Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия.
КОРОНА

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КОРОНА

КОРОНА (от лат. corona - венец) - особый драгоценный головной убор, символизирующий наивысшую ступень в иерархии и являющийся эмблемой верховной власти - божественной и земной. Короны появились еще в государствах древнего мира (Египет, Месопотамия, Рим), а с XI в. императорские, королевские, княжеские, герцогские, графские и другие короны распространились в Европе. В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречье, Египте и на Ближнем Востоке - от головных украшений жрецов. Они изготовлялись из драгоценных металлов - обычно из золота - и украшались драгоценными камнями и жемчугом. Короны имели форму тиары, шапки, диадемы, венка или обруча. Особенно знамениты короны Карла Великого, святого Стефана (венгерская), шапка Мономаха, ставшая короной при Иване III, и большая императорская корона Екатерины II. Корона присутствует в библейских (Христос, коронующий Деву Марию), мифологических (корона, которую держит в руках муза Мельпомена) и в многочисленных исторических сюжетах. В сцене распятия Христа две фигуры по обе стороны креста олицетворяют церковь и синагогу, что в глазах христианских теологов знаменовало конец Ветхого Завета и начало Нового, триумф православия над иудаизмом. Церковь в короне расположена справа от креста и держит чашу, в которую собирает кровь Спасителя. С поникшей головы Синагоги, стоящей слева с завязанными глазами, падает корона. Впервые изображение этих фигур широко использовалось в искусстве каролингского Возрождения и стало сюжетом соборной пластики XII-XIII вв. Двадцать четыре коронованных старца сидят на своих тронах по обе стороны от Христа на Страшном Суде. Венок из цветов тесно связан с римской богиней цветов Флорой и музой Терпсихорой, венок из колосьев - с богиней плодородия Церерой, из винограда - с богом виноделия Бахусом. Корона в виде перьев олицетворяет Америку как одну из четырех персонифицированных частей света в искусстве Контрреформации. Являясь атрибутом матери семи свободных искусств Философии, корона может быть украшена тремя головами, олицетворяющими три ветви философии - мораль, естественную природу и созерцание. В готической церковной скульптуре одна из христианских добродетелей - Надежда - часто изображалась протягивающей руки к короне, что символизировало надежду на будущую славу; в искусстве более позднего времени ей преподносит корону ангел. Сохранились исторические легенды об Александре Македонском, надевающем корону на голову Роксаны, дочери вождя Согдианы, или о стоящем на коленях царе Ассирии, вручающем корону легендарной основательнице древней Ниневии Семирамиде. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» повествует о том, как однажды фараон шутки ради надел корону на голову маленькому Моисею, которую тот сбросил и вспрыгнул на нее. Придворными это было воспринято как предзнаменование того, что Моисей свергнет фараона. Корона в различных формах была наградой за достижения в искусствах и победу в любви. Лаврового венка были удостоены Гомер, Данте и Вергилий. Кроме того, корона в форме тернового венца является атрибутом Христа, святого Иосифа Арифамейского, Людовика XI Святого и Марии Магдалины. Венок из оливковой ветви венчает голову христианской девы-мученицы Агнессы, обезглавленной в 13-летнем возрасте. Тройная корона является атрибутом францисканской монахини Елизаветы Венгерской (1207-1231), которая для францисканцев является символом женского милосердия. Тройная корона на голове бывшей принцессы из венгерской династии Арпад символизирует три ее ипостаси: девственницы, жены и вдовы. Как основной знак суверена корона вошла в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения, - от императорской до дворянской. В русской геральдике были приняты следующие виды корон: княжеская шапка темномалинового бархата с горностаевой опушкой и тремя золотыми дугами, усеянными жемчужинами, над которыми помещена золотая держава с крестом; графская золотая корона с девятью жемчужинами; российская баронская корона в виде золотого обруча, перевитого три раза жемчужной нитью; прибалтийская баронская золотая корона с семью жемчужинами; дворянская золотая корона с тремя листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними. В настоящее время у некоторых государств, не являющихся сейчас монархиями, в гербе сохраняется корона как историческая память: например, в Сан-Марино, Австрии и Сомалийской Демократической Республике. За последние годы все чаще корона стала использоваться в торговых марках и эмблемах. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Леонтьева Г. А. Палеография, хронология, археография, геральдика: Учебное пособие для вузов. М., 2000; Похлебкин В. В. Международная символика и эмблематика: (Опыт слов). М., 1989; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

В начало энциклопедии