Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "Ш"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАМБАЛА

ШАМБАЛА - метафизический центр мира и место обитания царя мира. Шамбала остается таинственной страной, жители которой знают законы управления природой и человечеством, а потому получили уважительное прозвище Учителя. Шамбала, согласно преданиям, расположена в труднодоступных районах Тибета. Однако вход, благодаря учителям, можно найти повсюду. Она остается тем самым объектом, который разыскивают все, кто подвержен страсти открыть неизведанное, открыть тайны законов природы - от простых авантюристов до талантливых ученых и представителей спецслужб мировых держав. Широкую известность получили поиски Шамбалы Н. К. Рерихом во время трансазиатской экспедиции, когда научные поиски переплетались с действиями советских разведчиков и английских колониальных властей, стремившихся сохранить свой контроль не столько за таинственными странами, сколько за территориями, принадлежавшими Великобритании. Шамбала, таким образом, превращалась еще и в символ борьбы за мировое господство. Источ.: Весть Шамбалы. Воронеж, 1998; Рерих Н. О Вечном… М., 1991; Энциклопедий символов, знаков, эмблем. М., 1999; Боголюбов Н. Тайные общества XX века. СПб., 1997.

ШАР

ШАР - символ будущего. Символ шара - глобальность шара Земли. Символ будущего, он отличается от креста тем, что последний олицетворяет собой страдание и человеческую смерть. В Древнем Египте впервые пришли к заключению, что земля шарообразна. Это предположение послужило основой для многочисленных размышлений о бессмертии земли и возможности бессмертия населяющих ее живых организмах. В Индии шар представлял из себя один из объектов религиозного поклонения, его элементы нашли отражение и в ступах. В алхимии шар выступает сосудом, куда вливается алхимический дистиллят в химической свадьбе Христиана Розенкрейцера. Именно шар положен в основу одного из атрибутов царской власти. Человек, держащий шар в руках, символизирует субъекта, несущего тяготы мира. Не случайно подобными скульптурами украшены некоторые вокзалы Западной Европы, например в Хельсинки: здесь запечатлены тяготы, выпадающие на плечи путешественника. Таким образом, шар и глобус - это знаки промысла, проведения, вечности, власти и могущество коронованных особ. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000.

ШЕСТНАДЦАТЬ

ШЕСТНАДЦАТЬ (16, XVI) - нумерологический знак, символ полноты, подобно 40. Шестнадцать - любимое число в Индии. В Китае богиня Пусса изображена с 16 руками. Веды говорят о шестнадцатичастных песнопениях во время приготовления священного напитка «сома». Арабская литература унаследовала отношение к числу 16 как к знаку совершенства. 16 состоит из двух обозначений 4x4, что представляет четыре элемента, организованных во времени и пространстве. У розенкрейцеров также имеется 4x4 философских элемента. 16 у некоторых народов мира еще и срок достижения совершеннолетия, которое отмечается посвящением во «взрослую» жизнь. 16 для многих народов - счастливое число, любое соприкосновение с которым несет удачу, достаток в семью и дом. 16 нередко обыгрывается в литературе искусстве, особенно в восточной. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ШЛЯПА

ШЛЯПА - амбивалентный символ. Атрибут гномов - одного из четырех классов духов. В обычной жизни не теряет своих символических особенностей: для молодого человека шляпа - символ простоты, для пожилого - житейского опыта, мудрости, уверенности в себе. Шляпа - это символ сомнения в семейных делах, в отношениях между мужчиной и женщиной. Метафора для коммерческих операций - «дело в шляпе». В то же время шляпа может означать свободу и независимость от окружающей социальной среды. Таким образом, шляпа, как, впрочем, и любой другой головной убор, может свидетельствовать о социальной принадлежности и о желании человека причислять себя к той или иной социальной группе. Шляпе в этом случае могут противостоять кепка, косынка, шаль и прочие головные уборы, каждый из которых символизирует принадлежность хозяина к тому или иному классу, общественной прослойке и тянет за собой целый ряд трактовок и ассоциаций. В изобразительном искусстве и литературе шляпа - это символ принадлежности к так называемой мелкобуржуазной или буржуазной прослойке. В леворадикальной литературе шляпа ассоциировалась с мещанством, нежеланием участвовать в переустройстве и мира, т. е. уже играла роль в воспитательном процессе, в деле подготовки «нового человека». До 1917 существовало огромное количество моделей шляп, по которым порой можно было даже определить принадлежность человека к той или иной сфере деятельности. Шляпа до сих пор остается несколько презрительным прозвищем человека рассеянного, слабохарактерного, неспособного к принятию волевых и жестких решений. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Кащенко О. Д., Козлова Т. В. Покупателю об одежде и моде. М., 1986.

Предыдущая страница Следующая страница