Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "Х"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

Х

Х - буква, важный магический знак: скрытое оккультное число, десятый Аркан Таро - Колесо Фортуны. В математике скрытое оккультное число, обозначенное 10. Символизирует косой андреевский крест. X внутри круга встречается как настенный знак и имеет значение «человек внутри своей собственной оболочки». В греческом алфавите - это 22-я буква, в английском - 24-я. Представляет собой единство двух миров, знак креста света. По мнению ряда исследователей, знак Логоса как микрокосмоса, распятого в пространстве. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл М. П. Энциклопедия изложения масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск. 1993.

ХАОС

ХАОС - бездна, великая глубь. Хаос - образ состояния мира до творения. Подобная характеристика удивительно точна: как еще можно определить содержание еще спящего вечного источника силы и обновления. Так определяли состояние мира и античная, и библейская истории. Хаос - первопричина всех вещей, «пропасть, заполненная тьмой и туманом, из которой и родилась земля». Пропасть, таким образом, превращается в некий символ, формы и образ которого непредставимы. Пропасть есть уже начало и конец мира, лежащего в темноте. Алхимики воспринимали хаос как первичную основу, материю, из которой можно творить что-то совершенно новое и оригинальное. В Древнем Египте хаос олицетворялся грифоголовой богиней Нейт, которая предшествовала всем другим богам, более известным, чем она сама. Практически в каждой религии есть своя Нейт: это и госпожа Сикамора, Акаша, Баху, Мот, Анаита Зерван Авесты, Нерва - у этрусков, Битое и т. п. С исчезновением хаоса исчезают и его богини - существа более чем удивительные и необъяснимые с точки зрения собственного существования. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Роббинс P. X. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996.

ХЕРУВИМЫ

ХЕРУВИМЫ - ангелы, охраняющие рай и божественную славу; представленные в Каббале херувимы олицетворяют собой все самое светлое, что присуще человеческой жизни: рождение ребенка, утреннее пробуждение, восход солнца, тишину, появление первых весенних цветов, запах тающего снега и природную свежесть. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

ХИМЕРА

ХИМЕРА (от греч. chimaira) - в греческой мифологии одно из порождений темных сил, чудовище. X. Л. Борхес писал, что первое упоминание о Химере есть в шестой песни «Илиады». Там сказано, что она была божественного происхождения - «перед льва, туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти огонь, и убил ее, как и было предсказано богами, красавец Беллерофонт, сын Главка. В «Теогонии» Гесиода она о трех головах, такой она представлена в бронзе, знаменитом памятнике из Ареццо (V в.). «Посредине хребта у нее козья голова, на одном конце змеиная, на другом - львиная». В «Энеиде» «огнедышащая Химера» вновь появляется в качестве главного героя. Сервий Гонорат отмечает, что чудовище это было родом из Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана Ликии живут змеи, на склонах - луга и козьи пастбища, «из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера - метафора этой необычной горы». Плутарх высказал предположение, что Химера - это имя некоего капитана с пиратскими наклонностями, приказавшего нарисовать на своем корабле льва, козу и змею. Таким образом, ясно, что споры об облике Химеры ведутся уже давно. Она гетерогенна: лев, коза, змея и дракон образуют одно животное. Со временем Химера трансформируется в понятие «химерического», т. е. пустого и ложного предположения. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000.

ХОРУГВЬ

ХОРУГВЬ (от монг. «оронго» - знак, знамя) - икона, священное знамя, предназначенное для ношения на крестных ходах. Хоругви появились при Константине I Великом, они представились императору видением на небе. Символический смысл хоругви состоит в идее торжества Христа и его церкви. Воинская составляющая в хоругви уходит корнями в древнюю литургическую традицию: перенесение святых даров напоминало римские почести прославленному полководцу. Христос в данном случае воспринимался как победитель человеческих пороков, спаситель человечества, страдалец. Древние хоругви исполнялись в технике шитья, затем выполнялись из металла или дерева в металлической оправе. На средневековых хоругвях изображался облик Спаса Нерукотворного, символизирующего победу. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

ХРАМ

ХРАМ (от греч. temp Ion) - архитектурное сооружение, используемое для богослужения сторонниками той или иной веры. Строительству храмов предшествовали алтари, расположенные на открытом воздухе, где в жертву божеству приносились домашние животные, птицы и пр. Древнейшие культовые постройки относятся к неолиту; к IV тыс. до н. э. относятся первые настоящие храмы в Месопотамии (Белый храм в Уруке, Шумер); к III тыс. до н. э. - ранние египетские храмовые сооружения; во II тысячелетии до н. э. возникли храмовые комплексы Эгейской цивилизации (Като-Закро на острове Крит); в I тыс. до н. э. построены храмы Соломона в Иерусалиме, ранние храмы-молельни в Индии и китайские каменные залы (шиши) при гробницах. Своеобразным храмом на открытом воздухе были ансамбли мегалитов III-II тыс. до н. э. (например, Стоунхендж в Англии). Античный храм - настоящее жилище бога с хранилищем принесенных ему даров. Функциональное ядро храма - святилище с изображением божества и местом для подарков. В храме находился и жертвенник с горящим очагом, в подземном помещении хранились храмовые святыни. Простейший тип храма повторял расположение простого жилого дома, чем подчеркивалась его близость к самым народным низам. В Древней Греции и Древнем Риме каждый храм посвящался отдельному божеству, но в Риме был построен «храм всех богов», так называемый пантеон. Общие признаки храмов разных конфессий - святилище (алтарь, ступа, михраб), места для священнослужителей и для молящихся. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

ХУДОЖНИК

ХУДОЖНИК (англ. artist; фр. artiste; нем. Kuenstler) - в широком смысле творческая личность, мастер, человек, наделенный художественным и творческим воображением. В более узком смысле слова мастер, ведущий творческую работу в области живописи, скульптуры, графики и других изобразительных и декоративных искусств. В отличие от ремесленника, художник обладает даром воображения, каждое его произведение неповторимо и с трудом поддается аудентичному воспроизводству. Уже начиная со времен Древнего Египта художники пользовались заслуженной славой, были окружены почетом, не испытывали особых материальных трудностей. В Средние века художники переживали не лучшие времена, их противостояние со служителями культа носило порой достаточно острый характер и заканчивалось не в пользу людей творчества. Искусство художника считалось имитацией. Искусство называли «обезьяной природы». В эпоху Возрождения мастерство художника росло достаточно быстро, так же как быстро возрастало непонимание художника обществом, отсюда и многочисленные конфликты эпохи. В это время художники создали идеальные образы как христианских, так и античных богов и героев, превратившихся в образцы для подражания в другие эпохи. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.). М., 1995.

Предыдущая страница Следующая страница