Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "Ж"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

Ж

Ж - буква русского алфавита. Имеет седьмой порядковый номер в кириллице. В греческом и латинском алфавитах данному знаку нет аналогов. Напоминает пиктограмму жука. Изобретена, по-видимому, составителем славянской азбуки Кириллом. Не имела числового выражения в кириллице. Нумерологический эквивалент в глаголице - 7. Носила название «Живете». Заменила букву S - зело. По мнению Е. Ф. Карского, форма буквы Ж была получена путем добавления центральной вертикальной черты к букве X. Согласно другой версии, она сложилась путем удвоения буквы 3, близкой к «Живете» по произношению. Возможно, с этим связано то, что, в отличие от других новых букв славянской азбуки, она была не отнесена в конец кирилловского алфавита, а поставлена рядом со знаком «Земля». Источ.: Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988.

ЖАБА

ЖАБА - болотное пресмыкающееся, символизирующее смерть. В средневековом искусстве жаба неизменно изображалась вместе с черепом и скелетом. Обнаженная женская фигура, у которой жаба пожирает гениталии, символизировала распутство. Образ жабы присутствовал и во многих мистериях сатанинского толка. По легенде, лето превратило в жабу крестьян, когда они не позволили ей утолить жажду. Жаба олицетворяют безобразие, за которым скрывается истинная красота. У американских индейцев жаба символизировала водяной дух. Она покровительствовала выращиванию маиса. Традиционно жаба ассоциировалась со стихией дождя. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия суеверий. М., 1997.

ЖАДЕИТ

ЖАДЕИТ - драгоценный камень, магический талисман. В христианской семиотике является символом удачи. Согласно даосским представлениям, объединяет и уравновешивает силы инь и ян, поэтому считается самым чистым и божественным из природных материалов. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ЖЕЗЛ

ЖЕЗЛ - один из главных ритуальных символов власти. Он многоаспектен: служит олицетворением мужского начала, ствола Мирового дерева, боевой палицы, посоха пастыря и странника, своеобразного канала для нисхождения Божественной благодати. Непременный атрибут жречества. Большое значение играл жезл-кадуцей - в мифологии древних греков обвитый двумя змеями магический жезл Гермеса. В дионисиях широко был распространен тирс - жезл Диониса, преображаемый в виде палки, увитой плющом, листьями винограда и увенчанный сосновой шишкой. Символом теократической власти египетского фараона являлся жезл с загнутым окончанием. Аналогичная форма жезла служила атрибутом власти верховного митраистского жреца. По-видимому, из церемониала последнего он был заимствован римской ритуальной атрибутикой. В отличие от католического варианта, жезл православных епископов увенчивается крестом. Стилизованный под булаву, жезл широко применяется в ритуалах тибетского ламаизма. Жезл в виде посоха входит в непременную атрибутику даосских и дзен-буддистских учителей. Расцветший жезл - атрибут Аарона. Посредством удара жезлом Моисей высекает из скалы воду. Магическими жезлами обладали в сказках различные волшебники и колдуны. Согласно оккультистской трактовке, жезл - один из четырех обязательных предметов магического ритуала. Он также является одной из четырех младших мастей в системе карт Таро, соответствующей стихии огня и символизирующей Деятельность. С точки зрения А. Кроули, «формула жезла» служит основой ритуальной магии. Она есть прямое воззвание к избранному божеству, в результате которого Бог произносит желание мага как свое, что служит залогом его исполнения. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ - высшая военная награда Германии. Геральдическое название - «форме» или «пате», что в переводе с французского означает «лапа». И это не случайно: форма крест напоминает четыре лапы. Награда была учреждена Фридрихом Вильгельмом III Прусским в 1813, в разгар войны с Наполеоном I. Во время Второй мировой войны Гитлер усложнил композицию Железного креста, добавив к нему свастику. Официально первоначальный вид ордена был восстановлен в 1967. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ЖЕЛЕЗО

ЖЕЛЕЗО (Fe) - металл, символизирующий духовную крепость. Соответствует планете Марс. Египтяне рассматривали железо как кости бога войны. Цвет - красный. Железу покровительствует ангел Самуил. Растительное соответствие - борец синий, благовоние - росный ладан. В мире фауны железу соответствуют волк, ястреб, щука. Железный век, согласно мифологической историософии регресса, - это современная эпоха человеческого бытия. По суеверным представлениям различных народов, если боишься злого умысла, то надо взять в руки железо. Для обретения дара интуиции надлежит как можно меньше иметь контакта с железом. Принести в дом старое железо - даже гвоздь, найденный на дороге, - к несчастью. С другой стороны, железные изделия, например подкова или булавки, служат оберегом против нечистой силы. Разновидностью суеверий являлся запрет на применение железных орудий при срезке священных растений. Поэтому, срезая омелу, друиды использовали специальный серебряный нож. Поскольку в Польше внедрение железного плуга совпало с неурожайным годом, у польских крестьян сложилось предубеждение против железа. У многих народов особо праздничные или траурные дни, например Страстную пятницу, запрещено прикасаться к земле железом, иначе произойдет несчастье. Источ.: Папюс. Практическая магия. М., 1998; Энциклопедия суеверий. М., 1997.

ЖЕЛТЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕМЧУГ

ЖЕМЧУГ - драгоценный камень, символизирующий избранничество и красоту. Ассоциировался со слезой ангелов, оплакивающих грехи человечества. В Древнем Риме считался символом знатного происхождения. Юлий Цезарь ввел запрет на ношение жемчуга для женщин, не принадлежавшим к аристократическим фамилиям. По преданию Корана, жемчуг рос на деревьях райского сада. Ожерелье из жемчуга - символ целомудрия. Оно - одно из непременных украшений Венеры. Жемчуг смягчает раздражительность, исцеляет лихорадку и горячку. Жемчуг - атрибут святой Маргариты Антиохийской. Клеопатра бросает на пиру большую нить жемчуга в бокал с вином. Магические операции с жемчугом, согласно Э. Леви, наиболее эффективны в понедельник (день Луны) и среду (день Меркурия). В планетарном отношении жемчугу покровительствуют Луна и Венера. Среди созвездий ему соответствуют Рак и Козерог. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Папюс. Практическая магия. М., 1998.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ РИТУАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИВОТНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖРЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖРИЦА

ЖРИЦА - вторая нумерованная карта в системе Таро. Другие названия - Папесса и Знание. Символизирует творческий потенциал, интуицию, воображение, т. е. к сфере данной карты относится подсознательная сторона психики. Выражает эвристическое озарение в творчестве. Перевернутая карта предвещает проблемы, возникающие вследствие недостатка проницательности и предвидения. При гадании для женщин означает невозможность достижения консенсуса с представительницами своего пола. Является символом поверхностных знаний, самонадеянности и зазнайства. При гадании для мужчин эта карта означает отрицание в том или ином объекте внимания традиционно женских качеств - нежности, мягкости, сентиментальности, чувствительности, заботливости. Образ Жрицы ассоциируется с папессой Иоанной - единственной женщиной, которая путем обмана сумела утвердиться на папском престоле. На карте изображалась фигура сидящей женщины, увенчанной тиарой, с исходящим от нее лунным сиянием. На коленях у нее Тора, в левой руке золотой и серебряный ключи к тайной доктрине. На заднем плане рисунка два столпа - Яхин и Воаз, с натянутыми между ними многоцветным покрывалом. Трон жрицы располагается на полу, напоминающем шахматную клетку. Папессу иногда замещает фигура, именуемая Юно. Она является персонификацией Шехины, Божественной Мудрости. В псевдоегипетской Таро лицо жрицы покрыто вуалью, что символизирует эзотерический характер знаний. Вуалью покрыта также часть книги, подразумевая, что только половина божественной тайны может быть понята человеком. На рисунке присутствуют также элементы лунной символики, соответствующей женской ипостаси мага. Другие аспекты символа - закон, церковь, прибежище. П. Успенский давал знаку следующую интерпретацию: «Научись отличать реальное от ложного, только тот голос слушай, который говорит без звука, только на то смотри, что невидимо». Источ.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Николаева Р. Таро: прогноз судьбы и… психологическая помощь // Наука и религия. 1991. № 12; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЖУРАВЛЬ

ЖУРАВЛЬ - длинноногая птица, символизирующая преданность и бдительность. Согласно приводимой Аристотелем легенде, защищая своего вожака, журавли выстраиваются в круг, одной ногой стоя на земле, другой сжимая камень. Если журавль засыпает, камень падает и будит его. Журавль как символ бдительности одной из добродетелей, необходимых монархам, использовался главным образом в светской аллегории. В Китае журавль символизирует долголетие. Знак, напоминающий след журавля, с XIV в. применялся в Англии для обозначения происхождения. Аналогичный символ при французском дворе имел название pied de grue, что дословно переводится как «след Журавля». В дальнейшем установилась современная форма слова - pedigree (педигри). Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

Предыдущая страница Следующая страница