Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "Д"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Д

Д - одна из букв, встречающихся в разных алфавитах. Буква финикийского происхождения. В греческом алфавите имеет название «Дельта», в еврейском - Далет, в арабском - Джим, в кириллице - Добро. Четвертая по счету в еврейском, греческом, английском алфавитах, пятая в кириллице. Сакральный смысл связан с тем, что Д является первой буквой латинского слова Deus - Бог, греческого - Демиург, санскрита - Дева (бос). Нумерологический знак - 4. По мусульманской системе Абджад - 3. Соответствует третьему Аркану карт Таро. В каббалистике изоморфна символике Двери. Иероглиф Д - изображение кормящей груди. Пифагорейцы относили к букве Д геометрическую тетраду. Тетраграмматон, согласно пифагорейской теории, являлся формой неизреченного имени Бога. Д - буквенный знак космической полноты и завершенности. Символизирует четверичность пространственных параметров мироздания. Буква ассоциируется с днем, алмазом. Большое значение букве Д придавалось в семиотике суфизма. У суфиев эта буква подразумевала объяснение того или иного сложного явления или предмета. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ДВА ФИЛОСОФСКИХ СУЩЕСТВА

ДВА ФИЛОСОФСКИХ СУЩЕСТВА - символы, используемые для доказательства определенных теоретических положений философии. Первое философское существо - статуя Э. Б. де Кондильяка. Он использовал его для опровержения теории Декарта о врожденных идеях. Мраморная статуя Кондильяка была устроена подобно человеческому телу, наделена душой, но не способна мыслить и чувствовать. Из всех чувств она обладала простейшим обонянием. Статуя оживала от запаха жасмина. Для нее этот запах представлял всю Вселенную. X. Л. Борхес передает рефлексию существа следующим образом: «Пусть в сознании статуи будет один-единственный запах - вот вам и внимание; пусть запах этот длится, когда причина, вызвавшая его, уже исчезла, - вот вам и память; пусть внимание статуи сопоставит впечатление настоящего и впечатление прошлого - вот способность сравнения; пусть статуя почувствует сходство и различие - это будет суждение; пусть способность сравнения и суждения повторяется во второй раз - вот вам размышление; пусть приятное воспоминание будет живее, чем неприятное впечатление, - вот воображение. Когда уже родилась способность понимания, за нею возникает способность воли: любовь и ненависть (влечение и отвращение), надежда и страх. Сознание того, что пройдены многие состояния ума, даст статуе понятие числа; сознание того, что сейчас она ощущает запах гвоздики, а прежде был запах жасмина, породит понятие «Я». Таким образом, Кондильяк устанавливал связь между незначительным внешним раздражителем и формированием сложной системы сознания, опровергая тем самым тезис о врожденном характере идей. Второе философское существо - «гипотетическое животное», сконструированное Р. Г. Лотце, - использовалось для опровержения кантовского агностицизма. У «гипотетического животного» имеется лишь одна чувствительная точка на конце усика. Но этого достаточно для того, чтобы оно смогло познать внешний мир и отличить объект неподвижный от двигающегося. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

ДВАДЦАТЬ

ДВАДЦАТЬ (20, XX) - нумерологический знак. В Вавилоне 20 являлось числом бога солнца Шамаша. Такое же значение имело оно в религии майя. Одиссей срубил 20 деревьев для своего плота. Двадцать расшифровывается как удвоенная декада во всех ее смысловых аспектах. У кельтов число 40 трактовалось как дважды 20; в Северной Японии 80 значит четырежды 20. В христианской экзегетике 20 трактуется как знак реализации 10 заповедей и в поступках, и в мыслях. Согласно другой версии, 20 - это 5x4, где первая цифра означает Пятикнижие, а вторая - четыре Евангелия. Таким образом, нумерологический знак выражал синтез ветхозаветной и новозаветной традиций Библии. Другое толкование этого разложения - переход от телесного мира пяти чувств к духовной составляющей четырех Евангелий. В анатомической проекции 20 соответствует количеству пальцев у человека. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ДВАДЦАТЬ ДВА

ДВАДЦАТЬ ДВА (22, XXII) - нумерологический знак. Имеет исключительно важное значение в каббалистике. Соответствует числу букв в еврейском алфавите: иврит включает 3 материнские буквы - Алеф, Мем и Шин, 7 двойных, соотносимых с планетарными сферами и металлами, 12 одинарных, связанных со знаками Зодиака. Каббалистическое дерево Сефирот имело 22 пути восхождения: 10 сефир и 12 зодиакальных созвездий. Герметическая традиция говорила о 22 храмах и 22 арканах Гермеса. Система Таро состоит из 3 семерок мироздания, к которым добавляется карта Джокера. 22 игрока действуют в футбольном матче. В числе 22, по каббалистическому истолкованию, заключена вся полнота мира. Любая форма конструируется из символики 22. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской философии. Новосибирск, 1993.

ДВАДЦАТЬ ОДИН

ДВАДЦАТЬ ОДИН (21, XXI) - нумерологический знак. Истолковывается в пифагорейской теории и каббалистике как знак совершенства. Расшифровывается как результат сложения 3 семерок, символизирующих мироздание либо результат умножения 3 на 7, где каждая из цифр наделяется особым сакральным статусом. 21 являлось числовым эквивалентом божественного имени Aeie. В системе Таро 21 карта символизирует мир. 21 день требуется в алхимии для получения из неблагородных металлов серебра. 21 очко требуется набрать для победы в ряде игр (например, карты, настольный теннис, жонглирование мячом). Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ

ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ (26, XXVI) - ну мерологический знак. В Каббале истолковывается как особое число, ему отводили особую роль, как нумерологическому эквиваленту неизреченного имени Бога - Тетраграмматон. Расшифровывается с иврита следующим образом: ХЕ (5) BAY (6) ХЕ (5) Йод (10) = 26. Двадцать шесть букв составляют английский алфавит. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ДВОЙНИК

ДВОЙНИК - символ зеркального отражения второго «Я» человека. Представления о двойнике связано с мотивами зеркал, воды, близнецов, тени. У египтян его образ связывался с учением о «ка». Это структурная часть души, имеющая визуально сходные формы с человеком. Немцы именуют двойника «двойным идущим». Согласно шотландским преданиям, двойник является для того, чтобы схватить человека и толкнуть его к гибели. Шотландцы полагали, что человек перед смертью видит своего двойника. В отличие от античного императива самопознания, в христианской семиосфере встреча с самим собой сулит несчастье, она ведет к раздвоению личности, что ассоциируется с дьяволом. К теме двойника в художественной литературе обращались Готорн, Джеймс, Ф. М. Достоевский, У. Б. Йитс, А. де Мюссе, Э. По, Росетти, Р. Стивенсон, О. Уайлд, Хирн, Г. К. Честертон и др. У евреев появление двойника служило знамением обретения пророческого дара. По одной из талмудических легенд человек, искавший Бога, встретил, в конце концов, самого себя. У Э. По двойник - это внутренний голос, совесть героя. Персонаж О. Уайлда, пронзив ножом собственный портрет, умирает. В стихах У. Б. Йитса двойник - это идеальный и недостижимый индивидуальный образ. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

ДВУЗУБЕЦ

ДВУЗУБЕЦ - один из символов монархической власти. Символизировал двоякую сущность власти в теократических государствах: ее светскую и духовную ипостаси. Использовался в качестве эмблемы Хазарского каганата. По-видимому, был заимствован от хазар киевскими князьями. Вместе с тем двузубец символизировал хтонические силы. С двузубцем изображался, в частности, владыка подземного царства Аид. Источ.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской философии. Новосибирск, 1993.

ДЕВА

ДЕВА - символ целомудренной чистоты и невинности. Часто использовалась в качестве знака души. У древних египтян ее образ связывался с богиней плодородия Исидой. У древних греков девственной почиталась богиня охоты Артемида. Она, согласно мифу, упросила Зевса дать ей право оставаться целомудренной. Вместе с тем Артемида покровительствовала роженицам. Астрономическое соответствие Деве - Луна. Во времена античности лунному свету часто давался эпитет «целомудренный». Культ Девы существовал в Херсонесе Таврическом и во Фракии. У каждого народа образ Девы трансформировался в соответствии с национальной спецификой. Орлеанская Дева, например, стала традиционным национальным символом Франции. В христианской культуре Дева Мария является одним из главных символов. Тема непорочного зачатия стала ведущим мотивом ее сакрализации. Католики полагают, что и сама Мария была непорочно зачата ее матерью Анной. Дева Мария традиционно изображалась облаченной в плащ или накидку голубого цвета - символ неба. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ДЕВИЗ

ДЕВИЗ - краткое изречение (иногда латинское), изначально характеризовавшее жизненные принципы и цели представителей рода и служившее воспоминанием о славных деяниях предков или побуждавшее к ним. Поэтому рыцарские девизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни избравшего их лица, имеют множество толкований, особенно если девиз является аллегорическим или состоит всего из одной буквы. Главное достоинство таких девизов состоит в разнообразии смыслов, которые можно им придать. Девизы существовали с античных времен, а в Средние века и особенно во время крестовых походов получил развитие особый вид девизов - так называемые боевые кличи. Старшие представители благородного рода носили над гербом особую надпись: cri de guerre - выражение, служившее призывом воинов к битве и победе и отличавшее рыцаря от других. Личные и родовые девизы получили широкое распространение в Европе как элементы герба с XIII-XIV вв., однако только с XV в. девиз стал общедоступною формой, заключающий в себе особую мудрость. Девиз является одной из основных, хотя и вовсе не обязательных деталей герба или знамени, а в строгой форме наставления или строгого правила встречается и на печатях. Он всегда располагается вне поля щита, в специальном месте - на девизной ленте или девизном щитке, представляющем собой часть этой ленты. По форме девизы делятся на три группы: словесные, фигурные и смешанные (сочетание фигурного и словесного). А по принадлежности девизы могут быть личными (например, личный девиз А. В. Суворова - «Обязан - значит, могу!»), партийными (девиз партии большевиков - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») и государственными. Из числа последних наиболее известны девизы США («При разнообразии - едины»), Франции («Свобода, Равенство, Братство») и Монако («Бог поможет»). На гербе СССР, утвержденном в 1923, под красной пятиконечной звездой изображены серп и молот на фоне земного шара, снизу освещенного солнцем и обрамленного колосьями, перевитыми лентой, на которой расположена надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках союзных республик. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1937; Лакиер А. Б. Русская геральдика. М., 1990; Похлебкин В. В. Международная символика и эмблематика: (Опыт слов). М., 1989; Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л., 1991.

ДЕВИЗНАЯ ЛЕНТА

ДЕВИЗНАЯ ЛЕНТА (нем. Zettel - полоска, ярлык) - узкая лента или полоса, на которой начертан гербовый девиз. Девизная лента располагается вне герба - чаще всего внизу, под ним, реже - над гербом, иногда - в виде полувенка и очень редко - в виде каймы вокруг гербового щита. Редким исключением является расположение девизной ленты в самом щите герба: единственный такой случай за всю историю девизов встречается лишь в гербе Франции, что предпринято с целью особо подчеркнуть то обстоятельство, что девиз «Свобода, Равенство, Братство» был впервые в мире выдвинут именно в этой стране. Цвет девизной ленты строго определен. В родовых, личных и государственных гербах - это белый, серебряный или цвет гербового щита. В государственных гербах девизная лента чаще всего имеет национальные цвета или один из них, или цвет государственного флага, или может оставаться белой. Девизные ленты бывают многоцветные (например, георгиевская или гвардейская лента - черно-оранжевые), или повторяют все цвета государственного флага, или включают элементы национального орнамента. Источ.: Похлебкин В. В. Международная символика и эмблематика: (Опыт слов). М., 1989.

ДЕВЯТНАДЦАТЬ

ДЕВЯТНАДЦАТЬ (19, XIX) - нумерологический знак. Имело сакральное значение в семиотике Ближнего Востока. Связывалось с 19-летними циклами Луны. По завершении цикла фазы Луны выпадают на те же дни, что и в предшествующем круговороте. Древнеегипетская «Книга мертвых» разделила тело человека на 19 частей. Каждому из анатомических компонентов покровительствовало определенное божество. В Вавилоне 19-й день каждого месяца считался несчастливым. На него выпадало наиболее активное проявление действий как злых, так и добрых сил. Средневековые астрологи расшифровывали 19 как сумму 12 и 7, где первое число обозначало знаки Зодиака, второе - семь планет. Мистика 19 в исламской традиции определялось тем, что оно составляло нумерологический знак слова «Один», являвшегося одним из важнейших имен Аллаха. Бахай делили год на 19 месяцев, по 19 дней в каждом. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ДЕКСТЕРА ДЕИ

ДЕКСТЕРА ДЕИ - символ божественного покровительства и провиденциализма. Изображался в виде опускающейся с небес десницы Бога. Происхождение символики связано с тем, что в Средние века считалось предосудительным представлять Бога в человеческом обличье. Знак изоморфен «Божественному Оку». Иногда пальцы Божьей десницы скрещены в жесте благословения. В латинской изобразительной традиции - с распрямленными большим, указательным и средним пальцами. В православии - соединением большого и безымянного пальцев, что подразумевало греческие буквы «хи» и «ро», с которых начинается имя Христа. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской философии. Новосибирск, 1993.

ДЕЛАНИЕ ВЕЛИКОЕ

ДЕЛАНИЕ ВЕЛИКОЕ - название алхимического процесса трансформации Первовещества в философский камень или Эликсир жизни. Вопреки упрощенным представлениям, целью алхимии является не только получение золота, что составляло лишь один из ее аспектов. Тройная цель Делания Великого дифференцировалась по так называемым «уровням металла», человеческого микрокосмоса и Божественного макрокосмоса. Им соответствовали процессы трансформации металлов, духовного совершенствования человека и созерцания божества в его славе. Алхимическая технология на всех трех уровнях имела единые принципы. Из Первовещества выделялись Меркурий и сера, посредством операций с которыми производился ребис, т. е. основа для получения философского камня. По ходу обработки вещество последовательно приобретало черный, белый и красный цвет, что дало название алхимическим этапам нигредо - «Делание в черном», альбедо - «Делание в белом» и рубедо - «Делание в красном». Первый этап символизировал гниение и смерть, второй - воскресение к новому бытию, третий - окончательное духовное. Различалось два пути Делания Великого: первый - это путь короткий, сухой, мужской, левой руки, основанный на привлечении некоего огня; второй - это путь длинный, влажный, женский, правой руки, осуществляемый посредством множества дистилляций. В последнем из трансмутационных путей особая роль отводилась загадочной субстанции философского Меркурия. Из него извлекается Дух материи. Таким образом адепт вводит в Делание азот, олицетворяемый образом голубя, подобно голубю Ноя, он прекращает свой полет, когда за меркурианскими водами достигнет фиксации Камня. Лучшим временем для алхимического Делания считался период с конца марта по конец мая. Технология влажного пути предполагала дистилляцию росы и использование в качестве основного ингредиента дождевой воды. Изготовлялись лунная и солнечная эссенции, обозначаемые звездой и цветком либо Луной и Аполлоном. Сатурн использовался в алхимических текстах как символ исходного металла - свинца. Образ умирающего Геракла подразумевал, что алхимики, подобно мифическому герою, возносятся на небеса в телесной оболочке. Источ.: Жеребцов А. Тайны алхимиков и секретных обществ. М., 1999; Великое делание: теория и символы алхимии. Киев, 1995; Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Он же. Образ мира в зеркале алхимии: от стихий и атомов древних до элементов Бойля. М., 1981; Он же. Символизм в западной алхимии и традиция Ибн-Рушди. М., 1971; Теория и символы алхимиков. М., 1995.

ДЕЛЬФИН

ДЕЛЬФИН - символ любви и преданности. Он спасает тонущего человека в морях и океанах. Существует мнение, что разум дельфина не уступает человеческому. По древней греческой мифологии, дельфин является царем всех морских существ. Он служит эмблемой морской стихии и атрибутом Посейдона и Нептуна - богов моря. Образ дельфина использовался как знак скорости; дельфин, обнимающий ствол якоря, обозначал осмотрительность и предосторожность. Такой знак ставил, например, на своих книгах венецианский печатник Альд Мануций Старший. В христианской семиотике дельфин был избран как аллегория образа Христа. Если его изображали нанизанным на якорь или трезубец, знак истолковывался как распятие Иисуса. По аналогии с тем, что дельфин спасает утопающих, он также считается спасителем человеческих душ и зачастую рисуется несущим эти души в высшие миры. Используется дельфин и в качестве знака Воскресения Христа. У ранних христиан дельфин выступал в роли той библейской огромной рыбы, что проглотила Иону и исторгла его через три дня (в русском варианте Библии этой рыбой был кит). Дельфин был очень популярен как геральдическая фигура. Долгое время его изображали на гербах наследников французского престола. Название титула - дофин - в одном из значений переводилось как дельфин. Согласно распространенному поверью, моряки, выпрыгнувшие за борт корабля, превращаются в дельфинов. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ДЕМОНИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМОНОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕНЬГИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕРЕВО, ДРЕВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕРЖАВА

ДЕРЖАВА - золотой шар, символизирующий монархическую власть. Название произошло от древнерусского «държа» - власть. Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом. Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была ипользована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом. Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава - женского. Источ.: Мир русской истории: Энциклопедический справочник. М., 1998; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ДЗЯО ДЗУ

ДЗЯО ДЗУ - вымышленное сверхъестественное существо в китайском искусстве, символизирующее пороки чревоугодия и скупости. Дословно его имя переводится как «обжора». В китайской мифологии и литературе образ Дзяо Дзу исследователями не обнаружен. Но он широко представлен в архитектуре, скульптуре, живописи. Чаще он изображался антропоморфным существом с одной головой и двумя туловищами. У него шесть ног, причем передняя пара служит обоим туловищам. Он может обладать то лицом человека, то головой дракона или мордой тигра. Искусствоведы интерпретируют эту особенность как характерную для китайского искусства «маску людоеда». Существует версия, что образ Дзяо Дзу был навеян китайским мастерам демоном симметрии. Примечательно, что в китайском символизме принцип симметричности имел негативное значение. Во времена династии Шан Дзяо Дзу изображался на ритуальных бронзовых изделиях и на посуде, напоминая о грехе чревоугодия. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

ДИАКРИТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСКОС

ДИСКОС - золотое, серебряное или стеклянное блюдо, на которое во время литургии в Православной церкви возлагается часть главной просфоры, которая, согласно вероучению, символизируя святого агнца, пресуществляется в тело Христово при таинстве евхаристии, и частицы из других просфор, вынутые в честь Богоматери, пророков и апостолов, а также в память живых об умерших. Дискос одновременно символизирует ясли, где родился Христос, и гроб, в который было положено его тело после снятия с креста. На древнейших дискосах изображался крест, Распятие или лик Христа. Наиболее же распространено было изображение святого агнца - жертвенный Младенец в чаше и ангелы с опахалами по сторонам. Иногда фигуры ангелов отсутствовали, а на дискосе XV в. из Оружейной палаты Московского Кремля Младенец изображен без чаши; ее заменяет сам дискос. В XVII в. на Руси и на Балканах встречаются дискосы, по форме напоминающие звезды, а у более поздних дискосов появился поддон. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь, М., 1997.

ДОГОВОР С ДЬЯВОЛОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОДЕКАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОМИНО

ДОМИНО - популярная игра в кости, разделенные на два поля, с черными или белыми точками, называемыми очками. Кости прикладываются играющими одна к другой так, чтобы рядом находились поля с одинаковым числом очков. Игру изобрели монахи, от которых и пошло ее название: католические священники обращались к пастве в начале каждой из частей мессы с благословлением: Dominus vobiscum - «Господь да прибудет с вами». Таким образом, домино возможно интерпретировать и как учение о Господе, и как главенствующее знание. Игра зародилась в Италии, откуда вначале перешла во Францию, а затем в Германию и Россию. По мнению П. Глобы, домино происходит от мистериальной практики. При разложении костей репродуцировалась структура космоса и устанавливались правила ориентации в нем человека. Семь цифровых знаков в домино - от 0 до 6 - соответствовали средневековой сакрализации 7. О (ноль) являлся эквивалентом карты Глупец в системе Таро. Разложение «рыбы» представляет собой криптографическую символику Христа. Игра в «козла», напротив, указывает на символику дьявола. Проигравший, как несведущий, оказывается под демоническим знаком «козла». Источ.: Бурков Ю. Тайна игры в домино II Наука и религия. 1991. № 10.

ДРАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУБ

ДУБ - символ власти и славы. Соответствует зодиакальному знаку Льва. Считался у греков священным деревом Аполлона, а у римлян - Юпитера. Имел мистериальное значение. Символизировал твердость духа. Являлся знаком долговечности и даже бессмертия. Дуб называют «королем леса». В Древнем Риме венок из дубовых листьев был высшей наградой полководцу-триумфатору; со временем их заменили лавровые венки. Из дуба была сделана знаменитая палица Геракла. Друиды называли дуб «деревом науки». По мнению греческих заклинателей, с помощью дубовой ветви возможно вызвать дождь. По шелесту листьев дуба древние евреи предсказывали будущее. Под священным дубом Додоны Сивилла осуществляла свои пророчества. Среди дубовой рощи был построен храм Ваала в Дамаске. Священными дубами была окружена могила Авеля. С дубом у древних евреев ассоциировалось имя Яхве. У Мамврийского дуба проживал Авраам, там и произошло первое явление ему Бога. Дерево достигало 30 м в высоту, имея в обхвате 7 м. Согласно мистериальной шкале древнеегипетской «Книги мертвых», дуб соответствует пятому часу ночного пути солнечной барки Ра. В христианской семиотике дуб являлся символом идолопоклонства. Действительно, языческие ритуалы древних славян осуществлялись именно в священных дубравах. Пруссы окропляли культовый дуб кровью жертвенных животных. Ветхозаветные пророки осуждали соплеменников за «хождение под дубом». С другой стороны, под ветвями дуба хоронили самих пророков. По преданию, у скептика, отрубившего дубовую ветвь, отсохла рука. У Вальтера Скотта вырванный с корнями дуб на щите Айвенго означал потерю наследства. А. С. Пушкин поместил дуб Лукоморья в центр мифологического мироздания. Дубы являлись атрибутом монархической власти. О «царском дубе» упоминается в Библии. Королевские дубы произрастали в дворцовых парках ряда европейских монархов вплоть до буржуазных революций. Восставшие массы срубали «королевский дуб», что символизировало расправу с венценосными особами. Песня «Сердца дуба» была одной из популярных патриотических сочинений. Источ.: Лазарев Е. Священные деревья орфических мистерий // Наука и религия. 1993. № 8; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ДУРАК

ДУРАК - карнавальная инверсия образа короля. Являлся не столько знаком комичности, сколько дуальности общественной организации. Выполнял функцию социальнопсихологической разрядки в иерархических системах. В средневековой Европе при отсутствии гласности и свободы слова задача политической критики возлагалась на шутов. В России эта роль принадлежала юродивым. Не случайно популярностью пользовалась мифологическая версия, что Василий Блаженный и Иван Грозный есть одно лицо. За главным храмом православной Руси Покровским собором закрепилось в народном сознании имя дурака-юродивого. Иван-дурак амбивалентен Ивану-царю, шут-карлик - королю Карлу, Петрушка - апостолу Петру, в образе которого, возможно, подразумевалась пародия на папский престол святого Петра. Популярный сюжет русских народных сказок - это метаморфоза Ивана-дурака в царя. В христианской культуре существовала тенденция апологии глупости. Ориген заявлял, что мудрость - это зло, а глупость - благо. Дурак обращается к миру горнему, отрешаясь от мира бренного. Он глуп в глазах окружающих в силу своего асоциального поведения. В более поздние времена в виде «апологии сумасшествия» представил свои философские размышления П. Я. Чаадаев. В эзотерической интерпретации дурак - это непосвященный адепт, неофит. В алхимической традиции он символизирует необработанное первовещество. Функция поддержания социального равновесия раскрывается через образы таких персонажей, как Хантиданти, Ванька-встанька, Шалтай-болтай. Традиционно-визуальный облик дурака включал колпак с осьминогами-ушами, увенчанный колокольчиками, и шутовской жезл или маротту. Десакрализованную символику дурака в качестве сатирического комментария к господствующей в обществе глупости использовали в художественной культуре С. Брант, Эразм Роттердамский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ДУША

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДХАММА ЧАКРА

ДХАММА ЧАКРА - главный символ буддистского учения. Другое название - «Колесо закона». Восемь спиц колеса символизировали восьмеричный путь спасения в буддизме: праведные воззрения, праведные стремления, праведная речь, праведное поведение, праведная жизнь, праведные усилия, праведное созерцание, праведные размышления. Происхождение «Колеса закона» должно привести к обретению просветления и избавления от цепи перерождений. Вместе с тем Дхамма символизирует фатальный реинкарнационный круговорот жизни. В мегаисторической проекции она является знаком кальпы - представления о циклическом ходе истории в буддизме. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ДЬЯВОЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЬЯВОЛ, АРКАН ТАРО

ДЬЯВОЛ, АРКАН ТАРО - пятнадцатая карта, говорящая о том, что зло является составной частью как сущности человека, так и бытия. Другие названия - Фатум, Рок, Владыка ночи, Шабаш. Карта символизирует жажду обогащения, стремление к материальному или чисто физическому благополучию. Подразумевает усилия с целью достижения материального успеха и преходящей славы. Карта также говорит о пребывании человека в плену сладострастия и эротизма. Оценивается как предзнаменование принятия важных решений, судьбоносного выбора. Выпадение перевернутой карты символизировало злоупотребление силой, концентрацию исключительно на достижении материальных благ. При соединении ее с хорошими картами предвещала любовные связи, выгодные деловые предложения. На карте изображался сидящий на кубическом камне Барфомет. К камню прикованы два сатира разного пола, символизируя животную сторону человеческой природы. За спиной демона крылья летучей мыши, что указывает на его принадлежность к ночи или к миру ночи. Факел в руках дьявола есть ложный свет, ведущий непросвещенные души к собственному разрушению. В псевдоегипетском Таро изображался Тифон, держащий в руках огонь раздора. Его образ конструировался из черт борова, человека, летучей мыши, крокодила и гиппопотама. Тифон создан неправедной деятельностью самого человека. Источ.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Николаева Р. Таро: прогноз судьбы и… психологическая помощь // Наука и религия. 1991. М 12.

Предыдущая страница Следующая страница