем и к задерживанию родов. В другом месте Плиний Старший рассказывает, что ремора в сражении при Акции решила судьбу Римской империи, остановив галеру, на которой Марк Антоний делал смотр своему флоту, а другая ремора, несмотря на все усилия четырехсот гребцов, остановила корабль Калигулы. «Пусть ветры дуют изо всей силы, пусть ливни и бури бушуют как только могут, - восклицает Плиний, - однако маленькая эта рыбешка господствует над их яростью, сдерживает их могущество и посрамляет их силу, как бы ни была она велика, - на что не способны ни самые толстые и прочные канаты, ни самые тяжелые и громоздкие якоря, как бы глубоко и неподъемно они ни закрепились». Вслед за римским ученым и писателем испанский писатель Диего де Сааведра в своих «Политичных эмблемах» (1640) повторил в присущей ему афористичной манере: «Величайшая мощь не всегда побеждает. Маленькая ремора может остановить корабль». Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

РЕШЕТО

РЕШЕТО - символ бесцельного труда, аналогичного сизифову. Отсюда выражение «решетом воду носить». Однако легендарная римская дева-весталка Туккия доказала свою невинность именно с помощью решета, наполнив его водой и пронеся, не пролив ни капли. Поэтому оно является ее атрибутом и также атрибутом персонифицированного Целомудрия. Сломанное решето стало атрибутом святого Бенедикта (ок. 480-547), чудесным образом восстановившего случайно поврежденное решето на пути в Рим. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

РИС

РИС - основной злак Азии, ставший символом минимальной жертвы. Почитание риса и рисовой богини весьма характерно для всего этого региона. Кроме того, на острове Бали рис символизирует не только земную жизнь, но и небесное блаженство. В каждом доме на острове есть одна или две часовни, обращенные к Священной горе, которые предназначены для приношений богам и предкам семей. В качестве даров, как правило, служат зерна риса, символизирующие средоточие и возможность существования. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

РИТМ ПОЭТИЧЕСКИЙ

РИТМ ПОЭТИЧЕСКИЙ (от греч. rheos - поток) - чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой. В традиционалистской культуре существует мнение, что ритмические образцы поэзии обладают символической или космической реальностью. Эти образы соотносятся с интеллектуальными принципами и ведут человеческую душу к трансформации, что делает возможным с помощью традиционных методов духовной реализации восстановление первоначальных отношений человека с принципами вещей. Согласно восточной поэтике, поэзия является результатом наложения духовных и интеллектуальных принципов на материю или сущность языка. Эти принципы прямо соотносятся с универсальной гармонией и сопутствующими ей ритмами, проявляющимися в космических манифестациях. Ритм, заложенный в формах традиционной поэзии, обнаруживается в основе всех песнопений духовной практики, основанной на традиционном понимании звуков, и соотносится с секретным языком, освященным особым откровением. Таковыми является техника зикра в суфизме, джапа в индуизме и нимбутсу в «Чистой стране буддизма». Согласно индуизму, комбинация трансцендентных звуков (мантра) освобождает ум от тревог. Восприятие определенной священной формулы зависит прежде всего от духовной благодати, присутствующей в формуле, когда она практикуется на строго традиционной основе гармонии и ритме. Персидский поэт-суфий XIII в. Джалаледдин Руми, предавшийся дервишским радениям, написал большинство стихов после ритуального кружения в зикре или молитв, поэтому в его суфийских стихах зафиксировано немало ритмов литаний и молитв. Согласно легендам, эпическая поэма «Рамаяна» была создана легендарным древнеиндийским поэтом Вальмики (ок. IV в. до н. э.) по указанию Брахмы, который повелел использовать новый размер, чтобы передать увиденное поэтом. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

РИТУАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОГ ИЗОБИЛИЯ

РОГ ИЗОБИЛИЯ - большой рог, чей раструб наполнен земными плодами; символ сочетания могущества и щедрости. Рог, из которого сыплются плоды и цветы, является весьма древним символическим мотивом. Он является атрибутом добродетелей, благотворительных персонификаций богов и богинь, в том числе римской богини изобилия Абунданции. Рог был изображен в руке греческой богини Эйрены скульптором Кефисодотом (ок. 374 до н. э.). Рог изобилия является атрибутом Цереры - богини земледелия, изобилия и земли, а также атрибутом Осени, аллегорических фигур Мира, Согласия и Фортуны, Гостеприимства и Европы. Западный ветер Зефир, обвенчанный с Флорой, рассыпает цветы из рога изобилия. В эпоху Возрождения мотив рога изобилия вновь приобретает популярность, о чем свидетельствует знаменитый плафон работы Антонио Корреджо в монастыре Сан-Паоло в Парме, датируемый 1518. Согласно Овидию, рог изобилия образовался из рога козы Амалфеи, вскормившей бога Юпитера, или, по другой версии, произошел от речного бога Ахелоя, которому Геракл сломал его рог. Считается, что истинное происхождение рога изобилия кроется в древнем поверье, что подлинное изобилие заключено в роге козы или быка. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

РОЖДЕНИЕ

РОЖДЕНИЕ - пограничное состояние между бытием и небытием. Рождения ребенка ожидали со страхом и одновременно надеждой: он мог стать как подарком судьбы, так и наказанием богов. Роженицу перед родами, как правило, изолируют. У многих народов, находившихся на стадии родоплеменного строя, она уходила в отдельное место, где тщательно очищалась. Современный обычай отвозить женщину в родильный дом также связан с идеей изоляции. Если роды происходят в домашних условиях, то женщине выделяют отдельную комнату, которую тщательно убирают до и после родов. У полинезийцев островов Самоа физическое рождение не является чем-то сакральным и не скрывается от других. Там на время родов приглашают большое количество гостей, а женщина должна принимать участие в общем веселье. Во многих культурах участие в обряде рождения - это исключительно женская привилегия. Как правило, роль повитухи выполняют старые замужние женщины, родившие не менее трех детей. Женское начало в этом случае воспринимается как олицетворение порождающей силы земли. На время родов все узлы в доме (в том числе и косы роженицы) принято развязывать. В случае трудных родов повитуха несколько раз проводит женщину через порог. На Кавказе до сих пор сохранился обычай, по которому мальчики дежурят у помещения, где происходят роды, для того чтобы первыми сообщить отцу и всем остальным радостную весть о рождении сына и получить за это сообщение подарки. В осетинских семьях сразу после рождения ребенку перевязывали пуповину, а затем купали в теплой воде с мылом. При этом в таз клали ножницы или другие металлические предметы, что якобы предохраняло ребенка от «сглаза». Кроме того, обычно новорожденного младенца продевали через отверстие чесалки для шерсти, чтобы обезопасить от козней чертей. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

РОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЗМАРИН

РОЗМАРИН (от лат. rosmarinus - морская роса) - вечнозеленый полукустарник, символ памяти. Древние греки использовали напиток из этого вечнозеленого растения для улучшения памяти. Отсюда произошел студенческий обычай вплетать себе в волосы веточку розмарина. На языке цветов розмарин обозначает верность. В XVII в. обручающиеся вплетали розмарин в свои гирлянды, что призвано было символизировать долгую любовь. Прежде чем новобрачные выпивали на свадьбе первую чашу, в вино обмакивали веточку розмарина на счастье. Но розмарин является и цветком траура. Традиционно при погребении его кладут на гроб, чтобы сказать этим, что ушедший в могилу не будет забыт. По сей день розмарин сажают на могилах. Поэт Роберт Херрик в своих стихах упоминал об этих двух предназначениях розмарина - как растения для свадьбы и для похорон: Не так это важно, зачем сорван он, Для свадьбы моей иль моих похорон. О розмарине, который в народном сознании был и священным и магическим растением, ходило много легенд. Рассказывали, что первоначально его цветы были белыми, но во время бегства в Египет Дева Мария разложила на кусте розмарина просушиться пеленки Младенца, и его цветы посинели. Другое предание гласило, что куст растет ввысь только 33 года - возраст, когда был распят Христос. Считается, что розмарин хорош только у праведниц или у примерных хозяек, но лучше всего он расцветает около моря. Верили, что если носить на себе розмарин, это защитит от злых духов и ведьм, от грома и молнии, от разбойников и телесных повреждений. Розмарин часто использовали в гаданиях. Например, полагали, что если девушка в Хэллоуин положит себе под подушку побег розмарина и серебряную монетку, то ей приснится будущий муж. Старинное предание гласило, что преступника можно отучить от воровства, хитростью заставив его помыть ноги в винном уксусе, в котором была вымочена веточка розмарина. В Европе XVII в. розмарин считали полезным средством против чумы. В «Книге миддвайских врачей» утверждается, что тот, кто ест бульон розмариновой ложкой, может не опасаться ядов. Растение это также применяли в лосьонах для волос в целях их быстрого роста, а во Франции причесывались гребнем из розмарина для профилактики головокружения. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

РОЗОВЫЙ

РОЗОВЫЙ - телесный цвет, цвет чувственности, более близкий к белому, нежели к красному. Альфред Хоттес писал, что «розовый - это цвет любовной интрижки». Согласно авторитетам пищевой промышленности, розовый цвет вызывает наибольший аппетит. Во время Второй мировой войны гомосексуалистов в оккупированных нацистами странах обязывали носить повязку с розовым треугольником. С тех времен розовый цвет широко используется такими движениями, как, к примеру, «Гордостьголубых». Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

РОМАНТИКА

РОМАНТИКА (от фр. romantique - романтик, романтический) - мироощущение или умонастроение, в котором ведущую роль играют лирические и драматические эмоции, мечты, идеалы и душевный подъем. Романтика может быть связана с недовольством реальным и заурядным, с культом исключительного, с тягой к природным стихиям, к борьбе и подвигу, но может воплощаться в идеализации реального, в элегической или идиллической мечтательности. Свое яркое выражение романтика нашла в искусстве романтизма (кон. XVIII - первая пол. XIX в.), которое было основано на устремлении личности к безграничной свободе, духовному совершенству и недостижимому идеалу. Романтизм стал символом взаимопроникновения и синтеза искусств, когда в поэтических фантазиях сплавлялись философия и искусство, описание и исповедь. Кроме того, апология Гения, вера во всемогущество Художника и обращение к интуиции превращали романтический символ, не поддающийся рациональной интерпретации, в таинство, сближаемое с мистическим откровением. Это особенно ярко претворилось в живописи У. Блейка в Англии и Ф. Рунге в Германии. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

РОСА

РОСА - символ здоровья, чистоты, любви и святости. В античной мифологии Роса - дочь Луны и Зевса, а в более поздние времена она - символ девственности. Славяне считали росу слезами Богородицы. Неведомо как появляющаяся и быстро исчезающая роса всегда обладала в народном сознании магической значимостью. Ее применяли в заклинаниях и гаданиях, а врачи часто прописывали при воспалении глаз и кожных заболеваниях. Самой действенной считалась майская роса, собранная утром 1 мая. В Юго-Восточной Европе этой росой обмазывали скот, чтобы на весь год предохранить его от злых чар. Наиболее известно использование майской росы в косметических целях. Считалось, если девушка очень рано умоет ею лицо, то будет красива весь год. В Эдинбурге молодежь умывалась росой не только для красоты, но и для привлечения удачи. Источ.: Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

РУБИН

РУБИН (от лат. rubens - красный) - благотворный камень июля, магический талисман, символизирующий неуязвимость, долголетие, пылкую и страстную любовь. Как и гелиотроп, он придает мужество, отвращает дурные мысли и помогает соблюдать воздержание. Рубин хорошего человека делает еще добрее, а злого превращает в злодея. Другое название камня - балангус. Лучшие образцы рубинов находят на Цейлоне, в Китае и Индокитае. Камень использовался в качестве противоядия. Считалось, если рубин потемнел, то его владельцу грозит опасность. Камень также применяли для любовных приворотов. Считалось, что рубин приносит счастье и мир. Носить на себе рубин в виде подвески - значит быть достойным уважения людей. Его дарят на сороковую («рубиновую») годовщину свадьбы. Астрологически рубин соответствует знакам Льва и Козерога. Считается, что камень способен пьянить человека без вина, что с его помощью исцеляются сердце и мозг, улучшается память. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Папюс. Практическая магия. М., 1998; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

РУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУНЫ

РУНЫ - линейные знаки, линии которых изображены таким образом, чтобы их легко было вырезать на дереве. Рунический алфавит является самым ранним алфавитом Северной Европы (применялся германцами с III в. до н. э.) и, возможно, восходит к этрусскому. Древнейшим из рунических алфавитов являются 24 руны Старшего Футарка. В течение полутора тысяч лет руническое письмо использовалось десятками германских народов на готских, фризских, англосаксонских и скандинавских языках. Различают старшие, или общегерманские, руны и развившиеся из них младшие, или скандинавские. Эти руны различаются не только по языку, но и по функциям. Так, старшие рунические надписи применялись в основном для магических целей и встречаются в основном на оружии, украшениях и камнях. Вместе с викингами руны проникли в Северную Америку, где найдено около 40 камней с краткими руническими надписями, многие из которых увековечивают боевую славу викингов. Основу большинства рун составляли одна или две вертикальные линии, вырезанные перпендикулярно в направлении древесного волокна, тогда как горизонтальных линий старались избегать. Кроме дерева, обнаружены руны, нацарапанные или вырезанные на пластинках из золота, монетах, каменных плитах и валунах, на глиняных горшках. Считалось, что руны, нанесенные на позолоченные дощечки, приносят счастье и удачу. Известны рунические надписи, сделанные викингами в соборе Святой Софии в Константинополе и на мраморном льве в Пирее. В руническом тексте не было фиксированного направления для письма. Сначала буквы записывались справа налево, позднее слева направо или в стиле боустрофедон, т. е. смешанной записи. Англосаксонский вариант VI в. содержал 28 символов, позднее алфавит был расширен до 33 букв для записи слов древнеанглийского языка и в таком виде дожил до начала Средних веков. Другой вариант с уменьшением до 16 букв в Скандинавии сохранился до XVII в. Названия реконструированных рун достаточно ярки: чудовище, смерть, флюгер, дикий бык и т. п. Эмблема СА в Третьем рейхе была образована руной «зиг» («солнце») и буквой «а». Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

РУССКИЙ КРЕСТ

РУССКИЙ КРЕСТ - шестиконечный русский православный крест с наклоненной нижней перекладиной, издревле бытовавший на Руси. К примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 полоцкой княжной Ефросиньей, был шестиконечным. Этот крест наряду с другими использовался в русской геральдике. Например, серебряный русский крест был изображен на гербе Херсонской губернии. Крест с наклонной перекладиной рассматривается как мерило, весы внутреннего состояния человека. В Евангелии от Луки повествуется о разбойнике, хулившем Христа: Крест под тяжестью его тела склонился вниз, повергнув хулителя в ад, тогда как другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя, крест вознес в Царство Небесное. Русский крест также называется «восточным» или крестом святого Лазаря. Он служит символом Православной церкви в Восточном Средиземноморье, Восточной Европе и России. Верхняя из трех поперечных перекладин называется «титулус», где аналогично патриархальному кресту писалось имя. Нижняя перекладина символизирует подставку для ног Христа. Источ.: К. В. П. История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1994.

РУТА

РУТА - символ любви. В Украине цветок считается приворотным зельем. На языке цветов рута символизирует очищение. По поверью, она защищает тех, кто ее носит, от злых чар. Кроме того, рута символизирует скорбь и раскаяние, и поэтому ее используют и для проклятий. Руту издавна применяли для лечения различных болезней, но, согласно народной традиции, для безопасности ее следовало собирать рано утро, так как после полудня «благодать-трава» превращается в «траву скорби». В древности руту больше всего ценили за то, что она улучшала зрение и служила противоядием. Листья руты применяли в полумагических средствах борьбы против водобоязни, якобы вызываемой укусами бешеных собак. Отвар руты в сельской местности также использовался против припадков и судорог. Во время эпидемий XVI-XVII вв. считалось, что разбросанные по полу листья руты способны отогнать инфекцию. С рутой связаны народные поверья, что она лучше всего растет, будучи украденной, и ее боятся жабы. Источ.: Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

РУХ, РОК

РУХ, РОК - вымышленное сверхъестественное существо в виде птицы, символизирующее судьбу. Чаще всего птица Рух изображалась в виде гиперболизированного орла или грифа и почиталась в качестве царя птиц. Некоторые полагают, что этот образ навеян арабам каким-то кондором, заблудившимся над Индийским океаном или Южно-Китайским морем. Другие авторы эту гипотезу отвергают, полагая, что речь идет о «сказочном представителе сказочного племени» или же о синониме для персидского Симурга. В пользу сторонников последней версии говорит то обстоятельство, что после воцарения династии Сефевидов изображение царя птиц стало наряду с государственным гербом эмблемой Ирана. Популярность на Западе образ птицы Рух приобрел благодаря «Тысяче и одной ночи», согласно которой Синдбад-мореход во втором путешествии обнаружил «огромный белый купол», оказавшийся яйцом птицы Рух. Незаметно привязав себя тюрбаном к ноге гигантской птицы, Синдбад сумел подняться на вершину горы. Для полноты эффекта рассказчик прибавляет, что Рух питается огромными змеями, способными в один раз проглотить слона. О птице Рух сообщал в описании своих путешествий Марко Поло, отмечая факты ее почитания в Китае и на острове Мадагаскар: «Жители острова (Мадагаскара) сообщают, что в определенную пору года из южных краев прилетают удивительные птицы, которых они называют «рух». С виду, говорят, они напоминают орла, только размерами куда огромней; они так громадны и могучи, что лапами своими хватают слона и поднимают его в воздух, а поднявши, бросают на землю, дабы его убить и потом расклевать вплоть до костей. Люди, видевшие эту птицу, утверждают, что крылья ее в развороте достигают с края до края шестнадцать шагов, а перья имеют в длину восемь шагов и соответственную ширину». Затем Марко Поло прибавляет, что китайские послы, возвратившись, доставили Великому хану перо птицы Рух. На персидской иллюстрации в книге Лейна изображена птица Рух, несущая в клюве и в лапах трех слонов. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

РЫБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЫБЫ, ЗНАК ЗОДИАКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЫЦАРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЯБИНА

РЯБИНА - один из главных антиведьмовских оберегов. Применялась в этом качестве в Древней Греции. Еще с древнегреческих времен ветки или листья рябины вставлялись в пастушеский посох. Аналогичный обычай зафиксирован в Шотландии, Эстонии и Швеции. Даже в тех местах, где рябину называли ведьминым деревом, ее все равно наделяли способностью противостоять колдовству и болезням. Повсеместно ритуалы, связанные с символикой рябины, проводились в Западной Европе в день Святого креста, 3 мая, так что красная семантика Дня международной солидарности трудящихся восходит еще к архаическим временам. В этот «рябиновый праздник» в дом торжественно вносили ветви и побеги рябин, чтобы защитить его и хозяйственные постройки от всяких невзгод на весь год. У шотландцев дерево стало знаком «великого четверга». В некоторых местностях средневековой Европы кресты делались непременно из рябины, так как считалось, что ее ягоды обагрены кровью Христовой. Шведы полагали, что посредством рябинового прута возможно отыскать клад. Распространенные повсеместно бусы из ягод рябины были не только украшением, но и амулетом. В Шотландии из рябиновой древесины делали балки, поддерживающие дымоход, части сельскохозяйственных орудий и водяных мельниц. В начале каждого квартала для защиты от ведьм на перемычки дверей клали рябиновые палочки, а над дверями хлева и конюшни вывешивали двойные веточки рябины, перевязанные красной нитью в виде креста. В этих же целях во многих регионах извозчики и всадники использовали кнуты из рябины или носили на шляпах рябиновые веточки. До сих пор хорошей приметой считается рябина, растущая около дома. Если же дерево завянет без всякой на то причины, это рассматривается как плохой знак. В художественном творчестве рябина наряду с березой является поэтическим символом России. Одна из беспоповских старообрядческих сект в России именовалась рябиновцы: ее приверженцы поклонялись кресту, вырезанному из рябины. По их мнению, рябина являлась одним из трех деревьев, составлявших Крест Господень. Рябина является деревом октября и астрологически подчинена Скорпиону. Ей соответствуют трава - чернобыльник, животное - волк, птица - дятел, камень - аметист. Источ.: Энциклопедия суеверий. М., 1997; Вуфгарт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. М., 1996; Папюс. Практическая магия. М., 1998; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998.

Предыдущая страница Следующая страница