Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
ЦВЕТ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЦВЕТ

ЦВЕТ - свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойства света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску. Это в широком смысле слова. В узком смысле под цветом понимают цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка. Символика цвета основана на полярности двух групп цветов: теплого цвета, связанного с процессами ассимиляции, активности, и холодного, связанного с процессами диссимиляции, пассивности - так определяют цветовую символику специалисты. К первой группе они относят цвета: оранжевый, красный, белый и желтый; ко второй группе - голубой, черный, фиолетовый и синий. Цветовая символика используется в богослужении и алхимии. Каждой из сфер человеческой деятельности присущи свои цвета, которые, по сути дела, характеризуют и очерчивают ту область, в которой и прикладывают свои усилия и священники, и алхимики, и многие другие. Порой даже в цветах одежды подчеркивается принадлежность к той или иной профессиональной группе. Сам род деятельности накладывает отпечаток на подбор цвета: профессии гармонируют только с определенными цветами, благодаря цвету подчеркивается взаимосвязь, например между лесником или военным, с той сферой - природной или человеческой, - в которой они вращаются. Символика определяется аналогией между интенсивностью цвета - цветовым тоном, определяемым его местом между черным и белым на цветовой шкале, и символикой уровня, - данная констатация требует серьезного объяснения. Здесь речь идет о соотношении одних цветов с различными категориями эмоций - от простых до самых сложных. Например: зеленый - подавление, эгоизм, депрессия, инертность, т. е. все, что увязывают с увяданием живого; фиолетовый - ностальгия и память; желтый - атрибут солнца, великодушия, интуиции и интеллекта; оранжевый - гордость и амбиции; красный - страсть, чувственность, внутренние силы; пурпурный - духовность и величие. Праздники и траур также окрашиваются в разные цвета, причем цвета траура неодинаковы в различных странах. В России - зеленый, на островах Полинезии - яркие (красный, желтый) цвета, в Европе - красный, на Востоке - белый. Алхимический подход к понимаю цвета связан с символом духовного развития. Цветовые ряды свидетельствуют о духовном восхождении - о переходе от одного качества в другое, от одного цвета к другому, с возможностью через цветовую комбинацию выстроить лесенку интеллектуальной эволюции. Восходящая духовная последовательность имеет свой цветовой ряд - зеленый - белый - красный, выражающий веру, надежду и любовь. Принцип цветового дуализма лежит в основе многих символов. Но главные заключены в сочетании белого и черного. Еще со средневековых времен черный цвет означал грехопадение, белый - чистоту. Добавленный к этой паре красный символизировал любовь и милосердие. Лилия и роза (белое и красное) - мистические символы. Эти цвета обозначают еще и взаимоотношения мужского и женского. В алхимии своя классификация цвета, имеющая следующую последовательность: желтый, голубой, зеленый, черный, белый, красный, золотой. Цветовой гамме предписано радовать глаз, давать возможность отвлекать человека от повседневных забот и тревог, приближать его к миру прекрасного, к природной первооснове. Это уже символы скорее социального и психологического ряда, однако без них не обходится ни одно общество, ни одна цивилизация. История древнейших государств подтверждает наши гипотезы: в Египте стремились к удачному сочетанию цветов во внутренней отделке домов, считая, что тем самым создаются условия для более продолжительной жизни, сохранения здоровья и душевного покоя. Именно на цвет одеяния Будды обращали внимание его ученики, последователи и неофиты. Белый цвет свидетельствовал о спокойствии самого Будды, об умиротворении, которое окружало его имя. В Риме превалировал красный цвет, напоминавший обывателю о победах в военных баталиях, которыми была богата его история. Цвет, таким образом, превращался в неизменный атрибут всей человеческой жизни - от рождения до самой смерти, когда на могилу умершего возлагают яркие цветы. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.). М., 1995.

В начало энциклопедии