Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
Статьи на букву "К" (часть 2, "КОМ"-"КХА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КОМ"-"КХА")

КОМПЬЮТЕР

КОМПЬЮТЕР - символ высокоэффективного интеллекта с ограниченными герменевтическими способностями. В данном случае герменевтика понимается как размышление о проблемных духовных ситуациях, основанное на том, что мир прошлого можно понять, только вживаясь в него и сопереживая. В этом контексте человек понимается как биокомпьютер, космос - как некий космокомпьютер, а Бог выступает внешним, трансцендентным, по отношению к космосу, компьютером, давшим ему программу и цель, как в произведениях Айзека Азимова. Называя человека компьютером, тем самым указывают на отсутствие у него элементарных нравственных и эстетических понятий, эмоциональной культуры, на его бессердечность и бездушность. Американский журналист Сидни Дж. Харрис как-то по этому поводу заметил: «Опасность не в том, что компьютер однажды начнет думать как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить как компьютер». Не случайно девизом компании IBM стали слова: «Машины должны работать. Люди должны думать». В 1995 американский журнал «Scientific Observer» рассекретил результаты эксперимента по введению мозга обреченного на смерть новорожденного Сида в виртуальный суперкомпьютер, состоящий из сети всех персональных компьютеров США, и исследованию его развития в течение трех лет. Родители признали его своим и ухаживали за ним посредством персонального компьютера. Воссоздать новорожденного на экране оказалось легко, но так и не удалось получить ответ на вопрос о том, установилась ли между Сидом и родителями некая духовная связь. Источ.: Большой толковый социологический словарь. Т. 1. М., 1999; Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000; Мусский С. А. 100 великих чудес техники. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

КОНСТАНТИНА КРЕСТ

КОНСТАНТИНА КРЕСТ - монограм ма, ставшая первым общепринятым символом христианства, а также получившая широкую известность как знак победы и спасения. Впервые она была отчеканена на бронзовой монете императора Траяна Декия (249-251). В лидийском городе Меотия эта монограмма была изображена на сосуде 397. Достаточно часто она вырезалась на надгробных плитах первых пяти веков христианства или, к примеру, изображалась на фресках в пещерах святого Сикста. Из церковной археологии известно, что на древних памятниках письменности и архитектуры нередко встречался вариант смещения букв X и Р. И только с IV в. постепенно изображаемый крест стал освобождаться от монограммной оболочки, терять свою символическую окраску и приближаться к настоящей своей форме, напоминающей то букву Т, то букву X. Церковный историк Евсевий Памфил в «Книге первой о жизни блаженного царя Константина» повествует о том, что императору Константину Равноапостольному во сне явился Христос и повелел сделать знамя для защиты от врагов, которое имело следующий вид: «на длинном копье, покрытом золотом, была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста», а на нем - «символ спасительного наименования - две буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква Р». Одновременно с этим крестом император Константин увидел сияющую надпись «с этим победишь». Христианские легенды утверждают, что именно это предсказание обратило императора в христианство. Он сделал монограмму своей эмблемой, поместив ее на имперский штандарт вместо орла. Последовавшая победа у моста Милвиана, неподалеку от Рима 27 октября 312 над своим соправителем Максентием сделала Константина единовластным императором. А уже на следующий год был издан закон, разрешающий исповедание христианства в империи. Источ.: К. В. П. История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Руководство по литургике. Тверь, 1886; Уваров А. С. Христианская символика. М., 1908; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

КОНТРИНИЦИАЦИЯ

КОНТРИНИЦИАЦИЯ - антипод инициации. Согласно геноновскому терминологическому арсеналу, контринициация соответствует представлениям о сатанинских мистериях христианской конспирологии. Абсурдные инквизиционные улики эпохи «охоты на ведьм» актуализируются в современном мифотворчестве, где любая поведенческая аномалия исторической фигуры интерпретируется как контринициационный акт. Например, в сочинениях Ю. Ю. Воробьевского проявление сатанинского ритуала обнаруживается в деятельности ведущих организационных структур и в общественных процессах как древнего, так и современного мира, включая практику ордена тамплиеров, системы СС, буддистских эзотерических корпораций, современных средств массовой информации и продукции научно-технической революции. Источ.: Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000; Воробьевский Ю. Ю. Путь в Апокалипсис: Точка Омега. М., 1999; Генон Р. Царство количества и знамения времени. М., 1993.

КОНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОПЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРАБЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРОВА

КОРОВА - символ плодородия, благосостояния, а также материнства. В Индии корову считают священным животным, воплощением Великой матери Адити и земли, а иногда даже всей Вселенной. Веды связывают их с зарей и солнцем, называя Матерями, которые властвуют над тройной природой высшего мира. В мифологии различных народов корова выполняет космическую функцию: у египтян небесная корова Мех-Урт, породившая небо, олицетворяла Небесный океан. В Мемфисе она выступала символом пассивной порождающей силы, воплощением Венеры. Именно корову по совету оракула легендарный Кадм ведет к месту, где будут основаны Фивы. Стельная корова считается женским символом животворящей и питающей силы земли, а в паре с быком они представляют символ божества - женского и мужского, порождающего и вскармливающего. Например, в Греции корову часто изображали с сосущим вымя теленком, что означало умножение божественной силы, питающей себя самую. Увиденная во сне корова символизирует материнский и растительный аспекты жизни. Для женщин ее образ служит символом терпения, доброты и смирения. Так, в греческом мифе дочь царя Инаха Ио, соблазненная Зевсом, была превращена Герой в белую телку. Гера вверила ее охрану стоглазому великану Аргосу, а после того, как великан был убит Гермесом, послала огромного овода, чтобы он жалил Ио и гнал ее по всему миру. Однако в мифологии запечатлелось и другое, негативное толкование образа коровы. Для жены критского царя Миноса Пасифаи, питавшей противоестественную страсть к быку, знаменитый мастер Дедал соорудил деревянную, полую корову, внутри которой расположилась царица. От этого соития произошел страшный монстр - Минотавр - полубык-получеловек, позже убитый Тесеем. Для гуманистических философов эпохи Ренессанса Пасифая в образе коровы стала олицетворением животной страсти. В геральдике корова изображается с короной и колокольчиками на шее, рогатой и с копытами. Иногда эти детали отличаются по цвету от остального туловища. Источ.: Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, 1999; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КОРОЛЯ ЗНАК

КОРОЛЯ ЗНАК - знак принадлежности, происхождения и собственности. Так называли раньше знак в виде наконечника стрелы, который наносился клеймом или печатью на имущество правительства и прочую королевскую собственность. Чаще всего происхождение знака объясняется тем, что он является упрощенным изображением геральдического рожка с герба графа Ромнейского Генри Сиднея, возглавлявшего (1693-1702) Артиллерийскую коллегию. По закону 1698 знаки короля предназначались «для лучшей защиты запасов Ее Величества на случай войны». Однако некоторые источники свидетельствуют о том, что подобные знаки появились намного раньше. Морской капитан и писатель Фредерик Мариат в повести «Королевская собственность» (1830) относил их появление к XIV в., связывая их со знаками собственности короля Эдварда. С конца XVIII в. по 1920 знак короля использовался также на форме узников. Когда на золотые изделия стали ставить клейма в виде головы леопарда, эти клейма тоже называли королевскими знаками. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КОРОНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСОЙ КРЕСТ

КОСОЙ КРЕСТ - или крест святого Андрея - назван так в честь апостола Андрея Первозванного, покровителя Шотландии, который, как гласит христианская традиция, был распят на кресте в виде буквы X. Уже со II в. буква X греческого алфавита служила основанием для монограммных символов. В XIII в. этот крест - белый на синем фоне - был принят в качестве национальной эмблемы Шотландии, а в 1606, через три года после того, как Иаков VI Шотландский стал Иаковом I Английским, это крест появился на новом «Юнион флаге». В зависимости от цвета косой крест символизирует разных святых: золотой - первого британского великомученика Албана, синий или белый - Андрея, черный - Осмунда, красный - Патрика. Косой крест в геральдике имеет название «салтир» и по форме напоминает букву X - первую букву написания имени Христа по-гречески. Также по аналогии с изображением римской цифры X его называют crux decussata. Около 1700 Петр I, желая выразить отличие православной России от Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном гербе, на своей личной печати, на военно-морском флаге и т. д. Источ.: К. В. П. История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КОСТЬ

КОСТЬ - символ смерти и второго пришествия, когда «кости поднимутся из могил на Страшный Суд». Поэтическая аллегория Иезекиилева поля, усыпанного высохшими костями, вновь покрывшимися плотью и ожившими, воспринималась как прообраз всеобщего воскресения из мертвых в сцене Страшного Суда. Вообще в верованиях многих народов сохранение костей было гарантией возможного оживления. Например, верховный бог скандинавского пантеона Один кормил гостей мясом своих ослов при условии, что пирующие не будут трогать кости, и на следующий год козлы оживали. В русской народной сказке «Хаврошечка» из захороненных костей коровы вырастает чудесная яблоня. Однако символика костей связана не только с жизнью, но и со смертью. Считалось, что римский император Юлиан Отступник в IV в. откопал предполагаемые останки святого Иоанна Крестителя и публично сжег их в качестве меры по искоренению его культа. Эта тема часто встречается в позднесредневековом искусстве Северной Европы. В греческой мифологии царь Эдип, уничтоживший Сфинкса, дав правильный ответ на его вопрос, изображался стоящим перед Сфинксом в размышлении, а вокруг на земле были разбросаны кости жертв монстра. По одной из христианских легенд, Каин убил Авеля челюстью осла; то же оружие использовал и Самсон, сражаясь с филистимлянами. После этого подвига Бог сделал так, что из челюсти, брошенной Самсоном, проистекла вода, и Самсон смог утолить свою жажду. Кости всегда ассоциировались с личностью человека. Например, «белая кость» стала символом породы. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КОТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАКЕН

КРАКЕН - скандинавский вариант Саратана и арабского дракона или морской змеи. В 1752-1754 епископ Бергена датчанин Эрик Понтопидиан писал в «Естественной истории Норвегии», что «плавающие острова - это всегда Кракены». Среди юношеских произведений английского поэта XIX в. Алфреда Теннисона есть одно стихотворение, посвященное Кракену: Спокон веков в пучине океана Громада Кракен беспробудно спит. Он слеп и глух, по туше великана Лишь временами бледный луч скользит… По легендам, спина у Кракена шириною в полторы мили, а щупальца способны охватить самый большой корабль. Кроме того, Кракен обладает привычкой затемнять морскую воду извержением некой жидкости. Подобное утверждение породило гипотезу о том, что Кракен является гигантским осьминогом. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

КРАСНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАСНЫЙ КРЕСТ

КРАСНЫЙ КРЕСТ - символ Международного комитета Красного Креста, основанного в Женеве в 1863. Представляет собой красный крест на белом фоне - цвета швейцарского флага наоборот. Это детище швейцарского банкира Генри Дунанта, за которое он получил первую Нобелевскую премию в 1901, было призвано оказывать медицинскую помощь и обеспечивать нейтральный статус врачей во всех воюющих армиях христианских стран. В мусульманских странах было одобрено создание аналогичной организации под названием Красный Полумесяц, которая была учреждена в 1877 в Турции. В Иране сначала использовалась традиционная эмблема - лев и солнце, тоже красного и белого цветов, но после революции 1979 эта эмблема уступила место полумесяцу. В СССР этот флаг представлял собой крест и полумесяц друг рядом с другом. В настоящее время национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца существуют в 149 странах мира при членстве более 250 млн человек. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРЕАЦИОНИЗМ И МАНИФЕСТАЦИОНИЗМ

КРЕАЦИОНИЗМ И МАНИФЕСТАЦИОНИЗМ - символически дешифруемые теории происхождения мира в эзотерической традиции. Космогония первой из доктрин усматривает истоки Вселенной в одновременном акте творения Высшего существа. Креационистская основа обнаруживается в трех аспектах профанизации учения: 1) полноценный креационизм (иудаизм, «авраамизм», ислам); 2) усеченный креационизм («механизцизм», начало «позитивистской» науки); 3) рационализм, атеизм. В архаических культах креационизм был тесно связан с лунными мистериями. Мифологемы и семиотика лунопоклонения связаны с символизмом головы - «черепом Адама». Тайные силы креационистов сосредоточены в «Ордене мертвой головы». Социально-политической моделью, соответствующей креационисткой доминанте, являются теократия и рабовладение, а ее профанизационным извращением - капитализм и либерализм. Тогда как космогония манифестационизма заключается в проявлении определенных аспектов высшего начала через эманационное самооткровение и самообнаружение. Манифестационистская линия профанизации сводится к следующим уровням: 1) полноценный манифестационизм (иудаизм, адвайта-ведантизм); 2) учение об эманациях («эллинизм», «неоплатонизм»); 3) пантеистический материализм (от магии до современной физики). Эзотерика манифестационизма в архаических обществах постигалась через инициации полярного культа. Микрокосмический символизм солнцепоклонников акцентирован на образе сердца, схематизированного в христианской традиции в кресте. Тайные структуры манифестационистских сил заключены в «Ордене живого сердца». А деградация социально-политической модели манифестационизма проходит от имперского и феодального строя к социализму и коммунизму. Источ.: Багдасарян В. Э. «Теория заговора» в отечественной историографии второй половины XIX-XX вв. М., 1999; Дугин А. Г. Крестовый поход Солнца // Конец Света (эсхатология и традиция). М., 1997.

КРЕСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ - символ обители Бога, основная архитектурная форма храмового зодчества восточного христианства, возникшая в Византии и определившаяся в основных чертах к V в. Геометрическая символика внешней, центрически-организованной пирамидальной композиции и вертикально ориентированного архитектурного пространства, замкнутого плоскостями мощных стен, преобразуется в интерьере в образное целое - символ христианского космоса. Этот образ выражен строго канонической системой росписей, мозаик и убранства храма (изображение Пантократора в куполе, четырех евангелистов на парусах, Страшного Суда на западной стене и т. д.). Окончательно сформировавшийся в IX-XII вв., тип крестово-купольных храмов варьировался. Например, известны храмы с куполом на парусах, опирающимся на четыре столба (северный храм монастыря Липса в Константинополе) или на свободно стоящие колонны (церковь Теотокос монастыря Хосиос Лукас в Греции), а также с куполом на тромпах, опирающимся на восемь опор (монастырь Давни в Греции). Есть также храмы с куполом, опирающимся на две свободно стоящие опоры и на две стены, и храмы, в которые добавлено по два столба со стороны апсид и входа. В разных своих вариантах тип крестово-купольных храмов получил широкое распространение в России, на Балканах и на Кавказе. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРЕСТОНОСЦЕВ КРЕСТ

КРЕСТОНОСЦЕВ КРЕСТ - представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. В качестве герба этот крест был взят норманнским завоевателем Годфридом Бульонским, который стал Охранителем Святой Гробницы и первым правителем Иерусалима после его освобождения от мусульман в конце первого крестового похода в 1099. Крест крестоносцев, называемый еще иерусалимским крестом, часто используется на алтарных покрывалах: большой крест символизирует Христа, четыре маленьких - авторов четырех Евангелий, распространяющих учение на четыре стороны света. Пять крестов вместе также могут символизировать раны Христа. Слово «крестоносец» происходит от креста, который солдаты несли на своих знаменах, щитах и одеждах как символ христианской веры и их миссии. Во время восьмого крестового похода, который продолжался до 1272, крестоносцы уже несли кресты разной формы. Они служили им отличительными знаками, когда требовалось выяснить отношения силой оружия. В добавление к этому, как только появилось цветное изображение, каждое государство стало изображать крест своим цветом. Согласно английскому летописцу XIII в. Мэтью Пари, у Англии был белый крест, у Франции - красный, у Фландрии - зеленый, синий или голубой у Италии и «джульс» - геральдический красный - у Испании. Крестоносцы из Шотландии несли крест святого Андрея, тамплиеры взяли красный восьмиконечный крест на белом фоне, а рыцари святого Иоанна изображали на своих хоругвях восьмиконечный белый крест на черном фоне, известный как «мальтийский крест». Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРЕЩЕНИЕ

КРЕЩЕНИЕ - обряд посвящения в христианскую веру посредством погружения в воду или окропления водой. Исторически оно считалось актом очищения и актом нового рождения, так как купель была символом непорочной утробы Девы Марии, из которой посвященный рождается вновь. Крещение является первым из семи таинств и одним из Богоявлений Христа. Сам Христос был крещен Иоанном Крестителем в реке Иордан во время всеобщего крещения народа. В ранних изображениях было принято писать Спасителя обнаженным и полностью погруженным в воду, за исключением головы и плеч, а Иордан изображался в виде речного бога. Но ко времени Ренессанса как в итальянской, так и во фламандской живописи прочно утвердилась другая тенденция: на картинах этого периода Христос в одной набедренной повязке стоит по щиколотку в воде, а Иоанн Креститель льет воду ему на голову. На противоположном берегу изображаются два или три ангела, держащих одежды Христа, а над головой Спасителя парит голубь Святого Духа. Еще выше видна фигура Бога Отца, посылающего свое благословение Сыну. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

КРИПТОГРАФИЯ

КРИПТОГРАФИЯ (от греч. «криптос» - тайный, скрытый) - искусство письма секретными кодами и их дешифровка. Отсюда произошло понятие «криптограмма», т. е. что-либо написанное шифром или в другой форме, которая понятна только тому, кто имеет к написанному ключ. В свою очередь, научное изучение кодов стало именоваться криптологией. Герой книги американского писателя-романтика Эдгара По «Золотой жук» Уильям Легранд находит кусок пергамента с цифрами и знаками пунктуации, представляющими собой криптограмму. Легранд расшифровывает код, заметив, что одна цифра встречается чаще других, и, вспомнив, что в английском алфавите самой частой является буква «е». Памятуя также о том, что самым употребляемым словом является артикль the, он находит нужную комбинацию, позволяющую ему найти спрятанные сокровища. Долгое время использование кодов считалось незаменимым в военных и дипломатических кругах. Однако шифры издавна использовались и для сокрытия истин символической философии от профанов и для обретения ее для умеющих читать символы. Шифр закладывался в водяных знаках бумаги, давался на титульном листе или в переплете книги. Например, сообщения могли быть зашифрованы в первых буквах первого абзаца. Для сокрытия священного языка специально изобретались каббалистические и магические алфавиты. Наиболее знаменитым из них является «ангельское письмо», буквы которого прямо производны от формы созвездий. Но поскольку полностью эквивалентные алфавиты так или иначе поддаются переводу, наиболее популярной в Европе стала секретная тайнопись. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРИСС-КРОСС

КРИСС-КРОСС - перекрещивающийся крест, первоначально носивший название Креста Христа. С елизаветинских времен до середины XVIII в. для изучения азбуки использовали изображение букв на бумаге под тонкой роговой пластинкой. Поскольку в азбуках буквы изображались в виде креста, эти кресты и стали называть «крисс-кросс» (Крест Христа), а затем это слово стало синонимом алфавита. В исторической хронике Уильяма Шекспира «Ричард III» Джордж, герцог Кларенский говорит, что его отец Эдвард IV отправил его в Тауэр, потому что «…он следует пророчествам чужим и вещим снам, в крисс-кроссе букву Д, как утверждает, видит…» В конце концов крисс-кросс стал означать только несколько перекрещенных линий. Этим словом в Англии также называют популярную во всем мире игру «крестики-нолики». От другой формы перекрещенных линий происходит английское cancel - «отмена». Когда средневековые писцы делали ошибку, они поверх описки чертили крест в виде «решетки». Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРОКОДИЛ

КРОКОДИЛ - в европейской традиции символ обмана и лицемерия. Считается, что он плачет для того, чтобы, вызвав жалость у потенциальных жертв, заманить их поближе. Именно из этих представлений появилось выражение «крокодиловы слезы». Но в классической мифологии крокодил символизировал тишину, поскольку полагали, что у него нет языка. Древние египтяне видели в крокодиле символ демона-разрушителя и эмблему божества. В современном же восприятии крокодил выступает символом хищности, прожорливости и зубастости. Например, сатирический журнал «Крокодил» нацелен на критику негативных аспектов социальной жизни. В египетской традиции крокодил, подобно солнцу, родился из воды и являлся одновременно божеством хтоническим и солнечным. Некоторые американские индейцы верили в то, что крокодил, живущий в предвечных водах, был творцом мира. Другие племена считали, что он несет мир на своей спине. Библейский Левиафан иногда ассоциируется с крокодилом. В современной Африке крокодил в качестве первобытного животного до сих пор участвует в обряде инициации. В христианском искусстве крокодила иногда ассоциируют с драконом, да и в поверьях Древней Руси слово «крокодил» означало водяного змея, хозяина речного дна. Крокодил является атрибутом святого воина Феодора - римского солдата из Понта в Малой Азии. Согласно легенде, он поджег храм Кибелы и был за это приговорен к смерти. У его ног изображается дракон или крокодил, возможно, для того, чтобы его можно было отличить от других святых. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

КРОКОТТА И ЛЕВКРОТТА

КРОКОТТА И ЛЕВКРОТТА - мифические существа. Звездочет персидского царя Артаксеркса Мнемона Ктесий в IV в. до н. э., пользуясь ранними персидскими источниками, составил описание Индии. В 32-й главе он повествует о кино-ликусе (собако-волке), которого римский писатель и ученый Плиний Старший позднее - вероятно, в I в. - превратил в своего крокотту - животное, «рожденное от собаки и волка», отметив, что «этот зверь способен своими зубами разгрызать все что угодно, и проглоченное мгновенно переваривается в его желудке». В «Естественной истории» Плиний описал и другое индийское животное, помещенное почему-то в ландшафт Эфиопии, - левкротту: «чрезвычайно проворное животное, величиною с осла, ноги как у оленя-самца, хвост и грудь льва, голова похожа на барсучью, копыта раздвоены, рот до ушей, а вместо зубов одна сплошная кость. Говорят, что это животное умеет подражать человеческому голосу». Позднейшие ученые полагали, что Плиниев левкротта - это помесь индийской антилопы и гиены. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

КРОЛИК

КРОЛИК - символ плодовитости и жизненных сил. С древнейших времен его плодовитость связывали с удачей и процветанием. Существует поверье, что кроличья лапка, та ее часть, которая имеет самый тесный контакт с источником жизни - землей, приносит обладателю удачу. В африканском фольклоре кролик - умный и изворотливый положительный персонаж. В китайском гороскопе кролик, как один из самых женских знаков, весьма восприимчив, методичен, грациозен, чувствителен, сентиментален, с хорошим чувством юмора, изобретателен, холоден, дипломатичен, выдержан и не тратит времени зря. Родившиеся в год Кролика не любят шумных сборищ и компаний, у них развито чувство опасности, они бескомпромиссны, но стремятся держаться как можно дальше от какой-либо опасности или угрозы. Во все века кролик, олицетворявший плодовитость, выступал символом распутства и атрибутом Венеры. В этом качестве он нередко изображается в сценах с влюбленными парами, хотя у ног Девы Марии он символизирует победу, одержаннную целомудрием. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРОСС ЛЕТ

КРОСС ЛЕТ - или Тевтонский крест - четыре маленьких крестика символизируют четыре Евангелия. В виде косого креста он называется крестом святого Юлиана. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРУГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЫЛО

КРЫЛО - символ воздуха и полета. Крылаты были греческие и римские посланцы богов - Ника, Меркурий и Ирида, которые являлись потомками очень древних доклассических крылатых фигур. От величественной римской Виктории произошел образ ангела - христианского посланца Бога, впервые изображенного в мозаиках VI в. С крыльями изображались архангелы Гавриил, Михаил и Рафаил. Среди античных крылатых фигур, изображавшихся в эпоху Ренессанса и позднее, были Слава (с трубами), пишущая на дощечке История, Фортуна с завязанными глазами и глобусом. Поскольку время быстротечно, крылья даны Времени. Крылата и Ночь, летящая с двумя младенцами или сидящая при свете лампы. Крылатые сандалии и шапочка стали атрибутами Персея, заимствовавшего их у Меркурия. Дедал конструирует крылья, с помощью которых он и его сын Икар улетают с Крита. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

КРЫСА

КРЫСА - символ агрессивности, гниения, распада, разрушения, бедствия и смерти. Но она же выступает символом мудрости и правосудия, возможно, потому, что выбирает самую лучшую пищу и первой покидает тонущий корабль. Например, в Древнем Риме белая крыса обозначала удачу, а в Китае родившийся под знаком Крысы считался наделенным очарованием и притягательностью. В китайском гороскопе Крыса - символ обаяния, первое животное китайского календаря. С одной стороны, родившийся в этом году - типичный искатель приключений, начитанный, интеллигентный, очаровательный, рассудительный, с острым умом и твердыми убеждениями, не поддающийся мимолетным чувствам, упорный, с жаждой жизни и любовью к экспериментам. Но у него есть и негативные черты: агрессивность и импульсивность, жадность, прожорливость и нетерпеливость. Агрессивность крысы во многих культурах сделало ее символом разрушения и разложения и потому - проходящего времени. В этом контексте две крысы - одна черная, другая белая - выступают атрибутами ночи и дня. Крыса также является атрибутом девочки Фины из Тосканы, жившей в XIII в. и умершей в возрасте 15 лет после нескольких лет болезни. Ее дом, кишевший крысами, посетил святой Григорий Великий и предрек ей смерть. Британские солдаты 7-й бронетанковой дивизии, противостоявшие Африканскому корпусу Роммеля в Северной Африке во время Второй мировой войны, местную крысу пустыни жербоа выбрали своей эмблемой потому, что использовали тактику быстрых нападений и «укусов», а также потому, что солдатам приходилось выживать в тяжелейших условиях. Эту же эмблему использовали британцы во время операции «Буря в пустыне» в период войны в заливе в 1991. После окончания военных действий самым маленьким членом 7-й бронетанковой бригады, отправившимся на базу в Германию, была «крыса пустыни» по имени Патрик - подарок от королевской семьи Саудовской Аравии. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КУБ

КУБ - символ стабильности; квадратный блок, на котором располагается одна из трех «теологических добродетелей» - персонифицированная Вера. Подобным образом изображается и История: устойчивый куб символизирует ее фундаментальность. Его форма контрастирует с неустойчивым шаром Фортуны. Аналогично с фигурой Удобного Случая, стоящего на шаре, контрастировала фигура Мудрости, расположенная на устойчивом кубе. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

КУБКИ

КУБКИ (червы) - одна из мастей в Младшем Аркане карт Таро. Эта масть пророчествует о событиях эмоциональной жизни человека, о любви и ненависти. Во власти кубков находятся сочувствие и дружба, жалость и страх, гнев и печаль. Направление, отождествляемое с ними, - восток, а часть света - Северная Америка. Стихия этой масти - вода, астрологические знаки - Рак, Скорпион и Рыбы. Оккультное стремление кубков - знать. Свойство мира - пространство. Начало Каббалы - пассивное. Ипостась Сфинкса - человек. Часть природы - металлы. Часть растения - листья, а животные - рыбы. Планеты, соответствующие кубкам, - Сатурн и Меркурий. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КУЖАТА

КУЖАТА - огромный бык в мусульманской космологии, у которого 4 тыс. глаз, ушей, ноздрей, ртов и ног. Чтобы пройти от одного глаза к другому, требуется не менее 500 лет. Кужата стоит на спине рыбы Багамут, а на спине быка лежит громадная рубиновая скала. На скале стоит ангел, а на нем покоится Земля. Под рыбой простирается безбрежное море, под морем зияет воздушная бездна, под воздухом находится огонь, а под огнем - змея, такая огромная, что, если бы не страх перед Аллахом, она поглотила бы весь мир. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

КУЗНЕЦ

КУЗНЕЦ - символ огня и созидания. Кузнец, кующий оружие, - римский бог огня Вулкан (греческий Гефест), который был хромым от рождения или оттого, что в приступе гнева был сброшен с Олимпа на землю Юпитером. Он изображался в своей кузнице стоящим у наковальни, с молотом в руке, с костылем или в неловкой позе из-за своего физического порока. Молоток и щипцы, так же как наковальня и мехи, были атрибутами Элигия, искусного мастера из Лиможа (ок. 588-660) - эпископа Нойонского и святого патрона золотых и серебряных дел мастеров и чеканщиков. Житие, эпизоды которого иногда изображаются художниками, повествует о том, как для того, чтобы подковать брыкающуюся лошадь, которой овладел дьявол, он отрезал ей ногу, а затем чудодейственным образом восстановил ее на место. Его можно видеть на изображениях побеждающим Сатану: святой держит его за нос щипцами. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

КУПЕЧЕСКИЕ ЗНАКИ

КУПЕЧЕСКИЕ ЗНАКИ - личные отметки, предшественники товарных знаков, которые ставились с начала XIII в. и до конца XVI в. торговцами и коммерсантами по всей Европе. Они указывали торговца и служили гарантией, что товары, которые он продает, соответствуют одному и тому же качеству. Ф. А. Джирлинг в своей книге «Знаки английских купцов» писал, что подобные отметки впервые появились на Балтике и в низовьях Рейна и поначалу состояли из букв рунического алфавита. Как правило, знаки содержали инициалы или «ребус» из рисунков, в которых было зашифровано имя владельца. В центре знака располагалась вертикальная черта, базовые элементы находились снизу и сверху от нее, а вспомогательные - по сторонам или пересекали вертикальную черту. Очень часто использовались кресты самых разных форм. Поначалу нехитрые, но со временем все более сложные и замысловатые, знаки рисовались, наносились краской или выцарапывались на самих товарах или на мешках, в которых товары находились, а также наносились клеймами. Среди знаков был такие, что удостоверяли принадлежность товаров определенной компании или гильдии. При этом на товары, отправляемые за рубеж, ставились другие знаки, чем для продажи внутри страны, и это иногда оговаривалось в законодательстве. Когда товары отправлялись по морю, эти отметки заносились в коносамент - расписку, удостоверяющую принятие груза к перевозке, - ив корабельный журнал. В пределах Ганзы, имевшей торговые пункты по всей Европе, такие знаки служили подтверждением права собственности. Например, в 1332 три испанских купца, предъявив свои знаки, получили обратно упаковки с воском, выброшенные на берег Фландрии после кораблекрушения. К концу XVI в. купеческими знаками пользоваться перестали, поскольку торговлю взяло в свои руки небольшое количество торговых домов, имевших специальные таблички со своими знаками. В тех же случаях, когда купца удостаивали герба, знак ставился на щите. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КУРИЦА

КУРИЦА - символ кропотливого труда. Образ «клюющей по зернышку курицы» подразумевал тщательную работу, которая в конечном итоге должна привести к достижению результата. С другой стороны, курица - аллегория нерасторопности. Она как женский символ непременно присутствует в семиотике свадебного стола. В гадательной практике курица символизировала жену: «Курица - не птица, баба - не человек». Несущая золотое яйцо курочка Ряба - один из популярных русских сказочных символов. В западном фольклоре мистификация связывалась с образом Черной Курицы. Наряду с другими домашними животными, курица всегда символизировала обывателей. В баснях и сказках куры, как правило, отличаются глупостью. Свистящая женщина и кричащая петухом курица являются, согласно представлениям некоторых народов, самыми зловещими знаками. Кукарекающая курица - вестница смерти. Русские крестьяне полагали, что курица способна узнать вора. Источ.: Сахаров И. П. Сказания русского народа. Русское народное чернокнижие. Русские народные игры, загадки, присловья и притчи. СПб., 1885; Энциклопедия суеверий. М., 1997.

КХАНДА

КХАНДА - главный символ сикхизма, учения, основанного в Индии гуру Нанаком в XVI в. Сам символ возник в XVII в., и свое название получил от сикхской обоюдоострой сабли. Представляет собой черную эмблему, помещенную на маленьком треугольном желтом «флаге почитания». Такой флаг сикхи вывешивали у дверей гурдварос - «дороги к гуру». Эмблема состоит из двусторонней сабли, обведенной кругом шаккар - древним индийским знаком единственности Бога, и расположенных с обеих сторон изогнутых сабель-кирпанов, одна из которых символизирует духовную власть, другая - светскую. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

Предыдущая страница Следующая страница