Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "И"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

И

И - буквенный знак многих из алфавитных систем. Ведет происхождение от северосемитского символа. Еврейский иероглифический знак И - указательный палец. В системе карт Таро соответствует десятому Аркану; Яхве - в каббалистике. Семантическое соответствие - голубой цвет. Музыкальное - нота соль. Числовой эквивалент - 1 или 10. Десятая буква иврита - Иод. В греческом алфавите десятая буква - йота. Со временем у греков была упрощена до простой линии. Римляне для ее выражения использовали два варианта написания «i» и «у». Также две графические формы использовались первоначально в кириллице И - иже - и «I» - и. Числовые эквиваленты соответственно 8 и 10. Девятая буква английского алфавита - ай. С XI в. была установлена дифференциация в написании строчной и прописной букв. Последняя первоначально изображалась со знаком ударения, который затем трансформировался в точку. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ИВА

ИВА - или верба - дерево, символизирующее скорбь и печаль. Традиционный эпитет ивы - «плакучая». «На вербах посреди его повесили свои арфы», - поется в одном из еврейских псалмов. Ива является символом горя и смерти. Часто присутствует на картинах, посвященных сюжету Распятия. Толкуется и как символ Евангелия. Независимо от того, сколько ветвей срезано у ивы, она продолжает цвести, подобно евангельскому учению, остающемуся неизменным, несмотря на свое распространение по всему миру. Ветви ивы используются в Вербное воскресенье. В народе иву часто именуют шелестящим или колдовским деревом. Ей астрологически покровительствует Луна. Стихией ивы является вода. Дерево обладает холодной аурой. Является атрибутом Геры, Персефоны, Цирцеи, реже Артемиды и Меркурия. В практической магии используются ветки ивы. Они позволяют человеку избавиться от страха смерти и от адских видений. Чтобы исполнилось желание, предписывалось завязать узел на ивовой ветке. Изготовленная из ивы магическая палочка применялась в целительской практике. Древние германцы использовали ветки ивы для рабдомантии (железогадания), а у чернокнижников они исполняли роль волшебного жезла для отыскания кладов. Источ.: Тайны черной и белой магии. Минск, 1998; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Папюс. Практическая магия. М., 1998.

ИДЕАЛ

ИДЕАЛ (от греч. idea - идея, прообраз) - то, что рассматривается в качестве образца, совершенства, высшей цели желаний и деятельности, т. е. некая совершенная модель действительности. Идеальные понятия существуют и в технических науках («совершенный вакуум»), и в социальных (например, «совершенная конкуренция» в политэкономии). Французский социалист-утопист Ж. Мелье одним из первых разработал концепцию идеальной личности, развитую затем в трудах Р. Оуэна, А. Сен-Симона и Ш. Фурье. Идеалом был признан высший образец духовной и физической красоты, истины и добра, а реальностью идеала выступало прекрасное. Но каждая эпоха выдвигает свой идеал - божества, святого, монарха или героя. Например, классические идеальные образы героев, ставшие эталоном совершенства для многих последующих эпох, были созданы в Древней Греции в V в. до н. э., тогда как в Византии после победы над иконоборчеством появились новые идеальные нормы изображения Христа, Богоматери и других персонажей Священного Писания, оказавшие сильное влияние на искусство многих христианских стран. В эпоху Возрождения художники создали идеальные образы как христианских, так и античных богов и героев, ставшие образцами для последующих столетий. Что касается искусства конца XX в., то для него характерны как элегические воспоминания об идеальных образах прошлого, порожденные постмодернизмом, так и язвительные насмешки над фальшивыми, претенциозными имитациями идеала в поп-арте и соц-арте. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Атеистический словарь. М., 1986; Большой толковый социологический словарь. Т. 1 (А - О). М., 1999; Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000.

ИДЕОГРАММА

ИДЕОГРАММА (от греч. idea - понятие и gramma - запись) - изобразительная композиция, в которой целое и его отдельные элементы несут выраженный в знаках понятийный смысл: эмблемы, гербы, монеты, ордена и медали. Однако в широком смысле под идеограммой понимается тип изображения с активным образно-символическим подтекстом (например, картины Н. К. Рериха, посвященные Тибету, русской истории и поисками таинственной Шамбалы). Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

ИДОЛ

ИДОЛ (от греч. eidolon - доел.: образ, подобие) - предмет, изображающий, замещающий или вмещающий божество либо почитаемый в качестве последнего. Если первоначально идолами были предметы живой природы: камни, деревья, реки, животные, - то позднее, с развитием религиозных представлений, идолы различных божеств и духов получали условноизобразительную трактовку - зоо- или антропоморфную - с магической символикой цвета, орнамента, священных знаков и начертаний. Идол являлся объектом культового поклонения в политеистских религиях, прежде всего в виде жертвоприношений. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Атеистический словарь. М., 1986.

ИЕРОГЛИФИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЕРУСАЛИМ НЕБЕСНЫЙ

ИЕРУСАЛИМ НЕБЕСНЫЙ - эсхатологический символ социальной гармонии. Вариант иудейской и христианской утопии, воплотившей представление об идеальном городе. Небесный Иерусалим противостоит погрязшему во грехе, ложному и неправедному земному Иерусалиму, а также является антитезой Вавилона и Рима. Это своего рода рай в образе города. Небесный Иерусалим является также символом небесной церкви: это место, где в соответствии с иудейской, христианской и исламской традицией совершается медиумная связь человека с Богом, поэтому он выступает мотивом божественных откровений и видений. Истолковывается также как синоним эманации. Обозначает обретение мистического всеединства человека. Русский аналог - град Китеж. В апокалиптические времена небесный и земной Иерусалим сольются и небесный материализуется. С мифологемой обретения небесного Иерусалима связаны мотивы явления мессии, восстановления Соломонова храма, расчистки Золотых ворот. Источ.: Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М., 1999; Полосин В. С. Миф. Религия. Государство. М., 1999.

ИЗУМРУД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИКЕБАНА

ИКЕБАНА (от япон. - жизнь цветов) - в традиционном японском искусстве символическая композиция растений, подобранных в соответствии с сезоном, отмечаемым событием или настроением хозяина. При этом структура икебаны определяется символическим триединством неба, земли и человека. Обычно композицию помещают в нише чайного павильона, в главной комнате дворца или дома. Широко применяется и в оформлении современного интерьера. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

ИКОНА

ИКОНА (от греч. eikon - изображение, образ) - живописное - реже рельефное - изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения. Иконы распространены в католицизме, православии и буддизме. Культ икон христианство восприняло от более древних религий, хотя основу культа икон составляют первобытные религиозные представления - фетишизм, магия. По своему существу икона и есть фетиш, так как почитается не только как образ, через который воздействуют на богов и святых, но и как личное божество, имеющее особую магическую силу. В православных церквах иконы составляют необходимую принадлежность храма, а также служат для домашнего культа верующих. Как образно-смысловая система, возводящая мысль и чувство молящихся к божественному архетипу, икона исторически формировалась как сложный синтез изобразительно-пространственных форм, связанных с символикой внутреннего храмового пространства. Иконопись впитала наследие некоторых дохристианских культур (позднеэллинистический погребальный портрет; трактовка нимбов и сакрального пространства в восточных культах; принцип иератизма, т. е. торжественная застылость изображений и симметричность композиции, иерархичная разномасштабность фигур, фронтальность поз и т. д.). Возникновение икон относится ко II-IV вв.; древнейшие из сохранившихся образцов датируются V-VI вв. Крупнейшими центрами иконописи стали Византия, Египет, Эфиопия, Балканские страны, Грузия. В католических странах икона связана в основном со средневековым периодом: начиная с эпохи Возрождения, она вытесняется алтарной картиной, сохраняясь лишь в народном творчестве. На Руси в XII-XVI вв. искусство иконописи достигло высочайшего художественного мастерства, стилевого и композиционного многообразия (Алимпий, Феофан Грек, Андрей Рублей, Дионисий). Русская икона обычно писалась темперой на липовой доске, покрытой левкасом - многослойным грунтом из мелового или гипсового порошка в смеси с клеем животного происхождения. Созерцание икон на значительном расстоянии - в русской православной церкви они помещались на специальной стене, иконостасе, - требовало от художника тщательно продуманной композиции, выразительности силуэта, лаконизма и определенной цветовой гаммы. Точное соотношение между силуэтом и фоном создавало на иконе ощущение простора, свободного воздушного пространства. Типическое в изображении преобладало над индивидуальным. В отличие от византийских, в русских иконах преобладают более светлые, яркие и чистые краски. Освещение икон лампадами и свечами создавало выразительный эффект. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Атеистический словарь. М., 1986; Чернявская Т. Н. Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. М., 1984.

ИМЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНИЦИАЦИЯ

ИНИЦИАЦИЯ (от лат. initiare - начинать, посвящать) - образ посвящения в знания и приобщения к традиции. Как правило, совершалась в племенном обществе при достижении соответствующей возрастной границы. Представляла собой принятие подростков в категорию полноправных членов племени. Зачастую юношей изолировали на длительный срок, воспитывали в духе повиновения обычаям, открывали перед ними тайну священных преданий и верований племени. Инициация сопровождалась жестокими физическими испытаниями: надрезами на коже, татуировкой, выбиванием зуба, выщипыванием волос, обрезанием, обжиганием огнем и т. п. Обряды посвящения девушек были соорентированы на последующее выполнение ими брачных функций. Зачастую в процессе посвящения проводилось ритуальное лишение девственности. Период инициации мог растягиваться даже на несколько лет. Практика племенной инициации по сей день сохраняется во многих реликтовых сообществах. Мотивом инициационных ритуалов являлась символическая смерть неофита и последующее его воскрешение в новом качестве. При этом посвящаемому давалось новое имя. У некоторых племен образ племенного духа, покровителя инициации, раздваивался на великого духа - патрона, о котором ничего не могут знать непосвященные, и духа - убийцы, которым запугивают непосвященных, но в которого не верят посвященные. Пережитками племенной инициации в индуизме является наложение священного шнура; в иудаизме и исламе - обрезание; в христианстве - водное крещение, а у католиков еще и проводимая в 7-12 лет от рождения ребенка конфирмация (миропомазание). В эзотерических и квазирелигиозных объединениях обряды инициации осуществляются при посвящении в знания, соответствующие каждой ступени степеней иерархической лестницы. Во время масонских инициаций обыгрываются различные аспекты легенды об Адонираме, а иногда Жаке де Моле. Специальная инициационная обрядовость предусмотрена при возведении в царский и жреческий сан. Исследователь изотерии Р. Генон сформулировал теорию о противостоянии инициационной линии посвящений системе контринициаций. Источ.: Генон Р. Царство количества и знаки времени. М., 1994; Дугин А. Г. Метафизика благой вести. (Православный Эзотеризм). М., 1996.

ИНОРОДЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЬ - ЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРИС

ИРИС - растение, символизирующее частоту, величие, невинность. Название дано в честь греческой богини радуги. Символ изоморфный лилии. Из-за сабельной формы листьев получил название «сабельная лилия». Выступает также символом Девы Марии, символизируя ее скорбь. В таком качестве широкое распространение ирис приобрел в нидерландской живописи. Первоначально ирис являлся популярным геральдическим знаком, но впоследствии был заменен лилией: такая подмена могла произойти из-за близости звучания. В испанской культуре ассоциировался с мотивом непорочного зачатия. Три ириса пурпурного цвета служили эмблемой кардинала Одоардо Фарнезе. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ИСИДЫ ТАБЛИЧКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТИННЫЙ КРЕСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОЧНИК

ИСТОЧНИК - символ жизни и творческого вдохновения. У святых источников осуществляется посвящение в знание. Источник - символ традиции. Из него бьет живая и мертвая вода. Кастальский источник Гиппокрена (букв. «Лошадиный источник») был местом поэтического вдохновения на горе Геликон. Этот ключ забил от удара копытом крылатого коня Пегаса. Фиалковая вода источника, если ее испить, вдохновляет на поэтические труды. Музы, искупавшись в Гиппокрене, водят хоровод и поют чудесные песни. Аналогичный источник был в городе Трезен, куда являлся за невестой владелец Пегаса Беллерофонт. В водах Гиппокрены очищается Орест после убийства матери. Царица Савская перешла источник вброд, вместо того чтобы пройти по дереву, служившему мостом. Вода из источника имела целебные свойства. Сивилла купалась в источнике, прежде чем предсказывать будущее. Через источник осуществляется связь с эстоническими силами. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ИХТИОКЕНТАВР

ИХТИОКЕНТАВР - вымышленное сверхъестественное существо, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коня и человека. Дословно переводится как «рыба-кентавр». Другое название - «тритон-кентавр». Символизирует соединение трех областей мироздания - воды, земли и духа. В греческой и римской скульптуре изображения ихтиокентавров встречаются довольно часто. Эти существа до пояса люди, но хвост у них дельфиний, а передние ноги - копыта коня. Иногда вместо лошадиных ног изображались львиные лапы. Рыбы-кентавры наряду с морскими коньками традиционно составляли свиту богов моря. Об ихтиокентаврах упоминали античные авторы Ликофрон и Клавдиан, а также византийский грамматик Иоанн Цец. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

Предыдущая страница Следующая страница